Все архитекторы, упомянутые в Народном каталоге православной архитектуры в скобках - количество объектов, в постройке которых принял участие архитектор Константин Андреевич Тон (133) Иван Аполлонович Чарушин (84) Фёдор Михайлович Вержбицкий (67) Николай Никитич Никонов (53) Андрей Альбертович Анисимов (50) Тадеуш Северинович Хилинский (41) Федор Николаевич Малиновский (40) Алексей Егорович Эренберг (34) Василий Антонович Косяков (31) Николай Александрович Львов (31) Матвей Фёдорович Казаков (30) Александр Степанович Каминский (27) Василий Михайлович Дружинин (27) Владимир Христианович Немкин (26) Василий Петрович Стасов (26) Михаил Петрович Коринфский (25) Александр Бонавентурович Турчевич (24) Фёдор Иванович Афуксениди (24) Филимон Меркурьевич Росляков (23) Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (22) Авраам Иванович Мельников (21) Владислав Осипович Грудзин (21) Аполлон Николаевич Эдельсон (21) Фёдор Иванович Данилов (21) Михаил Дормедонтович Быковский (21) Алексей Маркович Салько (20) Александр Афанасьевич Латков (20) Алексей Максимович Горностаев (20) Карл Иванович Бланк (20) Джакомо Кваренги (20) Григорий Иванович Карпов (20) Иван Егорович Старов (20) Янис-Фридрих Бауманис (19) Семён Емельянович Дудин (19) Давид Иванович Гримм (19) Леонтий Николаевич Бенуа (19) Андрей Петрович Аплаксин (18) Александр Александрович Щербачёв (18) Николай Владимирович Султанов (18) Иосиф Иванович Шарлемань (18) Станислав Людвигович Мысловский (17) Александр Степанович Андреев (17) Михаил Арефьевич Щурупов (16) Андрей Николаевич Оболенский (16) Иван Петрович Канаев (16) Дмитрий Валерианович Знобишин (15) Степан Васильевич Крыгин (15) Василий Михайлович Шервинский (15) Михаил Тимофеевич Преображенский (14) Николай Михайлович Чагин (14) Бартоломео Франческо Растрелли (14) Василий Иванович Баженов (14) Сергей Иванович Карягин (14) Генрих Карл Шель (13) Фёдор Михайлович Шестаков (13) Карл Иванович Росси (13) Алексей Викторович Щусев (13) Владимир Александрович Покровский (12) Дмитрий Васильевич Ухтомский (12)

http://sobory.ru/architect/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 9.04.1635, Вильно), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета, относившегося к гербу Pókozic. Отчество И.- Левонович дает основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской ц. свящ. Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609-1610 гг. от униат. митр. Ипатия Потея (Могилёвская епархия. 1905. Т. 1. Вып. 1. С. 125). В виленском братском уч-ще И. был учеником архим. Леонтия (Карповича) . И. принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), по-видимому, не позднее 1620 г. Как предполагает А. Миронович, И. был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова мон-ря Леонтием (Карповичем), скончавшимся в 1620 г. (его преемником стал архим. Мелетий (Смотрицкий) ). В нач. 20-х гг. XVII в. И. стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства . Для «духовных намов» неск. раз в год он ездил в Киев; входил в окружение свт. Петра (Могилы) . В 1622 г. И. пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском уч-ще таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) . Уровень преподавания в виленском уч-ще был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский обвинил И. вместе с др. руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV правосл. иерархов. Причастность И. к выпуску этих изданий представляется вероятной, но определить его личный вклад нет возможности. Перу И. исследователи определенно приписывают лишь одно произведение: «Kazanie na znakomity pogrzeb... pana Bohdana Martimiana Ogiskiego z Kozielska, podkomorzego trockiego etc., odprawowane przez oyca Jozepha Bobrykowicza, zakonnika monastera bractskiego wileskiego cerkwi w. Ducha, w cerkwi kroskiej ruskim jzyku, a po tym za daniem wielu na polski przeoone. 1625, maij 15» (Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т. д., произнесенная Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Св. Духа виленского братского мон-ря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведенная. 1625, 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского муж. мон-ря в мест. Евье близ Вильно (ныне г. Вевис, Литва), основанного кн. Б. Огинским в 1600 г. И. писал, в частности, о важности сохранения Православия белорус. дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Тутаев. Церковь Вознесения Господня. Леонтьевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Если пройти через парк с памятником погибшим (стоя спиной к Волге - направо от крепости), увидишь стоящую на широком лугу церковь Вознесения, или Леонтьевскую (1795). Построена стараниями некоего купца при помощи прихожан. Паперть в ложнорусском духе добавили в 1810 году. Второе имя церкви – от имени луга, который в народе искони называется Леонтьевка. Некогда на лугу стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, который, по-видимому, сожгли поляки. Именно в этом храме находилась икона Параскевы Пятницы, которая ослепила поляков, когда те хотели ее осквернить. Возможно, этот храм Леонтия Ростовского – самый древний в Романове, он появился, быть может, еще до построения крепости. Дело в том, что Леонтий (родившийся в Константинополе, “окончивший курс” Печерского монастыря в Киеве, и погибший от рук язычников в 1073 году) почитался как креститель Ростовской земли и как борец с местным язычеством. Поэтому закономерно было бы думать, что этот храм поставили тогда, когда крестили местное население. А это могло случиться в 11-12 вв. По материалам сайта http://archeologia.narod.ru Церковь Вознесенская приходская, каменная, пятиглавая с шатровою колокольнею, построена в 1795 г. старанием купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами. В церкви четыре престола: в 1795 г. был устроен только нижний теплый придел храма в честь знамения Богородицы с приделом муч. Параскевы; отделан верхний холодный этаж в 1815 г. в честь Вознесения Господня; в 1879 г. этот придел капитально обновлен и украшен новым античной архитектуры придельным алтарем, освященным 18 мая 1880 г. в честь св. Леонтия епископа ростовского и преп. Сергия Радонежского чудотв. Церковь двухэтажная. Особо чтимая храмовая икона муч. Параскевы древнего письма, икона св. Леонтия ростовского чудотв. и преп. Сергия Радонежского, крест с частицею Животворящего Креста Господня, икона Распятия Иисуса Христа в серебряной вызолоченной ризе с 13 частицами св. мощей и икона Божией Матери «Нечаянная радость».

http://sobory.ru/article/?object=02991

Недолго торжествовали злоречие и издевательство над распятым Господом: скоро неодушевленная природа, по мановению Божию, явила знамение для вразумления врагов Иисусовых, искавших некогда знамения с небес: ОТ ШЕСТОГО ЖЕ ЧАСА , по-нашему около полудня, вдруг солнце померкло и ТЬМА БЫЛА ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ДО ЧАСА ДЕВЯТОГО , часов до трех пополудни 18 . Солнце, видя Творца вселенной столь уничиженным, в ужасе и негодовании как бы закрыло лицо свое, чтобы не видеть зрелища безмерной неправды человеческой; оно помрачилось подобно тому, как светлые Херувимы не могут открыто взирать на безконечную славу Господню и закрывают лица свои. Вся тварь, верная Творцу своему, видя Его обнаженным, поруганным, покрылась мраком, подобно тому, как верные чада и домочадцы облекаются в черные одежды при кончине родителей и домовладык своих в знак глубокой печали... Об этой чудесной тьме, которая не могла быть обыкновенным затмением солнца, ибо в то время было полнолуние, когда затмений не бывает, упоминают даже языческие историки. (Об этом свидетельствуют язычники Флегон и Фалас. Защитник христианства Тертуллиан , живший во II веке, указывает на эту тьму и при этом ссылается на Римские архивы, в которых можно прочитать описание этой чудесной тьмы.) Этот чудесный мрак, вдруг, среди ясного полудня покрывший землю, должен был устрашить толпу, которая безумствовала у креста Господня. Иудеи считали помрачение солнца предвестием грядущих бедствий. Ругательства на время затихли. Под покровом мрака ко кресту Господню приблизились Его знаемые. Но прежде всех и ближе всех у креста мы видим Его Пречистую Матерь с возлюбленным учеником Иоанном. Этот ученик трогательно благовествует о том, с какой нежной любовью Божественный Сын, умирая на кресте, заботился о Своей безутешной Матери. Теперь-то оружие, предсказанное Симеоном, пронзило печалью Ее душу! Справедливо говорит один учитель Церкви: «поистине Она не вынесла бы этой скорби, если бы не поддерживала Ее та десница, которая была простерта над Нею на кресте!» (Леонтий Карпович, архиеп. Виленский). Теперь и для любящего ученика было ясно, как горька чаша, которую он обещал пить со своим Учителем, когда просил себе место по правую Его сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны. Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 гг. архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. Итого, в соборе было шесть престолов: главный центральный - во имя Воскресения Христова, южный - во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный - во имя Архангела Михаила, южный на хорах - во имя Всех Святых, северный - во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского. http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html Собор в честь Воскресения Словущего, 1849-1861 гг. 3 ноября 1849 г. в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего. Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05264

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета прошло очередное заседание Синода Белорусской Православной Церкви 05.04.2011 4 апреля 2011 г. в Доме милосердия прихода Всех святых в г. Минске под председательством Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета состоялось очередное заседание Синода Белорусской Православной Церкви . На заседании присутствовали заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь А.М. Радьков, заместитель премьер-министра РБ А.А. Тозик и уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров РБ Л.П. Гуляко. Совместно с представителями государственной власти Синод обсудил ряд вопросов церковно-общественного характера, а также отметил высокую значимость процесса укрепления церковно-государственных отношений. Откликаясь на послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с бедствиями в Японии, Синод призвал православных христиан Белоруссии «разделить с японским народом тяготы несения креста путем молитвы и посильной материальной помощи». Участники заседания обсудили грядущее 25-летие Чернобыльской катастрофы. Мероприятия в Минске, посвященные скорбной дате, организуют приходы храмов в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» совместно с Департаментом по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ. Одним из них станет международная конференция, в которой наряду со специалистами из стран Европы примут участие представители христианских Церквей Белоруссии. Решением Синода к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви в чине преподобных был причислен архимандрит Виленский Леонтий (Карпович) (1580-1620), защитник Православия в период введения унии. Также члены Синода рассмотрели вопрос о возрождении Свято-Успенского женского монастыря в с. Слобода Витебского района и обсудили ряд кадровых назначений. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.04.2011 17:08:10

http://drevo-info.ru/news/10508.html

В октябре 1620 года патриарх Феофан, не желая раздражать католиков и униатов, со всевозможною осторожностью и тайно, в Богоявленской церкви Киево-братского монастыря, ночью, при закрытых и завешанных окнах, совершил, совместно с двумя восточными архипастырями, обряд посвящения в митрополиты Киевские и Галицкие игумена Иова Борецкого, а в епископы Перемышльские Исаию Копинского. 12 Затем в епископы былипосвящены: Мелетий Смотрицкий – на архиепископию Полоцкую, Леонтий Карпович – на епископию Владимиро-Брестскую, а после его смерти случившейся в том же году, на его место был избран Иезекииль (Иоиль-Иосиф) Курцевич, Исаакий Борисович – на епископию Луцко-Острожскую, Паисий Ипполитович – на епископию Холмскую и Авраамий Стагонский – на епископию Пинскую. В ставленной грамоте Феофана, новопосвященным митрополиту и епископам, он дал им большие права, а именно предоставил епископам, по смерти митрополита, если неудобно будет переслаться с Константинопольским патриархом, поставить нового митрополита их властью, далее, уполномочил новопоставленных владык наблюдать за всеми ставропигиальными церквами, монастырями и братствами, и наконец, поручил этим высшим иерархам позаботиться об уничтожении некоторых неправильностей в обрядах, вкравшихся в практику южно-русской церкви. 13 В январе 1621 года, после праздника Богоявления, Феофан простился с Киевом, благословив братство новой грамотой и своим кипарисным крестом, который доныне сохраняется над царскими вратами братской Богоявленской церкви; 14 в этой грамоте патриарх Феофан поучал братчиков: «да пребываете в нем (т. е. в братстве) богобоязненно, со всякими усердием, приемля друг друга, не питая друг к другу зависти, и не завидуя ни в чем, но преимущественно исполняясь духом кротости, последуя преданиям древнейших братств». 15 Из России патриарх Феофан направился в Валахию, и на границе в г. Буске (древ. Божьскый, Бужеск) простился с православными. Прощание было весьма трогательное и святитель, гетман и войско казацкое – все плакали. Патриарх стал на городской площади и долго поучал духовных и мирян строго держаться православия и с покорностью переносить гонения и скорби; читал разрешительную молитву и в это время все преклонили пред ним колена; затем снял с казаков грех тяготивший их совесть и состоявший в том, что они пред тем ходили походом с польским королевичем Владиславом на единоверную Москву, и убеждал их впредь этого не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Центром православных в Вильне был Святодуховский монастырь. Перед началом унии православное виленское братство, имевшее при Троицком монастыре только алтарь, решилось построить свою церковь на другой стороне улицы и в 1592 г. получило на то разрешение от короля и от митрополита. Постройка деревянной церкви начата в самый год введения унии (1596); но братство еще держалось около Троицкого монастыря, в котором Стефан Зизаний произносил свои огневые проповеди против унии. Король запретил было построение церкви, 728 но братство успело окончить постройку. Наконец в 1609 г. униатский митрополит Поцей отнял у православных Троицкий монастырь и отдал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила Сенчилы униата Рутского. 729 С этого времени православное братство перебралось в Святодуховский монастырь. Борьба его с унией и протесты против изменивших православию святителей, ученая богословская полемика его с передовыми униатскими деятелями и труды на пользу просвещения, составляют один из важнейших моментов в истории не только литовского края, но всей западно-русской церкви. Иерусалимский патриарх Феофан, во время пребывания в Киеве, утвердил устав виленского братства, который потом принимаем был в руководство вновь образовывавшимися братствами. 730 Но энергическая деятельность братства скоро была подавлена насилиями латинства и унии. После сейма 1632 г. почти уже ничего не было слышно о его деятельности. Но Святодуховский монастырь, оставшийся православным во все время унии, был опорой для православных дворян и народа всего северо-западного края и сделался исторической русской святыней. Судьба этого монастыря тесно связана с судьбой православия в Вильне. С 1610 г. братство виленское имело себе защиту в князе Христофоре Радзивиле, кальвинисте, и в течении десяти лет к нему обращалось во всех своих нуждах. – Первым настоятелем монастыря, правителем основанной при нем школы и вообще передовым православным в Вильне в начале унии был архимандрит Леонтий Карпович, из образованных иноков Киево-печерского монастыря. Известно несколько поучений, говоренных им в Вильне; известна и ревность его об упрочении просвещения в Вильне и вообще в западно-русской церкви. 731

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь . Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587—1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии. В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию. Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Портрет и подпись еп. Кирилла Терлецкого (1540-е –1607) Князь Василий-Константин Острожский (1526–1608) В. К. Острожский (второй справа) в ряду русских князей. Роспись Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Фото кон. XIX в. Выезд кн. В. К. Острожского из замка. Худ. А. Ковальчук, кон. XX в. Острожский замок. Акварель Зигмунта Фогеля, 1796 г. Острог. Худ. Наполеон Орда, 1870-е гг. Острожский замок. Современный вид Этот момент в биографии старца Иоанна крайне важен, поскольку он подтверждает тесную связь будущего подвижника с Острожским кружком православных книжников-традиционалистов, под влиянием которых на начальной стадии и формировалось его мировоззрение. 28 С этим же центром православной книжности и просвещения были тесно связаны в ту пору и другие видные православные духовно-культурные деятели Украины, такие как священник Дамиан Наливайко, преподобный Иов (Желизо) Почаевский, святитель Василий Сурожский, писатель Герасим Смотрицкий, архимандрит Елисей Плетенецкий, митрополит Исаия Копинский, епископ Исаакий Борискович, блаженный Киприан Острожанин, митрополит Иов Борецкий, старец Афанасий Межигорский, архимандрит Леонтий Карпович, гетман Петр Сагайдачный и многие другие. 29 Поэтому не исключено, что, пребывая на службе у князя Василия-Константина Острожского, молодой Иоанн Вишенский близко знал этих и других деятелей и воспитанников Острожской школы. Портрет кн. В. К. Острожского. XIX е. О том, что будущий старец Иоанн состоял на службе у князя Острожского, свидетельствует и униатское полемическое сочинение «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета», написанное в 1599 году идеологом унии, а позже и униатским митрополитом Ипатием Потеем (1541–1613). В своем произведении он упоминает, что «пан Вишенский» вместе с другим видным деятелем Острожского кружка и православным писателем-полемистом Василием Сурожским привозили ему во Владимир-Волынский в 1593 году письмо от князя Острожского. 30 Обоих посланников князя Ипатий Потей характеризует как сведущих в церковных вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010