16, Мк 1. 10 и Ин 1. 32 речь может идти не только о внешнем виде, но и о способе движения («подобно голубю», т. е. плавно), тогда как в Лк 3. 22 четко говорится о том, что Дух имел «телесный вид» голубя. Глас с небес в Мк 1. 11 и Лк 3. 22 обращен прямо к Иисусу («Ты Сын Мой Возлюбленный» (ср.: Пс 2. 7); у Луки даже дважды - «в Тебе Мое благоволение»). В Мф 3. 17 слова звучат не столько для Иисуса, сколько для тех, кто присутствуют при этом (в первую очередь для И. П.): «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Иоанна приводится лишь исповедание самого И. П.: «Сей есть Сын Божий» (Ин 1. 34). Судя по словам И. П.: «...но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин 1. 26), никто из присутствовавших при Крещении ничего не видел, и Мессия был открыт Израилю только «на другой день» (Ин 1. 29). «Крещение Иоанново» Ритуальное использование воды известно во мн. религиях мира и обусловлено 2 основными свойствами этой стихии - очищать (убивать нечистоту) и даровать жизнь. Согласно закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев 13-17; Числ 19. 12 и др.). Отличительными чертами ветхозаветной практики можно считать то, что омовения совершались неоднократно, всегда без помощи посредников, не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях (по этой причине женщинам ветхозаветная традиция в отличие от позднейшей раввинистической предписывала омовения в крайне редких случаях). Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, в ряде случаев одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение (Лев 15. 13-15). Действенность зависела также от времени захода солнца (Втор 23. 11; Лев 15. 16). В большинстве случаев, встречающихся в ВЗ, требовалось омовение всего тела (Лев 15. 16), т. е. полное погружение в воду. Причем очищала только вода из естественного источника или собранная в цистерну дождевая, поскольку считалось, что и та и другая происходят прямо от Бога (вода в любом сосуде при попадании в него чего-то нечистого оскверняется, если была налита человеком; природный же источник и вода в миквах сохр.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

В отношении к этому совершенному благословению под Израилем должно разуметь не только верующих детей Иакова по плоти, но и родных ему по духу избранников остального человечества, ибо все «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), все верующие народы благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ; ср. Быт.12:3; 17:5 ). Возрожденные верою во Христе истинные потомки Израиля действительно не от мира сего ( Ин.15:19 ). Их никто не исхитит из руки Небесного Отца ( Ин.10:29 ); они не исчислимы, как песок морской, как звезды неба ( Откр.7:9 ). Для них действительно жизнь Христос и смерть приобретение ( Фил.1:21 ); они праведны ( Рим.5:19 ) и нет неправды в них ( 1Ин.1:9 ; Евр.8:10–12 ); Христос освободил их от самого тяжкого бедствия – от рабства греху ( Евр.2:15 ; Гал.5:1 ), Бог пребывает в них ( 2Кор.6:16 ), Своею силою могущественно действует в них ( Гал.3:5 ; Еф.1:19; 3:20 ; 1Пет.1:5 ); они не нуждаются в искусственных способах познания Божественной воли, ибо все они научены Богом ( Ин.5:45 ; ср. Пс.14:13 ; Евр.13:10–11 ; ср. Иер.3:31–34); все причастны пророческому дару ( Деян.2:16–18 ; ср. Ин.11:28–29 ). Их телесные храмины ( Иов.4:19 ; 2Пет.1:14 ; 2Кор.5:1 ) представляют необозримый сонм прекрасных кущ, среди которых вечно пребывает Господь ( 1Кор.6:16–18 ). Иисус Христос есть тот Муж, Который произошел от семени патриарха Иакова чрез Иуду ( Евр.7:14 ) и Давида ( Деян.13:22–23 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ) и Который есть глава тела Церкви ( Кол.1:18 ), Лев от колена Иудина ( Откр.5:5 ) и обладатель над многими народами ( Рим.15:8–12 . Откр.7:9–10 ). Волею Своего Божественного Отца Он предпослал Своему явленно во плоти чудесную звезду, явившуюся на востоке, в которой соплеменники Валаама и преемники по искусству «восточные волхвы» узнали предреченную этим древним волхвом звезду Истинного Царя Иудейского и пришли поклониться Ему (Мф.2:2,9–10). Он есть истинная светоносная звезда ( Откр.12:16 ; 2Пет.1:19 ; Откр.11:29 ) для всех, покорившихся Его освящающей любви, а непокоряющиеся истине народы Он, как идеальный Давид ( Иез.34:23–24 ), поражает мечем уст своих и пасет их жезлом железным ( Пс.11:9 ; Откр.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Однако, уж если ссылаться на Библии и прислушиваться к ее указаниям, то нельзя же довольствоваться выхваченными в ней из общей связи отдельными выражениями, да еще вычитанными из разных брошюрок и газет, а нужно уяснить себе по возможности все отношение Библии к вопросу о распределении земли. Библия действительно неоднократно напоминает людям, что «Господня-земля» и не только земля, но «и что наполняет ее, вселенная и все живующее в ней. ( Пс.23:1 ; 1Кор.10:26 ; Лев.25:23 ; Исх.9:29 ). —218— Что же отсюда должно следовать по дальнейшему указанию самой же Библии относительно земель церковных, которые только мы здесь и имеем в виду? А вот что! Для лучшего запечатления этого библейского сознания в людях и вообще более частого и реального напоминания им о Боге часть земли, на которой проживает данный народ, должна быть посвящена Богу, т.е. определена на удовлетворение потребностей, связанных с Богопочитанием, богослужением, распространением истинного ведения о Боге, с содержанием духовенства как людей предназначенных для этих целей и т.д., причем посвящаемая таким образом Богу земля должна находиться в особом положении и быть изъята из общего гражданского оборота. При разделе земли участок ее в известных размерах должен был быть отделен для посвящения его Богу. Он предназначался для храма и проживания священников и не мог быть отчуждаем левитами ни продажей, ни обменом ( Иез.45:1, 4; 48:9, 10, 14 ). Ветхозаветный закон категорически повелевал сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали левитам города для жительства и поля для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их ( Чис.35:2–3 ; Нав.31:1 ; Пар.6:64–65). Поля левитов в законе названы вечным их владением, и они не могли быть продаваемы ( Лев.25:34 ). Кроме того, закон Моисея предоставлял посвящать Богу между прочим и поле из своего владения. В известных случаях поле это становилось святынею Господу, как бы заклятым, и должно было переходить во владение священника ( Лев.27:16, 21 ). Вообще же все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности и в том числе поле своего владения, закон воспрещал продавать или выкупать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Уврачуй, молимся Тебе, Искупителю наш, благодатию Духа святого немощи недужного... Призри на раба Твоего..., егоже Немощь клонит к исходу, и оскудение Сил влечет к западу, да цельба благодати Твоея возвратит его к здравию». (Св. Григорий Великий , 4 кн. О Таинствах) «Кто может вникать в погрешности неумышленные? Очисти меня от неведомых ошибок». ( Пс.8:13 . Дословный перевод с еврейского Мандельштам). Сущность и значение таинства Елеосвящение имеет несколько наименований. Так Патриарх Константинопольский Иеремия в послании к витенбергским богословам назвал это Таинство елеем, в Евхологии Гоара оно названо святым елеем и молитвенным елеем (молитво-маслие). В современном православном богословии сохраняются названия елеосвещения и елеопомазания, а среди верующего народа чаще всего таинство называют соборованием и масло-освящением. Веществом для совершения таинства является елей, т.е. чистое растительное оливковое масло и такое же чистое виноградное вино. Интересно проследить значение масличного дерева и изготавливаемого из него елея в истории. Первая книга Библии повествует, что видимым знаком окончания потопа было возвращение в ковчег голубя со свежим масличным листом в клюве. ( Быт.8:11 ). Св. Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия пояснял, что вернувшаяся в ковчег голубица с масличным листом принесла праведному Ною «великое утешение» и «приятную надежду» на прекращение потопа и восстановление Завета с Богом (Св. Иоанн Златоуст . Творения, т. XI; Беседа на книгу Бытия XXVII, 4). С тех пор до наших дней голубь с масленичной веткой является эмблемой мира – этого «великого утешения» народов планеты и «приятной надеждой» на благополучие всех людей. Еще в ветхозаветные времена человек научился культивировать масличные деревья и добывать из их плодов чистое оливковое масло. Это масло шло в пищу, служило человеку для возжигания светильников ( Чис.8:1–4 ; Исх.27:20 ), входило в число медикаментов (Это видно из притчи о милосердном самарянине. Лк.10:34 ; Лев.14:15–18 ), и употреблялись при некоторых церковно-гражданских обрядах (помазание елеем скинии со всеми ее принадлежностями, священников, пророков и царей ( Исх.30:23–29 , священников – Исх.30:30 ; Лев.8:12 ; пророков – 3Цар.1:34 ; Давида – 1Цар.16:13 ; Соломона – 3Цар.1:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

в) Праздник очищения должен быть совершаем в седьмый месяц церковного года, т. е. в месяце Тисри, в десятый день этого месяца. Этот день поста («покорите души ваша»...) и покаяния должен быть великим днем покоя, «субботою суббот,» покоя для всех Иудеев и пришельцев (греч. υτχθων κα προζλυτος, ст.29–31). Богослужение 88 же этого дня, все обряды очищения непременно должен совершать первосвященник. Это «постановление вечное: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в год» (ст. 82–34). 1. Какие особенные обряды богослужения в день очищения и какое их символическое значение? – Во-первых, омовение первосвященником всего своего тела и облачение в одни белые одежды, что знаменовало особенную чистоту и покаянное смирение священнослужителя. Во-вторых, обряд вхождений во святое святых с фимиамом и кровию и седмикратное кропление очистилища и пред ним. При этом дым фимиама покрывал блеск славы Иеговы от взоров первосвященника, чтобы ему не умереть. Вхождение во святое святых с такими предосторожностями и только однажды в год и только одного первосвященника означало недоступность Бога для людей в силу не снятого с них греха и гнева Божия ( Евр.9:8 ). Кропление же кровию очистилшца указывало на необходимость именно чрез кровь получить оправдание, очищение и примирение с Богом. Кропление кровию очищало нетолько народ, но и самую скинию, которая осквернялась грехами народа ( Лев.16:16 ). В-третьих, обряд исповедания грехов над козлом и отогнание его в пустыню. Принимая на себя грехи, этот козел изображал всех неочищенных грешников и полноту грехов, которые должны быть удалены из царства Божия в пустыню греха, царства диавола. Этот козел назывался козлом отпущения или удаления. Вообще этот день был днем покаяния и Евреи должны были проводить его в посте, с еердечным сокрушением и раскаянием в грехах, прощать взаимные обиды и примиряться с врагами. 2. Какое, таинственно-прообразовательное значение этого праздника и его обрядов? – День очищения прообразовал великий день нашего спасения и очищения чрез Мессию, Иисуса Христа, когда Он «единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр.9:26 сн. 1Ин.2:2 и Рим.3:25 ). Сам первосвященник, в белых одеждах непорочности входящий с кровию во святое святых к подножию престола Иеговы, прообразовал Иисуса Христа, который с Своею кровию, как ходатай за грехи людей, вошел «во святая», т. е. на небо, пред лице Бога Отца ( Евр.9:12, 24 ). Тела животных, кровь которых вносилась во святилище для очищения грехов, сожигались вне стана ( Лев.16:27 ); это прообразовало заклание Агнца Божия, Иисуса Христа, Его страдание " вне врат» Иерусалима ( Евр.13:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

12 капище на высоте. См. ком. к 3,2. поставил из народа священников. Иеровоам создал собственное священство, в ряды которого вошли люди, не отвечавшие даже такому непременному условию, определявшему право совершать богослужение, как принадлежность к потомкам Левия ( Втор. 18,1–8 ; Суд. 17,10–13 ). 12 установил Иеровоам праздник. Этот праздник являлся, по-видимому, подражанием празднику Кущей (8,2; Лев. 23,34 ). 12 месяца, который он произвольно назначил. Устанавливая по своему усмотрению обряды, праздники и новое священство, Иеровоам стремится к независимости от иерусалимского храма и храмового богослужения. Стремление это находится в прямом противоречии с волеизъявлением Господа относительно того, каким быть царствованию Иеровоама (11,11–13.29–32; 12,15.21–24), ибо им санкционировалось только политическое разделение между Иудеей и Израилем, но никак не религиозное. Таким образом, Иеровоам отступает от заключенного с Господом завета (11,37–39), верность которому непременно требовала от царя верности иерусалимскому храму, равно как и связанным с ним священству, праздникам и богослужениям. Глава 13 13 человек Божий. См. ком. к 12,22. из Иудеи. Для того, чтобы осудить вероотступничество царя северян Иеровоама, Господь посылает пророка-южанина. 13 Иосия. Царь, правивший в Иудее в 640–609 гг. до Р.Х., т.е. приблизительно через триста лет после Иеровоама. принесет... в жертву священников высот. Это пророчество действительно исполнилось в царствование Иосии ( 4Цар. 23,15–20 ). человеческие кости сожжет на тебе. Иосия сжег на жертвеннике человеческие кости, чтобы осквернить его и сделать более непригодным для языческих жертвоприношений ( 4Цар. 23,16 ). 13 знамение. Иногда в доказательство истинности своих слов пророки предвещали знамения ( 4Цар. 19,29; 20,8.9 ; Ис. 38,22 ; Иер. 44,29 ). пепел, который на нем, рассыплется. Т.е. жертвенник будет осквернен ( Лев. 6,10–13 ). 13 жертвенник распался. Знамение, обещанное пророком (ст. 3), явлено Господом. Оно не только подтверждает истинность слов пророка, но и свидетельствует о том, что установленный Иеровоамом культ проклят Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

значит святое святых, всесвятейшее. Этим именем в свящ. книгах Вет. Зав. называются: жертвенник всесожжения ( Исх.29:37, 40:10 ) и жертвенник курения ( Исх.30:10 ), – каждый в отдельности и оба вместе со всеми принадлежностями скинии: с ковчегом откровения, со столом для хлебов предложения, со светильником и умывальником ( Исх.30:29 ), – далее, благовонный порошок, воскуряемый на жертвеннике пред святое святых ( Исх.30:36 ); хлебы предложения ( Лев.24:9 ), жертвенное мясо ( Лев.6:10, 18; 10:17 ), вся окружность горы, на которой должен стоять созерцаемый прор. Иезек. храм ( Иез.34:12 ), равно как и самый храм ( Иез.45:3 ); наконец в книге Паралип. говорится об Аароне, что он «отделён был для посвящения его во святейшее, он и сыновья его на веки» ( 1Пар.23:13 ). Отсюда видно, что само по себе выражение: codesch codaschim не дает определенного указания на то, что именно под ним должно быть понимаемо. На этом основании некоторые толковники слав. помазать святое святых – прилагают к освящению восстановленного Зоровавелем и первосвященником Иисусом, после плена вавилонского, жертвенного алтаря (Визелер), или к освящению заровавелева храма (Михаэлис, Ян Стэудель), или же к освящению осквернённого Антиохом Епифаном жертвенного алтаря (Гитциг, Кранихфельд и другие). Но ни одно из этих толкований не может быть принято. Против их состоятельности говорит то, что ни при одном из выставленных освящений не было помазания священным маслом, – помазания, которое всегда служило внешним средством и символом; таинственного облагодатствования. Так, например, когда Саул был помазан Самуилом, то на него сошёл Дух Божий ( 1Цар.10:9–10 ). То же самое было с Давидом ( 1Цар.16:13 ). Равным образом когда была помазана скиния со всеми принадлежностями её, помазана была Моисеем по приказанию Божию; то облако покрыло скинию и слава Господня наполнила её ( Исх. 40 гл.), что и служило ясным признаком избрания Богом помазанных мест в место своего благодатного тут обитания. Так как при указанных выше освящениях жертвенника и храма не было помазания, вместе с тем не было никакого и откровения славы Божией, не было, значит, никакого чрезвычайного облагодатствования; то на эти освящения нельзя смотреть как на акты божественные, а скорее, нужно смотреть как на религиозные действия человеческие, которые никак не могут быть приравниваемы к Божественным действиям, указываемым всеми положениями 24 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Опору для своей уверенности, что его читатели знают истину и могут отличить лжехристиан от истинных христиан, Апостол находит и указывает читателям в том, что они действительно обладают (χετε) χρσμα π το γου. Может быть, еретики, считая себя исключительно одаренными Духом Святым, отказывали в обладании дарами Св. Духа членам христианской Церкви, – тогда слова Апостола получают характер убеждения читателей в том, что они, вопреки уверениям антихристов, обладают высшими христианскими дарами. Слово χρσμα в Новом Завете употребляется только здесь и в 27 стихе этой же главы. Оно соответствует у LXX евр. ( Исх.30:25, 40:9 ; Лев.21:10 ) и употребляется для обозначения особенным образом приготовленного священного елея, а затем вообще помазания, как акта, обозначаемого глаголом (у LXX χρειν), который в Ветхом Завете указывал на помазание священным елеем избранных Богом на особенное служение мужей – первосвященников, царей и пророков. Актом «помазания они не только посвящались и освящались, но вместе с тем и наделяемы были Духом Божиим для Богом указанного священного служения, превосходящего естественные силы человека ( Исх.29:7, 30:30, 40:13–15 ; 3Цар.19:16 ; особ. 1Цар.10:1 , ср. 10; 1Цар.15:1, 16:13 : «и прия Самуил рог с елеем и помаза его (Давида) посреди братий его, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом»; Пс.88:21 ). В отношении к лицам χρσμα означает не выделение только из среды других, как это имеет место в отношении к предметам (священ. сосуд. – Исх.40:9, 11 ; Лев.8:11 ; скинии – Исх.30:25–29 ), но прежде всего сообщение Духа Божия. Изображая грядущего Искупителя, Которому со времени Даниила исключительно было приписано имя , пророк Исаия говорит о Нем: «почиет на Нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ) и в другом месте: «Дух Господень на мне, его же ради помаза ( ) Мя " ( Ис.61:1 ). Сам Иисус Христос при доказательстве Своего мессианского достоинства берет за исходный пункт именно эти слова пророка ( Лк.4:18 ; ср. Ин.3:34 ), признавая почивание Духа Господня основным и самым существенным элементом в понятии .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010