Отрывок начиная со ст. 41 по ст. 50 показывает, каким образом в период, предшествовавший написанию Евангелий, сохранившиеся в устном предании разрозненные изречения Господа группировались для удобства запоминания по содержащимся в них ключевым словам. Евангелисты нередко присоединяли сложившиеся группы таких кратких изречений к концу более длинных речей, сказанных по определенному поводу, в данном случае — к концу капернаумской беседы о сми­рении. Можно предположить, например, что ст. 41 мог быть присоединен к ст. 38–40 по причине совпадения в них ключевого выражения ν νματι ‘во имя’. Аналогично совпадают ключевые слова в ст. 42, с одной стороны, и ст. 43–48, с другой: σκανδαλζειν ‘соблазнять’ и καλν στν ‘лучше (есть)’; ββληται ‘чтобы был брошен’ и βληθναι   ‘быть ввержену’; ст. 49 мог быть помещен после ст. 48, поскольку оба содержат слово πρ ‘огонь’; наконец, связываются по ключевым словам и ст. 49 (λισθσεται ‘осолится’) и ст. 50 (λας ‘соль’) 34 . 42. τν μικρν τοτων τν πιστευντων ες μ ‘из малых сих, верующих в Меня’. Малые сии — смиренные, ничем внешне не выдающиеся люди Церкви. То же ли самое имеет в виду апостол Павел, говоря о σθενες ‘немощных’ (Рим 14; 1 Кор 8 и 9)? 43. γενναν ‘геенну’. Название долины к югу от Иерусалима, евр. gê innm ‘долина Генном’, которая была местом принесения человеческих жертв Молоху (Иер 7:31; 19:5–6; 32:35) до того, как Иосия (4 Цар 23:10) сделал это невозможным. Впоследствии там сжигали отбросы. В иудейской апокалиптической литературе ее именем обозначалось место Божиего наказания. 49. Соль употреблялась в ветхозаветных жертвоприношениях (Лев 2:13; Иез 43:24). Если под πς ‘всякий’ понимается ученик Христов, который призван быть жертвой Богу (Рим 12:1), то, следовательно, есть нечто столь же важное для этой жертвы, сколь важной является соль для храмовых жертвоприношений. Это нечто обозначается словом πρ ‘огонь’, которое здесь употреблено в другом значении, нежели в ст. 48: оно означает огонь испытаний и искушений (ср. об огненном искушении в 1 Пет 1:7 и 4:12). О необходимости испытаний для верных учеников см. 8:34–37; Мф 5:10–12.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Хотя израильтяне и были кое-как вооружены, но появившиеся на горизонте кони египтян вызвали среди них настоящую панику. Что могли сделать толпы пеших рабов против дисциплинированной, испытанной в боях конницы фараона? Раздались крики ужаса… «Разве мало было гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню?» — бросали беглецы упреки Моисею. Но вождь верил в то, что Небо спасет его народ даже и в этот отчаянный момент. «Не бойтесь, увидите спасение Ягве», — воскликнул он и, не медля более ни минуты, повел израильтян через топи… ПРИМЕЧАНИЯ Глава 17 371. 1 Пар 7, 21, 24. Ср.: Ис Нав 16, 5. Ср. Амарнскую переписку: Б. Тураев. История древнего Востока, т. I, с. 297. 372. Библия определяет время пребывания евреев в Египте в 430 лет (Исх. 12, 40), а так как исход совершился при сыне фараона, строителя городов Питона и Рамсеса (см. Исх 2, 23), след. при фараоне Мернептахе, то, как мы уже говорили, переселение в Египет произошло при гиксах, правивших более чем за 400 лет до того, как о том свидетельствует «Стела 400-го года» (см.: ВДИ, 1958, с. 98; J. Bright. A History of Israel, p. 111). 373. Согласно Библии, в египетский период некоторые израильтяне стали забывать монотеизм отцов. «Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою в Египте», — говорит Иошуа народу (Ис. Нав. 24, 14). См. также: Иез. 20, 8; 23, 3. О культе Сутеха в одном папирусе говорится следующее: «Царь Апони избрал своим богом Сутеха и не кланялся никакому богу египетскому» (Пап. Салье I, пер. Б. Тураева. — Б. Тураев, История древнего Востока, т. I, с. 258). 374. См.: Лев 17, 7, где «козлы» (сереим) в синодальном переводе переданы как «идолы». О козле, которого изгоняли в пустыню в жертву демону Азазелу, см.: Лев 16, 8; синодальный перевод вместо «Азазел» ставит «отпущение», однако уже Отцы Церкви считали, что это имя демона (ср.: Ориген. Против Цельса, VI, 43). Такого же мнения придерживаются современные историки. 375. Вместо слова «шатер» уже употребляется слово «дом» (Исх 12, 7). 376. См.: В. Струве. Происхождение алфавита, Пг., 1923, с. 57; В. Истрин. Развитие письма. М., 1961, с. 212 (о синайском письме).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Эти самые слова цитирует св. Стефан первомученик в речи своей к Еврейскому народу, и относит ко времени странствования Евреев по пустыне ( Деян. 7:42–43 ). Господь Бог предложенным вопросом дает разуметь, что тогда Евреи заколений 123 и треб 124 Ему не приносили. Между тем известно, что Евреи в пустыне жертвы приносили неоднократно ( Исх. 24:5 ; Лев. 8:14–23,28, 9:8–24 ; Чис. 8:22 и др.). Для соглашения кажущегося противоречия должно допустить, что Господь говорит здесь вообще о Еврейском народе, и говорит об истинных жертвоприношениях, во всех отношениях Ему приятных. приносимых от чистого сердца. Были ли, говоря вообще, такие жертвоприношения в пустыне, когда по ней странствовали Евреи? Нет, скажем мы, не были; потому что наклонность к идолослужению, вынесенная из Египта, жива была в сердцах Еврейского народа во весь период странствования, как уверяет сам Бог чрез св. пророка Иезекииля. Господь говорит, что несмотря на Его увещания Евреи, живя в Египте, ,.не оставляли идолов египетских“, что и по выходе из Египта, “сердца их были привязаны к идолам их“, за что они и были обречены на смерть, не увидав земли обетованной. Господь с таким же увещанием обратился к детям сих погибших; но и дети, говорит Господь, „обращали взоры свои к идолам отцев своих“, так что после всех увещаний Он „допустил скверниться им приношениями идолам”. Это было до самого занятия земли палестинской, и после сего ( Иез. 20:8–28 ). Известно также, что Евреи в пустыне покланялись золотому тельцу, служили мерзкому Ваал-Фегору ( Чис. 23:28, 25:1–18 ). Св. Стефан говорит, что после слития золотого тельца, Бог отвратился от Евреев и оставил их служить воинству небесному ( Деян. 7:42 ); т. е. светилам небесным. В следующем стихе рассматриваемой главы св. Амоса говорится, что в то же время Евреи служили Молоху, почитали Ремфана, носили идолов. Если к этому присовокупить постоянные возмущения и ропот жестоковыйного народа в пустыне, сожаления, гласно выраженные об оставленном Египте ( Чис. 14:3–45 ), различные пороки и суеверия, невежество Евреев, не понимавших духа истинного служения, их неблагодарность пред Богом и тому подобное: то с уверенностью можно сказать, что Евреи, (говоря вообще) идя по пустыне, истинных жертв Богу не приносили; ибо они были осквернены языческим духом и пороками. Строго говоря, даже и законные ветхозаветные жертвы не могут быть названы истинными жертвами Богу, Его удовлетворяющими и приятными Ему. ( Евр. 10:1–18 ). Такая жертва одна во всем мире, на все веки – жертва, принесенная Спасителем мира на кресте. Что не в ней, не но ней, не в ее смысле, силе и духе; короче, что вне ее, то не может быть жертвою Богу. Но как далеки были Евреи в пустыне от понимания такой жертвы!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

31. Книжник спрашивал об одной заповеди, но Иисус прибавляет и вторую, ибо они неразделимы (1 Ин 4:21). В Лев 19:18 под “ближним” имеется в виду израильтянин, как явствует из первой части стиха, и раввинистическая традиция толкует это понятие в духе национального партикуляризма. Ясно, однако, что в Евангелии оно имеет более широкое значение: если Иисус включает в него ненавидимых самаритян (Лк 10:25–37), понятно, что сюда же должны относиться и все люди. Соединение обеих заповедей встречается и в еврейских апокрифах, например, “люби Господа и своего ближнего” (“Завещание Иссахара” 5:2; там же в 7:6 и в “Завещании Даниила” 5:3). Ср. Лк 10:27, где заповеди соединяет вопрошающий законник. 70. О сыне Давидовом (12:35–37) (Мф 22:41–46; Лк 20:41–44) 35. διδσκων ν τ ερ ‘учить в храме’. Апостол Марк ничего не говорит о собеседниках Иисуса, — он, как и всегда, строго ограничивается лишь известными ему подробностями. Πς λγουσιν ο γραμματες, τι Χριστς υς Δαυδ στιν ‘как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов’. Из контекста не видно, почему Иисус заводит речь о происхождении Мессии. Трудно предположить, чтобы Он внезапно и без всякого повода высказался против мнения о происхождении Его из рода Давидова, которое было твердо укоренено в Писании (2 Цар 7:16; Ис 9:2–7; 11:1–9; Иер 23:5–6; Иез 34:23–24; 37:24) и впоследствии составило неотъемлемую часть церковной веры (Рим 1:3; 2 Тим 2:8). Кажется вероятным предположение Р. Гагга 42 , что этот отрывок принадлежит к конфликтной сцене, первая часть которой утеряна. Враги Иисуса могли задать Ему вопрос о Мессии как сыне Давидовом, который, как и предшествующий вопрос о подати, был провокацией — с тем, чтобы прозвучал ответ, неприемлемый либо для римских властей, либо для народа. Тогда естественно предположить, что, как и в других конфликтных сценах, Иисус отвечает 43 не прямо, но задает встречный вопрос, разбивающий поставленную ловушку. Одновременно Он указывает, что выражение “Сын Давидов”, хотя и верное в ограниченном смысле, не выражает полноты Божества, заключенной во Христе. Для устного церковного Предания был, разумеется, важен христологический смысл изречения, а внешние обстоятельства отвлекали от него внимание читателя. Именно поэтому они могли быть либо забыты, либо даже сознательно опущены.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

«конечно, – говорит преподобный Ефрем сирин , – повелел он не члены отсекать, которые сам сотворил, но учит нас не делать природу виновницею греха», или, по замечанию святителя Иоанна Златоуста , «спаситель говорит не о членах», а имеет в виду «развращенную волю», двигающую членами. Здесь разумеются не чувства и орудия чувств, которые сами по себе безразличны в нравственном отношении, но те влечения и поводы ко греху, которые душа может и получать, и осуществлять через чувства. Посему господь внушает отсечь или вырвать орудие соблазна «не рукою, а волею: кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз» (православный катехизис); кто не пользуется своими руками и ногами для худых дел, тот самопроизвольно лишает себя употребления этих членов тела, – как бы отсекает их. в более обширном смысле, под соблазняющими членами тела можно понимать вообще предметы и лица самые дорогие, самые любезные для нас, которыми, однако, нужно пожертвовать в том случае, если они служат нам препятствием на пути спасения; такими могут быть родные, близкие, знакомые. отсечь их, по изъяснению святых отцов, значит «отвергнуть любовь к ним и дружбу» (блж. Феофилакт). трудны такие жертвы, болезненна борьба с греховными влечениями и соблазнами, но что же делать? Всяк огнем осолится, – продолжал Иисус Христос, – и всяка жертва солию осолится; как в ветхозаветной обрядности соль составляла необходимую принадлежность ( 1Езд. 6, 9; 7, 22 ) и все жертвы хлебные ( Лев. 2, 13 ), а по преданию иудейскому, также и жертвы животные (иез. 43, 24), были посыпаемы солью, так и всякий последователь Христов, как посвященный в жертву Богу, должен пройти через огонь бедствий, искушений и скорбей. Этот огонь и есть та жертвенная соль, которая, действуя не совне, но внутренно – в душах, служит для учеников Христовых очистительным и предохранительным средством от греховной заразы: добро соль: аще же соль не слана будет, чим осолится? Имейте соль в себе и мир имейте между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Иез.44:11 .  Они будут служить во святилище Моем, как сторожа у ворот храма и при­служники у храма; они будут заколать для народа всесожже­ние и другие жертвы, и будут стоять пред ними для служе­ния им. Низшее служение при храме, назначаемое для левитов, также как высшее служение священников будет сводиться к двум главным родам: страже и, собственно, священнослужению (ср. ст. 16). Под руководством священников левиты будут стражами у ворот храма (для чего последние снабжены комнатами – Иез.40.7 ) и прислужниками при жертвоприношениях. Этот последний род церковнослужения ( «прислужники у храма») будет состоять в закалании всесожжении и других жертв для народа; для князя жертвы, по-видимому, закалали сами священники – Иез.46.2 ; они же одни закалали жертвы за грех и преступление – Иез.43.19 ; остальные жертвы по Моисееву закону, по-видимому, предоставлялось закалать самому жертвователю: Лев. 1:5, 11, 3:2, 4:28, 38 , – который, если затруднялся сделать это или просто не желал, поручал опытному левиту. Таким образом, служение левитов было не столько Богу (ср. ст. 16), сколько народу: слав. «станут пред людьми (стоять пред кем-либо ­­ служить: Быт 41.46 ; Втор 1.38 и др.; рус. неясно: «пред ними») еже служити им». Но так как оно касалось и Бога и происходило в непосредственной близости к Его святилищу, то оно было и должно быть почетным и вожделенным для каждого ( Пс 83.11 ), а посему противозаконно поручалось ранее иноплеменникам (см. объяснение ст. 7). Замечательно, что и после плена левитов в сравнении с священниками оказалось так мало (340–360, из них только 74 состоящих при священниках, тогда как последних было 4289, – по 1Езд 2.36–41 ; Неем 7.43–45 ; Ездра позже разыскал еще только 38), что пришлось недостаток их восполнить нефинеями, прежними иноплеменными служителями храма. Иез.44:12 .  За то, что они служили им пред идолами их и были для дома Израилева соблазном к нечестию, Я поднял на них руку Мою, говорит Го­с­по­дь Бог, и они по­несут нака­за­ние за вину свою; Идолослужение левитов непростительнее им, чем народу, так как они предназначены были для непосредственного служения Богу, а стали служить идолам; зато теперь, в новом храме они и будут служить не столько Богу, сколько народу, которого они своим авторитетным примером ввели в соблазн ( «соблазн к нечестию», слав.: «мучение неправды», см. объяснение в Иез.7.19 «поводом к беззаконию»). Бог с клятвою ( «поднял на них руку Мою» см. объяснение Иез.20.5 ) обещает им кару за этот возмутительный (отсюда клятва) грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.16:41 .  Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед­ глазами многих жен; и по­ложу конец блуду твоему, и не будешь уже да­вать подарков. «Сожгут домы твои огнем». Домы и имущества идолопоклонников повелено было сожигать ( Втор 13.16 ); особо тяжкие преступники подвергались также сожжению – так кровосмесник с матерью жены ( Лев. 20.14 ), соблудившая дочь священника ( Лев. 21.9 ) – все это, чтобы не осталось на земле оскверняющей ее хотя бы бездушной вещи; тот же смысл имеет и настоящая кара, исполнившаяся в сожжении Иерусалима халдеями. – «Пред глазами многих жен», т. е. соседних народов, в качестве предостерегающего примера; кара блудницы особенно отягчалась присутствием при ней именно женщин – «Не будешь уже давать подарков». С потерею независимости Иерусалим не будет в состоянии поддерживать нечестивых сношений с языческими народами. Иез.16:42 .  И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь, и уже не буду гне­ваться. С карою Иудеи гнев Божий и как бы истощится и утихнет вообще, весь и безотносительно (глубокая мысль); что касается Израиля, то Бог и потому не будет уже гневаться на него за грехи, что лишит его (по крайней мере на время) особого избрания, как муж не может ревновать отпущенную жену: «и отступит от тебя негодование Мое» по евр. «ревность Моя». Иез.16:43 .  За то, что ты не вспомнила о днях юности твоей и всем этим раз­дражала Меня, вот, и Я по­веде­ние твое обращу на твою голову, говорит Го­с­по­дь Бог, чтобы ты не пред­авалась более раз­врату по­сле всех тво­их мерзостей. Обоснование только что описанной кары: главная вина Иерусалима в прежних благодеяниях Божиих ему, пренебрежением к которым он наиболее раздражал Господа. Как ни тяжка кара, но она справедлива: это только поведение преступного народа, обращенное на его голову ( Иез.9.10 ). – «Чтобы ты не предавалась более разврату…». Предположительный перевод неясного еврейского выражения, переданного у LXX: «и тако сотворила еси нечестие по всем беззаконием твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.43:25 .  Семь дней при­носи в жертву за грех по козлу в день; также пусть при­носят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без по­рока. Жертва должна приноситься 7 дней, символическое число полноты и святости, принятое в ветхозаветном законе для всех священных сроков, длиннейших одного дня. В течение этих дней должны приноситься на очищаемом и освящаемом жертвеннике как жертва за грех, состоящая из козла (точнее: тельца для первого дня, и козла для последующих 6; здесь в видах сжатости, обобщение), так и «жертва» настоящая, т. е. всесожжение – телец и овен. Иез.43:26 .  Семь дней они должны очищать жертвен­ник и освящать его и наполнять руки свои. Во всех перечисленных обрядах, наполняющих 7 дней, и должно состоять а) очищение таинственного жертвенника от всего тварно-нечистого в нем, б) освящение его для божественного назначения; то и другое являются для него в) своего рода наполнением рук его (по кетив ядав, руки его, по кери – ядо, рука его, по LXX ядам, руки своя, т. е. священников) подобным тому наполнению рук посвящаемых священников жертвенным мясом, которое было заключительным обрядом их посвящения ( Исх 29.9 ; Лев. 8.33 ). Замечательно, что о посвящении священников на их служение здесь ничего не говорится (если не считать указанием на это последнее слово стиха в чтении его у LXX). Не говорится и о помазании жертвенника и храма елеем. Таким образом, обряды освящения нового храма разнятся с Моисеевыми не только в роде и количестве жертв освящения (см. объяснение ст. 20 и сл.), но и в самом характере и сущности освящения, отличаясь большею простотою и так сказать объективностью. Иез.43:27 .  По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священ­ники будут воз­носить на жертвен­нике ваши всесожже­ния и бла­го­дар­с­т­вен­ные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Го­с­по­дь Бог. С восьмого дня, первого дня, следующего за 7 днями освящения и носящего в цифре своей высокий и самый таинственный символизм (больший семи, образ будущего века) на новом жертвеннике может начаться правильный ряд жертвоприношений, которых остается по-прежнему два главных рода: ола, «всесожжение» и шелем, «благодарственная жертва», LXX: «яже спасения», в других местах: «мира», – разнившиеся количеством сожигаемого: в первом случае сожигалось все, во втором жир и кровь. Эти жертвы, в противоположность старым на старом жертвеннике, будут приниматься (LXX, рус. еще сильнее «буду милостив»; евр. terminus technicus раца должно быть вернее передан LXX) Богом, в чем Он уверяет торжественно Своим словом Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

или если он прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен; или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются; и он не знал того, но после узнает, то он виновен; или если кто безрассудно устами своими поклянется, что сделает что-нибудь худое, или доброе, какое бы то ни было дело, в котором человек безрассудно клянется, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в чем-либо из этого. Если он виновен, говорит далее этот закон, в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности...» ( Лев.5:1–6 ); за такого же рода факты в жизни еврея и в другом месте закона ( Лев.6:1–6 ) опять предписывается жертвоприношение. Всякая, далее, родившая женщина, по окончании дней очищения своего за сына или за дочь, должна была приносить жертву ( Лев.12:6 ); всякий прокаженный, по выздоровлении своем, должен был принести жертву ( Лев.14:10 ; Лев.14:23 ), и проч. И вот, являясь по столь частым случаям к храму, еврей всякий раз, взирая на храм, как на знак завета Бога, должен был напоминать себе об этом завете Бога с народом еврейским и представлять проистекающие для себя отсюда обязанности. Самое жертвоприношение должно было возбуждать в нем религиозное настроение. Всякий раз здесь, при храме он мог обращаться за религиозным руководством; здесь, на месте откровения Бога, он мог обращаться к Нему со всякими духовными запросами, с угнетающими его чувствами, подобно Анне , матери Самуила, и подобно ей же, находить здесь удовлетворение этим запросам и успокоение. У прор. Иезекииля Господь говорит: «в восьмой день и далее священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы, и Я буду милостив к вам» (Иез.43:27) 86 т.е. при принесении жертвы еврей мог получать религиозное успокоение и утешение. И это все могло повторяться для каждого еврея так же часто, как часты могли быть случаи, побуждавшие его приносить жертву, а вместе с тем, – приходить ко храму; – и частое повторение подобных явлений могло оказывать на еврея благодетельное влияние в смысле поддержания в нем религиозного настроения, сохранения в нем правильных религиозных представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В отличие от беззаконника и бесстыдного устыдившийся и покаявшийся познает грехи свои. «Когда постыдитеся, покорится сердце, то познают грехи свои ( Лев.26:41 )». «Мы лежим в стыде своем, срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим» ( Иер.3:25 ) 79 . И Ездра говорит от лица народа: «Я устыдился и посрамился пред лицем Твоим, ибо грехи наши приложились» (1Ез.9:6; 8:71). Иезекииль должен возвестить о храме, чтобы устыдились люди беззаконий своих и всего, что они делали ( Иез.43:10–11 ) 80 . Мысль о стыде греха Иезекииль выражает словами: «К самим себе почувствуют отвращение, (по-слав. — бити имут лица своя) за все мерзости свои» ( Иез.6:9 ) 81 . И стыд пред людьми есть стыд греха пред правдой их. Даже менее греховные поступки приводят в стыд совершивших более тяжкие грехи. Иудея была предметом стыда не только пред правдой совершенной, но и пред правдой согрешившей Самарии. Самария и половины грехов Иудеи не нагрешила и оказалась правее Иудеи через великие мерзости ее ( Иез.16:51 ) 82 . «Неси это посрамление твое, ибо Самария правее тебя по грехам, какими ты опозорила себя» ( Иез.16:52 ). И посрамление Иудеи в том, что она оправдала Самарию. Стыд греха пред людьми есть стыд пред правдой людей. Даниил говорит: «Мы сделались поношением для рабов Твоих, чтущих Тебя» ( Дан.3:33 ) 83 . И Приточник говорит: «Кто не посрамится лица праведных, не благ» ( Притч.28:21 ; слав.). 2я Книга Ездры говорит это о Седекии. Он не устыдился слов Иеремии пророка, т. е. не внял им, и не смирился и не умилился 84 . Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред теми, которые должны быть носителями правды. Он говорит о стыде пред отцем и матерью ( Сир.41:21 ). Об этом же стыде говорит и Апостол Павел (Ев.12:9; слав.). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде перед начальником и властелином, перед судьей и князем ( Сир.41:21–22 ). И книга Иова говорит о нечестивом, который не имеет стыда перед судьей: «Иже не постыдеся лица честнаго, ниже весть честь возложити сильным, удивитися лицам их» ( Иов.34:18 [–19] слав.). Сильные — это судьи, ибо Иисус сын Сирахов внушает судье: опаснее оказаться бессильным сокрушить неправду и наложить пятно на правоту свою ( Сир.7:6 ).

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010