В Абхазии к моменту приезда туда К. была довольно сложная политическая обстановка. После вхождения этих территорий в состав России здесь, как и на остальных груз. территориях с нач. XIX в., произошли значительные изменения: появление рус. переселенцев способствовало увеличению количества незнакомого с местными обычаями русскоязычного духовенства, возникновению нетипичных для данных мест храмовой архитектуры, церковного пения, иконописи и т. д. В Абхазии усиливалось культурное влияние русских, и оно было благосклонно воспринято кавказскими народностями, которые противопоставляли себя груз. этносу, стремившемуся к объединению груз. исторических территорий и груз. этнографических групп. К. противопоставил свою деятельность российской политике, не признававшей особого права грузин на территории в Абхазии. Жандармский надзор за К. снят не был. Так, помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском окр. в донесении 178 от 17 февр. 1907 г. писал, что К.- «одна из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов», он добивается введения грузинского языка в народных школах и за богослужением, принимает участие в издании материалов, доказывающих принадлежность этого региона Грузии (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Ед. хр. 72. Ч. 11. Л. 17). К. считал, что его назначение на Сухумо-Абхазскую епархию обусловлено необходимостью удовлетворения религ. и национальных требований и умиротворения местного населения. К. не только восстановил богослужение и обучение на груз. языке, что до него было полностью запрещено еп. Сухумским Арсением (Изотовым) (1895-1905), но и ввел аналогичные права для абхазской паствы. Обстановка в Тифлисе также была накалена, вопросы об автокефалии ГПЦ, о возрождении груз. монархии и об отделении Грузии стали открыто обсуждаться в печати. В 1905 г. еп. Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе) образовал «Братство восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви»; по данным полиции, братство начало сотрудничать с революционными орг-циями леворадикального толка (анархистами). Одновременно сформировалось праворадикальное движение рус. националистов, что усилило взаимную нетерпимость населения Закавказья ( Хижий. 2006). 10 авг. 1905 г. братство обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16; РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 1-15).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Горийская Основана 30.06.1811. Именование – по г. Гори (Картли, Грузия). Карталинское и Кахетинское викариатство. Упразднена в 1917 г. 30.01.1812 30.08.1814 30.08.1814 05.02.1817 28.12.1818 18.11.1839 05.04.1842 03.12.1851 13.04.1852 06.04.1858 19.02.1859 02.07.1860 Гавриил Кикодзе 19.05.1862 30.05.1869 30.05.1869 20.03.1898 Александр Окропиридзе 19.04.1898 12.08.1900 Леонид Окропиридзе 12.08.1900 10.02.1902 21.04.1902 16.02.1905 19.05.1905 10.11.1906 Евфимий Елиев 06.04.1907 05.02.1909 15.01.1912 12.03.1917 1209 В числе большинства своих соплеменников-епископов в 1917 г. изменил архиерейской присяге и отошел в Грузинскую «автокефалию». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛЕВ IX (1002 - 1054; до избрания папой - Бруно из Эгисхайма), папа Римский (с 2 февр. 1049), св. (пам. зап. 19 апр.) ЛЕВ XII (1760-1829; до избрания папой - Аннибале Франческо Клементе Мелькиоре Джироламо Никола Серматтеи делла Дженга), папа Римский (с 28 сент. 1823) ЛЕВ XIII (1810-1903; до избрания папой Винченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи), папа Римский (с 20 февр. 1878) ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ особая единица в составе Галицко-Львовской униатской митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг. ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861 - 1921), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества

http://pravenc.ru/rubrics/121236_159.htm...

Гурийская Основана в 1425 г. (запад Грузии). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1833 г. (присоединена к Имеретинской епархии). Возобновлена 01.04.1844. 12 .06.1885 присоединена Мингрельская епархия. с 12.06.1885 – Гурийская и Мингрельская; С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Именовалась: Джуматская; Гурийская; Гуриальская. (1795)1814 29.06.1844 11.04.1853 Евфимий, кн. Цулукидзе 08.09.1853 19.08.1858 25.03.1859 01.08.1881 25.03.1886 20.03.1898 20.03.1898 04.11.1903 04.11.1903 16.06.1905 24.09.1905 01.02.1908 Георгий II Аладов 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Окропиридзе 1272 Митрополит Джуматский. На кафедре с 1795 г. Вторая дата – дата кончины. Шестью лет годами позже епархия была упразднена. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеретинская Основана ок. 1027–1072 гг. Древняя Кутаисская митрополия. В 1455–1795 гг. существовала Имеретинская и Абхазская Католикосия. «...По смерти Имеретинского Католикоса Максима, скончавшегося в 1795 г. в Киеве, вакансия сия осталась праздной; а потому уже заведовал делами, касающимися до Церкви Грузинской и Имеретинской, один Католикос Карталинский и Кахетинский Антоний...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 15). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1820 г. (присоединена к Никорцминдской епархии). Возобновлена 19.11.1821 (с присоединенной, в свою очередь, Никорцминдской). Местопребывание – в г. Кутаис. 16 .07.1828 присоединена Хонская епархия. Хонская епархия вскоре была возобновлена, переименована в Мингрельскую, после чего соединена с Гурийской, и вместе они составили отдельную, самостоятельную Гурийско-Мингрельскую епархию (см.). С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Викарные кафедры: Сухумская, Мингрельская. 30.08.1814 08.03.1820 Досифей, кн. Церетели 19.11.1821 08.11.1841 07.08.1843 18.01.1853 11.04.1853 04.04.1856 02.09.1856 02.07.1860 02.07.1860 25.01.1896 06.06.1898 04.08.1900 12.08.1900 01.02.1908 Леонид Окропиридзе 01.02.1908 03.1917 Георгий Аладов Инсарская, пенз. Основана в 1919 г. (?) Именование – по г. Инсар (Пензенская губерния, Мордовская АССР). Пензенское викариатство. 1919 (или 1922) 1637 Ставленник Владимира (Путяты), лишенного архиерейского сана определением Судной Комиссии Поместного Собора 1917–1918 гг. Путята «хиротонисал» его единолично. Ставленник был в брачном состоянии. По ММЛ Каталог... первая дата иная: 1922 г. Позднее пытался примкнуть к обновленцам, но те его почему-то не приняли. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛАКЕДЕМОН историческая область в Греции на п-ове Пелопоннес - см. в ст. Монемвасийская и Спартанская митрополия ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ (Макконен; род. 1948), архиеп. Хельсинки и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос ЛЕОНИД (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861 - 1921), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921) ЛЕПАВИНА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Загребско-Любянской епархии Сербской православной Церкви ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца

http://pravenc.ru/rubrics/121368_39.html

04(17)09.1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. ХАРЬКОВСКАЯ, обн. КИЕВСКАЯ, обн. 03(16)02.1935 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки Пимен Савелов ВОЛОГОДСКАЯ 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Хмелевский САРАТОВСКАЯ 28.12.1964 10.01.1965) 27.11(10.12)1993 в/у АСТРАХАНСКАЯ 14(27)02.1968 17(30)07.1968 Пимен Ходыкин ВОЛОГОДСКАЯ 16.02.1520 Св. Пимен Черный НОВГОРОДСКАЯ 20.11.1552 24.02.1570 Пирр Окропиридзе АЛАВЕРДСКАЯ 15.01.1916 11.03.1916 КАХЕТИНСКАЯ 11.03.1916 12.03.1917 Питирим КРУТИЦКАЯ 12.08.1655 09.11.1657 КУРСКАЯ 09.11.1657 23.11.1657 КРУТИЦКАЯ, паки 23.11.1657 06.08.1664 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 10.07.1658 06.08.1664 НОВГОРОДСКАЯ 06.08.1664 07.07.1672 ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.07.1672 19.04.1673 Питирим НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.03.1719 08.05.1738 Сщмч. Питирим ПЕРМСКАЯ 19.08.1456 Св. Питирим ТАМБОВСКАЯ 15.02.1685 28.07.1697 Питирим Волочков в/у СЫКТЫВКАРСКАЯ 23.09(06.10)1995 06(19)12.1995 СЫКТЫВКАРСКАЯ 06(19)12.1995 Питирим Крылов ВОЛОКОЛАМСКАЯ 22.05(04.06)1928 ШУЙСКАЯ 12(25)09.1929 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 12(25)09.1929 04(17)03.1931 ДМИТРОВСКАЯ 04(17)03.1931 01.1936 в/у МОСКОВСКАЯ 29.04(12.05)1932 01.1936 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 01.1936 07(20)06.1937 Питирим Лодыгин УФИМСКАЯ Питирим Нечаев в/у ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01(14)05.1963 10(23)05.1963 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 10(23)05.1963 22.10(04.11)2003 в/у СМОЛЕНСКАЯ 10(23)10.1964 30.01(12.02)1965 в/у ТАМБОВСКАЯ 03. 1968 15(28)11.1968 Питирим Окнов НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 17.07.1894 02.11.1896 ТУЛЬСКАЯ 02.11.1896 17.06.1904 КУРСКАЯ 17.06.1904 04.10.1911 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 04.10.1911 22.12.1913 САМАРСКАЯ 22.12.1913 26.06.1914 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 26.06.1914 23.11.1915 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 23.11.1915 06.03.1917 Питирим Свиридов САМАРСКАЯ 29.11(12.12)1941 01.1942 КАЛУЖСКАЯ 01.1942 в/у ТУЛЬСКАЯ 01.1942 КУРСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) в/у ВОРОНЕЖСКАЯ МИНСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 в/у ВИТЕБСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у МОГИЛЕВСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 30.11(13.12)1949 04(17)03.1950 в/у ГРОДНЕНСКАЯ, паки 19.01(01.02)1951 08(21)04.1959 в/у ПИНСКАЯ 02(15)11.1952 08(21)04.1959

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активный сторонник восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 8 марта 1917 г. по инициативе А. на квартире свящ. Н. Талаквадзе состоялась встреча представителей части духовенства и лидеров политических движений Грузии, на к-рой присутствовал также и Н. Н. Жордания, буд. глава Грузинского социал-демократического правительства, и на к-рой было решено объявить 12 марта 1917 г. в Патриаршем соборе Светицховели о восстановлении автокефалии ГПЦ. После этого акта А. активно участвовал в разработке проекта об управлении ГПЦ и подготовке созыва Поместного Собора ГПЦ. В марте 1917 г. был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , ведшим переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии, в связи с чем 9 июля - 2 авг. 1917 г. А. находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Гос. Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским . Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии 2 иерархов - Католикоса-Патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митр. Тифлисского РПЦ (для правосл. негрузин) с резиденцией в Тифлисе. Груз. церковная диаспора, т. о., оставалась без иерарха. По инициативе и настоятельным просьбам А. в Грузию прибыл находившийся до этого в России еп. Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 авг. 1917 г. на покой. 17 сент. того же года он был избран на Поместном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом Грузии, А. был назначен на Кутаисскую кафедру ГПЦ и возведен в сан митрополита. Автокефалия Грузинской Церкви не была признана ни Св. Патриархом Тихоном , ни Поместным Собором РПЦ 1917-1918 гг. 18 сент. 1918 г., через неск. месяцев после убийства Католикоса-Патриарха Кириона, А. был отравлен (по одной из версий, его зятем). Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 30-х гг. ХХ в., вследствие чего точное место захоронения А. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115958.html

1935–1942: Каменец-Подольская(?), паки Пирр Окропиридзе 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Алавердская 1916–1917: Кахетинская 1917–1922: Алавердская, паки Питирим Крылов 04(17).06.1928–1928: Волоколамская 1928–25.09(08.10).1929: Шуйская 25 .09(08.10).1929–17(30).03.1931: Орехово-Зуевская, в. у. (?) 17(30).03.1931–01.1936: Дмитровская 29 .04(12.05).1932–01.1936: Московская и Коломенская, в. у. 01 .1936–20.06(03.07).1937(?): Великоустюжская Питирим Лодыгин 1925–1928: Уфимская Питирим Окнов 23 .11(06.12).1915–06(19).03.1917: Ленинградская Питирим Свиридов 12(25).12.1941–01.1942: Куйбышевская 1942–1943: Калужская 1942–1943: Тульская, в. у. 1943–31.12(13.01).1946: Курская Платон Кульбуш 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Таллинская 10(23).01.1918–14(27)-01.1919: Рижская, в. у. Платон Петров 1921–1921: Уманская Платон Рождественский 05(18).12.1915–13(26).08.1917: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц. 13(26).08.1917–09(22).02.1918: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц., паки 09(22).02.1918–1921: Одесская 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Американская 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Американская (заруб., автоном.) Платон Руднев 01(14).10.1923–1929: Ногинская Платон Тихомиров Тульская, в. у. Поликарп Сикорский 1932–1940: Луцкая 1940–1942: Владимиро-Волынская 1942–1943: Луцкая, паки Поликарп Тихонов 08(21).03.1920–1924: Лукояновская 1924–1927; Ардатовская Порфирий Вишняков Сызранская (обн.) Порфирий Гулевич 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Криворожская 05(18).09.1930–29.07(11.08).1931: Кировоградская 29 .07(11.09).1931–10.1936: Симферопольская Прокопий Титов 30 .08(12.09).1914–1924: Кировоградская 1924–27.11(10.12).1925: Херсонская Рафаил Березин 16(29).10.1944–02(15).05.1945: Калининская Рафаил Гумилевский 10(23).09.1924–1925: Александровская (Ставроп. вик.) Рафаил Прозоровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Муромская (обн.) 02 .1925–1930: Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 02 .1925–1930: Херсонская (обн.), в. у. 1930–1935: Мариупольская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И. выступал за введение местного самоуправления в Грузии, участвовал в обсуждении вопроса о введении земства на заседаниях Дворянского собрания Тифлисской губ. (1882, 1884, 1896, 1897). В 1905-1906 гг. И. являлся членом Гос. Думы, где отстаивал демократическую программу и защищал проект отмены смертной казни. В те же годы И. возглавил движение за восстановление автокефалии ГПЦ, куда вошли многие представители груз. духовенства и общественные деятели. И. изучал историю вопроса, стремясь исторически обосновать правомерность автокефалии, участвовал в публичных выступлениях, официально встречался по этому вопросу с царским наместником Кавказа гр. И. И. Воронцовым-Дашковым (окт. 1905). В дек. того же года вместе с еп. Балтским сщмч. Кирионом (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх Грузии Кирион III ) и еп. Имеретинским сщмч. Леонидом (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) И. присутствовал на приеме у обер-прокурора Святейшего Синода РПЦ кн. А. Д. Оболенского, где шел разговор об исторической обоснованности автокефалии ГПЦ. 2 янв. 1906 г. еп. Кирион сообщил в письме свящ. Сосо Чиджавадзе, что во время рассмотрения грузинского церковного вопроса в С.-Петербурге будут «лучшие представители нашей страны», и в первую очередь И. По воспоминаниям настоятеля тифлисской ц. Квашвети свящ. Каллистрата Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх Каллистрат III), за неск. дней до отъезда И. беседовал с ним об автокефалии и просматривал хранящиеся в архиве священника документы, касающиеся этого вопроса; о. Каллистрат отметил высокую степень осведомленности и убедительность аргументации И. В письме (апр. 1907) И. сообщил еп. Кириону, что при встрече с гр. Воронцовым-Дашковым ему удалось убедить наместника собрать совет для обсуждения вопроса об автокефалии (НЦРГ. Фонд Католикоса-Патриарха Кириона III. Д. 1210). Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Признавая позитивные стороны подданства России (длительный мир, развитие инфраструктуры, градостроительство, подъем экономики, науки и образования и др.), И. был убежден, что существование в пределах столь большой империи ограничивает «жизненную энергию грузинской нации и мешает развитию ее самосознания». Считая необходимым восстановление не только автокефалии ГПЦ, но и независимости Грузии, И. добивался ее политической автономии как начального этапа этого процесса.

http://pravenc.ru/text/389349.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010