505 Примеч. 127 к с. 96. Если «вне всякого», то, не ходя далеко, как даже возможно «понимать... приравнение (в 1Ин.29:1 ) как метафорическое», против чего энергично протестует наш автор в примеч. 113 к с. 88?! 515 Не здесь ли вторая причина остановки о. Ф. в свое время (см. с. 71. У нас выше, с. 241) на понятии о Боге как любви. 516 Данная апробация и подобная утилизация не единственная у нашего автора. Так, например, на с. 332 о. Ф. сознает, что «приведенный отрывок (из сочинения гр. М. М. Сперанского) окрашен резко пантеистическою окраскою; выражения: отделение части Собственного бытия Сына и т. п., конечно, не православны. Но за вычетом их, основная идея отрывка не находится в противоречия ни с библейским учением, ни со святоотеческим истолкованием последнего ». Сперанский Михаил Михайлович (17721838) – русский мыслитель, государственный деятель. Соч.: Сб. «Память гр. М. М. Сперанского»» 17721872». СПб., 1872; Проекты и записки. М.; СПб., 1901. 521 О. Флоренский, мало считаясь с хронологическими датами, относит к ним преп. Симеона Богослова и Серафима Саровского , а также оптинских старцев: Льва, Леонида, Макария, Амвросия. Старцы Оптинской пустыни: 1) Леонид (в схиме –Лев, в миру Лев Данилович Наголкин; 17691841), известен как автор книги об иеросхиме Макарии (М., 1861; 1881); 2) Макарий (в миру– Михаил Николаевич Иванов; 17881860). См. о нем: Богословские труды. М., 1989. Т. 29. С. 328; 3) Амвросий (в миру – Александр Михайлович Гренков; 18121891). См. о нем: Богословские труды. М., 1987. Т. 28. С. 344. Сводку материалов см. в кн,: Котельников В. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994. 530 Пеладон и др. Ссылки на анатомические наблюдения этих авторов приведены Флоренским («Столп...», 804805, примеч. 10311034). 534 Это утверждение автора чрезвычайно характерно, хотя он почти тотчас исправляет его через посредствующее суждение, в том смысле, что «к сердцу издревле обращалось все внимание церковной мистики». За ним чувствуется, в лучшем случае, паритет души и тела, точнее, сердца и груди. Между тем, как справедливо на основе аскетической письменности замечает преосвященный Феодор (с 179), «церковная мистика не есть мистика груди или сердца, а непременно объединенная мистика всех сторон человеческого существа... иначе и получается явление хлыстовства, столь обычного теперь, или духовной прелести».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Они жили под руководством учеников старца Паисия, а следовательно были опытны в молчании, в рассуждениях, в борьбе со страстями и в творении молитвы Иисусовой, что давало им высоту духа. Приведя с собой несколько Рославльских иноков, братья Путиловы принялись за работу и вскоре Оптинский скит, в память Усекновения Главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна, был открыт. Довольно точное описание его дано Достоевским в романе «Братья Карамазовы». К тому времени, в 1829 году, с северного края, из Валаама, прибыл на жительство в Оптину иеромонах Леонид (в схиме Лев) Наголкин, ученик и друг старца Паисия Величковского . Его приезд положил начало Оптинскому старчеству. Мы видим, как в этом уголке Калужской губернии «мало по малу сосредоточивались предания и заветы старца Паисия Величковского , приносимые туда со всех сторон разными лицами»; соединению их многообразных духовных влияний, обязано Оптинское старчество своим необычайным расцветом. Старец Леонид (1768 –1841) С самого приезда в Оптину Пустынь, старец Леонид (Лев) стал пользоваться большой известностью и его влияние очень скоро стало огромным не только среди обительской братии, но и среди окрестного населения и бесчисленных богомольцев, посещавших монастырь. «Своею святою жизнью, мудростью, прозорливостью, милосердием к страждущим, прямотой и смелыми обличениями людей порочных, старец Леонид приобрел общую любовь и глубокое почитание...» «Самый, наружный вид его был поразителен. Он был высокого роста, довольно полный, но легкий и быстрый, с небольшими проницательными и живыми глазами, с длинными, густыми и волнистыми волосами, напоминающими львиную гриву, е живою, резкою, прямою простонародною речью. В нем не было ничего напускного, заученного, формального. Народ любил его и теснился к нему. Келия его всегда была переполнена посетителями. Старец, в белом балахоне, сидел на своей кровати и плел пояски (это было его обычное занятие), беседуя с окружающими» 158 . Однажды, приехал в Оптину один известный богослов, ректор одной из семинарий. Когда настоятель предложил ему навестить старца, он ответил: «О чем могу я разговаривать с мужиком?» На другой день, однако, он отправился к старцу. Каково же было его изумление, когда тот приветствовал его словами: «Ну, что ты скажешь мне, мужику?» Сгорая от стыда, богослов стал просить у него прощения и затем долго беседовал с ним. Вернувшись к настоятелю, он не раз повторял: «Что наши науки?! Его наука это – мудрость, плод благодати». В другой раз, Козельский уездный протоиерей, увидев старца, окруженного толпой крестьян, сказал: «И охота вам, батюшка, так утруждать себя и возиться целые дни! с народом?» Старец ответил: «Конечно, по настоящему, это – дело ваше, мирских иереев, но так как у вас для этого мало времени, то, поневоле, приходится возиться с народом нам – инокам».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф. 5. Оп. 1. С. 5) 114 Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника – преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 117 старец иеросхимонах Леонид… – Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря – в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) , отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз – в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996) 119 знаменитых общежитий – Белобережского, Площанского, Софрониевского, даже Оптинского и Саровского… – Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь – в Брянском уезде, Орловской губернии; Казанская Богородицкая Площанская пустынь – в Севском уезде, Орловской губернии; Путивльская Софрониева пустынь – в Путивльском уезде, Курской губернии; Оптина Введенская Пустынь – в Калужской губернии; Саровская Успенская пустынь – в Темниковском уезде, Тамбовской губернии 120 Святой Иоанн Пророк, ученик Великого Варсонофия… – Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Арх.: ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 24, 31; РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6; РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 44. Ед. хр. 12; К. 46. Ед. хр. 3, 9; К. 49. Ед. хр. 1, 5, 10; К. 50. Ед. хр. 4, 6, 7, 9, 10; К. 51. Ед. хр. 6; К. 52. Ед. хр. 2; К. 74. Ед. хр. 24-33; К. 75. Ед. хр. 1-50; К. 99. Ед. хр. 8, 10; Ф. 214. Ед. хр. 297 (1-3), 319, 350-351, 360, 370-385, 618 (1-2). Соч.: Советование к сохранению заповедей: [Из писем Оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва)]/Изд. подгот.: иером. Леонид (Кавелин). [Б. м., 1860]; «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»: Из писем оптинского старца иером. Леонида, в схиме Льва. М., 1880; Письма оптинского старца иеросхим. Льва (Наголкина)//Московский приходской сб. М., 1991. Вып. 1. С. 109-150; Письма к мон. Иоанникию (Бочарову)/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2002; Письма великих оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т. Ист.: Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 18562. Ч. 1. С. 275-280; Макарий (Иванов), иеросхим. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876. Од., 1890 (переизд.: он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида. [Козельск], 1991); Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 19172 (переизд.: Житие оптинского старца иером. Леонида (Льва). [Козельск], 1994); Житие оптинского старца Макария/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). [Козельск], 1995р; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Великий старец иеросхим. Лев Оптинский//ЖПодв. Окт. С. 379-426; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; 2007. Т. 8. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита при Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

1096.  …малопитательною пищею… — Из правила четвертого — «О трапезе братской» устава Скита Неусыпаемых (Всех Святых): «Трапеза в Скиту да будет всем общая и навсегда постная; рыбы и скоромного и молошного ничтоже да поставляется…» (Устав Скита Всех Святых на острове Валаам. АВМ. Ф. 5. Оп. 1. С. 5). 1097.  Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 1098. Пропуск оригинала. 1099.  Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379 гг.) — великий учитель Вселенской Церкви. Память 1 января ст. стиля и 30 января ст. стиля (в Соборе Трех Вселенских учителей). 1100.  …старец иеросхимонах Леонид… — Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря — в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского), отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз — в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/114352.html

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах  Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года). 1830-1861 Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни. Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, +1841). С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.

http://patriarchia.ru/db/text/32432.html

Иеросхимонах Александр, этот дивный старец, проведший сорок лет жизни в иночестве и из них десять лет в затворе, был, как и преподобный Амвросий Оптинский (†1891), учеником знаменитого оптинского старца Леонида, в схиме Лев (Наголкин ; †1841). Отец Лев, в свою очередь, был сподвижником Клеопы II, постриженника и продолжателя учения преподобного Паисия Величковского . Таким образом, отец Герман оказался духовным наследником этого великого исихаста и устроителя монашеского жития, который считал неукоснительным условием иноческой жизни нестяжательность, отречение своей воли, послушание, умную молитву, непрестанный труд и бытовое благочиние. Он возродил и старчество. Как увидим впоследствии, игумен Герман старался соблюдать все эти заветы в Зосимовой пустыни. Поступая в обитель, Гавриил сначала скрыл, что владеет ремеслом живописца, полагая, что по делам своим достоин лишь послушания на кухне. Но кто-то из его прежних знакомых открыл «тайну» монастырскому начальству, и Гавриилу определено было проходить послушание иконописное. Первая икона, написанная им в скиту, – Черниговский образ Божией Матери – была помещена на монастырскую колокольню. Его кисти принадлежали также изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в притворе Черниговского храма над пещерами, портреты старца Александра и скитоначальника архимандрита Антония. Гавриил реставрировал почти все скитские иконы, иконы пещерного храма, настенные росписи. С иконописным послушанием связан один замечательный эпизод из жизни отца Германа. Приехав на богомолье в Киев, подвижник побывал в часовне одного из женских монастырей. Там он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу. Подойдя поближе, разглядел и подпись: «Писал рясофорный монах Гавриил. Гефсиманский скит. 1874 год». К образу Владычицы были подвешены отлитые из золота и серебра изображения исцеленных частей тела человека – как свидетельство чудотворений от иконы. Да и когда отец Герман спросил у монахини о причинах такого благоговейного почитания иконы, то услышал в ответ: «Потому, что она целительница».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Д. Б. К. Иконография Ростовой живописный портрет И. был написан по его настоянию (он просил об этом Т. Б. Потёмкину) святогорским иноком (находился в ризнице больничной ц. Ахтырской иконы Божией Матери вместе с вещами святого, не сохр.). Судя по описаниям прижизненного портрета, его воспроизводят отпечатанные в мастерской А. П. Руднева литография 1868 г. (РГБ; в рост) и тонолитография 1875 г. (ЦАК МДА; поколенно; Духовные светочи России. С. 212. Кат. 195). И. представлен вполоборота влево, в мантии и схиме с крестами и херувимами и в куколе, в правой, прижатой к груди руке четки, в левой раскрытая книга с текстом: « W Молитв h Iucycoboй...» У него седые пышные волосы и широкая раздвоенная борода. Известны случаи чудес от портретов подвижника, в т. ч. от помещенных в его жизнеописаниях (см., напр.: Житие и подвиги. 1995. С. 68, 76). Существуют совр. иконы И., напр. поясной прямоличный образ святого в куколе, с благословляющей десницей. Он держит развернутый вверх свиток с текстом: «Бpamie, непрестанно молитес # Бог u ...» (с частицами св. мощей и гроба). На крышке ковчега с главой И. написан его ростовой образ в схиме, с крестом в руках, глаза закрыты. Лит.: Житие и подвиги прп. Иоанна затворника Святогорского/Изд. Святогорской пуст. [Б. м.], 1995. С. 40, 68, 76, 84-85. Форзац. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших)

http://pravenc.ru/text/469023.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010