Наконец тот факт, что всесожжение так широко распространено, в Ветхом Завете, что не только каждое утро и вечер оно приносится как постоянная жертва, но и большую часть праздничных жертв, составляют именно всесожжения, объясняется из того, что эта жертва выражает и самым делом показывает религиозное настроение, которое должно было во всякое время одушевлять израильтян, находящихся в завете с Иеговою. Впрочем мнение, 396 «что каждое приношение всякой другой жертвы всегда сопровождалось всесожжением», не имеет никакого основания в законе, так как нигде не предписано, чтобы, например, жертву благодарственную или просительную сопровождало всесожжение; даже то утверждение, что никакое богослужебное действие не происходило без всесожжения справедливо в том только смысле, что огонь ежедневного всесожжения никогда не должен был прекращаться; чрез это таким образом всякая другая жертва некоторым образом входила в него, или каждый особенный богослужебный акт присоединялся к постоянно продолжающемуся жертвенному служению. § 50. Жертвы спасения. Их материал и обряд Жертва спасения (zebach schlamim ( Лев.3:1 ) распадается на три вида: жертву хвалы (zebach hathodah, Лев.7:12, 22:29 или zebach thodah haschlamim, 7:13,15), жертву обета (zebach neder) и вольную жертву, zebach nedabah, Лев.7:16, 22:18,21 ). Для этой жертвы можно было употреблять не имеющий указанного законом порока крупный и мелкий рогатый скот обоего пола ( Лев.3:1,6, 9:4 и пр.), а для вольных жертв – и животных с пороком не соразмерно длинных или коротких членов ( Лев.22:23 ). Голуби нигде не упоминаются как жертва спасения. Операции при перенесении до кропления крови сходны с операциями всесожжения ( Лев.3:2,8,13 ). Из жертвенного животного отделялись жирные внутренности (hachalabim), теже, что и при жертве греха и сожигались на жертвеннике полагаясь поверх всесожжения ( Лев.3:3–5, 9–11, 14–16; 9:18 ). Далее отделялись грудь и правое плечо (schoq); последнее доставалось служащему священнику как его доля, а первая приносилась Иегове через обряд потрясания, (thenuphah), которое состояло в том, что грудная часть полагалась на руки приносящего жертву, а священник, подложив свои руки под руки приносящего, двигал ее взад и вперёд, и потом передавалась священникам, как их часть, которую они могли есть, сваривши или изжаривши на каком-либо чистом месте (а не прямо у святилища) ( Лев.7:30 qq; 10:13 qq).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В продолжение семидневного пребывания своего во храме, новопосвященный питался святыми остатками от жертв на месте святе ( Лев.8:31. 6:16. 10:12–14 ). Священного мяса от жертв священнических не должны были вкушать не только иноплеменники и люди простые, но и самые левиты ( Исх.29:32–33 . Евр.13:10 ). Каждому вступающему в дом Божий надлежало быть трезвенным, а тем более священнослужителям, которым под угрозою смерти запрещено было употребление вина пред священнодействием: вина и сикера не пийте, ты и сынове твои с тобою, егда входите в скинию свидения, или приступающим вам ко алтарю, да не умрете ( Лев.10:9 . Иез.44:21 ). Приступая к священнодействию, священники ветхозаветные обязаны были омыть руки и ноги свои, чтобы не осквернить святыни и не умереть за небрежение и своеволие ( Исх.30:19–21 ). Для сохранения себя от осквернения священники не должны были прикасаться к умершим, трупы коих, как явные знамения греха, считались нечистыми, кроме единокровных ближних: отца, матери, сына, дочери, брата и девствующей сестры, близко жившей. Прикосновение к ним дозволялось законом ( Лев.21:1–4 ). Чтобы звание священника при всех обстоятельствах его жизни напоминало ему о главной его обязанности особенного служения Богу: позволенное ему прикосновение к усопшим единокровным определено было особыми постановлениями. Священнику, коего все сокровище в Боге, возбранены были несоответственные званию знаки глубокой скорби об умерших – обритие главы, обрезание бороды и уязвление тела: да не обриют главы по мертвем, и край брады да не обриют, и на плотех своих да не сотворят язв. Святи да будут Богу своему, и не осквернят имене Бога своего ( Лев.21:5–6 ) 29 . Вероятно, запрещены были священникам и прочие знаки скорби, бывшие в обычае у древних евреев: раздрание одежд, рыдание, плач, пост, посыпание главы пеплом, или перстию, лежание на земле, непомазание елеем, облечение во вретище ( 2Цар.1:11–12. 12:16. 13:31. 14:2 . Неем.9:1 ). Должность священников во храме Божием состояла в следующем. Они должны были полагать хлебы на трапезе еженедельно, в каждую субботу; возжигать ежедневно светильник; приносить жертвы; трубить в священные трубы ( Неем.8 ); различать нечистое от чистого и наставлять сынов Израилевых в законе Божием, во всех уставах, которые изрек им Господь чрез Моисея ( Лев.10:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

в/у КИЕВСКАЯ, паки 10.1659 05.05.1661 в/у КИЕВСКАЯ, 3-й раз 11.1685 Лазарь Любимов ЗАГОРСКАЯ, обн. 24.12.1934 (06.01.1935) 09.1935 КЛИНСКАЯ, обн. 09.1935 МОРШАНСКАЯ, обн. Лазарь Швец в/у АРГЕНТИНСКАЯ 15(28)01.1980 04(17)04.1980 АРГЕНТИНСКАЯ 05(18)04.1980 06(19)04.1985 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 АРГЕНТИНСКАЯ, паки 30.08(12.09)1985 28.03(10.04)1989 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1989 30.01(12.02)1991 ОДЕССКАЯ 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14(27)06.1992 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Лев Церпицкий ТАШКЕНТСКАЯ 28.08(10.09)1987 19.10(01.11)1987 ТАШКЕНТСКАЯ 19.10(01.11)1987 07(20)07.1990 НОВГОРОДСКАЯ 07(20)07.1990 Лев Черепанов НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ 26.01(08.02)1923 АСТАНАЙСКАЯ 08(21)08.1929 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1933 Лев Юрлов (Орлов) ВОРОНЕЖСКАЯ 28.05.1727 08.06.1730 АСТРАХАНСКАЯ 08.06.1730 03.12.1730 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.01.1755 Левкий ПСКОВСКАЯ 06.07.1634 09.1649 Леон (Лев, Леонтий?) Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 991/992 Леонид НОВГОРОДСКАЯ 06.12.1571 20.10.1575 Леонид РЯЗАНСКАЯ (1564) Сщмч. Леонид Антощенко ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 13(26)06.1927 09.1932 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Влад.) 09.1932 04(17)01.1935 КУНГУРСКАЯ 04(17)01.1935 03.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 03.1937 25.12.1937 07.01.1938) (о. Леонид Димитревский в/у АРМАВИРСКАЯ 12(25)12.1923 Леонид Зарецкий СТАРОРУССКАЯ 10.01.1843 25.02.1850 КОСТРОМСКАЯ 25.02.1850 19.08.1853 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.08.1855 14.11.1864 ДМИТРОВСКАЯ 26.04.1859 15.05.1876 ЯРОСЛАВСКАЯ 15.05.1876 15.12.1876 Леонид Лобачев АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 ПЕНЗЕНСКАЯ 27.01(09.02)1954 09(22)03.1960 КАЛУЖСКАЯ 09(22)03.1960 16(29)05.1963 ИВАНОВСКАЯ 16(29)05.1963 17(30)03.1964 ХАРЬКОВСКАЯ 17(30)03.1964 15(28)07.1967 Леонид Окропиридзе ГОРИЙСКАЯ 19.04.1898 12.08.1900 ИМЕРЕТИНСКАЯ 12.08.1900 01.02.1908 ГУРИЙСКАЯ 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Петровский КРУТИЦКАЯ 03.03.1722 01.09.1742 в/у МОСКОВСКАЯ 03.03.1722 09.11.1731 Леонид Поляков КУРСКАЯ 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 МОЖАЙСКАЯ 27.03(09.04)1962 22.07(04.08)1963 в/у КУРСКАЯ 27.03(09.04)1962

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12). Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное ). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7). Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал... между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл ). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер ; см. Аарона могила ). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

http://pravenc.ru/text/62368.html

29:2,3. Лепешки, помазанные елеем. Совместное приношение хлеба и мяса символизирует признание завета и роли Бога как подателе плодородия. Хотя значение приношения пресного хлеба, опресноков и лепешек точно неизвестно, они могут представлять либо обычные хлебные продукты того времени, либо продукты, предназначенные для ритуальных целей. 29:4. Омовение. Посвященные в сан священники не могли облачиться в новые священные одежды, не совершив предварительно ритуальное омовение. Одним из элементов церемонии посвящении было полное погружение посвящаемых в воду. После этого священники омывали перед исполнением своих обязанностей только руки и ноги (30:17–21). 29:5. Опоясывание. Роскошный тканый пояс имел в своем облачении только первосвященник. У остальных священников были обыкновенные пояса (29:9). Эта деталь подчеркивала статус первосвященника, а также служила утилитарной цели, поддерживая одежду, когда ему приходилось наклоняться или совершать жертвоприношения. 29:7. Помазание. Здесь и в Лев. 8только первосвященник освящается на служение помазанием елеем. Однако в Исх. 30:30 и 40помазанием елея освящаются и Аарон, и его сыновья. Помазание священников сравнимо с помазанием царей в последующие периоды ( 1Цар. 10:1; 16:13 ). В обоих случаях елей символизирует дары Бога народу и ответственность, возлагаемую этой церемонией на предводителей народа. У израильтян помазание было знаком избранности и часто ассоциировалось с дарами Духа. См. коммент. к Лев. 8:1–9 . 29:8,9. Хитоны, повязки, пояса. У сыновей Аарона, которым предстояло служить священниками под руководством отца, было менее сложное облачение. Конечно, их одежда отличалась от одежды остальных израильтян, но освящение младших священников не требовало такой же церемонии, как церемония освящения первосвященника, так как их роль была не столь велика. 29:10,15,19. Возложение рук на животных. При подведении каждого жертвенного животного к алтарю священники должны были убедиться в его пригодности для жертвоприношения. После этого совершался символический ритуал утверждения, во время которого священники возлагали руки на животное, беря на себя ответственность за его заклание и цель, во имя которой оно приносилось в жертву. Некоторые исследователи полагают, что этот ритуал утверждал право собственности. См. обсуждение различных гипотез в коммент. к Лев. 1:3,4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу. 29 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22,2 и ком.). 29:14 См. ст. 4, а также 16,12.13 и ком. 29:15 См. 13,25; 22,15; 23,13.14 и ком. 29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок. 29 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога ( 1Цар. 3,1 ), либо о неспособности услышать Его слово ( Ам. 8,11.12 ). 29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами. 29:20 См. 26,12. 29 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19). 29:23 См. 15,33; а также 16,18.19 и ком. 29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным ( Лев. 5,1 ), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя. 29:25 См. 28,25 и ком. 29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21,1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости искать ее у Бога. Глава 30 30:1–33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1,1 и ком.). 30 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22,17 24,22). изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31,1), следовательно, Агур и Лемуил измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии ( Быт. 25,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Напротив, в Лев 23 и Числ 28. 16 - 29. 39 эти праздники имеют точные датировки и жестко регламентированную систему жертвоприношений, что говорит, по мнению Велльгаузена, о последовавшей ритуализации этих праздников и об утрате их первоначального значения (см. в ст. Йом Киппур ). Кроме того, перед праздником Суккот стали совершаться Праздник труб (Новый год, Рош ха-Шана ) и День очищения (Йом Киппур), не имеющие исторической связи с сельскохозяйственным циклом и упоминаемые в ВЗ только в Лев 16 и Числ 29. 1-11 ( Велльгаузен. 1909. С. 71-102). Критикуя позицию Велльгаузена, К. указывает на наличие точных дат сельскохозяйственных праздников в календарях Египта и Вавилонии. По мнению К., то обстоятельство, что Новый год и День очищения описаны исключительно в «Жреческом кодексе», связано с центральной ролью священнослужителей в этих праздниках и c минимальным участием народа ( Kaufmann. 1966. P. 178-180) (единственное предписание, касающееся народа в Лев 16 (описание очистительных обрядов на Йом Киппур),- «смирять душу» (Лев 16. 29, 31), так что даже остается неясным, должен ли был народ присутствовать во дворе скинии (храма) во время совершения ритуала). 5) Велльгаузен считал, что выделение десятины на нужды священнослужителей могло иметь место только в эпоху Второго храма. Согласно Лев 27. 30, «...всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу»; в соответствии с Втор 15. 19-21 Господу посвящаются также все первенцы домашних животных: они не могут быть использованы для сельскохозяйственных работ и должны быть приносимы в жертву каждый год в Иерусалиме («на месте, которое изберет Господь»). Похожее предписание дается в Числ 18. 15, 17-18, однако делается оговорка, что только кровь и жир животных используются для жертвоприношения, а мясо отдается священникам. По мнению Велльгаузена, данные свидетельства Свящ. Писания отражают разные этапы развития традиции: «Десятина… первоначально отдавалась Богу, и с нею поступали так же, как и с другими жертвами, т.

http://pravenc.ru/text/1683925.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суббота I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на ⇒ День очищения ( Лев. 16:31 ; Лев. 23:32 ; ср. также Лев. 23:24 ). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.; 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату ­­ «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах. II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ 1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ. С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны ( Исх. 16:5.22–30 ), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе ( Исх. 20:8–11 ; Исх. 31:12–17 ). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе ( Быт. 7:4 ; Быт. 8:10.12 ); свадебное торжество также длилось семь дней ( Быт. 29:27.28 ); 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день ( Исх. 23:12 ), С., был днем святого покоя ( Исх. 16:23 ; Исх. 31:15 ; Исх. 35:2 ), когда запрещалось работать ( Исх. 20:10 ; Исх. 31:14 ); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь ( Исх. 35:3 ); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» ( Мк. 15:42 ; Исх. 16:23 ). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны ( Исх. 16:27–29 ) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни ( Ам. 8:5 ), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» ( Иер. 17:21 ). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью ( Исх. 31:14.15 ; Исх. 35:2 ; Числ. 15:35 ). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады ( Ис. 58:13 ), в который израильтяне собирались вместе ( Лев. 23:3 ; ср. 4Цар. 4:23 ) для вознесения хвалы Господу и богослужения ( Пс. 91 ). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась ( Числ. 28:9.10 ), а в святилище возлагали новые хлебы предложения ( Лев. 24:8 ). III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИТ КНИГА 3-я из Пятикнижия Моисеева. Древнейшими свидетелями текста Л. к. являются 13 Мёртвого моря рукописей , среди которых 11 были найдены в Кумране и 2 - в Масаде (см.: Eshel. 2000). Большая часть кумран. находок, в т. ч. 2 рукописи, содержащие греч. текст Л. к., были обнаружены в пещере 4. Рукопись 1Q3 (=1Qpaleo-Leviticus) включает 24 фрагмента (Лев 11-23), а также неск. фрагментов кн. Числа. За исключением неск. орфографических отличий, текст 1Q3 соответствует масоретской версии Л. к. 2Q5 (2Qpaleo-Leviticus) представляет собой единственный фрагмент, содержащий слова из стихов Лев 11. 22-29. Несмотря на столь плохую сохранность, он рассматривался издателем М. Байе как свидетельство текстовой традиции ВЗ, отличной от масоретской. Отталкиваясь от написания   (в выражении     - «имеющая раздвоенные копыта»), не соответствующего орфографической норме масоретского текста, но регулярно используемого в самаритянском Пятикнижии, издатель пытается воссоздать текст Лев 11. 22-29, подставляя чтения из самаритянского Пятикнижия (а также из Септуагинты) там, где масоретский текст содержит недостаточное количество знаков, чтобы заполнить лакуну. Из-за плохой сохранности текста эта подстановка выглядит произвольной, однако Байе и вслед за ним Э. Эшель, автор статьи о Л. к. в «Энциклопедии рукописей Мертвого моря» ( Eshel. 2000), всерьез обсуждают гипотетические различия между 2Q5 и масоретским текстом. Так, в реконструкции Байе в Лев 11. 25 к словам     - «он выстирает свою одежду» (в синодальном переводе: «должен омыть одежду свою») прибавлено     - «и омоет водой», как в самаритянском Пятикнижии, а в Лев 11. 26 вместо «у которого... нет глубокого разреза» дается чтение «у которого... есть глубокий разрез» (DJD. Vol. 3. P. 56-57; в Eshel. 2000 ошибочно - «который не жует жвачку» и «который жует жвачку»). Рукопись 4Q23 (Leviticus-Numbersa) сохранилась в 104 фрагментах, 30 из которых не были идентифицированы издателем из-за их малого размера. Воссозданный из фрагментов свиток включает 21,5 колонок Л. к. (первые 8 колонок утрачены).

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Смертная казнь определена была за нарушение субботы ( Исх. 31:14 ; Чис. 15:32–35 ). Истребление из среды народа Божия определено было за оставление обрезания ( Быт. 17:14 ), пасхального торжества ( Чис. 9:13 ), поста и покаяния в день очищения ( Лев. 23:29 ), за употребление кислого в Пасху ( Исх. 12:19 ), за употребление крови, за употребление жира жертвенных животных ( Лев. 7:25, 27 ) и за другие нарушения обрядового закона, если эти нарушения делались по дерзости ( Лев. 19:8 ; Исх. 30:33, 38 ; Чис. 15:30 ). За преступление против 5-й заповеди: если родители приводили сына своего к старейшинам и жаловались на него, что он не покорен, буен, злословит их, мот и пьяница, то все жители города должны были побить его камнями. Если кто не признавал суда первосвященника или вождя народа, то его должно было предать смерти ( Исх. 21:15, 17 ; Лев. 20:9 ; Втор. 17:8–13; 21:18–21 ). За преступление против 6-й заповеди: злонамеренного убийцу должно было предавать смерти. Если кто убивал вора, подкапывающего ночью дом, то освобождался от суда. Если кто нечаянно убивал ближнего, то должен был скрываться в городах убежища до смерти первосвященника, потому что родственники убитого имели право как мстители за кровь убить его 296 . Но если суд находил его виноватым, то должен был брать его из города убежища и даже от алтаря и предавать смерти. Если чей-либо вол, известный бодливостью, убивал человека, то должно было убить вола и хозяина его или, вместо смертной казни хозяина, взять с него только наложенный судом выкуп. Если же вол, убивший человека, не был бодлив, то должно было убить только вола ( Исх. 21:12–14, 28–32, 22:2 ; Лев. 24:17 ; Чис. 35:16–34 ; Втор. 19:1–13 ). Если кто убивал раба, то подлежал наказанию за убийство; если же раб после побоев прожил день, то бивший его не подвергался наказанию как убийца. Ударивший в драке ближнего так, что он слег в постель, должен был вылечить его и заплатить ему за остановку в его работе. Изувечивший ближнего подвергался сам тому же увечью, которое сделал ближнему 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010