Но так ли многозначителен этот факт, чтобы на нем опирать столь широкое положение, как то, что установление правильно организованного священства имело будто бы место гораздо позже времени судей? И если взять этот факт в целом объеме истории об Ефрафянине Михе, то к тому ли он поведет, к чему идет на основании его Липперт? Миха, еще до прихода к нему юноши-левита, поставил у себя священником одного из своих сыновей ( Суд.17:5 ): следовательно, правда, в те времена мог священствовать, кто пожелал бы. Но вот приходит Левит, и Миха считает прежнего своего священника уже негодным, – он отдает предпочтение Левиту, в той уверенности, что «теперь Господь будет благотворить ему, потому что левит стал у него священником» ( Суд.17:13 ). Что означает этот поступок и эта уверенность Михи? Очевидно, то, что и в те уже времена, несмотря на возможность всякому по желанию быть священником, одно какое-то священство выделялось из всех, как законное и действительное, и это священство принадлежало левитам. Точно также и «сыны Дановы», насильно взявшие истукана из дома Михи и уведшие с собою упомянутого юношу-левита, «имели у себя, говорит писатель книги Судей, истукан, сделанный Михой, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме» ( Суд.18:31 ); а немного раньше (ст. 30) тот же писатель говорит, что у жителей Дана было свое особое священство – потомки этого юноши-левита. Из сопоставления этихъ стихов (30 и 31) видно, что особое священство в Дане было на-ряду с тем священством, которое было «при доме Божием»: таким образом, опять одно от другого различаются, как законное – должное и произвольное – недолжное. Таким образом, из истории истуканов Михи видно, что и в те времена священство еврейское имело законную постановку в своей деятельности, хотя от этой постановки и делались безнаказанно отступления, в роде деяний Михи и сынов Дановых. Но юноша-левит был «из племени Иудина» – указывает профессор Липперт и заключает отсюда, что священство тогда не было еще кастою, какою стало после.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

     Жестко настроен к колдунам, гадателям, ворожеям, т. е. к представителям оккультных наук, Ветхий Завет. Во Второзаконии (глава 18, ст. 9-13) сказано: " Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим " .      В книге Левит говорится: " Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш " (19, 31). " И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их,то я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя, и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят " (20, 6-7).      В книге Исход говорится: " И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света " . И еще: " Ворожеи не оставляй в живых " (22,18).      В книге Левит особенно жестко и прямо сказано про людей, занимающихся оккультизмом: " Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волховать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них " (20, 27).      Таким образом, в Ветхом Завете отношение к людям, занимающимся волшебством, гаданиями, чародейством, к звездочетам (астрологам) и т. п., т. е. оккультными занятиями, вполне четкое и жесткое - вплоть до предания их смерти. Про тех, кто к ним обращается за помощью гаданием и т. п., сказано: " ...обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее " (Лев., 20, 6). Из последующего нашего повествования будет видно, что те, кто обращается за помощью к колдунам, магам, шаманам, экстрасенсам, действительно начинают страдать духовно и телесно вплоть до гибели.

http://zavet.ru/book/berestzv.htm

Второй же признак выражает идеальную цель всякой жертвы–символически и таинственно изображать восстановление общения падшего человека с всесвятым Богом. Это благодатное общение ветхозаветного человека с Богом в жертвоприношениях проходило разные степени и формы,–то выражая идею всецелого, полного и безраздельного посвящения духовно-телесной природы человека Богу–во всесожжении, то символизируя очищение, заглаждение и прощение грехов и преступлений приносящего жертвы греха и повинности, то означая идею самого тесного общения любви человека с Иеговою–в жертве мира или спасения. Именно соединявшаяся только с этою последнею жертвою трапеза нагляднейшим образом представляла благо общения верующего с Богом и с ближними, почему она и называется веселием пред лицем Иеговы ( Втор.12:18 ). Указывая на объединяющую силу жертвенного пиршества, Апостол говорит коринфским христианам: «посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» ( 1Кор.10:18 ), и берет эту силу жертв ветхозаветных, как образ единения верующих христиан в таинстве причащения (там же, ст. 17). Сакраментальная сторона жертвоприношения выражается в названии той или иной жертвы «хлебом Божиим» (лехем-Элогим), «хлебом Господним» (лехем-Иегова) ( Лев.3:11, 16, 21:6, 8, 17, 22, 22:25 ) или «благоуханием приятным Господу» (реах нихоах ла-Иегова, σμ εωδας τ Κυρ odor suavitatis Domino) ( Лев.1:9, 13, 17, 2:2, 9 и др.), чем, конечно, выражается благоволительное принятие Иеговою не материальной сущности жертв, а того верующего и благоговейного настроения, с каким ветхозаветный член царства Божия приступал к жертвеннику Господню. Благоволительное принятие Иеговою жертвы иногда выражалось и внешним, притом разительным и чудесным образом–в ниспослании Господом сверхъестественного огня на приготовленную на жертвеннике жертву ( Лев.11:24 , сн. 3Цар.18:38 ). В жертвенном же пиршестве при жертве мира или спасения со всею силою выступала трапеза завета, пир любви и радости, изображавших не только преискреннее общение верующих между собою и с Иеговою, но и будущее блаженство Царства Божия (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Д. Райт предположил, что предлог   при глаголе   означает, что не человек становится объектом очищения, принося жертву за грех (  см.: Лев 4), а при участии человека очищается святилище от того греха, к-рый был совершён:     - «для очищения при его участии». Грехи общины отражаются на святости святилища, и в качестве искупления вины за грех человек совершает очищение святилища посредством жертвы. Й. К.- это ежегодное очищение святилища; если очищение не совершается, божественное присутствие покидает храм (подобно тому, как это описано в Иез 8) (см.: Wright. 1992). Однако позиция Райта не вполне последовательно подтверждается языковым материалом. В Иер 18. 23 предлог   вводит косвенный объект   - «провинности». Т. о., выражение     означает не «очистить при участии чего-либо», а «очистить что-либо», в данном случае «очистить, искупить вину» (подробнее о значении и об употреблении глагола   см.: Milgrom. 1991. P. 1079-1084; TDOT. Vol. 7. P. 288-303). Проблема святости и отношения к святыне имеет особое значение для богословского осмысления Й. К. В первых 9 главах кн. Левит дается подробное описание различных жертвенных ритуалов, но не приводятся эксплицитные богословские рассуждения: идея очищения выражается безличными конструкциями (         букв.- «соблаговолится ему для очищения его», Лев 1. 4;       - «простится ему (им)», Лев 4. 20, 26, 31, 35; 5. 10, 13, 16, 18, 26). Напротив, в описании обрядов Й. К. неоднократно даются предостережения, определяющие сознательное отношение человека к божественному присутствию. Это описание начинается упоминанием о смерти сыновей Аарона, нарушивших закон и принесших в святилище «чуждый огонь» (Лев 16. 1). Аарону дается предписание не во всякое время входить во Святое Святых, чтобы не умереть. В качестве разъяснения условий, при к-рых возможен вход в святейшую часть скинии, даются заповеди Дня очищения. Законы Й. К.- это ответ на неудачную попытку человека проникнуть в сферу священного. Уникальность положения Й. К. среди проч. праздников обусловлена особым содержанием праздничного действия: покаяние само по себе составляет кульминацию праздника.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

И вы узнаете, что Я послал вам повеление это, чтобы был [сохраняем] договор Мой с Левием, говорит Господь воинств. LXX: «Вот Я отделю у вас плечо и разорву внутренности над лицами вашими, внутренности торжественных жертв ваших и соберу вас вместе, и вы познаете, что Я послал вам повеление это. чтобы был [сохраняем] завет Мой с левитами, говорит Господь всемогущий». Так как Он говорит левитам, то и говорит: Отниму у вас то, что, по вашему понятию, есть более священное согласно закону и что из жертвенных животных даровано вам Богом в награду за ваши добродетели. Brachium (лопатка) вместо чего LXX перевели humerum (плечевая часть), это есть правая передняя часть бока (armum) животного. И разорву, говорит над лицами вашими νυστρον, т.е. желудок, или по Еврейскому тексту – [разбросаю] нечистоты ( ), т.е. называет в переносном смысле ( μετωνυμικς) содержащееся вместо содержащего, ибо священники от жертв получали правое плечо, грудинку, язык и внутренности и вообще то, что описывается в книге Левит (главы VII и IX). Он говорит, что все это Он отвергнет за грехи их и бросит в лицо священников, чтобы приносящие были таковы же, как и приносимое ( Чис.18 ; Втор.18 ). И он прилипнет к вам, или покроет вас, так что ваши отталкивающие лица будут опозорены этою гнилостною нечистотою и из того, что Я отвергаю вас, вы поймете, что Я – Тот Самый, Который некогда избрал отца вашего Левия, а чрез Левия избрал Аарона и дал вам славу священства, чтобы был [соблюдаем] договор Мой или завет Мой с Левием и чтобы он служил в вечном священстве. Должно заметить, что Еврейское слово brith ( ) Акила перевел как συνθκη, т.е. договор, а Семьдесят всегда [переводят его] как διαθκη, т.е. завет, да и действительно в весьма многих местах Писаний слово завет [завещание] значит не выражение воли умерших, а договор между живыми. А хочет Бог , чтобы все люди, и в особенности священники не имели скверны и украшали добрыми делами плечо ли то или руку. А грудинкою выражается добрая совесть, языком же обозначается доброе исповедание, так что «сердцем мы веруем в правду, а устами исповедуем во спасение» ( Рим.10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

У ветхозаветных писателей мы не видим, однако этого; напротив, мы встречаем здесь даже большее разнообразие эпитетов, чем в Пятикнижии. И в книгах: Исход, Левит и Чисел не всегда священники называются «сынами Аарона»; иногда вместо этого употребляется название «священник» (напр. В Лев. 6:25. 26. 30; 16:33 ; 17и др.); точно также и во Второзаконии вместо «священники-левиты» употребляется иногда одно название «священник» (18:3; 19и др.), и при том – у одного и того же писателя и по выводам критика (сравни, например, Второзаконие 18:1, где употреблено название «священники-левиты» с ст. 3, где называются просто «священники») 4 . У других ветхозаветных писателей нет также одного какого-либо эпитета для названия священников. В книге И. Навина употребляется три названия: священники-левиты (3:3; 8и др.), священники (3:6. 8. 13 и д.; 4:3. 9. 16. и д.; 6и 9) и сыны Аарона, священники (21:19); последний эпитет имеет ещё несколько вариаций (21сынам Аарона священникам, левитам; ст. 10: сынам Аарона из племён Каафовых, из сынов Левия 5 . Такое же разнообразие названий представляют и книги Паралипоменон, писатель которых то служителей святилища называет священниками, сынами Аарона ( 2Пар. 13:9. 10; 26:18; 29:21; 31:19 ; 35и др.), то, хотя редко, священниками-левитами ( 2Пар. 30:27 ) 6 , то наконец – и это всего чаще – просто «священниками» ( 1Пар. 9:2. 10; 13:2; 15:11 ; 2Пар. 5:11. 12 ; 7и др.). Тоже самое представляет книга Неемии (в 10:28. 34. 36 и др.; 12:1. 12 и др. – священники; в 12:47: сыны Аарона) и книга пророка Иезекииля (в XLIII, 19, XLIV, 15: священники-левиты; в 42:13. 14; 43:24; 44:31 – священники). Таким образом, в ветхозаветной письменности не существовало одного какого-либо установившегося термина для названия священников, и в позднейшее время, к которому критика приурочивает название «священники-левиты» 7 , этот эпитет не сделался исключительным или даже преобладающим названием ветхозаветных священников; напротив и у писателей, живших после времён Езекии, он также часто заменяется другими названиями, употребляющимися в Пятикнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

215 . – Общий план Пятокнижия Книга Бытия служит введением к четырем последним книгам Пятокнижия и ко всей истории народа Божия. Она нам рассказывает историю мира до призвания Авраама и историю патриархов Авраама, Исаака и Иакова до смерти этого последнего в Египте. Семейство Иакова становится народом в Египте. Три книги, следующие за книгою Бытия, сообщают в последовательном порядке историю образования еврейской национальности и закона, данного Богом этой последней. Пятая книга, Второзаконие, имеет, как и Бытие, особую физиономию: она состоит из ряда речей, в которых Моисей резюмирует, изъясняет или пополняет законодательный кодекс, по повелению Божию данный им Израилю. Бытие, таким образом, есть введение к книгам Исхода, Левит и Числ, а Второзаконие краткое повторение их. 754 Таковы общий план и единство Пятокнижия. Должно изучить его теперь более подробно в каждой из книг, входящих в состав его. 755 1. Деление Пятокнижия 1 . Книга Бытия разделяется на десять отделов неравной величины и неодинаковой важности, но очень характерных. Они предварены сказанием о творении, которое служит введением и как бы предисловием ко всему Пятокнижию и ко всей Библии. Творение мира (I–II, 3). 1 . История происхождения человечества (II, 4–IV, 26). 756 2 . История потомства Адама чрез Сифа (V–VI, 8). 3 . История Ноя (VI, 9–IX, 29). 4 . История детей Ноя (X–XI, 9). 5 . История Сима (XI, 10–26). 6 . История Фарры и Авраама (XI, 27–XXV, 11). 7 . История Измаила (XXV, 12–18). 8 . История Исаака (XXV, 19–XXXV). 9 . История Исава (XXXVI). 10 . История Иакова (XXXVII–L). Таким образом, в начале 10-го отдела мы читаем: „Вот родословие Иακοвα: Иосифу было семнадцать лет“, и т. д. Слово родословие (поколения) означает здесь просто: историю, 757 потому что самые родословия были уже исчислены ранее ( Быт.29:32–35; 30:3–24; 35:16–18; 23–26 ); все дети Иакова рождены во время жизни Исаака и, по этой причине, их рождение было рассказано в истории Исаака и не повторено здесь. To же самое и в VI-й главе „Вот родословие Ноя“ ( Быт.6:9 ) просто означает: „Вот история Ноя“, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

2. Всякое душевное преступление есть болезнь. А болезнь не смешивается с благом, как (другое) благо 17 , но исцеляется (тогда), когда воспринимает благо. Правда – это здоровье, а неправда – болезнь. Поэтому душа, (ничего) не потерпевшая, и мысль, (не укрепленная) приближением искушений, не имеют здравого и твердого разумения 18 . Потому и пророк, научая нас большему мужеству, говорит: «Испытал нас Бог , расплавил нас, как расплавляется серебро» ( Пс. 65, 10 ). И снова (говорит он) о том же: «С терпением претерпевал я, (уповая) на Господа, и Он призрел на меня» ( Пс. 39, 2 ). 3. Поэтому мы предпочитаем, по апостолу, пребывать в болезнях, в укоризнах, в бедствиях, в изгнаниях, в тесных обстоятельствах ( 2Кор. 6, 4–5 ). Настанет (время), когда претерпевшие (все это) услышат от Господа то, что Он сказал Иову: Неужели ты думаешь, что Я что-нибудь другое возвещал тебе кроме (того, что нужно) для явления твоей праведности ( Иов 40, 3 ). Итак, о Килония, и мы постараемся участвовать (в том, о чем говорится) в этом изречении. 4. Это можно показать и на примере растений. Как растения, осыпанные удобрением, возрастают и становятся более красивыми и приносят сладкие и хорошие плоды, так и наши души возрастают в истине и во всякой добродетели (в то время), когда находят искушения. И в Евангелии говорится о той бесплодной смоковнице ( Лк. 13, 6–8 ), о которой садовник умоляет, чтобы осыпать ее удобрением. Почему Иов сидел на гноище? 5. Поэтому-то и Иов сидел на гноище 19 ( Иов 2, 8 ), во время испытания и, пребывая там, дожидался извещения от Бога. Весьма великое благо – терпение в испытаниях. Презирая все земное, он сидел на этом гноище, как бы в царской палате. 6. Поистине, о возлюбленная Килония, «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца " 20 ( Пс. 61, 11 ). Если же случится с нами оскудение богатства, или болезненные напасти, или обманы и клевета, – (нам) надлежит крепиться. Если даже мы захотим, чтобы (эти невзгоды) отошли от нас, мы не в силах будем отогнать все это. Поэтому лучше будем принимать все это с терпением. Ибо, «будучи... судимы, мы наказываемся от Бога, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

2Пар.24:23 .  И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. 2Пар.24:24 .  Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд, 2Пар.24:25 .  и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах. 2Пар.24:26 .  Заговорщиками же против него были: Завад, сын Шимеафы Аммонитянки, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки. Наказанием за преступления Иоаса явились: частью нашествие сириян на Иудею и Иерусалим ((ст. 23–24), ср. ( 4Цар.12:18–19 )), а затем тяжкая болезнь Иоаса и насильственная смерть его от руки заговорщиков ((ст. 25–26), ср. ( 4Цар.12:20–21 )). Во 2 Паралипоменон причинная связь этих бедствий с нечестием и преступлениями царя очевидна; оттого и сам рассказ полнее и понятнее, чем в ( 4Цар.12 ), где нет упоминания о нечестии Иоаса. В данном случае, как и во многих других, кн. Паралипоменон представленный кн. Царств остов исторических известий восполняет жизненным содержанием и прагматической связью. Погребен был Иоас, подобно Иораму ( 2Пар.21:20 ), вне царских гробниц. 2Пар.24:27 .  О сыновьях его и о множестве пророчеств против него и об устроении дома Божия написано в книге царей. И воцарился Амасия, сын его, вместо него. Подробности об Иоасе и царствовании его содержались «в книге царей», евр.: бемидрашгамелахим, LXX π τν γραφν τν βασιλων, Vulgata: in libro regum, слав.: «в летописце царстем». Еврейское «мидраш» (ср. 2Пар.13:22 ) на языке послепленного иудейства означало толкование, комментарий на какую-либо книгу библейскую или часть ее (напр., «Мидраш Мехильта» – толкование на часть кн. Исход, «Мидраш Сифра» – на кн. Левит и др.), нередко с преобладанием аллегорических изъяснений (ср. Cleric ad 2 Paral. XIII, 22). В данном случае можно разуметь пророческую послепленную или еще раннейшую обработку истории царей иудейских, служившую вместе с каноническими книгами Царств источником при составлении кн. Паралипоменон (Stade, «Geschichte des Volkes Israel», I, s. 84; ср. у проф. П.А. Юнгерова . Происхождение и историчность кн. Паралипоменон, с. 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Книге Левит мы читаем: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» ( Лев.18:21 ). Молох – это мерзкий идол огня, в жертву которому приносили маленьких детей. Иногда их только проводили через «молохов» огонь ( 4Цар.23:10 ). Так и в нашей стране до недавнего времени почти всех детей протаскивали чрез поклонение «вечному огню». Под видом почитания памяти погибших воинов был возрожден этот языческий культ, ничего общего не имеющий с христианским поминовением павших. И многие поклонялись этому «вечному огню», очень многие. А ведь нам, православным, известно, что такое «вечный огонь» – «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Из Писания мы знаем, что бесы обитают в идолах, и поэтому те люди, которые поклонялись богам чуждым, «приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши» ( Втор.32:17 ). И сейчас наши заморские «соседи» с Востока и Запада тоже хотят, чтобы русские дети поклонялись богам чуждым и приносили жертвы бесам. Но можем ли мы отдавать наших детей Молоху, этому духу растления? Да не будет так! Новые «боги» сегодняшнего мира – это «сидящие на игле» блудливые рок-музыканты, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порно-видео-индустрия, алкоголь, азартные игры и прочая и прочая. Что делает с моло­дежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки – такие, как «техно», «рэйв», «транс», «хеви-металл» и другие – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: «все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» ( Втор.12:31 ). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и книга Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу «современного Вавилона». Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010