Но прикосновение чистых животных, заколотых человеком, и нечистых, убитых им, не оскверняет, как не оскверняет прикосновение нечистых животных и в живом их состоянии. Труп издохших чистых и нечистых животных вообще оскверняет только лица; но восемь пород животных 425 пресмыкающихся сообщают свою нечистоту и вещам, сосудам из дерева, одеждам, мешкам и всякой вещи, которая употребляется на дело, хлебным печам (thanor) и поварским сосудам (kiraim), в которые попадет которое-либо из этих пресмыкающихся, или даже что-либо от их трупа, как сосудам, в которые они падают, так и тому, что в них находится, наконец, пище, приготовленной на воде 426 и напиткам, которые пьются из таких сосудов, все эти вещи нечисты до вечера, притом одежды, кожи, мешки должны быть вымыты водою, глиняные сосуды, печная и поварская посуда должны быть разбиты. Только источники, колодези и водохранилище не делались от этих гадин нечистыми; также сухое семя, которое сеют; но если на семя влита вода и тогда упадет на него одно из этих животных, то семя становится нечистым ( Лев.11:32–37 ). II. Нечистота проказы на людях, домах и ткауях ( Лев.13 и 14). А) Проказа, – эта часто встречавшаяся в древнем востоке и ужасная болезнь, в своем высшем проявлении доходящая до омертвения и сгниения членов живого тела, делает нечистым всякого подпавшего этой язве. 427 Если кто-либо замечал, что на теле его показалась сыпь, он должен был немедленно явиться для освидетельствования к священнику, и если священник по представленным в законе признакам, признавал в сыпи действительную проказу 428 и объявлял покрытого ею нечистым, больной исключался из близкого общения с чистыми. Прокаженный должен был разодрать свои одежды, обнажить свою голову, завязать свой подбородок и в таком виде кричать всякому встречному: «нечист, нечист», и жить отдельно вне стана (города) Лев.13:45,46 ; Чис.5:2; 12:10,14 . 429 – Когда прокаженный выздоравливал от своей проказы, то кто-нибудь чистый должен был объявить об этом священнику, и если священник признавал больного выздоровевшим, то прежде всего вне стана совершалось священником очищение его семикратным кроплением живою водою, приготовленною из воды и крови заколотой птицы, вместе с кедровым деревом, червленою нитью и иссопом; после этого очищающийся измывал свои одежды, сбривал все волосы на теле, омывался водою и тогда мог войти в стан, но еще в течение семи дней должен был жить вне своего шатра (дома) ( Лев.14:2–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Третьим принципом, требующим признания вечной жизни за гробом, является учение о нравственности. В Пятокнижии мы находим как высоту нравственных требований, так и высокие примеры святости, что было бы совершенно непонятно, если предположить, что праотцы народа еврейского и сам он имели в виду исключительно здешнюю жизнь. Сущность нравственного закона, предложенного Моисеем, может быть выражена водном требовании: святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш ( Лев.19:2 , ср., Лев.11:45 ; Лев.20:7, 20 ; Втор.18:13 ; Быт.17:1 ). Святость человека должна была состоять в полном подчинении его воли воле божественной, в точном исполнении всех заповедей закона. Но столь высокое нравственное требование непременно должно было иметь свои мотивы не только объективные, но и субъективные. Если первым служила святость Бога, благоволившая вступить в завет с народом, то субъективным мотивом стремления к святости могло быть только убеждение в том, что святость доставляет благо, которое служит достаточным вознаграждением человеку за исполнение требований нравственного закона. Вопрос о том, что побуждало патриархов и народ еврейский во времена Моисея оставаться верными Иегове и исполнять Его закон, решается различно. Маркион, Вольтер, Вал и др. утверждали, что все нравственное учение Моисея имеет исключительно чувственный характер, и на этом даже основывали свое отрицание существования в Пятокнижии учения о бессмертии. Действительно, общее впечатление от Пятокнижия таково, что может дать повод к утверждению подобной мысли. За исполнение нравственного закона обещаются земные блага: земля, текущая медом и млеком, долголетняя счастливая жизнь, многочисленное потомство и т.п. 146 . Наоборот – нарушение закона влечет за собой бедствия и тоже физические: голод, плен и пр. Беспристрастие, однако, требует признать, что в Пятокнижии. среди обещаний земных благ и угроз земными же бедствиями, указываются и более высокие побуждения к исполнению закона. Требования последнего весьма часто мотивируются только тем, что Бог, вступивший в завет с народом Еврейским, свят, и в качестве награды за исполнение закона обещается особенная близость к Господу: поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом ( Лев.26:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Иез.45:13 .  Вот дань, какую вы должны да­вать князю: шестую часть ефы от хомера пше­ницы и шестую часть ефы от хомера ячменя; «Дань» князю, как и священная подать ( Иез.44.30 ; ср. Иез.45.1 ), обозначается словом терума, потому что и она в конце концов идет на храм и культ, хотя это слово «в Притч 29.4 имеет светский смысл» (Сменд). Из хлебов дань вносится только от важнейших и составляет 1 60 урожая, так как 1 ефа ­­ 110 хомера, а дань составляет 1 6 ефы. – «Шестую часть», букв. «разделить на 6 частей» (глагол вместо числит.). Иез.45:14 .  постановле­ние об елее: от кора елея десятую часть бата; десять батов составят хомер, по­тому что в хомере десять батов; Дань от елея уже значительно меньше, едва не вдвое, хлебной дани; только 1 100. И обозначена она уже не терума (см. 13 ст.), а хок – «постановление» (ср. Иез.16.27 «назначение», Лев. 7.34 «участок»). Кор (арам. кора. греч. κορος) ­­ хомеру (Howack, Arch. 1, 203. Benzing. 183) и, должно быть, заменил это название около времени плена ( 3Цар 4.22, 5.11 ; 2Пар 2.10, 27.5 ), став, может быть, преимущественно мерою жидких тел; длинное объяснение этой меры здесь показывает, что она была новою. Но евр. текст здесь до невозможности темен и многословен – букв. «и постановление елея: бат елея – десятая часть бата от кора десять батов хомер, потому что десять батов хомер»; в словах «бат елея» видят глоссу по Втор 14.23 ; вместо «хомер» читают с Пис. и Вульг. «кор»; «десять батов кор», так как, естественно, ждать объяснения, что такой кор, а не хомер, объясненный в ст. 11; последнее предложение стиха считают диттографией, предполагая, что ки, «потому что» возникло из кор; но это предложение, может быть, хочет сказать, что кор равнялся хомеру. LXX: «меру ( κοτυλη – кубок) елеа от десяти мер, понеже десять мер суть гомор», т. е. короче: 1 100 хомера. Иез.45:15 .  одну овцу от стада в двести овец с тучной пажити Израиля: все это для хлебного при­ноше­ния и всесожже­ния, и бла­го­дар­с­т­вен­ной жертвы, в очище­ние их, говорит Го­с­по­дь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самое позднее текст мог быть составлен в 1-й пол. II в. до Р. Х. Возможно, он был записан до сформирования кумран. общины. Хотя имя патриарха в отрывке не упоминается, его легко идентифицировать, поскольку он называет Левия своим отцом, а Амрама - своим сыном (4Q542 fragm. 1 ii 9, 11). Текст содержит благословение, данное Каафой сыновьям, подобное священническому (4Q542 fragm. 1 i 1-4), предостережение против браков с язычниками, поскольку это грозит потерей наследия предков (4Q542 fragm. 1 i 4-7), призыв следовать наставлениям патриархов (4Q542 fragm. 1 i 7 ii 1), напоминание сыновьям об их роли в буд. суде над грешниками (4Q542 fragm. 1 ii 1-8), наставление одному Амраму и его потомкам о писаниях предков, переданных сначала Левию, потом Каафу, а теперь Амраму (4Q542 fragm. 1 ii 9-13). Главной темой произведения было наследственное священство. В ВЗ Кааф не является священником. Он был главой семейства, отвечающего за перенесение содержимого ковчега (Числ 3-4). Но его внуком был Аарон, с к-рого началось священство (Исх 28-29; Лев 8-9). О священстве Каафа говорится впервые в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7). Запрет браков с язычниками для священников отсутствует в Лев 21. 7, но отражен в апокрифах, связанных с именем Левия (Bodl. Hebr. Genizah fragm. C 27. Col. b 16-17; Test. Lev. 9. 9-10), и в 4QMMT B 75-77. Предание о писаниях, к-рые сохранили потомки Левия, содержится также в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. e 17-18, 23) и в кн. Юбилеев (Юб 45. 15). В основе его, возможно, лежит заповедь об учительской роли священства (Лев 10. 11; Втор 17. 18). Судебные функции потомков Каафа либо связаны с представлениями о роли праведников (ср.: 1 Енох 91; Мф 19. 28; Откр 20. 4), либо указывают на связь священнической и царской власти (см.: Быт 49. 10; арам. Книга Левия, гл. 66-67 (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7)). Вероятно, «Завещание Левия», «Завещание Каафа» и «Видения Амрама», найденные в Кумране, составляли цикл повествований о патриархах, объединенный общей идеей наследственного священства (м.

http://pravenc.ru/text/182429.html

3. Но смотри, не почитай оного мира простым . Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и святое сие миро не есть более простое , ни, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого , присутствием Божества Его бывающий действительным . Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств . И когда видимым образом тело помазуется , тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается . 4. И, во-первых, помазаны вы были на челе , чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду ( Быт.3:7–8 ). И чтоб откровенным лицем вы славу Господню созерцали ( 2Кор.3:18 ). Потом на ушах : дабы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о коем сказал Исаия: «Господь пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» ( Ис.50:4 ). И Господь Иисус во Евангелии: «кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.11:15 ). После на ноздрях : дабы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых» ( 2Кор.2:15 ). Далее на груди : «чтобы облекшись в броню праведности, стать против козней диавольских» ( Еф.6:14,11 ). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, изшед победил врага ( Мф.4:1 , и след.): так и вы по Святом Крещении , и по таинственном Миропомазании , облекшеся во все оружие Святого Духа, стали против силы врага, и оную побеждаете, восклицая: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). 5. Сего Святого Миропомазанияудостоившись , вы нарицаетесь Христианами , оправдывая возрождением и самое имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились оной благодати, вы сего наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть Христианами. 6. Ведать же вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавая своему брату ( Лев.8:1–2 ) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его ( Лев.8:6,12 ): и сей был назван помазанником ( Лев.4:5 ), то есть от помазания образовательного (т.е. прообразного). Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по измытии в Гионе ( 3Цар.1:39,45 ). Но всё это происходило с ними, как образы 555 ( 1Кор.10:11 ). Вам же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

39. Δυνμεθα ‘можем’. Самоуверенный ответ братьев свидетельствует о непонимании ими действительного значения слов Христа. Они, несомненно, понимают, что Иисус говорит о грядущих страданиях, но не догадываются, что Он имеет в виду позорную смерть под клятвой закона (Втор 21:23; Гал 3:13) и в оставлении Богом (15:34); они мечтают о героическом и славном в глазах людей подвиге за дело мессианского Царства, как это было во времена Маккавеев 37 . 42. ο δοκοντες ρχειν ‘почитающиеся князьями’; в употреблении глагола δοκω ‘полагать, казаться’ не исключен оттенок иронии, так как истинная власть принадлежит Богу (Ис 10:5,15; Дан 4:17–23). κατακυριεουσιν ‘господствуют’. В переводе Семидесяти этот глагол почти всегда обозначает чужеземное владычество. Приставка κατα- здесь и в следующем глаголе κατεξουσιζουσιν ‘властвуют’ придает значение использования власти на пользу себе и в ущерб подданным. 43. οχ οτως δ στιν ν μν ‘но между вами да не будет так’. В новом Израиле нет места для мирского величия. δικονος ‘слугою’. δικονος есть тот, кто трудится не для себя, а для другого. Для греков это слово звучало позорно: так, у Платона (Горгий, 518А) мы видим διακονικς ‘служебный’ рядом с δουλοπρεπς ‘прили­чествующий рабу’ и νελεθερος ‘рабский, недостойный свободного человека’. 45. λτρον ‘искупления’. Это слово используется в НЗ только здесь и в параллельном месте Мф; вне Библии оно означало выкуп за военнопленного или раба. У Семидесяти оно почти всегда соответствует образованиям от трех корней — kpr, pdh, g’l. Оно означает подушную подать в половину сикля, “выкуп за душу свою Господу при исчислении их” (сынов Израилевых; Исх 30:12); “выкуп за душу” хозяина вола, который забодал кого-то до смерти (Исх 21:30); выкуп за первенца (Числ 18:15); выкуп за родственника, продавшего себя в рабство (Лев 25:51–52); плата за имущество, отданное в залог (Лев 25:26). Однако еще более вероятно, что λτρον здесь соответствует другому еврейскому слову, которое ни разу не переводится так у Семидесяти. Это слово ’šm ‘жертва повинности’, см. Лев 5:14–6:7; 7:1–7; Числ 5:5–8. Оно употребляется в важнейшем отрывке Ис 53:10: “когда же душа его принесет жертву умилостивления”. Это подтверждается тем, что в словах Иисуса мы видим здесь и другие выражения, характерные для этого отрывка: διακονσαι ‘послужить’ напоминает об Отроке (=Слуге) Господнем, а ντ πολλν ‘за многих’ (точнее: ‘вместо многих’) соответствует дважды повторенному rabbîm ‘многих’ в Ис 53:11–12. Πολλν здесь скорее означает ‘всех’, нежели ‘многих’: именно так (с πντων ‘всех’) это речение воспроизводится у апостола Павла (1 Тим 2:6).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Такой чистоты и святости требует служение Богу в новом храме! В 26 ст. вместо «по очищении» предлагают (Корниль) читать «по осквернении», чем закон сближается с Чис 19.11 . Относящие происхождение части Пятокнижия к послепленной эпохе видят в настоящем месте указание на постепенное развитие законов об осквернении трупом: семидневная нечистота от прикосновения к трупу для священника (ср. Лев. 21.1–4 ) распространяется на всех в Чис 19.11 . Иез.44:28 .  А что до удела их, то Я их удел. И владе­ния не давайте им в Израиле: Я их владе­ние. Совершенной святости священников, их принадлежности одному Богу, мешали бы не только исчисленные скверны, но даже и такая невинная вещь, как собственность, особенно столь ценная собственность, как земельная. Уделом ( «а что до удела их» – усиливает мысль) священников (выражение буквально из Чис 18.20 ; Втор 18.1, 10.9 ) будет сам Иегова (какая почетная и выгодная замена земли!), ближайшим образом то, что принадлежит Ему, жертвенные части и т. п., исчисляемые в ст. 29, 30. Священники (как и левиты, что видно из проектируемого XLV и XLVII гл. раздела земли) не должны иметь владения во Израиле. Хотя им даются участки земли в Иез.45.1–5 (может быть только усадебные), но целому колену Левиину не дается определенной области. Иез.44:29 .  Они будут есть от хлебного при­ноше­ния, от жертвы за грех и жертвы за пре­ступле­ние; и все заклятое у Израиля им же при­надлежит. Святость сообщается священникам, и пищей их, которая вся состоит из величайших святынь. Священникам принадлежит: 1) бескровная жертва (минха) из хлеба и некоторых пищевых продуктов, которая, как прообраз бескровной жертвы и родоначальница святейших хлебов предложения, здесь таким образом первая относится к величайшим святыням ( Лев. 2:3, 10, 6:9–11, 7:9 и д.); 2) жертвы за грех и за преступление, которые может быть заменили собою первоначальный выкуп в скинию за грехи и потому естественно и целиком принадлежат священникам ( Лев. 6:19–22, 7:6 ; Чис 18.9 ); ее, как величайшую святыню, можно были потреблять только в храмовых комнатах ( Иез.42.13 ); 3) заклятое, херем, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий, заболевший каким-либо кожным заболеванием, обязывался обратиться к священнику, который занимался не лечением, а определением степени нечистоты больного. Священник, осматривавший больного, должен был отличать серьезные кожные заболевания от незначительных (наподобие простой сыпи), которые быстро вылечивались. Больной человек считался ритуально нечистым и потому в течение всего периода болезни должен был жить вне стана (впоследствии – за чертой города или селения). Эта изоляция служила не только профилактической мерой, но ее основная цель состояла в предотвращении возможных соприкосновений нечистого человека с другими людьми. Больному предписывался траурный образ поведения: должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! ( Лев.13:45 ). Такое отвращение к кожным заболеваниям связано с тем, что они ассоциировались со смертью: внешне кожа больного напоминала гниющую кожу трупа, во время болезни смерть как бы овладевала живым телом. Книга Иова говорит о том, что в ветхозаветном сознании проказа считалась наказанием за личные грехи, в самой Библии такое воззрение отчасти подтверждается ( Чис.12:10–15 ; 2Пар.26:16–21 ), хотя в принципе прямая связь между проказой и грехом существует далеко не всегда. Если человек исцелялся от болезни, то совершался сложный и торжественный ритуал его очищения ( Лев.14:1–32 ), который был по сути празднованием нового рождения, поскольку личность была освобождена от фактической смерти и возвращена к жизни и тесному общению с Богом. Если плесень или грибковая инфекция поражала ткани, кожаные изделия или дома, то в этом случае после первичного осмотра запрещалось пользоваться данным объектом в течение семи дней, затем зараженная часть предмета удалялась. Если же и после этого плесень не исчезала, тогда весь предмет следовало уничтожить (одежду – сжечь, дом разломать и камни вынести за пределы стана). Это было необходимо во избежание осквернения людей от этих предметов. 5.5. Нечистота истечений (Лев. 12 и 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Древнеевр.   - отглагольное существительное от глагола   - возливать масло, помазывать маслом. Корень   встречается в том же значении в арамейском и в угаритском. В древнеевр. языке глагол используется почти исключительно как технический термин для описания обряда помазания маслом (предметов или людей); неск. раз встречается в более общем значении «мазать», «смазывать» (дом краской - в Иер 22. 14 или оружие маслом - в 2 Цар 1. 21; Ис 21. 5). М. в Ветхом Завете Слово   в Ветхом Завете Термин   - «помазанник» употребляется применительно к царям, священникам и, возможно, пророкам, над которыми был совершен обряд помазания. В большинстве текстов ВЗ этот термин не имеет эсхатологических коннотаций, поэтому нельзя назвать их в строгом смысле слова мессианскими. Тем не менее то, как этот термин употреблялся в ВЗ, оказало значительное влияние на последующее развитие образа М. в иудейской и христ. среде. Согласно описаниям в ВЗ, обряд помазания совершался через возлияние елея на голову из рога или сосуда (1 Цар 10. 1; 16. 13); в результате помазания человек обретал новый статус. В Пятикнижии титул   («помазанник») относится только к священнику (Лев 4. 3, 5, 16). В Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30 Бог приказывает Моисею возлить елей на голову Аарону, причем помазание является составной частью ритуала посвящения в священники (наряду с омовением и облачением в специальные одежды). После совершения этого ритуала Аарон и его сыновья получили возможность совершать жертвоприношения. Остается неясным, был ли помазан только Аарон или его сыновья тоже: Аарон упоминается либо один, либо вместе с сыновьями (Исх 28. 41; 30. 30; 40. 13, 15; Числ 3. 3). Через это помазание Аарон и весь его род навеки получают священническое звание (Исх 40. 15). В Лев 7. 36 подчеркивается, что помазание совершает Сам Бог. За пределами Пятикнижия помазанник-священник упоминается только один раз, в 1 Пар 29. 22: собрание Израиля помазывает не только Соломона, но и Садока (в отличие от параллельного описания в 3 Цар 1. 45, где помазывают только Соломона; такое различие между книгами Царств и Паралипоменон, вероятно, можно объяснить тем, что текст книги Паралипоменон складывался позднее, в нем больше ощущается влияние Пятикнижия).

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010