Русская духовная миссия (РДМ) развернула свою деятельность на К. и в Хайфе позже. В 1906-1907 гг. начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) приобрел на Назаретской ул. в Хайфе 2 смежных участка земли общей площадью 3712 кв. м. В 1911 г. здесь было построено 2 дома для размещения паломников (до 500 чел.), направлявшихся в Назарет и Тивериаду, и основано подворье РДМ, получившее к 300-летию Дома Романовых с разрешения правительства и Святейшего Синода почетное наименование «Романовское». В 1922 г., после смерти архим. Леонида (1918), участок был перерегистрирован властями Британского мандата на РДМ. Создание нового подворья вызвало соперничество и борьбу за паломников между РДМ и ИППО. Как докладывал Совету ИППО управляющий рус. подворьями в Палестине П. И. Ряжский, «в Хайфе Общество давно имеет подворье имени полковника Сперанского, которое вполне удовлетворяло небольшому числу паломников, посещавших этот город (около 200 в год). Миссия на той же улице и против ворот подворья Общества приобрела небольшой и крайне неудобный участок земли, затем постепенно его расширила за счет соседей с крупными издержками и, построив новое подворье, отдало его в заведование монастырской послушницы». На примере ситуации с Хайфским подворьем Ряжский сделал вывод, что «если Миссия позволит себя увлечь, в ущерб своим прямым задачам, на путь устройства и умножения по разным городам Палестины, даже не имеющим священного значения, гостиниц и подворий… разрозненные действия двух учреждений неизбежно поведут к непроизводительной трате русских сил и народных денег» (О взаимоотношениях Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Докладная записка заведующего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского в Совет Императорского Православного Палестинского Общества. Петроград, 11 мая 1916 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 592а. Л. 40-51). В ситуацию сочла необходимым вмешаться вел. кнг. Елисавета Феодоровна , председатель ИППО. Вел. княгиня писала архим. Леониду 4 сент. 1913 г.: «Вы отлично сознаете значение Палестинского Общества, и, думаю, не можете сомневаться, как дорого мне это дело. Тем более меня поразило, когда, следя за работой Общества, мне пришлось натолкнуться на некоторые случаи в вашей деятельности, которые на меня произвели впечатление, как будто они направлены против нас (т. е. против ИППО.- Авт.). Простите, если Я откровенно выскажу Вам мой взгляд. Я огорчилась, узнав, что Миссия построила подворья там, где существуют наши, как, например, в Кайфе. Мы должны утвердиться в Кайфе, как в пункте будущего сосредоточения управления всем паломническим движением по Галилее. Я очень жалею, что именно там Вы купили землю и строите подворье рядом с нашим. Я опасаюсь, что через это обострятся отношения» (Там же. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Духовенство Русской Духовной Мисии и представители русской общины на Святой земле. Иерусалим 1930-ые годы – Часто считают, что после Первой Мировой войны и революции и вплоть до 1948 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме не существовало. Была какая-то лакуна. Что всё-таки здесь было до конца 1940-х годов? – Символично, что мы говорим об этом 29 ноября, когда мы празднуем столетие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви. Сегодня в наших храмах на Святой земле был отслужен благодарственный молебен. Что это за дата? Как известно, все русские люди, оказавшиеся после революции заграницей, были отрезаны от России. К концу Гражданской войны было ясно, что прежней России уже не будет, а русские эмигранты остаются осколками старой России. На своих местах оставались послы, консулы, работники консульств, церковные служители в миссиях в разных странах. Но все они оказались без своей страны и без верховного руководства. У Русской Духовной Миссии на Святой Земле была та же самая ситуация. Тут надо определиться с терминами: что мы подразумеваем под понятием «Русская Духовная Миссия». Ее можно рассматривать просто как административную структуру Русской Церкви на Святой земле, а можно и шире – как посланцев Русской Православной Церкви и России, направленных за границу для просветительской деятельности. Были миссии в Японии, Китае, США и, конечно, в Иерусалиме. Иерусалимская Миссия была выразителем русских интересов и чаяний, организатором просветительских проектов. Если воспринимать Миссию как коллектив русских людей, находящихся на Святой земле, то можно включить в ее состав и тех, кто жил здесь после 1914 г. Это тысячи людей. Они приехали сюда в основном как паломники перед Первой Мировой войной, но потом были вынуждены остаться. Все они оказались на территории страны, вступившей в войну с Россией, потому что Святая земля входила тогда в состав Османской империи. Фактически они оказались в положении пленных. Османские власти эвакуировали из Иерусалима подданных Российской империи либо в Александрию, в Египет, либо в Константинополь. В Иерусалиме остались в основном пожилые женщины, чьё здоровье не позволяло им перенести дорогу. Турецкие власти Иерусалима разрешили им остаться (это было в конце 1914 г.). Российское консульство, члены Русской Духовной Миссии и Императорское Православное Палестинское общество были эвакуированы. Начальник РДМ архимандрит Леонид (Сенцов) со всей братией тоже покинул Иерусалим и перебрался в Александрию.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/sto_le...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леонид (Сенцов), архим. Фотография. Нач. XX в. (Сенцов Михаил Иванович; 1858, Рязань - 18.11.1918, Москва), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме . Род. в купеческой семье, по окончании Высшего Московского технического уч-ща служил инженером-механиком на фабрике. В 1898 г. поступил в МДА. Летом 1900 г. совершил паломническую поездку на Афон и в Палестину в составе группы профессоров и студентов во главе с ректором еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) . Был соавтором кн. «В стране священных воспоминаний», изданной по итогам путешествия под общей редакцией преосв. Арсения (Серг. П., 1902). По возвращении в академию Сенцов был пострижен в монашество с именем Леонид еп. Арсением (Стадницким), с к-рым до кончины сохранил добрые отношения, о чем свидетельствует их переписка (Арх. РДМ. П. 64. Д. 1401-1405). Вскоре Л. был рукоположен во диакона и во иерея. В 1902 г., по окончании МДА со степенью магистранта, Л. был определен смотрителем Заиконоспасского духовного уч-ща в Москве. Указом Синода от 16 апр. 1903 г. назначен начальником РДМ в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Чин возведения совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в храме Христа Спасителя. 4 июня того же года Л. прибыл в Иерусалим. Задачи и круг деятельности миссии и ее начальника определяла инструкция Синода от 20 мая 1902 г., рекомендовавшая «удовлетворять духовные потребности» русских подданных и паломников (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 734. Л. 1 об.). На посту начальника миссии Л. продолжил дело архим. Антонина (Капустина) по расширению рус. церковного присутствия на Св. земле. Л. приобрел 16 земельных участков, на нек-рых из них были возведены храмы и подворья (или начато строительство). Так, были построены церкви св. прор. Илии (1913) в Хайфе, св. Праотцев с приделом Св. Троицы (1914) у Мамврийского дуба в Хевроне; началось возведение соборного храма в Горненском мон-ре , устроены часовни в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи (на средства И. Г. Силаевой) в Елеонском Вознесенском русском мон-ре и во имя св. Иоанна Предтечи на Иерихонском участке РДМ.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

Троицкий собор Горненского мон-ря. Архит. архим. Леонид (Сенцов). 1911-1914; 2003-2007 гг. Фотография. 2008 г. Троицкий собор Горненского мон-ря. Архит. архим. Леонид (Сенцов). 1911-1914; 2003-2007 гг. Фотография. 2008 г. В мон-ре Св. Креста к западу от Старого города открыты руины храма с мозаиками V-VI вв.; материалы указывают на существование здесь в ранневизант. эпоху крупного храма, пережившего 2 периода строительства ( Economopulos. 1984; Tzaferis V. The Monastery of the Cross: Where Heaven and Earth Meet//BAR. 2001. Vol. 27. N 6. P. 33-41). В Айн-Кареме во францисканской ц. Рождества Иоанна Предтечи С. Саллером был обнаружен комплекс c ц. Мучеников (посвящение установлено по мозаичной надписи), состоящий из 2 примыкающих друг к другу базилик ( Saller. 1946). Северная базилика более крупная, практически квадратная в плане; перекрытие храма поддерживали 2 центральных столпа; 3-частный алтарь занимал треть пространства. Южная базилика 3-нефная, с выступающей алтарной апсидой. Здания датируются кон. V - нач. VII в. Неподалеку, в совр. католич. ц. Посещения Марии Елисаветой, Багатти изучена небольшая подземная часовня, состоящая из 2 соединенных друг с другом однонефных залов, каждый из к-рых завершается апсидой ( Bagatti. 1948). Церковь св. Иоанна Предтечи. V-VI вв. Фотография. 2008 г. Церковь св. Иоанна Предтечи. V-VI вв. Фотография. 2008 г. В Эвен-Саппире близ Айн-Карема в 1999-2005 гг. Гибсоном исследована т. н. Пещера Иоанна Крестителя - место, почитавшееся ранними христианами. Это длинная и узкая (24,5×3,7 м при высоте 4,9 м) пещера, в к-рую вели 6 широких ступеней. Стены были единовременно покрыты толстым слоем водонепроницаемой штукатурки. Явно предназначенная для хранения воды, она, как настаивает исследователь, не служила хозяйственным целям. Время создания пещеры относится к периоду гораздо более древнему, чем раннехристианский, к IV-V вв. она существенно заполнилась отложениями. Граффити в силу этого расположены почти под потолком; это примитивные рисунки, изображающие стоящую фигуру с поднятыми руками и палкой (возможно, жезлом или крестом) в левой руке. Надписей в пещере нет.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в реалии Святой Земли. В Иерусалиме Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить – для своего времени – своеобразные авторские «точки»: открыв (почти назначив) Порог Судных Врат на Крестном пути, «увидев», а затем построив и освятив Русскую Свечу на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы – в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме. Поразительно и другое: как за сумасшедшим ритмом «трудов и дней» начальника Миссии он ни на день не забывал, и не упускал ни одной возможности что-то найти, купить, исследовать, освятить храмом или часовней. ... На самой макушке Елеона высится 64-метровая четырехъярусная колокольня, которую в Иерусалиме называют «Русская Свеча». С площадки верхнего, четвертого, яруса ясно видна на востоке блестящая синь Мертвого моря. По преданию, одной сажени не хватило Антонину, чтобы на западе можно было увидеть Средиземное. В 1886 г. архимандрит записал в дневнике: «Долго сидел там на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они?.. Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно-вещей Палестины» 127 . Из числа последующих начальников Русской Духовной Миссии подлинным продолжателем дела Антонина может быть признан только архимандрит Леонид (Сенцов Михаил Иванович; 1858–1918). Он родился в Рязани, в купеческой семье. Окончив Высшее Московское Техническое училище, долго служил инженером-механиком на фабрике в Орехово-Зуеве, но, почувствовав влечение к монашеству и церковному подвигу, в 1898, в возрасте 40 лет, резко меняет свою жизнь и поступает в Московскую Духовную Академию. Участник знаменитого паломничества группы профессоров и студентов во главе с ректором Академии епископом Арсением (Стадницким) в Святую Землю летом 1900 г., Сенцов стал одним из соавторов изданной по итогам путешествия книги «В стране священных воспоминаний».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ) Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества

http://pravenc.ru/rubrics/121660_62.html

7 . Для подготовки опытных работников для Иерусалимской Миссии, отдыха потрудившихся в ней и материального вспомоществования Миссии к ней приписывается один из московских монастырей, по усмотрению Святейшего Патриарха, с назначением начальника Миссии настоятелем сего монастыря. 8 . На содержание Иерусалимской Миссии отпускается ежегодно семьдесят тысяч (70.000) рублей золота валютою и, кроме того, устанавливается ежегодный всероссийский церковный сбор. 9 . Все ассигнования на Иерусалимскую Миссию направляются на имя начальника Миссии. 10 . Все имущество Миссии и ее земельные участки, как существующие, так и вновь приобретаемые, закрепляются за Святейшим Патриархом Московским или Высшим Церковным Управлением, о чем начальник Миссии имеет особливое попечение. Председательствующий Серафим, епископ Старицкий ГА РФ, ф. 3431, оп. 1, д. 337, л. 1–3. 1044 Леонид (Сенцов Михаил Иванович; 1858–1918), архимандрит – выдающийся деятель Русской Палестины. Родился в Рязани, в купеческой семье. Окончив Высшее Московское Техническое Училище, служил инженером-механиком на фабрике в Орехово-Зуеве. В возрасте 40 лет резко меняет свою жизнь и поступает в Московскую Духовную Академию. Участник знаменитого паломничества группы профессоров и студентов во главе с ректором Академии епископом Арсением (Стадницким) в Святую Землю летом 1900 года (и соавтор изданной по итогам путешествия книги «В стране священных воспоминаний»). Еще на студенческой скамье принял монашество с именем Леонид и священный сан. По окончании Академии (1902) указом Св. Синода от 16 апреля 1903 г. назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Продолжив дело архимандрита Антонина, о. Леонид приобретает для Миссии новые земельные участки, строит церкви в Хайфе и Хевроне (у знаменитого Мамврийского Дуба), начинает возведение новых храмов в Елеонском и Горненском монастырях. С началом Первой мировой войны эвакуируется со всем составом Миссии в Александрию, откуда в марте 1917 г. отправляется в Россию. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. Умер в Москве 10 ноября 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1903 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен архимандрит Леонид (Сенцов). С самого начала он решил следовать по пути, завещанному великим предшественником архимандритом Антонином. Уже в 1905 г. он осуществляет большие работы по поновлению стенных росписей в домовом храме Миссии во имя царицы-мученицы Александры и в храме Петра и Тавифы в Яффе. В 1907 г. ему удается приобрести в собственность Русской Церкви участок земли в Хайфе, на горе Кармил, где он планирует построить церковь . Гора Кармил, как мы сказали выше, в библейской истории памятна тем, что на ней жил святой пророк Илия. На территории нынешней Хайфы, в католическом кармелитском монастыре находится пещера, в которой обитал и молился пророк. В 20 км к востоку, на крутом отроге Кармильского хребта, далеко вдающегося в Ездрелонскую долину и обрывающегося почти напротив Фавора, пророк совершил свой знаменитый «холокост» – так называется по-гречески библейская жертва всесожжения. Особенность холокоста, совершенного тогда Илией, состояла в том, что для посрамления языческих пророков, которым верили цари Израиля, он запалил жертву не земным, человеческими средствами полученным огнем, а огнем, сведенным с неба пламенной молитвой пророка. Этим определялось значение нового участка, приобретенного в собственность Русской Церкви на Кармиле, куда не успел распространить своих храмостроительных замыслов отец Антонин (Капустин) . Строительство задуманного храма во имя Илии Пророка с самого начала встретилось с затруднениями, чинимыми как турецкими светскими, так и греческими духовными властями. Чтобы их обойти, Леонид повел дело так, будто он строит не церковь , а просто небольшое здание под столовую для русских паломников. Позже, в 1912 г., начались хлопоты перед турецким правительством о разрешении сделать из «столовой» церковь . К зданию быстро был пристроен алтарь, воздвигнута колокольня, устроен иконостас из серого мрамора. К началу 1913 г. султанский фирман был получен, помог юбилей 300-летия Дома Романовых. Архимандрит Леонид, как тонкий политик, объявил, что храм воздвигнут «в ознаменование славной годовщины», и испросил высочайшего соизволения именовать впредь принадлежавший Духовной Миссии участок в Хайфе «Романовским подворьем». Но и теперь греки всячески тормозили решение вопроса. 14 ноября того же года русский храм во имя Ильи Пророка на горе Кармил был торжественно освящен Патриархом Иерусалимским Дамианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Синоде, рассчитывая содержать общину на проценты с капитала, усугубляемые, конечно, притоком возможных пожертвований боголюбцев из поклонников. Новый начальник Духовной Миссии с 1903 г. о. арх. Леонид (Сенцов), питомец школ светской и богословской, архитектор по специальности, с живым подвижным характером и широкими агрессивно-полемическими тенденциями, не подражал осторожной осмотрительности своего предшественника. Имея в прошлом высокий пример незабвенного в летописях Иерусалимской Духовной Миссии начальника арх. Антонина и желая повести Миссию по тому же пути, к глубокому сожалению, забывал, однако, о присущих этому великому деятелю осторожности и редком умении находить доступ к сердцу благочестивых, богатых и влиятельных паломников. О. арх. Леонид II увлекся земельными приобретениями в Св. Земле, нередко не имеющими ни священного, ни материально ценного значения, а иногда даже прямо обременительными для небогатой средствами кассы Иерусалимской Духовной Миссии. Что же касается агрессивно-полемических тенденций о. арх. Леонида в его энергичной деятельности в Св. Земле, то они, к сожалению, направлялись иногда не только против инославной пропаганды, создающей сомнительные христианские легенды и самые рискованные предания на святых местах, но и против преданий греческой православной Патриархии (напр., русская Вифания у подножия Елеона, вызвавшая в Иерусалимской патриархии бурю негодований против Миссии) и даже против преданий, разделяемых самою же русской Духовной Миссией (напр., участок Бет-Захария, где будто бы имели дом родители Св. Пророка и Предтечи Иоанна, и, следовательно, то место, где, по Евангелию, пребывала три месяца у своей счастливой «южики» Пресвятая Дева Матерь Божья). Но о. арх. Леонид, чуждый возможных опасений истощить ресурсы не только Миссии, но и тесно с нею связанной Горненской женской общины, ясного понимания бесцельности некоторых своих земельных стяжаний в Палестине и упомянугых выше идейных противоречий, так сказать, с самим собою, много и даже не без успеха работал над улучшением и приведением в благоустройство миссийских владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Леонид (Сенцов), начальник Русской Духовной Миссии в 1903–1917 гг., продолжил дело своего предшественника. Осенью 1904 г. Святейший Синод принял постановление просить согласия Иерусалимской Патриархии на строительство храма. Лишь четыре года спустя, 4 октября 1908 г., Патриарх Дамиан подписал благословенную грамоту на сооружение русского храма у Дуба Мамврийского. Храм строил итальянский мастер Дж. Бергамаско, оттого во внешнем декоре он носит отчетливые следы итальянских влияний. Большой и вместительный, рассчитанный на тысячу богомольцев, храм по внутреннему архитектурному решению представляет в плане крест. Он трехпрестольный. Главный, центральный престол посвящен Святым Праотцам, левый – святителю Николаю Угоднику, правый – Пресвятой Троице. Последнее связано непосредственно со священным событием, память о котором хранит Мамврийский Дуб. Четыре тысячи лет минуло с того дня, когда сидевший под ним праотец Авраам увидел идущих по склону холма трех путников. Это были, как сказано в Библии, три Ангела. Именно они изображаются на православных иконах Святой Троицы – в том числе на знаменитой рублевской. За плечом центрального Ангела, символизирующего, по богословскому толкованию, Иисуса Христа, Сына Божия, изображено зеленое дерево. Это и есть знаменитый Мамврийский Дуб. Но и архимандриту Леониду не довелось дожить до освящения воздвигнутого им храма. Весной 1914 г. российский посол в Стамбуле получил долгожданный султанский фирман на освящение церкви, а в июле началась Первая мировая война. В 1917 г. архимандрит Леонид был приглашен в Москву для участия в историческом Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В Иерусалим ему не суждено было вернуться. Он заболел и умер в Москве, где и был похоронен в 1918 г. Его любимое детище – Троицкий храм в Хевроне – будет стоять неосвященным еще семь лет. Лишь в 1925 г., когда Русская Палестина, не по своей воле утратившая связь с Московским Патриархатом и лишенная помощи со стороны Советской России, вошла в юрисдикцию Русской Церкви за рубежом, был освящен храм у Мамврийского Дуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010