О пагубе сынов Аароновых Два сына Аарона, Надав и Авиуд, за внесение во святилище чуждого огня были сожжены от Господа ( Лев.10:1–3 ). Если за одно только преслушание Божия повеления – за внесение во святилище чуждого огня – так жестоко они были Богом наказаны, то как же вы, пашковцы, за свое внесение ложного учения в евангельскую истину избавитесь казни? Имя Божие За одну хулу на имя Божие Бог повелевал предавать смерти и без милосердия побивать таковых камнями ( Лев.24:11–16 ). О субботе За одно нарушение праздничного дня субботы Господь повелевал побивать таковых всенародно ( Числ.15:32–36 ). О властях За одно неповиновение властям церковным и гражданским Бог повелевает побивать таковых без милосердия камнями всенародно ( Втор.17:12–13 ). О Корее, Дафане и Авироне Корей с единомышленниками своими за одно преступление – восстание на священство Аароново – получили великое наказание от Бога, провалившись в землю и низведшись во ад живыми с плотию ( Числ.16:32–35 ), и не одни только эти преступники так погибли, но и все их семейства, и все, послушавшие их. Они не на закон Божий возстали и не на святилище Его, а только на одно священство. И за это получили от Бога великую казнь. Вы же, пашковцы, восстаете на все домостроительство Церкви Христовой и Отвергаете все евангельские заповеди: поэтому, какому страшному осуждению вы себя подвергаете? О Мариам Мариам, осудившая брата своего Моисея, была наказана за одно это осуждение от Бога проказой, и Моисей едва умолил за нее Бога, чтобы Он простил ей грех и исцелил бы ее от проказы ( Числ.12:10–14 ). Об Озе Оза одним только небрежным прикосновением к кивоту святыни так оскорбил Бога, что моментально же был поражен смертною казнью и умер перед кивотом ( 2Цар.6:6–7 ). О двух пятидесятниках Два пятидесятника не воздали достойной чести служителю Божию Илье пророку, и за это одно преступление, они со всеми своими людьми погибли: ниспаде огонь с небеси от Бога и попали их ( 4Цар.1:9–13 ). О пророке Одного из пророков Господь послал в Самарию для обличения Иеровоама в идолослужении и заповедал Бог пророку в Самарии не вкушать хлеба и не пить воды; пророк же, быв обольщен там самарийским пророком, преступил заповедь Господню и вкусил хлеба, и за это только одно преступление был лишен жизни, – Бог повелел льву погубить пророка на пути его ( 3Цар.13:1–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Будучи не разделен сам в себе при обоих родах чувств, дух сей там и здесь находит для себя пищу, поприще для деятельности, там и здесь выражается весь, питает и свои религиозные чувства, и свои нравственные расположения. а) обезопашиваются судами. Постановлено умертвить пророка, который бы говорил Израилю, еже прельстите его от Господа Бога его (Втор.13, 5); каждый израильтянин должен был первый открыть и первый наложить руку на брата, сына, дочь и жену, если бы кто из них тайно говорил: идем и послужим богам иным (Втор. 13, 6—10). Должно было убить убийством меча и проклятием проклясть все живущее во граде, зараженном идолопоклонством, самый град и корысти его сжечь, чтобы был пуст и «не возградился по сем» (Втор. 13, 15—16); должно было изыскать со всем тщанием мужа и жену, о которых возвещено, что они поклонялись «солнцу, или луне, или всякому, яже от красоты небесныя», — и побить камнем «да умрет» (Втор. 17, 2—5); смерть — дающим от семени своего Молоху и причащающимся Веельфегору (Лев. 20, 2—3; Чис. 25, 4—5); смерть волхвам, чревобасникам и волшебникам, равно как и тем, кои прибегают к ним (Исх. 22, 18; Лев. 20, 6, 27). Весь сонм сынов Израилевых «камением да побиют… иже аще прокленет Бога своего… и нарицаяй» таким образом (хуляй с подлин.) «имя Господне, смертию да умрет» (Лев. 24, 15—16). Потребится от среды людей своих всякая душа, которая осквернит субботу, сотворив в нее какое-либо дело (Исх. 31, 14; 35, 2; Чис. 15, 32—36), и вообще смерть всякому, кто нарушит какое-либо обрядовое постановление (например, Лев. 23,29; 17, 11—12 и др.). Таким образом, вся первая скрижаль из нравственной сделалась гражданскою, и заповеди ее стали судом. То же самое и в отношении ко второй скрижали. Действия неуважения к родителям — удар, злословие, проклятие — наказываются смертию и проклятием (Исх.21,15—17; Лев.20,9; Втор.27,16), — и сын непокорный, безнравственный и притом неисправимый по суду изъемлется из среды народа, как злой, как язва его (Втор. 21,18—21). Судом ограждены жизнь, здоровье, целость всего тела и каждого в частности члена: воздают жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, ногу за ногу, руку за руку, рану за рану, ожжение за ожжение (Исх. 21, 23—25; Лев. 24, 19—22; Втор. 19, 16—21). Строгим правом возмездия обезопашено имущество и всякий даже малейший ущерб его (Исх. 21, 33—36; 22, 1—И; Лев. 24, 21). Гражданский закон охраняет целомудрие и доброе имя другого, казнит нецеломудренных во всех их видах (Исх. 22, 16—17; Лев. 26, 10—21), а лжесвидетелю налагает то же самое наказание, какое следовало оклеветанному (Втор. 19, 18.20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Слово Божие показывает, что Бог, будучи абсолютным Духом, Творцом вселенной, отделен от всей твари и чужд всякого греха, имеет полноту нравственного совершенства. Всякая святость человеческая является откликом и приобщением к святости Божией. В библейском контексте слово «святой» приобретает новое значение нравственного совершенства. Но мы увидим в дальнейшем при изучении Священного Писания, что такое понятие святости, хотя оно было уже заложено в самом законе Моисеевом, совсем не сразу было усвоено израильтянами. Потребовались еще огромные усилия и труды пророков, великие потрясения в жизни народа, для того чтобы стала понятна связь внешних заповедей, десятин, жертвоприношений и т. п. с требованием нравственной чистоты, правды и совершенства. Эта проблема остается актуальной для каждого человека и до наших дней. Неслучайно в Евангелии мы видим, как Христос неустанно напоминал об этом своим слушателям.     Глава 7. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне Стоянка у Синая продолжалась около года (Числ. 1: 1). Затем Моисей и Аарон совершили перепись всех израильтян по коленам (Числ. 1: 2–47) и отпраздновали Пасху (Числ. 9). После этого израильтяне двинулись в путь. Господь сказал Моисею: «ты веди этот народ в землю обетованную, а Я не пойду с вами, потому что это народ жестоковыйный, и вы все можете погибнуть, если Я пойду с вами» (Исх. 33: 1–17), – однако Моисей умолил Бога, чтобы Он предводительствовал народом. История этого путешествия описана в книге Чисел. Она охватывает события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай и заканчивая выходом израильтян на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские в Заиорданье (Числ. 26: 3). Это путешествие подтвердило слова Господа, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный. Множество разных искушений пришлось претерпеть Моисею от израильтян в пустыне. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, продвигаясь в нее с юга между Средиземным и Мертвым морем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Впрочем, люди, уже достаточно долго пребывающие в церкви, также нередко не понимают, что такое «кощунство». Опыт показывает, что без достаточно точного представления об этом смертном грехе люди не обретают в Церкви свободу. Поэтому следует говорить и объяснять людям, приходящим в церковь, что есть святыня в Церкви Христовой, как следует с ней обращаться, и что делать в храме нельзя. и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти ( Числ. 1:51 ) Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти ( Числ 3.10 ) А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти ( Числ. 3:38 ) и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти ( Числ. 18:7 ) А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля ( Втор. 17:12 ) Богохульство Если в Законе была дана такая строгая заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. ( Исх. 20.7 ), то есть наказание грозило за простое произнесение имени Господня, то тем более оно следовало за Его оскорбление. Это преступление было одним из самых страшных в древнем Израиле, почти запредельным. Как мы видим уже в Новом Завете, Слова Спасителя: «кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» ( Лк. 12:10 ) вполне находят понимание у Его слушателей.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо там, где с полною верою и принимающего и подающего приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоём. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека через заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать через окропление, или облитие, тем более, что священное писание говорит через пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших и от кумиров ваших, и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам ( Иез. 36:25–26 ). То же в Книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седьмый, и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, не чист будет, и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань ( Числ. 19:10–13 ). И ещё: и рече Господь к Моисею, глаголя: поими левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да твориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ. 8:5–7 ). И ещё: вода окропления очищение есть ( Числ. 19:9 ). Отсюда ясно, что и окропление воды действует наподобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере принимающего и дающего, то всё может восполниться и соединиться величием Господним и истиною веры… И потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, моё мнение таково, что всякого, кто получит божественную благодать в церкви, по закону и праву веры должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они облиты только спасительною водою, то всё же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Итак, овен, которого должно приносить после овцы (ср. Лев.14:10 ), – насколько мы можем толковать такие трудные места – как я считаю, обозначает того, кто отвратился от греха, всецело посвятил себя Богу, собирает богатый урожай добрых дел и приносит обильные плоды невинности. Таким образом, очищение, то есть отвращение от греха, бывает трех видов. Первый есть жертва, которая приносится за грех; второй – когда душа обращается к Богу; третий есть приношение изобилия и плодов, которые обращенный являет в делах милосердия. И так как эти три вида суть жертвы, прибавляется «три десятых части эфы» (ср. Лев.14:10 ), которые необходимы, чтобы познали мы, что никакое очищение невозможно без тайны Троицы. Смотри: в пятом очищении от очищающегося от греха требуется уже не просто мука, но тончайшая пшеничная мука; ему предписано приносить «тончайшую пшеничную муку», чтобы был у него хлеб чистый и «смешанный с елеем». Но и елей его разделен на две части; одна смешивается с тончайшей пшеничной мукой, другую же часть – «один лог елея», – как сказано, берет священник (ср. Лев.14:10 ). Так что, как мне видится, хлеб этот обретает вкус милосердия, а елей, возжигающий свет истины и огонь знания, «который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого» ( Лев.14:18 ). Итак, сказано: «Священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания» ( Лев.14:11 ). Смотри: священник ставит того, кто отвращается от греха, чтобы мог он твердо стоять и более уже не колебаться, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» ( Еф.4:14 ). Таким образом, он стоит не только в стане, но и «пред Господом у входа скинии собрания» ( Лев.14:11 ). И затем, как было сказано выше, приносит жертвы для очищения и прилагает, как написано, «лог елея» и разделяет его «пред Господом». Сказано: «И возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его» ( Лев.14:14 ). А после этого, как сказано, «возьмет священник» не весь лог елея, но «из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа» ( Лев.14:15–16 ); и еще сказано: «Оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его» ( Лев.14:17 ); и затем говорится: «А остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого» ( Лев.14:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В-третьих, наконец, предписания, касающиеся единства избранного Самим Богом колена для посредничества в этом отношении между Богом и Его людьми: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх.28:1, 29:44 ; Лев.17:6 ; Втор.18 ). А в связи с этими последними требованиями закона стоят запрещения иных, неизбранных Богом, мест служения Ему и иных, не избранных Им, посредников этого служения ( Втор.12:2–4 ; Исх.22:18 ; Лев. 20:6, 27 ). Принципом всецелой и совершенной любви к Богу объединяются все частные и разнообразные требования закона касательно культа и вообще – благоугождения Богу: касательно трех ежегодных великих праздников ( Исх.23:14, 17 ) и праздника очищения в особенности ( Лев.16 ), субботы, субботнего и юбилейного годов ( Исх.23:10–13, 31:12–18 ) с указанием образа их совершения и провождения ( Лев.23 ), – касательно разного рода приношений Господу и жертв с указанием способа их приношения и родов приносимых в жертву животных ( Лев.1–8, 22:18–33 ; Числ.28, 29 ) и под. А из принципа любви к ближнему – равной и подобной любви каждого к самому себе – развивается та сложная система предписаний закона, которая обнимает собой жизнь родителей и детей, старших и младших, господ и слуг или рабов, отдельного члена каждого семейства и целых семейств и родов, не исключаются из этой братской любви даже и инокровные члены этого народа 43 . Ненарушимость закона ограждается с внутренней, моральной стороны святостью Законодателя: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ); а с внешней стороны – карой Его правосудия, причем всякое оскорбление величества небесного Царя наказуется смертью : «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» ( Лев.24:15–16 ) Постоянным напоминанием всех требований закона служит лежащая одесную ковчега завета «книга закона» ( Втор.31:26 ) и чтение ее пред всем народом в определенные времена ( Втор.31:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагмент 12:1–8 (об очищении нечистот рождения) используется в качестве паримии в день Сретения Господня (15 февраля). Фрагменты 26:3–12, 14–17, 19–23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) – в качестве паримии 14 сентября – в день церковного новолетия. 6. Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1–7) О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний. Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который человек по естественному религиозному чувству приносил Богу ( Быт. 4:3–4 ), Господь же принимал этот дар, освящал его и сообщал ему известное символическое и таинственное значение. На основании первых семи глав книги Левит постановление закона Моисеева о жертвах можно представить в следующем виде. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, закалаемое с северной стороны жертвенника, потом возносилось на него для сожжения ( Лев. 1, 3 ). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных, из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. В некоторые жертвы приносились животные исключительно мужского пола ( Лев. 1:3, 10; 4:3, 14, 23; 5:15, 16, 18; 6:6 ), в другие – женского пола ( Лев. 4:24, 32; 5:6 ), в третьи – мужского и женского пола безразлично ( Лев. 3:2, 6 ), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном ( Лев. 2 ), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись ( Лев. 2:13 ) и соединялись с возлиянием вина ( Числ. 15:5 ). Обряды, с которыми совершались жертвоприношения представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал свои руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией; после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения. При жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах – только тучные части и почки. При некоторых жертвах кровь животного вносилась во святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана; в обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве мирной часть мяса поступало в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

С послами св. Анатолия св. Лев послал еще письма к императору Маркиану (LXXVIII), св. Пульхерии (LΧΧΙΧ) и Юлиану Косскому (LXXXI). Все эти письма имеют ту же дату что и предыдущее к св. Анатолию (от 13 апреля 451 года). В письме к Маркиану св. Лев выражает радость по поводу получения его послания и хвалит за усердие его в защите святой вселенской истины от вражеских козней. В письме к Пульхерии св. Лев указывает на заслуги её в деле искоренения ересей. Так, от неё, как служительницы и ученицы истины, не укрылась изукрашенная ложь болтуна (loquacis hominis) – Нестория; он неё не скрылось и то, что диавол замышлял против церкви чрез Евтихия. Затем св. Лев благодарит св. Пульхерию от лица всей римской церкви за благодеяния, оказанные вере: за милостивый прием римских легатов, за возвращение к своим церквам тех епископов, которые несправедливо были осуждены на разбойничьем соборе и за перенесение в Константинополь мощей св. Флавиана. Далее св. Лев говорит о сообщении епископа Анатолия и своих легатов относительно епископов, подписавших акты разбойничьего собора и желающих вступить в общение с православными. Если они осудят свои прежние заблуждения, то их можно принять. Об этом сообща рассудят его легаты и св. Анатолий. В заключении св. Лев поручает вниманию св. Пульхерии Евсевия Дорилейского, Юлиана Косского и Константинопольских клириков, оставшихся верными св. Флавиану. Наконец в письме к Юлиану Косскому св. Лев выражает сочувствие по поводу тех опасностей, которым подвергался Юлиан на востоке за свое православие. Св. Лев выражает желание видеть его в Риме и поговорить с ним лично о коварстве еретиков. Впрочем, благодарение Богу, дела для церкви устраиваются к лучшему; это дает возможность Юлиану опять действовать с постоянным прилежанием в пользу православия. Далее св. Лев говорит (тоже что св. Пульхерии и св. Анатолию) о епископах бывших на разбойничьем соборе. Подробные инструкции к этому делу св. Лев обещается сообщить с посольством, которое он намерен отправить вскоре после Пасхи. Посольство это не было отправлено согласно предположению св. Льва; оно отправилось только в июне 451 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Согласно Второзаконию ( Втор. 1:2 ), путь от Кадес-Варни до горы Хорив (Синай) занимает одиннадцать дней (вероятно, за такое время проходили этот древний путь паломники). Названия станов, находившихся на этом пути, возможно, сохранены в 33 главе книги Чисел. Именно этим путем мог идти к горе Хорив и Илия ( 3Цар. 19:1–8 ). Традиционное местоположение горы Синай на деле прекрасно согласуется с этим маршрутом. Мало того, если бы таковая традиция не вызывала ни малейших сомнений и не была освящена веками, трудно было бы понять причину того, почему древняя Церковь поместила это священное место в столь труднодоступном и опасном районе. И, наконец, некоторые станы могут быть с определенной вероятностью отождествлены с поселениями, находящимися на пути к южным вершинам Синая: так, Елим ( Исх. 15:27 ; Числ. 33:9 ) может соответствовать оазису Вади-Гарандел (Wadi Gharandel) в 63 милях от Суэца; Дофка ( Числ. 33:12 ) – египетскому горнорудному центру Шерабит-эль-Хадем, поскольку это название переводится как «плавильня»; Рефидим ( Исх. 17:1 ; Числ. 33:14 ) можно отождествить с Вади-Рефайид и так далее. Согласно преданию израильтян, Моисей женился на дочери мадиамского священника, названного в одном источнике Иофором, в другом – Рагуилом ( Исх. 2:16; 18:1 ). Члены семьи сына Рагуила Ховава впоследствии стали израильтянами ( Числ. 10:29 ; Суд. 4:11 ). Это семейство, называлось «Кенеянами» или, иначе, «кузнецами». К востоку и к юго-востоку от залива Акаба, в лежащей к югу от Мертвого моря долине Арава и в районе горы Синай находились медные рудники. В древности эти рудники разрабатывались куда интенсивнее, чем сегодня, обеспечивая благосостояние жителей Мадиамских земель и Синая. К 1500 году до Р.Х. полукочевое племя кузнецов, живших на Синайском полуострове, уже использовало древнейший изо всех известных нам алфавитов, созданный и разработанный хананеями, жившими в Сирии, и впоследствии позаимствованный у них израильтянами и греками. Кузнецы Синая и Мадиама, скорее всего, были состоятельными людьми, имевшими тесные коммерческие связи как с Египтом, так и с Палестиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010