Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен ( 4Цар. 17:23–24 ). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедывал у них ( Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского ( Лев. 10:6 ; Исх. 19:3 и дал.). Господь запретил апостолам итти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.). 7. ходще же проповдйте, глаголюще, к приближис нбное: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное 8. болщы исцлйте, чищайте, воскрешайте, бсы изгонйте: тне тне дадите. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте Приближися (приблизилось) царствие небесное (чнт. объясн. 4 гл. 17 ст.). Болящия исцеляйте и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. ст. 1). Туне приясте, туне дадите (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие (пишут Злат, и Феоф.), чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1) Братия мои! Не с лицеприятием имейте веру Господа нашего Иисуса Христа, [достойного] славы. 2) Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в блестящем одеянии, войдет же и бедный в убогой одежде, 3) и взирали бы на одетого в прекраснейшую одежду, и говорили ему: «Тебе хорошо сесть здесь», – бедному же сказали: «Ты стань там, или садись здесь, у подножия ног моих», – 4) то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с неправыми мыслями? 5) Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли в мире сем избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Бог обетовал любящим Его? 6) Вы же не почтили бедного. Не богатые ли силою притесняют вас, и не они ли самые влекут вас в суды? 7) Не они ли хулят доброе имя, которое призывается над вами? 8) Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого» ( Лев. 19:18 ), – хорошо делаете; 9) если же поступаете с лицеприятием, то грех делаете, уличаемые Законом как преступники. 10) Всякий же кто соблюдет весь Закон, поругает же [Закон] в одном [чем-нибудь], становится повинным во всем. 11) Ибо Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей». Ведь если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, становишься преступником закона. 12) Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. 13) Ибо суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия; превозносится же милосердие над судом. 14) Что пользы, братия мои, если кто говорит о себе, что он имеет веру, дел же не имеет? Может ли вера спасти его? 15) Если же брат и сестра наги, и нуждаются в повседневном пропитании, 16) а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», – не дадите же им потребного для тела: что пользы? 17) Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18) Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел, а я покажу тебе веру мою из дел». 19) Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20) Но хочешь ли знать, о пустой человек, что вера без дел мертва? 21) Авраам, отец наш, не делами ли оправдался, принеся Исаака, сына своего, на жертвенник? 22) Видишь, что вера содействовала делам его, и делами вера доведена была до совершенства? 23) И исполнилось Писание, говорящее: «Веровал Авраам Богу, и вменилось ему в праведность, и наречен был другом Божиим» ( Быт. 15:6 ). 24) Видите, что человек оправдывается делами, а не верою только? 25) Подобно и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив [их] иным путем? 26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга – орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником ( Ис. 7:25 ). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже); 2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, который уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, которое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, который израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под которым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником; 3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные. III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего ⇒ пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и ⇒ ячмень (в Иудее), а также пшеница-спельта, или ⇒ полба ( Ис. 28:25 ; Иез. 4:9 ), и пришедшее из Африки ⇒ просо – особенно урожайная культура, которую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (⇒ Смоковницы ), ⇒ виноград , ⇒ маслины и ⇒ гранаты , а также овощи ( 3Цар. 21:2 ; 4Цар. 4:39 ): чечевица ( Быт. 25:34 ), бобы ( 2Цар. 17:28 ), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры ( Числ. 11:5 ). IV. СЕВ Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала – бобовые культуры, в декабре – пшеницу, в январе и феврале – яровые (⇒ Календарь ). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян ( Лев. 19:19 ), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф. 13:3.24 ; Мк. 4:26 , где Он сравнивает семена с Божьим словом, которое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов. V. УБОРКА УРОЖАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2) Ласкатели подобны суть продающему вино, который подаёт сперва вино доброе, а потом – худое: ибо они подают сперва вино доброе ласкательства, а потом, прельстивши души неосторожных, – являют им зло лукавства, злобы и ненависти. 3) Ласкатели подобны путникам, которые, шествуя по пути гладком и ровном, наконец, заводят путников своих в места непроходимые: ибо ласкатели в счастье нам сопутствуют, а когда поражает нас грозный удар несчастья – отходят от нас. 4) Ласкатели подобны суть хамелеону, всякий цвет на себя приемлющему: ибо ласкатели ко всякого нравам удобно себя приспособляют. 5) Ласкатели подобны суть подсолнечнику, который себя наклоняет по течению солнца: ибо ласкатели жизни всякого подражателями себя показывают. 6) Ласкатели подобны суть гиене, которая для того человеческий голос изображает, дабы приходящего к ней человека пожрать: ибо они ласкательными нас словами обманывают, a обманув – пожирают. 7) Ласкатели подобны сушь ласточкам, которые во время зимы отлетают от нас: ибо они, во время напасти, уходят от сообщества нашего. 8) Ласкатели, по мнению Диогена Ципического, подобны гробу повапленному, который извне показывается красен, внутрь же исполнен – смрада и гнилости; так ласкатели языком искапают мёд, а под языком же кроют – яд аспидов. 9) Ласкатели подобны пчеле, которая в устах несёт мёд, а назади себя – жало; ибо они сретают нас медоточными словами, а провождают нас – ядовитыми поношениям. § Как можно иносказательно уподобить ласкателей? 1) Старейшины, бывшие на пиру у Ирода, кровоисполненный совет царёв, или молча, или поблажая, похваляли ( Мк.6:24 ): сии пиршественники – живое изображение суть ласкателей: ибо они ради чревоугодия своего, – всю благопристойность и благочестие презрели. 2) Повествуется, что Египтяне о умершем Иакове плакали много, a о Иосифе, сыне его – не столько: сии Египтяне – живое изображение ласкателей; ибо они плакали над умершим отцом – ради сына Иосифа. 3) Употребление мёда в жертвоприношении Бог запретил, как пишется: всяк квас и всяк мед да не принесете от него, еже приносити Господу дар ( Лев.2:11 ): так ласкательство сладостно людям, а Богу – неприятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

3 . Земля опустошена в конец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 4 . Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная, поникли возвышавшиеся над народом земли. 5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. 6 . За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Прежде всего эта картина относится к Палестине, даже до сего дня. Но она относится и ко всем странам, посещенным гневом Господнем. В особенности относится она к землям, обагренным кровию человеческою. Когда первый человек согрешил, Господь глаголал павшему Адаму: „проклята земля за тебя.... терние и волчцы произрастит она тебе“. ( Быт. 3:17–18 ). И Моисей угрожал народу в кн. Левит ( Лев. 26:14–22 ) и во Второзаконии ( Втор. 28:23–24 ), что земля, Богом данная Израилю, за грехи его обратится в пустыню 932 . Осквернение идолослужением и бесовскими страстями и кровию невинно-убитых, ведет за собою запустение страны и проклятие на народ, среди которого нет даже той малой доли праведных, о которых молил Авраам и присутствие которых могло бы спасти даже Содом и Гоморру от гибели (Быт. XVIII, 23 след.), или нет того порыва покаяния, которым спаслась Ниневия. (Ионы и см. Иер. 18:7–10 ). Проклятие падает на народ, но по закону, изреченному Адаму, оно переходит и на землю, данную в удел народу. Мы спрашиваем себя, не потому ли в местностях, когда-то принадлежавших жестоким властителям, „немного осталось людей“, говоря словами пророка? Не потому ли вся Месопотамия и передняя Азия почти пустынны? Не потому ли земли, занятые когда-то Мусульманскими завоевателями и доселе управляемые Турками 933 и Персами, представляют собою безрадостную пустыню? Это общий закон для всех народов. 7 . Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем. 8 . Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; 9 . уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—84— так как Бог увещевает чрез нас: молим за Христа (от имени Христа): примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). О чём же Он просит, после того как открыл, что ученики будут в ненависти у привязанных к мирскому злу? «Не прошу, говорит, чтобы взял Ты их от мира, но чтобы соблюл Ты их от зла». Не освобождаться от человеческих дел и не отделяться от телесной жизни желает святым Христос, еще не окончившим поприща своего посланничества (апостольства) и не воссиявшим доблестями благочестия, но после сожительства с мирскими людьми и руководствования их к угодному Богу образу жизни, со славными тогда подвигами уноситься к вышнему граду и обитать в странах святых ангелов. Поэтому, как находим, один из святых приступает к добролюбивому Богу и поет: «не возведи меня в половине дней моих» ( Пс.101:25 ), ибо не безвредно для боголюбивых душ отделиться от жизни с плотью прежде совершения их превосходного образа жизни. Поэтому и закон Моисеев учит, что как бы в качестве гнева и наказания грехолюбцам посылается смерть не в надлежащее время, и часто возглашает, что должно удаляться от зла, «да не умрешь не во время своё» ( Исх.28:35 ; – Лев.8:35, 10:7, 22:9 ; – Чис.18:32 др. ср. Еккл.7:17 ). В противном случае желание святых удаляться от наших дел (земной жизни) долженствовало бы причинить не малый вред немощным в вере, – даже более – они совсем остались бы без руководителей в благочестии, не имея могущих делать это. Зная это, и Павел говорит: «лучше ведь разрешиться (от плоти) и со Христом быть, но пребыть во плоти необходимее ради вас» ( Флп.1 : —85— 23–24). Итак, промышляя о спасении необращенных (к вере), Господь говорит, что мирские люди не должны оставаться без просветителей и руководителей, напротив, – молит, чтобы святые сохранялись, всегда пребывая вне злонравной жизни и отклоняя нашествие искушений силою всемогущего Отца. Должно заметить опять, что Своё собственное и от Него бывшее слово, разумеем евангельское, Он называет словом Бога и Отца, показуя Себя не другим с Отцом, по причине единосущия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Первосвященническое служение Иисуса Христа. Иисус Христос совершил наше спасение не только Божественным Своим учением, но преимущественно первосвященническим Своим служением, Своими крестными страданиями и смертию, как Агнец непорочный, принесши Себя в жертву за грехи мира. Истина эта представляется господствующею во всем Св. Писании Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете она прообразована была жертвами, которых начало восходит к самому началу рода человеческого, которые имели умилостивительную и очистительную силу ( Евр. 9:22 ), но которые сами по себе, без отношение к жертве Христовой, не могли иметь такого действие ( Евр. 9:9, 10, 10:1–4 ). Сюда в особенности относятся: Агнец пасхальный ( Исх. 12 ) и жертва, приносимая в день очищение ( Лев. 16 ); и потом истина эта предсказана и раскрыта пророками. Она изображается в псалмах Давида ( Пс. 21, 101, 109 ); у прор. Исаии, гл. LIII. «Той... язвен бысть за грехи наши, – пишет пророк, – и мучен бысть за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших» ( Ис. 53:5, 6 ). Подобн. обр. о Мессии, как священнике, примирителе и искупителе говорится и у других пророков (см. напр. Иер. 31:34, 33:6, 8, 15, 16 ; Дан. 9:24–26 ; Зах. 3:8, 9, 6:12, 13, 12:10–14, 13:7 ). В Новом Завете предтеча называет Его Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира ( Ин. 1:29, 36 ). Сам Иисус Христос говорит о Себе, что Он пришел не для того, чтобы служили Ему, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупление многих ( Мф. 20:28 ), что Он есть добрый пастырь и душу Свою полагает за овцы ( Ин. 10:2, 14, 15 ), что Он есть хлеб жизни, сшедший с неба; ядущий хлеб этот будет жить в век; и хлеб этот, который Он даст, есть плоть Его, которую Он даст за жизнь мира ( Ин. 6:48–51 ); и во время тайной вечери, преподавая хлеб ученикам Своим, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое», и преподавая чашу сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; сн. Лк. 22:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, некоторые думают, что свидание Давида с Ахимелехом произошло в субботу и что новые испеченные хлебы предложения были только что положены на столе в скинии. В доказательство ссылаются на 1Цар.21:6 (ср. Лев.24:8 ). Как бы то ни было, нарушение закона заключалось не в том, что хлебы были даны Давиду в субботу, а в том, что они были священными, их не дозволено было есть мирянам, а только одним священникам. Спаситель указывает на противозаконность деяния Давида яснее, чем Ахимелех, именно: Давиду нельзя было по закону есть хлебов предложения потому, что есть их могли только священники, к которым ни сам Давид, ни его люди не принадлежали. Действие Давида было нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Но Спаситель резонирует здесь от равного к равному, или по принципу эквивалентов. Храм и суббота были одинаковы или равны по святости. Основываясь на общепринятом толковании Лк.6:1 выражения σαββτ δευτεροπρτ, думают, что в тот день, когда ученики проходили засеянными полями, 21-я глава Первой книги Царств была дневным зачалом. Но, говорит Элфорд, нельзя доказать, что еврейский календарь начал тогда существовать в форме, в какой мы теперь его имеем. Мф.12:5 .  Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Эта речь Христа не имеет параллелей у других евангелистов. Утверждают, что действия учеников ни в каком смысле не были параллельны действиям священников в храме, а факт, что священники, повинуясь закону, работали в храме, не мог оправдать учеников в том, что они нарушили книжнические толкования закона, запрещавшего работать в субботу. Но такое рассуждение вообще поверхностно. Против него имеет значение выражение οκ νγνωτε ν τ νμ. Спаситель, разъясняя ошибочное мнение фарисеев, указывает им на противоречие в самом законе, который, с одной стороны, запрещал работы в субботы; а с другой, их устанавливал. Ссылка здесь на Числ.28:9–10 . Противоречие это не было в сущности таковым, потому что два рода деятельности – для Бога и для людей – требовали неодинакового к себе отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Разве не читали» и пр.: чтобы защитить от нарекания и Себя и учеников, Спаситель указывает на один случай с Давидом, рассказанный в священной книге еврейской ( 1Цар.21 ), который, следовательно, они должны были знать и понимать, именно – как Давид, когда был алчен со своими спутниками во время бегства от преследований Саула, с благословения тогдашнего первосвященника, ел хлебы предложения и даже дал их есть своим спутникам. – «В Дом Божий», т.е. в Скинию, которая была тогда в городе Номве. – «Хлебы предложения» и пр.: по закону ( Лев.24:5–9 ) на особом столе во второй части Скинии (а впоследствии храма), называвшейся Святое, священники должны были возлагать 12 чистых пшеничных хлебов, которые назывались хлебами лица, т.е. Божие, положенными пред лицом Господа ( Исх.40:23 ), или хлебами предложения, в том смысле, что полагаемое пред лицом предполагается тому, пред кем положено. По субботам их сменяли новыми хлебами, снятые принадлежали священникам, которые одни должны были есть их на святом месте, так как это великая святыня для них из Господних жертв. Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, ел эти хлебы, – и не только он, но и спутники его, следовательно, по-видимому, явно был нарушен закон. Однако же Давида никто не осудил и не осуждал за это. Следовательно, в случае необходимости, позволительно иногда нарушение закона и – это допущено всеми законодательствами. Такой случаи был теперь с учениками Господа, когда голод принудил их срывать колосья и есть. Следовательно, они не подлежат осуждению за нарушение субботы. Но «как это, скажите, можно приложить к нашему предмету? Давид не нарушал субботы? – Господь... указывает на предмет важнейший, нежели суббота. Ибо нарушить день и приобщиться оной священной трапезе, которой никому нельзя приобщаться, не одинаково важно. Таким образом Христос побеждает, приводя важнейшие примеры». И «не говори мне, что Давид был пророк (а потому нарушение им закона не может оправдывать нарушение субботы учениками Господа). Ибо и сие не давало ему права есть, потому что такое преимущество имели только священники... Ибо хотя Давид был и преславный пророк, но не священник. Если же он был и пророк, то не были таковыми бывшие с ним» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это очевидно из того, что завет предлагается уже после того, как Бог вывел Израиль из Египта, спас от фараона; они получили в пустыне пищу и воду, победили амаликитян. И притом, что от них ничего не требовалось взамен. Это показывает, что, на самом деле, ничего Господь не требует в качестве непременного условия для подачи милостей, Он их раздает даром. Но Господь хочет быть среди них, Господь хочет водительствовать этим народом. И для того чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Поэтому не Бог привязывается к народу израильскому, как это нередко впоследствии им казалось, а привязывался народ к Богу. Хранение их от гибели, от отпадения от Бога – вот главная цель закона. Господь говорит: вы «будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым » (Исх. 19:5-6). Итак, они становятся уделом Божиим среди всех народов, потому что Господь Сам их избирает и желает именно в своем уделе произрастить плод спасения. Затем, они должны быть царством священников. Как священники были выделены для особого служения внутри самого этого народа, точно так же и сам этот народ выделяется из числа прочих на особое служение. Через них должно освятиться человечество. И еще они должны быть народом святым, для того, чтобы быть способными служить Богу. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Здесь начало пути к Евангельской заповеди. Еще не указана мера, но названа причина. Мы не будем подробно входить в рассмотрение заповедей, этому будет посвящена отдельная тема. 4.10. Утверждение Завета Сначала весь народ слышит голос Божий, идущий с горы, а потом в страхе предлагает Моисею взять на себя функцию посредника, чтобы Моисей возвещал им. И Моисей, действительно, становится таким посредником: он возвещает слова, которые Бог ему говорит, народу, и народ отвечает: «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх. 24:3). В обличительной евангельской притче о двух сыновьях первый из них сказал: «пойду» и не пошел. Под этим первым сыном подразумевается народ Израильский. Вот этот момент при горе Синай, когда они все дружно решают: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропил народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр. 9:18), замечает апостол Павел. Кровь эта жертвенная была прообразом крови Христовой, на которой утвержден был уже Завет Новый. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/430937/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010