Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 30—31 января 1990 г., постановил упразднить зарубежные экзархаты.    В 1997 г. за пределами своей канонической территории Русская Православная Церковь имела 6 епархий в Европе и одну в Южной Америке, а также приходы в Соединенных Штатах и Канаде, управляемые викарными епископами. Правящими архиереями зарубежных епархий Русской Церкви были митрополиты Сурожский (с резиденцией в Лондоне) Антоний (Блум), Венский и Австрийский Ириней (Зуземель), архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), Берлинский и Германский Феофан (Галинский), Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин), временно управляющий Гаагской и Нидерландской епархиями, и епископ Корсунский (с резиденцией в Париже) Гурий (Шалимов). На территории Венгрии находится благочиние Московского Патриархата во главе с протоиереем Феризом Берки. Общее число приходов Московского Патриархата в дальнем зарубежье — около 160, кроме того, в ведении находится 2 монастыря и 2 скита в Западной Европе. июня 1950 г. в Сан-Франциско скончался митрополит всей Америки и Канады Феофил (Пашковский). Новым предстоятелем Американской Церкви был избран преосвященный Леонтий (Туркевич), давний сторонник автономного и в перспективе автокефального статуса Американской Церкви. Он был одним из вдохновителей решений Кливлендского Собора, в свое время энергично противодействовал как более тесному сближению Американской митрополии с Карловацким Синодом, так и ее подчинению Московской Патриархии. При митрополите Леонтии Американская Церковь не только стала фактически автокефальной, произошла ее американизация: она постепенно утратила характер Церкви беженцев и стала одной из многих американских религиозных общин. Все большее число приходов Американской Церкви переходит на английский язык в богослужении; среди прихожан в храмах Американской митрополии преобладают дальние потомки выходцев из Российской империи, из Галиции и Карпатской Руси, родным языком которых является английский. Все более заметную часть ее паствы составляют конвертиты, обращенные в православие американцы, никак не связанные своим происхождением с Россией. При такой переориентации Церкви и столь заметном изменении ее национального состава часть принадлежащих к ней православных, стремящихся сохранить свою русскость и национальное лицо, переходят в зависимости от политических предпочтений либо в карловацкие приходы, либо реже в приходы экзархата Московской Патриархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

14 июня 1960 г. архиепископом Бостонским и Новоанглийским и помощником постаревшего главы Американской митрополии митр. Леонтия (Туркевича) был назначен архиеп. Токийский и Японский Ириней (Бекиш; 2 окт. 1892 - 18 марта 1981). Параллельно он недолго служил администратором Канадской архиепископии. 9 окт. 1962 г. был вновь переведен на служение в Японию. В 1966-1972 гг. управляющим Н. е. с возведением в сан архиепископа был Канадский и Монреальский еп. Сильвестр (Харунс Иван Антонович; 19 окт. 1914 - 18 мая 2000). В кон. 60-х гг. XX в. он поддерживал дискуссию о даровании Русской Церковью автокефалии Американской Церкви, смог убедить и умиротворить мн. противников этого шага. Когда ПЦА приняла под свой омофор неск. приходов в Австралии, архиеп. Сильвестр был назначен их наблюдателем, с 1972 по 1981 г. совершил ряд поездок в Австралию. 15 мая 1974 г. назначен временно управляющим ПЦА в помощь болящему митр. Нью-Йоркскому Иринею (Бекишу). 19 окт. 1972 г. епископом Хартфордским и Новоанглийским стал викарий Нью-Йоркского митрополита еп. Вашингтонский Димитрий (Ройстер; 2 нояб. 1923 - 28 авг. 2011). Он сыграл важную роль в присоединении самоорганизовавшейся Православной Кафолической Церкви в Мексике к ПЦА (см. в ст. Мексиканская епархия ПЦА). С 1972 г. являлся также экзархом Мексиканским. После ухода на покой митр. Иринея еп. Димитрий получил подавляющее большинство голосов на выборах нового предстоятеля ПЦА во время Всеамериканского Поместного Собора 1977 г. Однако, поскольку он получил на 30 голосов меньше 2/3 от голосов всех делегатов, его кандидатура, как и кандидатура еп. Феодосия (Лазора), была выдвинута на усмотрение Синода, а тот отдал предпочтение еп. Феодосию. 1 июля 1978 г. еп. Димитрий стал правящим архиереем новосозданной Далласской и Южной епархии. В 1978 г. временно управляющим Хартфордской и Новоанглийской епархией стал епископ Уилкс-Баррский, викарий Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Герман (Свайко; род. в 1932), 17 марта 1981 г. избран епископом Филадельфийским и Восточно-Пенсильванским. В июне 1979 г. во епископа Бостонского, Новоанглийского и Албанского был избран, 10 нояб. хиротонисан еп. Марк (Форсберг Карло; 2 апр. 1934 - 8 янв. 2018). В 1983 г. он был освобожден от управления епархией, в 1984 г. назначен епископом Бетесдским, викарием Вашингтонской епархии.

http://pravenc.ru/text/2577797.html

Одним из важных направлений служения владыки Михаила было участие в различных межконфессиональных встречах. В 1956 г. в Москве была проведена православно-англиканская конференция. Епископ Михаил возглавлял православную сторону, англиканскую делегацию — архиепископ Йоркский А. Рам­сей. Участники конференции обсудили вопросы вероучительного авторитета Священного Писания и Предания, Вселенских Соборов, таинств, почитания святых, а также вопрос о границе между догматом и теологуменом 9 . В ноябре 1956 г. Патриарх Алексий намеревался направить епископа Михаила в США как представителя Московского Патрархата для участия в суде по вопросу о соборе в Нью-Йорке, который оспаривал Митрополичий округ во главе с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Однако поездка не удалась из-за трудностей с получением визы. С 1957 по 1959 гг. епископ Михаил был заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). С 1 августа 1957 по 5 марта 1959 года одновременно со Смоленской он управлял Берлинской и Германской епархией. 15 августа 1957 г. Германское благочиние было выделено из состава Среднеевропейского Экзархата и вновь было преобразовано в самостоятельную епархию, а правящему архиерею, которым стал епископ Михаил, был возвращен титул Берлинский и Германский 10 . Зная в совершенстве немецкий язык, епископ Михаил два раза выезжал в ГДР и один раз в Западный Берлин, он сумел усилить епархию таким образом, что она из вчерашнего благочиния превратилась в центр Среднеевропейского Экзархата, что произошло в 1960 г. В марте 1958 г. Совет по делам религий обратился в комиссию по выездам за рубеж при ЦК КПСС с просьбой разрешить двухнедельную поездку епископа Михаила в Германию (ГДР и ФРГ) “для ознакомления на месте с церковным состоянием в епархии и для практического проведения в жизнь планов патриархии по возвращению раскольнических карловацких приходов в юрисдикцию МП” 11 . Одновременно епископ Михаил выполнял и другие послушания, связанные с деятельностью ОВЦС. Так, 29 августа 1957 г. Патриарх Алексий записал в днев­нике о том, что его посетил епископ Михаил, “сопровожда­ю­щий коптов, вернувшихся сегодня из Киева”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

Рейтинг: 6.9 Голосов: 290 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См. напр.:  Гордиенко Н., Комаров П., Курочкин П . Политиканы от религии. Правда о «русской зарубежной церкви». М., 1975. С. 54;  Сулацков А . Пишут письма провокаторы. Алма-Ата, 1973.  Троицкий С.В . О неправде Карловацкого раскола. Editions de L’Exarchat Russe en Europe Occidentale. Репр. М. 1992 С. 94 – 96 и др.  Архив ОВЦС. Д. «Русская Зарубежная Церковь». П. «1945». Л. 34 – 34 об. Опубл. в:  Кострюков А . Русская Зарубежная Церковь в 1939 – 1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М. 2015. С. 373 – 374.  В пользу такого предположения говорит факт служения Патриархом Алексием I панихиды по главе РПЦЗ митрополиту Антонию (Храповицкому) в 1957 г., факт принятия в Московский Патриархат подавляющего большинства представителей РПЦЗ без покаяния и т.д.  Новое слово (Берлин). 27 от 29.06.1941.  Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1931 – 1933». Л. 115 об.   Никитин А . Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933 – 1945). М. 1998. С. 116 – 119.  См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей//Церковная жизнь. 1936. 7. С. 99.  Освящение Берлинского собора//Церковная жизнь. 1938. 5 – 6. С. 93 – 96; Злонамеренность или недомыслие?//Утренняя заря. 1938. 10 – 11. С. 84-85; Немецкая печать об освящении русского православного собора в Берлине//Церковная жизнь. 1938. 7. С. 110.  Грамота Патриарха Антиохийского Председателю Архиерейского Синода//Церковная жизнь. 1939. 7. С. 101; Грамота Архиепископа все Эллады Председателю Архиерейского Синода//Церковная жизнь. 1939. 7. С. 102.   Антоний (Синькевич), архим . Письмо игум. Никону 28.09.1945//Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме. Д. 225-н «Архимандрит Никон».   Леонтий (Туркевич), архиеп . Письмо архиеп. Виталию (Максименко) 5.09.1946//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. F. “Talberg”. B. 13. F. 6.  Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. ч. 2, Нью-Йорк. 1945. С. 34.

http://pravoslavie.ru/108286.html

-Что такое святость? -Прежде всего, святость – это не имущество, а работа Бога, Святого Духа, в людях и через людей, раскрывающая образ Христа в «неискаженном образе» (выражение св. Силуана Афонского) человека, испытавшего прикосновение святости. Епископ Серафим (Сигрист) -Вы встречали святых в своей жизни? -Я чувствовал святость, присутствие Святого, во многих людях и моментах жизни, но что касается святых, канонизированных Церковью, то я не встречал никого из тех, кто уже канонизирован. Я думаю, что митрополит Леонтий (Туркевич), с которым я встречался, будет канонизирован, и это будет как раз то, о чем вы меня спрашиваете. Конечно, возможно, что и другие люди из моей жизни также будут признаны, но решать это – дело Церкви, и кроме митрополита Леонтия, я тут никого не назову… -Как чувствовать связь со святыми прошлого? Нет ли у православных, обращенных из других религий и конфессий, с этим сложностей? — Что касается наших отношений со святыми: как вы знаете, они приводят нас к Иисусу Христу, и мы узнаем их только внутри нашей связи с Господом, а они вновь обращают нас к Нему. Я думаю, что это не очень трудно для понимания неправославных христиан, но конечно, это должно быть пережито внутри опыта и молитвы Церкви, чтобы стало органичным знанием, а не теорией. -Как вам кажется, нынешнее общество — уже постхристианское? Как сегодня быть христианином? Как совместить радость о Христе с ощущением трагичности человеческой истории, идущей к концу времени? -В православном благочестии мы не фокусируемся на Кресте без памяти о Воскресении. В то же время благочестие, центром которого является Преображение, «преображенный космос» и т.п., без Креста было бы недостаточным для описания веры Церкви, не так ли? То же самое в нашем подходе к истории и современной действительности. Возможно, кто-то сказал бы, что «либералы» считают, что все становится лучше и лучше, а «консерваторы» мыслят больше в пессимистических и апокалиптических понятиях. В действительности, наше познание должно включать и то, и другое, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его», – по выражению апостола Павла (Флп 3:10).

http://pravmir.ru/episkop-serafim-sigris...

во Франции – митрополит Серафим (Лукьянов) в Китае – архиепископ Виктор (Святин) и епископ Иоанн (Максимович) в Маньчжоу-Го – митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов) , епископ Димитрий (Вознесенский), епископ Ювеналий (Килин) в Северной Америке – митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Леонтий (Туркевич), архиепископ Арсений (Чаговец), архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Иероним (Чернов), архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Вениамин (Басалыга), епископ Макарий (Ильинский), епископ Алексий (Пантелеев) в Южной Америке – архиепископ Феодосий (Самойлович). Определить точное количество приходов РПЦЗ не представляется возможным по целому ряду причин. Первая из них – склонность представителей Русской Зарубежной Церкви преувеличивать свою значимость. Например, согласно официальному перечню, предоставленному в Архиерейский Синод в 1933 г., в Северной Америке было 62 прихода РЦПЗ, однако архиепископ Никон писал о 80 приходах, функционировавших на североамериканском континенте в то время. 103 Другой трудностью является неопределенный юрисдикционный статус некоторых приходов Русской Зарубежной Церкви. Так, настоятель русского храма в Салониках протоиерей Иоанн Турский считал себя клириком РПЦЗ, хотя официально подчинялся местной епархии Элладской Церкви. 104 Были и противоположные случаи, когда священники, формально находившиеся в подчинении РПЦЗ, считали себя в ведении других Поместных Церквей. Подобное положение было, например, в Свято-Троицкой церкви в Белграде, перечислявшей взносы не в Архиерейский Синод РПЦЗ, а Сербской Церкви. 105 Еще одно препятствие для определения точного количества приходов состоит в отсутствии четких границ между такими понятиями, как «община» и «приход». По всему миру была рассеяна масса небольших русских общин. Их было немало например, в отдаленных уголках Южной Америки, в Азии и Африке. Общины не имели своих храмов и священников. Последние посещали местных эмигрантов достаточно редко. Например, протопресвитер Константин Изразцов, руководивший русскими приходами в Южной Америке, сообщал, что некоторые отдаленные русские общины он мог посещать только один раз в пять лет. 106 С другой стороны, бывали случаи, когда полноценные русские приходы пользовались храмами других Поместных Церквей. Так, некоторые русские приходы в Болгарии (в Рущуке, Варне, Пернике, Цареброде) не имели своего помещения, а члены этих приходов посещали храмы Болгарской Церкви. 107

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще важнее, конечно, чтобы занятия такого собора, если бы он был созван общими усилиями, протекли в атмосфере братской любви и взаимного уважения и доверия, потому что без этого они не привлекут на себя благодать Св. Духа, которая одна приводит все к согласию на церковных соборах и наставляет их участников на всякую истину. Вознося свои смиренные молитвы к Небесному Кормчему Церкви о том, чтобы Он послал нам благословение мира, с глубоким почтением и любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат (подписал) Митрополит Анастасий Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Папка «Евлогияне». К. 1. Машинопись, копия. 34. Письмо митрополита Анастасия (Грибановского) архиепископу Леонтию (Туркевичу) с предложением мирного сосуществования между Русской Зарубежной Церковью и Североамериканской митрополией 1 декабря 1950 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко Архиепископ Леонтий. Не без Божией промыслительной воли, по совершенно независимым друг от друга обстоятельствам, Архиерейский Синод нашей Зарубежной Русской Церкви и созванный Вами Всеамериканский Церковный Собор происходят почти одновременно на одной и той же благословенной территории Америки. В этом обстоятельстве Сам Господь как бы указывает нам благоприятный момент для возобновления усилий к восстановлению церковного мира, и мы не можем не воспользоваться этим моментом, чтобы обратиться к собравшимся под Вашим председательством собратьям архипастырям, к пастырям и мирянам с призывом к церковному миру и единству. Нам всем ведомо, как настойчиво хотят от нас – архипастырей – церковного мира наши пасомые, как глубоко ощущаем потребность в этом вожделенном Божием даре и мы сами, как необходим этот благодатный церковный мир для нашей страждущей Церкви, для нашей многострадальной Родины и для всей нашей духовной работы, особенно в переживаемое нами время, когда на весь мир надвинулась черная туча опасности захвата его сатанинскими силами. Употребим же с Божией помощью наши силы и старания для преодоления нашей розни и для стяжания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом Североамериканская митрополия в 1946 г. рассматривала вопрос о подчинении себе анастасиевских приходов во всем мире. По свидетельству архиепископа Виталия (Максименко) , руководство митрополии обращалось к митрополиту Анастасию с предложением уйти на покой, а приходы Зарубежной Церкви передать в подчинение митрополита Феофила. В его окружении уже был составлен проект создания Комитета из семи человек для управления всеми зарубежными русскими приходами. Однако митрополит Анастасий отказался от такого пути как нарушающего его долг перед Церковью. 603 Наоборот, в 1946 г. Зарубежный Синод во главе с митрополитом Анастасием планировал переехать в США и продолжить свою деятельность там. 604 Понятно, что в этом случае рано или поздно между митрополитами Анастасием и Феофилом возник бы конфликт из-за североамериканских епархий и приходов. И все же Собор, к которому в 1946 г. готовилась Североамериканская митрополия, не планировал обсуждать проблему взаимоотношений с Зарубежным Синодом. За сохранение единства с ним высказывался в тот момент даже главный сторонник создания национальной Американской Церкви архиепископ Леонтий (Туркевич). Иерарх писал, что паства РПЦЗ находится вне Отечества не по своей вине, а разбросанная по всему миру русская православная диаспора должна быть духовно единой. 605 Лучшим подтверждением того, что устроители Собора не планировали разрыв с РПЦЗ, является то, что во главе Предсоборной комиссии был поставлен архиепископ Виталий – противник коммунистической власти и ревностный сторонник единства между Зарубежным Синодом и Североамериканской митрополией. Предсоборная комиссия сделала все возможное, чтобы Собор не допустил разделения Зарубежной Церкви. Заранее были напечатаны списки членов различных соборных комиссий, членов президиума Собора и членов будущего Митрополичьего совета. Заблаговременно печатались и распространялись доклады антисоветского содержания, авторами которых были протоиереи Петр Коханик и Александр Кукулевский. Митрополит Феофил в своем послании высказался против подчинения Московскому Патриарху. Митрополит охарактеризовал жизнь Североамериканской митрополии после ее объединения с Зарубежным Синодом как «тихую» и «успешную», ознаменованную активной издательской деятельностью, а также открытием нового собора, семинарии и пастырской школы. Однако потом, по словам митрополита, наступили «дни испытаний, тревог и волнений».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

577 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 23. 583 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 585 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 194. 587 См.: Епархиальный съезд Североамериканской и Канадской епархии. Церковная жизнь. 1949. 10, 11, 12. С. 54. 588 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 350. 590 «Б.А.П.Ц.» – Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции. Церковная жизнь. 1952. 56. С. 93. 597 См.: Троицкий. Православный Русский календарь на 1951 год. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1950. С. 836. 598 См.: Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 49. 599 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 45. 602 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 78. 603 См.: Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 2. 604 «Седьмом всеамериканском православном соборе». С. 5. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 605 Леонтии (Туркевич), архиеп. Письмо архиеп. Виталию 5.09.1946. HTSA. F. «Talberg». В. 13. F. 6. 606 «Седьмом всеамериканском православном соборе». С. 13. См. также: Русская жизнь. 1946. 30 ноября. 614 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 3. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 618 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1947. 4. С. 12. 623 Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 3. 625 Феофил, митр. Письмо архиеп. Виталию. 28.03.1947. HTSA. F. «Talberg». В 13. F. 7; Заявление архиепископа Виталия. Православная Русь. 1947. 5. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом стремление некоторых иерархов и священников к подлинному, а не мнимому объединению с Церковью в Отечестве рассматривалось митрополитом Феофилом как отступничество. Как уже говорилось выше, после визита в США архиепископа Алексия (Сергеева) к Московскому Патриархату присоединились два американских иерарха – архиепископ Алексий (Пантелеев) и епископ Макарий (Ильинский). Оба иерарха, по-видимому, искренне считали, что Североамериканская митрополия планирует подчиниться московской церковной власти. Узнав о позиции архиепископа Алексия и епископа Макария, руководство митрополии направило им соответствующий запрос. Архиепископ Алексий ответил, что никаких назначений от московской церковной власти не имеет, а относительно своего канонического статуса может сказать, что считает необходимым подчинение Патриарху Алексию. 641 Епископ Макарий ответил более определенно: «После долгого размышления я решился подойти под омофор Московского Патриарха. Не думаю, что это преступление – вступить на строго каноническую почву, на которую большинство русских людей в Америке желают стать». 642 Руководство Североамериканской митрополии считало иначе. «Его шаг, – писал архиепископ Леонтий (Туркевич) о епископе Макарии, – является одним из сильнейших огорчений на моем жизненном пути». 643 Митрополит Феофил и вовсе назвал поступок епископа Макария «подлым коварством» и предписал своему духовенству не сослужить с ним. 644 4 февраля 1946 г. митрополит Феофил предал епископа Макария за его «богопротивный» поступок суду Архиерейского Собора. Епископу Макарию запрещалось совершать богослужение в Североамериканской митрополии. 645 Действия митрополита Феофила лишний раз подтверждают, что стремления к подчинению Патриарху Алексию у Североамериканской митрополии не было изначально. А следовательно, переговоры митрополии с Москвой были обречены на провал. Митрополит Феофил делал все возможное, чтобы не допустить подчинения Патриарху Алексию. «М[итрополит] Феофил, – отмечал анонимный аналитик Московской Патриархии, – не только не сочувствует принятым постановлениям Собора, но принимает все меры к неприведению его в исполнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010