II . Они говорят: «Если он не Бог , почему тогда без отца и без матери?» В этом случае с их слов получается, что Мелхиседек – Отец, а не Сын. Они возражают: «Мы не называем его Отцом, но Божиим Словом, существовавшим прежде воплощения и рождения от Марии». О суемудрые, как [может быть] Бог Слово без Отца!? Поймите, что сказанное блаженным Павлом относится к воплощенному Христу. Ведь он говорит: «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену... Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:13–14 ). «Но скажи, – спрашивают они, – как Христос воссиял из колена Иудина, без отца и без матери по чину Мелхиседека?» Они не знают, что говорят. Ведь Павел сказал «по чину» относительно священства, а не относительно выражения «без отца». Поэтому он не говорит: «ты без отца и без матери по чину Мелхиседека», но: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Что значит «по чину»? Значит по сходству, а не по Закону. Ведь по Закону было положено священствовать колену левитов, Мелхиседек же священствует не по Закону, но по чину пророческому, прообразуя тем самым Христа. Поэтому говорит: «Ты священник вовек», не по чину левитов, не по чину Аарона, который из того же племени, но «по чину Мелхиседека», который священствовал помимо Закона. III . Но о чем они снова нас спрашивают? «Если Мелхиседек человек, то каким образом он “пребывает священником навсегда”» ( Евр.7:3 )? Они рассуждают об этом исходя из отрывка, пропуская другое из этой главы. Ведь сказано: «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:3 ). Подобие и реальность – не одно и то же, поскольку одно есть образ, а другое – истина. Например, как пророк Иона по причине трехдневного погребения ( Мф.12:39–40 ) уподобляется Христу оставаясь пророком, как Моисей уподобляется Ему, поскольку был предводителем народа, оставаясь навсегда вождем, точно так же уподобляется Христу и Мелхиседек, поскольку был священником для язычников, и «остается навсегда священником». Поэтому [Писание] говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

XXXV. Перенесение кивота; пророчества о Мессии Первой мыслью благочестивого, когда утвердился на царстве, было – перенести в новую столицу кивот завета, которому не воздавалось довольно почести во дни Саула. По зову Царя собрался весь Израиль, с старейшинами, священниками и Левитами, чтобы поднять из Кариафиарима кивот Господа сил, сидящего на Херувимах; но не по уставу Моисея, хотя и с великим торжеством, совершилось первое перенесение; вместо того, чтобы возложить святыню на рамена Левитов, сыны Аминадава, в доме коего стоял кивот, Оза с братией, поставили его на колесницу, по примеру данному Филистимлянами, когда от них возвращался; Давид, со всем народом, изъявлял радость свою в песнях, играя на гуслях и на псалтыри, звуча трубами, тимпанами и кимвалами. Но гнев Божий постиг, внезапной смертью, Озу, когда дерзнул коснуться неосвященной рукой кивота, чтобы поддержать его, при колебании колесницы, и устрашенный Царь не отважился внести святыни в Иерусалим; он поставил её в доме Аведдара Гефского, где оставалась три месяца, и привлекла благословение Божье на дом сей. Услышав о том благочестивый Царь, решился продолжать перенесение кивота; он велел одним Левитам прикасаться к нему, ибо их избрал Господь для своего служения. Прежде, нежели приступить к святыне, очистились Левиты и Первосвященники, Садок и Авиафар; тогда только, в присутствии Давида и всех князей Израилевых, при пении ликов и игрании на мусикийских орудиях, с благоговением подняли они кивот на рамена свои и, после первых семи шагов, принесли семь тельцов и семь овнов, в жертву благодарения. Сам Давид, облеченный в льняную одежду, вмешался в лики певцов, сопровождая кивот, с восклицаниями и гласом трубным, с бряцанием гуслей, кимвалов и кифар. Так вступил он в Иерусалим, где дочь Саулова, Мелхола, увидя Царя, скачущего и играющего пред кивотом, уничижила его в сердце своем. Посреди скинии, устроенной Давидом, на горе Сионской, поставили святыню; там совершил он всесожжение и благословив народ, именем Господним, угостил каждого человека. Пред лицом кивота поставил Царь, на всегдашнюю стражу Левитов, чтобы служить Богу Израилеву и возглашать в песнях дела Его; начальником ликов избрал он Асафа и сам воспел первую песнь: «исповедайся Господу и призывайте имя Его; возвещайте людям все начинания Его; воспойте и пойте Ему, поведайте все чудеса, какие сотворил Господь; хвалите имя святое Его; да возвеселится сердце, ищущее благословений Его, взыщите Господа и утешитесь: – исповедайтесь Господу, ибо благ и во век милость Его!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

“И исчислены были левиты от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно мужчин — тридцать восемь тысяч. И из них, чтобы наблюдать в доме Господнем — двадцать четыре тысячи, а надсмотрщиков и судей — шесть тысяч. И четыре тысячи привратников, и четыре тысячи славящих Господа на инструментах, сделанных мной для прославления…” ( 1Пар. 23:3-7 ). Как видно из этого отрывка, Давид поделил 38 тысяч левитов, достигших 30 лет — возраста, когда они имели право исполнять обязанности священнослужителей, — на четыре большие группы. Из них 24 тысячи должны были заниматься повседневными работами в Храме; 6 тысяч образовывали своего рода храмовую полицию и суд; 4 тысячам вменялось в обязанность встречать народ у входа в Храм, вовремя открывать и запирать его ворота и играть роль их стражников; и еще 4 тысячи значились храмовыми музыкантами. Далее с помощью жребия Давид распределил все перечисленные виды работ между семьями левитов и определил порядок их службы ( 1Пар. 23-26 ). То же самое Давид проделал и по отношению к коэнам — потомкам первосвященника Аарона ( 1Пар. 24 ). Наконец, в это же время Давид произвел окончательный подсчет всех тех ценностей и строительных материалов, которые на протяжении многих десятилетий откладывал для строительства Храма — как из военной добычи, так и из налоговых поступлений и дани от покоренных народов. Если опять-таки верить Библии, речь шла о поистине колоссальном для того времени богатстве. Подробный отчет о сделанных им приготовлениях к строительству Храма Давид представил народу во время второй — официальной — коронации Соломона. “И собрал Давид всех начальников Исраэля, начальников колен и начальников отделений, служивших царю, и начальников тысяч, и начальников над всем имуществом и стадами царя, и сыновей его, и придворных, и храбрецов, и всех людей доблестных — в Иерушалаим” ( 1Пар. 28:1 ). Напомним, что помазание Соломона на царство, совершенное в то время, когда Адония пировал у камня Зохелет, было вынужденным, а потому поспешным. В нем приняли участие, кроме царских гвардейцев и самых верных придворных, лишь жители Иерусалима.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

а) Собрание Израильтян к 24-му дню 7-го месяца во вретищах и с пеплом на головах (ст. 1). б) Исповедание в грехах своих и в преступлениях отцов, сопровождаемое чтением из книги закона в продолжении четверти дня (ст. 2–3). в) Громкое молитвенное воззвание ко Господу левитов от лица смирившегося народа и приглашение народу встать и славить имя Господне (ст. 4–5). г) Пламенная молитва Ездры от лица кающегося народа с письменным обязательством исполнять заповеди Божии (ст. 6–38). Ст. 1. В двадцать четвертый день этого месяца (т. е. Тисри) собрались все сыны Израилевы – постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих... Это был пост и всенародное покаяние, назначенные по особому распоряжению вождей народа израильского – Ездры и Неемии, а не по предписанию закона. Может быть, десятый день месяца Тисри, назначенный по закону для покаяния и очищения народного 912 , был пропущен по особым обстоятельствам того времени, и, именно, ради приготовлений и распоряжений к празднику кущей; а, между тем, Ездра и Неемия хотели непременно воспользоваться умиленным и сокрушенным состоянием народа, в которое он приведен был чтением закона, дабы восстановить завет с Богом и укрепить народ в его благочестивой решимости следовать по путям Господним. В этом случае, Ездра и Неемия подражали тем ревностным вождям народным, как, напр., Иисусу Навину 913 , и тем благочестивым царям Иудейским, как, напр., Асе и Езекии 914 , которые употребляли торжественное покаяние и всенародное заключение завета с Богом, как наилучшее средство к возбуждению и укреплению религиозного чувства в народе. Ст. 2–5. Обряды покаяния состояли в следующем: а) Израильтяне, отделив и отлучив от среды своей всех инородных, стояли на своем месте (т. е. во дворе храма, на площади у восточных ворот) и четверть дня (от первого часа до третьего) читали из книги закона Господа Бога своего. Чтение, конечно, продолжалось в том же роде, что и в праздник труб, и в праздник кущей, т. е. с объяснениями и толкованиями Ездры, при помощи левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А чтобы вы не подумали, что это наше измышление, приведем в свидетели Ездру: " И Я узнал, говорит он, что части левитов не были представлены, и что бежал каждый из левитов в страну свою, и из певцов, и из тех, которые служили [в храме]. И я возбудил дело против правителей и сказал: Почему мы оставили дом Божий? И я собрал их и заставил их оставаться при месте их служения. И весь Иуда приносил десятины от зернового хлеба, вина и масла в кладовые, и поставили мы надзирать за складом священника Селемию и писца Садока» ( Неем.13:10–13 ). Мы слышали повествование Ездры. а теперь повторим слова пророка, более тщательно обращая внимание на то, – согласны ли они с повествованием и пророчеством его. Когда говорится: Обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам, то очевидно, что он убеждает возвратиться тех, которые отступили от Господа; и обрати внимание на милосердие Господне: Он, с своей стороны, обещает воздать тем же, чем и они, так что им возмерится тою же мерою, которою возмерят и они ( Мф.7:2 ). И подобно тому, как пишется в книге Левит: «Если вы будете ходить ко Мне развращенными, то и Я буду ходить против вас в страшном гневе» ( Лев.26:27–28 ), и теперь Он убеждает народ к возвращению, чтобы и Он также мог возвратиться к ним. А они, не понимая, что они отступили от Господа, бесстыдно спрашивают: В чем мы должны обратиться. И говорят они: Когда мы отступили, то какою ценою (merito) будем побуждены возвратиться? На это Господь отвечает: Разве человек оскорбит Бога [или: оскорбляет], как вы оскорбляете Меня. Еврейское слово haiecba ( ), переведенное у LXX обманывает (supplantat – подставляет ногу) у Акилы, Симмаха и Феодотиона переведено словами: Обманывает ли (si fraudat), так что смысл такой: Обманет ли человек Бога, как вы обманули [или: обманываете] Меня и действительно, соответственно значению прошедших событий, когда народ не хотел давать начатков плодов и десятины Левитам, то, по слову Господа, Он Сам подвергся обману, так как служители Его, вынуждаемые голодом и бедствиями, покинули храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А чтобы к зданию храма не примыкали другие строения, Он повелевает, чтобы на пятьдесят локтей с каждой стороны земля оставалась пустою, как предместье или, по переводу Симмаха, Феодотиона и LXX, как граница и как промежуточное, пограничное пространство. По окончании этого распределения, снова предписывается другое измерение земли, которая должна быть выделена, как священная: отмерить, после предшествующего измерения, в длину двадцать пять тысяч и в ширину десять тысяч тростей другой земли, на которой будет не храм, то есть святилище (sanctum), но святилище и святое святых, и на которой будут жить священники, приступающие к служению Господу. Они будут жить на ней тогда, когда будут исполнять священнические обязанности; владение же их будет состоять, как мы сказали, из двадцати пяти тысяч тростей в длину и десяти тысяч в ширину. Далее, левиты, прислуживающие священникам и имеющие особое служение, получат место для построения двадцати сокровищниц, по Акиле комнат (exedras), по Симмаху келлий (thalamos), по Феодотиону отделений (gazeras), или, как перевели LXX, города. Отсюда мы видим, что некое место, отделенное для обитания левитов, называется городом, каковое место имеет пять тысяч тростей в ширину и двадцать пять тысяч в длину. Все же это, то есть святилище, и другое святилище, и святое святых, и жилища священников, и дом левитов, прислуживающих священникам, называется местами, отделенными и освященными для служения и освящения дома Израилева. После четырекратного распределения святой земли, предлагается пятое деление. Князь или вождь народа должен получить отсюда и оттуда, то есть с той и другой стороны святилища, [часть] в свое владение и жить в городе, и владение его должно быть обращено переднею стороною к месту, отделенному для храма, и к городу и находиться от берега моря, то есть с запада до другого берега моря, и иметь такую ширину, какую пророк определяет ниже при распределении каждого из колен. Наконец следует: длиною же наравне с каждым из уделов, полученным каждым из уделов, от западного предела, то есть от моря, до восточного предела, а где он оканчивается, это мы узнаем при распределении колен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог в Ветхом Завете говорит и о Мессии, который принесет в этот мир все вышесказанное. Мессия не будет принадлежать к роду священников Левитов, Он будет совершенным человеком из рода Иудина и будет Он священником Бога. Он, Мессия, будет принесен в жертву за грехи людей и приблизится к Богу не потому, что унаследовал сан священника (как это происходило в роду Левитов), а потому, что Сам будет подобен Богу – совершенен будет Мессия. Если люди последуют за таким Мессией и примут Его плату за грехи всего мира, то Господь вложит закон во внутренность их и напишет его на сердцах их, и будет Господь милостив к ним, ибо справедливость Его будет удовлетворена. И уже затем они могут стремиться стать ближе к Богу, так как Он хочет общаться со Своим творением (Бытие 3:8–11), но грех не позволяет делать этого. Не спорю, что все это достаточно сложно и запутанно, но всестороннее изучение Ветхого Завета может в полной мере разъяснить все трудности. Все писание полезно, включая и систему искупления. Но Бог обещал в Библии заключить новый завет со Своим народом. Новый завет начался с того, что старая система жертвоприношений была заменена совершенной жертвой в образе Мессии, Иисуса. Многие книги Писания рассказывают о Мессии, с Которого начинается новый завет. Бог сделал Его “жертвой умилостивления” и “…Он взял на Себя наши немощи [грехи] и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились”. (см. Исаия 53). Если хотите, можете заплатить за собственные грехи – вам будет стоить это жизни в вечности. Вы умрете за свои грехи и отправитесь прямиком в ад. Или, благодаря любви Божией, Мессия может заплатить эту страшную цену за вас. Взяв на Себя наши немощи, Он принес вам мир с Богом. Бог же позволит вам войти на небеса и остаться там навсегда, так как правосудие будет удовлетворено. Именно по этой причине, увидев Иисуса, Иоанн Креститель сказал: “… вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира… Верующий в Сына [Иисуса] имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем”. (Иоанна 1:29; 3:36).

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Братья левитов Пророчество, записанное во Втор.18:18 , включено в контекст беседы, во время которой Бог дает Моисею указания относительно дальнейшего поведения народа израильского, когда тот достигнет обетованной земли, и особенно левитов, колена священников. При рассмотрении первых двух стихов главы становится ясно, кого имел в виду Бог, когда говорил о том, что «воздвигнет им пророка» из среды их братьев. Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему. Втор.18:1-2 Здесь совершенно очевидно под словом «они» подразумеваются левиты, а под словом «братья» – другие колена израилевы. Недобросовестные методы толкования, возможно, дадут другой результат. Таким образом, корректная интерпретация Втор.18:18 должна звучать следующим образом: «Я воздвигну им (левитам) Пророка из среды братьев их (из других одиннадцати колен израилевых)…», следовательно, этот отрывок не может быть отнесен к измаильтянам и пророчество, конечно же, нельзя применить к Мухаммаду, пророку ислама. Интересно отметить, что в Ветхом Завете выражение «их братья» часто встречается в точно таких же случаях и относится к одному из колен Израилевых, отличному от упоминаемого. Типичный пример мы находим в следующем отрывке, где не возникает никаких сомнений относительно того, кто эти братья: Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых… Суд.20:13 Здесь конкретно говорится об «их братьях» как о других членах израильского общества, не относящихся к колену Вениаминову. Точно так же слова во Втор.18:18 относятся к другим коленам Израилевым, отличным от колена Левиина. В другом отрывке мы читаем о Моисее, сказавшем израильскому народу: …из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе. Втор.17:15 Царем над израильским народом мог быть поставлен только кто-то из братьев израильтян. Им не позволялось ставить над собой иноземцев, таких как измаильтяне. Здесь подтверждается принцип, что пророк, который должен прийти из среды «их братьев», должен быть израильтянином, но не из колена Левиина. В Европе на протяжении многих веков монархии было принято ставить на престол представителей других народов, с тем чтобы сохранить близкие отношения между разными государствами. Немецкие, британские, французские и греческие принцы часто вступали в брак с принцессами или другими членами царствующих семей других государств. В Израиле, однако, народ имел ясное повеление не ставить над собой царем никого из чужих народов, потому что он был отделен от всех как народ Божий, отличный от язычников, живущих вокруг.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

В Лев.27.17–24 , содержится специальное дополнение к общему юбилейному закону о выкупе земель, именно: определение о земельных владениях, посвящаемых святилищу; с сохранением принципа не отчуждаемости земли здесь соединяется и охранение прав святилища (выкуп у святилища совершается с прибавкою 1/5 сверх стоимости, Лев.25:19 ). Другое дополнение к закону о возвращении земельных участков в юбилейный год, именно изъятие из этого закона представляет постановление Чис 36.4 , о невозвращении земельных участков от дочерей – наследниц (за неимением сыновей) к случаю выхода их замуж в другое колено. Лев.25:29 .  Если кто продаст жилой дом в городе, огражденном стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; Лев.25:30 .  если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него. Лев.25:31 .  А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их [всегда] можно, и в юбилей они отходят. Лев.25:32 .  А города левитов, домы в городах владения их левитам всегда можно выкупать; Лев.25:33 .  а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; Лев.25:34 .  и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их. Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возврата в юбилейный год закон поставляет дома в селениях, не имеющих крепкой искусственной ограды. Селения и дома в них тесно связаны с землею, и потому " дома в селениях должно считать наравне с полем земли; выкупать их (всегда, – LXX, слав.) можно, и в юбилей они отходят» ( Лев.25:31 ). Напротив, в отношении домов в городах, огражденных стеною, право выкупа ограничено одним годом, а существенный закон о неотчуждаемости недвижимой собственности на эти дома (имевшие характер доходных, спекулятивных построек) вовсе не простирается ( Лев.25:29–30 ). В Лев.25:30 в евр. т. в выражении bair ascher lo choma – lo не есть отрицание «не», как по принятому чтению масоретского т., но, согласно самаританск. и др. переводам, lo ­­ ему (городу). Покупка дома в городе ни мало не изменяла первоначального разделения земли (под городами, огражденными стеною, традиция разумеет, бывшие такими при И. Навине); притом имущественные интересы в городе вообще выходили за пределы колен, наконец, в городах жило немало иностранцев, делать которых участниками привилегий юбилейного года не было оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В отношении к ним право выкупа ограничено, а существенный закон юбилейного года – о неотчуждаемости недвижимой собственности – на них вовсе не простирается. «Если кто продает жилой дом в городе, огражденном стеной, то выкупить его можно до истечения года от продажи его; в течение года выкупить его можно. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года; то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него» (ст. 29–30). Разница в отношении закона о праве выкупа и неотчуждаемости к двум родам недвижимой собственности – земле и домам (в укрепленном городе) объясняется разной степенью права собственника на тот и другой род владения. Между тем как по отношению к земле, которая для владельца ее есть лишь временный дар Иеговы, настоящего собственника ее, этот закон выражается в ограничении произвола в распоряжении ею, по отношению к дому (в укрепленном городе), как полному произведению самого владетеля и следовательно полного собственника по праву производителя, закон менее или даже вовсе не ограничивает свободу распоряжения и потому, предоставляя собственнику право на полную продажу, назначает только годовой срок на выкуп, по истечении которого проданный дом становится полной собственностью покупщика. Что же касается собственно установленного законом различия в отношении к домам в селениях и городах, причем первые вполне подходят под категорию законов о земле, а вторые получают особые законы, то это объясняется тем, что дома в селениях находятся в более тесной связи с полями, чем дома в городе. IV Несколько другой характер Моисеево законодательство принимает в отношении к домам левитов. Но это определяется особенным социально-экономическим положением их в среде израильского народа. Известно, что все владение левитов состояло в 48 городах, данных им при разделе земли ( Чис. 35:1–8 ). Эти города с незначительным количеством окружающих их полей и должны были служить для них основой экономического благосостояния, вместо поземельных участков, и по тому самому они имели для них то же значение, какое для простых израильтян имели земельные участки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010