В Православной Церкви есть посты, но представьте себе: семилетний мальчик придет и скажет: " Мама, у меня пост сегодня " . Что скажет мама? Мне в свое время мама сказала: " Если у тебя пост, готовь себе сам " . Но мне тогда было уже семнадцать лет. Я взял три рубля, купил картошки, капусты, постного масла, хлеба, и стал готовить. Картошку пережарил, капусту недожарил, но было вкусно, поскольку сам готовил. А вам, маленьким, перед причастием нужно попро¬сить у родителей разрешения попоститься хотя бы один денечек. Думаю, что они разрешат. Если родители в храм не ходят, это, конечно, бывает сложно. Но вы можете очень многое сделать. Расскажу вам о святителе Леонтии Ростовском. Когда-то Ростовская земля была языческой, и как только там появлялись проповедники, их избивали и никто не слушал. Был в киевской земле монах Леонтий, который пожелал проповедовать в тех местах христианство и испросил на это разрешение у епископа. Он поселился около города Ростова, построил в лесу келью, молился Богу. Он попытался было разговаривать со взрослыми людьми, но его не слушали. А дети к нему приходили, потому что им было любопытно, кто он такой. Он угощал их сладостями, даже специально для них пек пироги, ласково разговаривал, рассказывал о Боге, о Христе, о вере, и дети его полюбили. Приходя домой, они пересказывали услышанное своим родителям. Родителям это понравилось, и им стало интересно. Пришли они к св. Леонтию и сказа-ли: " Расскажи и нам " . И он им проповедал Евангелие. Так ростовская земля обратилась к Богу, жители ее крестились. Леонтия рукоположили во епископа, он построил храм, и со временем Ростов стал одним из коренных русских городов, крепких в вере. А началось все с детей. Так и вы можете что-то рассказывать родителям, особенно, если они вас спрашивают. Если не хотят слушать, не надо. Сейчас это бывает часто: сначала дочка начинает ходить в храм, потом ведет за собой маму. Если в храм не пускают, нужно слушаться и молиться Богу дома: Богу ведь можно везде молиться. Молитесь за ваших родителей — это ваша главная обязанность, поскольку они ваши первые благодетели, они вас родили, вынянчили, а когда вы болели, ходили с вами по больницам. Если бы не было родителей, не было бы и вас. Конечно, самое большое для них благо — это царство небесное, вечная жизнь. Если вы это понимаете и желаете для себя, то и для родителей надо тоже этого желать, надо просить Господа, чтобы Он их просветил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Однако бурмистр предоставлял мастеру «для кузнечного мастерства» пустой амбар. После установки на колокольне исправных часов, их запуска, мастер должен был прожить в Поречье 2 месяца. Стороны обязались «сей контракт содержать во всей силе нерушимо». Примечательно, что часовой мастер Савостин был неграмотным - за него, по его просьбе, контракт подписал канцелярист ростовского земского суда Леонтий Иванович Дебольский. В маклерскую книгу данный контракт был записан маклером Алексеем Приваловым. Следует также отметить расхождение воспоминаний А.Я. Артынова и рассматриваемого нотариального документа в отчестве мастера: по контракту Савостин не Иванович, а Васильевич. Кроме того, в контракте он назван мещанином города Алексина. Часовой механизм нуждался в постоянном присмотре и заводе. Поэтому в первой половине XIX в. в вотчинной администрации появилась оплачиваемая должность - заводчик часов. Из общественных сумм он получал жалование 35 рублей серебром в год. К примеру, огородник в отходе зарабатывал по найму в среднем 60 рублей серебром в год. По воспоминаниям старожилов, в начале XX в. часовой механизм обслуживали кузница и слесарная мастерская П.Г. Игнатова-Рубцова. Куранты отбивали часы, четверти и минуты, играли две мелодии, что во многом совпадает с описанием их тихвинского прототипа у Артынова. В архивных документах упомянутая слесарная мастерская в Поречье значится. П.Г. Игнатову-Рубцову старожилы приписывают следующие слова: «Вот умру я - не будет часов на поречской колокольне». Пророчество сбылось – после его смерти часы сгорели в результате пожара, который начался в прилегающем к колокольне квартале. По воспоминаниям, пожар случился в 1921 г., в мае: когда уже «по свежей траве бегали босиком». Однако в акте обследования церковного имущества от 27 сентября 1925 г. значится, что пожар колокольни произошел в 1920 г. Здесь перечислены колокола, часов уже нет. При последнем ремонте колокольни при действовавших храмах в 1927 г. часы не были восстановлены. Таким образом, часы-куранты существовали на колокольнях села Поречья-Рыбного более чем 200-летний период, что позволяет говорить о традиции их устройства в крупнейшем после Ростова приозерном селении Ростовского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=61234

Взбунтовавшийся городской люд прогнал князя Изяслава, вытащил Всеслава из темницы и провозгласил его киевским князем. Заодно был убит новгородский епископ Стефан, случившийся в это время в Киеве и, вероятно, пытавшийся противостоять мятежу. Летопись заостряет внимание на том, что освобождение Всеслава произошло в день христианского праздника – Воздвижения креста. В уста князя книжник вкладывает слова благодарности кресту Господню: «Верил я в тебя, и ты избавил меня». Вряд ли это лишь благочестивый вымысел монаха-летописца, который немного ранее упомянул о рождении Всеслава от волхвования. Для таких слов должно было быть основание. Но летопись ничего не говорит о княжении Всеслава в Киеве. Однако уже то, что он не замарал себя какими-либо языческими реформами (о них монах-книжник не преминул бы сказать), кое о чем свидетельствует. Примерно в это же время в Новгороде также произошел мятеж. Некий волхв, обморочив горожан, поднял их против нового епископа и новгородского князя. Дело кончилось бы плохо, но князь Глеб повел себя решительно: лично зарубил волхва топором. Новгородцы опомнились и разошлись. Еще один мятеж случился в те же неурожайные годы в Ростовской земле. Волхвы собрали толпу народа и ходили по селениям, творя самосуд – убивая женщин, обвиненных в колдовстве и в недороде. По некоторым версиям, именно тогда был убит язычниками и ростовский епископ – святитель Леонтий. Каким образом эти мятежи связаны между собой, неизвестно. Ясно лишь, что это была серия эксцессов под языческим знаменем. И можно только гадать, не являлся ли этим знаменем, вольно или невольно, полоцкий Всеслав. В Киеве он княжил недолго. Через семь месяцев Изяслав вернул себе свой княжеский стол и отнял у Всеслава Полоцк. Потом были несколько лет войны за этот город (Всеслав победил в ней), его новые кровавые набеги на Новгород, на Смоленск. Лишь с 1080-х гг. неспокойная душа Всеслава, по-видимому, утихомирилась. С этого времени о нем уже ничего не слышно. Зато образ князя-чародея получил развитие в фольклоре и литературе: в «Слове о полку Игореве», написанном век спустя, и в былине «Волх Всеславьич», имеющей новгородские корни. В былине образ воинственного Всеслава за века претерпел изменения, в частности наложился на древний образ мифического князя Волха, тоже чародея и оборотня, обитавшего неподалеку от Новгорода, у озера Ильмень. Этот Волх, сын Змея, обращался «лютым зверем коркодилом» и пожирал тех, кто не хотел поклоняться ему как богу. Таким своеобразным способом новгородцы «отомстили» своему обидчику полоцкому князю. Впрочем, Волх Всеславьич выступает в былине как могучий богатырь, защитник своей земли от иноплеменников. Вероятно, изначальные, не дошедшие до нас варианты былины не столь симпатизировали этому князю.

http://radonezh.ru/analytics/o-dvoeverii...

Различие веры и неверия – это не просто разница мировоззрений, это различие двух внутренних состояний, опыта сердца. Одно сердце чувствует Божие присутствие, а другое – нет. Веру в Бога невозможно насадить в душе рассудочно-рациональным путем. Она обретается как откровение, как личная встреча с Богом, и тогда преображается сердце. Если дети обратились к Богу раньше родителей, то это уже огромная духовная победа. Это намного лучше, чем когда обратились к Богу родители, а дети – нет. Обычно родители более трепетно вглядываются в то, чему посвятили себя дети, поэтому часто родители воспринимают от детей обращение к Богу. Хочется вспомнить из истории. Когда на Руси распространялась православная вера, то особенно тяжело шли дела в Ростове Великом. Двух первых епископов выгнали. Третьим епископом был поставлен святой Леонтий Ростовский, но и ему не удавалось склонить местных жителей к вере, его тоже изгнали. Тогда он поселился возле Ростова и стал общаться с детьми местных жителей. Детей привлекала его доброта, а он говорил им о Христе, о спасении, затем крестил их, и после этого к вере стали располагаться и взрослые. Так обращение детей ко Христу стало началом воцерковления всего Ростова. Поэтому обращение к Богу именно детей прежде родителей – отрадное явление в жизни современной России. Через детей вера распространится на всех. «Воспитание» отцов Священнник Димитрий Шишкин: – Мне кажется, в отношении старших родственников прежде всего нужно позаботиться о точнейшем и полнейшем исполнении заповеди о почитании родителей. Это относится и к дедушкам, бабушкам и прочим старшим родственникам. Потому что основанием проповеди о Христе, конечно, должна служить любовь. Тогда и слово наше, сказанное о вере, будет «приправлено солью», то есть духовно полно и содержательно. Это первое. Второе: не надо думать, что перемены в наших близких произойдут быстро и именно так, как мы этого ожидаем. Люди все разные, и в ком-то благословенная перемена сердца происходит легко и быстро, а в ком-то с трудом и медленно. В любом случае нужно дорожить свободой близкого человека и не насиловать его волю. Запастись терпением и доброжелательным уважением. А это значит: не морочить голову своими бесконечными нотациями, «не считать себя чем-либо, будучи ничто» (ср.: Гал. 6: 3 ). Учиться больше слушать и служить, а не умничать и вразумлять.

http://azbyka.ru/semya/kak-pomoch-starsh...

«А се суть инии языци, иже дань дань дают Руси: чюдь, Меря, Весь, Мурома» и т. д.; «си суть свои язык имуще " … 24 . Естественно, что христианская миссия не обладавшая большими просветительными средствами, не создавала инородческой грамоты, не переводила священного писания и богослужебных книг на финские наречия и конечно не щадила этих наречий. Надо думать, что, распространяясь только на славянском языке, христианство ускоряло его распространение по нашей равнине. Если для оглашения славянина по древнерусской церковной практике требовалось только 8 дней, а для болгарина, половчина и чудина в пять раз больше 25 , то ясно, что большая часть этих дней тратилась у них на ознакомление с языком проповедника. И св. Леонтий, хотя сам может быть и говорил по-мерянски, как положительно об этом свидетельствует одна поздняя редакция его жития 26 , но уча детей, он им давал в руки только славянскую книгу. Впрочем, если даже догадка о ростовском училище не совсем надёжна, деятельность печерских миссионеров в пользу славянизации края всё-таки несомненна. Подтверждением этому служит тот факт, что главными противниками христианства в стране Верхней Волги были финны, что они противились св. Леонтию 27 , они высылали волхвов, поднимавших целые восстания 28 , они бежали, наконец, в страну болгар от правительственной власти, помогавшей водворению христианства в крае 29 . Конечно, всё это могло произойти только в том случае, если в стране Верхней Волги боролись между собою не одни религии, но и народности. И, несомненно, в быстрой победе славянства над финнами Верхнего Поволжья печерским миссионерам принадлежит значительная доля участия. Таково значение Печерского монастыря в истории распространения христианства и русской народности. Но христианство XI в. владело на Руси не только половиной страны, но и половиной сознания собственно христианской половины. Напрасно говорят, что христианство доступно всякому человеку. Высокая и чистая религия, оно может быть усвоено только тем сознанием, которое теоретически доросло до отличения религии от других областей жизни и мировоззрения и в то же время возвысилось практически до требования высшего, религиозного показателя пути жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

О детстве святителя мы ничего не знаем: конечно наибольшее влияние оказывала религиозная мать, так как отец, «честь и слава Запорожского войска» редко бывал дома. Что касается впечатлений внешней обстановки, то о природной красоте Киева и окружавшей его местности говорить нечего. Приведем современные показания иностранцев и русских путешествовавших по Украине, о самом городе и его жителях. Улицы Киева представляли неправильные кривые переулки, дома выстроены были по московскому образцу, рядом, низко в один ярус, освещались вместо свеч лучиной, и окружены были садами вишневых и миндальных деревьев; в Днепре было изобилие рыбы, жители вели торговлю хлебом, мехами, воском, медом, салом и соленою рыбой, страшно пьянствовали, строго соблюдали посты – вот что характерного занес в свои записки Боплан 14 . Павел Алеппский, архидьякон Макария, патриарха Антиохийского, видевший Киев в 1654 году, рассказывает о высоких чисто выстроганных домах, каменных палацах поляков и евреев, о куполах церквей, горящих золотом и прекрасно расписанных внутри, о изобилии садов и рыбы 15 . Старец Леонтий (1701 г.), также хвалит Киев: всюду сады, есть где погулять... на Подоле большая грязь, но строение узорочное... туда утром стрельцы ходят торговать... (малороссы) тщательны лихоманы, и много у них чудотворных икон, а письмо иное кажется живопись. Сердечная вера у них велия к Богу и к нищим податливы вельми, да шинки их в конец разорили 16 . Дом Тупталы был расположен на Подоле, «на плацу некдысь Салтановском», между Флоровским женским монастырем и Притискониколаевскою церковью 17 . Первоначальное образование Димитрий получил дома 18 и в 1662 году, 11 лет от роду, научился писать по-славянски 19 . А между тем «военное небезпеченство» не прекращалось. Во время измены Выговского, Ю. Н. Барятинский повесил по дорогам к Киеву до 3,000 человек и после плена Шереметева в 1660 году предлагал высечь и выжечь на запад от Киева верст на 150 20 . В том же 1658 г. казаки Выговского сожгли киевский посад на Лыбеди, и мещане прятались в город и на суда на Днепре 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он должен помнить, что только язычникам, по слову Господа, свойственно господствовать и властвовать над своими ближними ( Мр. 10, 42 ), т.е. угнетать и порабощать их для своей пользы. Мы же христиане – при всем различии званий наших и состояний, – «едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди» ( Рим. 12, 5 ). Как уды, или члены одного тела мы должны не враждовать друг с другом, не порабощать один другого, а служить друг другу со всею готовностию и любовию. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою», сказал Спаситель ( Иоан. 13, 35 ). От любви может проистекать единственно одно добро, «ибо любы искреннему зла не творит» ( Рим. 13, 10 ). «Любы», по богодухновенным словам апостола, «долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается», «не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется же о истине. Все покрывает, все переносит» ( 1Кор. 13, 4–7 ). III. Если мы желаем быть христианами на деле, а не по имени только, то должны возгревать в себе любовь к ближним – эту необходимейшую принадлежность всякого христианина; «должны есмы», по учению апостола, «мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает в благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих тебе нападоша на мя» ( Римл. 15, 1–3 ). Что, как не любовь неизреченная к нам грешным, побудило и Сына Божия прийти на землю, воспринять зрак раба, перенести позор и поношения, испить до дна всю чашу страданий? Вот высочайший образ любви, вот совершеннейший пример служения всем! Царь славы терпит унижение, Господь всех служит Своим рабам. Мы ли не должны смиряться друг пред другом, мы ли в праве отказаться от того, чтобы быть слугами наших ближних?! Молитвами св. Леонтия, отдавшего всю свою жизнь на служение ближним, на избавление их от тьмы язычества и вечной гибели, да вразумит и наставит нас Господь. (Сост. с дополн. по М. Ц. Вед. 1888 г. 18). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но, кроме того, заботливому и неутомимому князю Андрею предстояла еще труднейшая задача – объединить всех разноплеменных и разнохарактерных «сходцев» и туземцев в одно целое, в одну новую народность, в одну могучую Русь, которая чувствовала бы свое единство, считала бы себя одним народом. Задача по­истине трудная. И нужно было найти такое связующее начало, которое могло бы объединить, сплотить всех воедино. Для всякого другого князя эта задача оказалась бы в то время непосильной; но благоверному и глубоко верую­щему князю Андрею не приходилось много и задумываться над этой задачей: решение ее уже было готово для него в его глубокой преданности св. Церкви православной и в живой ревности его о распространении веры Христовой. Единая святая вера православная, которую великий князь Андрей старался утвердить и распространить в своем княжестве со всею ревностью глубоко убежденного христианина, и послужила главным, самым надежным и прочным, объединительным началом для всего населения северной Руси. Христианство в Ростовско-Суздальской земле вплоть до начала XII века было слабо насаждено при первых князьях. Здесь едва начинал мерцать луч учения Хрис­това. При св. Владимире и при Ярославе были крещены лишь дружинники князя и лица, составлявшие, так ска­зать, высшую администрацию; остальное же народонаселение области в большинстве оставалось чисто языческим. Язычество в северной Руси было так сильно, что в течение всего XII в. оно является здесь господствующими, и волхвы, представители язычества, чувствуют здесь такую силу, что неоднократно (1024 г., 1074 г., 1091 г.) вол­нуют народ и вступают в борьбу с христианским начальством края, с княжескими наместником Яном Вышатичем, и лишь решительный действия этого находчивого княжеского слуги прекращают мятеж, который охватил было всю Ростовско-Суздальскую землю. Из жития Ростовских чудотворцев еп. Леонтия и Исаии видно, что эти подвижники христианства и просветители св. верою Ростовцев и Суздальцев, жившие в XI веке, должны были выдержать долгую и упорную борьбу с местными язычеством. Еп. Леонтий, не успев ничего сделать со старыми язычниками, начал действовать на детей, уча молодое поколение христианским истинам. Язычники, видя приверженность к Леонтию детей своих, устреми­лись на святителя – одни с оружием, другие с дреколием, чтобы изгнать его из города и убить его, – и только чудо спасает епископа от неминуемой смерти. 43 Еп. Исаия, ходя с проповедью по Ростовско-Суздальской земле, должен был везде разбивать идолов. 44 В самом Владимире при Боголюбском горожане и окрестные поселяне сходились в долине Яриловой и совершали здесь языческие празднества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010