38. Согласно арабским источникам, византийское войско состояло из 7200 пеших воинов и 5000 всадников (Панайотакис. 1960, 47). Хотя Скилица также рассказывает, что битва произошла немедленно после высадки, другие источники этого не подтверждают; видимо, если стычка и была, ее масштабы явно преувеличены Львом (Там же. 48-49). 39. Это был город Хандак (Скилица. 249)-совр. Ираклион. Лев Диакон ограничился описанием его осады и взятия. В действительности же и лагерь Никифора располагался далеко от города, и к блокаде его византийцы приступили позже. 40. Феодосии (172-173) называет место, где был разбит лагерь, - Финикия. Этот топоним существует и сейчас на юго-запад от Ираклиона (Панайотакис. 1960, 57). 41. Фортиды - грузовые корабли. Они обычно служили для перевозки продовольствия и снаряжения (Тактика Льва. XIX, 13). Феодосии (139-144) сообщает, что Никифор приказал вытащить корабли на берег. 42. В течение восьмимесячной осады крепости Хандак никто не пришел ей на помощь из других арабских земель. Причина этого как в дипломатической подготовке похода - византийцы умело использовали разобщенность арабского мира (Христидис. 1984, 186-191), так и в их преобладании на море, достигнутом в этот период (Арвейлер. 1966, 114-117). 43. Так называли арабов-мусульман по имени египтянки Агари - служанки Сарры, жены Авраама, от которого, согласно Библии (Бытие. XVI, 10-15), Агарь родила сына Измаила, признававшегося родоначальником арабов. Поэтому иногда арабов называли еще исмаилитами. 44. Побережье Фракисийской фемы как самой близкой к Криту больше других подвергалось пиратским набегам (ср. Газе. 408), и ее ополченцы испытывали, должно быть, сильную ненависть к арабам. 45. Перед нами - цитата из Первого послания к фессалоникийцам (V, 6). 46. Немецкий переводчик толкует эти слова по-другому: " ...не недооценивать легкомысленно трудностей поручения " (Лоретте. 15). 47. Популярнейший в античной литературе топос о непрочности человеческого счастья в силу " зависти богов " (ср. Ил., IV, 320; Софокл. Антигона, 1158;

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

28–39). г) Объяснение видения, в смысле пленения Вавилонского, воссоздания Иерусалима и храма, и восстановления славы Израильской, после времен пленения (ст. 40–60). Ст. 45. …Что она (таинственная жена, явившаяся Ездре) тридцать лет была неплодна, этим указывается…, по объяснению Ангела, …на то, что, в продолжении тридцати лет в Сионе еще не была приносима жертва… Какое, собственно, время разумеет здесь Ангел? Из контекста речи видно, что он разумеет здесь те года, которые протекли от создания Давидом скинии Иерусалимской, и от перенесения сюда ковчега Божия, – до создания на ее месте храма Соломонова 1233 . Очевидно, что круглое число 30-ть берется здесь вместо 33-х лет, протекших в указанный период времени. Жертвы же закурились на Сионе еще через сорок два года от перенесения ковчега в скинию Давидову. Второе видение Ездры: трехглавый и двенадцатикрылый орел ( 3Ездр. 11, 12 ). Глава 11. Описание орла и его судьбы а) У орла двенадцать крыльев и три головы, из коих средняя – больше других. Из крыльев выходили малые подкрыльные перья, числом восемь (ст. 1–4). б) Орел воцарился над всей поднебесной, и из средины тела его вышел голос, повелевающий поочередно царствовать крыльям и перьям, – и они действительно воцарялись, то на большее, то на меньшее время, второе же крыло царствовало дольше всех (ст. 5–23). в) После царствования 12-ти крыльев 1234 и двух малых перьев, два следующие малые пера отделились и укрылись под правой головой, два другие быстро отцарствовали и исчезли, два же остальные – проглочены пробудившейся средней головой, с которой соединились и побочные (ст. 24–31). г) Затем начинается последовательное царствование голов, из коих средняя царствовала дольше всех крыльев, из остальных же двух голов одна съела другую (ст. 32–35) д) Выбежавший из леса лев, называет орла четвертым из животных, виденных Даниилом 1235 , обличает его в насилиях и повелевает исчезнуть (ст. 36–46). Глава 12. Объяснение видения орла а) Исчезновение орла, вследствие обличительных и запретительных слов льва, молитва Ездры об изъяснении видения (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(11) И виде сестра ея Оолива, и блуд свой паче блуда сестры своей умножи. (13) И виде яко осквернися путь обоих. Иерусалим, представленный под именем Ооливы, видел, что Самария претерпела наказание, однако же сам предался любодейству с Ассирианами, и не довольствовался любодейством с мужами, даже прилеплен был к изображениям мужей, написанных на стенах. (14) И виде мужи написаны на стене, (15) препоясаны пестротами о чреслех своих, и превои крашеныи на главах их. (17) И осквернися в них, т.е. с призванными на ложе из Вавилона. (39) И внегда закалаху чада своя кумиром своим, и вхождаху во святая Моя в той день, еже сквернити я. Сие говорится о женах иерусалимских. Потому, обращаясь к Пророку, Господь говорит: (46) приведи на них сонм, произведи суд за то, что детей, рожденных для Меня, сожигают огнем в жертву идолам своим. Глава 24 (1) И бысть слово Господне ко мне в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца: (2) сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от него же укрепися царь вавилонский на Иерусалим. (3) Настави коноб, настави, и влий в онь воду, (4) и вверзи в онь заколение доброе и туки. Под образом коноба Бог представляете Пророку Иерусалим, под образом заколения - жителей его, а под образом огня - врагов его. (6) Не паде на нем жребий, (7) яко кровь его среде его есть. Не будут бросать жребия над Иерусалимом; но все, что ни есть в нем, дастся на разграбление. (8) Дах кровь его на гладцем камени, еже не покрыти ея, потому что грех их остается явным до того самого дня, как постигнет их конечное наказание. Вскоре за сим Бог возвещает Пророку, что внезапно умрет жена его. (16) Се Аз вземлю от тебе желания очес твоих, в поражении не восплачи, ниже возрыдай, ниже да приидут тебе слезы; не обвивайся около уст своих (Лев.13:45). Бог говорит Пророку о смерти жены его, чтобы смертью жены, наименованной желанием очей, изобразить сожжение святого храма, столь вожделенного душе всякого Иудея; повелевает также, чтобы не было у него ни скорби, ни плача, и чтобы даже словом не обнаруживал он печали и сетования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

Он устанавливает на будущее правила для служителей храма, детали богослужения и религиозного календаря (Иез 44–46). Он чтит закон, и в его описании отпадений Израиля с постоянностью рефрена повторяется упрек в осквернении субботы. Ему свойственно отвращение ко всему, что закон считает нечистым (Иез 4:14; 44:7), и он тщательно отличает священное от профанного (45:1–6; 48:9 сл). Будучи священником, он классифицирует случаи правового и нравственного характера, и это привносит в его учение оттенок казуистики (Иез 18). По способу мышления и лексике его текст родственен законам спасения из Лев 18–26, которые он изучил и продумал, однако он идет дальше и подготавливает окончательный вариант свода законов Пятикнижия. Его труд находится в рамках “священнического” направления, так же как творения Иеремии относились к направлению “второзаконническому”. Но этот священник — еще и пророк символических действий, которых он совершил больше, чем кто-либо другой из пророков. Он изображает осаду Иерусалима (Иез 4:1–5:4), сборы и переселение (12:1–7), царя вавилонского на распутье (21:19–23), объединение Иудеи и Израиля (Иез 37:15 сл). Он — “знамение” для Израиля (Иез 24:24) вплоть до личных испытаний, посылаемых ему Богом, как это было и с пророками Осией, Исайей и Иеремией; однако его сложные символические действия противопоставлены более скромным деяниям его предшественников. Иезекииль — прежде всего провидец. Хотя его книга содержит только четыре видения в собственном смысле слова, но они занимают значительное место: Иез 1–3; 8–11; 37; 40–48. Здесь взгляду открывается фантастический мир: четыре животных колесницы Ягве, мерзость идолослужения в храме с кишащими животными и идолами, поле с оживающими сухими костями, образ будущего храма, сходный с архитектурным проектом, из которого на утопический пейзаж изливается фантастическая река. Сходная сила изображения содержится и в аллегориях, которыми широко пользуется пророк: сестры Огола и Оголиба (Иез 23), падение Тира (Иез 27), фараон-крокодил (Иез 29,30), гигантское дерево (Иез 31), сошествие во ад (Иез 32).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДЕР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 472 опубликовано: 27 декабря 2007г. АЛЕКСАНДЕР [англ. Alexander] Пол Джулиус (1910-1977), амер. византинист. Преподавал в ряде ун-тов США, в т. ч. в Гарварде. Занимался проблемами визант. апокалиптики , «второго периода» иконоборчества (IX в.). Его книга о Патриархе Никифоре - наиболее полное и фундаментальное исследование об этом святителе. В течение последних 15 лет жизни А. работал над исследованием визант. апокалиптических текстов. Результаты этой работы были систематизированы и изданы посмертно (1985). Соч.: The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Oxf., 1958; The oracle of Baalbek: The Tiburtine Sibyl in Greek dress. Wash., 1967; Religious and political history and thought in the Byzantine Empire. L., 1978; The Byzantine Apocalyptic Tradition/Ed. with an introd. by D. de F. Abrahamse. Berkeley, 1985. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Персоналии историков Ключевые слова: Византинисты Александер Пол Джулиус (1910 - 1977), американский византинист См.также: АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (1917-1996), болг. историк-византинист Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/64054.html

Рубрики Коллекции Почему ученик фарисея хуже фарисея? 14 мин., 07.09.2018 Поделиться Много лет я только молча ужасалась, читая в  Евангелии от Матфея стих 23:15  о фарисеях, и чувство ужаса разделяли со мной и те, с кем я об этом стихе говорила. Однако наконец я решила набраться храбрости (не без трепета) и попробовать о нем поразмышлять. Но увидела, что для большей ясности нужно начать заранее, с предыдущей главы. Почему — надеюсь, изложение это покажет.   О ком это? Марина Журинская. Фото Владимира Ештокина В 22-й главе Евангелия от Матфея Христос рассказывает притчу о званых и избранных, в которой ясно сказано, что если званые (то есть люди Ветхого Завета) не будут достойны, то царь (Бог) призовет на свой пир (в Свое Царство) других. Справедливо принявшие это на свой счет фарисеи, и без того предельно раздраженные, посылают к Нему учеников своих (Мф 22:16) с провокационным (иначе не скажешь) вопросом о подати кесарю в надежде услышать «антигосударственный» ответ и радостно приступить к оргвыводам. Сколько раз с тех пор несостоятельные участники дискуссий об идеях переводили эти дискуссии в русло политических обвинений — сосчитать невозможно, тем более что этот народный обычай продолжает процветать. Ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (ст. 21) удивляет вопрошающих, и создается впечатление, что почва для этого удивления благополучно сохранилась до наших дней: идея неразрывного смешения религии и политики настолько прочно укоренена в сознании верующих и неверующих, что можно подумать, что Евангелие еще не написано или что за прошедшие со времени его возникновения без малого две тысячи лет многие так и не удосужились его прочесть. Итак, фарисеи временно устранились, но на смену им выступили саддукеи с, прямо сказать, не очень умным вопросом о том, чьей женой будет в Царствии Небесном семикратная вдова. В ответ звучит: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (ст. 29). Народ дивится, саддукеи приведены в молчание (см. ст. 33–34). Но фарисеи, собравшись с духом, вновь приступают с искусительными вопросами, на этот раз — о заповедях: какая главнее? В ответ звучат две заповеди, которые мы с тех пор называем заповедями Христовыми; обратим внимание на то, что они взяты из Ветхого Завета (Втор 6:5; Лев 19:18). Затем вопрос задает Сам Спаситель: как можно Христа (Мессию) называть сыном Давидовым, если сам Давид называет Его Господом (ст. 42–45)? Ответа у фарисеев нет; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (ст. 46). В Евангелии от Марка (Мк 2:23–28) рассказывается о том, как в субботу вопреки иудейскому закону, запрещающему любую работу в этот день, ученики Христа срывали в поле колосья. Фарисеи упрекнули их в этом, на что Христос ответил: суббота для человека, а не человек для субботы.

http://foma.ru/marina-zhurinskaya-o-prav...

14 двора первосвященникова. Обычно синедрион заседал в храме, однако на ночь двери храма запирались. Поэтому процесс проходил на территории резиденции первосвященника. у огня. Букв.: «у света»; огонь давал одновременно и тепло, и свет. 14 лжесвидетельствовали. Втор. 19,15–21 определяет условия, при которых свидетельские показания принимаются во внимание. Вина устанавливается на основании показаний двух или трех свидетелей, чьи утверждения должны совпадать. Лжесвидетельство считалось столь же тяжким грехом, как и само преступление. Поэтому лжесвидетелей ждало то же наказание, что и обвиняемого ( Втор. 19,18–20 ). Ни одно из положений этого законодательства не было соблюдено в деле Иисуса. 14 Я разрушу храм сей рукотворенный. Здесь явное извращение слов Иисуса. См. 11,12–18; Мф. 21,12.13 ; Лк. 19,45.46 ; Ин. 2,19 . 14 Христос. Греческая форма еврейского слова «машиах», означающего «помазанник». Сын Благословенного. «Благословенный» слово, которым раввины заменяли слово «Бог», чтобы не произносить его напрасно ( Исх. 20,7 ; Втор. 5,11 ). Таким образом, «Сын Благословенного» означает «Сын Божий». 14 Я. В греческом тексте это слово аналогично имени, под которым Бог открылся Моисею (см. ком. к 13,6). Сына Человеческого. См. ком. к 2,10. на облаках. См. ком. к 13,26. 14 разодрав одежды свои. Символический акт, выражающий глубокую скорбь или возмущение ( Быт. 37,29 ; 4Цар. 18,37; 19,1 ; Езд. 9,3 ; Иер. 36,24 ; Иоил. 2,13 ). на что еще нам свидетелей? Первосвященник считает всех членов синедриона свидетелями «богохульства», произнесенного Иисусом. 14 богохульство. В конце концов Иисус был осужден не за мятеж и не за организацию общественных беспорядков, а за Его притязания на божественное достоинство, которые и составляли самую суть провозглашенной Им вести. Наказанием за богохульство (т.е. за оскорбление чести Божиего имени) была смерть через побивание камнями ( Лев. 24,16 ), но поскольку лишь римский суд обладал правом выносить смертные приговоры, Иисус был предан смерти римским способом казни через распятие на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12:43–45. Иисус подразумевает, что, хотя Он и изгоняет нечистых духов, этот лукавый род приглашает еще большее их число снова вселиться в человека. Пустыня («безводные места») была, по представлениям евреев,естественным местом обитания бесов, а число «семь» традиционно ассоциировалось с ужесточением наказания ( Быт. 4:15,24 ; Лев. 26:18 ), поэтому слушатели прекрасно понимали Иисуса. 12:46–50 Истинная семья Иисуса См. коммент. к Мк. 3:31–34 . Верность семье и почитание семейных уз были настолько важны для евреев, что такие слова могли просто шокировать их. Многие еврейские учителя рассматривали заповедь о почитании отца и матери как самую важную в законе. Семейные отношения в Древнем мире определялись не столько родственными узами, сколько иерархией внутри клана, так что жены, и особенно дети (а в богатых домах – слуги), должны были подчиняться отцу, главе семейного клана. Иисус мог, таким образом, называть «матерью, братьями и сестрами» тех, кто повинуется Его Отцу. Отречение от членов своей семьи считалось столь отвратительным поступком, что даже само использование этого образа было оскорбительно для еврейской культуры. Кроме того, использование понятий, обозначающих родство (особенно «братья») в религиозном или символическом контексте, обычно истолковывалось как указание на этническую общность (братья-израильтяне). 13:1–9 Сеятель, семя и почва Раввины часто использовали в своих проповедях притчи, поучительные примеры, чтобы лучше донести до слушателей главную мысль. Эта типичная для палестинских евреев форма изложения учения встречается вНовом Завете только в учении Иисуса, что исключает вероятность создания этой книги позднейшей Церковью за пределами еврейской Палестины. Основное население Римской империи составляли сельские жители – земледельцы и скотоводы. Образованная элита игнорировала эту огромную часть общества, но содержание примеров, приводимых Иисусом, показывает, что Он уделял много внимания простому народу. Хотя Галилея изобиловаланебольшими городами и славилась двумя крупнейшими городами (Сепфорой и Тивериадой), большинство населения составляли крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

68:22. Пищу в желчь. В одних случаях слово «желчь» обозначает яд (напр., во Втор. 32:33 ) и представляет смертельную опасность, тогда как в других – просто некую горечь, возможно, успокоительное средство. Предположительно, пост мог быть прерван, когда утешители приносили постящемуся пищу ( 2Цар. 3:35 ). Однако в данном случае вместо утешения и пищи скорбящий получает желчь и уксус (ср.: превращение плода правды в горечь в Ам. 6:12 ). 68:22. Уксус. Отвратительный горький напиток, которым напоили скорбящего псалмопевца, подобен диким ягодам из «песни о винограднике» ( Ис. 5:2 ). Метафора ядовитых ягод и горьких гроздьев используется также по отношению к народу, «потерявшему рассудок», во Втор. 32:28–33 . 68:29. Изгладятся из книги живых. В шумерском «Гимне Нингаль» богиня утверждает справедливость, наказывая нечестивцев и даруя милосердие тем, кто его заслужил. В руках она держит скрижали жизни, на которых записывает имена праведников (см. также коммент. к Мал. 3:16 ). 68:32. Рога и копыта. Преданное служение радует Господа гораздо больше, чем ритуалы и жертвоприношения (см. аналогичные заявления в 1Цар. 15и Ос. 6:6 ). Упоминание рогов и копыт указывает на взрослого быка (ср.: Мих. 6:6 ) – ценное жертвенное животное, считавшееся ритуально чистым согласно «кодексу святости» (см.: Лев. 11:3–8 ). 70:7. Диво. Использованное здесь понятие mopet указывает на необычайное событие, которое служит знамением Божьего могущества, а в данном случае – суда или наказания (ср.: проклятия во Втор. 28:45,46 .). Этот специальный термин встречается в рассказе о «казнях египетских» ( Исх. 7:3; 11:9 ), а также в эпизодах, связанных с предсказанием грядущих событий ( 3Цар. 13:3,5 ). 71:1. Древние ближневосточные гимны в честь восшествия на престол. О том, что в цивилизациях древней Месопотамии царская власть воспринималась как дар богов, свидетельствует великое множество материалов. В преамбуле к кодексу Хаммурапи говорится, что царь поставлен «пастырем» самим богом Энлилем, а его призвание заключается в том, чтобы «в стране воссияла справедливость». Во время празднования Нового года (Akitu), сопровождавшегося торжественным шествием и разнообразными ритуалами, полномочия царя утверждались на новый срок. В текстах, относящихся к 3-й династии Ура (ок. 2000 г. до н. э.), представлены гимны, сочиненные по случаю восшествия на престол Ур-Намму. Они дают представление о порядке совершения коронационных церемоний вплоть до того момента, когда царю вручался священный скипетр. В этих гимнах царь (или придворные певцы) перечислял порученные ему богами обязанности законодателя и строителя оросительных каналов, которые принесут плодородие земле. В ответствии, исполнявшемся жрецами, перечислялись титулы царя и подтверждалось его право называться «царем Ура».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

45. Никто из людей не был в силах выдержать то, что видел и слышал. Поэтому они все вместе обратились к Моисею с просьбой стать посредником при даровании Закона и обещали не сомневаться, что всякое его предписание по внушению свыше исходит от Бога. И вот когда они возвратились к подножию горы, Моисей остался один и повел себя совершенно не так, как можно было ожидать. (Обычно люди переносят страх мужественнее, если переживают его с кем-нибудь, а он стал смелее, когда спутники покинули его.) Из этого стало видно, что его первый страх был не за себя, но из сочувствия к тем, кто был поражен этим чувством. ( Исх.19:7–8, 20 ) 46. Итак, когда Моисей, освободившись от бремени всеобщей боязливости, остался один, он устремился в темноту и, вступив в невидимое, совершенно скрылся из виду. Проникнув в непроницаемость Божественных таинств, он, никому не заметный, пребывал в общении с Невидимым. Полагаю, так он показал нам, что тот, кто хочет пребывать с Богом, должен оставить все видимое и взойти, словно к горной вершине, к невидимому и непостижимому, и верить, что Божественное пребывает там, куда не достигает наш разум. 47. Оставаясь там, он получил Божественные повеления. Это были наставления в добродетели, для которой, прежде всего, необходимо благочестие и подобающее суждение о Божественной природе, которая превосходит всякое познаваемое понятие и представление, поскольку она не сравнима ни с чем познаваемым. Ему было приказано судить о Божественном, не сравнивая с чем-либо умопостигаемым и не уподоблять ничему из познаваемого природу, которая превосходит все существующее 6 . Должно верить в бытие Божие, оставляя неразрешимым вопрос о его качестве, количестве, происхождении и способе существования ( Исх.20: 4–5 ). 48. К этому повествование добавляет наставления, касающиеся нравственности, выраженные в общих и частных законах. Общий закон, отвергая всякую несправедливость, требовал любить соплеменника ( Лев. 19:18 ); если руководствоваться этим правилом, то, как следствие, никто не будет причинять вреда никому из ближних. А среди частных правил предписывалось почитание родителей, и приводился список запрещенных поступков 7 ( Исх.20:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010