Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

1038 . О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху. С. 224262. [С. 1654.] 2017/26. De perfectione Christiana ad Olympium monachum. CPG 3164. PG 46, 252285. 1039. О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе. С. 263283. [С. 5575.] 918 2017/24. De instituto Christiano. CPG 3162. PG 46, 288305. 1040. О девстве. Письмо, содержащее увещание к праведной жизни. С. 284394. [С. 76186.] 2017/43. De virginitate. CPG 3165. PG 46, 317416. 1868 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 3. 1041. О нищелюбии и благотворительности. С. 395433. [С. 187225.] 2017/10. De beneficentia (vulgo De pauperibus amandis i). CPG 3169. PG 46, 453469. —455— 1042. Против отлагающих крещение. с. 434450. [С. 226242.] TLG 2017/60. De iis qui baptismum differunt. CPG 3147. PG 46, 416432. 1043. На слова Писания: «а блудяй во свое тело согрешает» ( 1Кор.6:18 ). С. 451456. [С. 243248.] 2017/13. Contra fornicarios. CPG 3172. PG 46, 489496. 1044. Против ростовщиков. С. 457473. [С. 249265.] 2017/12. Contra usurarios. CPG 3171. PG 46, 433452. 1045. Против тяготящихся церковными наказаниями. С. 474484. [С. 266276.] TLG 2017/59. Adversus eos qui castigationes aegre ferunt. CPG 3190. PG 46, 308316. 1046. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную, С. 485534. [С. 277309.] 2017/9. De mortuis non esse dolendum. CPG 3168. PG 46, 497537. 1872 творения св. григория нисского часть 8 TCO 45. Кн. 1. 1047. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. С. 125. 2017/14. In diem luminum (In baptismum Christi oratio). CPG 3173. PG 46, 577 600. 1048. Слово на св. Пасху, и о тредневном сроке воскресения Христова. С. 2655. 2017/16. De tridui inter mortem et resurrectionem Domini nostri Jesu Christi spatio i (yulgo In Christi resurrectionem oratio). CPG 3175. PG 46, 600628. 1049. Слово на св. Пасху о воскресении; сказано в великий день воскресный. С. 5687. 2017/15. In sanctum Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio in). CPG 3174. PG 46, 652681.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3)  на грудь первосвященника, прикрепляясь к ефоду золотыми цепочками и кольцами, возлагался наперсник, или «слово судное», – квадратная ткань, украшенная четырьмя рядами (по три в каждом) драгоценных камней с именами двенадцати колен Израиля; 4)  на наперсник возлагались урим и туммим, составлявшие самую важную принадлежность первосвященнического одеяния – при его наличии первосвященник вопрошал, и Господь открывал ему Свою волю; 5)  ефод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона с золотыми нитями; 6)  на голову надевался кидар с прикрепленной спереди полированной дощечкой из чистого золота с надписью на ней: «Святыня Господня». Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса. Обряды посвящения повторялись в течение семи суток при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии. Служение священников требовало должного приготовления и точного исполнения данных через Моисея предписаний, в противном случае – наказание, которое, как видно из поражения Господом Надава и Авиуда, не заставляло себя долго ждать. Грех этих новопоставленных сыновей Аарона заключался в том, что они принесли в скинию чуждый, то есть употреблявшийся для обычных нужд, огонь (см.: Лев. 10:1 ), были пьяны (см.: Лев. 10:9 ) и вошли во Святое Святых, что разрешалось делать только первосвященникам однажды в год (см.: Лев. 16:2 ). Законы о телесной чистоте (Лев. 11:1 – 16:34) Постановления этого раздела говорят о нечистых животных (см.: Лев. 11:1 – 47 ), рождении детей (см.: Лев. 12:1 – 8 ), кожных болезнях (см.: Лев. 13:1 – 14, 56 ) и истечениях (см.: Лев. 15:1 – 33 ). Постановления об очищении нечистот святитель Кирилл Александрийский истолковывает в преобразовательном смысле. Так, принесение для очищения прокаженного двух птиц говорило, по его мнению, о двух естествах во Христе: человеческое было прообразовано птицей закалаемой, а Божественное – отпускаемой (см.: Лев. 14:5 – 7 ) 270 . Точно так же святитель Кирилл истолковывает и повеление об очищении дома (см.: Лев. 14:49 – 53 ) 271 . Важно то, что в ветхозаветной общине спасения обряды восстановления человека, очистившегося от проказы, напоминают посвящение священников, подтверждая обетование Божие, что избранный Им народ будет царством священников и народом святым (см.: Исх. 19:6 ). Подобный параллелизм свойственен и христианским Таинствам Крещения, Миропомазания и Священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Прекрасная Лань: А правда, Лев, что когда-то звери вместе с людьми жили в раю и были счастливы? Лев: Правда. Но знай – придёт время, и Господь изменит этот мир. Святые люди станут жить со Христом в Царстве Небесном. И звери снова будут жить в раю. Прекрасная Лань: Скорее бы пришло это время, царь зверей! Я так устала убегать от хищников и хочу хотя бы немного пожить в покое, в мире и радости. Лев: Если бы все люди на земле стали любить Бога и друг друга, твоя бы мечта исполнилась, Прекрасная Лань. А пока люди воюют и убивают друг друга, и мы, звери, остаёмся злыми и жестокими. Прекрасная Лань: Нам, наверное, пора спешить? Лев: Да-да, пора! Все звери давно собрались у Старой Пальмы. (Уходят. Открывается занавес. На фоне иконы Рождества Христова, ближе к краю сцены, стоит Старая Пальма. Вокруг неё сидят и стоят разные Звери. Входит Лев и Прекрасная Лань. Звери, увидев Льва, почтительно встают). Лев: Здравствуйте, звери земные! Приветствую тебя, Старая Пальма! Рад поздравить вас с Рождеством Христовым. Звери : Здравствуй, царь зверей! Старая Пальма: С Рождеством Христовым, Лев! Лев: Пойдёмте к Вифлеемской пещере, Христу-Младенцу принесём благодарение за то, что Бог нам жизнь подарил. (Подходят к пещере и смотрят на Богомладенца). Лев: Боже! Мы не люди и не умеем молиться. Но мы благодарим Тебя за прекрасный мир, который Ты создал. Благодарим Тебя за то, что Ты пришёл на землю, чтобы спасти людей от грехов их. Мы очень хотим, чтобы все люди стали похожими на Тебя. (Звери возвращаются к Старой Пальме). Лев: Спой нам, Пальма, свою древнюю песню о Рождестве Христовом. Расскажи нам о том, как это было. Ведь уже сотни лет прошло с тех пор. Ты одна только и помнишь ту Святую ночь. Ты, да ещё звёзды на небе, да люди, которые любят Бога. Старая Пальма (поёт песню): В пещере светильник мерцал, Ягнята шуршали в углу, Иосиф с дороги устал И сено стелил на полу. И запах засушенных трав Ослёнка будил и вола. Мария, Младенца прижав, В сторонке смиренно ждала. Иосиф затеплил очаг И ясли подвинул к теплу.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Св. Лев поставлен был посланием св. Анатолия в очень большое затруднение. Зная его прежнюю близость к Диоскору, он, конечно, невольно должен был заподозрить чистоту его православия, тем более, что в своем послании св. Анатолий ничего не говорил о своем исповедании. Но, вместе с тем, св. Лев не мог отказать ему в общении, так как его не православие ничем еще не было доказано. Св. Лев решил сперва узнать образ мыслей нового константинопольского епископа. Не желая огорчать требованием исповедания православия от самого св. Анатолия, св. Лев обратился к посредничеству императора Феодосия. Он снарядил особое посольство, состоящее из четырех лиц; епископов: Абундия и Астерия и пресвитеров Василия и Сенатора. С этим посольством св. Лев написал Феодосию послание (LXIX от 16 июля 450 года). В нем он выясняет Феодосию свое затруднение по поводу признания св. Анатолия епископом Константинопольским. Причина, почему он не может принять Анатолия в общение та, что ему ничего не известно об его образе мыслей. «Если, продолжает св. Лев, он покажет себя в отношении к вере кафолической таким, каким желаем мы, то мы полнее и безопаснее возрадуемся за его искренность. А чтобы не мучило его какое-либо подозрение относительно нашего расположения, я удаляю всякий повод к затруднению и ничего такого не требую, что, казалось бы, не удобным или сомнительным; я только прошу (исповедать то), чего не должен отрицать ни один из кафоликов». Св. Лев советует св. Анатолию прочитать послание св. Кирилла Александрийского против Нестория, а также его собственное к св. Флавиану. «Если бы, продолжает св. Лев, он от всего сердца согласился с мыслями кафоликов, так чтобы искреннее исповедание общей веры объявил свободным подписом пред всем клиром и целым городом для извещения апостольской кафедры и всех священников, и церквей Господа: то мы при успокоении всего мира в одной вере, мы все могли бы сказать то, что воспели ангелы о родившемся от Девы Марии Спасителе: слава в вышних Богу и на земли мир, в чаловецех благоволение!» 40 В заключении св. Лев просит Феодосия, в виду того, что «некоторые остаются в разномыслии с чистотой веры и авторитетом св. отцов», созвать внутри Италии собор. Св. Лев заявляет, что это не его только личное желание, «но и сошедшегося по этому предмету собора в Риме».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Лев.27:27 .  Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Посвящать Иегове от усердия можно было только то, что уже само по себе, без посвящения, по закону, не принадлежало Ему. Поэтому нельзя было посвящать Иегове первенцев, принадлежавших Иегове по закону, – Исх.13:2, 22:30 . Лев.27:28 .  Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; Лев.27:29 .  все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое – херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, « великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека ( Лев.27:28 ); во-вторых, заклятое – человек или скотина – не может остаться в живых, а должно быть предано смерти ( Лев.27:29 ). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис 21.2 ; Втор 12.16 ; Нав.6:17, 7.12 ; 1Цар 15.18–19 ; 3Цар 20.42 ). Лев.27:30 .  И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; Лев.27:31 .  если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. Лев.27:32 .  И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; Лев.27:33 .  не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Десятина не была заклятием; вместе с первородным и начатками плодов десятина была обязательным теократическим приношением святилищу: «что проходит под жезлом – десятое» ( Лев.27:32 ), – бытовая черта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С послами св. Анатолия св. Лев послал еще письма к императору Маркиану (LXXVIII), св. Пульхерии (LΧΧΙΧ) и Юлиану Косскому (LXXXI). Все эти письма имеют ту же дату что и предыдущее к св. Анатолию (от 13 апреля 451 года). В письме к Маркиану св. Лев выражает радость по поводу получения его послания и хвалит за усердие его в защите святой вселенской истины от вражеских козней. В письме к Пульхерии св. Лев указывает на заслуги её в деле искоренения ересей. Так, от неё, как служительницы и ученицы истины, не укрылась изукрашенная ложь болтуна (loquacis hominis) – Нестория; он неё не скрылось и то, что диавол замышлял против церкви чрез Евтихия. Затем св. Лев благодарит св. Пульхерию от лица всей римской церкви за благодеяния, оказанные вере: за милостивый прием римских легатов, за возвращение к своим церквам тех епископов, которые несправедливо были осуждены на разбойничьем соборе и за перенесение в Константинополь мощей св. Флавиана. Далее св. Лев говорит о сообщении епископа Анатолия и своих легатов относительно епископов, подписавших акты разбойничьего собора и желающих вступить в общение с православными. Если они осудят свои прежние заблуждения, то их можно принять. Об этом сообща рассудят его легаты и св. Анатолий. В заключении св. Лев поручает вниманию св. Пульхерии Евсевия Дорилейского, Юлиана Косского и Константинопольских клириков, оставшихся верными св. Флавиану. Наконец в письме к Юлиану Косскому св. Лев выражает сочувствие по поводу тех опасностей, которым подвергался Юлиан на востоке за свое православие. Св. Лев выражает желание видеть его в Риме и поговорить с ним лично о коварстве еретиков. Впрочем, благодарение Богу, дела для церкви устраиваются к лучшему; это дает возможность Юлиану опять действовать с постоянным прилежанием в пользу православия. Далее св. Лев говорит (тоже что св. Пульхерии и св. Анатолию) о епископах бывших на разбойничьем соборе. Подробные инструкции к этому делу св. Лев обещается сообщить с посольством, которое он намерен отправить вскоре после Пасхи. Посольство это не было отправлено согласно предположению св. Льва; оно отправилось только в июне 451 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

К. Б. Газе считал, что Лев стал придворным дьяконом уже в 975 г., однако нет никаких оснований утверждать, что молодой Лев так быстро сделал карьеру. Возможно, он еще после смерти Цимисхия оставался при патриархе: он так многословно, так тщательно и благосклонно характеризует патриарха Антония, что можно не сомневаться – автор был одним из его приближенных. Лев ничего не говорит о том, кто вступил на патриарший престол после Антония, как будто патриархи его больше не интересовали. Антоний умер в 979 г. Можно думать, что именно после этого в начале 80-х годов Лев сумел продвинуться на должность императорского придворного дьякона. Нам несколько непонятно, каким образом Лев, вовсе не будучи сторонником законных государей Василия и Константина, мог понравиться императору Василию настолько, что тот приблизил его ко двору. Очевидно, это могло произойти только благодаря связям. Об этих связях можно догадываться: при описании одного похода Цимисхия против арабов Лев совершенно некстати прибавил фразу о гибели некоего «достигшего высокой мудрости» секретаря императорской канцелярии Никиты, который ослушался своего отца и отправился в поход с Цимисхием (X, 1). Чувствуется, что упомянутый отец был близок Льву Диакону – это или его родственник, или хороший знакомый. Не исключено, что именно данная влиятельная персона, неблагоприятно относившаяся к Цимисхию, смогла рекомендовать Льва Василию – и Лев в «Истории» поэтому, видимо, вспомнил о драме отца, потерявшего талантливого сына. После получения должности придворного дьякона Лев сопровождает императора Василия в его походах, причем в 986 г. он чуть не погиб во время крупного поражения византийцев в бою с болгарами. Он переживал все неудачи и бедствия, которые обрушивались на Византию в период самостоятельного правления Василия II вплоть до 989 г., когда историк и закончил описание правления Иоанна Цимисхия. Вероятно, Лев, будучи придворным дьяконом, понимал всю шаткость положения Василия на троне и не верил в благополучный исход событий. Одни за другими следовали восстания, военные неудачи, различные бедствия, космические предзнаменования... Но правление Василия II продолжалось, власть молодого энергичного императора укрепилась. Опубликовать в таком виде «Историю», где восторженно описывались правления Никифора Фоки и Цимисхия (ведь это были «тираны». «похитители престола»), оказалось невозможным. Переделывать всю работу Лев не хотел или не имел времени. И он прекратил писать «Историю».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если ты, человек, обязан Богу столькими благодеяниями и благодатными дарами, как же ты дерзаешь гневить столь щедрого Благодетеля? О, глупец! Если бы тебе кто подарил драгоценную вещь, например, деревню, корабль или тому подобное, дал бы в подарок десять тысяч золотых монет, то разве бы ты не чувствовал себя обязанным служить этому человеку всю свою жизнь, любить его и с душой делать все, что он прикажет? И если стало бы необходимо, ты и кровь бы пролил за него, чтобы не показаться неблагодарным за оказанную тебе услугу. Да, конечно, так бы и было, как мы много раз это видели. Но если человеку за столь малый дар ты так верен и благодарен, то почему не делаешь то же самое по отношению к щедрому Благодетелю, Творцу всего, даровавшему тебе все названное? О, ты безчувственнее животных! Неужели не чувствуешь, как ты неблагодарен? Дикий лев или любой другой зверь никогда не дерзает злодейски поступать со своим благодетелем. В «Синаксаре» за 4 марта рассказывается, как преподобный Герасим набрел на льва, которому в ногу вошла заноза. Преподобный вынул занозу и вылечил рану. С того времени лев его не покидал. Он ему подчинялся всегда, всю жизнь. Преподобный отпускал вместе с ним своего осла, лев его сопровождал и вечером приводил к старцу. Однажды какие-то люди украли осла. Святой подумал, что лев его съел, и возложил на льва обязанность таскать воду вместо осла. И (о чудо!) лев не противился, не рассвирипел по своей природе и не преслушался повеления. Он остался кротким и смиренным. Послушник преподобного нагружал льва, и лев таскал воду в монастырь до следующего года. Тогда как раз случилось, что мимо проходили купцы, забравшие осла. Когда лев его увидел, то схватил веревку, за которую осел был привязан, и привел его к старцу. Старец попросил прощения у льва и дал ему знак идти, куда хочет. Лев, преклонив голову, простился. Но он не забыл о преподобным и каждые восемь дней навещал его. После смерти святого лев пришел по обычаю. Служка сказал ему, что преподобный умер и показал могилу преподобного. Лев лег на ней как человек, скорбя и знаменуя плач. Затем он зарыдал сильным и великим гласом и так скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010