Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ XII Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) (22.08.1760, замок Дженга, Папское гос-во, ныне пров. Анкона, обл. Марке, Италия - 10.02. 1829, Рим; до избрания папой - Аннибале Франческо Клементе Мелькиоре Джироламо Никола Серматтеи делла Дженга), папа Римский (с 28 сент. 1823). Род. в патрицианской семье гр. Флавио Серматтеи делла Дженги и гр. Марии Луизы, урожденной Периберти ди Фабриано. В 1773 г. поступил в коллегию Кампана в г. Озимо (Папское гос-во), в 1778 г. продолжил учебу в Риме в Пиченской коллегии для воспитанников из обл. Марке. 21 дек. 1782 г. генеральный викарий Рима кард. Маркантонио Колонна посвятил его в субдиакона, а 19 апр. 1783 г.- во диакона. 14 июня того же года кард. Иацинт Сигизмонд Жердиль рукоположил его во пресвитера (ему была предоставлена диспенсация , поскольку А. делла Дженга не достиг канонического возраста). Продолжил учебу в папской Академии церковной знати. В янв. 1790 г. папа Римский Пий VI назначил его действительным тайным папским камергером. В 1792 г. А. делла Дженга стал одним из личных секретарей папы. Пий VI назначил его на должности каноника собора св. Петра в Риме и аббата-коммендатора мон-ря Монтичелли, расположенного близ родового замка Дженга - места упокоения его родных. В 1793 г. папа Пий VI возвел А. делла Дженгу в достоинство прелата папского двора. Ввиду предстоявшего назначения нунцием в Кёльн 21 февр. 1794 г. наречен папой Пием VI архиепископом Тира in partibus infidelium. Епископское рукоположение А. делла Дженги, состоявшееся 24 февр. того же года в кафедральном соборе рим. субурбикарного диоцеза Фраскати, возглавил кард. Генри Стюарт. 14 марта был назначен нунцием в свободный имперский г. Кёльн, который он был вынужден покинуть в связи с франц. оккупацией в окт. 1794 г. 18 мая 1795 г.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Великий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом при папе Сиксте III За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: " Приветствую тебя, бич Божий " . Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

Из истории западного Богословия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Святитель Лев Великий I. Биографический очерк Святитель Лев Великий родился ок. 400 г. в Тоскании. О его детских и юношеских годах нам ничего не известно. С самого начала деятельность Льва была связана с церковной жизнью. При папе Зосиме (417–418) Лев в качестве аколуфа 2 ездил к африканским епископам с посланием папы 3 . В понтификат папы Целестина (422–432) Лев уже пользовался большим влиянием в Римской Церкви. Он участвовал в несторианских спорах и состоял в переписке со святителем Кириллом Александрийским. По его просьбе преподобный Иоанн Кассиан написал свой трактат О воплощении Господа (430). В начале 30-х гг. V века Лев был рукоположен в диаконы. В 432 г. он стал ближайшим советником папы Сикста III. В этот период он вместе с Проспером Аквитанским участвовал в полемике с пелагианами. Весной 440 г. по просьбе Равеннского императорского двора Лев отправился в Галлию для урегулирования конфликта между патрицием Аэцием и префектом претории Альбином. Его миссия увенчалась успехом, и оба военачальника объединили силы для отражения нашествия варваров. В отсутствие Льва скончался папа Сикст III, и римский клир и народ единогласно избрали Льва его преемником. Лев был посвящен во епископа Римского 29 сентября того же года. После этого он сразу приступил к решению многочисленных церковных вопросов: способствовал дальнейшему объединению Западных епископов вокруг архиепископа Римского, стремился к усилению своего влияния в отдаленных областях, таких как Галлия, Испания, Сев.-Зап. Африка, Иллирик, к урегулированию политического кризиса, связанного с нашествием варварских народов, боролся с ересями и остатками язычества. В 448 г. папа Лев принял деятельное участие в евтихианском споре, в котором без колебаний принял сторону епископа Флавиана Константинопольского. Он направил ему свое знаменитое послание, более известное как Томос папы Льва (tmoj Lontoj) и послал своих легатов на Эфесский “раз­бойничий” собор 449 года (latrocinium ephesinum), на котором папские легаты выразили неприятие его решений веским словом опровергается (contradicitur).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ III Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) (28.02.1468, замок Канино, Лацио - 10.11.1549, Рим; до избрания папой - Алессандро Фарнезе), папа Римский (с 13 окт. 1534). Происходил из знатного рода; отец - Пьетро Луиджи Фарнезе (1435-1487), сеньор Монтальто, мать - Джованна (Джованнелла) Каэтани (1440-1468), дочь Онорато III Каэтани, герцога Сермонеты (в обл. Лацио). С детства Алессандро предназначался к церковному служению и в 14 лет получил должность апостольского писца. В Риме одним из его наставников был гуманист Юлий Помпоний Лет, пострадавший при папе Римском Павле II (1464-1471) за увлечение языческой античностью. Вероятно, служба его брата, Анджело Фарнезе, политическим противникам папы Римского Иннокентия VIII (1484-1492) была причиной ареста Алессандро и его заключения в замке Св. ангела. Т. о., Алессандро Фарнезе оказался в роли заложника. Он бежал из тюрьмы 25 мая 1486 г. и отправился во Флоренцию, где жила его сестра Джиролама (ее муж Пуччо Пуччи был приближенным Лоренцо Медичи). Здесь он был принят при дворе Медичи, посещал объединение гуманистов (Академию) под рук. Марсилио Фичино, завел выгодные знакомства, в т. ч. с юным кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев Х в 1513-1521) и его влиятельными родственниками. Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Благодаря протекции кардиналов Дж. Медичи и Родриго де Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503), любовницей к-рого стала Джулия Фарнезе, Алессандро смог вернуться в Рим и получить должность секретаря в курии (16 авг. 1490). 8 июля 1491 г. он был возведен в ранг апостольского протонотария.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Льва, папы Римского Память 18 февраля Великий святитель и пастырь Божией Церкви – Лев, папа римский , родом был из Италии; отец его именовался Квинтианом. С юных лет святой Лев был обучен всякой книжной премудрости, познакомился с внешней философией 1433 и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он сначала был архидиаконом 1434 у папы Сикста III-ro 1435 . За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран в первосвятителя Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов 1436 , называвшийся бичем Божиим, завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае нужды даже положить душу за овец своих. Мудрыми сладкоглаголивыми и боговдохновенными словами беседовал он с Аттилою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостью честного лица его. Исполнив всё по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу: – Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ IX Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) (21.06.1002 - 19.04.1054; до избрания папой - Бруно из Эгисхайма), св. (пам. зап. 19 апр.), папа Римский (с 2 февр. 1049). Источники О деятельности Л. сообщается в сочинениях авторов 2-й пол. XI в., многие из к-рых знали его лично. Самое подробное жизнеописание понтифика, т. н. Тульское Житие (BHL, N 4818), ранее приписывалось архидиак. Виберту (атрибуция иезуита Жака Сирмона, подготовившего 1-е издание текста (Париж, 1615)), к-рый, как полагали болландист Г. Хенскенс и Ж. Мабильон , жил в г. Туль. В одной из ранних рукописей Жития говорится, что оно было «написано в Риме архиепископом Гумбертом» (Bern. Burgerbibl. 24, кон. XI в.; см.: Brucker. 1889. Vol. 1. P. 367-371; Tritz. 1952. P. 196-197). Возникло предположение, что в работе над Житием принимал участие кард. Гумберт , приближенный Л., но впосл. оно было отвергнуто. В наст. время считается, что неизвестный по имени автор Жития трудился в Лотарингии, скорее всего в Туле (в аббатстве Сент-Эвр или в соборном капитуле). Согласно «Деяниям Тульских епископов» (нач. XII в.), текст Жития впосл. хранился в мон-ре Сент-Эвр (Gesta episcoporum Tullensium. 38//MGH. SS. T. 8. P. 644). Автор приступил к работе при жизни Л., между дек. 1048 и авг. 1051 г. Первоначально он намеревался рассказать о деятельности Л. до избрания на Папский престол, но впоследствии добавил к сочинению 2-ю книгу, в которой повествуется о его понтификате. Труд был завершен до кончины папы Николая II (1058-1061). Составитель Жития был знаком с Л. в годы его пребывания на Тульской кафедре (1026-1051). Он также опирался на рассказы очевидцев, в основном прелатов и клириков из Германии и Лотарингии. Повествуя о событиях, происходивших в Италии (напр., о переговорах понтифика с византийцами и его конфликте с норманнами), автор Жития использовал письменные источники, среди которых был т.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Святитель Лев, Великий, папа Римский является одной из выдающихся личностей в истории Древней Церкви благодаря его разносторонней церковной даже политической деятель. Последняя была вызвана тем плачевным состоянием Западной части Римской Империи, в котором она оказалась по причине сильного на нее натиска варварских племен в эпоху так называемого «переселения народов». Именно нахлынувшие, преимущественно на Западную империю, многочисленные варварские народы привели к ее полному исчезновению, к гибели «Вечного Города». Не менее напряженной была и жизнь Кафолической Церкви, которая после вековых гонений на нее со стороны языческих императоров, «вышла из катакомб». Это произошло после окончательной победы императора Константина Великого в 324 при Адрианополе и объединения всей империи 1 под властью единого фактически императора-христианина 2 состояние внешнего мира, однако это мирное положение было нарушено внезапно возникавшими многочисленными догматическими спорами. «Когда пала тирания и единодержавный Константин стал управлять государством как христианин и защитник Церкви, Церковь настолько ощутила себя осчастливленной, что некоторые епископы почти что утратили чувство меры. Они оказались неготовыми понять новую реальность и противостоять новым сотрясающим проблемам. Речь идет о проблемах, которые создала свободная жизнь и деятельность Церкви, необходимость в ее строгой организации, появление новых опасных ересей и повод для всецело глубокого и самого широкого богословского разъяснения истины. Однако же это разъяснение следовало бы делать с помощью философского слова, правильное и рассудительное использование которой христианскими богословами стало острой проблемой, которая была успешно разрешена только великими Отцами» 3 , – подчеркивает С.Папдопулос В V столетии после завершения т.н. тринитарных споров на III Вселенском соборе (431г.), споров о достоинстве Второго Лица святой Троицы, вскоре начались споры об образе соединения природ в Лице Богочеловека Христа. Эти споры шли не менее напряженно, чем антиарианские. Они длились более чем сто с лишним лет. Для Православной Церкви эти споры имели принципиальный характер, поскольку все они касались существа христианской веры. В них, как известно, играли огромное значение выдающиеся Отцы Церкви, такие как: свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Василий Великий , свт. Кирилл Александрийский , свт. Флавиан Константинопольский и свт. Лев, папа Римский . О нем, и о его вкладе в раскрытии и и формировании православной христологии и пойдет речь. 4 Свт. Лев Великий и некоторые биографические сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН († 9 апр. 715, Рим), папа Римский (с 25 марта 708). Согласно Liber Pontificalis , сын римлянина Иоанна, выходца из Сирии; возможно, брат папы Римского Сисинния (15 янв.- 4 февр. 708), который также был сыном некоего Иоанна из Сирии. Самое раннее упоминание о региональном субдиак. К. относится к 680 г. Папа Римский Агафон (678-681) включил его в число делегатов на созванный в К-поле Вселенский VI Собор (680-681), среди к-рых были также рим. пресвитеры Теодор и Георгий, диак. Иоанн (впосл. папа Римский Иоанн V ), рим. монахи и пресв. Теодор, представлявший Равеннскую кафедру. Папские легаты должны были вручить имп. Константину IV Погонату послание папы Агафона (ACO II. Vol. 2. Pars 1. P. 52-123), а сопровождавшие их епископы - соборное определение против монофелитства , подписанное 125 епископами - участниками Собора в Риме (март 680 - Ibid. P. 122-161). Легаты прибыли в К-поль 10 сент. 680 г. и приняли участие в заседаниях Вселенского Собора (с 7 нояб. 680 по 16 сент. 681). Несмотря на кончину папы Агафона († 10 янв. 681; легаты известили о ней императора 10 марта), их полномочия не были прекращены. От имени покойного Агафона легаты подписали постановления Собора, в основу которых были положены послание папы и определение Римского Собора 680 г. В июне 682 г. легаты доставили в Рим греч. текст соборных деяний, а также послание участников Собора на имя папы Агафона с просьбой утвердить соборные определения (ACO II. Vol. 2. Pars 2. P. 888-894) и ответные послания имп. Константина IV избранному, но еще не рукоположенному папе Льву II (681-683) и епископам, подписавшим определение Собора 680 г. (послания датированы 13 дек. 681 - Ibid. P. 856-867, 894-897). Также в дек. 681 г. император исполнил просьбу папы Агафона о снижении налогов с владений Папского престола в Калабрии и на Сицилии. После рукоположения (17 авг. 682) папа Лев II направил имп. Константину IV послание, одобрив и утвердив постановления VI Вселенского Собора. Выполняя просьбу императора, высказанную в послании от 13 дек. 681 г. (Константин IV просил папу прислать в К-поль апокрисиария, чтобы он «изображал лицо вашей святыни... во всех, какие случатся, церковных делах»), Лев II назначил К. представителем при имп. дворе (послание от 7 мая 683 - Jaff é . RPR. N 2118; ACO II. Vol. 2. Pars 2. P. 866-885; LP. T. 1. P. 359-360). Неизвестно, прибыл ли К. в К-поль; до 708 г. в источниках нет упоминаний о нем.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

М.В. Грацианский, П.В. Кузенков Папа Лев Великий и пасхалистические споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений Источник Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 14–28–00213) Статья посвящена изучению споров вокруг уточнения даты празднования Пасхи в понтификат Льва Великого (440–461). Два раза за период своего правления, в 444 и 455 гг., из-за расхождения между римской и александрийской пасхалиями папа Лев был вынужден обсуждать с Александрийской Церковью точную дату празднования Пасхи. На основании свидетельств, содержащихся в письмах папы Льва и его корреспондентов, анализируются причины, по которым в обоих этих случаях папа был вынужден уступить авторитету александрийской традиции. Кроме того, анализируется контекст межцерковных и церковно-государственных отношений, на фоне которых протекали эти споры, а также уточняются их этапы. В работе проводится анализ письма Протерия Александрийского, содержащего разъяснения по поводу александрийской пасхалии, а также подробно анализируется содержание пасхалистического трактата Виктория Аквитанского, в котором последний предпринял попытку согласовать римский и александрийский способ исчисления даты Пасхи. Обосновывается предположение о том, что работу над своим трактатом Викторий начал в 454 г. после получения письма от римского архидиакона Илара, составленного между январем и апрелем того же года. На основе анализа роли императора Маркиана (450–457) в этом споре авторами делается вывод о том, что фактически папа Лев подчинялся решениям императора по вопросам церковной жизни. Середина V в. представляет собой важную для истории Римской империи эпохи поздней Античности. Она отмечена значительным количеством судьбоносных как с точки зрения гражданской, так и с точки зрения церковной истории событий. Среди последних наиболее видное место, бесспорно, занимает IV Вселенский Собор. Состоявшийся в 451 г. в Халкидоне, этот Собор неразрывно связан с деятельностью римского папы Льва I Великого (440–461), в значительной мере определившего его повестку и результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

XI век Великий церковный раскол 1054 года Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц – Рима и Константинополя. Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года в грубой власянице – одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией. В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха. С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010