И по одному – министр-председатель князь срочно вызывал генерала Хабалова к себе на Моховую. Вот так-так… И штаб бросать – и ещё как доедешь? Хабалов уехал. А телефоны – телефоны продолжали надрываться, ведь это были всем известные телефоны градоначальства, а кто номера не знал – соединяли их барышни. Едва давали отбой одному разговору – звонили вновь. И все непременно требовали градоначальника. Звонила графиня Витте, опасаясь за свой особняк. Звонили неименитые обыватели, в тех же опасениях. Звонила графиня Игнатьева: она молит Бога ниспослать градоначальнику сил. Звонил бывший премьер-министр Трепов, ободряя. Он знает спокойствие Балка и уверен, что порядок будет восстановлен. Звонил городской голова Лелянов, в очень хорошем настроении и чрезвычайно любезен. Он просит извинения, что отрывает градоначальника, но только что на заседании городской думы окончательно решено передать городу всё продовольствование, и он как председатель комиссии назначил её заседание на завтра в 4 часа пополудни. Завтра будут избраны представители городских районов, и продовольственный вопрос облечётся в более жизненную форму. Так вот, удобно ли для господина градоначальника это время завтра, присутствовать? Звонил какой-то фронтовой офицер: толпу можно успешно рассеивать обыкновенными дымовыми бомбами. (Но не только не было у них с Хабаловым таких бомб, а вообще первый раз они слышали о таких). Затем ворвались два офицера, требуя автомобиль для уборки раненых и убитых: неубранный вид производит дурное впечатление на публику. Собирались и другие неизвестные офицеры в приёмной. Настроение сгущалось. Истерически рыдал капитан Кексгольмского батальона. Прорвалась француженка с прислугой, назойлива и несчастна: сегодня она нигде не может достать белого хлеба, а от чёрного хворает. Балк велел, и ей принесли на подносе французскую булку. Гостья пришла в восторг и ушла, расточая благодарности. А от Кутепова сведения прервались. Хабалов вернулся от министров ещё более угнетённый: своими глазами повидал, послышал на улицах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Паломники из различных городов и весей, посещая Вырицу, поклоняясь прп. Серафиму, обязательно на обратном пути едут в Павловский собор города Гатчины, где покоятся мощи преподобномученицы Марии Гатчинской. Прпмц. Мария является покровительницей Гатчинского благочиния, к которому принадлежит и Вырица, потому и о ней мы рассказываем в этой книге. Подвиг ее был подобен подвигу старца Серафима – так же как он, сама страдая от обездвиженности, матушка служила утешением для сотен и сотен людей, приходивших к ней людей. Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье купца Александра Ивановича Лелянова. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте, в доме 101. Здесь прошло беззаботное детство и молодость Лидии. Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение – болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом. Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей. Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной. В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе, посвященной матушке Марии, отмечено:   ...Оказавшись полным физическим инвалидом, [она] не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.   В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир (он был владельцем Елизаветинской аптеки). По свидетельству профессора М. И. Андреевск ого, брат матушки Марии – слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) апреля Преподобномученица Мария (Лелянова) Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в  крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев. Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь. В 1912 году болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и на следующий год по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

http://fond.ru/kalendar/364/mariya/

Вот как тропиночка на Новодевичьем кладбище превратилась в удивительный путь, уже много лет дарующий мне взаимосвязанные встречи и открытия. В Пятогорском монастыре мы познакомились с монахиней Феофанией (Сметаниной), исполняющей обязанности настоятельницы и несущей на своих хрупких плечах многотрудные заботы, связанные с восстановлением обители. Матушка оказала нам сердечное гостеприимство. Во время беседы с ней был обретен очередной духовный подарок: Оказалось, что в 1922 году именно на подворье Пятогорской обители в Гатчине, по благословению священномученика митрополита Вениамина (Казанского) совершился монашеский постриг будущей преподобномученицы Марии Гатчинской (в миру – Лидии Александровны Леляновой). Однажды на меня произвело сильное впечатление письмо, в котором святая подбадривала своего духовника протоиерея Петра Белавского, находящегося в заключении в Соловецком лагере на острове Анзер. Немощная, парализованная, прикованная к постели женщина обладала не только удивительной стойкостью духа, но также имела от Господа дар утешения ближних. Эти строки теперь и в моём сердце. «Христос посреди нас! Возлюбленный, дорогой мой отец! Как ты порадовал меня своей всесторонней весточкой! Но зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо! Сейчас оно чистое и голубое, но вот являются огромные облака, точно белоснежные глыбы, прикрепленные к своду. И это сменяется белыми барашками, и вдруг появляются черные тучи с медным отливом. Довольно скоро они сгущаются; в природе темно. У всего живого мира делается тревожное состояние. Тучи давят мозг и сжимают сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полился обильный дождь. Небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью. Всё оживилось, и человек воспрянул духом. Не то ли самое бывало с нами, в нашей внутренней природе? Вот то же самое испытываешь и ты, родной, и многие, и я, неключимая: после пролитых горячих слез очищается наше сердце и становится легко-легко.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова при богадельне и школе Общества вспоможения приказчикам и сидельцам. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1901 и 1903. Архитектор:Н.В. Никитин Адрес: Санкт-Петербург, Калининский район, Кондратьевский пр., 87 Координаты: 59.984592, 30.400213 Проезд:авт. 105 (от метро " Чернышевская), тролл. 38 (от метро " Площадь Ленина " ) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство здания для богадельни на 16 человек, школы и общежития в память бракосочетания Их Величеств начато 23 сентября 1901 по проекту гражд. инж. Николая Васильевича Никитина. 13 июля 1903 на здании подняты колокола и крест, 31 августы епископ Нарвский Антоний при участии о. Иоанна Кронштадтского освятил на верхнем этаже устроенный в византийском стиле храм на 400 человек со звонницей. Одноярусный дубовый иконостас с четырьмя образами кисти А.Н. Резцова был изготовлен в 1895 мастером С.Г. Волковысским; четыре серебряных лампады пожертвовал купец С.Н. Лелянов. Запрестольный витраж (утрачен – В.М.) изображал Христа Спасителя. На соседнем участке (оба участка подарены Варварой Ивановной Щербаковой) была построена Благовещенская часовня (утрачена – В.М.). Ежегодно 18 мая по Полюстрову шел из церкви крестный ход. Последним настоятелем был о. В.И. Антонов. Церковь закрыто в марте 1924, ныне (2011) здание занято отделом полиции. Летом 2011 в здании начался ремонт. На 1 октября 2011 в церковном зале сохраняется лепнина. Основная часть текста написана по данным издания «Святыни Петербурга», 2003, В.В. Антонов, А.В. Кобак. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Здание богадельни сейчас занято отделением милиции. 5 июля 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19259

«…Зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение. Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природе темно, у всего живого мира делается тревожное состояние — туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение. Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко, легко? О, как много милости у Всемогущего». Павловский собор г. Гатчина, где находятся мощи святой Марии Гатчинской. Фото: russian-church.ru При подготовке текста использованы материалы сайта www.pravoslavnyi.ru, а также статья Виктора Васильева «Преподобномученица Мария Гатчинская. Благодатная страдалица и утешительница в скорбях». См. также житие преподобномученицы Марии (Леляновой), составленное игуменом Дамаскином (Орловским).   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 августа, 2021 28 марта, 2021 31 июля, 2023 17 июня, 2023 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 февраля, 2022 30 сентября, 2021 4 августа, 2021 28 марта, 2021 31 июля, 2023 17 июня, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nemoshhnoe-mira-izbral...

Имеется свидетельство очевидца «о великой духовной близости лаврского инока с владыкой Вениамином» 912 . По благословению митрополита была пострижена еще одна известная подвижница – Лидия Лелянова (в монашестве – Мария), жившая в Гатчине. Она была прикована к кровати неизлечимой болезнью. Владыка посещал ее и подарил ей свою фотографию с надписью: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного» 913 . При митрополите Вениамине началось церковное служение трех петроградцев, впоследствии ставших архиереями. Товарищ председателя приходского совета Казанского собора Николай Ксенофонтович Либин (епископ Амвросий) был одним из давних деятельных помощников архипастыря и нередко сопутствовал ему при поездках в Москву. В конце 1919 года Николай Либин был рукоположен во диакона, с причислением к Казанскому собору сверх штата. Его пресвитерскую хиротонию совершил сам митрополит Вениамин при своем служении в колпинском Троицком соборе в Николин день 22 (9) мая 1920 года 914 . В том же году священником стал студент Богословского института Анатолий Михайлович Толстопятов (будущий епископ Александр) – он был назначен к церкви при Петроградской консерватории. Наконец, в июле 1921 рукоположение во священника к Исаакиевскому кафедральному собору принял Стефан Иванович Зинкевич (будущий епископ Сергий). Характерной чертой религиозной жизни Петрограда при митрополите Вениамине оставались многолюдные крестные ходы, как общегородские, так и объединяющие храмы какого-нибудь одного благочиния. Например, празднование дня Всех святых Российских в 1920 году (13 июня/31 мая) было ознаменовано крестным ходом после вечернего богослужения из всех церквей 9-го благочиния в часовню Спасителя в Домике Петра Великого. Этот крестный ход прихожан храмов Петроградской стороны, Петровского, Крестовского и Аптекарского островов, Новой и Старой Деревни возглавил митрополит Вениамин 915 . Главный городской праздник, Александров день, с первого года архипастырства святителя Вениамина, стал совершаться по-новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У о. Иоанна были на учете все тяжелобольные и он ходил к ним служить молебны и «славить» в большие праздники. Причем, за это не брал никаких денег, а старался еще сам оставить какую-то помощь нуждающимся. Во время таких посещений он и познакомился с Лидией Александровной Леляновой, которую впоследствии постригли в монахини с именем Мария. О. Иоанн обратил внимание на ее здравый ум и глубокую веру в Бога. Все тело ее было поражено болезнью: ни руки, ни ноги у нее не действовали, но, несмотря на это, она могла утешать других и давать духовные советы. О.Иоанн привлек к ней старших девиц, которые помогали ей и вместе с ним молились и пели около ее кровати. Потом и верующий народ стал к ней ходить за утешением и добрым советом. Затем стало приезжать и духовенство. Лидия Александровна в 1922 году была пострижена в монахини на Покровском  подворье архимандритом Макарием по благословению будущего священномученика, митрополита Вениамина Петроградского. Духовным отцом ее стал о. Иоанн Смолин . В Гатчине о. Иоанн вскоре приобрел большую известность. По воспоминаниям его сына, «он вообще очень хорошо говорил, и на  проповедях нередко плакал сам, и рыдали все молящиеся… Он никогда не имел денег, так как все, даже последние медяки, раздавал нищим… и очень переживал, когда нечего было дать даже нищему-вымогателю». Когда в 1922–1923 годах большую смуту в жизнь Церкви внес обновленческий раскол, добрый пастырь неумолчно обличал, умолял, запрещал.   О. Иоанн был в близких отношениях с будущими новомученниками – епископом Димитрием Гдовским, о. Измаилом Рождественским, о. Викторином Добронравовым, Летом 1926 года о. Иоанн Смолин заболел. У него обнаружили рак пищевода. Батюшка категорически отказался от операции, т. к. после нее не имел бы возможности служить Господу Богу пред Алтарем Его и причащаться Его Пречистого Тела и Крови. Во время своей болезни, он написал дневник, и в нем красной нитью проходит благодарность Богу за то, что послал ему такую болезнь, благодаря которой он смог подготовиться к переходу в мир иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

В Ницце и во Флоренции у него было много близких и знакомых, Брюссель был город более ему чужой, но Брюссельский приход был наиболее ответственный — и мы, обсудив все обстоятельства, решили, что надо — в Брюссель. О.Петр был священнослужителем еще неопытным, по выражению митрополита Антония о новичках, " не отличал вечерни от " Богородицы " , но это затруднение уладилось. Псаломщик Парижской церкви Стасиневич, кандидат богословия и отличный уставщик, попросил у меня разрешения последовать за о. Петром в Брюссель. Я охотно согласился. С его помощью о. Петр вскоре прекрасно усвоил устав. В Ниццу я назначил о. Подосенова, о. М.Стельмашенко, не ладившего с приходом и чехами, перевел во Флоренцию, а о. Гр. Ломако (из Константинополя) послал в Прагу. В этот мой приезд во Францию поднялись уже серьезные разговоры о моем переселении из Берлина в Париж. На общественно-церковных собраниях в здании нашего посольства ко мне обращались представители различных эмигрантских групп, а также и отдельные лица с просьбой обосноваться во Франции, с выражением пожеланий, чтобы я на переезд согласился. Среди этих лиц — В.В.Неклюдова, ставшая впоследствии во главе парижского сестричества. В Приходском совете был поднят вопрос о практической стороне моего переезда, о том, где мне жить, если я перееду. Старосте Лелянову пришла мысль отвести мне квартирку из трех комнаток в нижнем этаже одного из двух церковных домов при церкви на рю Дарю. Квартирка была нежилая. Одна из комнат находилась в распоряжении старосты: он там считал деньги; во второй стоял манекен матушки о. Сахарова и были сложены какие-то ее вещи; третья — кладовка. С меня взяли слово, что на Пасху я непременно в Париж приеду. Вернувшись в Берлин, я вновь занялся своими делами. В конце февраля (или в марте) среди берлинской эмиграции распространился слух о прибытии кого-то из Москвы с известием, что Патриарх возвел меня в сан митрополита. Я не поверил. Но вот как-то раз на одном литературном собрании прихожан подходит ко мне протодиакон и говорит: " А ведь — верно! Приехали из Москвы какие-то коммерсанты, и в кармане у них патриарший указ на Ваше имя… " — " Вы путаете, что-нибудь не так… " — ответил я.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кроме того, реставраторы обнаружили, что цинковый образ Христа Спасителя над входом в храм пробит пулями, а рядом при раскопках в земле нашли проржавленный пистолет. Сейчас храм восстановлен, но горестная память о том, что тут происходило, не должна быть вычеркнута из наших сердец. Преподобномученица Мария Гатчинская До 2007 года на Смоленском кладбище покоились мощи новомученицы — блаженной Марии Гатчинской. Удивительно, как Ксеньюшка собрала к себе «своих присных», своих родственников в юродстве Христа ради. Ведь в совсем других краях подвизалась блаженная Мария, а была похоронена недалеко от часовенки. Если идти по мощеной дорожке с левой стороны от этой хранительницы мощей блж. Ксении, сначала вы остановитесь у мозаичного образа Христа Спасителя на одном из надгробий, а потом пройдете еще несколько шагов, и справа будет могилка мученицы. Сейчас на ней стоит поминальный поклонный крест. По неисповедимым судьбам Божиим тяжкие страдальцы часто становятся источником утешения для других людей. Такой была монахиня Мария (Лидия Александровна Лелянова). Домик, в котором она жила в Гатчине, напоминал старческую «хибарку», где с утра до ночи собирался народ, изнемогавший под тяжестью скорбей революционной эпохи. Матери Марии, прикованной к постели, не владевшей руками и ногами, с затрудненной речью, страдающей от постоянных страшных болей, был дан от Господа великий дар утешения. Среди приходивших к ней были люди разных званий, молодые и старые, простые и ученые. Священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной матушке фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Силу утешающей благодати Божией, действующей через простое слово мученицы Христовой, дают почувствовать строки из продиктованного ею письма к отцу Петру Белавскому на Соловки (22 февраля 1931 года): «…зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду.

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

   001    002    003   004     005    006