В музее-заповеднике «Кижи» закончена реставрация церкви Воскрешения Лазаря Петрозаводск, 31 марта 2006 г . В музее-заповеднике «Кижи» закончена реставрация церкви Воскрешения Лазаря – древнейшей деревянной церкви на Русском Севере, сообщает пресс-служба музея-заповедника. Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV века) – один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившихся до наших дней. Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». В 1886 году над церковью появился деревянный футляр – реликварий. В него были заключены только две бревенчатые клети (алтарь и собственно церковь) как первоначальные строения. Третья каркасно-дощатая клеть (притвор), как более поздняя пристройка (в XVI веке церковь была реконструирована), перед включением в реликварий была разобрана. В 1959 году церковь была разобрана и вывезена на остров Кижи. В 1960-1961 годах была проведена ее  реставрация по проекту А.В. Ополовникова. Был воссоздан притвор, зафиксированный Л.В. Далем в 80-е годы XIX века. В 1975 году музеем «Кижи» была проведена химическая защита церкви. Потребность в реставрации церкви возникла из-за сильного перекоса ее сруба. Церковь необходимо было выровнять. У нее  нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах. По этой причине деформация сруба притвора достигла 14 сантиметров . Для выравнивания сруба церкви ее поднимали домкратами и под просевшие части сооружения были подложены дополнительные  валуны. Кроме того, была проведена частичная замена элементов памятника. В срубе притвора церкви поменяли два сгнивших бревна. Хотя реставрация  в 1960-1961 годах была проведена достаточно качественно, срок жизни  любой деревянной кровли 25-30 лет. Поэтому и возникла необходимость ее полной замены, а также замены главки церкви. Специалисты Плотницкого центра провели в течение 4 месяцев целый комплекс работ: сменили кровлю, материал для которой был заготовлен два года назад. Была сделана новая главка, для покрытия которой Плотницким центром музея  было изготовлено 270 лемешин. Старая главка была передана на хранение в фонды музея-заповедника «Кижи». Кровлю теперь украшает и новый шалом – конек, вырубленный из цельного бревна. Крыша церкви была закреплена гвоздями, выкованными в музейной кузнице Виктором Назарьевым. Им же были выкованы по старинным образцам ключ и замок для церкви. 

http://pravoslavie.ru/16856.html

В этом далеком монастыре, кажется, нет ничего особенного, но самые простые вещи здесь напоминают о чуде Как без света и дорог в глухой Карельской глубинке живёт Свято-Успенский Муромский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, и есть ли шанс, что в такой глуши чудеса случаются немного чаще? Завидное постоянство «Отче, Николай ушёл», – сообщил молодой послушник тучному игумену Илье, принимая из его рук мешок арбузов. Арбузы бухнулись в надувную лодку, а игумен взялся обеими руками за наперсный крест – характерный жест священника. «Как ушел, в каком еще домике? Он что, совсем что ли? Кто благословил?!» – сыпались вопросы. Из диалога выходило, что Николай пришел в Муромский Свято-Успенский монастырь около двух недель назад и получил разрешение жить вместе с трудниками. На днях он собрал сушившиеся в бане клобуки братии и повесил себе над кроватью, а на вопрос «зачем» отвечал, что не пройдет и месяца, как он сам станет монахом. В завершение всей этой истории Николай объявил, что жить будет отдельно, и ушел из монастыря в неизвестном направлении. Возможно, стал жить в одном из рыбацких домиков, которыми изобилует этот глухой карельский край. Сосны, песок, камни, болота. Ни дорог (одна, впрочем, есть – для внедорожников), ни электричества, сообщение по воде с помощью моторных лодок. И полное питьевой воды и рыбы Онежское озеро. «Странненький он, – объяснил мне эту историю послушник Олег, когда мы уже загрузили лодку продуктами и неслись в направлении монастыря по узкой реке Гакугсе. – Люди немного не в себе регулярно приходят в любой монастырь. Раз в месяц к нам по-любому такой придёт». Тут и там из коричневой воды под углом, как противотанковые укрепления, торчат брёвна – артефакты советского времени. Когда-то этим путём сплавляли лес. Лодка на скорости лавирует между бревнами. Долгая история (вкратце) Монастырю, основанному в XIV веке преподобным Лазарем из Константинополя, вообще везло на разных странных людей и приключения. Хижину святого на восточном берегу Онеги сожгли лопари и чудь, жившие в том месте, а самого монаха несколько раз били и преследовали, чтобы убить. В середине XVI века братия монастыря сама побила и ограбила жителей деревни, которая отказалась платить оброк. В суде «старец Леонид», представлявший монастырь «сильно вопиял», а финальным его аргументом стало требование выставить от оппонентов бойцов, и кто победит – тот и прав.

http://pravmir.ru/ilya-muromskiy-i-ego-b...

Основными источниками сведений о ранней истории М. У. м. являются писцовые и переписные книги, актовый материал. В XV-XVII вв. мон-рь возглавляли прп. Афанасий Муромский (почитается наравне с прп. Лазарем, его имя упом. в дозорной книге 1620 г.), игумены Ефрем (1508), Лаврентий (1537-1539), Зосима (1582/1583), Иоасаф (Иосафат) (1586), черный поп Мисаил (1628-1629), черный поп Савватий (1647), строитель Иларион (1650), игумены Афанасий II (1673), Иоасаф II (ок. 1686), строитель Варлаам (1689, 1695) ( Докучаев-Басков. 1886 ; Строев. Списки иерархов. Стб. 1008-1009). В XVI в., при игум. Ефреме, мон-рь получил ружное содержание на 37 старцев: «В Муромский монастырь Успения Пречистые Богородицы да Иоанна Предтечи на Онеге озере идет милостыни игумену Офрему да старцам тридцати семи человеком идет по три рубля и по три деньги, да по пуду с четью меду, по пуду с четью воска, а деньгами за мед и за воск по два рубли. И всего милостыни и за мед и за воск пять рублев три деньги» (Запись о ружных церквах. 1856. С. 34). Монастырская вотчина начала складываться в период независимости Новгородской земли. В краткой редакции Жития приводится грамота новгородского посадника Славенского конца (одного из 5 районов Новгорода) Ивана Захарьевича на «остров Муч со всею землею и озеро Муромское». Документ интерпретируется и датируется исследователями по-разному. Согласно традиц. мнению, это духовная Ивана Захарьевича Фомина, переданная прп. Лазарю сыном умершего посадника Феодором. Из-за хронологических и проч. несоответствий в тексте принято считать грамоту подложной и датировать ее только 2-й пол. XVII в. ( Валк. 1937; Янин. 1991. С. 358-359; Чернякова. 1998. С. 219-221; Амелина. 2008. С. 71-72). Появление поддельного документа связывают с длительной земельной тяжбой М. У. м. с Корнилиевым Палеостровским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем . По др. мнению, данная грамота не фальсификат, а подлинный акт 50-х гг. XV в., к-рый «подтверждает ранее совершенную монастырскую купчую XIV в. и передает эти земли монастырю уже на безвозмездной основе» ( Мусин. 2000). Предполагается, что «остров Муч» прп. Лазарю продал в сер. XIV в. новгородский посадник Есиф Захарьевич, а его внук, тоже новгородский посадник, Иван Фомин подтвердил покупку земли вкладной грамотой, выданной прп. Афанасию Муромскому в сер. XV в. Имя Ивана Захарьевича появилось в тексте Жития из-за ошибки его автора или редакторов (Там же).

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Помещаемый в настоящем тексте рисунок с акварели, хранящейся в Имп. Рос. Историч. музее в Москве, представляет иконостас деревянной церкви Воскрешения Лазаря, в Муромском монастыре, Олонецкой губернии. Церковь эта, по преданию, построена преп. Лазарем (1390–91 г.), но древность ее вряд ли восходит ранее a вернее даже относится к XVII веку. Этот иконостас, состоящий из невысокой деревянной стены, увешанной и уставленной иконами, дает нам понятие об иконостасах наших древних деревянных церквей. Как мы видим, местные иконы просто привешивались на стенке на некоторой высоты от пола, пространство между которым и иконою завешено пеленою. Деревянные царские врата с изобра­жениями святителей весьма интересны; подобный древний их вид часто встречается в наших Новгородских, Псковских и северных деревянных церквах. Ниже помещается рисунок подобных царских врат, хра­нящихся в Имп. Рос. Историческом музее в Москве. Налево от царских врат повешены иконы пятницы, и таковые же помещаются над царскими вратами и местною иконою на особенно устроенной полке. Просматривая вкладные книги монастырей, мы замечаем, что в древности жертвовалось много икон небольшого размера, которые, вероятно, и размещались в таком виде на алтарных стенах иконостасов или вешались близ иконостасов на северных и южных стенах. Такими иконами были богаты на­ши церкви и монастыри в древности, a некоторые сохраняют это богатство и поныне. В иконостасе Благовещенского собора в Москве над поясом местных икон мы видим отдельный пояс подобных небольших древних икон, над которым выше следует уже Деисусный пояс. В настоя­щее время иконы эти в наших монастырях хранятся в ризницах, как, напримръ, мы можем видеть их в изобилии в ризницах св. Троицкой Лавры, также Серпуховских Владычного и Высоцкого монастырей, где они часто испорчены новейшими реставрациями. Иконостас церкви Воскрешения Лазаря в Муромском монастыре, Олонецкой губернии Сплошные иконостасы получили начало у нас, без сомнения, ранее XII века, как это сообщает профессор Голубинский, и существовали уже в XV и XVI веках, имея сплошную многоярусную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал " жемчужиной экспозиции " и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Муромский Свято-Успенский мужской монастырь Карелия, Пудожский р-н, Каршевская волость, с. Гакугса, на восточном берегу Онежского озера, в 40 км от г. Пудожа. Основан монастырь в XIV b. Святой архипастырь, новгородский епископ Василий явился чудесно после своей кончины византийскому монаху Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, и поручил ему устроить здесь обитель как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь – грек родом из Константинополя. В 1342 году епископ Василий отправил преподобного Лазаря как знатока иконописи с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни – иконы Софии, Премудрости Божией, и составил список новгородских церквей и монастырей. Десять лет служил преподобный Лазарь святителю Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом православия в суровом северном крае. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел «Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей». Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. Преподобный Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору. В 1786 году монастырь был обращен в женский, а в 1787 году упразднен. Его восстановили в 1867 году с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Иоанна Рыльского, построенная в 1866 году, Всех святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм святителя Николая, освященный в 1896 году, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя преподобного Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи святого основателя; часовня во имя преподобного Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV b. и наравне почитаемого с преподобным Лазарем. В ней почивали его святые мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Олонец 473. Преподобный авва Лазарь, Мурманский или Муромский чудотворец В 170 верстах от Петрозаводска к северу, в 48 от Пудожа к западу, близ Онежского озера есть остров Мучь или Муромский, образуемый речкою Муромкою, вытекающею из Муромского озера и впадающею в Онежское. Здесь во второй половине XIV в. подвизался преп. Лазарь, проповедник св. веры Лопарям и строгий подвижник. Историю свою передал он в предсмертном завещании, написанном со слов его духовным другом Феодосием. Это завещание начинается так: «Я грешный священноинок Лазарь, раб Владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к страшному Судии, исповедуюсь пред Богом. Вас, отцы и братия, молю усердно: помолитесь о мне грешном, дабы вашими молитвами избавил меня Бог вечной муки». В этом завещании дивный старец излагает все обстоятельства жизни своей в Царьграде, в Кесарии, в Новгороде при блаженном владыке Василии (которого он называет «добропесенною цевницею и голубем Царя небеснаго») и на Мурманском острову. Список завещания не уцелел в монастыре преп. Лазаря, но напечатан в Истории Российской Иерархии (V, 115–129). В «Русских Святых» житие дополнено и исправлено по другому списку завещания, находящемуся в библиотеке Ундольского (Фидарет, «Рус. Св.», март, стр. 54 и след.) Преп. авва Лазарь был постриженник Цареградской Высокогорской обители, прожил 9 лет в Кесарии у епископа Василия, потом по кончине его переселился в Новгород к блаж. архиепископу Василию (Колеке) (см. 116). Спустя несколько лет уже при архипастырстве св. Моисея, Лазарь в 1352 году переселился, по особенному внушению, на необитаемый остров Мурму или Мучь, на Онежском озере. Он водрузил там крест, поставил часовню и хижину. Жившие на берегах озера Лопари и Мурманская Чудь, переселившись на остров, беспрестанно оскорбляли старца, прогоняли его. Но он был утешен и укреплен видением от образа Богородицы, который сохранился невредимым при пожаре хижины. Спустя несколько времени, старшина Лопарей принес к преп. Лазарю слепорожденное дитя; дивный старец окрестил младенца, приложил к чудотворному образу, и дитя прозрело. После того дикие язычники стали уважать отшельника, весьма многие из них крестились, а некоторые даже приняли иночество в обители, основанной преп. Лазарем. Авва Лазарь предал дух свой Господу 8 марта 1391 г. Всех лет жизни его было 105, из числа которых почти 40 лет он прожил на острове Муромском (Рассказы из Ист. Рус. Церкви, стр. 230–231).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

До появления храма, c 14 мая 2003 года, образованная община располагалась на 1 этаже в арендованном помещении общежития после ремонта. В этом помещении в настоящее время действуют детская воскресная школа, православная библиотека, уголок православной литературы, видеолекторий. Адрес: Крым, г. Симферополь, поселок городского типа Аэрофлотский, ул. Сибирская, 2. Проезд: при въезде в международный аэропорт г. Симферополь Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Целительница " (Симферополь) [ править править код ] Храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» открыт 15 июня 2009 года при Республиканской детской клинической больнице в городе Симферополе (ул. Титова, 77), при совершении чина освящения и первой литургии, совершенной митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. При храме действует православная библио-видеотека. Воскресная школа работает после окончания литургии: для детей – по четным неделям, для взрослых – по нечетным. Адрес : Крым, г. Симферополь, ул. Титова, 77. Храм расположен в больнице на первом этаже (вход с улицы возле поликлиники и через отделение физиотерапии). Подробнее... Храм преподобного Лазаря Муромского (Симферополь) [ править править код ] По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря общине преподобного Лазаря Муромского было выделено помещение для совершения богослужений в городе Симферополе по ул. Полярной, 27. Первая Божественная литургия совершена в 2004 году на праздник Сретения Господня. В 2012 году выделена территория под строительство нового храма. При храме действуют детская воскресная школа и библио-видеотека. Адрес: Крым, Симферополь, ул. Полярная, 27 Подробнее... Храм преподобного Силуана Афонского (Симферополь) [ править править код ] Храм во имя преподобного Силуана Афонского открыт в 2012 году в городе Симферополе (жилой массив «Каменка»), в переоборудованном помещении по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Первое богослужение совершенно 2 августа 2012 года – в день памяти святого пророка Илии.

http://azbyka.ru/palomnik/Симферополь_(х...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ Прп. Афанасий Муромский. Фрагмент иконы «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские». 1-я пол. XIX в. (МИИРК) Прп. Афанасий Муромский. Фрагмент иконы «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские». 1-я пол. XIX в. (МИИРК) [Мурманский] (2-я пол. XV-XVII в.?), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), игум. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Мурма (Мучь) Онежского оз. (см. Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ), основанного во 2-й пол. XIV в. прп. Лазарем Муромским . Время игуменства А. М. в мон-ре датируется приблизительно 2-й пол. XV-XVII в. В XIX в. он почитался в обители наравне с ее основателем. Над мощами А. М., находившимися под спудом за алтарем каменного Успенского собора (построен после 1825, к 2002 сохранились стены), была устроена часовня (снесена в XX в.), в к-рой находилась рака святого с его изображением, здесь же хранились его вериги и каменные ручные жернова. Летом 1991 г. мон-рь посетил еп. Петрозаводский и Олонецкий Мануил (Павлов) и отслужил первый после многолетнего перерыва молебен преподобным Лазарю и Афанасию Муромским. Решением Свящ. Синода от 30 марта 1992 г. в Муромском мон-ре возобновилась иноческая жизнь. Время канонизации святого неизвестно. А. М. упоминается в Погодинском списке «Описания о российских святых» (РНБ), в XVIII в. уже существовали тропарь и кондак А. М., о чем сообщает «Описание». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные соответственно в 1974 и 1981 гг., служба Собору Новгородских святых составлена ок. 1831 г. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64-65; Петров П. Муромский мон-рь (в Пудожском уезде)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 108; Зверинский. Т. 1. С. 185. 301; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549; Макарий. Кн. 3. С. 130; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 456.

http://pravenc.ru/text/77012.html

Всемилостивый Спас. Икона. XVI в. (иконостас ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста) Всемилостивый Спас. Икона. XVI в. (иконостас ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста) В числе перевезенных в К. храмов - ц. в честь Воскрешения прав. Лазаря из Муромского мон-ря в Заонежье (1464), одна из древнейших деревянных церквей, известных по документам, единственное материальное свидетельство существования мон-ря, основанного в XIV в. прп. Лазарем Муромским на вост. берегу Онежского оз. Это самый яркий сохранившийся пример наиболее простого по композиции храма клетского типа, распространенного в деревянной архитектуре Др. Руси ( Ополовников А. В. Лазаревская ц. Муромского мон-ря//Архит. наследство. М., 1969. Вып. 18. С. 106-111; Сергеева Н., Шургин И., Черных Н., Урьева А. Дендрохронологическое исслед. дерева ц. Воскрешения Лазаря из бывш. Муромского мон-ря//Культура и искусство в СССР: Экспресс-информ. Сер.: Реставрация памятников истории и культуры. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15; Шургин. 2006. С. 11). Др. основной архитектурный тип представлен часовней во имя арх. Михаила из дер. Леликозеро (посл. треть XVII в., перевезена в 1961). В плане это соединение по оси «восток-запад» 3 одинаковых по ширине, но разных по высоте помещений-срубов: молельни, трапезной и звонницы, под одним скатом с к-рой размещено крыльцо-вход. Иконостас ц. Преображения Господня. Фотография. 60–70-е гг. ХХ в. Иконостас ц. Преображения Господня. Фотография. 60–70-е гг. ХХ в. Описание художественного ансамбля К. было бы не полным без упоминания о внутреннем убранстве церквей, от к-рого сохранились отдельные иконы и комплексы иконостасов (ныне хранятся в собраниях ГРМ, МИИРК и Гос. музея-заповедника «Кижи»). Во время оккупации Карелии иконы из иконостасов и расписных потолков («небес») церквей К. были вывезены в Финляндию. Их изучением занимался Л. Петтерссон, к-рый описал и отчасти опубликовал, в т. ч. в выставочных каталогах икон, мн. памятники изобразительного искусства и деревянной архитектуры Карелии ( Гущина.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010