ЖМП 7 июль 2011 /  6 июля 2011 г. Преподобномученица Мария Гатчинская. Благодатная страдалица и утешительница в скорбях Пять лет назад, в 2006 году, Русской Православной Церковью прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских преподобномученица Мария Гатчинская. Произошло это событие в день памяти святых Царственных страстотерпцев. В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Пораженная в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание матери Марии еще при жизни было настолько велико, что место ее молитвенного подвига привлекало паломников со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, ее именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были ее духовные дарования и чудеса, являемые по ее молитвам. В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме 101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова родилась девочка, получившая в крещении имя Лидия. В шестнадцать лет Лидию поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии девушку привезли уже в инвалидной коляске. Не помогли долгие курсы лечения, болезнь продолжала неумолимо отнимать телесное здоровье. Лидия перестала владеть ногами и вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная боль во всем теле. Постепенно и руки ей отказали, а всё тело ссохлось. Только голова и лицо оставались не тронуты болезнью. Лицо было, по воспоминаниям современников, благообразным и светлым. Болезнь будущей матери Марии протекала необычно, в чем видится особое действие Промысла Божьего, поскольку этот тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobno...

Среди имен канонизированных новомучеников есть и имя монахини Марии Леляновой. Скромная могила под Петербургом. Офицеры НКВД вынесли ее за руки из кельи, где она пролежала 20 лет, и расстреляли. Совсем неслучайно, что нынешний Священный синод открылся именно в Троице-Сергиевой Лавре - духовном центре страны, основанном преподобным Сергием Радонежским еще в XIV веке. В месте, где были обретены и покоятся мощи великого святого, члены Священного синода объявляют о канонизации 14 подвижников от Ростовской, Брянской, Саранской, Петербургской епархий. Почти все они приняли мученическую смерть в 1937-38 годах во время репрессий в отношении Русской православной церкви. Летние заседания Священного синода, всего их как минимум четыре в году, проводятся в дни памяти одного из самых почитаемых русских святых, преподобного Сергия Радонежского. Для обсуждения текущих церковных вопросов съезжается большинство влиятельных архиереев. Работа Синода, как правило, укладывается в сутки. Но на этот раз вопросов накопилось немало, поэтому было решено провести несколько заседаний. Его ждали до последнего, но Василий Осборн в Москву все же не приехал. Бывший глава Сурожской епархии в Лондоне еще весной заявил о переходе под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Предстоятелем РПЦ был уволен на покой, однако не успокоился и призвал последовать за собой всех священников епархии. Эти пухлые папки - лишь часть материалов по сурожскому конфликту, который на Священном синоде сегодня прямо назвали расколом, а Василия Осборна – раскольником. «Священный синод, принимая во внимание нарушение епископом Василием канонических правил, временно запретил его в священнослужении и вновь вызвал на рассмотрение его дела. Очень надеемся, что епископ Василий откликнется на этот вызов Синода», - говорит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Но как поведет себя Осборн, до сих пор непонятно. Синод Константинопольского патриархата объявил, что принимает епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом епископа Амфипольского. Сам Василий Осборн говорит, что защищает Сурожскую епархию, которой он руководил три года, а вместе с ней и представителей старой эмиграции. Новые православные русские, жалуется Осборн, его совсем не слушаются. Но и сам Осборн, кажется, как никогда далек от послушания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Петр Иванович (18.12.1892, с. Александровское (Александровка) Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1983, пос. Мариенбург (ныне в черте г. Гатчина) Ленинградской обл.), прот., из священнического рода. По окончании ДУ при Александро-Невской лавре, в 1909 г., поступил в С.-Петербургскую ДС, в 1911 г.- в юнкерское уч-ще, но через 2 года вернулся в семинарию. Впосл. Б. вспоминал, как во время учебы в ДУ познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским и ректором семинарии сщмч. архим. Вениамином (Казанским) , отношения с к-рым поддерживал и в дальнейшем. По окончании семинарии Б. был назначен псаломщиком ц. св. блгв. кн. Александра Невского при Красносельском военном госпитале. В свободное от церковных послушаний время проводил беседы с ранеными, за что был награжден орденом Станислава. 27 авг. 1913 г. переведен на должность псаломщика в церковь с. Мелковичи Лужского у. С 1917 г. одновременно состоял на гражданской службе. 10 нояб. 1920 г. женился на К. В. Бондаревой, дочери протоиерея Троицкого собора Красного Села. В нояб. 1920 г. был рукоположен во диакона, а 1 янв. 1921 г.- во священника к Александро-Невской ц. с. Александровка, где настоятельствовал его отец. 8 сент. 1922 г. еп. Петергофским Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем ц. свт. Алексия, митр. Московского, в пос. Тайцы Петроградской губ. В 1928 г. присоединился к «иосифлянству» , стал одним из помощников еп. Димитрия (Любимова) , «летняя резиденция» к-рого располагалась на 2-м этаже дома, где жил Б. с семьей. Здесь хранился «архив» иосифлянского движения; в таицком Алексеевском храме совершались хиротонии. Из посещавшего Тайцы духовенства Б. особенно сблизился с еп. Сергием (Дружининым) и прот. Василием Верюжским . Нередко сюда приезжал и еп. Григорий (Лебедев) , оказавший сильное влияние на духовное становление Б. Летом 1928 г. Б. навещал отбывавшего ссылку в Моденском мон-ре митр. Иосифа (Петровых) . В эти годы Б. как духовник часто посещал в Гатчине широко почитаемую парализованную мон. Марию (Лелянову) . В кон. мая 1929 г. участвовал в отпевании и погребении прот. Феодора Андреева .

http://pravenc.ru/text/77854.html

Владимир Легойда . Декларация зависимости : Колонка главного редактора; Фото Игоря Верещагина//Фома. - – октябрь 2007. – С.20. – (рубрика « Грани »). Тема номера: Новомученики: (На заставке – икона «Собор новомучеников». Фото из архива ПСТГУ) О почитании новомучеников / Редакция //Фома. - – октябрь 2007. – С.23. – (рубрика « Тема номера: Новомученики »). Русь неушедшая , или Несколько рассказов о жизни и подвиге новомучеников /Подготовила Анастасия Верина //Фома. - – октябрь 2007. – С.24-28. - (рубрика « Тема номера: Новомученики »). В центре составивших материал «рассказов» – новомученики: Реквием : Священномученик Феодор (Богоявленский ), иеродиакон. – С.24; Депутат Балтики : Священномученик архиепископ Иоанн (Поммер), Латвия. – С.24-25; Утешающая : Преподобномученица монахиня Мария (Лидия Лелянова ). – С. 25; Хиония : Исповедница Хиония Архангельская . – С.26; О поэзии : Мученица Татьяна Гримблит . – С.26; Востоковед : Священномученик Амфилохий (Скворцов ), епископ Красноярский. – С.26-27; Романова : Преподобномученица Елизавета (Романова). – С.27; «Теперь я совсем свободен» : Священномученик архиепископ Илларион (Троицкий). – С.27-28. Имеются информационные врезки: Кто такие «мученики» и «исповедники»?/ А. В .//Фома. - – октябрь 2007. – С.25. - (рубрика « Тема номера: Новомученики »). Только цифры //Фома. – – октябрь 2007. – С.27, 28. - (рубрика « Тема номера: Новомученики »). Включает таблицы, содержащие два ряда Количество монастырей и церквей (1914, 1948, 1952, 1971). – С.27. Аресты и расстрелы на пике репрессий (1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1943 гг.). – С.28. таблицы составлены по материалам статьи игумена Дамаскина (Орловского) «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период». Места массовых расстрелов . Карта//Фома. - – октябрь 2007. – С.29. - (рубрика « Тема номера: Новомученики »). Открывающие Небо . О значении подвига российских новомучеников и о работе по канонизации новопрославляемых святых с игуменом Дамаскиным (Орловским ) беседовала Анастасия Верина//Фома. - – октябрь 2007. – С.30-36. - (рубрика « Тема номера: Новомученики »). Имеется биографическая справка « Игумен Дамаскин (Орловский)…» (С.30).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-54-...

Таким образом, моя тропиночка на Новодевичьем кладбище превратилась в удивительный путь, вот уже десять лет ведущий к взаимосвязанным духовным встречам и открытиям. Только доверься Богу, будь внимателен и благодарен Ему… В Пятогорском монастыре мы познакомились с монахиней Феофанией (Сметаниной), исполняющей обязанности настоятельницы, несущей на своих хрупких плечах все заботы, связанные с восстановлением обители. Матушка оказала нам сердечное гостеприимство. И вновь во время беседы с ней – очередной духовный подарок: Оказалось, что в 1922 г. на подворье именно Пятогорской обители в Гатчине по благословению священномученика митрополита Вениамина (Казанского) был совершен монашеский постриг будущей преподобномученицы Марии Гатчинской (Лидии Александровны Леляновой), особо нами почитаемой, чья судьба – истинный урок духовного мужества. До сих пор стоит перед глазами текст письма, которым святая подбадривала своего духовника протоиерея Петра Белавского, находящегося в заключении в Соловецком лагере на острове Анзер. Немощная, парализованная, прикованная к постели женщина обладала удивительной стойкостью духа и имела от Господа святой дар утешения. Это послание оставило сильнейшее впечатление в моей душе. Вот строки из него: «Христос посреди нас! Возлюбленный, дорогой мой отец!.. зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо! Сейчас оно чистое и голубое, но вот являются огромные облака, точно белоснежные глыбы, рикрепленные к своду. И это сменяется белыми барашками, и вдруг появляются черные тучи с медным отливом. Довольно скоро они сгущаются; в природе темно. У всего живого мира делается тревожное состояние… …Но вот поднялся ветер, грянул гром и полился обильный дождь. Небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью. Всё оживилось, и человек воспрянул духом. Не то ли самое бывало с нами, в нашей внутренней природе? Вот то же самое испытываешь и ты, родной, и многие, и я, неключимая: после пролитых горячих слез очищается наше сердце и становится легко-легко. Как много милости у Всемогущего! …

http://azbyka.ru/fiction/put-k-svetu-dob...

В статье А. Колышкина явно ощущается принижение роли женщины не только в семье, но и в церковной жизни. К сожалению, в этих взглядах он не одинок. Между тем еще Великий Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг., ставший заметным явлением общехристианской истории, принял определение об активизации участия женщин в церковной жизни; очень активно на этом Соборе обсуждался и вопрос о возрождении существовавшего в первые века Христианства института диаконис. Беспрецедентные со времен преследования христиан в первые века нашей эры гонения на христианство в советской России стали причиной появления целого сонма новомучеников и исповедников, значительную (а, скорее всего, большую) часть которых составляли женщины. Между тем их имена до сих пор в подавляющем большинстве остаются неизвестными. Так из тридцати тысяч биографий новомучеников содержащихся в настоящий момент в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета лишь около трех с половиной тысяч составляют женские биографии: 83 игумений, 3200 монахинь и послушниц и немногим более двухсот мирянок. Между тем именно подвиг женщин во многом позволил Русской Православной Церкви выстоять в эпоху жестоких гонений. Они не только составляли большую часть паствы, но и преобладали среди членов приходских советов, особенно в конце 1930-х гг., когда значительная часть этих членов подвергалась репрессиям. Кроме того, тысячи жен, невест, духовных дочерей добровольно последовали за сосланными или арестованными священнослужителями в места отбытия наказаний и зачастую спасали их там (для сравнения, за декабристами в Сибирь последовали лишь девять жен и две невесты). Подвиг этих женщин, за редкими исключениями остается неизученным. Очень мало женщин и среди 1650 прославленных в лике святых новомучеников Русской Православной Церкви. Так, например, в Санкт-Петербургской епархии из 120 канонизированных новомучеников, не считая членов императорской семьи, имеется всего лишь пять женщин: великая княгиня Елизавета Федоровна, схимонахиня Мария Гатчинская (Лелянова), члены Александро-Невского братства Екатерина Арская и Кира Оболенская, прихожанка Сергиевского всей артиллерии собора Анна Лыкошина. Однако в епархии было очень много достойных канонизации монахинь и мирянок. Достаточно значительна и роль женщин в современной церковной жизни.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-24/6...

Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь что при богадельне /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует. В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Равенство в Церкви: (на заставке – Исцеление слепорожденного. Графика Елены Черкасовой) Андрей Десницкий . Благая Весть для слепорожденных . Что говорит Библия о людях, рожденных с телесными недостатками. Рисунки Марии Заикиной//Фома. - Спецвыпуск/Год равных возможностей/. – 2009. – С.19-23. - (рубрика « Равенство в Церкви» ). Монолог: Александр Стронин , координатор по социальным и благотворительным проектам, Москва. Болезнь и пчелы . Фото Владимира Ештокина//Фома. - Спецвыпуск/Год равных возможностей/. – 2009. – С.24-25. - (рубрика « Равенство в Церкви. Монолог» ). См. также: Александр Стронин , Москва. Болезнь уходит, вера – остается . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2007. – С.24-25. - (рубрика « Тема номера: Болезнь и вера »). Константин Мацан . Голосом и жестом . Очерк о московском храме Тихвинской иконы Божией Матери патриаршего подворья Симонова монастыря, где окормляется община слепоглухих и неслышащих людей, а священнослужители совершают службу на языке жестов. Фото Сергея Губачева//Фома. - Спецвыпуск/Год равных возможностей/. – 2009. – С.26-27. - (рубрика « Равенство в Церкви» ). Имеется информационная справка « Храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери патриаршего подворья Симонова монастыря …» с историей создания при нем общины инвалидов по слуху и указанием адреса, по которому храм можно найти (С.27). См. также: Не-уникальное милосердие Церкви. Отклик на статью «Голосом и жестом» (спецвыпуск журнала «Фома» «Год равных возможностей» http://www.foma.ru/article/index.php?news=3902). Автор отклика - Максим Костенко , координатор социальных программ Братства преподобного Ионы Киевского, прихожанин Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Киев; О полезном опыте. Ответ редакции //Фома. - – ноябрь 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Утешающая. Памяти преподобномученицы Марии (Леляновой ). Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск/Год равных возможностей/. – 2009. – С.28-29. - (рубрика « Равенство в Церкви» ).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Массивное пятиярусное паникадило изготовлено из золоченой бронзы, весит 800 кг и стоило 4000 руб. Оно — дар депутатов Государственной думы и московских купцов, торговавших с Лейпцигом. 68 лампад в нем отлиты из перламутровой смальты в петербургской мастерской В. А. Фролова (сохранились не все). Это паникадило, как и всю стилизованную утварь, создала по эскизам зодчего фирма Хлебникова всего за 14 месяцев. Все они отличаются «тонкостью рисунка и тщательностью исполнения». Две хоругви, в виде казачьих стягов, подарил храму П. А. Гуськов, попечитель учебных мастерских Москвы, где они были вышиты. Мебель была сделана в русском стиле кустарями мастерской московского земства в Сергиевом Посаде. Облачения пожертвовал богатый петербургский купец П. И. Лелянов. В часовне над склепом поставлен большой трехстворчатый киот, украшенный чеканным орнаментом из меди и множеством мелких икон кисти Емельянова; в центре его — большая икона «Воскресение Христово». Перед киотом горят лампады в виде бронзовых воинских шлемов. На стенах висят портреты героев битвы, Императора Александра I и свтл. кн. М. И. Кутузова-Смоленского. Освящение церкви было приурочено к столетию сражения, и его исполнил 4 октября 1913, накануне престольного праздника, протопресвитер армии и флота Г. И. Шавельский при участии прот. Алексия Мальцева из Берлина и прот. Димитрия Якшича из Дрездена. Присутствовали вел. кн. Кирилл Владимирович, русские послы в Германии, Саксонии и Баварии, многочисленные делегации русских полков. На следующий день, когда отмечался престольный праздник, на литургию прибыли германский Кайзер Вильгельм II, саксонский и вюртембергский Короли, множество немецких великих герцогов и герцогов, которые днем ранее были гостями при открытии грандиозного немецкого монумента. Чтобы придать больше торжественности освящению храма, из Москвы приехал прославленный синодальный хор и знаменитый протодиакон В. Розанов. Почетным гостям были вручены памятные серебряные медали с изображением нового храма-памятника.

http://sobory.ru/article/?object=19000

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

   001    002    003    004   005     006