В данном томе «Энциклопедии» присутствует статья об известном церковном историке Анри Леклерке, авторе «Словаря христианской археологии и литургики», выходившем на французском языке с 1903 г. Среди других французских богословов, о которых содержатся сведения в 40-м томе энциклопедии, — Мишель Лекьен — автор трехтомного издания «Христианский Восток», Поль Эмиль Лемерль — известный византолог, и Марсель Лефевр, критик реформ в Римско-Католической Церкви после II Ватиканского Собора. В 40-м томе содержится статья об основателе отечественной коптологии Оскаре Лемме. Статья о деятельности В.И. Ленина, вероятно, будет одной из наиболее читаемых в данном томе. Статью можно рекомендовать к прочтению не только студентам-историкам, теологам и миссионерам, но и самым широким кругам читателей. Также том содержит материалы, посвященные мученику Леодегарию (616-679), пострадавшему во Франкском королевстве, Леону, бывшему по церковной традиции митрополитом Киевским в конце X века. Большая статья посвящена великому Леонардо да Винчи и его творчеству. Следующий блок материалов относится к церковным деятелям с именем Леонид. Среди них следует особо выделить прп. Леонида Устьнедумского, прп. Леонида Пошехонского, сщмч. Леонида Афинского, сщмч. Леонида (Антощенко), казненного в Йошкар-Оле, сщмч. Леонида (Бирюковича), расстрелянного в Минске, сщмч. Леонида (Виноградова), умершего в заключении в Пермской области, сщмч. Леонида (Лебедева), зарубленного шашками красноармейцами, и многих других. Можно отметить также биографии Леонида (Окроперидзе), Католикоса-Патриарха всей Грузии, архиепископа Новгородского Леонида, церковного деятеля времен Ивана Грозного, архимандрита Леонида (Кавелина), историка, почетного члена Императорского православного палестинского общества , архимандрита Леонида (Сенцова), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Большое место занимают статьи, связанные с деятельностью церковных деятелей с именем Леонтий. Первый из них — епископ Ростовский Леонтий, по некоторым мнениям, третий русский мученик после варягов Феодора и Иоанна. Подробно рассказывается о церковном почитании свт. Леонтия, о его иконографии. Следует отметить также статьи о Леонтии (Карповиче), первом настоятеле Виленского Свято-Духова монастыря, Леонтии (Лебединском), митрополите Московском и Коломенском, Леонтии (Туркевиче), первоиерархе Североамериканской митрополии, Леонтии II, Патриархе Иерусалимском (1174-85), во времена господства крестоносцев в Иерусалиме, Леонтии Византийском и Леонтии Иерусалимском, богословах-полемистах VI в., Леонтии Стромынском, ученике прп. Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Леонтий (Туркевич), митр. Северо-Американский Годы хиротонии во епископа и возведения в сан архиепископа неизвестны. Находится в Феофиловской ориентации. В 1947 г. упоминается архиепископом Чикагским. Постановлением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви от 12 дек.1947 г. на него наложено запрещение и предан суду Собора епископов за противление к воссоединению с Матерью – Церковью и незаконное анафемствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией. В 1950 г. после смерти митрополита Феофила возглавил раскольническую Северо-Американскую епархию. В 1952 г. – митрополит той же епархии. До сего времени пребывает в отколе от Русской Православной Церкви. Литература: «ЖМП” 1948, стр.11. -«- 1954, стр.18. -»- 1955, стр.74. -«- 1955, стр.15, 18. -»- 1957, стр.26. -«- 1957, стр.66. -»- 1960, стр.32. -«- 1960, стр.17. -»- 1960, стр.68. «Русск. Прав. Церк.” стр. 155. Geboren im Jahre 1876 in Kremenec, Wolhynieni sein Vater war Priester. Hier besuchte er zunächst die Geistliche Schule, von 1892 bis 189S das GS Wolhynien, danach bis 1899 die Kiever GA. 1902 wurde er Lehrer an der Obojansker Geistlichen Schule, dann in Kursk und Ekaterinoslav. 1905, nach der Heirat mit Anna ervinskaja, folgte die Diakon- und Priesterweihe. Dann diente er als Pfarrpriester in Kremenec. Er wollte als Missionar nach Persien gehen, um in der neuerrichteten Mission in Urmia zu dienen. Doch В Tichon berief ihn im Oktober 1906 zum Rektor des kurz zuvor errichteten Seminars in Minneapolis; 1912 wurde das Seminar nach New Jersey verlegt. Von 1914 bis 1930 war er Redakteur des «Amerikanskij Pravoslavnyj Vestnik» (Russian-American Orthodox Messenger). Als Dekan der St. Nikolaj-Kathedrale und Mitglied des Konsistoriums war er Berater des Bischofs. Zusammen mit Aleksandr Kukulevskij nahm er als Vertreter der amerikanischen Ep. am Lokalkonzil der Russisch­Orthodoxen Kirche in Moskau (1917–1918) teil. Als einer der Hauptführer der Synode von Detroit (1924) kämpfte er für die Autonomie der amerikanischen Kirche. Seit 1925 Witwer. 1933 Mönchsweihe und Archimandritenweihe.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И. Печковский, - совсем другое и отчет архиепископа, составленный еще до окончания переговоров, не дает никаких оснований для подобных обвинений. После рассказа о служении в кафедральном Покровском Соборе владыка Вениамин упоминает эпизод, происшедший в храме Христа Спасителя, где ему было отказано в служении приходским комитетом, вопреки распоряжению митрополита Платона, на основании того, что он признает Московскую патриархию и митрополита Сергия. « После службы в день Св. Николая, м.Платон пригласил меня, двух протоиереев и о. Димитрия (Бальфура) к себе и заявил глубокое возмущение по поводу случая».Во время этой встречи была отправлена еще одна телеграмма митрополиту Сергию. Во второй телеграмме содержался запрос о разрешении на архиерейскую хиротонию протоиерея Леонида Туркевича (будущего митрополита Леонтия). « Митр[ополит] согласился на это с радостью. Я тоже был доволен; потому что самым фактом обращения он заявлял о каноническом подчинении Вам». Ответ митрополита Сергия, как мы узнаем из того же письма архиепископа Вениамина , содержал « настоятельное требование подписки и печатного оглашения ея, после чего...будет обсуждаться вопрос и о кандидате в епископы». Итак, принципиальным вопросом оказалась подписка о лояльности: для митрополита Сергия это было непременным условием для продолжения канонического общения, а для митрополита Платона неприемлемо и в силу личных амбиций (он видел в этом унижение и выражение недоверия к нему), и по причине соблазна, который, как он считал, эта подписка может вызвать в его епархии. Впоследствии мы вернемся к более подробному обсуждению этого вопроса. Последующее же развитие событий было таковым: « Тем временем собиралось паломничество в Тихоновский мужской монастырь на обычный готовый «отпуст» (западно-русский обычай богумолений с говением). Там митр[ополит] предполагал совершить 27 мая (н.с.) пострижение протоиерея Туркевича в монашество, а 28-го возвести в сан архимандрита; во вторник же – день «отпуста», митр[ополит] пригласил и меня с о. Димитрием принять участие в богумолении и постриге. Т.к. вопрос касался еще не хиротонии; то я дал свое согласие, - храня единение и любовь, - по слову апостола: «аще возможно, мир со всеми имейте» (Рим 12,18).

http://bogoslov.ru/article/2823600

Леонтий (Бартошевич Лев Юрьевич) (19141956) епископ. В эмиграции с 1924 г. Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 19501956 гг. епископ Женевский, викарий Западноевропейской епархии. Леонтий (Туркевич Леонид Иеронимович)( 18761965) митрополит. В 1895 г. окончил Волынскую духовную семинарию , в 1900 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1905 г. рукоположен во диакона и иерея. С 1906 г. в Северо-Американской епархии. Служил в Никольском кафедральном соборе в Нью-Йорке. С 1914 по 1932 г. редактор «Русско-американского православного вестника». В 1933 г. пострижен в монашество, рукоположен во епископа Чикагского. В 19351947 гг. пребывал в единстве с РПЦЗ. В 1950 г. избран главой Северо-Американской митрополии, возведен в сан митрополита. В 1954 г. удостоен степени доктора богословия. Леонтий (Филиппович Василий Константинович ) (19071971) архиепископ. Окончил Киевскую духовную семинарию , в 1925 г. пострижен в монашество. В 1930 г. рукоположен во иеромонаха. Подвергался преследованиям, провел несколько лет в заключении. В конце 1930-х гг. нелегально жил в Житомире. П осле оккупации Украины Германией вступил в братию Почаевской лавры, находился в юрисдикции Украинской автономной Церкви. С 1941 г. в сане архимандрита. В том же году рукоположен во епископа Бердичевского, викария Волынской епархии. Некоторое время был управляющим Волынской епархией. В 1944 г. выехал в Германию, был принят в РПЦЗ. В 19471953 гг. епископ Асунсьонский и Парагвайский, в 19531969 гг. епископ Сантьягский и Чилийский. С 1969 г. архиепископ Сан-Паульский. Митрофан (Зноско-Боровский Митрофан Константинович ) (19092002) епископ. Окончил богословский факультет Белградского университета. Находился в клире Польской Церкви. В 1935 г. рукоположен во диакона, в 1936 г. – во иерея. Магистр богословия (1939), протоиерей (1941). В 1944 г. выехал в Австрию, был принят в РПЦЗ, служил в Марокко, СШ А. Митрофорны й протоиерей (1954), протопресвитер (1986). В 1989 г. овдовел, в 1992 г. принял монашество. В том же году рукоположен во епископа Бостонского, викария Восточно-американской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По докладу митрополита Григория Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод 12 декабря 1947 г. в отношении виновников разделения постановили: «Митрополита Феофила и единомысленных с ним епископов: Чикагского архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлендского Собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с правилами: 34 Апостольским, 9 Антиохийского Собора, 15 Двукратного Собора. Наложенное на митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием I запрещение оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения через совместное служение его, митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриархата — митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых епископов, идущих вслед за митрополитом Феофилом по пути раскола» . В июне 1950 г. скончался митрополит Феофил, не примиренный, как и его предшественники, с Матерью-Церковью. С глубокой скорбью взирал Московский Патриархат и на равнодушие к призывам Матери-Церкви нового главы Митрополичьего Округа митрополита Леонтия (Туркевича), в течение пятнадцати лет окормлявшего американскую паству (1950 —1965). Благодарение - Небесному Главе Вселенской Церкви, все устрояющему ко благу, что со вступлением в 1965 г. на пост высокого служения Православной Церкви в Америке митрополита Иринея (Бекиш) открылась возможность новых переговоров, закончившихся, к общей радости, благоприятно. 4. Восстановление связей Митрополичьего Округа с Матерью-Церковью: неофициальные встречи; деятельные официальные сношения; завершительная стадия переговоров митрополита Никодима с представителями Митрополичьего Округа; провозглашение автокефалии; Патриарший и Синодальный Томос; упразднение Экзархата Северной и Южной Америки и учреждение Экзархата Центральной и Южной Америки Московского Патриархата; деяния Всеамериканских Соборов

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

§ 1. Епархиальное устройство РПЦЗ в 19461950 гг. После выхода Московской Патриархии на международную арену и перехода ряда иерархов и приходов под омофор Патриарха Алексия главной задачей руководства РПЦЗ было сохранение единой церковной структуры. После установления контактов между Церковью в Отечестве и Восточными Патриархами, а также после Поместного Собора 1945 г. перед Русской Зарубежной Церковью стояла еще одна задача – каноническое и идеологическое обоснование своей дальнейшей деятельности и своего независимого существования. Центром Зарубежной Церкви после Второй мировой войны стал Мюнхен, находившийся под контролем американских войск. В начале 1946 г. американские оккупационные власти предоставили Синоду автомобиль и просторное здание, где разместилась канцелярия и была освящена домовая церковь в честь равноапостольного князя Владимира. 549 С того же времени Зарубежный Синод стал получать и значительные субсидии из Америки. 550 В 1946 г. в подчинении Архиерейского Синода находились следующие архиереи: в Европе это были: митрополит Анастасий (Грибановский) , митрополит Серафим (Ляде), епископ Василий (Павловский), епископ Александр (Ловчий) в Китае – епископ Иоанн (Максимович) в Южной Америке – архиепископ Бразильский Феодосий (Самойлович) и епископ и Парагвайский Леонтий (Филиппович) в Северной Америке – митрополит Феофил (Пашковский), архиепископы Виталий (Максименко) , Тихон (Троицкий), Леонтий (Туркевич), Иоасаф (Скородумов), епископы Иероним (Чернов), Алексий (Пантелеев), Макарий (Ильинский), Иоанн (Злобин), Вениамин (Басалыга). Тем не менее 1946 г., как и предыдущий, был для Русской Зарубежной Церкви кризисным. Проблемой было даже не малое количество архиереев РПЦЗ, а их разрозненность. Отрезанные друг от друга, иерархи имели смутное представление о том, как складывается жизнь не только в отдаленных, но и в соседних епархиях. Отсутствовало сообщение даже между зонами Германии, контролируемыми союзниками. 551 Вне всякого сомнения, Зарубежная Церковь продолжила бы свое существование, даже если бы митрополит Анастасий погиб или подчинился Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в отношении виновников разделения постановили: «Митрополита Феофила и единомысленных с ним епископов: Чикагского архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и епископа Никона — за упорное противление призывам Матери–Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлендского Собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с правилами: 34 Апостольским, 9 Антиохийского Собора, 15 Двукратного Собора. Наложенное на митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием I запрещение оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения через совместное служение его, митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриархата — митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых епископов, идущих вслед за митрополитом Феофилом по пути раскола»   . В июне 1950 г. скончался митрополит Феофил, не примиренный, как и его предшественники, с Матерью–Церковью. С глубокой скорбью взирал Московский Патриархат и на равнодушие к призывам Матери–Церкви нового главы Митрополичьего Округа митрополита Леонтия (Туркевича), в течение пятнадцати лет окормлявшего американскую паству (1950—1965). Благодарение — Небесному Главе Вселенской Церкви, все устрояющему ко благу, что со вступлением в 1965 г. на пост высокого служения Православной Церкви в Америке митрополита Иринея (Бекиш) открылась возможность новых переговоров, закончившихся, к общей радости, благоприятно. 4. Восстановление связей Митрополичьего Округа с Матерью–Церковью: неофициальные встречи; деятельные официальные сношения; завершительная стадия переговоров митрополита Никодима с представителями Митрополичьего Округа; провозглашение автокефалии; Патриарший и Синодальный Томос; упразднение Экзархата Северной и Южной Америки и учреждение Экзархата Центральной и Южной Америки Московского Патриархата; деяния Всеамериканских Соборов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В том же номере «Церк. Жизни» писалось о настроениях в Сев. Америке: «К сожалению, печатается немало самых резких суждений против единства с остальной Зарубежной Церковью. В этом духе, к сожалению, высказывается и рукоположенный митр. Платоном в епископы Леонтий Туркевич. Но есть и горячие сторонники единства и можно сказать, что послание Блаженнейшего митрополита Антония к Сев.-Американской пастве встретило много сочувствующих». Газета «Россия» в это же время писала: «Послание Блаженнейшего Митрополита Антония, написанное с величайшею мудростью и проникнутое чувством безграничной любви, смирения и всепрощения, предуказывает святой, логичный и светлый путь примирения». «Православная Карпатская Русь» – церковно-народный орган Зарубежья, – печатала все это время пламенные призывы к установлению единства в заграничной Русской Церкви. В 15 от 1/14 августа 1934 г. помещен был призыв к этому «Русских Архиереев Зарубежных к Американским». Подписан он был 24 иерархами, в том числе митр. Варшавским Дионисием и другими архиереями Православной Церкви в Польше, еп. Иоанном Печерским и, конечно, всеми Дальневосточными иерархами, неизменно пребывавшими в подчинении Архиерейскому Собору и Синоду. При этом редакцией журнала сообщалось, что прислали в ответ на «Призыв» миролюбивые письма: Арсений, епископ Канадский, Алексий, епископ Аляскинский, Владимир, Архиепископ Ниццкий, Александр, Архиепископ Брюссельский; бывший Американский, Феофил, Епископ С.-Францисский в том же духе высказался в печати. Оставили «Призыв» без ответа: Евлогий, Митрополит Западно-Европейский (ответ якобы пропал на почте), Сергий, Епископ Пражский, Леонтий, Епископ Чикагский, Вениамин, Епископ Питтсбургский, Антонин, Епископ Уналашский. Епископ Виталий обнародовал особое обращение к «Американской Руси», в которое входило его слово при наречении и сообщение отдельных фактов, способствующих миру. Заканчивалось обращение так: С радостью читал я о подобном же всенародном русском движении и у Вас в Америке, напр., о собраниях 6-го и 13-го мая, организованных в Нью-Йорке центральным правлением Русских национальных организаций и общерусским объединением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лебедев , протоиерей Александр. Родился 11 марта 1950 г. в Австрии в беженском лагере. С 1951 г. в США. Окончил Свято-Троицкую Духовную Семинарию в Джорданвиле (1971). Бакалавр богословия. Одновременно учился также в аспирантуре университета в Олбани и в Норвичском университете штата Вермонт (окончил в 1971 г. со степенью магистра русского языка и литературы). Диакон (1968). Священник (1970). С 1973 г. докторант Йельского университета (штат Коннектикут), где получил вторую магистерскую степень по славянской лингвистике и филологии, а также получил степень доктора философии. Преподавал в Свято-Троицкой Семинарии, Норвичском и Йельском университетах. Протоиерей (1979). Настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Лос-Анжелос, в котором служит с 1982 г. Благочинный Южного округа Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей. Секретарь Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом (2004). Автор книг, многочисленных статей и публикаций. Легкий, протоиерей Иоанн см. Иоанн (Легкий), епископ Леонтий (в миру Лев Юрьевич Бартошевич; 1914–1956), епископ. Родился 14 сентября в Петрограде в семье инженера. Брат Архиепископа Антония (Бартошевича). В 1924 г. выехал с матерью в Югославию. Окончил Богословский факультет Белградского университета и Музыкальную академию в Белграде. В 1941 г. принял постриг в монастыре Туман в Югославии. Иеромонах (1941). Игумен (1944). Архимандрит (1945). Переехал в Женеву. Епископ Женевский, викарный Западно-Европейской епархии (1950). Скончался при загадочных обстоятельствах 19 августа в Женеве, где и похоронен. Леонтий (в миру Леонид Иеронимович Туркевич; 1876–1965), епископ. Родился 8 августа в г. Кременец в семье священника. Окончил Киевскую Духовную Академию (1900). Преподавал в Курской и Екатеринославской Духовных Семинариях. Священник (1905). В 1906 г. был приглашен епископом (будущим святым Патриархом) Тихоном возглавить только что созданную православную Духовную Семинарию в г. Миннеаполис (США); с 1912 г. в г. Тинейфлай (США). В 1920–30-х гг. служил в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке. Затем настоятель Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Член Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Возвратился в США через Сибирь и Японию. Один из организаторов Американского Собора 1924 г., принявшего решение об учреждении автономии. После кончины супруги (1925) хиротонисан во «епископа Чикагского» (1933). Постановлением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви от 12 декабря 1947 г. на него наложено запрещение; предан суду Собора епископов за противление к воссоединению с Матерью-Церковью и незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московским Патриархатом. На VIII Нью-Йоркском Всеамериканском соборе (1950) был избран главой т.наз. «Американской митрополии» с титулом «митрополит всея Америки и Канады». Скончался 14 мая в г. Сайосет (США). Похоронен в Свято-Тихоновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Официальный разрыв с московской церковной властью последовал в 1933 г., когда Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) потребовал от митрополита Платона прекратить антикоммунистические высказывания. Пример митрополита Евлогия (Георгиевского), давшего такое обязательство, показывает, что оно подразумевало отказ от свидетельства о новомучениках и полное прекращение обличения советской атеистической политики . Североамериканская митрополия отказалась от предоставления подобных обязательств. В августе 1933 г. митрополит Сергий запретил митрополита Платона в священнослужении, а 11 сентября того же года Собор американских архиереев заявил об автономии (фактически независимости) Американской Церкви от Московской Патриархии до законно избранного Всероссийского Поместного Собора . В годы Второй мировой войны среди русских эмигрантов наблюдалось стремление к единству с православной Москвой. Митрополит Сергий (Страгородский) в 1943 г. стал Патриархом, и многие архиереи Североамериканской митрополии поминали его именно в этом качестве. В середине 1940-х гг. отношения с московским священноначалием стали налаживаться. Казалось, что до полного восстановления общения всего один шаг. Однако примирения не произошло. Главной причиной неудачи стало желание Москвы контролировать кадровую политику Североамериканской митрополии, а также требование прекратить выступления против коммунистической власти . Эти условия приняты не были, и в 1947 г. Североамериканская митрополия дальнейшие переговоры прекратила. В 1950–1960-х гг. Московская Патриархия отзывалась о Североамериканской митрополии как о расколе, причем поведение представителей Патриархии было иногда крайне недипломатичным. Сохранилось свидетельство, что глава ОВЦС архиепископ Никодим (Ротов) в 1961 г. прямо сказал главе митрополии митрополиту Леонтию (Туркевичу), что считает его структуру раскольничьей . Не изменилась ситуация и после избрания в 1965 г. следующего главы митрополии – митрополита Иринея (Бекиша).

http://bogoslov.ru/article/5067273

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010