Как скоро объявляли об этом священнику, он должен был заключить прокаженный кусок на семь дней, и если при обозрении в седьмой день язва найдена была распространившеюся, одежда или материя объявлялись нечистыми, и сожигались. Но если пятна не увеличивались, то материя вымывалась и еще заключалась на семь дней. Если затем находили, что пятно проказы остается неизменным, то материя или одежда сожигались, хотя бы проказа и не распространялась, ибо «это выеденная ямина с лица, или с изнаики». Но если пятно проказы вследствие омытия после семи дней становилось бледнее, то запятнанное место вырывалось и сожигалось, а материя вымывалась снова. Если после этого подобные вырванным пятна снова распростронялись в других местах материи, то она вся сожигалась. Если же язва не являлась вновь, то материя снова омывалась и затем объявлялась чистою ( Лев.13:47–59 ). 430 III. Нечистота истечений. ( Лев.12 и 15). Сюда относятся: А) Излияние семени (Schikbath zera’), непроизвольное излияние семени (поллюция во время сна или грезы) и излияние при совокуплении. 431 То и другое делало мужчину, а последнее и женщину нечистыми до вечера, так что они должны были после омываться водою ( Лев.15:16–18 ). Нечисты были до вечера и вымывались и все одежды и кожи, на которые попадало семя при истечении. Б) Истечение (zob от zub течь). – Слово zob означает три рода истечений накопляющейся нечистоты: а) истечение крови у женщины в менструации, б) болезненное кровотечение у женщины, в) течение у мужчины, т. е. истечение мокрот из мочевого пузыря. – Нечистота этих лиц, называвшихся zobim, т. е. истекающими, считалась одинаково важною и сообщалась от больных лицам и вещам; оттого одержимые ею удалялись из стана ( Чис.5:2 ). а) Женщина в менструации нечиста в течение семи дней. Все, на чем она ляжет или сядет, даже то, что случайно попало на ее постель или место ее сидения, становится нечистым до вечера. Всякий, кто касается ее или ее постели, или вещи, на которой она сядет, или только предметов, находящихся на ее постели или месте сидения, нечист до вечера и должен омыться и измыть свои одежды. Наконец, муж, войдя в супружеское сношение с нею и от нечистоты ее, взявши на себя, становится нечистым на семь дней и оскверняет всякую постель, на которой ляжетъ ( Лев.15:19–24 ). 432 б) Кровоточивая. «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее»: то во все время этого истечения она нечиста, подобно находящейся в менструации. Всякая постель и всякая вещь, на которой она сядет, и всякий, кто ее коснется, нечист до вечера. Когда болезнь проходила, женщина должна была отсчитать еще семь дней и потом уже становилась чистою. В восьмой день она должна была принести двух горлиц или двух молодых голубей – одну птицу в жертву греха, а другую во всесожжение; этими жертвами священник очищал ее пред Иеговою от истечения ее нечистоты ( Лев.15:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику ( Лeb. VII, 13–14 ). 599 (Ст. 3–4). Из сравнения Лeb. XVI, 4 , видно, что омовение заключалось не только в омывании рук и ног, как то требовалось перед каждым священнодействием от всех священников ( Исх. ХХХ, 19 ), но в полном омовении всего тела. Это же омовение требовалось от Первосвященника в великий день отпущения (Лев. loco citato), дабы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святыню в страхе Божием ( 2Kop. VII, 1 ). И здесь омовение, которое совершал Первосвященник перед вступлением в священство и ежегодно перед жертвой отпущения, было преобразованием крещения Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника непорочнаго» ( Ebp. VII, 26 ), который, однако, «чтобы исполнить всякую правду» (Матф., III, 15), принял крещение Иоанново. 600 (Ст. 5–6). Об одеждах смотри предыдущую главу, в 40;III, Лев. 8 , более подробно описано облачение Аароново, и прибавлено: «возложил наперсник.... и на наперсник положил Урим и Туммим» (ср. пр. 26 предыдущей главы). 601 (Ст. 7). Здесь только вкратце даются указания о тех важнейших действиях, которые составляют существенную часть обряда возведения в сан Первосвященника. Из более же подробного исторического описания исполненного обряда (Лев. 40;III), мы видим, что священным елеем (составление его описано Исх. ХХХ, 23– 25 ) Моисей сперва помазал скинию и покропил на жертвенник и потом возлил священный елей на голову Аарона (Лев. 40;III, 12). Заметим, что хотя о простых священниках ничего не сказано здесь, чтобы они были помазаны, но в кн. Исх., в глав. XX40;III, 41, и в особенности в глав. XL, 15, положительно указано, что сыновья Аароновы помазаны как и отец их, но не великим помазанием (см. in loco в Лев. 40;Ш, 30, примечание, а также следующее примечание). 602 (Ст. 8–9). В стихе 21 наст. главы и в стихе 30, главы 40;III, кн. Левит сказано, что после жертвоприношения «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона, и одежды его, и сынов его, и одежды его с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бог во пророках. Бог открывается людям не только внешним образом, но и в глубине их духа. На этом основано все пророчество, которое занимает такое большое место в Ветхом Завете. Пророк проповедует то, что ему известно от Бога; предсказание будущего — лишь часть пророческого служения; оно важно потому, что жизнь человека направлена в будущее и, следовательно, нам существенно знать, что нас ожидает или может ожидать. Пророк избирается Богом. В Ветхом Завете есть целый ряд рассказов о призвании пророков (о Моисее — Исх. III–IV; об Исаии — VI; о Иеремии — I; о Иезекииле — И, III). В этих рассказах замечательны следующие черты: предизбранность пророка и приготовление его к служению; неожиданность призвания (следовательно, оно не есть самовнушение); явление и наставление Самого Бога (основание пророчества — в богообщении); добровольное принятие пророческого подвига, иногда после некоторого сопротивления и спора с Богом (опять–таки признак объективности Божественного призвания). В Израиле, в допленную эпоху существовали пророческие школы и общины (I Цар., X, IV Цар., И), но пророческий дар нельзя было получить в силу одной только принадлежности к ним… Подлинность пророческого служения должна была обнаруживаться в самой жизни пророка, в исполнении его предсказаний, чудесах и знамениях (Втор., XIII). Каким образом Бог может открываться пророку? Пятикнижье Моисеево и пророческие книги полны записей речей Господних. Есть внутренний, духовный слух, которым пророк может слышать поучение Божье. Бог может внушать пророку мысли помимо его воли, так, что пророк знает, что мысли эти не его. Крайним примером такого внушения может служить пророчество Валаама (Чис., XXII–XXIV), приглашенного проклясть Израильский народ, но вместо этого благословившего его. И прор. Иеремия говорит: «Ты влек меня, Господи, и я был увлечен; Ты сильнее меня и превозмог. Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его. Но был в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог!» (XX, 7–9). «Я, как пьяный, как человек, которого одолело вино, — ради Господа и ради святых слов Его» (XXIII, 9). «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам… Лев начал рычать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам., III, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

    По освобождении нас от Асура, когда он придет против земли нашей и вступит в пределы страны нашей, но освобождении нас Господом, который воздвиг против него семь пастырей и восемь язв человеческих, остатки Иакова, — под которыми мы понимаем Апостолов и первоначальную церковь из Иудеев, — будут среди народов многих, как роса, каплющая от Господа. Ибо сердца народов пламенели от горящих стрел диавола, и все народы, ходившие неправо пред Господом, имели сердца, как бы печь, раскаленную огнем (Осии VII, 6, 7). Посему роса, падающая от Господа, сделалась спасением слабых. И то, что мы читаем в книге Даниила об Анании, Азарин и Мисанле (Дан. III), — [именно], что дух шумящей влаги угашал силу огня, мы будем применять также ко всем вообще народам, потому что учение апостолов среди всех народов было как бы роса от Господа. А следующие слова: «И как агнцы на трав, так что не будет собран ни один, и не будет жить среди сынов человеческих» — мы принимаем в отношении к тем, которые из язычников не хотели уверовать, и именно в том смысле, что Апостолы и остатки Иакова были над ними, как агнцы, ходящие по пастбищу и срывающие траву зубами своими. И они будут делать так, чтобы те, которые не хотели быть ангелами, принимая духовную росу, [сходящую от Бога], не собрались среди людей и не были отнесены к части благоразумной; но о них будет сказано: «Они не находятся в труде человеческом и не будут подвергаемы ударам вместе с людьми» (Пс. 5). И будут остатки Иакова, как бы лев среди скотов в лесах, и как бы львенок среди стад овец. Ибо Господь Иисус, о котором в книге Бытия пророчествуется: «Молодой лев Иуда! от отпрыска, Сын Мой, ты поднялся. Возлегая уснул ты, как лев и как бы львенок» (Быт. XLIX, 9); и в другом месте: «Возлегая ты упокоился, как лев и как бы львенок, и кто разбудит его?» (Числ. XXIV:9) и апостолам дал повеление: «Идите, крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII:19). Так что подобно тому, как среди животных никакое не может противостоять льву и из овец — львенку, так и они, освобожденные от руки Ассириянина, [т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наум.2:11 .  Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, – Наум.2:12 .  лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? Наум.2:13 .  Вот, Я – на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих. евр. 12–14. От страшного зрелища разрушения и опустошения пророк переносится мыслью к исчезнувшему величию древней Ниневии, и с чувством изумления и радости говорит о предстоящем исчезновении этого средоточия всевозможных сокровищ, добытых насилиями и неправдами, этого истинного логовища львов (ст. 11–12; ср. Соф 3.3 ). В заключительном стихе (13, евр. 14) пророк дает знать читателям, что изреченное и еще изрекаемое есть еще пророчество, а не событие, но пророчество непреложно имеющее осуществиться: историческая роль Ассирии, как мировой державы, по неотвратимому суду Божию, безвозвратно окончится; гибель ее полная неизбежна. Таким образом, в этой строфе, как затем и следующей (III-й) главе не столько сообщается новых штрихов фактической стороны ожидающей Ниневию катастрофы, сколько дается указание внутренних и внешних мотивов этой последней. Наум.2:11 .  Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, – Наум.2:12 .  лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? В обычной у библейских писателей форме вопроса, не требующего ответа, но прямо предполагающего совершенное отсутствие предмета (ср. Ис 19.12 ; Ис 33.18 , Ис 34.19 ; Ис 42.13 ; 1Кор 1.20 ; Иер 13.20 ; Мал 1.6 ; Мал 2.17 и др.), пророк делает величественное и глубоко выразительное сравнение жестокой Ниневии и жителей ее с логовищем льва, который вообще у всех народов представляется, по хищничеству и превосходству силы, царем всех зверей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои – да видита правоты! 2. От лица Твоего выйдет мне суд: очи мои да увидят прямоту (прямую стезю). 3. Искусил-еси сердце мое, посетил-еси нощию, искусил-мя-еси, и – не обретеся во мне неправда. 3. Испытал Ты сердце мое, посетил (меня) ночью, и не обрелось во мне неправды. 4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих! за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. 4. И да не возглаголят уста мои дел человеческих: ради словес уст Твоих я сохранил (в жизни моей) пути жестокие (суровые). 5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя! 5. Управь стопы мои по путям Твоим, да не поколеблются стопы мои. 6. Аз воззвах, яко услышал-мя-еси, БОЖЕ! Приклони ухо Твое мне, и – услыши глаголы моя! 6. Я воззвал, – и Ты услышал меня, Боже! Приклони ухо Твое ко мне и услышь слова мои! 7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя – от противящихся деснице Твоей! 7. Яви чудо милости Твоей – Ты, спасающий тех, кто уповает на Тебя, от противящихся деснице Твоей. 8. Сохрани мя, ГОСПОДИ, яко зеницу ока! 8. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока! II. 9. В крове крилу Твоею покрывши мя – от лица нечестивых, острастших мя. 9. Кровом крыл Твоих покроешь Ты меня от лица нечестивых, измучивших меня. 10. Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню. 10. Враги мои овладели душею моей, замкнулись они в туке (жире) своем, уста их изрекают гордыню. 11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. 11. Изгнавшие меня ныне окружили меня, очами своими уставились (они) в землю. 12. Объяша мя, яко лев, готов на лов, и яко скимен, обитаяй в тайных. 12. Охватили меня, как лев, приготовившийся к лову, и как молодой лев, укрывающийся в засаде. III. 13. Воскресни, ГОСПОДИ, предвари я, и запни им! Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея! 13. Воскресни (восстань), Господи, предвари их и запни их (помешай им)! Избавь душу мою от нечестивого, оружие Твое – (предохрани) от врагов руки Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, говорится в книге Левит, но люби ближнего твоего как самого себя ( Лев.19:18 ). По силе ее же, в нем предписывается заботливость о благе вдов и сирот ( Втор.27:19 , Исх.22:22 ), сострадание к несчастным, больным, слепым, глухим ( Втор.27:18 . Лев.19:14 ), помощь бедным ( Втор.15:7–9 . Лев.19:9–19 ), человеколюбие к рабам ( Втор.15:12–18 ), справедливость к иноплеменникам ( Втор.23:7 ) и великодушие к самым врагам. Если голоден враг твой, говорится в книге Притчей, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ), Особенно много таких указаний у Пророков. Они говорят уже не об одном частичном применении закона о любви к ближнему, а о всецелой нравственной настроенности, о полном обновлении сердца человеческого. Самое исполнение обрядов и предписаний закона они признают только в том случае цену имеющим, когда с ним соединяется жертва духовная: дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное ( Пс.50:19 ). К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь по книге пророка Исаии, Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь ( Ис.1:11, 16–18 ). Нельзя, впрочем, сказать, что закон о любви к ближнему имел в Ветхом Завете такое же широкое применение для себя, какое дано ему в новозаветном Божественном откровении. Такое применение могло быть дано ему только со времени искупления всего человечества, со времени призвания всех народов в единое благодатное Царство Христово, а до тех пор важно было и то, что он раскрывал самый принцип любви к ближнему, укреплял любовь друг к другу, любовь в пределах самого народа и был, таким образом, действительно детоводителем ко Христу ( Гал.3:24 ). Часть III. Библейское новозаветное богословие §1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава III 1 . Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, В воззвании пророка, первое имя Божие переведенное словом „Господь“ есть еврейское А д о н (т. е. владыка, господин) второе имя „Господь Саваоф“ в еврейском „Иегова всех сил“; властелин вселенной и всех сил мира, открывшийся Моисею под именем Вечно Существующего. Он приступает к суду над народом, как то предсказывал пророк в гл. I, 24. Прежде всего отнимется у Иуды и у Иерусалима все, что поддерживает государство, „посох и трость и подкрепление хлебом и водою“. В угрозе этой заключается и оставление народа без вождей, и оставление народа без благословения Божия, дарующего плодотворные дожди и обилие плодов земных. (Ср. Лев. 26:26 ). „Господь моя опора“, говорил Давид ( Пс. 17:19 ); поэтому отнятие опоры (посоха и трости) равносильно угрозе, что Господь оставит народ, предоставив его собственным силам 293 . В угрозе же отнятия хлеба и воды, кроме прямого значения этих слов 294 можно разуметь и высшее духовное значение: отнятие руководительства Божия. У самого Исаии пророка в Ис. 33:16 , 55пища и питие знаменуют духовное укрепление народа Господом; а во Второзаконии XXX, 20 высказан основной принцип, долженствующий руководить Израилем: Господь есть жизнь Израиля. Избери жизнь! восклицает Моисей. Отнимет Господь:.... (см. ст. 1). 2 . храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 . пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. Господь отнимет,-говорит пророк-и вождя и воина, т. е. и стоящего во главе войска, мудрого военачальника, и простого ратника. В царстве, которое так обессилено, нет сил сопротивляться врагам; оно отдано на произвол их. См. Втор. 28 , в особ. ст. 25 с нашим примеч. в III т. Св. Летописи. Но и внутри царства Господь отнимает у народа начальников и некому восстановить порядок, некому во время неурядиц или нашествия врага употребить усилие и власть, чтобы организировать народную защиту и сплотить во едино для отпора злу или нападению врага хороших честных людей, желающих порядка и готовых защищать свою родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010