Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VIII Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (24.02.1536, Фано, пров. Пезаро-э-Урбино - 3.03.1605, Рим; до избрания папой - Ипполито Альдобрандини), папа Римский (с 30 янв. 1592). Род. в патрицианской семье из Флоренции; его отец Сильвестро Альдобрандини был известным юристом. В 1531 г. семью Альдобрандини изгнали из Флоренции по политическим причинам. В 1548 г. благодаря покровительству могущественного кард. Алессандро Фарнезе С. Альдобрандини получил должность консисториального адвоката в Римской курии. И. Альдобрандини, вероятно при поддержке кард. А. Фарнезе, изучал право в ун-тах Падуи и Болоньи, возможно также в Перудже и Ферраре; в 1556 г. он получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque jure). Как и отец, Альдобрандини исполнял сначала должность консисториального адвоката в Римской курии, в 1568 г. был назначен аудитором кардинала-камерленго, в 1569 г.- аудитором Римской Роты (см. Rota Romana ). В 1571-1572 гг. сопровождал кардинала-непота Микеле Бонелли, назначенного легатом a latere в Испании, в Португалии и во Франции. При папе Римском Григории XIII (1572-1585) Альдобрандини оставался на должности аудитора Римской Роты. В этот период он находился под влиянием католич. св. Филиппа Нери , основателя конгрегации ораториан (позднее, уже став папой Римским, К. выбирал духовников из священников, принадлежавших к этой конгрегации,- Джованни Франческо Бордини и Цезаря Барония ). 31 дек. 1580 г. Алессандро Оттавиано Медичи, архиеп. Флоренции (впосл. папа Римский Лев XI ), рукоположил Альдобрандини в сан пресвитера. В мае 1585 г. папа Сикст V (1585-1590) назначил Альдобрандини датарием. 18 дек. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Панкрацио, а 12 июня 1586 г. назначил великим пенитенциарием (в этой должности Альдобрандини с 1589 участвовал в работе комиссии, занимавшейся подготовкой нового издания папских декреталий ). В мае 1588 г. назначен легатом a latere в Польшу. Кард. И. Альдобрандини, пользовавшийся доверием папы и не вовлеченный в противостояние различных группировок, казался подходящим кандидатом для установления мира (после смерти польского кор. Стефана Батория в Польше началась борьба за трон между Сигизмундом III Вазой и Максимилианом Габсбургом). 9 марта 1589 г. соперники подписали мирное соглашение. Деятельность кард. И. Альдобрандини, проявившего себя талантливым дипломатом, получила одобрение папы Сикста V.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

13. Ответ на 10., рудовский: какие права имел в виду понтифик? Буквально он причислил гомосексуалистов ко всем угнетаемым и высказался сразу о всех. Вы можете сами прочитать: http://goo.gl/DlPdLY (в самом конце, вопрос Cindy Wooden. Очень размытый текст, планирующий скорее создать впечатление, чем передать смысл... 12. Re: Папа Римский требует покаяния от Бога электрик сколько раз еще попросить вас не писать мне свои глупости? :) А ваша способность определить национальную и религиозную принадлежность через экран монитора роднит вас с чумаками, джунами и прочими кашъпиродамусами :) Вот так вот, электрик, вот так... 11. Ответ на 3., рудовский: Заголовок сомнительный, " желтый " . Лев Хоружникесли не секрет, кого и где победили содомиты? :) Парад - это шествие победителей,рудовский. У вас модифицировано нравственное чувство - это потому, что вы не русский и не православный. 10. Re: Папа Римский требует покаяния от Бога В.Семенко вот я никогда не видел :) а вы, стало быть, смотрели... А зачем? Андрей Карпов какие права имел в виду понтифик? 9. Re: Папа Римский требует покаяния от Бога 5. the temptator : Так унижали или не унижали?! " ... где там говоритя, что геев надо унижать, маргинализировать или дискриминировать?! " В чем Вы увидели унижения, маргинализацию и дискриминацию геев? В том, что им говорят ПРАВДУ? А именно: гомосексуализм - это НЕ норма, а патология. В лучшем случае болезнь, в худшем - развращенность. А что, мы ради ваших розово-голубых соплей должны лгать? Сидели бы вы тихо по своим гей-хатам и проблем никаких бы и не было. Но ведь замахнулись на то, что бы считаться в обществе нормой, которой НЕ являетесь. Значит будете получать в нормальном обществе достойный вас ответ. 8. Ответ на 5., the temptator: Вобще-то Папа говорил о маргинализации и дискриманации геев - а это намного шире простого унижения.Так вот. В Ветхом Завете предписывается убивать тех, кто совершал грех мужеложества. С этим не поспоришь. Но где там говоритя, что геев надо унижать, маргинализировать или дискриминировать?!Не уловили о чем говорится? Вспомните современную концепцию прав личности: человек обладает неким достоинством " по умолчанию " , издеваться над которым не дозволено никому. И поэтому возможность казни гомосексуалиста в Ветхом Завете по приговору суда вовсе не означала возможности как-то издеваться над ним или унижать его, или оскорблять, или относится к нему как к второсортному человеку.Так ответье, Василиск: унижали ли не унижали?!

http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/avgust/03...

Несмотря на то что в Риме знали о подвижническом образе жизни Н., его иногда обвиняли в стремлении лишь к собственной земной славе. В мае 1559 г. кард. Вирджилио Розарио, незадолго до этого назначенный генеральным викарием Рима, поддержал эти обвинения и наложил на Н. запрет (сроком на 15 дней) принимать исповедь и осуществлять какую бы то ни было публичную деятельность под угрозой ареста. Н. подчинился наказанию: он запретил своим ученикам приходить к нему, призвав их только к молитве. Спустя 2 недели генеральный викарий скончался от внезапного сильного внутреннего кровотечения. Несмотря на то что мн. последователи Н. считали эту смерть торжеством справедливости, он не разрешил поддерживать и распространять эти слухи, утверждая, что наложенные на него ограничения послужат только во благо. Вскоре папа Римский Павел IV признал необоснованными все обвинения, выдвинутые против Н., и разрешил ему продолжать свою деятельность, в т. ч. и паломничество по 7 рим. базиликам, к-рое после этого случая приобрело больший размах. Папа Римский Пий IV (1559-1565) почитал Н. как великого подвижника веры. Находясь при смерти, понтифик попросил Н. провести с ним последние часы его жизни и молиться о нем. В 1570 г. папе Римскому Пию V (1566-1572) пришлось начать новое расследование, поскольку в курии стали распространяться слухи о том, что проповеди Н. и беседы, к-рые он проводил в ц. св. Иеронима, носили сомнительный характер и не способствовали укреплению католич. веры и морали. Папа поручил 2 монахам-доминиканцам независимо друг от друга провести разыскания, а также обратился за помощью к Алессандро Оттавиано Медичи (впосл. папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605)), к-рый в то время был послом Флоренции при папском дворе и знал о том, что происходит в ц. св. Иеронима, где окормлялись многие из живущих в Риме флорентийцев и где сам он неоднократно бывал. Расследование показало необоснованность обвинений, выдвинутых против Н. Папа не только признал его деятельность положительной, но и распорядился, чтобы именно воспитанник и ближайший помощник Н., Таруджи, принял священнический сан и сопровождал кард. Микеле Бонелли, назначенного в 1571 г. легатом к королям Испании, Португалии и Франции.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Указанные мотивы чувствуются и в послании Льва, в котором он сообщает об установленной дате Пасхи 455 г. епископам Галлии и Испании 63 . Римский понтифик подчеркивает, что устойчивое и правильное соблюдение дня празднования Пасхи является предметом его специальной заботы: «Отсюда, поскольку время священнейшего торжества имеет свои границы расположенными так, что подобает праздновать спасительное таинство то раньше, то позже, попечение апостольского престола не прекращает следить за тем, чтобы церковное поклонение не нарушилось какой-либо неточностью» 64 . Далее папа в нарочито неконкретных выражениях указывает на причины возникновения расхождения в пасхальных расчетах, говоря, что «в некоторых записях отцов» Пасха на будущий год относится к 15-му дню до майских календ, в других же – к 8-му. Данная рассогласованность, говорит Лев, побудила его обратиться к императору Маркиану, чтобы тот поручил тем, кто имеет «опыт в этом вычислении (hujus supputationis peritiam)», рассудив, установить, в какой день следует совершать торжество. Далее, по словам Льва, был получен рескрипт императора, в котором содержалась дата – 8-й день до майских календ. И поскольку папа «ради единства и мира» предпочел «смириться с определением восточных (malui Orientalium definitioni acquiescere)», он предписывает Церквам Галлии и Испании праздновать Пасху будущего года именно в этот день 65 . Из данного послания четко видны властные амбиции римского понтифика относительно церквей Запада. Прежде всего, он безосновательно объявляет назначение даты Пасхи своей безусловной прерогативой. Интеллектуальную немощь Римской Церкви, в которой не нашлось никого, кто мог бы авторитетно и бесспорно рассчитать пасхалию, папа снисходительно подает как свою готовность «ради единства и мира» «примириться» с расчетами «восточных». При этом он сознательно скрывает тот факт, что четкое и недвусмысленное разъяснение принципов александрийской пасхалии было им получено от Протерия Александрийского. Очевидным образом папа Лев осознавал, что его престиж на Западе пострадает, признай он, что в вопросах определения даты празднования Пасхи Рим полностью зависит от александрийской кафедры, которую римский понтифик неоднократно называл более низкой по своему достоинству 66 и осуждения предстоятеля которой он добился на Халкидонском Соборе, чтобы затем, вопреки ясным постановлениям Собора, именовать еретиком 67 . Отсюда и желание Льва прикрыться авторитетом императора, по указанию которого он якобы и пошел на перенос даты пасхального торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Павел V, папа Римский. Бронзовая медаль. 1617 г. Мастер Дж. А. Моро (музей Метрополитен, Нью-Йорк) (17.09.1552, Рим - 28.01.1621, там же; до избрания папой - Камилло Боргезе), папа Римский (с 16 мая 1605). Происходил из знатного сиенского рода Боргезе. Отец, Маркантонио Боргезе (1504-1574), был юристом; не позднее 1537 г. он переселился в Рим, с 1545 г. служил в коллегии адвокатов консистории, с 1555 г.- декан коллегии. В 1548 г. Маркантонио Боргезе женился (это был 2-й брак) на представительнице знатного рим. рода Фламинии Асталли; Камилло Боргезе был их 1-м ребенком. Он с детства был определен на церковное служение; в 16 лет посвящен в клирики (17 сент. 1568). Камилло учился, вероятно, в ун-те Перуджи, в 1569 г. получил степень д-ра рим. и канонического права (utriusque iuris) в Римском ун-те. В том же году поступил на службу в Римскую курию на должность консисториального адвоката. Референдарий Апостольской сигнатуры юстиции (сент. 1572), викарий базилики Санта-Мария-Маджоре (авг. 1577), датарий трибунала Апостольской пенитенциарии (сент. 1581), референдарий обоих трибуналов Апостольской сигнатуры (июль 1586), вице-легат в Болонье (осень 1588 - апр. 1591). В 1590 г. унаследовал от младшего брата Орацио Боргезе (1553-1590) должность аудитора Апостольской палаты, в связи с чем весной 1591 г. Камилло Боргезе вернулся в Рим. В связи с назначением викарием базилики Санта-Мария-Маджоре 8 сент.- 20 окт. 1577 г. получил посвящение в младшие чины, в субдиакона и диакона, 20 окт. 1577 г. был рукоположен во пресвитера. Пользовался расположением папы Римского Климента VIII (1592-1605). Осенью 1593 г. папа направил Боргезе как частного посланника ко двору испан. кор. Филиппа II (1556-1598) для переговоров об организации активных боевых действий против Османской империи . После возвращения Боргезе в Рим папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (5 июня 1596); Боргезе получил рим. ц. Сант-Эусебио (21 июня 1596), позднее ц. Санти-Джованни-э-Паоло (10 марта 1599) и ц. Сан-Кризогоно (22 апр. 1602). Избран епископом Ези (14 апр. 1597; рукоположен 27 мая того же года в Сикстинской капелле папой Климентом VIII; отказался от кафедры 2 авг. 1599). Секретарь Конгрегации рим. инквизиции (1602-1605), генеральный викарий г. Рима (с июня 1603). После смерти Климента VIII участвовал в конклаве, на к-ром был избран папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605). После его скоропостижной кончины на новом конклаве (8-16 мая 1605) Боргезе был избран на Папский престол. Он обошел кард. Ц. Барония (в предпоследнем туре голосования 13 мая он получил 11 голосов, как и Боргезе) и кард. Р. Беллармина . Боргезе взял имя Павел в честь папы Римского Павла III (1534-1549), покровительствовавшего его отцу. 29 мая состоялась папская коронация в базилике св. Петра, 6 нояб.- церемония папской интронизации в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Римский епископ, как старший иерарх христианской Церкви в за­падной части Римской империи, напоминал своим адресатам о том, что они должны следить за образом жизни духовенства и монашества. В декреталии Сириция отдельный параграф посвящен падшим мона­хам и монахиням, которые под видом благочестивой жизни занима­лись плотским сожительством, так что рождение ребенка сделало их грех очевидным. Таких людей следовало лишать церковного общения и исключать из монашеской общины (a monasteriorum coetu ecclesiarumque conuentibus). Они должны были пожизненно каяться в своих грехах, находясь в затворе-заключении (in suis ergastulis). То же самое относилось к посвященным девам, которые в этот период все чаще приравнивались к монахам, рассматривались как женская ветвь монашества. Существенно, что здесь же папа Сириций требовал от­странять от служения клириков, виновных в плотском грехе. Римский епископ считал важным, чтобы целомудрие соблюдали и монахи, и клирики. Эта тема звучит и в более поздних папских посланиях, напри­мер, в декреталии папы Иннокентия I (401–417) Виктрицию, епископу Руанскому 4 . Если монах становился младшим клириком, – а млад­шие клирики могли жениться, – то он жениться не имел права, но должен был сохранять верность своему первоначальному призванию (non debere eos a priore proposito deviare). Точно так же посвященная дева, выходившая замуж, считалась согрешившей, но покаяться она могла только после смерти своего мужа. Впоследствии папа Лев Вели­кий (440–461) в одном из своих посланий обратился к вопросу о том, каких монахов следует считать хорошими, а каких – дурными. Его рассуждения могут показаться банальными: настоящего монаха отли­чают скромность и добрый нрав, ложный монах одержим духом гор­дыни и мятежа, склонен устраивать раздоры и противиться церков­ной иерархии 5 . Папа Лев имел в виду события, связанные со спорами вокруг Халкидонского собора, когда значительная часть монахов на Востоке выступала против той позиции, которую занимал папа Рим­ский. Поэтому он и заявил, что только дурные монахи участвовали в богословских спорах и церковно-политической борьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восемнадцатый день. Св. Лев, папа Римский. (Сила кроткого слова). I. Велика сила слова, которое исходит из благочестивого кроткого сердца: оно смиряет гордых и смягчает жестокосердых. В подтверждение этой истины расскажем вам, братие, следующее событие из жизни св. Льва, папы римского , память коего ныне. В то время, когда Лев был папою или, что тоже значит, архиепископом в Риме, появился дикий и воинственный народ гунны. Предводителем этого народа был Атилла, справедливо прозванный бичем Божиим, ибо жег, грабил и убивал людей без всякого сострадания; он сам хвалился, что не вырастает трава там, где прошел конь его. Вот он уже сжег и разрушил до пятисот городов и приближался к Риму. Страх объял жителей Рима, все бежали из города, бросали оружие, так как считали врага непобедимым. Но не бежал и не страшился Атиллы св. Лев. По просьбе императора, он встретил непобедимого завоевателя с оружием, которое оказалось острее всех мечей, – оружие это было доброе, кроткое слово служителя Божия. «Атилла, ты победил всю вселенную, говорил св. Лев, теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Слова св. Льва были так убедительны и кротки, что смягчили жестокого варвара, и Атилла сказал Льву: «твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным!». II. Видите, братия, доброю ласкою и просьбой всегда можно сделать гораздо более, чем гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступать с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Язык, исправляющий ближняго, есть как бы древо жизни. «Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа», говорится в притчах Соломона ( Притч. 15, 4 ). Чтобы наглядно видеть, какую силу имеет слово, исполненное христиинской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых людей, не просвещенных светом христианской веры, приведем здесь два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по византийской Италии (особенно в центральной и северной ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись византийские отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Византийские войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на Константинополь с целью свержения Льва III. Папа Григорий II воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов. В 726 году, воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал византийские владения в Италии и к концу 727 года захватил Равенну . В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, папа Григорий II оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Григория II ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение римское войско. В написанном в 726 - 727 годах послании к Константинопольскому патриарху Герману I    папа Григорий II изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях VII Вселенского Собора , а также два других посланий папы Григория II к имп. Льву III Исавру . По мнению Г. Острогорского и ряда других исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти два послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 годами. В начале первого послания к имп. Льву III папа Григорий II излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство православной веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II , который отправил в изгнание папу Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, папа Григорий II объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

http://drevo-info.ru/articles/13680135.h...

Рассматривая оборотную сторону политики Льва XIII, направленной на приобщение к эпохе, можно обнаружить непримиримое противостояние по отношению к буржуазной Италии, строгое соблюдение положений «Non expedit!» и попытки реставрации светской власти папы, Папского государства. В своей программной энциклике Лев XIII среди основных целей папства отметил восстановление светской власти папы. Итальянские католики, принимавшие участие в государственной и муниципальной жизни, думали, что восстановление небольшой части Папского государства могло бы быть достигнуто внутриполитическим путем. Лев XIII отверг эту возможность; для него римский вопрос был вопросом внешней политики, который следует решать дипломатическим путем, при содействии великих держав. В уже упомянутой первой энциклике, а также в своем письме (от 5 июня 1887 г.), адресованном новому и очень способному государственному секретарю кардиналу Рамполла дель Тиндаро при вступлении его в должность, Лев XIII с помощью исторических аргументов обосновал право на существование Церковного государства. Конкретные аргументы он черпал, главным образом, из неогвельфовских концепций Росмини и Джоберти. Он не хотел реставрации всего Церковного государства, а лишь части его - от правого берега Тибра до моря, во главе которой он, как союзный князь, вошел бы в состав Итальянского королевства. Тем самым наступило бы примирение между папством и Италией. Для реализации своей концепции он хотел опереться на великие державы, и прежде всего на Германию и Австро-Венгрию, но те не пожелали пожертвовать своей великодержавной союзнической политикой (Тройственным союзом, заключенным с Италией) ради интересов Льва XIII. С 1898 года папа стал чаще смотреть в сторону Франции; приверженцем французской ориентации в первую очередь был Рамполла. (Ватикан одновременно с этим поддерживал хорошие отношения и с царской Россией.) При решении принципиальных вопросов Лев XIII с успехом устранил те препятствия, которые стояли на пути примирения с государствами. Папа и его государственный секретарь развили активную дипломатическую деятельность, Ватикан вновь стал фактором международной политики. Однако даже им не удалось добиться того, чтобы папство смогло вернуться за стол международных переговоров и выполнять роль международного арбитра. Отчужденное отношение папы к Италии, его союз с русским царизмом и с императорской Германией, а также поддержка французского буржуазного государства, противостоявшего демократическому католическому движению, свидетельствуют о том, что его попытки примирения с современным государством и буржуазным прогрессом - что отчетливо видно в случае с Францией - носили тактический характер. Папа и папство по-прежнему, в основном из-за своей консервативной сути, стояли на зыбкой почве политики сближения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

Лев X, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 347 (РГБ) (11.12.1475, Флоренция - 1.12.1521, Рим; до избрания папой - Джованни ди Лоренцо Медичи), папа Римский (с 11 марта 1513). Четвертый ребенок из 9 детей (2-й сын после Пьетро Медичи) фактического правителя Флорентийской республики Лоренцо Медичи (Великолепного) и его супруги Клариче Орсини. Получил образование в духе гуманизма ; его учителем был поэт-неоплатоник гуманист Анджело Полициано, греч. языку его учил Деметрий Халкокондил. Ренессансная образованность, основанная на античных греч. и рим. образцах, наложила отпечаток на интересы Дж. Медичи: он увлекался лат. поэзией, был неплохим импровизатором. Как 2-му сыну в знатной семье ему была предназначена церковная карьера. 1 июня 1483 г., в возрасте 7 лет, он принял тонзуру и стал клириком; год спустя папа Римский Сикст IV (1471-1484) сделал его апостольским протонотарием. В качестве бенефициев Дж. Медичи получил несколько аббатств во Франции, аббатство Моримондо в Миланском герц-стве (на условиях комменды ); в 1487 г.- аббатство Монте-Кассино в Неаполитанском королевстве. Сближение Лоренцо Великолепного с папой Римским Иннокентием VIII (1484-1492) привело к тому, что после заключения в 1487 г. брака дочери Лоренцо Маддалены с незаконным сыном папы Франческетто Чибо Дж. Медичи был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника (9 марта 1489). Поскольку ему еще не исполнилось 16 лет, назначение было совершено только через 3 года; кардинальское одеяние и перстень Дж. Медичи вручили 9 марта 1492 г. Изучал богословие и каноническое право в Пизанском ун-те. Получив степень д-ра права, в марте 1492 г. Дж. Медичи в качестве полноправного члена коллегии кардиналов переселился в Рим. Лоренцо Великолепный написал ему по этому поводу письмо с напутствиями: он советовал сыну быть скромным и не поддаваться влиянию Рима, «гнезда всех пороков» (sentina di tutti i mali); предостерегал его от обвинений в лицемерии (впосл. Л. не удалось этого избежать); просил заботиться о семье и родном городе и об их верности католич. Церкви; рекомендовал собирать не драгоценности, а предметы старины и книги.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010