Тогда из среды подобной корпорации выступают некоторые лица, которые обращают на себя внимание своей выходящей из ряда деятельностью. Знакомясь с историей братства, мы замечаем среди них людей с развитыми религиозными чувствами, которые жертвовали всем своим достоянием на общее святое дело, и жили всецело его интересами; весьма естественно, что из духовенства, входившего в состав братств, и всегда чрезвычайно чуткого к требованиям морально настроенной паствы, стали появляться талантливые и образованные проповедники слова Божия, и лица, не останавливавшиеся пред совершением подвига. В братстве Виленском появился святой человек, и —352— таким оказался архимандрит св. Духова монастыря и ректор братского училища Леонтий Карпович, глава и предводитель братства в продолжение трудного десятилетия. «Муж богодухновенный, в языку Греческом знамените беглый, оборонца благочестия», как определяет его известный писатель того времени – Копыстенский. В сочинении архим. Леонида «Святая Русь», в числе святых западной России приведено имя Леонтия Карповича, архимандрита Виленского 478 . Леонтий Карпович, в мире Логгин, сын православного священника, родился в 1580 году, и происходил из дворянского рода. Выстрадав, как выше упомянуто, за дело православия в тюрьме около двух лет, и получив от оков язвы на теле, которые не закрывались потом до самой смерти, Леонтий был впоследствии с честью выбран первым архимандритом Виленского св. Духова монастыря. Устроив в монастыре общежитие по строгим монашеским правилам и посвящая все свои заботы религиозно-просветительной деятельности братства, его училищному и издательскому делу, Леонтий Карпович прославился как образованный и талантливый проповедник слова Божия 479 . Своими проповедями архимандрит Леонтий зажигал в сердцах людей веру и энергию, столь необходимые в то время православным для перенесения тяжких испытаний, когда латинские и униатские богословы своими хитросплетёнными изречениями старались уловить в свои сети православных христиан, раздалась богодухновенная речь архи- —353— мандрита Леонтия, хилого телом, но бодрого духом, и в этой речи возвещалась великая христианская истина, что вера утверждается не на мудрости человеческой, а на силе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

478 «Святая Русь», или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси, до XVIII века, обще- и местно чтимых; сочин. архим. Леонида, СПБ., 1891 г., стр. 204. 479 Сочинение «Обличение на унию», помещённое в Акт. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–287, от 1608 года, и приписанное перу иеродьякона Киево-Печерской лавры Леонтия, быть может, составлено Леонтием Карповичем бывшим иеродьяконом этой Лавры. См. Чтен. в общ. ист. и древ. рос. 1878, кн. 1. Филарет, Ист. рус. цер., ч. IV, стр. 135, замечает, что Леонтий описывает унию, как очевидец брестского собора и пером, достойным события. От Карповича остались в письменном виде: «Катание» на погребение кн. Голицына в брат. цер. св. Духа в 1619 году; две проповеди Леонтия Карповича изданы в 1878 г. Общ. истории и древностей российских при Москов. университете. См. также примеч. 11 к IV т. Рус. Ист. Биб. 480 Мелетий Смотрицкий был сыном первого ректора Острожского училища Герасима Даниловича Смотрицкого. Первоначальное образование он получил в Острожском училище, затем в Вильне, а также в заграничных университетах (Лейпцигском, Вюртембергском). Неистовства Потея и бедствия православных побудили Смотрицкого написать книгу «Фринос». Скарга в ответ написал: «Na Threny Y Lament Theophila Orthologa, Do Rusi Grckiego Naboestwa, Przestroga», a в 1613 году Илья Мороховский издал «Утешение или утоление плача восточной церкви» (Paregoria albo utolenie). 481 В 1619 году князь Богдан Огинский основал мужской монастырь со школой в своём имении «Евье» и подчинил его Виленскому братству (см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 85), а годом раньше дворянин Константин Долмат сделал то же с монастырём Цеперским, основанным в Слуцком уезде, вместе со школой и госпиталем (см. Макарий Ист. рус. цер., т. X, стр. 453–454). Этот дворянин позднее, в 1622 году, основал Дятловицкий монастырь и поставил его в зависимость от Киево-Печерской лавры: он же дал Захарию Копыстенскому большую сумму денег на издание в 1624 г. «Бесед на Деяния Апостолов» Иоанна Златоуста (см Труд. Киев. Дух. Акад., 1878 г., сент. Материалы Голубева). В подчинении Виленскому братству и св. Духовскому монастырю находились ещё:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Леонтия (Карповича). Вильно, 1620 г. «Казанье» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) на погребение еп. Леонтия (Карповича). Вильно, 1620 г. Особое место в защите Православия на землях Речи Посполитой принадлежало Свято-Духову мон-рю в Вильно и его настоятелям: Леонтию (Карповичу) , развернувшему активную книгоиздательскую деятельность, Мелетию (Смотрицкому) (до его отпадения в унию в 1627), Иосифу (Бобриковичу), отличавшемуся даром проповедничества. Свято-Духов мон-рь осуществлял руководство и надзор за вновь учрежденными обителями - 17 муж. и 2 жен. Существовавшее при Свято-Духовском братстве изд-во печатало богослужебную, учебную и полемическую лит-ру, в 1621 г. (после конфискации тиража «Френоса») изд-во было перенесено из Вильно в подчиненный Духовскому Евейский мон-рь в имении Б. Огинского. Почти все правосл. братства Б., прежде всего минское, слуцкое и могилёвское, были связаны с виленским братством. Др. твердыней Православия в Б. являлся Слуцк с его Свято-Троицким мон-рем и Преображенским братством. Во многом это была заслуга св. прав. кнж. Софии Слуцкой († 1612). В уважение к ее памяти владельцы Слуцка Радзивиллы впосл. не предпринимали гонений против православных. Церковь в честь Сошествия Св. Духа Кутеинского Богоявленского мон-ря. 1624–1626 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа Кутеинского Богоявленского мон-ря. 1624–1626 гг. Фотография. 2000 г. В кон. XVI-XVII в. в связи с полемикой вокруг унии новый импульс получило кириллическое книгопечатание в Б.: активизировалась деятельность типографий в братствах и при правосл. мон-рях. В основанной могилёвскими братчиками типографии при Богоявленском мон-ре были изданы: Служебник (1616), «Евангелие учительное» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (1619), Псалтирь (1693), «Диоптра» (1698), «Перло многоценное» (1699), «Небо новое» (1699). Крупным центром книгопечатания в Б. в 30-х - нач. 50-х гг. XVII в. явилась типография при Богоявленском Кутеинском мон-ре, основателем к-рой был первый игумен мон-ря Иоиль (Труцевич) .

http://pravenc.ru/text/77856.html

с русским переводом в Вестн. Западн. России. Год 3. Окт. Отд. 1. 2. С. 60–66 Гарашев. Annal. Eccl. Ruthen. P. 294, 305 Суша. Paulus et Saulus. P. 20 338 Православные подали тогда на письме длинный ответ с изложением причин, по которым признавали невозможным и неудобным вступать в диспутацию с униатами; ответ этот впоследствии напечатан православными в книге: Obrona verificaciey. Wiln., 1621. S. 107–110 А униаты вслед за тем напечатали подробное опровержение всех этих причин, или доводов, в своей книге: Examen Obrony. Wiln., 1621. S. 33–43 339 Книга Кревзы недавно напечатана вновь в 4 томе Русск. исторической библиотеки, изд. Археограф. комиссиею 340 Вестн. Западн. России. Год 4. Кн. 5. Отд. 1. 2 А. З. Р. 4. 217 341 В 1633 г. король Владислав в грамоте своей виленскому Свято-Духовскому братству, конечно со слов самих членов братства, между прочим, говорил: «При церкви Св. Духа и монастырь през першого архимандрита их братского виленского годные памети отца Леонтия Карповича на общежительное мешкание законников есть заложон, который мы, государь, сим привилеем нашим подтверждаем... А обраный згодне от них каждый архимандрит мает общежительне з братиею своею жити, заховуючися водлуг регулы св. Василия Великого и водлуг порядков, от першого архимандрита на письме зоставленных, справоватися» (Вестн. Западн. России. Год 4. Кн. 8. Отд. 1. 3. С. 21 342 Так свидетельствует Мелетий Смотрицкий в своем «Казанье на честный погреб... Леонтия Карповича». Вильн., 1620 Экземпляр этого надгробного Слова, едва ли ныне не единственный, сохранившийся в библиотеке Киево-Михайловского монастыря, за 129, находился у нас под руками; по страницам не помечен. В 1591 г. упоминается пинский протопоп Федор Михайлович Карпович (А. Ю. и З. Р. 1. 40 Не он ли был отцом Леонтия Карповича? 343 А. З. Р. 4. 179 Акт. Вилен. комис. 8. 45, 47 Прочее — из надгробного Слова Смотрицкого Леонтию Карповичу 344 Вилен. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 и др. 345 Оба «Казанья» Леонтия Карповича напечатаны в Чтен. М. истор. общ. 1878. Кн. 1 Приведенные нами места — на с. 45, 54, 56, 58, 59, 60, 64, 74, 77, 88.

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

156. Леонтий Карпович , основатель и первый архимандрит Виленского Духова монастыря (Виленск. грам. II, 124), епископ Владимирский и Брестский. Это был один из деятельнейших защитников православия, и притом отличавшийся жизнью святою. В 1633 г. так писали митроп. Могиле признательные к его благодеяниям, оказанным церкви: «если бы ты вздумал теперь отправиться до Вильны и до пределов Русских, с какою радостию встретили бы тебя и проводили до своего руководителя в терпении, предшественника в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, Леонтия Карповича, за несколько лет пред сим скончавшегося архимандрита, чтобы ты, наглядевшись на нетленные останки его и на узы, претерпенные им за веру, мог почувствовать, какое великое дело совершил ты для несчастного народа нашего» (Ист. Русск. ц. IV, 114). Блаж. Леонтий скончался в 1620 г., и кончина его оплакана была в прекрасной беседе «казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, епископа Володимирского и Берестенского», Вильно, 1620 г. Две проповеди его: «казанье двое р. 1615 друков. в Евьи», написаны мастерскою рукою и обнаруживают в сочинителе даровитого оратора. Одна из них в Маяке 1843 г., где разобрана довольно подробно. В 1619 г. говорил он надгробное слово при погребении князя Василия Васильевича Голицына, изданное тогда же в Вильне на польском и на русском языках. Послание его от имени Виленского братства к братству Львовскому написано на чистом церковно-славянском языке и заключает красноречивое убеждение быть верными православию, извещение о построении каменного училищного дома и просьбу прислать учителей и книг полезных (изд. в IV т. Акт. западн. Росс., 217). В сане Печерского иеродиакона писал он в 1608 г. обличение унии, как очевидец Брестского собора (у Толстого II, 398). Без сомнения, им же, как первым настоятелем Духовской братской обители, сочинен «Киновион или изображение иноческого общего жития» братства Виленского церковного, напечатанный в Евии 1618 г. В 1616 г. в Евии напечатан перевод недельных поучений п. Каллиста с славянского на общеупотребительный русский (белорусский) язык, составленный иноками Виленского братского монастыря Св. Духа, и прежде всего блаженным архимандритом Леонтием, повторенный с немногими переменами в издании Петра Могилы , К., 1637. В 1617 г. в Виленской братской типографии напечатан служебник, замечательный по содержанию своему, а в 1618 г. требник. В 1620 г. напечатан «выклад молитвы: Отче наш », сочинение Златоустого, переведенное с греческого Леонтием Карповичем; и тогда же там же издан «Вертоград душевный» Фекары, с предисловием Леонтия Карповича (Сахарова 166, 171, 174, 186, 187; Ундольского 91, 100, 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

187 См. еще пращницу Питирима стр. 362. Сл. Goari Evchologium Graecorum, Paris. 1648. Venet. 1730. Служебник 1639 г. сходен с изданием 1629 г. (Сахарова 375). Служебник или Литургиарий 1629 г. рассмотрен был на Соборе М. Иова, Исаии Копинского архиепископа черниг., Исакия Борисовича еп. луцкого и Паисия Ипполитовича еп. холмского. В сем издании после предисловия Петра Могилы и соборного определения о исправлении Служебника а) Предисловие Земки о Литургии; б) Последование диаконского служения; в) Устав бдения; г) Устав вел. вечерни; д) Последование полунощницы и утрени; е) О повседневной вечерни; ж) Чин благословити вино; з) Проскомидия и три Литургии; и) Отпусты; i) Молитвы над коливом; к) Оглавление и послесловие Земки. 188 Строева дополнение 17. Служебные книги, изданные острожским братством: псалтырь следованная 1598 г., часослов 1598 г., октоих 1604 и требник 1606 г. в Дермане. Послесловие следованной псалтыри, изданной иждивением князя Острожского, а трудами священника Василия, говорят: «Аще ли в чем где погрешено обрящется (понеже не ангел писа, но рука брена и грешна), вы же христолюбцы духом кротости исправляйте, не злоречите, молю». Гораздо более издано в Остроге поучительных отеческих сочинений: книга о постничестве Василия Великого 1594 г., книга Иоанна Златоустог о маргарит 1596 г., сказание святого Кирилла об антихристе в Вильне 1596 г., книжица (послания Патриарха Мелетия) 1598 г., лекарство на оспалый смысл (посл. Златоустого к Феодору Падшему), в Дермане 1606 г. евангелие учительное, 1611 г. 191 «Обличение» между кн. Толстого 2, 398. Сл. журн. мин. нар. просв. 1844, июль. Эктесис Леонтия о Брестк. Соборе, изд. в Остроге 1597 г. 192 «Казанье двое мел Леонтий Карпович архимандрит в року 1615. Друков. в Евю» Первое «Казанье» с объяснением малорус. слов напеч. в 22 книге маяка (1843). Кроме того ему же принадлежит выклад на Отче наш , Вильно 1620 г. О Леонтие см. выше пр. 148. 168. также пр. 193. 193 Православным писаны а) календарь римский новый, Острог 1598. в) плач православия об отступлении некоторых к Западу, изд. в Вильне 1610 г.; г) грамматика славянская в Евю 1619 г. (при управлении Леонтия виленской коллегией); д) слово, говоренное на гробе Леонтия Карповича, Епископа владимирского и брестского и Архимандрита виленского, изд. в Вильне 1620 г.; е) Weryficacia Niewinnosci 1622; Oborona Weryfiaccii 1622; Appendix Oborony; Elenehus Pism uszypliwych 1623. Униатом писаны апология 1626 г., паренезис изд. в Кракове 1628 г. О его грамматике II. Греч. (ист. литер. 51.52.), Митрополит Евгений (Словарь 2, 44–55).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слово в том же году было напечатано на литовско-русском и польском языках . Но кроме трех Слов, сохранившихся в печати, Карпович произнес много и других Слов: он вообще проповедовал в Свято-Духовском монастыре весьма часто, с великою ревностию и большою славою. Его приходили слушать не одни православные, но даже иноверцы, и православные считали его по красноречию подобным Златоусту. Известен еще из литературных трудов Карповича перевод Толкования святого Иоанна Златоустого на молитву «Отче наш», напечатанный в 1620 г. Для своего Свято-Духовского монастыря Леонтий составил устав, вероятно, тот самый, который под заглавием «Киновион, или Изображение евангельскаго иноческого общого жития, от св. отец вократце собранно» и напечатан иноками того монастыря «на Евю, в друкарни братской Виленской, року 1618» (ясное свидетельство, что существовавшая в Евю типография принадлежала виленскому Свято-Духовскому братству) . Такой настоятель и духовный вождь не мог не оказывать благотворного влияния и на подведомых ему иноков. Особенно драгоценны были труды их по изданию книг, которые они печатали разом в двух своих типографиях: находившейся в Евю и братской Виленской. В Евю они напечатали 1616 г. «Евангелие учительное», или собрание поучений на весь год, Константинопольского патриарха Каллиста которое они теперь, как сами объясняют в предисловии, вновь переложили с греческого и славянского языка на русский простой, или простонародный, ввиду того что славянский перевод этой книги, не раз уже напечатанной, сделался для многих совсем непонятным, особенно в простонародье . В Вильне, в братской типографии, которая, значит, была уже восстановлена, те же иноки напечатали: около 1615 г. Молитвослов, содержащий в себе, между прочим, молитвы святого Кирилла Туровского в 1617 г. Служебник в 1618 г. Требник в 1620 г. «Вертоград душевный» святогорца Фикарды с предисловием от имени Леонтия Карповича . Самым замечательным из иноков Свято-Духова монастыря во дни Леонтия Карповича был Мелетий Смотрицкий .

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

—147— правительства отразился на жизни и деятельности старейших братств, как эти новые веяния вызвали к жизни заглохнувшие было под давлением всесильных латинян и униатов прежде-основанные братства, и как вследствие этих благоприятных условий стали повсеместно учреждаться новые братства, особенно в южной части западной России. Виленское братство, воспользовавшись милостивым отношением новоизбранного короля к православным и их братствам, представило королю Владиславу IV на коронационном сейме разные грамоты и привилегии польских королей Стефана Батория и Сигизмунда III. 1532 Король, по рассмотрении этих актов, относившихся до учреждения братства, подтвердил все его права, и в своей новой грамоте от 18 марта 1633 года даровал братству еще другие права и преимущества. Король, усматривая, сколько несправедливостей терпело братство, как в отношении свободного владения своими недвижимостями, так и в нарушениях других своих прав, постановлял, чтобы отныне не было братству никакого бесправия и притеснений, ни со стороны судебных и административных учреждений края, ни со стороны разных своевольных людей, и чтобы по делам судебным братство подлежало только главному трибунальному суду. Утверждая за братством монастырь св. Духа, как мужской, так и женский, с теми порядками, которые были заведены по уставу первого братского архимандрита Леонтия Карповича, король также утвердил за братством и все другие монастыри, находившиеся под его властью, а именно (как перечислено в самой грамоте): Петропавловский в г. Минске, Евейский в воеводстве Трокском, Цеперский и Сновский в воеводстве Новогрудском, Новодворский и Купятицкий в округе Пинском, Селецкий в воеводстве Минском, 1533 равно —148— как и те монастыри, которые впредь будут основаны и по воле основателей – отданы под власть Виленского св. Духовского монастыря. Подтверждая за братством их прежнее право свободного владения всеми недвижимыми имуществами и беспрепятственного приобретения всяких пожертвований и отказов по духовным завещаниям, король предоставил братству построить каменную церковь св. Духа, вместо деревянной, и дозволял ему именоваться по-прежнему св. Троицким братством и употреблять печать с изображением св. Троицы. 1534 Но смотря, однако, на всю благосклонность короля Владислава IV к православным и их братствам, он, конечно под влиянием иезуитов и униатов, все-таки счел необходимым ограничить курс учения в православных училищах, боясь, чтобы они не превратились в академии и тем увеличили бы количество русских образованных и ученых людей в пределах литовско-польского королевства, Так, в привилегии православным от 18 марта 1633 г. король сообщал, что «в школах Киевских и Виленских дозволяем учить неуниатов по-гречески и по-латыни, однако так, чтобы свободным наукам обучали не далее диалектики и логики». 1535

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

163 Ныне, как известно, все Православные Христиане, как туземцы, так и пришельцы, погребаются в одном месте, на Сионском кладбище. Каменной же погребальный погреб, о котором упоминает ниже наш паломник, существует и доселе. 164 Здесь, очевидно, идет дело о развалинах зданий, находящихся близ кладезя не Иова, а Иоава, полководца Давыдова. 165 И у Коробейникова, как и у других наших паломников, Силоамскою купелью называется тот источник, который у Западных писателей назван источником Пресвятые Богородицы. 166 Здесь разумеется та самая пещера, которая находится близ юго-восточнаго угла Гефсиманской церкви. Латине, завладев ею в XVII столетии, начали с тех пор утверждать, что будто это место моления о чаше, вопреки древнему Православному преданию, указывающему это место близ северо-восточнаго угла Гефсиманскаго вертограда (сада); также находящегося в исключительном владении Латин. 167 У современника нашему Даниилу, Греческаго писателя Фоки, читаем: «Между монастырем Предтеча и Иорданом находятся небольшой холм, называемый Ермовским, на котором стоял Спаситель в то время, когда Иоанн, указывая на него народу, возгласил: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». В одной из проповедей Св. Иоанна Дамаскина на Преображение Господне, приводимой нашим знаменитым проповедником XVII века, Леонтием Карповичем (Архимандритом Виленским), находится согласное сему место: «Возрадовалася гора Фавор часу (времени) Преображения, возрадовался и Ермон пагорок (холм), Иордану реце прилеглый, часу (времени) крещения». (См. в слове на Преображение Господне Архимандрита Вилевскаго, Леонтия Карповича, напеч. в Евью 1615 г.). Из этого видно, что предания Палестинския усвояли издревле название «Малаго Ермона» холму, прилежащему к Иордану, подле места крещения Христа Спасителя. Иоанн же Дамаскин, как инок Саввинской Лавры, без сомнения, не раз и сам посещал этот холм находившийся во владениях Иорданскаго монастыря Св. Предтечи. Холм этот и по ныне существует: я двукратно восходил на него, посещая Иордан с иноками Саввинской Лавры, в 1858 и 1864 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

172 «Граматика, сложена от различных грамматик, студеями, иже в львовской школе. В друкарни братской». Строева опис. книг Толстого стр. 64. 173 Грамоты Патриарха и короля во 2 ч. виленских грам. 3, 4. Король подтверждал свою волю в 1593 г. там же 2, 116–123. С 1590 г. братство уже издавало книги, напр. виленский апостол 1591 г. 175 В 1618 г. князь Константин Долмат Цеперский отдал недвижимое свое имение в пользу монастыря цеперского и в заведование братского монастыря святого Духа, но с тем непременным условием, чтобы в случае отступления виленского братства в унию имение оставалось собственностью православия. Собр. вилен. грам. 2, 40. 176 В Евю изданы братством псалтырь и новый завет 1611 г., часослов 1612, диоптра 1612 г., анфологион 1613 г., евангелие учительное 1616 г., грамматика 1619 г. Киновиан, или изображение иноческого общего жития 1618. 177 В Вильне изд. об антихристе и грамматика Зизания 1596 г., повседневные молитвы 1596, служебник 1617. Требник 1618, вертоград душевный Фекары (с предисловием Архимандрита Леонтия Карповича) 1620 г., грамматика (букварь) 1621 г., псалтырь и новый завет 1623 г., беседы Макария 1627 г. и пр. Особенности в содержании служебника у Сахарова в лет. книг 166 (Спб. 1849). 179 Максимовича киевлянин на 1841 г. здесь грам. Патриарха Кирилла и фундаторы братства и пр. стр. 60–67. 304–323, Памятники киевск. комм. 1845 г., здесь а) грамота короля Сигизмунда 1619 г.; б) четыре патриаршии грамоты; в) первый устав луцкой школы; г) второй устав луцкой школы и несколько других документов луцкого братства. 180 Королевская грамота Спасскому братству в Велор. Арх. ч. 1 стр. 36. 43. Другам с гневом по жалобе униата Бролепицкого в Могилев. губерн. ведом. 1347 г. 6. Третья 1602 г. утверждающая постановления братства Церкви Входа Господня между прочим о школе – там же 10. Патр. грам. 1633 г. – там же 1. Грамота патриаршего представителя Никифора 1597 г. там же 41. Сл. ист. иер. 3, 440. 441. 181 Ист. киевской академии Киев 1843 г. Иоан. Голятовским написано наставление, как сочинять слова (изд. при книге: ключ разумения, в Киеве 1660 г). Петр Могила Митрополит киевский, в прибавлении к творениям отцов Церкви 1846, кн. 1. Участие других Пастырей в поддержании Киевской коллегии: в грам. 12 июля 1640 г. «Иосиф Горбацкий, Епископ витебский, мстиславский, оршанский, могилевский и игумен киевский михайловский и Иосиф Чаплиц Шпановский Епископ луцкий и острожский архимандрит» обещают жертвовать братству каждый год по 500 злотых; а «Дионисий Балабан, Епископ хельмский и бельжский, и Антоний Винницкий, Епископ перемышльский и самборский» обещают давать по 200 злотых в год. (Киев. Памятн. 2. 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010