26 нояб. 1923 г. в Берлине при Американском христ. союзе молодых людей открылась Религиозно-философская академия, инициаторами создания к-рой были высланные из России члены ВАДК: Бердяев, И. А. Ильин , Степун, Франк и др. После переезда Бердяева в Париж в нояб. 1924 г. и там открылась Религиозно-философская академия, продолжавшая свою деятельность до 1940 г. В числе ее преподавателей были Бердяев, свящ. Сергий Булгаков , иером. Лев (Жилле) , Вышеславцев, К. В. Мочульский . Одновременно с ВАДК в 1919-1924 гг. в Петрограде существовала Вольная философская ассоциация (Вольфила) с филиалом в Москве. Возглавляли Вольфилу Андрей Белый (председатель) и Иванов-Разумник (товарищ председателя), отмечавшие извращение «подлинной революционности» большевиками, призывавшие к более глубокой «революции духа» и созиданию «культуры свободы». Андрей Белый и др. пропагандировали идеи антропософии. Хотя в деятельности Вольфилы принимали участие С. А. Алексеев (Аскольдов), Л. П. Карсавин , Н. О. Лосский , А. А. Мейер , религ. проблематика была чужда Вольфиле. Андрей Белый в письме к А. А. Тургеневой от 11 нояб. 1921 г. писал: «У Бердяева есть еще другое О[бщест]во, председателем которого он состоит: «Академия духовной культуры» (но «Вольфила» и «Академия» - суть братские антиподы и конкуренты: «Вольфила» - нового духа, «Академия» старого)» (Воздушные пути: Альм. Н.-Й., 1967. Вып. 5. С. 309). Лит.: Вольная Академия Духовной Культуры в Москве//София. Берлин, 1923. 1. С. 135; Религиозно-филос. Академия в Берлине//Там же. С. 136-137; Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Н.-Й., 1956. Т. 2; П. [Попов П. С. ]. Н. А. Бердяев: (По личным восп.)//Вестн. РХД. 1975. 115. С. 142-150; Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991; Иванова Е. В. Вольная Философская Ассоциация: Труды и дни//Ежег. Рукописного отдела Пушкинского дома на 1992 г. СПб., 1996. С. 3-77; Белоус В. Г. Петроградская Вольная Философская Ассоциация (1919-1924) - антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране. М., 1997; Галушкин А. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922-1923 гг.//Исслед. по истории рус. мысли: Ежег. за 1997 г. СПб., 1997. С. 237-244; Андрей Белый, Иванов-Разумник Р. В. Переписка/Публ. А. В. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб., 1998; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918-1941/Hrsg. K. Schlögel e. a. B., 1999.

http://pravenc.ru/text/155198.html

Марии, были Г. П. Федотов (статья «Любовь и социология»), Н. А. Бердяев (статья «Христианство и опасность материалистического коммунизма»), К. В. Мочульский (статья «Идея социального христианства в русской философии»), иером. Лев (Жилле) (статья «Страдающий Бог»). В деятельности «Православного Дела» принимали активное участие также Ф. Т. Пьянов, о. Дмитрий Клепинин, И. И. Фондаминский. Говоря об этом центральном ядре «Православного Дела», стоит отметить, что входили в него выдающиеся представители русского зарубежья, оставившие после себя богатейшее творческое наследие (как мыслители Федотов и Бердяев или литературный критик Мочульский) или прославленные в лике святых (как «парижские мученики»: И. И. Фондаминский, сама м. Мария, о. Дмитрий Клепинин и сын м. Марии Ю. Д. Скобцов, прославленные в лике святых Священным синодом Константинопольского патриархата в 2004 г.). Кроме того, членов этого ядра связывали между собой не только общая работа и церковное дело, но и очень личные дружественные связи, и вплетение личной дружбы в эту церковную задачу «братского единения» для участия в общем церковном деле тоже очень характерно. Наконец, главной особенностью объединения становится «революционный» метод его работы, который м. Мария описывает как экспериментально-искомый, как то, что они только пытаются нащупать: «Мы должны попробовать найти этот православный соборно-личный метод» , такая работа — «лаборатория» для будущей России , напряженное искание и создавание того, чего еще нет, но что непременно должно быть. В этом методе стоит выделить два аспекта. Первый — это необходимость в процессе социальной работы видеть в каждом человеке, которому оказывается помощь, подлинную личность, образ Божий, как бы ни был этот образ затемнен и исковеркан, как бы низко ни пал человек в социальном или моральном плане: «Мы не можем дать куска хлеба, если мы не почувствовали в просителе человека» , если мы видим в нем лишь объект благотворительности, а не живую и незаменимую личность, за которую умер Христос.

http://bogoslov.ru/article/6195398

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как митрополит Сурожский Антоний перехитрил Би-би-си 3 мин., 28.07.2019 4 августа 2003 года отошел в вечность митрополит Сурожский Антоний. Об одной истории из жизни владыки нам рассказала много лет знавшая его Елена Садовникова, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». В середине 1950-х годов, когда будущий митрополит Антоний начал выступать на Би-би-си, вещание велось строго по заранее утвержденному тексту: автор с выражением зачитывал то, что уже написал раньше. А владыка всегда настаивал на том, чтобы говорить вживую. И вот, соглашаясь выступить на радио, он хитрил: то «забывал» текст, то «терял» его. В конце концов наступал момент, когда откладывать запись было уже невозможно, — и его соглашались записывать без скрипта. Так он стал по сути дела родоначальником жанра talk show в религиозных передачах на радио. Устный жанр был сознательным выбором митрополита Антония. Однажды архимандрит Лев (Жилле), с которым владыка Антоний был знаком еще по Парижу, сделал ему, в то время молодому священнику, замечание за чтение лекции с листа бумаги. Он сказал, что это невероятно скучно. Будущий владыка отца Льва очень уважал и, слушаясь его, навсегда стал сторонником устного жанра. В 1960-70-е годы появились первые книги митрополита Антония на английском языке: «Школа молитвы» (School for Prayer), «Молитва и жизнь» (Living Prayer), «Человек перед Богом» (God and Man) и другие. Владыка лично участвовал в их издании: договаривался с издателями, а одну даже написал собственноручно. Но это было исключение из правил: в огромном большинстве книги митрополита Антония составлялись из его устных бесед. Почему для него было так важно говорить вживую? Я могу только строить предположения. Во-первых, когда докладчик зачитывает текст, нарушается его контакт со слушателями. А у митрополита Антония каждая проповедь, каждое слово всегда были направлены на живого человека, который находился перед ним. Владыка говорил: невозможно передать человеку опыт, которого у того нет. Сам он всегда возвращался в своих беседах к одной и той же теме: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного для того, чтобы этот мир был спасен (ср.: Ин 3:16). Эта удивительная весть пронизывала всё его существование, всю его жизнь, всю его веру. Но если у человека нет (хотя бы в зачаточном виде!) опыта любви Бога к миру, то «внушить» ему этот опыт нельзя, говорил митрополит Антоний. Поэтому все его беседы и выступления неизменно отталкиваются от опыта тех людей, который находились перед ним, «здесь и сейчас».

http://foma.ru/kak-mitropolit-surozhskij...

Терциарка — монахиня ветви ордена францисканцев, члены которой живут в миру. 84 Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк. 85 Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист, физик, математик. 86 Рут Либ (урожд. Штехелин) — жена Ф. Либа с 1923 г. 87 Гастон Думерг (1863—1937) — премьер-министр Франции с 9 февраля по 8 ноября 1934 г., возглавлял правительство «национального единения»; 3 ноября выступил по радио с обращением к стране, в котором говорил об опасности наступления диктатуры. 88 Федор Августович Степун (1884—1965) — философ, писатель, социолог, историк, профессор Дрезденского университета в 1926—1937 гг. Речь идет о его статье «Памяти Андрея Белого». См.: Современные записки. - 1934. - 56. - С. 257-283. 89 Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) — поэт, теоретик символизма, с 1924 г. жил в Италии, в 1926 г. перешел в католичество, с 1936 г. — профессор русского языка в Папском восточном институте. 90 Поль Клодель (1868—1955) — французский писатель, религиозный мыслитель-неотомист. 91 Речь идет о Генриетте Мироновне Паскар, жене С. И. Либермана, режиссере, основательнице первого Государственного театра для детей (Москва, Мамонтовский пер.), в 1923 или 1924 г. поставила на сцене театра спектакль «Остров сокровищ», в котором поднимали на сцене английский флаг, после этого ей было предложено покинуть Россию. В Париже танцевала в кабаре, создала театр Скарамуш при Театре комедии на Енисейских полях и ставила детские спектакли. 92 Федор Тимофеевич Пьянов (1889—1969) — общественный деятель, секретарь РСГД во Франции, участник объединения «Православное дело». 93 О. Лев Жилэ (Луи Жилле, 1893—1980) — архимандрит, бенедиктинец, ставший в 1927 г. православным священником. 94 Борис Петрович Вышеславцев (1877—1955) — философ, юрист, один из основателей и руководителей РФА, соредактор журнала «Путь». 95 Жанна Буржуа Мистенгет (1875—1956) — звезда французского мюзик-холла. 96 Княгиня Ирина Павловна (княжна Палей, дочь вел. кн. Павла Александровича и О. В. Гогенфельзен, в первом браке за вел. кн. Федором Александровичем, во втором — за гр. Ю. де Монбризоном; 1903—1990) — переводчица, друг Н. А. Бердяева, меценатка, содержала под Парижем школу для русских девочек, куда во второй половине 1930-х гг. принимала детей-беженцев из Испании и Германии. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

От нас потребуется усилие ума и воли, чтобы признать желанное воплощение национальной России в новой форме «советской власти» 37 . Живя в Лондоне, Федотов был лишен возможности вступить в полемику с коллегами. Порицание, вынесенное ему, неожиданно больно ранило его. Он сам вспоминал, что в этот тяжелый для него период он потерял сон и поседел. В архиве сохранилась переписка Федотова с коллегами, в том числе письма к нему о. Сергия Булгакова, о. Георгия Флоренского и других коллег. Сохранились также и копии писем Федотова. Вряд ли возможно выносить суждение об этом споре. Остается надеяться, что переписка рано или поздно будет опубликована — она представляет несомненный интерес не только для более глубокого понимания Георгия Петровича Федотова, но и для истории русской эмиграции. Важно, что Федотов, оставаясь членом ученой корпорации, не счел для себя возможным вынести полемику на страницы печатных изданий. Ему неоднократно предлагали это сделать о. Лев Жилле, который издавал небольшую газету в Англии, Бердяев предлагал высказаться в «Пути», предлагали выступить и «Последние новости». Федотов в своем письме правлению Богословского института высказался о том, насколько вредна ориентация на правые круги русской эмиграции. Тем более что правые, монархические круги ни материально, ни морально не поддерживали Богословский институт. В это же время «Возрождение» начало травлю о. Сергия Булгакова. В одном из писем Федотов указывал, что своим постановлением правление Богословского института создает «впечатление, что оно считает возможным нарушать свободу церковной и национальной работы своих членов». Страсти вокруг постановления разгорались — слухи о том, что Федотов может покинуть институт, взволновали студентов, которые написали ему коллективное письмо, выражая свою любовь и уважение, и просили его не оставлять института. Члены «Православного дела» настаивали на том, чтобы Федотов ни в коем случае не покидал института. В это время вышел очередной, 59–й номер «Пути» за 1939 год с громкой статьей Бердяева «Существует ли в православии свобода мысли и совести?», в которой он выступил в защиту Федотова: «Оказывается, что защита христианской демократии и свободы человека недопустима для профессора Богословского института. Православный профессор должен быть защитником Франко, который предал свое отечество иностранцам и утопил народ свой в крови. Совершенно ясно, что осуждение Г. П. Федотова профессурой Богословского института было именно политическим актом, глубоко компрометирующим это учреждение» 39 . К сожалению, статья вызвала противоположный эффект — профессора Богословского института решительно высказались против дальнейшего сотрудничества в «Пути» и намеревались коллективно ответить на обвинения Бердяева.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Гордой позиции папы Лев Жилле противопоставляет широкое видение утраченного христианского единства представителями Православной Церкви. В Лозанне, исповедуя веру неразделенной Церкви перед протестантами и англиканами, отец Сергий Булгаков объявил себя солидарным с теми, кто ищет пути восстановления церковного единства. Подобная позиция, подразумевающая упование на помощь Святого Духа, соответствует, как считает отец Лев, гефсиманской молитве Христа. Напротив, папское видение происходит от римской экклезиологии, которую он после долгого внутреннего пути больше не может принимать. В 1928 году отец Лев принимает мучительное, но спасительное для него решение: он просит Православную Церковь, наследницу единой святой Церкви первых веков, его принять. В июне 1928 года Лев Жилле поступает в Свято-Сергиевский институт и присоединяется к Православной Церкви на литургии в присутствии митрополита Евлогия. Место этого исторического момента — маленькая православная часовня парижского пригорода. Конференция РСХД, в которой участвовал отец Лев Жилле в июле месяце, показалась ему событием наподобие Пятидесятницы, настоящим сошествием Святого Духа, со слезами и радостью. В течение конференции две протестантки, в том числе и жена Павла Евдокимова, принимают Православие чином миропомазания. В это время отец Лев Жилле знакомится с Евграфом Ковалевским, в котором он почувствовал и полюбил евангельского “бо­гатого юношу”. Через Ковалевского он знакомится с Владимиром Лосским; они рассказывают отцу Льву о неудаче с созданием франкоязычного прихода и умоляют священника о помощи. Но отец Лев сомневается, он — противник всякого прозелитизма, явного или скрытого, с которым ознакомился в католической среде. В то же время его привлекает идея смиренного, но убежденного православного свидетельства на Западе. Отцу Льву нравится и щедрость своих новых друзей, и он чувствует, что призван выявить в романтических представлениях сущность, — точное церковное видение западного Православия, появление которого как кажется, обусловлено историческими обстоятельствами.

http://pravmir.ru/pervyiy-frankoyazyichn...

Иеромонах Лев (Жилле) был постоянным священником Покровского храма на вилле де Сакс и позднее на улице Лурмель в Париже, где мать Мария (Кузьмина-Караваева) создала общежития для бедных. Как и мать Мария, о. Лев посвятил себя служению бедствующим. В 1935 году при его участии в недрах Русского Студенческого Христианского Движения возникает самостоятельное объединение, получившее название, предложенное Н.А. Бердяевым, — «Православное Дело». 73 «книга о молитве» (франц.) 74 Имеется в виду Daniel-Rops 75 «Церковь апостолов и мучеников»(франц.) 76 «Христос и его время» (франц.) 77 о. С. Булгакова: см. в приложении данного издания 78 и без конца себе их повторяю! 79 «Истоки религии» 80 Гвардини 81 П. Д. Успенский. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПБ: 1911 82 Жена и дочь о. А. 83 отец Алексей Мечев 84 это было в другом стиле (фр.) 85 Михаила и Наталии 86 Каффарель, «Cahiers sur l’oraison» — «О молитве» 87 о. Павел Флоренский 88 «Магизм и единобожие» 89 «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского 90 Журнал «Богословские труды», 17-й выпуск 91 Это «напоминание» нерва заставляет все время о нем думать, т.к. надо следить, чтоб не сделать неосторожного движения, могущего вызвать приступ, кроме того, что само это угнетает. 92 По свидетельству С.А. Руковой, о. Александр подарил ей эту икону на память о крещении, которое состоялось 15 октября 1977 г. — на другой день после Покрова и накануне дня свмч. Дионисия Ареопагита, со словами: «Чтобы вы никогда не забывали этот день». 93 Льва Жилле 94 Божией Матери 95 Она еще не крещена (фр.) 96 «Небо на земле» 97 это придет, надеюсь (фр.) 98 русская 99 Мария Египетская 100 Чехословацкая Республика 101 Архангелы Михаил и Гавриил 102 Речь идет о книге С. Булгакова «Невеста Агнца» 103 состояние благодати (франц.) 104 Жилле 105 о. Лев Жилле 106 Анатолия Васильевича Ведерникова 107 Фотографии не сохранилось 108 он пьет (фр.) 109 Сейчас, наконец, дала ему рекомендованное Вами письмо Соловьева к Толстому. 110 Ведерникова 111 «Истоки религии» 112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Таковы связующие нити Добротолюбия, которые дают нам основание заявлять о существовании особой “добротолюбивой” духовности. Как книга, посвященная прежде всего внутреннему деланию — “внутреннему я” и “внутреннему Царству” сердца — Добротолюбие придает определенное значение двум взаимосвязанным качествам — трезвению и безмолвию. Основная задача, стоящая перед духовным искателем — не что иное, как обожение, прямое участие в нетварных энергиях и славе Бога. Главнейшие средства, которыми решается эта задача — это непрестанное призывание Святого Имени, сопровождаемое, когда это уместно, телесными приемами. Но Добротолюбие не настаивает на том, что Иисусова молитва — либо один-единственный, либо исключительный путь. Добротолюбие — книга, в основном ориентирующаяся на Евагрия и Максима, которая предполагает сущностно-энергийное различение, хотя и не в полемическом ключе; книга, оставляющая в стороне западную контрреформационную духовность, но не атакующая западное христианство; книга, адресованная всем христианам, монахам и мирянам в равной степени. Не будучи исчерпывающим или систематическим, Добротолюбие характеризуется чистым безупречным единством и внутренней согласованностью. Добротолюбие — это далеко не просто сгруппированные тексты, отличные друг от друга, но бессвязно переплетенные вместе, под одной обложкой; оно на деле есть то, что его редакторы, святитель Макарий Коринфский и преподобный Никодим Святогорец, назвали “ми­с­тической школой умной молитвы” 49 . Kallistos of Dioklea. The Spirituality of the Philokalia//Sobornost. 13(1). 1991. P. 6–24. Лекция памяти отца Льва (Жилле), 17 марта 1990 г. Я переработал материал своего доклада “Трезвение и безмолвие в Добротолюбии”, произнесенного на симпозиуме, посвященном Добротолюбию в Греческом колледже в Риме, 16 ноября 1989 г. — Авт. 1 Работы отца Льва (Жилле) печатал наш журнал: Архимандрит Лев (Жилле). Две проповеди // Альфа и Омега. 1995. 4(7). С. 22–29; Архимандрит Лев (Жилле). Что такое вера? // Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 78–84. — Ред.

http://pravmir.ru/episkop-kallist-diokli...

Автору этих строк довелось провести в этом монастыре несколько дней для чтения лекций о православии. Семь богослужений в день по слову Псалма 118 («Седмикратно в день прославляю Тебя»), первое из которых в 4 утра; в оставшееся время – строгое безмолвие и физический труд. Луи Жилле косит сено и собирает в стога. В монашестве он ищет разрешения внутреннего кризиса. В его памяти то и дело всплывают знакомые слова, которые однажды ему повторит реформатский пастор в Женеве: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Тогда, как богатый юноша, он отошел с печалью. В Клерво он остается недолго. Из монастыря он выходит уже в сутане. «Ко мне обращаются «преподобный отец», – пишет он в одном из писем, – окружая мою одежду, если не мою недостойную персону, почитанием, которое меня тяготит». Летом 1920 года он отправляется в другой бенедиктинский монастырь на юге Англии, страны с которой потом будет связана большая часть его жизни. В Риме, где Луи Жилле оказывается с целью пополнения богословского образования, он приносит временные монашеские обеты. Он встречает там греко-католического митрополита Андрея Шептицкого и будущего настоятеля Шевтоньского монастыря восточного обряда Ламберта Бодуэна. С ними будет связан первый период его монашеской жизни. Университет св. Ансельма, куда он послан учиться, задуман как центр восточных иссследований, предназначенный для бенедиктинцев. Папа Пий XI, избранный в 1922 году, рассматривает его как интеллектуальный оплот для продвижения Римской Церкви на Восток. Из изучения традиций восточного монашества, чтения Достоевского, общения с митрополитом Андреем Шептицким, но более всего из внутреннего, растущего в нем любовного притяжения в душе Луи Жилле зреет «русская мечта». Она приводит его во Львов, точнее в Лавру Уньов, место служения митрополита. Он меняет сутану на рясу, отпускает бороду, становится отцом Львом. Город Львов (Львив, Лемберг, Леополи...), точка пересечения Запада и Востока Европы, находится в то время на территории Польской Республики, почти на границе с СССР. Отец Лев испытывает особое духовное обаяние митрополита Шептицкого, но прежде всего – неодолимый зов таинственной и необъятной России, которая лежит совсем рядом, стоит лишь пересечь границу. Кусочек бересты, сорванный в лесу во время прогулки, вызывает в нем острую ностальгию по стране, которой он никогда не видел. Но как попасть туда? Один план – получить визу в качестве, например, корректора древних и новых языков, найти работу в каком-нибудь издательстве. Другой, безрассудно наивный, – проникнуть нелегально. Но Ангел-Хранитель его оказывается на страже, ни один из этих планов не был осуществлен. Тем временем он принимается за изучение русских философов, в особенности Соловьева, и греческой патристики. И мечтает о «русском Христе». О встрече с Ним в сердце страны странников, подвижников, героев Достоевского.

http://bogoslov.ru/article/2500350

Вопреки ожиданию митрополит Андрей сам разрубает этот узел. В ответ на письмо отца Льва он пишет: «Сто раз повторяю вам: Не думайте обо мне. Ищите только истину и благодать. Делайте то, что будет Вам внушено Богом». 25 мая 1928 года в небольшой часовне князя Григория Трубецкого в Кламаре под Парижем, по благословению митрополита Евлогия, отец Лев впервые сослужит отцу Сергию Булгакову, декану Свято-Сергиева института, в качестве уже православного иеромонаха. На службе среди мирян привлеченные необычным событием присутствуют Николай Бердяев, Лев Карсавин, Георгий Флоровский, Марина Цветаева, Константин Бальмонт. «Отныне ничто не отделяет меня от моих братьев, – пишет отец Лев в большом письме к матери, которую должен будет поразить и огорчить выбор сына. – Я нахожусь в полном общении с Восточной Католической Церковью или Церковью Православной. Мне не от чего было отрекаться... Я не изменил ни единой буквы того «Кредо», который читал и ранее... Мне даже предложили поминать имя м. Андрея во время служения литургии...» Говоря о внутренней перемене, происшедшей с отцом Львом (Жилле), нелегко подобрать точные слова. Принятие православия ни в коем случае не было разрывом с самим собой прежним, что он сам не раз подчеркивал. Он отнюдь не намерен объявлять «мораторий» на свое католическое прошлое. Даже термин «обращение» здесь не вполне уместен. Просто «душа сбылась», как сказала о себе Марина Цветаева, обрела себя и внутренний мир. Нашла в себе старую, всегда юнеющую веру под спудом прежней, с ее человеческими напластованиями. «В Восточной Церкви, – пишет он в другом письме, – я открыл свет Христов более чистый, но это тот же свет, отнюдь не другой, который светит и в Церкви западной». Для самого себя он так и останется в парадоксальной ситуации «священника Римско-Католической Церкви находящегося в полном общении с Церковью Православной». Утопию легче спрятать в смелой шутке, чем в трактате или где-либо еще. В 30-е годы Лев Жилле становится приходским священником в составе Русского Экзархата Константинопольского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/2500350

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010