Библейская история повествует, что Господь, научая руки верных своих на ополчение и персты их на брань ( Пс.14:31 ), благословил оружие кроткого праотца Авраама, который воевал за освобождение из плена своего племянника Лота, повелел народу своему завоевать землю обетованную, благоволил даровать помощь и Давиду в борьбе Израильтян с иноплеменниками ( Числ.31:1–7 и 33:51–56). Господь Бог не только повелевал Израильтянам воевать с языческими народами и истреблять их, но даже обещал им свою помощь во время войны и оказывал таковую, посылая Ангела своего им, ( Исх.23:22–33 ). ( 4Цар.6:8–23 ), или Самолично побеждая врагов Израиля ( Нав.Х.14 , Втор.31:6 и 2Пар.20:29 ). Прославляя бранные подвиги Иисуса Навина, сын Сирахов говорит, что он вел брани Господни, что война его была пред Господом и что он только следовал за Всемогущим ( Сир.46:4–8 ,ст.1). По учению божественного Откровения Ветхого Завета вместе с воинами должен был идти на войну против врагов и священник, чтобы войско не было без священника. ( Числ.31:6 ). Священники на войне молились Богу о победе, благословляли войска, наставляли и утешали воинов и поддерживали в них дух бодрости и храбрости. ( Числ.31:21–30 ), а воинов грешников, в особенности, блудников и прелюбодеев наказывали и поражали по Божьему повелению, даже смертью . ( Числ.25 ). Так Финеес священник, сын Епеазара сына Аарона, убил за блудодейство 23 тысячи израипьских воинов. Не согрешил ли он в этом? Нет. Царь Давид говорит: «Восстал Финеес, произвел Суд и остановилась язва. И это вменено ему в праведность». ( Пс.105:30 ). И св. апостол Павел говорит об этом поступке священника Финееса одобрительно: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибли из них 23 тысячи» ( 1Кор.10:8 ). Как относилась ветхозаветная церковь к воинам, которые умирали на войне за веру и отечество? Она молилась Богу о них и творила милостыню, да разрешатся от грехов своих, твердо веря, что воинам, скончавшимся в благочестии, уготована превосходная награда (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Любодействует с дочерьми мадиамскими: и Финеес сын Елеазара, возревновавши ревностью о Господе, пронзает ножом Замврия и блудницу мадианитянку: за что и получил награду – в вечную намять – плечо жертвы. Снова исчисляется народ ( Числ. 26 ), чтобы, по избиении нечестивых, сделать перепись нового народа Божия. Пять дочерей Салфаада обращаются с просьбою и по определению Господа получают наследие между братьями своими ( Числ. 36:6 ), и таким образом и женский пол не исключается из наследия Божия. Иисус последует за Моисеем на гору и поучается от закона, что должен он духовно совершать в церкви. Во-первых, что должен совершать ежедневно, потом, что в субботу, что в первый день месяца, что в пасху, пятидесятницу, в новомесячье седьмого месяца, что в пост того же месяца в десятый день, что в праздник кущей, когда устрояются палатки, в пятнадцатый день вышеупомянутого месяца. Напоминается, что обязательства жен и дочерей без утверждения отцов и мужей не имеют силы; ведется война с мадианитянами, умирает прозорливец Валаам, разделяется добыча, и часть ее приносится в скинии Божией. Рувим и Гад, и половина колена Манассиина первые получают владения в пустыне за Иорданом; ибо колена эти имели много скота и еще не достигли до того, чтобы могли жить с храмом. Народ получает наставление разрушить идолов в святой земле и не оставлять в живых никого из прежних ее обитателей. Описывается давно желанная страна и отделяется наследие половине двух колен. Перечисляются князи колен, которые должны войти в святую землю ( Числ. 34 ); Левиты получают сорок два города с их предместьями на тысячу локтей в окружности – столько же числом, сколько и станов. Присоединяется к ним шесть городов для ищущих убежища – три по эту и три по ту сторону Иордана, так, что вместе составляется сорок восемь городов ( Числ. 35 ), и определяется, кто из ищущих убежища должен быть принят, кто должен быть умерщвлен, кто должен быть охраняем до смерти великого первосвященника. Последует затем Второзаконие – второй закон – руководство к Евангелию, и из него узнаем вкратце, что Моисей говорил народу между Фараном и Тофелем, и Лабаном и Азерофом и золотыми местами (loca aurea) и, отвергши несчастнейшего Иуду – в одиннадцать дней пути от Хорива через гору Сеир до Кадис-Варни; – и, наконец, поется песнь ( Втор. 32 ), в которой весьма явно отвергается синагога и собирается церковь Господу: уты, утолсте, разжире: и остави Бога возлюбленный и отступи от Бога Спаса своего ( Втор. 32:15 ), и еще: злейший род, сыны неразумные: сами подвигли Меня к ревности в том, кто не был бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

„Ибо Я вывел тебя, говорит Он, из земли египетской и из дома рабства освободил тебя и послал пред тобою Моисея», этого великого пророка, с которым Бог говорил устами ко устам ( Числ. 12:8 ), „Аарона», первосвященника, вопрошателя воли Божией и заступника вместе с Моисеем пред Богом за народ ( Числ. 12:6; 14:5, 26; 16:20; 20:7 – 12, 29 ), „и Мариам» – пророчицу ( Исх. 15:20 ). „Народ Мой, вспомни, что умышлял Валак, царь Моава, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров (см. Числ. 22 – 24 ), вспомни, что было от Ситтима», последнего стана израилева, по сю сторону Иордана, на полях моавитских ( Числ. 22:1; 25:1 ), „до Галгала», первого стана в земле обетованной (Иис. Нав. 4:19; 5:9 ), – „вспомни затем, чтобы тебе познать благодеяния Иеговы». А этих благодеяний в указанный период времени проявилось не мало, – сюда относятся не только намерение Валака, царя моавитского, истребить Израиля чрез проклятие, и ответы Валаама, уничтожившие этот план истребления народа Божия, но и дальнейшие события, которые были, так сказать, вещественным подтверждением Валаамом невольно изреченных благословений, – а именно: победа Израиля над моавитянами, стремившимися было погубить Израиля чрез склонение его к идолопоклонству, чудесный переход чрез реку Иордан, вступление к обетованную землю, обрезание в Галгалах, чрез что было принято в завет с Богом поколение, выросшее в пустыне, и народ снова был введен в нормальные отношения к своему Богу (6:3 – 5). И так Бог делал народу одни только благодеяния, и народ не может отвергнуть их. Напоминание о них производит в народе сознание той черной неблагодарности, с какою оп платил Богу за них. Как лицо сознающее себя виновным пред Богом, народ стыдится обратиться к этому оскорбленному им Богу, а обращается к пророку, как передатчику воли Божией, и спрашивает его: чем бы ему умилостивить Бога, чем бы снова связать разорванные грехами узы общения с Иеговою: „с чем мне», вопрошает он, „предстать пред Иегову поклониться Богу Всевышнему», Богу, царствующему на небе? Народ знает Богоустановленное средство для поддержания общения с Иеговою – это жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Господь сказал Моисею, что намерен немедленно истребить народ и сделать Моисея родоначальником нового (уже во второй раз за время путешествия). Но Моисей молился и говорил: « если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне… Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Числ. 14: 15, 16, 19). Господь простил евреев по слову Моисея. Однако по числу сорока дней, в которые соглядатаи осматривали землю, народ израильский сорок лет будет странствовать по пустыне, и никто, кроме Иисуса и Халева, не увидит земли обетованной. Таким образом должно было исполниться их неразумное пожелание умереть в пустыне. Как и следовало ожидать, израильтяне огорчились и объявили Моисею, что они передумали, и уже по собственному почину пошли на завоевание земли. Как говорит нам Писание, Моисей не ходил с ними и пребывал в стане (Числ. 14: 44). Почему? Потому что раскаяние было уже запоздалым, и их поход закончился великим поражением и бегством, так что хананеи гнали их обратно до самого стана. 7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона Далее Законодатель повествует о восстании Корея (левита, сына Каафова), Дафана и Авирона, которых поддержали 250 человек (Числ. 16: 1–35). Каково было содержание их претензий? « И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: Полно вам, все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16: 3). В чем здесь дело? Если в патриархальные времена глава семьи был для своего рода священником и приносил жертвы, то со времен Моисея (если быть точным – со времени поклонения золотому тельцу) для служения в скинии были избраны одни левиты, а совершение жертвоприношений было отдано только дому Аарона. Все остальное сообщество было, таким образом, исключено из активного принесения жертв, что и послужило формальной причиной восстания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? В этом отношении скромность и смирение наше ни кого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать как угодно и поступать как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить все тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоем. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому ни кого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Священное Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и Дух нов дам вам (Иезек. 36, 25, 6). Тоже в книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань ( Числ. 19, 10, 12, 13 ). И еще: и рече Господ к Моисею глаголя: поими левиты от среды сынов Израилевых и да очисшиши я; И сице да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ. 8, 5, 6, 7 ). И еще: вода окропления очищение есть ( Числ. 19, 9 ). Отсюда явно, что и окропление воды действует на подобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то все может восполниться и совершиться величием Господним и истинной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Стан девятнадцатый И отправившись из Ресса, поставили стан в Гаалфа ( Числ. 33:22 ). Девятнадцатый стан в переводе значит « церковь ». В беспорядочных движениях своих состязающиеся на поприще удилами привлекаются в церковь и снова поспешают войти в двери, которые прежде оставили. Стан двадцатый И отправившись из Гаалфа, поставили стан на горе Сафер ( Числ. 33:23 ). Двадцатый стан значит «красота» и поставлен на горе красоты, о которой говорит и начало четырнадцатого псалма: Господи! кто обитает в жилищи твоем, или кто вселится во святую гору твою? Смотри, как полезны удила. Они отвлекают нас от грехов, вводят в сонм добродетелей и вселяют во Христе, – горе прекраснейшей. Это тот камень, по Даниилу, оторвавшись от горы без помощи рук, возрос в гору великую и наполнил всю землю ( Дан. 2:34 ); он, по Иезекиилю, поразил князя тирского ( Иез. 27 ); к нему-то по Исаии и Михею стекаются народы, говоря: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и наставит нас в путях своих и пойдем во стезях Его ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ). Стан двадцать первый И отправившись от горы Сафер, поставили стан в Арада. Двадцать первый стан в переводе значит «чудо». Какой прекрасный порядок, какое чудное сочетание совершенств верующих! После плинфоделания обуздываемся, после обуздания вводимся в церковь , за обитанием в церкви восходим на гору – ко Христу и здесь изумеваем и чудимся, так что в славословии Его бессильно слово наше, чудимся, обретая в Нем их же око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Стан двадцать второй И отправившись из Арада, поставили стан в Мацелофе ( Числ. 83:25 ) Двадцать второй стан в переводе значит «собрание», ибо здесь собирается множество верующих – Церковь первородных, согласие всех добродетелей. Тогда поистине можем сказать: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс. 132:1 ) и: Бог вселяет единомысленныя в дом ( Пс. 67:7 ). Стан двадцать третий И отправившись из Мацелофа, поставили стан в Таафе ( Числ. 33:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Следовательно, в этом первом стихе – во время оно значит неопределенное время – некогда и определяется только другими местами. Точно такое же значение имеет это выражение и в 8 ст. во время оно отдели Господь и пр., т. е., некогда отделил Господь колено Левино. Что именно в этом стихе выражение – во оно время имеет значение «некогда», показывают и последующие слова Моисея: во оно время отдели Господь племя Левиино носити ковчег завета Господня и – благословляти о имени Его до днешняго дне; это последнее выражение показывает, что от времени избрания Левитов до того времени, когда Моисей говорил эту речь, прошло много времени: ибо сказать до днешняго дне можно только тогда, когда протекло много времени от начала воспоминаемого факта, а от времени смерти Аарона до самой смерти Моисея протекло лишь несколько месяцев; значит, если бы здесь во время оно означало время после смерти Аарона и гораздо после – потому что Евреи были уже на третьем стане от стана смерти Аарона: то Моисей, воспоминая об этом, не мог бы сказать: благословляти о имени Его до днешняго дне; следующее выражение: во время оно означает здесь неопределенное время – некогда, и определяется, как и в первом стихе, только другими, яснейшими местами, находящимися в книге Числ. Потом, в этом же месте Моисей говорит: сего ради несть Левитом части и жребия в братии их; Господь сам жребий их, якоже рече им –ст. 9. Последнее выражение, очевидно, указывает на другой факт избрания Левитов в прежнее время; эти слова почти буквально переданы в книге Числ, как слова Божии к Аарону: и рече Господь ко Аарону: в земли их да не наследиши наследия и части да не будет тебе в них, яко Аз часть твоя и наследие твое посреде сынов Израилевых. Очевидно, что в приведенном стихе Второзакония только воспоминается или указывается на этот стих книги Числ словами: якоже рече им. Значит, избрание Левитов, и, по приведенным словам, Второзакония, случилось еще при жизни Аарона; а следующее выражение – во оно время, имеет здесь неопределенное значение – некогда, которое и поясняется приведенными словами книги Числ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Обходя их, они должны были держать путь в Палестину чрез владения Амморейские, находившиеся на восточной стороне Иордана. Сделано было предложение Сиону царю Амморейскому, о мирном переходе чрез его царство, но было встречено вооруженным сопротивлением. Израильтяне поразили Сиона и овладели его царством. Та же участь постигла соседние владения – Ога царя Васанского (к северо-востоку от Амморейской земли). Израильтяне расположились теперь станом на восточном берегу Иордана, насупротив Иерихона. Их победы и многочисленность устрашили Моавитян, хотя они были вне опасности, потому что Господь запретил вторгаться в их землю. Валак, царь Моавитский, решился прибегнуть к суеверному средству, чтобы выжить Израильтян из казавшегося ему опасным соседства. Он вошел в сношение с Мадианитянами, часть которых жила неподалеку от Моавитян, и вместе с ними отправил посольство к знаменитому прорицателю Валааму в Месопотамию, чтобы он пришел к ним и проклял Израиля. Послы должны были сказать ему: «Кого ты благословишь, тот благословен, и кого проклянешь, тот проклят» и следственно должен погибнуть ( Числ. 22:6 ). В книге Иисуса Навина ( Нав. 13:22 ). Валаам назван волхвом, вероятно потому что слыл под этим именем у язычников и может быть потому, что свои прорицания сопровождал некоторыми языческими обрядами ( Числ. 24:1 ). Но Апостол Петр дает ему имя пророка ( 2Пет. 2:16 ). И действительно все, что сказано о Валааме в повествовании о нем книги Числ, может быть отнесено только к истинному пророку. Так он получает откровения от Самого Господа, говорит и действует по непосредственному наставлению Его, – хвалит народ Божий за отсутствие в нем ворожбы и волхвований, и желает умереть среди его, изображает владычество Господа самыми высокими чертами пророчествует, как увидим о Царстве Христовом ( Числ. 22–24 ). Не мудрено, что пророк истинного Бога мог явиться в той стране, где родился и жил Авраам до переселения в Ханаанскую землю, где и после него сохранялась часть рода Авраамова, где долгое время жил Иаков, куда притом, без сомнения, достигал слух о чудесах Божиих, сопровождавших исход Израильтян из Египта ( Исх. 15:14 ; Нав. 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В толковании на Четвероевангелие, авторство которого приписывают прп. Ефрему Сирину, изготовление Валаамом семи жертвенников комментируется так: «Все они старались уподобиться людям достойным, (но) не по любви к добру, а ради собственной выгоды. Таков был Валаам, который выстроил семь жертвенников (Числ. 23, 1), а так как слышал, что молитвы предков были приняты ради принесенной (ими) жертвы, то и сам принес жертву (Числ. 23, 2–6)» . Не свидетельствует о добродетельности Валаама, по мнению свт. Григория Двоеслова, и его желание праведной смерти (Числ. 23, 10). Святитель объясняет эти слова минутным настроением прорицателя, а не его постоянством в добродетели. «Часто также мы сокрушаемся о проступках; и однако же, после сокрушения, возвращаемся к тем же самым проступкам. Так Валаам, воззрев на кущи народа Израильского, заплакал и обещался в смерти быть им подобным, говоря: “да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!” (Числ. 23, 10), но как только прошел час сокрушения, тотчас опять решился на нечестие корыстолюбия. Ибо за обещанные дары он дал совет на умерщвление того народа, коего смерти желал самому себе, и забыл о том, о чем плакал, когда не хотел истреблять того, чего сильно желал по сребролюбию» . Отдельное внимание отцы уделяют эпизоду, в котором Бог разрешает-таки Валааму идти к Валаку. По мысли блж. Феодорита Кирского, в этом отрывке акцент сделан не на праведности прорицателя, который одержим желанием обогатиться, а на благости и милости Господа, Который снисходит даже к желаниям грешника. «Поелику Валаам, – пишет он, – обольстившись обещанными деньгами и думая, что Владыка Бог переменит Свою волю, снова вопрошал: “надобно ли идти ему с посланными”; то Бог дозволил идти, как бы так говоря: “иди, потому что желаешь этого; но знай: ты будешь говорить, что Я восхощу”» . Посыл, согласно которому помысел Валаама нечист и греховен, заставляет некоторых экзегетов поставить совершенно неожиданный (с точки зрения текста Писания) вопрос: а вообще, в какой степени миссия Валаама инициирована Богом? Здесь мы встречаем довольно любопытные решения.

http://bogoslov.ru/article/6177295

Прекрасная Лань: А правда, Лев, что когда-то звери вместе с людьми жили в раю и были счастливы? Лев: Правда. Но знай – придёт время, и Господь изменит этот мир. Святые люди станут жить со Христом в Царстве Небесном. И звери снова будут жить в раю. Прекрасная Лань: Скорее бы пришло это время, царь зверей! Я так устала убегать от хищников и хочу хотя бы немного пожить в покое, в мире и радости. Лев: Если бы все люди на земле стали любить Бога и друг друга, твоя бы мечта исполнилась, Прекрасная Лань. А пока люди воюют и убивают друг друга, и мы, звери, остаёмся злыми и жестокими. Прекрасная Лань: Нам, наверное, пора спешить? Лев: Да-да, пора! Все звери давно собрались у Старой Пальмы. (Уходят. Открывается занавес. На фоне иконы Рождества Христова, ближе к краю сцены, стоит Старая Пальма. Вокруг неё сидят и стоят разные Звери. Входит Лев и Прекрасная Лань. Звери, увидев Льва, почтительно встают). Лев: Здравствуйте, звери земные! Приветствую тебя, Старая Пальма! Рад поздравить вас с Рождеством Христовым. Звери : Здравствуй, царь зверей! Старая Пальма: С Рождеством Христовым, Лев! Лев: Пойдёмте к Вифлеемской пещере, Христу-Младенцу принесём благодарение за то, что Бог нам жизнь подарил. (Подходят к пещере и смотрят на Богомладенца). Лев: Боже! Мы не люди и не умеем молиться. Но мы благодарим Тебя за прекрасный мир, который Ты создал. Благодарим Тебя за то, что Ты пришёл на землю, чтобы спасти людей от грехов их. Мы очень хотим, чтобы все люди стали похожими на Тебя. (Звери возвращаются к Старой Пальме). Лев: Спой нам, Пальма, свою древнюю песню о Рождестве Христовом. Расскажи нам о том, как это было. Ведь уже сотни лет прошло с тех пор. Ты одна только и помнишь ту Святую ночь. Ты, да ещё звёзды на небе, да люди, которые любят Бога. Старая Пальма (поёт песню): В пещере светильник мерцал, Ягнята шуршали в углу, Иосиф с дороги устал И сено стелил на полу. И запах засушенных трав Ослёнка будил и вола. Мария, Младенца прижав, В сторонке смиренно ждала. Иосиф затеплил очаг И ясли подвинул к теплу.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010