Здесь содержится описание храма (40,1–42,20), богослужебного строя (42,1–46,24) и разделения земли (47,1–48,35). Многие современные исследователи понимают это описание буквально, видя в нем или проект будущего храма и будущего богослужебного строя, имеющего утвердиться по возвращении иудеев из плена, или же опыт кодификации допленного культа и описание разрушенного Соломонова храма. Но едва ли можно согласиться с таким пониманием. Изложенные в рассматриваемых главах законы о жертвах, о левитах и священниках (42,1–46,24), – по мысли пророка, – имеют, очевидно, такое же значение как и предписания о разделении земли (48) и о построении храма (40–42). Но эти последние не могут быть понимаемы буквально. Начертить план Иезекиилева храма не удалось ни одному исследователю, и осуществить его нельзя. Равным образом, не могло быть осуществимо в действительности и предлагаемое пророком разделение земли. Все это показывает, что пророк не имел в виду представить в 40–48 гл. проект последнего устройства народа. С другой стороны, трудно видеть в указанных главах и простое воспроизведение практики допленного времени, так как черты храма Иезекиилева не совпадают с образом Соломонов храма, а обрядовые предписания отличаются от Моисеевых законов (ср. Иез.46:10 и Числ.28:1 ; Иез.45:23 и Числ.28:19 ; Иез.44:21 и Лев.21:13 ). Самый характер описаний пророка, а также сравнение с другими библейскими местами ( Апок.21:10 и Иез.40:2 ; Апок.21:12 и Иез.48:31 ; Апок.22:1 и Иез.47 ) дают основание видеть в гл.40–48 таинственную, идеально-пророческую картину мессианского царства, отдельные черты которой для нас непонятны. Отличительной чертой книги Иезекииля служит обилие в ней видений и символических действий. При этом, другие пророки (ср. Ис.6 ; Амос.7 ) только кратко отмечают свои видения, а Иезекииль описывает их с величайшей подробностью (ср.1,8–11.40–48), предоставляя самому читателю постигать смысл его таинственных указаний. Отсюда происходит чрезвычайная темнота книги. Бл. Иероним справедливо называет ее «scriptnrarnm агсаипш et mysteriorum Dei labirinthum» и сравнивает темноту ее с подземным мраком (ad Paulin, ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Хлеб замешивали и пекли в очаге. Однако в Иерусалиме был район булочников, которые использовали специальные печи. Женщины (или в наиболее богатых домах, в Храме, при царском дворе – повара) готовили еду в глиняных горшках или в медной утвари. О существовании харчевен свидетельств не сохранилось (См. «Питание»). Производство пряжи и тканей Женщины пряли, ткали и красили полотно. Прядение было таким же привычным способом времяпрепровождения для женщин, как вязание ( Исх.35:25 ; Притч.31:19 ; 2Цар.3:29 ). Библия не дает точных сведений относительно техники прядения: это в самом деле одно из самых ранних ремесел, изобретенных человеком, и оно везде одинаково. Стоит только посмотреть на египетские фрески и скульптуры: левая рука тянет нить, а правая вращает веретено. Это нехитрое приспособление служит человеку со времен неолита. Его изготовляют из камня, слоновой кости, костей других животных, из глины или, позднее, из олова – те, что вытачивались из дерева, не сохранились. Шерсть козы была основным материалом для производства пряжи ( Лев.13:47 ; Втор.22:11 ): ее состригали, мыли, чесали, красили, а потом тянули из нее нить ( Ис.19:9 ). Лен также использовали, но в меньшей степени, чем в Египте ( 1Пар.4:21 ). Как и прядение, ткачество – одна из домашних работ, которыми занимались женщины или служанки и рабыни. Но драгоценные ткани, предназначенные для сакральных целей или для богатых, изготовлялись в особых мастерских. Там производились полотно, одеяла, пояса, покрытия для шатров из козьей шерсти и даже одежда ( Притч.31:24, 7:16 ; Лев.13:48 ). Самые ранние способы ткачества, горизонтальное и с использованием грузил, практиковались также и евреями, последнее – с эры бронзы, с XVI века. Об использовании вертикального способа письменных и археологических свидетельств нет: он начинает упоминаться в еврейской литературе лишь в эпоху второго Храма 46 ( Есф.1:6 ; Иез.16:10–13 ; Суд.16:13–14 ). При раскопках в Лакише была открыта лавка, где продавались ткани. Сохранились обуглившиеся куски дерева и глиняные грузы. Рядом с частями ткацкого станка была найдена печать с его именем: «Хилкиах бен Мас».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    17:5—10 Вера служителей     17:5,6. В древней еврейской литературе иногда используется образ смоковницы, которая имеет разветвленную корневую систему, прочно удерживающую дерево в земле. Горчичное зерно стало нарицательным для обозначения предельно малого.     17:7—10. У большинства рабовладельцев рабов было немного; одни и те же рабы работали на поле и готовили пищу. У рабов не было возможности выбора, работа была их обязанностью. Господа считали ниже своего достоинства вкушать пищу со своими рабами и никогда не ели вместе со слугами. Смысл данной притчи в том, что вера возрастает, если трудиться над ней, как отдаются работе верные слуги и рабы; назначение веры — служение, вера не является самоцелью.     17:11—19 Благодарный самарянин     17:11,12. Проказа в древние времена была ужасной кожной болезнью (в более широком понимании, чем современная проказа), и по библейским предписаниям прокаженный должен был жить вне общества (Лев. 13:45,46), хотя Библия не заходит так далеко, как многие еврейские учителя, которые причиной проказы считали наказание за грех. Прокаженные, таким образом, были изгоями общества, которых большинствоздоровых людей старались не замечать.     17:13. Прокаженные приблизились к Иисусу со смирением, как предписывалось в Ветхом Завете приближаться к Богу или Его представителю для молитвы.     17:14. В Библии предусматривались специальные жертвоприношения по случаю излечения от проказы (Лев. 14:1—32). Направляя их к священнику, Иисус не нарушил закона и не оскорбил священников.     1     7:15—19. Самаряне считали себя благочестивыми, но иудеи видели в них людей, далеких от религии, и правоверные евреи избегали тесных контактов с ними. Эта неприязнь придает особую окраску всей истории. Тот факт, что самарянин мог странствовать вместе с прокаженными евреями между Самарией и Галилеей (ст. 11), подчеркивает, что проказа стирала даже социальные грани: изгоями становились люди независимо от своего социального происхождения.     17:20—37 Природа грядущего Царства

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9. Посему, человече, всех, вверенных тебе до еди­ной души, не переставай увещевать и учить тому, что свято, в себе самом представляя им образец добрых дел; паче же всего остерегайся одного любить, а другого ненавидеть, но всем изъявляй уравнение: иначе может случиться, что кого любишь ты, того ненавидит Бог, и кого Бог любит, того ненавидишь ты. Дружбы ради не потакай погрешающему, и не позволяй себе утеснять одного, чтоб дать льготу другому, иначе даром пропадет труд твой.-Когда кто либо из братий случайно оскорбит тебя, смотри, рассердившись, не скажи: ни увещевать, ни исправ­лять его не буду; спасется ли он или погибнет, какое мне дело. – Что это говоришь ты, человече? Уразумей, каким преодолен ты неистовством! Ненависть возобладала твоим сердцем, чтобы брат погиб более от твоей страсти, чем от своего греха. Тебе должно простить и приять его-кающегося, чтоб мог ты (не стыдясь) говорить оное Евангельское слово: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). Итак, если хочешь, чтобы Бог оставил тебе грехи твои, оставь и ты брату твоему, чем бы он против тебя ни грешил,— помня заповедь: «да не возненавидиши брата во уме твоем» (Лев. 19:17),-и слово Соломона, который учит: «поощряй же и твоего друга, его же испоручил еси» (Прит. 6:3); и еще: «не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом бееши его, не умрет от него» (Прит.23:13); Послушай и Моисея, который го­ворит: «обличением да обличиши ближняго тво­его, и не приимеши ради его греха» (Лев. 19:17). 10. Все, кому вверено попечение о братиях, да уготовляют себя к пришествию Спасителя и страшному Суди­лищу Его. Ибо, если отдавать отчет за себя сопряжено с опасливым недоумением (как быть – как быть) и страхом, не тем ли паче за вину другого подвергнуться истязаниям и впасть в руки Бога живого? – И не можем мы прикрыться неведением, когда знаем из Писания «яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще зло» (Еккл.12:14); и у Апостола читаем: «всем явитися нам подобает пред Судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5:10). Исаия также объявляет, что назначен день, в который Бог будет судить вселенную в правде: «се б о День Господень грядет не исцельный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешни­ки погубити от нея» (Ис. 13:9). Знаем мы, что будем некогда взяты на суд и должны будем дать отчет во всем, что написано в законе, что изображено Пророками, и чему святый отец наш учил нас,-почему не делали всего того, или делали, но с крайним небрежением. – И се Тот, Кому весь суд предан Отцем, – сия Истина, учащая всякой истине, говорит: «не мните, яко аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Мои­сей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Иоан. 5:45—46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

    Единство    Пятикнижие сложный по структуре памятник письменности, составленный из нескольких отдельных книг, и в то же время это связное и непрерывное изложение событий от сотворения мира до смерти Моисея. Не учитывать эту особенность значит искажать текст. Книга Бытие отличается своеобразнейшей художественной структурой, которую скрепляет многократно повторенное: «Вот родословие...». Целостность Исхода очевидна благодаря пронизывающим его смысловым связям. Например, данный народу в гл. 19–40 закон основан на обстоятельствах исхода Израиля из Египта, описанных в гл. 1–18; 19,3–6. Не зная этого описания, невозможно понять закон. Когда народ Израиля вышел из Египта, Бог привел его к горе Хорив той самой, у которой впервые явился Моисею (Исх. 3:1–12).    Этим знамением Бог подтвердил избрание Моисея. Левит определенно книга для священников. Книга Числа рассказывает о 40-летнем странствовании Израиля в пустыне на пути в Ханаан. Ход повествования в ней резко меняется (10,11–13). Здесь с точностью до дня указано, когда Израиль снимался со стоянки и выступал в путь. Если в Исходе мы видим прообраз того, как через пасхального агнца (Христа) приходит избавление от рабского служения греху и сатане, то Числа изображают духовные блуждания всех детей Божиих по бесплодной и полной опасностей пустыне в поисках земли обетованной и предостерегают от подражания малодушному упрямству древнего Израиля. Злейший враг Израиля он сам. Второзаконие состоит из трех обращений Моисея к народу на равнинах Моава, в которых он излагает закон (Втор. 1:1–5).    И в то же время книги эти связаны непрерывностью повествования. Исход связан с Бытием упоминанием о числе израильтян, пришедших в Египет (Быт. 46:26.27; Исх. 1:1). Иосиф перед смертью связал соплеменников клятвой вынести его кости из Египта, когда Бог явится освободить их (Быт. 50:25), и Моисей исполнил эту клятву (Исх. 13:19). Левит 1–9 можно рассматривать как дополнение к Исх. 25:40. Последняя Глава книги Исход описывает устройство скинии, а первая Глава книги Левит порядок совершаемых в ней богослужений. Обряд посвящения в сан священника изложен в Исх. 29, а впервые совершается в Лев. 8:9. Запреты на пищу в книге Левит объясняет история исхода (Лев. 11:45). Числа во многом связаны с Исходом и книгой Левит. Во всех трех книгах общие литургические принципы и установления, и описанные действия происходят главным образом в Синайской пустыне. В книге Второзаконие Моисей, в первый раз обращаясь к народу, кратко вспоминает историю, происшедшую с Израилем между Синаем и Моавом, изложенную в Числах, а во втором обращении к народу часто ссылается на исход и даже повторяет, с незначительными изменениями, Десять заповедей и ответ Израиля (Быт. 20 и Втор. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В притче говорится о небогатом землевладельце, у которого всего один раб, который занят и полевыми, и домашними работами. Ответ на риторический вопрос Кто из вас… скажет ему: пойди скорее, садись за стол? — очевидно, отрицательный (“Никто”), хотя в свете 12:37 и Ин 13:4–5 вовсе не исчерпывающий. Благодарный самарянин (17:11–19) Рассказ составляет часть особого материала Луки и отражает его интерес к самарянам, проявившийся также в Деяниях. В отличие от других рассказов об исцелениях здесь основное внимание сосредоточено на отношении исцеленного к совершившемуся чуду. Божие милосердие равно обращено ко всем людям, однако чтобы воспринять его, нужна вера и благодарность, то есть признание того, что спасительное действие исходит от Бога; принятие внешних даров, таких, как телесное здоровье, само по себе не ведет человека к спасению. Идя в Иерусалим — в очередной раз Евангелист напоминает о том, что излагаемые события происходят на заключительном пути Иисуса навстречу Страстям и Воскресению; проходил между Самариею и Галилеею — может подразумеваться граница между этими двумя областями или граница между Самарией и Переей, которая была тогда административно объединена с Галилеей. Когда входил Он в одно селение — прокаженные не могли находиться внутри селения. Остановились вдали и громким голосом говорили — согласно Лев 13:45–46 и Чис 5:2, прокаженные должны были избегать контактов с другими людьми. Обращение Наставник ( естественное для учеников, не совсем понятно в устах прокаженных. Повеление показаться священнику опирается на требование закона, согласно которому священник был обязан присоединить исцеленного к общине, из которой его исключила болезнь (Лев 13:49; 14:2–3). Множественное число (священникам) возникает потому, что в группу прокаженных входили иудеи и самаряне, у которых были разные священники. Исцеление происходит на расстоянии, и Иисус не прикасается к прокаженным, ср. исцеление от проказы Неемана сирийца (4 Цар 5:10–14). Пал ниц к ногам Его, благодаря Его — о благодарении ср. 18:11; 22:17; Деян 28:15; Ин 11:41; у Матфея при изложении сходного эпизода с прокаженным (Мф 8:2) подчеркнут элемент религиозного поклонения: prosekЪnei ‘преклонился’. Единственным из исцеленных, кто возвратился, чтобы воздать славу Богу, оказался иноплеменник, лишенный преимуществ принадлежности к избранному народу. В рассказе не подразумевается, что у остальных девяти исцеленных вовсе не было веры; скорее можно сказать, что их вера оказалась неполной, потому что была лишена благодарности. Пришествие Царства (17:20–21)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

– К концу стиха образная речь разрешается в простую: и во всем, что он ни делает, успеет, так как «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ), и самые неудачи и несчастия жизни служат к достижению высших и совершеннейших целей ( Быт.45:5 и 7). При исходищихъ. Греч. παρ τς διεξδους с следующим за ним определением τν δτων, значит и: при истоках, и: при потоках вод. Последнее значение соответствовало бы смыслу и еврейск. чтения. д. Не так не так: но к прахъ, возметаетъ втръ лица земл. 4. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. е. Сег ради не воскреснтъ на сдъ, ниж гршницы въ совтъ првныхъ. 5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. 4–5. Как мякина только временно соединена бывает с хлебным зерном и отделяется от него во время веяния, разносимая ветром по земной поверхности: так и нечестивые в земной жизни своей только временно пребывают среди благочестивых и пользуются не принадлежащими им по заслугам земными благами; во рано или поздно наступит для них время праведного мздовоздаяния Божия, когда они не устоят пред судом божественным, будут отделены от сонма праведных и подвергнутся, заслуженному ими наказанию Божию (ср. Иов.21:18 ; Ис.41:16 и Мф.3:12 ). – Суд Божий, постигающий нечестивых, или совершается уже во время земной их жизни (ср. Втор.28:15–68 ), когда они, как Корей, Дафан и Авирон, истребляются из среды общества верующих и благоугождающих Господу ( Числ.16:33 ; ср. Исх.13:14 ; Лев.7:21 и 27; Числ.15:30 и др.), или же окончательно совершится при кончине мира в последний великий день (Таргум; ср. Апок.6:17 ), когда, по изъяснению Христа Спасителя, нечестивые навсегда отделены будут от праведных, как плевелы от пшеницы, и осуждены на вечные мучения ( Мф.13:30 и 40–43; 25:33–46). Слав.-русское: прахъ (ср. Пс.17:43 ) вполне точно соответствовало бы только чтению вульгаты (pulvis); греческое же χνος могло бы быть переведено словом, более соответствующим значению евр. (): «плевелы» (ср. греко-слав. перевод Ос.13:3:1 ). Перевод: не воскреснтъ на сдъ согласуется с объяснением бл. Феодорита, который разумеет здесь будущее воскресение мёртвых, в коем «нечестивые воскреснут не на суд (οκ ες κρσιν), а на осуждение». Но, согласно с прямым значением еврейского () и греческого νστημι (вставать и стоять твердо, прямо в противоположность падению. Пс.17:39 ), слова οκ ναστσονται κρσει точнее могли бы быть переведены так: «не устоят (=сирск. и ар.) нечестивии на суде», т. е. не оправдаются (Таргум: non justificabuntur; ср. Пс.108:7 ), но подвергнутся осуждению и «падут пред грозным приговором Божиим» (св. Афанасий). И во второй половине стиха вм. въ совтъ првныхъ следовало бы читать: «в совете...» (=ν βουλ), разумея под советом собрание, как в русс. пер., или сонмъ, как переводится () по грек.-слав в Исх. 12:3 ; Лев. 8:4 ; Числ. 27:17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2 . По окончании 49-го года, т. е. в 50-м году, наступал юбилейный год. 1422 Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник Очищения ( Лев.25:8 ; Числ.36:4 ). Все предписания о субботнем годе прилагались также и к нему, даже более, все рабы еврейского происхождения получали свободу во время юбилея; долги отпускались вполне; должники, проданные в рабство, становились свободными; дома и поля, расположенные в городах неукрепленных, возвращали их прежним владельцам, не взирая ни на какую продажу и сдачу. Целью этих распоряжений было – воспрепятствовать накоплению богатств в известных семьях и обеднению других и сохранить различие колен. 388. – О праздниках вообще Кроме субботы и новомесячий, каждогодно были еще праздники, предназначенные для воспоминания великих событий, которыми ознаменован был исход евреев из Египта, или к благодарению Бога за Его благодеяния. Их было числом три: Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей. Был еще день, посвященный очищению от грехов, его можно считать за четвертый праздник. 1423 Праздник Пасхи 1424 1 . Праздник Пасхи, величайший из всех, напоминал об освобождении евреев от рабства ( Исх. 12 ); он обозначал в то же время начало весны и жатвы. Слово Пасха означает переход, и содержит намек на прохождение ангела-губителя, который поразил всех первенцев египетских и пощадил евреев. 1425 Этот праздник назывался также „праздником опресноков“, mazzoth ( Исх.12:15; 34:18 ; Лев.23:6 ; Лк.22:1 и сл.), потому что в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели· лишь пресный хлеб. С вечера 14-го abib’a, называемого позднее nisan, исчезало все квасное; при захождении солнца ( Втор.16:6 ) закалали пасхального агнца, который был избираем с 10-го дня этого месяца; священники проливали его кровь у подножия алтаря, пред которым его закалали, потом прикрепив его, не сокрушая ни одной кости, к двум поперечным шестам в форме креста, жарили на огне и, наконец, законно чистые евреи ели, с горькими травами, жертву ( Числ.9:9–12 ; Исх.12:43–46 ), служившую прообразом И. Христа ( 1Кор.5:7 ; Ин.19:36 ). Приготовляли одного агнца на десять лиц; 1426 те, которые отказывались вкушать его, были исключаемы из состава народа Божия ( Числ.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Иоан. 1, 15 , (см. о семь в ст. «Спор греков с латинянами» и пр. Тр. К. Ак. 1870 г. IV, 651). По объяснению известного ориенталиста Хвольсона выражение в св. Матфея: в первый день опресночный составляет поврежденный текст. По восстановлении же первоначального текста нужно читать так: «первый день опресноков приближался и приблизились ученики». Ход этой порчи первоначального (еврейского) текста проф. Хвольсон, отправляясь от сирского текста, объясняет так: в первоначальном еврейском текст евангелия Матфея стояли рядом два глагола: «приблизился день и приблизились ученики»; по-еврейски каждый состоит из одних и тех же четырех букв; переписчик по ошибке пропустил одно слово. Вследствие пропуска утрачивался смысл и для восстановления его прибавили в начале предлог «в», и вышло: «в первый день опресночный приблизились ученики». По этой неверной корректуре потом были исправлены тексты св. Марка и Луки. Ученый разбор этой догадки см. у проф. Глубоковского. Хр. Чт. 1893 г. 4 кн. 707 стр. и след. 197 Есть, хотя немного, таких мест в Писании, где ρτος не означает хлеба квасного, напр., хлебы предложения в ветхом и новом завете, называются ρτος προϑαεος –, а они были пресные ( Лев. 2, 111 . Хлеб, преломленный И. Христом в Еммаусе, называется ρτος между тем это было в первые дни пасхи, когда в иудеи и употреблялись опресноки. Манну Псалмопевец называет ρτος " ом небесным, ρτος " ом ангельским. Иногда квасный хлеб отличается от опресноков, как ρτος ζυμτης, ( Лев. 7, 3 ). 199 О таком предании свидетельствуют, напр, «Постан. апост.» VIII, 12, Иустин – в Аполог. I, 65–67, Ириней – Прот. ерес. V кн. II, 2–3, Киприан карф. – в пис. 63, к Цецилию, Златоуст – в чине литургии и толк, на Мф. Бес. LXXXII, 2, Василий В. – в чине литургии, Дамаскин – в Точн. изл. в. IV, 13 и др. Сн. еще карф. соб. 46 пр. и трул. соб. 32 пр. 200 Так поступали гностические иудеи – христиане: евионеи (Ирин. Пр. ерес. V кн. I, 3; Епиф. Ер. XXX, 16), маркиониты (Епиф. Ер. XLII, 3), татиане (Ер. XLVI, 2), енкратиты (Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010