А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf ГЛАВА II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего» 77 . В слове, произнесенном перед новогодним молебном 1 января 1918 г. в храме Христа Спасителя, Патриарх Тихон сравнил февральские и октябрьские государственные перевороты с печальным опытом Вавилонского строительства. Слова и проповеди первосвятителя, его послания воспринимались верующими как голос церковного разума среди охватившей страну гражданской войны и возобновившихся военных действий на фронтах первой мировой. Революционные преобразования коснулись всех сторон жизни России, а для националистов явились толчком к сепаратистским выступлениям. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. без согласия кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему кириарху владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Леонид (Окропиридзе Лонгин), архп. Мцхетский и Тифлисский, Католикос – Патриарх всея Грузии Родился 15 февраля 1861 года в Тифлисской губернии. Родители его стремились воспитать своих детей в духе христианского благочестия. Поэтому Лонгина с самых ранних лет стали приучать прилежному посещению храма Божия, стоять благоговейно, петь и читать в нем, а дома свято исполнять благочестивые обычаи и постановления Церкви. Восьми лет он был взят из родительского крова и отдан в духовное училище. Здесь он находился под непосредственным покровом своего родственника дяди, епископа Гурийско-Мингрельского Александра, который влиял на него благотворно и возбуждал в нем горячую любовь к Матери – Церкви. Часто отрок посещал архиерейские службы своего дяди и восхищался торжественным богослужением. Эти службы вызывали в нем слезы умиления. Как-то раз в одно из таких предстояний за службой епископа Александра, он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в священном сане и с этого момента в нем этот голос не умолкал, а все более и более побуждал юношу к решительному шагу. Однако, не заглушая внутреннего голоса, он стремился к возможно широкому и многоплодному деланию на ниве Господней и поэтому решил сначала получить высшее богословское образование, а затем уже принять священный сан. В 1884 году он поступил в Киевскую духовную академию и здесь на примере своих наставников, и, главным образом, на живом образце идеального инока – епископа Сильвестра, начальника Академии, убедился в высоте христианских подвигов и 29 июня 1887 года без всякого колебания принял монашество с именем Леонид. 2 мая 1888 года был рукоположен во иеромонаха. В этом же году, по окончании академии со степенью кандидата богословия, 20 октября был назначен инспектором училища «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе». I ноября 1892 года возведен в сан игумена и назначен настоятелем Зедаэнийского монастыря. В 1893 году назначен настоятелем Хирского Стефановского монастыря с возведением в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. 30 янв. 1812 г. во епископа Горийского, викария экзарха Святейшего Синода в Грузии (экзарх возглавлял Мцхетско-Карталинскую (с 1818 - Карталинская и Кахетинская) епархию), был хиротонисан Досифей (Пицхелаури), оставленный в С.-Петербурге для присутствия в Святейшем Синоде при обсуждении дел Грузинского Экзархата. По инициативе еп. Досифея было выработано новое положение о церковном устройстве Грузии, утвержденное императором 30 авг. 1814 г. (для высшего управления делами Экзархата по образцу Московской синодальной конторы была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха). Тогда же Досифей был возведен в сан архиепископа и назначен на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру. Впосл. Горийские епископы жили в основном в Тифлисе, являлись помощниками экзарха Грузии в управлении Карталинской и Кахетинской епархией. В 1-й пол. XIX в., после еп. Досифея, Г. в. возглавляли епископы Гервасий (Мачавариани; 30 авг. 1814 - 5 февр. 1817), Стефан (Джорджадзе; 28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839), Никифор (Джорджадзе; 5 апр. 1842 - 3 дек. 1851). Горийский еп. Иоанн (Авалиани; 13 апр. 1852 - 6 апр. 1858) являлся настоятелем Шуамтинского мон-ря в Кахети. Его преемниками на Горийской кафедре были Гавриил (Кикодзе ; 18 янв. 1859 - 2 июля 1860), Геронтий (Папиташвили; 19 мая 1862 - 30 мая 1869). Более 25 лет, с 30 мая 1869 по 20 марта 1898 г. с перерывом в 1881-1886 гг., Горийским епископом был свт. Александр (Окропиридзе) . По инициативе архиерея и при его финансовой поддержке в 1878 г. в Тифлисе открылось епархиальное уч-ще, были восстановлены мон-ри Шиомгвиме , Зедазнийский (см. Мцхета ) и Давидгареджи (см. Гареджи ). Архиерей способствовал введению преподавания древнегруз. церковного пения в духовных учебных заведениях. С 19 апр. 1898 по 12 авг. 1900 г. Г. в. возглавлял еп. Леонид (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии).

http://pravenc.ru/text/166213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛЕОНИД (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861 - 1921), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921) ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАЛАХИЯ I (Абашидзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1519 - 40-е гг. XVI в.) Грузинской Православной Церкви, последний предстоятель Церкви в Зап. Грузии, резиденция к-рого находилась в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (Пицунде)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. [Груз. ] (Окропиридзе Лонгин Соломонович) (15.02.1861, с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ.- 11.06.1921, Тифлис), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921). Л. род. в христ. семье; его дед, Давид, был священником в с. Дисеви, крупном христ. центре Шида-Картли. В селе сохранилось более 35 церквей, самые известные Дзелицховели (в честь Животворящего Древа Господня) (IX в.) и во имя Пресв. Богородицы (XI в.). Благотворное влияние на формирование христ. мировоззрения Л. оказал его дядя, еп. Абхазский (позже Гурийско-Мингрельский) свт. Александр (Окропиридзе) , занимавшийся образованием племянника. В 1867 г. Лонгин был зачислен в Горийское ДУ и находился под непосредственным присмотром свт. Александра. Мальчик часто прислуживал дяде во время архиерейских богослужений. Согласно воспоминаниям Л., однажды он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в сане священника. По словам Л., с этого момента «голос в нем не умолкал, а все более и более побуждал к решительному шагу». Лонгин решил сначала получить высшее богословское образование, затем принять священный сан. В 1879 г. юноша поступил в Ставропольскую ДС, затем учился в Киевской ДА (1884-1888), к-рую окончил со степенью кандидата богословия. Значительное влияние на него во время учебы оказывал ректор академии еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . 29 июня 1887 г. в пещерах Киево-Печерской лавры Лонгин принял постриг, имя Леонид выбрал себе сам. Из письма Лонгина свт. Александру, написанного за неск. недель до пострига, известно, что юношу в этот период по протекции наместника лавры архим. Иувеналия (Половцева) (впосл. архиепископ Литовский и Виленский) окормлял «один монах-отшельник» из Киево-Печерской лавры. 2 мая 1888 г. Л. был рукоположен во иерея.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Григорий (Дадиани Георгий), еп. Гурийско-Мингрельский Родился в 1827 году в семье князя Елизбара с. Квашихорм Кутаисской губернии. В 1849 году окончил Мингрельское духовное училище и затем Тифлисскую духовную семинарию. 3 апреля 1849 года пострижен в монашество. 20 мая 1852 года рукоположен во иеромонаха. 15 апреля 1862 г. возведен в сан игумена. С 15 окт.1865 г. – настоятель Бодбийского Собора св. Нины. С 29 ноября 1868 года – настоятель Хобского монастыря в Мингрелии в сане архимандрита. С 6 марта 1875 года – член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. С 12 июня 1879 г. – настоятель Давид-Гареджийской пустыни. 25 марта 1886 года хиротонисан во епископа Гурийского-Мингрельского. 20 марта 1898 г. определен членом Московской Свят. Синодальной Конторы с увольнением от управления епархией и назначением пребывать в Московск. Новоспасском старопигиальном монастыре. 8 июня 1901 года уволен от должности члена Моск. Свят. Синодальной Конторы с назначением местопребывания в Гаенатском Богородичном монастыре Имеретинской епархии. В 1905 году упоминается как пребывающий еще на покое. Скончался в 1907 году или в 1908 году. Примечание: В Мис. Календ, за 1907 г., на стр.131 ошибочно назван епископом Имеретинским. Имеретинским епископом он не мог быть по той причине, что эту кафедру занимали: с 1860–1896 г. – еп. Гавриил Кикодзе . с 1898–1900 г. – еп. Виссарион кн. Дадиани. с 1900–1908 г. – еп. Леонид Окропиридзе. Литература: «Церк. Вед.» 1898, стр.79. «Церк.Вестн.» 1891, стр.189 - " - 1891, стр.204–205. Литература: «Изв. Каз. Еп.» 1886, 8, стр. 190. «Мисс. Календ.” 1907, стр.131. «Прав.Собес.” 1905, апрель, стр.728. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1903 г., стр.232. 1905 г., стр.250–251. 1906 г., стр.252–253. 1907 г., стр.254–255. «Списки архиереев Иерархии Всерос». СПБ, 1896, 496, стр.74–75. Булгаков, стр.1399. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. стремился к единству Церкви и груз. общества. В окт. 1919 г. он с пастырским визитом посетил Сухумо-Абхазскую епархию ГПЦ, встретился с паствой, груз. военными, призывая к объединению во имя гос. интересов. 25 февр. 1921 г. Тифлис был занят войсками Красной армии, в городе была установлена власть большевиков. Л. временно перенес резиденцию в Кутаис, взяв с собой наиболее значимые святыни ГПЦ. 13 апр. вернулся в столицу. 15 апр. Ревком Грузии объявил ГПЦ незаконной организацией. Началась конфискация имущества ГПЦ, храмы и мон-ри закрывали в адм. порядке, духовенство преследовали (Хронологический сб. законов. 1959). Л. вместе с паствой переживал тяготы времени. Когда в Тифлисе была эпидемия холеры и было трудно найти чистую воду, келейники предложили Л. принести воду из источника, на что он ответил: «Я буду пить ту же воду, что и мои духовные чада» ( Талаквадзе Н. Мемуары//Гос. музей лит-ры им. Г. Леонидзе. Ед. хр. 025995. Тетр. 3). Л. заразился холерой и скончался 11 июня 1921 г. Он был похоронен в кафедральном соборе Сиони в Тифлисе, на похоронах присутствовали неск. сотен чел. В Грузии и ГПЦ существует особое отношение к Л.: в условиях разрыва молитвенного общения с РПЦ и др. Церквами, несмотря на влияние Запада, смену курса гражданской власти и гонения на Церковь, он сумел сохранить автокефалию ГПЦ. В кон. XX - нач. XXI в. в груз. периодике и в виде отдельных изданий были опубликованы мн. проповеди Л., его полемические и исторические сочинения. Арх.: ЦГИАГ. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). 1461; Арх. Груз. Патриархии. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). Соч.: Из записок миссионера//ДВГЭ. 1892. 1. С. 20-24; Из записок миссионера: Гудамарское ущелье и религ.-нравственное состояние его обитателей//Там же. 2. С. 24-30; Из записок миссионера: Состояние христианства в Хевсуретии//Там же. 10. С. 18-22; 11. С. 6-13; Две речи к столетию смерти славного груз. царя Ираклия II. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Речь при наречении во епископа//ПрибЦВед. 1898.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

После убийства свт. Кириона III (II) 27 июня 1918 г. Л. исполнял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. 28 нояб. 1918 г. Католикосский совет ГПЦ принял решение утвердить Л. католикосом-патриархом всей Грузии без выборов, на основе голосования, прошедшего на 1-м церковном Соборе (сент. 1917), когда Л. получил 280 голосов и занял 2-е место после свт. Кириона III (II). Интронизация Л. состоялась 23 февр. 1919 г. в Светицховели. Правительство назначило специальный поезд из Тифлиса до Мцхеты для желающих присутствовать на интронизации. В первосвятительском слове Л. как духовный наставник народа, только что обретшего независимость, отметил, что: «свобода значит все и для каждой личности, и для всего народа, но мы должны знать, что свобода весьма хрупка по своей природе - она обитает только там, где есть Дух Господень» (Арх. Груз. Патриархии. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). Ед. хр. 6443). В период своего предстоятельства Л., как и свт. Кирион III (II), стремился вернуть ГПЦ то положение, которое у нее было до утраты автокефалии в нач. XIX в., восстановить исторические связи с др. Поместными Православными Церквами и с инославными конфессиями. 5 авг. 1919 г. Л. в открытом послании 3949) ответил на письмо патриарха всея России свт. Тихона , направленное 29 дек. 1917 г. свт. Кириону III (II), Л. и др. груз. архиереям, в к-ром свт. Тихон признавал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии ГПЦ, но осудил самочинный характер этого деяния (на основе 9-го, 13-го и 16-го правил Антиохийского Собора). Л. указал на незаконное и насильственное упразднение автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всей Грузии. 1920). Католикосы-патриархи сщмч. Кирион III (II) и Л. обращались к К-польскому патриарху Василию II, Римскому папе Бенедикту XV, католикосу всех армян Геворгу V, однако поддержки не получили. В 1920 г. в Тифлис прибыл представитель Римско-католической Церкви, к-рый предложил Л. признать главенство Римского папы. Несмотря на отказ, в том же году Ватикан назначил еп. Г. Н. Мориондо (в 1921 еп. А. Сметса) своим представителем на Кавказе и в Крыму и прислал в Грузию под видом археологов и палеографов группу иезуитов для пропаганды католицизма. Действия Ватикана не увенчались успехом, и в 1924 г. еп. А. Сметс покинул Грузию ( Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 46-47).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010