В XVII в. базилику дважды основательно перестраивали: при папе Клименте VIII (1592-1605) по проекту архит. Дж. делла Порта и при Иннокентии X (1644-1655) по проекту архит. Борромини. В результате этих перестроек базилика обрела совр. вид. Интерьер до его реконструкции, предпринятой Борромини в 1646-1650 гг., запечатлен на фреске худож. Ф. Гальярди (ок. 1640-1650) в рим. ц. Сан-Мартино-аи-Монти, а также на рисунках самого архитектора (хранятся в музее Альбертина, Вена). Борромини оставил прежний план 5-нефной базилики, внешние и внутренние стены ее центрального и боковых нефов, но изменил форму устоев и их декор. 12 столбов, по 6 на каждой стороне, несут стены центрального нефа базилики, каждый столб фланкируют 2 коринфские пилястры колоссального размера, поднимающиеся до потолка через ярус окон (клеристорий). Арки между столбами соответствуют ярусу эмпоров (арок) на столбах, к-рые украшены рельефной скульптурой, так же как промежутки между окнами. Новые арочные проемы между нефами усиливали впечатление единства внутреннего пространства, а колоссальная высота пилястр - величие его размеров. В нижнем ярусе каждого столба установлены статуи апостолов. Цветовое решение центрального нефа строится на сочетании каменных элементов белого, серого и черного цветов, гармонирует с золочеными архитектурными деталями и зелеными колоннами; такие же колонны (по 21) отделяли сев. и юж. внутренние нефы. По соотношению и градации пространства, ритма, артикуляции цвета, света и тени в центральном и боковых нефах архитектура Борромини в базилике Л. к. является одним из высочайших достижений рим. барокко (Corpus basilicarum Christianarum Romae. 1977. P. 18). В 30-х гг. XVIII в. архит. А. Галилеи перестроил зап. фасад базилики, конструкция и декор к-рого уже не включали ничего из построек IV и XIII вв. В XVIII-XIX вв. продолжались перестройка нек-рых частей базилики и активное украшение ее интерьера. Были устроены новые капеллы: в 1732-1735 гг. по проекту Галилеи сооружена капелла Сант-Андреа-Корсини, в 1830-1850 гг. по проекту К. Раймонди - капелла Торлония в стиле позднего неоклассицизма. В 1876-1886 гг. была разобрана старая апсида и возведены совр. алтарь и апсида по проекту архитекторов Ф. и В. Веспиньяни.

http://pravenc.ru/text/2463155.html

Вместо Олимпия экзархом был повторно назначен Феодор Каллиопа, который по приказу императора 15 июня 653 года прибыл в Рим с вооруженной свитой для ареста святого Мартина. Папа направил для почетной встречи экзарха римских клириков, а сам, догадываясь о цели его скоропалительного визита, остался в Латеранском дворце, сославшись на приступ подагры. Каллиопа выразил сожаление по поводу болезни папы и велел объявить, что в ближайшее воскресенье он сам отправится к нему во дворец, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Между тем прибывшим с ним в Рим воинам он приказал обыскать Латеранский дворец из опасений, что там спрятаны вооруженные люди, способные защитить папу, и окружить его. Папа велел поставить свое ложе перед алтарем Латеранской базилики, и в воскресенье он возлежал на нем, окруженный священниками. Экзарх Каллиопа вошел в базилику в окружении вооруженного эскорта и огласил папе декрет Константа о его низложении как «узурпатора, занимавшего святой престол без утверждения императора. Духовенство ответило на это анафемой; затем поднялся страшный шум» . Папу стащили с ложа и «повлекли его во дворец цезарей. В ночь на 18 июня папу посадили на корабль… и повезли к Порто. Все духовенство готово было сопровождать папу в заточение, но экзарх разрешил папе взять с собой только шесть… слуг и приказал затворить ворота, опасаясь, что римляне бросятся освобождать своего епископа» . Корабль, который святой Мартин называл своей тюрьмой, обогнув берега Италии, доставил его на остров Наксос, где он находился в течение года под домашним арестом в одной из гостиниц. Режим содержания исповедника был настолько жестоким, что ему за все это время позволено было совершить омовение два или три раза. «Хотя, – по словам А.П. Лебедева, – …римские клирики и приезжали к нему, привозя все, что нужно было для несчастного страдальца, но ничего этого не доходило до Мартина. Стражи… брали приносимое себе, а приносителей со стыдом и бесчестием выгоняли вон, говоря: вы враги императора, когда выражаете любовь к врагу императора» .

http://pravoslavie.ru/99861.html

Переезд пап в Авиньон и подчинение политике французских королей привело к тому, что они потеряли фактическую власть в Италии и свой контроль над Церковным государством. В течение XIV века в Италии из коммун образовались города-государства. Вместе с жившей в городах или переехавшей туда аристократией под властью города оказывались и окрестные населенные пункты (деревни) и поместья. Здесь оказались ликвидированными отношения помещик - крепостной; крепостной стал свободным арендатором, который платил деньги владельцу за пользование землей. Благодаря сложившимся банковским услугам, торговой и промышленной деятельности сложилось финансовое хозяйство. В городах наряду с торговлей и банковской деятельностью началось также развитие мануфактурной промышленности. (Типы городов-государств складывались соответственно местному балансу сил аристократии и буржуазии.) В Южной Италии, начиная с середины XIV века продолжалась борьба между неаполитанской и венгерской ветвями династии Анжу за владычество над неаполитанским королевством. Младший сын Карла, герцог Эндре, был мужем наследницы неаполитанского престола Иоанны. Через Эндре венгерские Анжу (король Людовик I) хотели объединить оба королевства. Чтобы не допустить этого, неаполитанские Анжу подстроили убийство Эндре, что послужило поводом для войны. В династической междоусобной борьбе Анжу авиньонские папы приняли сторону Иоанны. Приходящее в упадок Неаполитанское королевство Анжу уже не могло оказывать должную поддержку куриальной политике в Центральной Италии. В отсутствие и папы, и императорской власти Церковное государство и Рим снова впали в анархию. В городах Папского государства тоже взяли власть в свои руки богатая буржуазия и дворянство; в других местах местные династии сформировали мелкие княжества, зачастую пользуясь при этом купленным у папы же герцогским титулом. В отсутствие пап античный и средневековый Рим начал стремительно хиреть и разрушаться. Камни растаскивались на строительство крепостных укреплений аристократов; произведения искусства покрывались слоем мусора и обломков. На Капитолии росла сорная трава, на римском Форуме паслись козы, в садах Ватикана по ночам появлялись волчьи стаи. Папские дворцы стояли без обитателей, крыша собора Святого Петра обрушилась, Латеранскую базилику использовали под конюшни. Население Рима составляло всего 20 000 человек. При таких обстоятельствах римляне, знавшие лучшие дни, с нетерпением ждали папу-ангела.

http://sedmitza.ru/lib/text/441635/

Происходят окончательная формализация и упрощение художественного языка, его средства становятся предельно скупыми и лаконичными. Такой стиль представлен в мозаиках, созданных в Риме при папе Льве III (795-816), из которых сохранились только те, что украшают апсидную арку базилики Санти-Нерео-э-Акиллео, при папе Пасхалии I (817-824): в базиликах Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе и примыкающей к ней капелле Сан-Дзено - и при папе Григории IV (827-844) в Сан-Марко в Риме. Этот стиль отличают уплощенность, бесплотность и жесткость фигур, преобладание графических средств над живописными, минимальное количество деталей и оттенков, однотипность и повторяемость образов. Мозаика триумфальной арки ц. Санти-Нерео-е-Акиллео в Риме. 795–816 гг. Мозаика триумфальной арки ц. Санти-Нерео-е-Акиллео в Риме. 795–816 гг. Намеченные в неск. чертах, они при этом обладают яркой художественной выразительностью. Рождение этого стиля было результатом как развития итал. живописи примерно с сер. VI в., так и уменьшения контактов с Византией - источником классических художественных влияний и, напротив, с сер. VIII в. усилением связей с др. гос-вами Зап. Европы. Каролингский ренессанс почти не оказал влияния на рим. живопись, но повлиял лишь на политику, хозяйственную жизнь и архитектуру. Единственными его отголосками можно считать использование в мозаиках нек-рых иконографических схем V-VI вв. Композиция с ангелами, несущими медальон с образом Иисуса Христа, в своде капеллы Сан-Дзено восходит к мозаикам капеллы Сан-Джованни-Эванджелиста при Латеранской базилике, сцена «Богоматерь с Младенцем и ангелом» в Санти-Нерео-э-Акиллео и изображение Римского папы Пасхалия, поклоняющегося Богоматери, в Санта-Мария-ин-Домника,- вероятно, к иконе из Санта-Мария-ин Трастевере. Наиболее распространенной темой в мозаиках IX в. (см. апсиды базилик Санта-Прасседе, Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Сан-Марко) стало Второе пришествие Христа; самым ранним дошедшим до нас прототипом этой композиции является мозаика апсиды ц.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Conc. T. 2. P. 77). Согласно Х. К. Манну, это 1-й пример использования слова «кардинал» по отношению к представителям рим. клира ( Mann. 1925. P. 374). В избрании папы могли принимать участие только клирики и должностные лица папской администрации; представители войска и знати должны были приветствовать избранного и подписать соответствующий акт, присутствие вооруженных лиц во время избрания запрещалось. Участники Собора не признали законность рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов, поставленных К. Епископы могли сохранить сан при условии проведения повторных выборов, результаты к-рых должен был утвердить папа Римский. Пресвитеры и диаконы могли принять повторное рукоположение от понтифика (при этом запрещалось назначать их на ответственные должности); миряне, возведенные К. в сан пресвитера и диакона, должны были стать монахами. Из таинств, совершенных антипапой, были признаны только крещение и конфирмация. Согласно Liber Pontificalis, рукоположенные К. епископы сохранили кафедры, но бывш. пресвитеры и диаконы были исключены из клира до кончины Стефана III (IV). Заботясь о сохранении церковной традиции, папа восстановил обычаи, связанные с возведением в священный сан, и распространил обязанности 7 епископов-эбдомадариев, совершавших богослужения в Латеранской базилике, на базилику св. Петра. О жизни К. после Собора 769 г. сведений нет. Ист.: LP. T. 1. P. 468-485; MGH. Conc. T. 1. P. 74-92; Codex Carolinus. 98-99//MGH. Ерр. T. 1. P. 649-653. Лит.: Martens W. Die römische Frage unter Pippin und Karl dem Grossen. Stuttg., 1881. S. 86-97; Bayet C. Les élections pontificales sous les Carolingiens au VIIIe et au IXe siècle (757-885)//RH. 1884. T. 24. N 1. P. 49-91; Duchesne L. L " historiographie pontificale au VIIIe siècle//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École Française de Rome. R., 1884. T. 4. P. 232-273; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1925. Vol. 1. P. 361-393; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 622-640; Hallenbeck J. T. Pope Stephen III: Why Was He Elected?//AHPont. 1974. Vol. 12. P. 287-299; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 112-119, 194-196; Picard J.-Ch. Constantin//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 475-476; Costantino, antipapa//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 670-675. Р. Д. Ковальчук Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/1842056.html

Петра; имп. коронацию в Латеранской базилике совершил папский легат кард. Н. Альберти да Прато (29 июня 1312). Конфликт гвельфов и гибеллинов, к-рый сопровождался противостоянием императора и франц. короля, показал, что К. не удалось воспользоваться авторитетом императора, чтобы установить мир в Италии. Поэтому вскоре после королевской коронации папа занял сторону Филиппа Красивого. Военные действия, начатые Генрихом VII против короля Неаполя Роберта Мудрого, потерпели неудачу. Во время подготовки к новому походу император внезапно умер (24 авг. 1313). Кончина Генриха VII положила конец надеждам гибеллинов на укрепление имп. власти в Италии и во всей Европе; в трактате «Монархия» (1307-1313) Данте возлагал на К. ответственность за неудачу императора. После смерти Генриха VII Филипп Красивый вновь обратился к папе с просьбой поддержать кандидатуру франц. ставленника - Филиппа, 2-го сына короля. Роберт Анжуйский посоветовал К. запретить избрание нового герм. короля, т. к. он неизбежно станет врагом Папского престола. В апостольских конституциях «Romani principes» и «Pastoralis cura» (14 марта 1314) К. подчеркнул, что император является вассалом Папского престола и обязан Римскому понтифику клятвой верности: некогда папа передал германцам утраченный греками имп. титул, поэтому император должен подчиняться папе, который вправе взять на себя управление Свящ. Римской империей в период, когда имп. трон вакантен. В соответствии с этими заявлениями К. намеревался назначить Роберта Анжуйского имп. викарием (наместником) на всех имп. землях в Италии (кроме Генуи). В целом политика в Папском гос-ве и империи ухудшила отношение к К.; в Италии окончательно восторжествовал местный партикуляризм. Отношения с Англией До избрания на Папский престол К. являлся подданным короля Англии и находился на службе англ. короне; в своей политике папа неизменно учитывал интересы королей Эдуарда I (1272-1307) и Эдуарда II (1307-1327). Англ. короли подчеркивали, что полностью доверяют К., в то же время устанавливая доверительные отношения с его родственниками, к-рые могли представлять интересы Англии в Римской курии; в свою очередь папа заверял англ.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

бывшего союзника: в февр. 1122 г. вернувшийся из Византийской империи герц. Вильгельм II заключил союз с Рожером II. Основными тенденциями, определявшими церковную политику К., были курс на усиление епископской власти и особое внимание к новым духовным орденам. Так, 9 мая 1122 г. он утвердил создание общины регулярных каноников св. Мартина в Зальцбургском диоцезе, а 4 нояб. того же года - общину каноников св. Мартина в Аугсбургском диоцезе. Для распространения августинского устава (см. Августина устав ) среди каноников Латеранской базилики в Риме К. постепенно перевел туда каноников одного из важнейших каноникатов Италии - Сан-Фредиано в Лукке. К. приписывалось утверждение 1-го устава цистерцианцев «Carta Caritatis», впрочем, в совр. историографии содержащая это распоряжение папская булла от 23 дек. 1119 г. считается поддельной ( Berman C. H. The Cistercian Evolution. Phil., 2010. P. 62). Спустя несколько дней после Реймсского Собора К. одобрил устав премонстрантов, переданный ему св. Норбертом из Ксантена (формальное утверждение устава состоялось 17 февр. 1126). Нек-рые исследователи (Г. В. Клевиц, Ф. Й. Шмале) рассматривают политику К. по отношению к новым орденам - регулярным каноникам, цистерцианцам и премонстрантам - как одну из причин схизмы 1130 г., когда ставшие при К. кардиналами представители «нового» духовенства поддержали папу Иннокентия II , в то время как кардиналы «старой формации» оказались на стороне антипапы Анаклета II . Как полагает Б. Шиллинг, «новый» курс К. в вопросе избрания кардиналов в основном определялся провалом его сицилийской и калабрийской политики, а также сменой союзников папства в Риме - в последние годы понтификата К. главной опорой папства стал род Франджипани, ранее поддерживавший антипапу Григория VIII. Понтификат К. иногда называют концом эпохи пап-реформаторов (напр., Klewitz. 1939). При нем усилилась власть епископов в диоцезах (этому были посвящены 7, 17-19-й каноны I Латеранского Собора) и были ограничены привилегии мон-рей, монашеских конгрегаций и частных церквей. Так, привилегия мон-рю Клюни и клюнийской конгрегации, данная К. 22 февр. 1120 г., ограничивала лишь мон-рем Клюни право аббата быть введенным в должность любым епископом (ранее это право распространялось на все мон-ри конгрегации). С изменившейся политикой по отношению к мон-рям нек-рые историки связывают отречение от титула и отъезд в Палестину в 1122 г. аббата Клюни Понтия, хотя в течение всего понтификата К. и аббат Клюни (несмотря на соперничество за Папский престол в 1119) сохраняли хорошие отношения: в 1120 г. К. был принят в братство монахов Клюни, а Понтий в том же году возведен в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Л. обращался за помощью к кор. Конраду III Штауфену (1138-1152), но, не дождавшись поддержки, был вынужден вступить в прямое столкновение со своими противниками, к-рое завершилось разгромом папского войска. Вскоре Л. скончался; причиной смерти было, вероятно, ранение, полученное в сражении. Похоронен в Латеранской базилике. Ист.: LP. T. 2. P. 385; Jaff é . RPR. T. 2. P. 7-19, 717, 758; Acta pontificum Romanorum inedita. Tüb., 1884. Bd. 2. S. 63; Catalogus imperatorum et pontificum Romanorum Cencianus//MGH. SS. T. 24. P. 106; Historia pontificalis//Ibid. T. 20. P. 521-544; Otto Frisingensis. Chronica. VII 31//Ibid. P. 364; Segni I. B. De ordine ac statu canonico in gratiam propriae congregationis libri tres. Bononiae, 1601. P. 66. Лит.: Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 1910. Vol 8. P. 114; Sighinolfi L. Ludovico Vittorio Savioli e la genealogia della famiglia di Alberto d " Orso Caccianemici//Atti e memorie della R. Deputazione di Storia Patria per le Provincie di Romagna. Bologna, 1934. T. 24. P. 211-253; Schmale F.-J. Die Bemühungen Innocenz " II. um seine Anerkennung in Deutschland//ZKG. 1953/1954. Bd. 65. S. 240-269; idem. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Köln; Graz, 1961; idem. Il Papato nell " età di Bernardo da Chiaravalle e dei primi Hohenstaufen: Da Urbano II a Celestino III//Storia dei papi/A cura di M. Greschat, E. Guerriero. Cinisello Balsamo, 1994. P. 237-266; De é r J. Papsttum und Normannen. Köln; W., 1972; Maleczek W. Das Kardinalskollegium unter Innocenz II. und Anaklet II.//AHPont. 1981. Vol. 19. P. 27-78; Swietek F. R., Deneen T. M. Pope Lucius II and Savigny//Analecta Cisterciensia. 1983. T. 39. P. 3-25; Kelly J. Lucius II//The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 171-172; Sauser E. Lucius II//BBKL. 1993. Bd. 5. Sp. 303-304; Wandruszka N. Die Oberschichten Bolognas und ihre Rolle während der Ausbildung der Kommune (12. und 13. Jh). Fr./M., 1993. S. 326-328; Horn M. Lucius II//LexMA. Bd. 5. Sp. 2162; Milani G. Lucio II//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 276-279.

http://pravenc.ru/text/2110924.html

RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих. В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних. Ист.: LP.

http://pravenc.ru/text/469694.html

Кардинал находился во Франции более 2 лет; он способствовал восстановлению религ. жизни и церковной дисциплины в гос-ве, контролировал распределение церковных бенефициев, посещал с визитациями монашеские общины, подчинявшиеся непосредственно Папскому престолу, при необходимости проводил там преобразования (см.: Barbiche, Dainville-Barbiche. 1989). Он стал инициатором переговоров между Францией и Испанией, к-рые завершились подписанием Вервенского мирного договора (2 мая 1598; см.: Barbiche. 1998), однако не смог противодействовать изданию Нантского эдикта (13 апр. 1598), установившего равноправие католиков и протестантов во Французском королевстве. Ввиду выполнения миссии 1 сент. 1598 г. он получил от франц. короля разрешение уехать и 10 нояб. присоединился к папскому двору, находившемуся в Ферраре. 30 авг. 1600 г. папа возвел А. Медичи в достоинство кардинала-епископа (он получил субурбикарную кафедру Альбано; 17 июня 1602 - субурбикарную кафедру Палестрины). Куриальные должности и занятие субурбикарных кафедр он сочетал с тем, что продолжал занимать архиепископскую кафедру Флоренции. В 1601-1604 гг. входил в комиссию, занимавшуюся проблемой бандитизма в Папской области. На конклаве, собравшемся 14 марта 1605 г., после кончины Климента VIII (3 марта), несмотря на сильную оппозицию «испанской партии» в коллегии кардиналов, А. Медичи был избран папой Римским; он принял имя Лев XI. Коронован в соборе св. Петра 10 апр.; 17 апр. состоялась церемония папской интронизации в Латеранской базилике. Понтификат Л. длился 27 дней: папа совершил первые назначения на должности (важные должности в Римской курии получили гл. обр. флорентийцы); обещал поддержку императору Свящ. Римской империи Рудольфу II (1576-1612) в борьбе против турок. Папа умер от плеврита, к-рый, как ходили слухи, начался из-за переохлаждения во время церемонии интронизации. Был похоронен в соборе св. Петра. Лит.: Pastor L., von. Storia dei papi. R., 1943. T. 12. P. 1-23; Lettres du cardinal de Florence sur Henry IV et sur la France (1596-1598)/Éd.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010