Так-то совершаются у нас дела столь важные церковно-государственной реформы! Возвращаюсь назад. 26-го ч. писал я в Тверь секретарю консистории С. П. Славолюбову: «Третьего дня, вечером, был у меня Т. И. Филиппов с супругой по делу о дополнительных пунктах к уставу Ржевского Братства. Я им показал присланный мне из консистории журнал и проект представления в Св. Синод по сему делу; они остались удовлетворенными. В воздаяние за эту заслугу Т. И-ч предложил мне свою готовность послужить нам в случае ходатайства о восстановлении кредита из Государственного Казначейства на содержание викария. Он советовал даже просить по крайней мере в полтора больше против прежнего, т. е. 1800 руб. оклада, чтобы несомненно получить, если не просимую, то прежнюю сумму. Попытайтесь в самом деле, оставить проект представления Св. Синоду в этом смысле, мотивируя возвышение цифры оклада возвышением ценности на все предметы содержания. И в случае удовлетворения ходатайства, пожертвования от монастырей можно будет обратить на удовлетворение каких-либо других епархиальных потребностей. Но останетесь ли Вы у нас до июля? Новый Прокурор Синодальной Московской конторы мне сказывал, что он пригласил Вас в Москву для предварительного осмотра предназначаемой Вам квартиры, в случае вашего поступления туда на службу. Были ли Вы в Москве и с чем оттуда возвратились; скажите мне откровенно, дабы я заблаговременно мог позаботиться о назначении Вам достойного приемника. Впрочем, мне будет очень жаль с Вами расставаться. Были ли выборы на должность кафедрального соборного старосты, и с каким результатом?» 28-го ч. послан был мной в Тверскую консисторию для передачи в попечительство о бедных духовного звания, банковый 5% билет в 1000 рулей, вырученных от продажи изданной мной книги «Письма М. М. Филарета к архиеп. Тверскому Алексию», М. 1883г. В этот день, по случаю именит известного благотворителя Вышневолоцкого Казанского монастыря потомственного почетного гражданина, Ефрема Никифоровича Сивохина, мы обедали у него вчетвером: митрополит Исидор и архиепископы: Леонтий, Ионафан и я. Забавно было видеть, как 85-летний старец-митрополит шел к столу под руку с женой Сивохина – доброй и набожной, но совершенно простой крестьянской женщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В пределах Киевского генерального округа, или генерал-комиссариата, фактически существовала самостоятельная церковная структура, к-рой руководил епископ, управлявший К. е. 25 сент. 1943 г. (по др. данным, в окт. 1943) архиеп. Пантелеимон вместе со своим келейником мон. Димитрием (Щуром) по распоряжению нем. власти об эвакуации гражданского населения покинул Киев, нек-рое время находился на территории К. е. и продолжал управлять епархией. На момент отъезда из Киева владыка Пантелеимон имел титул «архиепископ Киевский и Галицкий», когда и кем он был возведен в сан архиепископа, данных нет, но несомненно, что это произошло между маем и сент. 1943 г., после гибели митр. Алексия (Громадского). Вероятно, назначение его правящим архиереем инициировал Временный синод. По всей видимости, архиеп. Пантелеимон играл важную роль в общецерковной жизни на оккупированных укр. землях; известно, что глава автономной УПЦ архиеп. Дамаскин (Малюта) из-за активных контактов с УАПЦ не пользовался доверием укр. архиереев. Вскоре после отъезда архиеп. Пантелеимона в Киев прибыл архиеп. Дамаскин, ожидая признания своего звания экзарха и первоиерарха автономной УПЦ от Московской Патриархии и от советских властей; вероятно, он претендовал и на управление К. е. Однако в мае 1944 г. владыка Дамаскин был арестован в Киеве, трибунал войск НКВД Киевской обл. приговорил его к 15 годам заключения. Следом за архиеп. Пантелеимоном родную землю покинули Бердичевский еп. Леонтий (Филиппович), духовник киевского Покровского жен. мон-ря прот. Адриан Рымаренко, благочинный Печерского р-на Киева прот. Антоний Юнак, клирик Владимирского собора свящ. Стефан Ляшевский, свящ. Владимир Чекановский и др. священнослужители К. е. Бывш. секретарь К. е. прот. Михаил Иваськов также уехал из Киева вместе с отступавшими нем. войсками, но остался на территории Волынско-Ровенской епархии, где в 1944 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. При отступлении из Киева оккупанты прибегли к новым репрессиям. 26 окт. 1943 г. немцы убили почитавшуюся как блаженная схим. Серафиму (Фёдорову) и послушницу Александру. Перед смертью подвижниц жестоко пытали; возможно, немцы посчитали их советскими агентами (были сведения, что они прятали у себя бежавших из плена красноармейцев) ( Агапит (Юрков), игум. Древо плодовитое и благосеннолиственное. К., 2007. С. 34-35).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Это было в 1942 г. А в 1943 и в 1944 гг. о. В. стал тайно поминать Митрополита Анастасия» (главу карловчан) 673 . То, что большая часть общин ИПХ Ленинградской области в период оккупации осталась в подполье, позволило им продолжить свою деятельность и после окончания войны, несмотря на смерть основных руководителей. В ночь на 1 апреля 1944 г. схиеп. Макарий был убит осколком бомбы, сброшенной с советского самолета при бомбардировке г. Печоры, еп. Иоанн (Ложков) скончался 3 декабря 1945 г. В ряде других районов страны германское командование более благосклонно относилось к катакомбникам – в Брянской, Орловской, Воронежской областях, а также в Белоруссии, Крыму и на Дону. Там они зачастую выходили из подполья. В г. Мозырь Гомельской области начал служить и открыто рукополагать во священники вышедший из подполья архиерей. В Житомире вскоре после прихода немцев организовал приход катакомбник архимандрит Леонтий (Филиппович). Вскоре он был посвящен во епископы и вошел в состав автономной Украинской церкви и т. д. Часть наиболее непримиримо настроенных к Московской Патриархии катакомбников сотрудничала с оккупационной администрацией. А в Центральном Черноземье и Брянской области были созданы антисоветские вооруженные формирования во главе с «истинно-православными» – Каминским, Воскобойниковым и другими. После отступления вермахта немалая часть ИПХ ушла на Запад, в том числе и вступившие в известную бригаду Каминского (сам он был в конце концов расстрелян фашистами) 674 . Советские власти с началом войны заняли по отношению к находящимся в подполье общинам и священнослужителям жесткую позицию. Уже говорилось о репрессиях в отношении иосифлян в блокадном Ленинграде. Документы органов госбезопасности по Костромской области также свидетельствуют о подобных акциях. Так, 25 декабря 1941 г. был арестован священник с. Сидоровское А. Богословский, в 1935 г. порвавший с митр. Сергием. Он обвинялся в том, что «привлекал» в нелегальную моленную на своей квартире верующих, которых «обрабатывал в антисоветском духе», «восхвалял фашизм» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

09(22).11.1933–1934: Антоний Панкеев 1934–1942: 09(22).06.1942–1943: Панкратий Гладков Белгородская (григ.) Иероним Борецкий Алексий Белгородская (обн.) 05(18).06.1924–12(25).01.1925: Николай Рубцов 14(17).07.1925–29.08(11.09).1925: Адриан Компанийцев 1925–1930: 1930–06(19).03.1931: Алексий Щербаков 06(19).03.1931–04.1931: Димитрий Крылов 11(24).03.1931–21.06(04.07).1931: Иоанн Симонов 07 .1931–02.1932: Викентий Никипорчук 02 .1932–03.1933: Алексий Щербаков, паки Белебеевская 22 .07(04.08).1924–1924: Пётр Савельев Белевская 05(18).04.1920–02(15).01.1923: Игнатий Садковский 1923–1935: 09(22).05.1935–12.1937: Никита Прибытков Белевская (обн.) 1934–: Арсений Краснов Белокопытская 1926–: Макарий Звездов Белорусская см. Минская Белорусская (обн.) см. Минская (обн.) Белостокская 03(16).06.1907–1924: Владимир Тихоницкий 1924–1945: 1945–09(22).06.1948: Тимофей Штретер Белоцерковская 1921–1924: Димитрий Вербицкий Белоцерковская (обн.) 1924–03.1926: Павел Циприанович 1926–1926: Владимир Дубчук 1926–1928: Иов Сахновский 10 .1928–1934: Павел Циприанович, паки Белоцерковская (укр.) Владимир Бржосновский Георгий Тесленко – 1942: 11(24).05.1942–09(22).07.1942: Мануил Тарнавский Белыничская (белор.) 1923–1927: Николай Судзиловский Белыничская (обн.) 1925–1926: Гавриил Свидерский Бельская 03(16).04.1916–19.08(01.09).1917: Серафим Остроумов 1917–1921: 17(30).04.1921–1922: Сергий Королев Бельская (обн.) 31 .03(13.04).1924–1928: Николай Строганов 1928–1930: 16(29).01.1930–04(17).09.1935: Димитрий Селезнёв Бендерская см. Белгород-Днестровская Бердичевская (обн.) 1922–: Александр Чехановский 1924–1934: Александр Чекановский, паки 1925–1925: Андрей Одинцов –1935: 08 .1935–27.01(09.02).1938: Мелетий Фомин Бердичевская (укр., окк.) 26 .11(09–12).1941–1942: Леонтий Филиппович Бердянская (обн.) 10 .1924–02.1925: Михаил Митрофанов 03 .1925–06.1925: Михаил Митрофанов, паки Березовская 16(29).07.1917–1923: Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14).08.1923–10(23).07.1924: Иоанн Братолюбов Берлинская и Германская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Один только наш митрополит Леонтий несколькими годами раньше Керулария писал об опресноках «к мужам римским», жившим в нашем русском царстве, и ему поэтому едва ли не первому принадлежит честь борьбы из-за этого вопроса. Но со времени собственно Керулария и с него первого начинается на греческом востоке полемика об опресноках. Греки теперь прозвали латинян азимитами, опресночниками, а латиняне греков – ферментатами, заквасниками, и одни у других не стали причащаться Евхаристии на том или другом хлебе, но греки во Флоренции же, в самый день торжественного объявления совершенной на соборе унии, не захотели причащаться латинских опресноков, а папа не позволил грекам совершить литургии на квасном хлебе. Спор продолжался долго и после флорентийского собора, хотя уже более в виде научного, беспристрастного исследования спорного вопроса. Другое отступление католиков от древне-церковного учения о видимой стороне таинства Евхаристии касается самого священнодействия, на котором совершается Евхаристия, т.е. литургии, – собственно того важнейшего ее места, когда происходит таинство преложения Даров, или пресуществления. По чинопоследованию литургии Иоанна Златоуста , действие это совершается таким образом. Когда лик поет серафимскую песнь, священнодействующий молится (тайно): «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты и единородный твой Сын и Дух твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир твой тако возлюбил еси, якоже Сына твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя своя, и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым своим учеником и апостолом, рек (громко и указывая правою рукою на дискос): «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Тайно: подобне и чашу по вечери, глаголя (громко и указывая на чашу): «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». Тайно: поминающе убо спасительскую сию заповедь и вся, яже о нас бывшая – Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, (громко): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся (тайно, когда поют: Тебе поем): Еще же приносим Ти словесную сию и бескровную жертву, и просим, и молим и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия (громко, когда диакон указывает на св. хлеб и говорит: благослови, владыко, святый хлеб), и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего (а когда диакон произносит: благослови, владыко, святую чашу), а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего (и наконец, когда диакон, указывая на хлеб и чашу, говорит: благослови, владыко, обоя), преложив Духом Твоим Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Авторитетнейшим центром старообрядцев-беспоповцев становится в XVIII в. Выго-Лексинское общежительство, где переписывались певческие книги, составлялись «стихословия поемыя», духовные стихи. Этот старообрядческий духовный центр на два века определил традицию беспоповских согласий – поморцев, федосеевцев и филипповцев, обосновавшихся на Северо-западе Российской империи, в пределах Нижегородской губернии, Вятки, в Стародубье, в Польше, а впоследствии – на Урале и в Сибири. Немаловажной составляющей выговского богослужения было церковное пение. Как в богослужебном уставе Выговская киновия ориентировалась на устав Соловецкого монастыря, так и в пении выговцы придерживались традиций наонного пения, которое до самого разорения монастыря в 1676 г. свято сохраняли соловецкие иноки. Именно на Выге удалось сохранить древнерусский знаменный распев в его первозданной чистоте и полноте. Первоначально знающих певцов было мало – Даниил Викулин, Петр Прокопьев и Леонтий Федосеев. Позже, когда на Выг из Москвы пришел выдающийся знаток знаменною распева Иван Иванович Москвитин, была организована певческая школа. Киновиарх Андрей Денисов собрал «лучших грамотников» и вместе с ними сам стал учиться знаменному пению. Выучившись довольно быстро, он вскоре начал обучать пению насельниц женского Лексинского общежительства. Благодаря освоению этого древнего искусства в Выговской киновии была достигнута исключительная красота богослужения, а высокий уровень музыкальной культуры позволил выговцам в дальнейшем самим перелагать на знаменный распев богослужебные тексты, духовные стихи и оды собственного сочинения. Наряду с наонным пением выговцы передавали изустным путем древнейший тип литургического (богослужебного) чтения – чтение нараспев, или на погласицу («прогласицу»), богослужебных (Евангелие, Апостол, Псалтырь, Минеи) и учительных книг (Златоуст, Торжественник, Пролог, Учительное Евангелие). К концу XVIII в. сложился своеобразный «канон» в оформлении поморских певческих книг, отличительными особенностями которого были характерный поморский полуустав в написании текста песнопений, особая четкая манера написания «крюков» и «солей» (высотных помет), а также роскошный растительный орнамент в оформлении заставок и титульных листов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Параллельно Русская Зарубежная Церковь налаживала отношения со старостильными группами. Как уже говорилось выше, несмотря на несогласие с новым календарем, в 1920–30-е гг. РПЦЗ в особых случаях разрешала служить по новому календарю своим клирикам. Разрешалось и сослужение с представителями новостильных Церквей. Но постепенно такой взгляд уступал место более радикальному. На Архиерейском Соборе 1964 г. архиепископ Аверкий назвал греческих и иных старостильников «наиболее стойкими в вере людьми» 1089 . Неудивительно, что Русская Зарубежная Церковь к тому времени считала возможным совершать архиерейские хиротонии для старостильных групп. В 1960–1962 гг. иерархи РПЦЗ Серафим (Иванов), Феофил (Ионеску) и Леонтий (Филиппович) восстановили иерархию одной из старостильных греческих ветвей – так называемым флоринитам. В 1971 г. РПЦЗ совершила хиротесию (фактически хиротонию) над архиереями другой ветви старостильного движения – так называемых матфеевцев, чье апостольское преемство было сомнительным 1090 . Закономерно, что отношения Русской Зарубежной Церкви с Поместными Церквами фактически прекратились. До конца 1960-х гг. в адрес Архиерейского Синода поступали поздравления от некоторых первоиерархов, но постепенно иссякли и они. Во всяком случае, периодика РПЦЗ о них больше не упоминала. На страницах изданий Зарубежной Церкви больше не появлялось сведений о сослужении с представителями каких-либо Церквей. Это неудивительно. Постепенно в РПЦЗ сформировалась большая группа влиятельных архиереев и священников, склонных обвинять в ереси не только Московскую Патриархию, но и Поместные Церкви. Это касалось даже Сербской Церкви, глава которой, Патриарх Герман (Джорич), поддерживал РПЦЗ и в частных разговорах заявлял, что не признает новых прещений Московской Патриархии в ее адрес 1091 . По свидетельству митрополита Филарета, некоторые представители РПЦЗ, например архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев), ставили «полный знак равенства между Патриархиею советскою и Патриархи-ею Сербскою» 1092 . Протоиерей В. Родзянко в июле 1971 г. не исключал, что РПЦЗ в скором времени разорвет общение с Сербской Церковью 1093 . Хотя этого не произошло, раздражать группу радикалов руководство РПЦЗ все же не хотело. Поэтому хотя случаи сослужения РПЦЗ с представителями Поместных Церквей имели место, это теперь не афишировалось. Русская Зарубежная Церковь постепенно замыкалась в себе и, что особенно прискорбно, не чувствовала ущерба от своей обособленности. С тех пор с положительной стороны действия Патриарха Афинагора она оценила еще один раз – в связи с его отказом признать автокефалию Американской Церкви, дарованную ей Московской Патриархией в 1970 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Три ведущие газеты Сан-Франциско того времени – «Кроникл», «Экзэминер» и «Ньюс Колл Буллетин» – напряженно следили за процессом, уделяя основное внимание спорам и противоречиям вокруг архиепископа Иоанна. В статье, напечатанной 9 июля 1963 года в газете «Экзэминер», помещена была и фотография архиепископа Иоанна в зале суда. Процесс длился четыре дня, и каждый день зал суда заполнялся до отказа. Глеб работал в Монтерее и не мог присутствовать, но Евгений ходил на все слушания. Он видел, как епископы и священники, пришедшие защитить архиепископа Иоанна, сели с ним рядом на одну скамью. Кроме епископов Саввы и Нектария, из Южной Америки приехал еще один его друг – архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович). Там же были архимандрит Спиридон, отец Митрофан и игуменья Ариадна. С самого начала судья Эдвард О’Дэй, старый добрый ирландский католик, понял, что перед ним не обычный обвиняемый, а истинно Божий угодник, и впервые в истории суда Сан-Франциско судья разрешил обвиняемому произносить молитву перед началом каждого заседания. 328 Архиепископ Иоанн, следуя монашескому принципу «не искать самооправдания», на протяжении всего процесса не произнес ни единого слова. К началу первого слушания неожиданно приехал протоиерей Георгий Граббе, секретарь Синода епископов. «Бросалось в глаза его постоянное совещание с адвокатами жалобщиков», – писал владыка Иоанн. На третий день Граббе дал показания в пользу истцов, а на следующий день один из их адвокатов произнес речь, главным образом против архиепископа Иоанна. «Обвинений было столько, – вспоминает последний, – что судья сказал: если рассматривать каждое, дело никогда закончено не будет... Собственно, судья хотел решить дело миром... Заседание суда было прервано до дальнейшего объявления». 329 Через несколько дней трое адвокатов истцов улетели в штаб-квартиру Синода в Нью-Йорк. Там, как отметил архиепископ Иоанн, «они совещались с архиепископом Виталием, опять приехавшим [в штаб-квартиру Синода], архиепископом Никоном и отцом Георгием Граббе. Эта встреча длилась более четырех часов». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

С. 90-92; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 158-161; Барсуков. Источники агиографии. С. 323-329; Титов А. А. Ростовская епархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. СПб., 1890. С. 8-12; он же. Ростов Великий в его церковно-археол. памятниках. М., 1911; Васильев В. П. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 70-73; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 9. Ч. 2. С. 123-129; Шляков И. А. Очерк по восстановлению Ростовского кремля и пещерного Леонтьевского придела, 1882-1896. Ярославль, 1897. С. 11-15; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 199-202, 757-758; он же. Канонизация святых. С. 60-61; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 37-38, 99, 115, 116-117, 122, 123, 132, 143, 167, 179, 195, 197, 208, 213, 347-348, 443, 469; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 85-86; М., 20082 (по указ.); Воронин Н. Н. Археол. исследования архит. памятников Ростова//Мат-лы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. [Вып. 1:] Древний Ростов. С. 4-17; он же. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 188-192; он же. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения 2-й пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23(48). С. 23-46; Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 179-183; idem. L " organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles//Byz. 1971. T. 40. P. 193-197 (Idem// i dem. The Rise of Christian Russia. L., 1982. N 8); Филипповский Г. Ю. Художественно-документальные жанры владимирской лит-ры 60-х гг. XII в.//ВМУ: Филол. 1979. 4. С. 37-41; он же. Житие Леонтия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 159-161; он же. Столетие дерзаний: Владимирская Русь в лит-ре XII в. М., 1991. С. 69-82; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46-47; Леонтьев А. Е. Археол. наблюдения в ростовском Успенском соборе//СРМ. 1993. Вып. 5. С. 162-163; Серегина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 135-139; Ленхофф Г. Канонизация и княжеская власть в Северо-Восточной Руси: Культ Леонтия Ростовского//Ярославская старина.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

   Подольской епархией управлял епископ Дамаскин (Малюта), Житомирской — Леонтий (Филиппович), Винницкой — Евлогий (Марковский), Днепропетровской — епископ Димитрий (Маган). Большинство новохиротонисанных епископов автономной Церкви были пострижениками Успенской Почаевской лавры. Митрополит Алексий установил также связи с церквами, открытыми в оккупированных областях Российской Федерации; на Дону во главе епархии стоял архиепископ Ростовский Николай (Амассийский), его викарием был епископ Таганрогский Иосиф. Автономная экзархия посвятила также во епископа с титулом Белгородского и Грайворонского для управления Курской епархией Панкратия (Гладкова). Но поскольку Курская область находилась в прифронтовой зоне и за пределами рейхскомиссариата, оккупационные власти не разрешили ему выехать в своей кафедральный город. Впоследствии епископ Панкратий был переведен на викарную Нежинскую кафедру. В отличие от Украины на Дону не было никаких церковных разделений.    Влияние автокефалистов и автономистов распределялось неравномерно в разных частях Украины. Но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской лавре. Опорой автокефалистов были северо-западные районы. На Украине Левобережной, за исключением Харьковской епархии, везде преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский).    В своем соперничестве с Автономной Церковью автокефалисты не брезговали интригами и даже доносами оккупационным властям. Так, архиепископ Вениамин (Новицкий), в ту пору епископ Полтавский, рассказывал: «Я был послан митрополитом Алексием (Громадским) в Полтаву, однако с указанием, что если будет возможность, то управлять и соседним Харьковом. Обосновавшись в Полтаве, я там служил первую службу на Преображение Господне в 1942 г., прослужил еще две-три службы, и вот в одно воскресенье, придя домой, застал двух с-дековцев, которые спросили у меня документы. Я им сообщил, что имею только церковные документы — указ митрополита. Они спросили о документах от генерального комиссара Украины. Узнав, что таковых у меня не имеется, тут же предложили собираться с ними. Как оказалось, булдовцы сообщили немцам о том, что я являюсь агентом Москвы. По прибытии в Киев немцы стали наводить обо мне справки, и только личное присутствие и поручительство протоиерея отца Михаила Ивасева, секретаря архиепископа Пантелеимона, освободило меня от ареста, но без права выезда до выяснения. В Киеве я находился до двух месяцев».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010