4 . И, во-первых, помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (см. Быт.3:7–8 ). И чтобы откровенным лицом вы славу Господню созерцали (см. 2Кор.3: 18 ). Потом на ушах, чтобы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о котором сказал Исаия: пробуждает ухо Мое Господь, чтобы Я слушал ( Ис.50:4 ). И Господь Иисус в Евангелии: имеющий уши слышать, да слышит (ср. Мф.11:15 ). После на ноздрях, чтобы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:15 ). Далее на персях: да облекшись в броню праведности, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф.6:14, 11 ). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (см. Мф.4:1 и след.), так и вы по Святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись в оружие Святого Духа, стали против силы супостата и ее побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Христе (ср. Флп.4:13 ). 5 . Этого святого Миропомазания удостоившись, вы называетесь христианами, оправдывая возрождением и само имя. Ибо, прежде чем вы сподобились этой благодати, вы этого наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть христианами. 6 . Ведать же вам надлежит, что Миропомазания этого прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (см. Лев.8:1–2 ) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водой помазал его (см. Лев.8:6, 12 ), и он был назван помазанником ( Лев.4:5 ), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (см. 3Цар.1:39, 45 ) Но все это происходило с ними, как образы ( 1Кор.10:11 ). Вам же необразно, истинно, потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос, ибо Он истинно есть начаток, вы же – целое. Если начаток свят, явствует, что и в целое перейдет святость (ср. Рим.11:16 ). 7 . (Это помазание) сохраните непорочно, ибо оно само учит вас всему ( 1Ин.2:27 ), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего и много об этом помазании любомудрствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Рассмотрев внешний вид ангела («и видел я...»), Иоанн видит теперь, что в руке у него была книжка раскрытая. Андрей Кесарийский говорит, что « книжка , как небольшая и очень мелко написанная, содержит, возможно, имена и даже нечестивых, бесчинствующих на земле и море». Определить содержание книжки трудно, но нельзя его и считать полностью неизвестным. Таинственная книга с семью печатями раскрыта (5,1), и вот теперь в этой книжке содержится еще то, что осталось нераскрытым после снятия семи печатей. Указание Иоанну после того, как он съел эту книжку, снова пророчествовать (ст. 11) и говорит о том, что дальнейшие главы являют собой содержание этой книжки. Была большая запечатанная книга (5,1), а теперь уже только маленькая книжка. Это подобно тому, как календарь в начале года толстый, но вот идет время, отрываются листочки, и к концу года – уже тоненький календарик. Скоро конец. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Ангел является, как громадный колосс, поставляющий одну ногу на море, другую на сушу. Он все покоряет наступающему суду Божию. Ничто и никто не укроется от огня Божественного суда. Иносказательно море означает все племена и народы из язычников (17,15), а земля – израильский народ. И всех покоряет ангел. Откр.10:3 . И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев. Это подобно, как у пророка Осии сказано: «Как лев Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби» ( Ос.11:10 ). Этот возглас ангела послужит как бы сигналом к Суду и к дальнейшему раскрытию пророческих явлений. «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, кто не будет пророчествовать?. ( Ам.3:8 ) И когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. Как бы семикратным эхом отозвался возглас этого ангела во вселенной. Эти семь громов можно представить и как совокупность громов, которыми как бы отозвались на возглас ангела все семь небес, существующие по еврейскому верованию. Это и семь известных из 28-го псалма Божественных гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, сказано в законе: «Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Ибо разумно, чтобы и священники, и служители Церкви принимали «грехи народа» по примеру Того, Кто дал Церкви священство, и, подражая своему Учителю, даровали народу прощение грехов. И эти священнослужители Церкви должны быть столь совершенны и научены в делах священства, чтобы, не согрешая самим, ели они грехи народа «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). Но что значит «есть грех на святом месте»? На «святое место» пришел Моисей, как сказано было ему: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Подобно этому «святое место» в Церкви Божьей есть совершенная вера и «любовь от чистого сердца и доброй совести» ( 1Тим.1:5 ). Тот, кто остается среди присутствующих в Церкви, пусть уразумеет, что стоит «на святом месте». Ибо его следует искать не на земле, над которой некогда Бог произнес приговор, сказав: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ). Итак, «святое место» есть крепкая вера и святая жизнь. И потому пусть священник Церкви, утвержденный в этом месте, снедает «грехи народа», чтобы, когда он заколает жертву Божьего Слова и приносит жертвы священного учения (ср. 1Тим.1:10 ), мог он очистить от грехов совесть слушающих. И таким образом священник будет есть плоть жертвы «на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ), когда сможет понять, какова причина этих описанных тайн, относящихся ко двору скинии собрания. Ибо никто не приближается к этим секретам и сокрытым дворам. Они открываются только священникам, если смогут они проникнуть в эти тайны своей мудростью и мистическим пониманием. Я знаю, однако, что есть в Церкви и иные, более тайные учения, к которым не могут приблизиться даже священники. Я говорю о том, где сокрыт ковчег завета с сосудом для манны и «скрижалями завета» (ср. Евр.9:4 ). И действительно, сюда не могут входить даже сами священники, «но один только первосвященник», да и то «однажды в год» (ср. Евр.9:7 ) после строго установленных таинственных очищений.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И именно священным сиклем мы называем искреннюю, истинную веру, ту, в которой нет места лукавству неверия и не примешивается к ней изощренное коварство еретиков, и мы, приносящие истинную веру, можем омыться «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (ср. 1Пет.1:19 ). Через Него Всемогущему Богу Отцу со Святым Духом «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия IV О сказанном: «Если какая душа согрешит и, пренебрегая, пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему своему в том, что ему поручено, или в общении 14 » ( Лев.6:2 ) и прочее. 1 . Если, как уверяет нас закон Божий, Господь сказал Моисею слова, которые нам прочитали сегодня, то я думаю, что их должно понимать, согласуясь не с неспособностью слушающих, а с величием сказавшего их. Написано: «И сказал Господь» ( Лев.6:1 ). Кто есть Господь? Пусть ответит тебе Апостол, и узнай от него, что «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). А если тебе не довольно слов Апостола, послушай, как Сам Господь говорит в Евангелии: «Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ). Если и Господь, и Бог есть «Дух», то должно нам сказанное Духом понимать духовно. Скажу больше: надлежит нам веровать, что сказанное Господом не только духовно, но и есть «Дух», и покажу это на примере не своего понимания, но сказанного в Евангелиях. Послушай, что Господь наш и Спаситель говорит Своим ученикам: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Поэтому если мы научаемся голосом Самого Спасителя, что слова, сказанные Им апостолам, «суть дух и жизнь», то мы ни в коей мере не должны сомневаться, что слова, сказанные через Моисея, также «суть дух и жизнь». 2 . Однако рассмотрим в меру наших сил то, о чем нам следует сказать дальше. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: если какая душа согрешит и, пренебрегая, пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему в том, что ему поручено, или в общении, или что им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, – то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если поклянется ложно в чем-нибудь, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности» ( Лев.6:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Тогда и для раба сон становится сладок. А те, кто погряз в роскоши и неумеренностью раздражает тело, тому не сладок естественный сон, не дающий успокоения душе. Пресыщенный дорогими яствами считает себя свободным и, восставая против своей природы, возбуждает множество непотребств. Так, вступивший на поприще различных удовольствий соревнуется в самых гнусных страстях, домогаясь наград бесславия. 156. Епископу Ясону Уповающий на Бога не останется без помощи, об этом говорит и блаженный Павел (см. Рим. 5:5 ). Потому что уповающему Бог в своё время подаст просимое в частой молитве, даже делая несуществующее существующим. Как сказано, блаженны ожидающие Господа в молитве и уповании (см. Лк. 12:38 ). Господь услышит и умилосердится на глас вопля твоего и исцелит сокрушение души твоей. Взывает с нами пророк Исайя: Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы ( Ис. 33:2 ), потому что Ты наш Спаситель. В день скорби воззовём: Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное... ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя ( Ис. 25:1 , Ис. 25:4 ). Пойми это, епископ, потому что я разумно написал разумному. 157. Ему же Будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно ( Лев. 26:5 ), – говорит Господь устами Моисея. А знаешь ли ты, что такое божественный хлеб и что такое безопасность? Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей ( Ис. 41:10 ), – как сказал Господь, и: пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто век не обеспокоит ( Лев. 26:6 ). Это означает свободу от мерзких страстей, отдых от окружающего зла. «Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и [елей] умножились. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности». Веселье не в устах, а в сердце – веселье вечное, и сон спокойный от всякого греха, – это достояние Господне, уготованное подвижникам. 158. Ему же Сказано: сгоню лютых зверей с земли [вашей] ( Лев. 26:6 ), то есть свирепых демонов и их замыслы из душ подвизающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Зная об этой тайне, Апостол говорил, что евреи «служат образу и тени небесного» ( Евр.8:5 ). Ведь написано, что Моисей видел само «небесное», но передал народу представления и образы увиденного. Божественное пророчество говорит ему: «Смотри, сделай их по образу, показанному тебе на горе» ( Исх.25:40 ; Евр.8:5 ). Таким образом, именно об этом мы и читаем в данном отрывке, ибо Господь сказал Моисею о праздниках (ср. Лев.23:1 и далее). И после этих слов о празднествах посмотрим, в чем Моисея наставляют дальше. Во-первых, о светильнике и подсвечнике и елее, который в него наливают; во-вторых, о столе и хлебах предложения, а также о том, сколько их должно быть и как их надлежит использовать. Так обратимся к написанному, рассмотрим его внимательней и помолимся, чтобы Господь даровал нам благодать и узнали мы в прочитанных письменах волю Духа Святого. Сказано: «Прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого из оливок, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев.24:2–4 ). Необходим подсвечник чистый; повелевается первосвященнику возжигать светильник, предписано поддерживать в нем огонь, вливая елей, приносимый народом. И если бы народ не приносил елей, то, без сомнения, светильник бы угас, и в святилище не было бы света. Таким образом, согласно буквальному смыслу, существовала строгая последовательность действий: народ приносил «елей чистый, выбитый из оливок», чтобы «светильник» не угасал; а «Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра» (ср. Лев.24:3 ), поддерживая в нем огонь тем елеем, который приносил народ. 2 . Но так как «закон духовен» (ср. Рим.7:14 ), попросим Господа – если мы еще обращены к Господу – снять «покрывало», которое «доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – сказал Христос ( Мф.8:22 ; Лк.9:60 ). А я – услышал ли эти слова? Разве люблю я ближнего, как заповедал Господь: «как самого себя» ( Лев.19:18 ; Мф.19:19, 22:39 ; Мк.12:31, 33 ; Лк.10:27 )? Я и себя-то любить не умею – как отдам я любовь ближнему? Ведь чтобы отдать, надо где-то взять, и чтобы что-то сделать, нужно сперва этому научиться... Я же, в погоне за призраком мира сего, могу скорее обидеть, чем возлюбить. Это ли – не следы того кровавого истечения, которое от заповедей Пятикнижия делает человека нечистым настолько, что возбраняет ему не только прикасаться к святыне ( Лев.5:2–3, 15:31 ), но даже и быть в обществе Господнем ( Лев.15:1–15, 25–30, 18:19 ; Иез.36:17 )? Но вспомним Евангельский рассказ о жене кровоточивой, много лет страдавшей от несчастья своего и верою исцелившейся одним только прикосновением ко Господу: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.8:42–48 ; Мк.5:25 ; Мф.9:20 ). Не сходен ли и я с этой несчастной женщиной? Как и она, я много лет страдаю, угнетенный властью греха. Как и она, я, будто на ощупь, ищу исцеления, блуждая в потемках мира сего. Как и она, я раздал для этого большую часть богатства своего – того времени, которое отвел мне Господь для жизни на этой земле. Не сходен я с ней только в одном: она – во исполнение заповеди Господней «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем своим и всею душею своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею» (Ср.: Мф.22:37 ; Мк.12:30 ; Лк.10:27 ) – всею силою своею рванулась ко Христу, преодолев все препятствия, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его, – таков ли и я? таково ли моё рвение? так ли я исполняю то, что заповедано мне, – не рассуждая, не умствуя, но от сердца делая?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Руки и ноги первосвященник умывал прежде, и после всякого надевания одежд. 163 Что умывание имело важное значение, это видно из того, что Бог под страхом смерти повелевает исполнять постановления об умовении ( Исх.30:20–1 ). Понятно, умовения дня очищения имели еще более важное значение, чем умовение других дней, так как в этот день первосвященник входил в святое святых, приближался пред лице Бога. Иудейское предание считает умовения дня очищения настолько важными, что раз они не исполнены совсем, то совершенное первосвященником священнодействие будет незаконно, а сам первосвященник достоин смерти. Если же первосвященник не исполнит одного какого-либо умовения, но утром, пред началом священнодействий умоет руки и ноги, а также все тело, то его священнодействие будет законно. 164 Омыв все тело свое, и облачившись в белые, льняные одежды, первосвященник приступал к совершению церемоний очищения. Прежде всего, он брал необходимых для очищения животных. От своего лица, и от лица всего священства, он брал тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от общества сынов израилевых он брал двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. «Вот с чем должен входить Аарон в святилище, читаем в 16 гл. с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение. И от общества сынов израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (З:5). За грех первосвященника обыкновенно приносился телец, равным образом для всесожжения от лица священника обыкновенно избирался овен, как это видно из Лев.4:34, 8:18, 9:2 . Поэтому жертвы лица первосвященника в день очищения по материалу своему ничем не отличались от обыкновенных жертв первосвященника. Что касается жертв, приносимых в день очищения от лица народа, то они несколько отличались от обыкновенных жертв. Обыкновенно за грех всего народа приносился телец ( Лев.4:13 21 ), во все праздники, новомесячия, при освящении скинии и храма приносили козла ( Числ.7, 16, 22; 28, 15, 22, 30; 29:5, 11, 16, 19 ; Лев.9:2 ; Езд.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

гі. И аще принесете м семїдал, все: кадило мерзость м єсть. 13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! 14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 14 . «Новомесячием» назывался первый день каждого месяца, считавшийся праздником, в который надо было приносить жертву Господу (см. Числ.10:10; 28:11 и сл.). «Суббота» считалась также праздником ( Исх.20:10 и сл., Лев.23:3 ), когда надлежало приносить Богу особую, субботнюю, жертву ( Числ.28:9 ). «Днём великим» в слав. переводе называется тот праздник, в который полагалось, по закону Моисееву, священное собрание народа в скинии или храме. Такими праздниками, кроме субботы, были: пасха, пятидесятница, праздник труб, день очищения и праздник кущей (см. Лев.23 гл.). Слова: поста и праздности в слав.-греч. переводе относятся к следующему предложению: «ненавидит душа Моя». Между тем евр. соответствующие слова указывают основание, почему Господь не потерпит новомесячий и пр. Беззаконие и празднование: последнее из этих слов – перевод евр. слова, по смыслу своему сходного со словом, означающим священное, вообще праздничное собрание ( 4Цар.10:20 . Иоил.1:14 . Ам.5:21) и в особенности праздничное собрание в 7 день пасхи и в 8-й праздника кущей ( Лев.23:36 ; Числ.29:35 ; Втор.16:8 ; 2Пар.7:9 ; Неем.8:18 ). Евреи собирались на праздники пред лице Господа, не очищая себя покаянием; пред очи Господа являлись они беззаконниками, и потому не могли быть терпимы здесь Праведным (ср. Пс.5:6; 10:7 ). Ненавидит дша мо – более сильное сравнительно с предыдущим выражение осуждения праздников, совершаемых без должного благоговения. Под «праздниками» здесь нужно разуметь то, что в предыдущем предложении названо «субботами и праздничными собраниями». Бысте м в сытость, ктом не стерплю грехв ваших: последние два слова прибавлены сравнительно с евр. текстом, но не вопреки его смыслу. Евреи совершали свои религиозные праздники, не почерпая в них для себя нравственного назидания. После праздничных жертвоприношений, не сопровождающихся сокрушением духа жертвоприносителей, эти последние оставались всё теми же грешниками, которым может обещать Господь не милость, а гнев Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ст. 1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Ст. 2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? Ст. 3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Под книгой разумеют Божие всеведение и бездну судеб Божьиих. Некогда Господь обличил человека за неразумные речи о Его Промысле (см. Иов. гл. 38-41), а « был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла » ( Иов.1:1 ). Поэтому никакое тварное естество не может даже посмотреть в такую книгу. Ст. 4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Ст. 5. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и  может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Один из старцев напомнил Иоанну о пророчествах Моисея и Исайи, что Иуда есть лев непобедимый и что изыдет жезл из корня Иессея (отца Давида) и процветет (см. Быт.49:9 ; Ис.11:1 ). Ст. 6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей ; те семь – это очи Господни, которые объемлют взором всю землю ( Зах.3:9;4:10 ). Под именем рога обычно понимается сила и власть. Однако лев от колена Иудина сражается не убийством, а кротостью и смирением; враги Его падают в ямы, изрытые ими самими для невинных страстотерпцев. Ст. 7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. Ст. 8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Ст. 9. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010