«Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб» ( Марк. 10, 44 ), – вот что сказал Иисус Христос в Евангелии. Мы стремимся выситься, а нам заповедуется смиряться, мы желаем подчинять себе других, управлять и господствовать, а нам повелевается служить всем и каждому. Может ли мирское своекорыстие и самолюбие примириться с таким правилом? Нет оно говорит: служить всякому, быть рабом для всех – разве это осуществимо? Люди способнейшие должны занимать господствующее, по отношению к другим, положение, и каждый должен заботиться об устройстве своего положения. Но такие видимые несообразности – только воображаемыя, мнимыя. Господь не может возлагать на нас обязанности невыполнимыя, которых мы не в силах исполнить. а) Больший, по слову Спасителя, должен быть слуга всех, первый должен быть для всех рабом. Что же тут недоуменнаго? Что естественнее – то ли, чтобы сильное и могущественное подавало помощь слабому, высшее поддерживало низшее, или, наоборот, слабое и низшее укрепляло высшее и сильное? Если мы занимаем какое-либо высшее положение, то ужели служение общему благу и служение низшим себя может унижать это положение, а не возвышать? Отнюдь нет. Посмотрите – кого из своих предков чтит потомство благодарною памятию? Тех ли, которые искали собственной пользы, или тех, которые стремились к пользе общественной? Оно чтит доблестных воинов, павших славною смертию за веру, царя и отечество, чтит государственных мужей, отдавших все свои силы благу народа, чтит людей науки, пожертвовавших всеми утехами мира ради того, чтобы обогатить отечество полезными открытиями, изобретениями, или внести свет правды и добра в жизненную среду современного им общества, чтит милостивых, устроителей храмов, учредителей школ для юношества, больниц для недужных, богаделен для старых, приютов для сирот и убогих; – чтит всякого, безкорыстно и самоотверженно послужившего общему, а не своему только личному благу. б) Правда, трудно преодолеть свое самолюбие, трудно заглушить в себе своекорыстные стремления, трудно заставить себя быть слугою и рабом для всех, но эта трудность не должна устрашать христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Семиглавый змей, виденный Богословом, был предзнаменованием антихриста, а осуждающий ближнего есть на самом деле антихрист, как говорит об этом святой Леонтий, епископ неапольский, в Отечнике: «Судящий ближняго похищает сан Христов и есть антихрист Ему» (Слово 9 о неосуждении). Вы знаете, каков антихрист друг Христу; таков друг Христу и всякий, осуждающий ближнего своего. Вы знаете, каков угодник Богу антихрист; таков же угодник Ему и всякий, кто осуждает ближнего своего: он не угодник, но злобник, не друг, но враг. Богослов говорит так: «Дети, последняя година есть: и слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша; от сего разумеваем, яко последний час есть» ( 1Ин. 2:18 ). Почему можно узнать близкий конец видимого мира сего? Потому, что умножились антихристы. Но, о, Богослов святый, скажи нам, кто среди нас антихрист? Укажи нам перстом своим хотя одного: нет ли его здесь во святом храме среди нас? Разве я, или кто другой? О, поистине их очень много! Кто же такие? Слышим мы вместо Богослова блаж. Августина, который говорит: «И мы в наше время знаем многих антихристов, ибо всякий живущий неправедно и хулящий добрых, есть антихрист, слуга сатаны». Теперь видим, кто антихрист. Тот, кто сам живет неправедно, а других хулит; поистине он – антихрист. О, как много среди нас живет таких антихристов! Разве не все мы? Разве не все мы живем неправдою? Разве не все хулим добрых? Посмотри всякий в свою совесть, не антихрист ли ты? О, народ христианский, превратившийся в антихристов! И чего нам ждать более, как скончания мира? Из сего видим, что близок последний час. Знаете ли вы, какой конец ожидает антихриста? Он будет связан и ввержен в бездну, в озеро огненное, раскаленное. Такой же конец ждет и всякого, кто осуждает ближнего своего. Мы немного уклонили нашу беседу от змея к антихристу, хотя, впрочем, не заблудились и не сошли от предположенного пути, ибо змей есть только образ антихристов, антихрист же – самое дело. Кто осуждает ближнего, тот вместе и змей, и антихрист, а что такое антихрист и, змей, вы уже слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Крайней нетрепимостью отдает от тех норм западного права, которые запрещают проявления “расовой, религиозной, национальной исключительности”. Новые стандарты политкорректности квалифицируют как “фашизм” всякую проповедь “национального и религиозного превосходства” (см. статью 3,6 “Закона о свободе совести и религиозных объединениях Россиийской Федерации”). А ведь религиозная жизнь просто невозможна без чувства «превосходства». Ибо мир религии – это мир не только сухих догм, но и чувства. Высшие религии (тут, я, кажется, нарушил закон: сказал, что бывают религии высшие, а, значит, получилось, что в моем понимании есть и низшие формы религиозного сознания) считают, что к Богу ведет путь любви (помимо общеизвестных тезисов христианства можно вспомнить бхакти йогу в индуизме и суфийскую мистику в исламе). А любовь – это именно избирающее чувство. Оно выделяет для себя один предмет, выбирает его из множества вроде бы похожих и превозносит над всем остальным. Студент, делающий брачное предложение своей однокурснице, тем самым наносит оскорбление ее подружкам («да что он нашел в этой Роуз! Чем я хуже!». Вот так же и религия – это мир любви, которая неизбежно оказывается выделением, оказанием преимуществ. Глупо твердить влюбленному юноше: «не смей считать, что твоя возлюбленная выше всех во вселенной! Не смей проповедовать ее превосходство»! Сожги свои стихи!». Но так же глупо требовать, чтобы мистик не воспевал свой опыт и Того, Кого он считает причиной своей высшей радости. Борьба за политкорректность опустошит все библиотеки мира: там не найдется места ни для гимнов, что Петрарка воспевал своей Лауре, ни для акафистов Деве Марии. Гораздо больше трезвости и терпимости проявил русский святой одиннадцатого века Леонтий Ростовский: когда язычники, рассерженные тем, что он разрушал веру их предков, пришли его убить, он похвалил их за ревность о своей вере: " За это я вас люблю, и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры " . Вместо запрета на воспевание своей веры и осуждения критики веры оппонентов, лучше было бы  законом разрешить публичную критику чужих мировоззренческих позиций, запретив лишь сознательное кощунство. Я имею право критиковать верования других людей - но при условии, что и за ними я признаю право критически отзываться о моей собственной вере. Подлинная терпимсоть долдна быть терпима к нетерпимости – если таковая является не дурной чертой характера, а органической чертой той или иной  веры.

http://radonezh.ru/analytics/razlom-tsiv...

Дошла весть о святых девственницах и до начальника кампанийского, именем Леонтия, ибо для надзора за христианами воины были расположены во многих местах; о сих святых девицах они и сообщили начальнику. Сей последний приказал взять их и привести к нему в город Салерну [ 4 ], где тогда судили и мучили христиан. Святые девицы были взяты и приведены на допрос в Салерну. Поняли они, что Господь Иисус Христос — их бессмертный и нетленный Жених, — призывает их к венцу мученичества, дабы приять их в небесный чертог Свой, украшенных не только девством, но и страдальческой кровью, как бы царской багряницей. Преисполненные великим дерзновением и надеждою на Бога, они без страха явились к мучителю и свободным голосом поведали ему всю истину о себе, — кто они и откуда; не скрыли они ни своей жизни, ни веры христианской, не скрыли того, что они — девственницы — обрученные Христу и обещавшие Ему сохранять себя в чистоте до самой кончины. Игемон Леонтий, взирая на них и видя, что блаженная дева Архелая старше прочих летами, более дерзновенна в разговоре, заметив также, что лицо ее было особенно благочестным, обратился к ней и сказал: — Послушай, Архелая! По какому праву ты созываешь к себе всяких людей, добрых и злых, и учишь их поклоняться Иисусу Назарянину, Который не мог спасти Себя Самого, когда Его мучили и тем более не может оказать помощи никому другому? Как ты осмеливаешься заниматься какими-то волшебными словами и прельщать людей; как дерзнула ты, покрываясь мужскими одеждами, показывать себя мужчиной, когда ты на самом деле скверная и вредная волшебница? Вероятно, ты и этих двух девиц научила волшебству; если я тебя не погублю сейчас, то ты всех неопытных женщин и мужчин обольстишь своим ложным учением. На это святая девица отвечала: — Силу и власть диавола я попираю силой Христовой; людей же я научила благому, — именно тому, чтоб они познали единого истинного Бога, сотворившего небо, землю, море и всё, что в них: исцеление же всем болящим подаются именем Господа моего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, посредством меня, Его рабы; я не притворяюсь мужчиной, ибо сейчас объявила себя девицей и рабой Христовой; а эти две сестры мои в Господе с юности воспитаны в вере Христовой.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

А ведь религиозная жизнь просто невозможна без чувства «превосходства». Ибо мир религии – это мир не только сухих догм, но и чувства. Высшие религии (вот, опять я нарушил закон: сказал, что бывают религии высшие, а, значит, получилось, что в моем понимании есть и низшие формы религиозного сознания) считают, что к Богу ведет путь любви (помимо общеизвестных тезисов христианства можно вспомнить бхакти йогу в индуизме и суфийскую мистику в исламе). А любовь – это именно избирающее чувство. Оно выделяет для себя один предмет, выбирает его из множества вроде бы похожих и превозносит над всем остальным. Студент, делающий брачное предложение своей однокурснице, между делом наносит оскорбление ее подружкам («да что он нашел в этой Машке! Чем я хуже!». Вот атк же и религия – это мир любви, которая неизбежно оказывается выделением, оказанием преимуществ. Глупо твердить влюбленному юноше: «не смей считать, что твоя возлюбленная выше всех во вселенной! Не смей проповедовать ее превосходство»! Сожги свои стихи!». Но так же глупо требовать, чтобы мистик не воспевал свой опыт и Того, Кого он считает причиной своей высшей радости. Борьба за политкорректность опустошит все библиотеки мира: там не найдется места ни для гимнов, что Петрарка воспевал своей Лауре, ни для акафистов Деве Марии. Гораздо больше трезвости и терпимости проявил святитель Леонтий Ростовский (XI в.): когда язычники, рассерженные тем, что он разрушал веру их, пришли его убить, он похвалил их за ревность о своей вере: «За это я вас люблю, и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры» . Наконец, аргумент в пользу экуменизма, исходящий из опасности религиозных конфликтов, оскорбляет вообще всех верующих людей и тем, что предполагает, будто у нас нет иных способов полемики, кроме топоров. Да разве философы во время своих диспутов разбивают о головы своих оппонентов стулья? Подкупают ли научные сотрудники из Института Философии РАН киллеров, чтобы расправиться со своими оппонентами с философского факультета МГУ? Но если даже неверующие философы могут вести дискуссии без пролития крови и без погромов, то почему же христианского философа можно представить на диспуте лишь с окрававленным топором в руке? Зачем мирную христианскую проповедь и богословскую речь преподносить как полицейски-карательную акцию: “навязывание” и “насилие”?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

337 Да припомнит читатель нынешний Туркестанский край с учреждённой в нём епископской кафедрой. Ростов был административным центром весьма обширной области, а потому и чиновников в нём и его области должно было находиться сравнительно очень много. Равным образом и о колонии Русских следует думать, что она была здесь более многочисленна, чем в других инородческих городах: крепость Ростова к Русскому государству с самого древнего времени видна из того, что уже при Олеге в нём сидел важный или первого разряда наместник великокняжеский, – летопись под 907г. 339 Известия о епископах Феодоре и Иларионе находятся в житии (точнее – в сказании об обретении мощей) св. Леонтия Ростовского. Из многих редакций этого последнего (Ключевский, Древнерусские жития, как исторический источник, М. 1871, стр. 3 и след.) имеют некоторое историческое значение известия только первой из них или древнейшей, известия же всех остальных, позднейших, суть не что иное, как ни на чём не основанные простые вымыслы их авторов. Первая редакция напечатана в Православном Собеседнике 1858г., кн. 1, стр. 301 и след. Что Феодор был Грек, это, как сказали мы, необходимо предполагать потому, что и все самые первые епископы, к числу которых он принадлежал, были Греки. Что Иларион был тоже Грек, это вероятно предполагать, во-первых, потому, что в его время большинство епископов было ещё из Греков, что из Русских они ещё только начали быть ставимы, и что если бы он принадлежал к последним, то об этом, как об обстоятельстве замечательном, где-нибудь и как-нибудь было бы записано. Во-вторых, потому, что по известиям, хотя и не совершенно достоверным, даже и преемник Илариона (св. Леонтий) был ещё из Греков, а не из Русских.– Думать вместе с позднейшими Ростовскими грамотниками и патриотами, будто первые Ростовские епископы были поставляемы и присылаемы патриархами Константинопольскими, значит – иметь охоту верить совершенным нелепостям. Патриархи вообще ставили митрополитов, но не ставили епископов в митрополии, ибо не имели на это права. Полагать, чтобы патриархи знали о Ростове и прилагали о нём особенное попечение, есть верх наивности, извинительный в старых Ростовских патриотах, но ни в ком более. (Наши предположения о том, когда и по каким побуждениям сказанное могло быть вымышлено, см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лаодикий (судящий народ или судимый народом, греч.), страж темничный, с Гликериею , 13 мая. Ларгий (щедрый, лат.), муч. римский, 7 июня. Ларис (морская птица, чайка, греч., но вернее Варис), мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Леандр (кроткий муж λιος или по другим муж-лев, греч.), еп. севильский, 1 ноября. Леввей-Иуда (твердый сердцем, разумный, евр.), ап. из 12, 19 июня. Левкий (белый, греч.), исповедник, еп. врунтисиопольский, 20 июня. Левкий , муч. кесарийский, 14 дек. и 17 авг. Лев (дев, зверей царь, во многих языках), папа римский, 18 февр. Лев , еп. катанский, 20 февр. Леонид (льву подобный, греч.), муч. коринфский, 16 апр. и 10 марта. Леонид , муч. египетский, 5 июня. Леонид , муч. фиваидский, 20 мая. Леонид муч., с Елевф ерием , 8 авг. Леонилла (у иных Неонилла, Леовилла, Неовидда, Лонилла), мученица, 16 янв. Леонтий (львиный), муч. трипольский, 18 июня. Леонтий , муч., 24 апр. Леонтий , мучен. киликийский, 17 октября. Леонтий , постр. в Пергии памф., 1 авг. Леонтий , из 45 мучч. никопольских, 10 июля. Леонтий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Леомтий , муч. александрийский, 11 и 13 сент. Леонтий , муч, цареградский, 9 августа. Леонтий , еп. никейский, муч. болгарский, 22 янв. Леонтий , фписк. ростовский, 23 мая. Леонт (дев), воевода, муч. болгарский, 22 янв. Ливерий (свободный, лат.), папа римский, исповедник от ариан, 27 авг. Лидия (Лидия, область в Азии), мученица иллирийская, 23 марта. Ликарион (волчонок, гр.), отрок, муч., 6 февр. Лимний (бодотной, озерной, греч, пуосынник сирийский, 22 февраля. Лин (цветок прекрасный, мододой юноша, по другим, печальная песнь, греч.), ап. из 70, 5 ноября. Лиц пресв., муч. смирнекий, 11 марта. Лисимах (прекращающий сражение, греч ), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Лолий (у греков Лоллия мученица, lolium кукол трава или lolius летучая рыба, лат.), с Евстохием и др., 23 июня. Лонгин (долгий, дат.), сотник и два конца, мучч. каппадокийский, 16 октяб. Лонгин , муч, никомидийский, 24 апреля. Лонгин , муч. мелитинский, 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНТИЙ I РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Леонтий Ростовский Леонтий I (+ ок. 1070 / 1073 / 1077 ), епископ Ростовский , святитель Память 23 мая , в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено и празднование Собора Ростово-Ярославских святых , а также в Соборе Зверинецких преподобных Родом был грек , уроженец Константинополя , или же русский , уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ( " освящен от пелен, от младых ногтей " ), и с молодости начал постигать " научение книжное " . Как сказано о нем, " российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа " как первый престольник " из иноков печерских, не позднее 1051 года . В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов по смерти страстотерпца Бориса Владимировича долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого , Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду , тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион , - были с бесчестием изгнаны язычниками из города. Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его " Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец " . Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей " видеша великого Леонтья... свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею. "

http://drevo-info.ru/articles/15126.html

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято–Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. В 1911–м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его. В 1914 году началась 1–я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году. В 20–е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо–Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010