В подчинении верховного П. находились младшие П. (poenitentiarii minores), служившие при главных рим. базиликах (св. Петра, Латеранской и Санта-Мария-Маджоре), где они принимали исповеди у приезжавших в Рим паломников. Папа Римский Урбан V (1362-1370) установил численность П.- 12 чел.: по одному для приезжих из Франкии (Сев. Франции), Англии, Окситании (Юж. Франции), Фландрии, Бретани, Германии (Alemannia), Богемии, Польши, Дании (Dacia; включала всю Скандинавию и Балтику), Венгрии, Испании (включала Каталонию, Арагон, Португалию и Наварру) и Италии ( Haug. 2008. P. 91-92). Позднее число П. могло быть увеличено до 19. Младшие П. принадлежали гл. обр. к нищенствующим орденам доминиканцев и францисканцев ; обычно получали образование в сфере теологии или канонического права. Как правило, П. были уроженцами того региона, куда они назначались. Нередко они были и папскими посланниками, выполняли поручения понтификов, способствовали поддержанию связей Рима с различными частями католич. Европы, часто получали назначение на епископские кафедры. В 1569 г. папа Римский Пий V учредил 3 коллегии малых П.: францисканцев (при Латеранской базилике), доминиканцев (при базилике Санта-Мария-Маджоре) и иезуитов (при базилике св. Петра). Лит.: G ö ller E. Die päpstliche Pönitentiarie von ihrem Ursprung bis zu ihrer Umgestaltung unter Pius V. R., 1907-1911. 4 Bde; Chou ë t P. La Sacrée Pénitencerie apostolique: Diss. Lyon, 1908; Tamburini F. La Sacrée Pénitencerie apostolique et les pénitenciers mineurs pontificaux//Studia canonica. Ottawa, 1997. Vol. 31. P. 449-459; Salonen K. The Penitentiary as a Well of Grace in the Late Middle Ages: The Example of the Province of Upsala, 1448-1527. Helsinki, 2001; The Roman Curia, the Apostolic Penitentiary and the Partes in the Later Middle Ages/Ed. K. Salonen, C. Krötzl. R., 2003; M ü ller W. P. Violence et droit canonique: Les enseignements de la Pénitencerie apostolique: (XIIIe-XVIe siècle)//RH. 2007. Vol. 309. N 4. P. 771-796; Haug E. Minor Papal Penitentiaries of Dacia, their Lives and Careers in Context (1262-1408)//Collegium Medievale: Interdisciplinary J. of Medieval Research. Oslo, 2008. Vol. 21. P. 86-157; A New History of Penance/Ed. A. Firey. Leiden; Boston, 2008.

http://pravenc.ru/text/2579952.html

На участке, где была построена базилика, существовала катакомба, возникшая в 260–270 гг. При Диоклетиане здесь похоронили мучеников Марцеллина и Петра. В 330–340 гг., а затем при папе Дамасе из кубикулы с двумя захоронениями мучеников было создано настоящее подземное святилище. Здесь были два входа, пилястры и арки, эпитафия в стихах. Для удобства паломников особая лестница вела с поверхности земли прямо к святилищу мучеников. К концу VI в. было создано житие святых. Дамас также построил наземный мавзолей мучеников Горгония и Тибурция непосредственно над криптой Марцеллина и Петра. В конце IV – начале V в. катакомба была украшена обширным живописным ансамблем, который о. Антонио Бозио исследовал еще в 1594 г. После 400 г. здесь продолжали хоронить христиан, желавших покоиться близ мучеников. Катакомба получила название «кладбище под двумя лаврами у святых Марцеллина и Петра» (Coemeterium inter duas lauros ad sanctum Marcellinum et Petrum). В этом развитии наблюдается характерное изменение первоначального замысла. Император задумал базилику не как мартирий, а как часть собственного мемориального комплекса. Апсида Константиновской базилики частично захватывала пространство, где под ней располагалась катакомба. Так, благодаря близости могил мучеников, базилика фактически превратилась в мартирий Марцеллина и Петра. Здесь сооружение базилики способствовало развитию культа мучеников, а не наоборот. План Лабиканской базилики резко отличается от плана других Константиновских базилик, о которых сказано выше: двух городских, Латеранской и Санта Кроче, и двух кладбищенских, ап. Петра и ап. Павла. Если там алтарная часть, как обычно, выделена выступающей апсидой, то в Лабиканской два боковых нефа соединяются, образуя широкий полукруглый обход (деамбулаторий) вокруг центрального нефа – настоящей апсиды здесь нет. Кроме того, сторона базилики с главным входом расположена под углом по отношению к продольной оси – как у цирков. Такой план очень похож на стандартный план римских цирков, или константинопольского ипподрома, который был построен по образцу римского Большого цирка. Этот тип базилик получил название цирковидных, сейчас в римских пригородах их известно шесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б.- архитектор фасада ц. Сант-Аньезе ин Агоне (на пл. Навона) (1653-1655, завершена К. Райнальди), оратория ордена филиппинцев при ц. Санта-Мария ин Валличелла (1637-1640), дворца Конгрегации по распространению веры (1646-1667), колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте (1653-1665). Б. достраивал палаццо Барберини (архит. Мадерна) и руководил реконструкцией раннехрист. базилики Сан-Джованни ин Латерано (1646-1649). Базилика Сан-Джованни ин Латерано. 1646–1649 гг. Гравюра. 1836 г. (РГБ) Базилика Сан-Джованни ин Латерано. 1646–1649 гг. Гравюра. 1836 г. (РГБ) Важной чертой архитектурного стиля Б. был художественный диалог с великими предшественниками и современниками. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. храмом имп. Рима. Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. В оформлении фасада базилики Сант-Аньезе ин Агоне, в сочетании мощного купола и боковых колоколен угадывается сходство с собором св. Петра. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д.). Острая динамика архитектурных форм, оригинальность деталей и вместе с тем внутренняя дисциплина отличают дворец Конгрегации по распространению веры и ораторий ордена филиппинцев. Работа над основными проектами Б. нередко затягивалась, не все его замыслы были реализованы. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. В отличие от Бернини, связанного с высшей церковной иерархией, Б. строил в основном по заказам монашеских орденов, хотя среди почитателей его таланта были папа Урбан VIII и его родственники из аристократической семьи Барберини. Творческий метод Б. во многом определяется духовным и художественным содержанием стиля барокко, но он абсолютно индивидуален и неповторим. В жизни Б. мощные духовные порывы сочетались с периодами глубокой депрессии, приведшей его к самоубийству.

http://pravenc.ru/text/153233.html

В Liber Pontificalis подчеркивается особая забота папы И. об устроении стационального богослужения . Процессии следовали от Латеранской базилики или базилики св. Девы Марии «у Яслей» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре) до одной из титулярных церквей Рима. В Liber Pontificalis не указывается точная дата кончины И. Она вычисляется от даты его поставления (19 нояб.- через 7 дней после кончины папы Льва Великого (10 нояб.)). И. занимал кафедру 6 полных лет 3 месяца и 10 дней. С учетом того, что 468 год был високосным, датой его кончины является 29 февр. В большинстве списков Мартиролога блж. Иеронима память И. помещена под 10 сент. Та же дата памяти И. вошла в каролингские «исторические мартирологи» (Адона Вьеннского, Узуарда и др.), а также в XVI в.- в Римский мартиролог кард. Цезаря Барония. После II Ватиканского Собора (1962-1965) память И. перенесена на 29 февр. О широком почитании И. в Риме или за его пределами в древности и средние века сведений нет. Л. Дюшен выразил сомнение, что Илар, упомянутый под 10 сент. в Мартирологе блж. Иеронима,- папа Римский. В одном из ранних списков Мартиролога, в Эхтернахском (VIII в.), под этой датой упомянута кончина в Риме некоего еп. Илара. В Бернском кодексе (кон. VIII в.) и в позднейших списках эта заметка приобретает нехарактерную для Мартиролога блж. Иеронима подробность: «В Риме кончина блаженного папы Илара, по чьему распоряжению Викторий составил Пасхалию». Дюшен предположил, что, поскольку ни в италийской, ни в изначальной галльской редакциях Мартиролога блж. Иеронима не упоминалось о кончине папы Римского И., отождествление неизвестного еп. Илара с одноименным папой произошло лишь в каролингскую эпоху. Это мнение разделил И. Делеэ , уточнив, что память И. могла присутствовать в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима, но она помещалась под 10 сент. из-за того, что И. был отождествлен с еп. Иларом (MartHieron. Comment. P. 500). Соч.: CPL, N 1662-1663; Epistolae et decreta//Epistolae Romanorum Pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt S. Hilaro usque ad Pelagium II/Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868. T. 1. P. 126-174; Epistulae//PL. 58. Col. 9-32; Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie, [II]: Die Entstehung unserer heutigen Zeitrechnung. B., 1938. S. 16-26 [Epistula ad Victorium; Prologus Victorii Aquitani ad Hilarum archidiaconum ] .

http://pravenc.ru/text/389091.html

Папа, со всем свящ. Собором Кардиналов, для изъявления подобающей чести сим св. мощам становятся на колена, при пении антифона: «Петр апостол (Petrus Apostolus etc.)», далее садится на трон, поставленный в углублении горнего полукружия, а Кардиналы занимают места латеранских каноников по обеим сторонам его; потом, чрез несколько минут, каждый из них, по порядку старейшинства, подходит к трону для обычного поклонения папе, и получает от него в митру, по целовании руки, две медали, выбитые в память сего торжества, – одну золотую, а другую серебряную. После раздачи медалей, первый Кардинал-пресвитер, вместе с аудиторами роты и консисторскими адвокатами, становится с левой стороны главного престола, и читает нараспев хвалебную литанию о многолетии и благопоспешении папы. По окончании литании приходит сюда сам папа, лобызает престол, оставляет на нем, в пользу базилики, златошвенный кошелек из кармазиного бархата, или камки с 150 римскими монетами, и дает благословение; далее надевает тиару, садится на подвижное кресло, и его несут, под балдахином между павлиновыми опахалами на ложу, находящуюся на главном фасаде базилики. Здесь он произносит обычные молитвы, и, при стрельбе из ружей и пушек и звоне колоколов, дает народу торжественное благословение, сопровождаемое объявлением полной индульгенции. Наконец отлагает свящ. одежды и возвращается в Квирикальский Дворец. 7) О браке а) Обряд обручения На западе обручение (sponsalia), по большей части, совершается частным образом без всяких церковных обрядов; в римском требнике не начертано для сего никакого чиноположения, а в некоторых епархиях французских нет и речи об обручении. Если же где оно сопровождается церковными обрядами, то образ совершения его согласуется с обычаями епархий. Обыкновенно обручаемые становятся на колена; священник, при чтении приличной молитвы, окропляет их св. водою, и потом, заставив их соединить правые руки, говорит: «я обручаю (affido) вас для брака во имя Отца», и пр. Произнося последние слова, он осеняет их крестным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Ил. 4. Процессия мучеников во главе со св. Мартином. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. До 526 г. Ил. 5. Матерн, епископ Миланский. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьелд’Оро в Милане. V в. Ил. 6. Аполлинарий, епископ Равеннский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г. Ил. 7. Папа Гонорий. Мозаика церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. 625 г. Из соборных правил известно, что представители духовенства в IV в. также носили орарь 17 , только диаконы на левом плече, а священники – на шее 18 , хотя изобразительные памятники ранневизантийского периода не отображают орарь на священнослужителях. Исключением является изображение епископа Экклесия на мозаике конхи апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546–547) (ил. 8). В состав его облачения входит орарь 19 . Помимо наплечных лент нижней одеждой епископов и священников и верхней одеждой диаконов по-прежнему остается туника, верхней одеждой епископов и священников – фелонь. Тунику, украшенную полосами clavi, носили в числе других отличий не только римские сенаторы, но и некоторые первенствующие епископы 20 . В подобной тунике изображен Христос в образе Доброго Пастыря на мозаике северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V в.) (ил. 9). В храмовых росписях и на иконах в туники с полосами также традиционно облачены апостолы. Позже эта одежда твердо вошла в иконографию святительских облачений. Полосы проходили параллельно боковому срезу и могли быть сдвоенными. Ил. 8. Христос Эммануил, ангелы, св. Виталий и епископ Экклесий. Мозаика конхи апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. 547–548 гг. Ил. 9. Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. V в. Ил. 10. Мозаика конхи апсиды капеллы Сан-Венанцио при Латеранском баптистерии в Риме. VII в. Что касается головных уборов, то у ранних церковных писателей IV–V вв. нет сведений о том, что современные им епископы, преемники апостолов, во время богослужения прикрывали голову, несмотря на то что из предания известно об апостольских головных повязках. Нет их и среди одежд в изображении епископов на ранних памятниках монументального искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Экстатичности и внутреннего горения катакомбной живописи нет и следа. Внешняя элегантность и необязательность мозаики хорошо согласуются с возрождением старинной декоративности. Зрительная легкость и подвижность этой системы словно нарочно не требуют длительного разглядывания и размышления, хотя и имеют символический подтекст. Рисунок. См. изображение в оригинале Примерно в третьей четверти IV в. были выполнены мозаики в конхах глубоких экседр Санта Констанца, организующих в пространстве ротонды символическую поперечную ось. Мозаики очень сильно реставрированы, и их теперешнее состояние не имеет ничего общего с первоначальным видом. Изображения были прочитаны И. Вильпертом как «Traditio legis» («Передача закона») и «Traditio clavis» («Передача ключей»), однако тщательное изучение мозаик показало, что ключи во второй композиции – результат реставрации. Хотя изображения безбородого Спаса Эммануила в первой сцене и, напротив, во второй – бородатого Спасителя не подвергаются сомнению, отождествление эпизодов, несмотря на всю притягательность концепции Вильперта, проблематично. То, что именовалось «Передачей ключей», оказалось неясной сценой с женской фигурой, может быть образом Церкви. А «Передача закона», скорее всего, является сценой триумфа, возможно даже языческой по характеру. С уверенностью можно утверждать только одно: усложненный символизм и не до конца ясный смысл изображений характерны для этого раннего этапа римской живописи. Искусство второго этапа (после 400 г.) четко распадается на две группы: собственно римскую и «прогреческую». Связь с Римом накладывает безусловный отпечаток на стиль и тематику ансамблей первой группы: это Санта Пуденциана (401–417 гг.); фрагмент в базилике Сан Пьетро (середина IV в.); утраченные мозаики в Латеранской базилике (обновлены в XIII в.); фрагмент в Сан Паоло фуоре ле мура (третья четверть IV в.); Санта Сабина (425 г.), Санти Козма и Дамиано (ок. 520 г.); Сан Лоренцо фуоре ле мура (последняя четверть VI в.). Ко второй, «прогреческой» группе относятся мозаики Санта Мария Маджоре в Риме и Сан Аквилино в Милане; хотя они и созданы на территории Западной Римской империи, их естественнее рассматривать в контексте византийского искусства, после мозаик церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Торжественный въезд в Рим папы Римского Сильвестра. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. Торжественный въезд в Рим папы Римского Сильвестра. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. В апр. 313 г. противники Цецилиана обратились к К. с просьбой рассмотреть их конфликт в третейском суде, к-рый должны были возглавлять епископы из Галлии, где общины не пострадали от гонений ( Optat. De schism. donat. I 22-23; Aug. Ep. 88. 2). К. передал дело на рассмотрение соборного суда во главе с папой Римским Мильтиадом ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 18-20). 2-4 окт. 313 г. в Латеранском дворце в Риме (в то время К. был в Августе Треверов) состоялся Собор из 19 епископов из Италии и Галлии, к-рый осудил раскольников (в 313 после смерти Майорина их возглавил Донат) и оправдал еп. Цецилиана ( Optat. De schism. donat. I 22-24). Донатисты обратились к К. с апелляцией на решение Собора, и 1 авг. 314 г. по его распоряжению в Арелате состоялся еще один Собор, на котором присутствовали епископы всего Запада империи, рассмотревшие те же вопросы и подтвердившие справедливость осуждения донатистов ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 21-22; Optat. De schism. donat. App. 3-4). При организации этого Собора впервые в имперской практике епископам разных областей было дано право воспользоваться гос. почтовой службой для удобства сбора участников в краткие сроки. Несмотря на эти решения, донатисты продолжали требовать личного имп. суда; в его ожидании делегации сторонников еп. Цецилиана и донатистов прожили при дворе К. в Галлии ок. полугода. Весной 315 г., прибыв в Рим, К. затребовал обе партии к себе на суд. К этому времени, вероятно, африкан. чиновники предоставили в распоряжение императора достаточно информации об обеих партиях, и мнение К., прежде поддерживавшего еп. Цецилиана, несколько изменилось. К. получил сведения о том, что хиротония Цецилиана могла быть совершена незаконно; он сообщил донатистам, что примет их сторону, если в суде они докажут хотя бы одно из выдвинутых ими обвинений.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Большая пятинефная базилика, превосходившая размеры крупнейшего в Риме языческого сооружения – базилики Максенция (Константина), предназначалась для грандиозных литургических процессий. Общие размеры Латеранской базилики: 100 м в длину и 55,69 м в ширину. Ее центральный неф длиной 98,5 м и шириной 20 м отделялся от боковых нефов колоннадами с аркадами. Перед апсидой располагался поперечный неф (трансепт). С юга и, возможно, с севера основной объем здания окружала наружная галерея, более короткая. Повышенный центральный неф освещался большими окнами. Она была богато украшена: в эпоху папы Григория Великого ее называли «золотой» (basilica аигеа), но от первоначального декора практически ничего не сохранилось. Базилика многократно перестраивалась, современный вид она приобрела в середине XVI в. В эпоху, когда крещение мог проводить только епископ, баптистерий (крестильное помещение, крещальня) был необходимой частью комплекса. Латеранский баптистерий расположен в 50 м к северо-западу от базилики. Вероятнее всего латеранская крещальня была построена несколько позже базилики (после 324 г.), на месте бывших терм. Раскопки показали, что у октогонального здания, каким баптистерий является сейчас, фундаменты были круглыми в плане. Возможно, что первое круглое в плане здание приобрело октогональную форму во время реконструкции, проведенной Сикстом III (существует также мнение, что баптистерий был октогональным с самого начала). В центре располагалась круглая крестильная купель, выложенная мрамором. Это самый крупный баптистерий в Риме и одно из самых крупных купольных сооружений города: диаметр купола составляет 19,2 м (сравним: здание, именуемое Tor Pignattara и превращенное в мавзолей св. Елены, имеет купол диаметром 20,18 м, больше – только Пантеон с куполом 43,5 м). Круглая купель глубиной 56 см располагалась в центре, она была снабжена устройствами для наполнения проточной водой и для слива воды после каждого крещения. Существующий сейчас архитрав, опирающийся на колонны, расположенные вокруг купели, появился в эпоху Сикста III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010