Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Современное здание матенадарана Научно-исследовательский центр древних рукописей в Ереване (Армения). С V в. словом «матенадаран» (арм. ) в армянском языке было принято называть хранилища рукописей и книг. Слово впервые засвидетельствовано в армянской версии «Хроники» Евсевия Памфила (ок. 600), где этот термин был использован в основном для обозначения соч. «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до Р. Х.). Матенадараны были не просто депозитариями, а центрами со своими скрипториями, в к-рых создавали и переписывали рукописи, переводы различных книг, составляли комментарии к Свящ. Писанию, готовили богослужебные книги. Именно в таком хранилище в нач. V в., после изобретения арм. алфавита, святые Месроп Маштоц и Саак I Партев вместе с учениками начали переводить Свящ. Писание, положив начало арм. лит-ре, как переводной, так и оригинальной. Этот центр с хранилищем книг был создан в Вагаршапате, древней столице царства Армения. Совр. М. считается преемником древнего и носит имя Месропа Маштоца. Сведения о существовании различных матенадаранов есть во мн. арм. источниках на протяжении всей истории Армении. В V в. историк Лазар Парпеци писал, что в 483 г., будучи настоятелем собора в Вагаршапате (позже Св. Эчмиадзин ), он пользовался матенадараном, в котором были собраны арм. и греч. рукописи. Активно развернувшаяся переводческая деятельность тоже способствовала накоплению многочисленных рукописей на различных языках. В средние века матенадараны в основном создавали при монастырях, роль которых как центров просветительской и научной деятельности повышалась, обеспечивая непрерывность развития арм. школы. Кроме того, цари, князья, представители высшего духовенства и др. имели свои личные подобные хранилища (напр., известен матенадаран царя Левона II в Киликийской Армении в нач. XIII в.). Во время военных действий и нашествий врагов множество рукописей погибало.

http://pravenc.ru/text/2562572.html

Сайт «Конт» (Сергей Анфимов) по этим словам Берла Лазара справедливо отмечает : «Зону СВО, где сражаются с нацистами российские военные, среди которых есть и евреи (а среди них есть и иудеи), Берл Лазар посетить не соизволил. Так, кто же стоит во главе российского иудаизма, и не пора ли им вообще определиться, где находится их страна?» «Конт» также констатирует: «Заметьте, действия и слова Берла Лазара прямо противоречат официальной позиции руководства РФ, которое в октябре 2023 года однозначно и единогласно осудило варварский геноцид арабского населения… То есть, Берл Лазар называет " святыми людьми " тех лиц, которые согласно российского законодательства – военные преступники. Однако, на самом деле с точки зрения Берла Лазара и Хабад Любавич – всё закономерно. Дело в том, что главный раввин Украины Моше Реувен Асман – не только поддерживает ЦАХАЛ, но и активно поддерживает бандеровско-нацистскую власть Украины и благословляет украинцев… на вступление в ряды ВСУ и убийство русскоязычного населения. Так вот, Моше Асман с 1991 года – глава Хабад Любавич в Киеве, а с 2005 года – глава иудаизма на Украине… Судя по действиям Берла Лазара и Моше Асмана, выходит, что принадлежность к движению " Хабад Любавич " обусловливает единую идеологию лиц, входящих в данное сообщество. И эта идеология – поддержка нацизма во всех его проявлениях?.. Трогательное единение…». В материале «Конт» ещё много чего интересного. Например: «В настоящий момент именно движение Хабад ведёт деятельность так называемого " Еврейского музея и Центра толерантности " в РФ. Между прочим, даже библиотека в этом центре носит имя хабадовского лидера Шнеерсона… Остались ли в России не хабадоские синагоги?». Но пересказывать всё не стану, легче ознакомиться в первоисточнике. Итак, «Конт» пишет о схожести Берл Лазара с Моше Асманом – главным раввином синагоги Бродского в Киеве и главным раввином Украины и Киева по версии некоего Всемирного форума русскоязычного еврейства. А я в материале ещё 2019 года «Ой-вей, или к чему ведёт Хабад?» подобными вопросами задавался насчет Берл Лазара и Шмуэля Каминецкого – главного раввина города Днепра и Днепропетровской области, главы правления Украины по версии Объединённой еврейской общины, тоже, разумеется, хабадника и «посланника Любавичского ребе». Они все – «посланники». А уж какой «посланник» сам Берл Лазар!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/29/be...

Сайт «Конт» (Сергей Анфимов) месяц назад по поводу посещения Лазаром израильской базы справедливо отмечал: «Зону СВО, где сражаются с нацистами российские военные, среди которых есть и евреи (а среди них есть и иудеи), Берл Лазар посетить не соизволил. Так, кто же стоит во главе российского иудаизма, и не пора ли им вообще определиться, где находится их страна?.. Заметьте, действия и слова Берл Лазара прямо противоречат официальной позиции руководства РФ, которое в октябре 2023 года однозначно и единогласно осудило варварский геноцид арабского населения… То есть, Берл Лазар называет " святыми людьми " тех лиц, которые согласно российского законодательства – военные преступники. Однако, на самом деле с точки зрения Берла Лазара и Хабад Любавич – всё закономерно. Дело в том, что главный раввин Украины Моше Реувен Асман – не только поддерживает ЦАХАЛ, но и активно поддерживает бандеровско-нацистскую власть Украины и благословляет украинцев… на вступление в ряды ВСУ и убийство русскоязычного населения. Так вот, Моше Асман с 1991 года – глава Хабад Любавич в Киеве, а с 2005 года – глава иудаизма на Украине… Судя по действиям Берла Лазара и Моше Асмана, выходит, что принадлежность к движению " Хабад Любавич " обусловливает единую идеологию лиц, входящих в данное сообщество. И эта идеология – поддержка нацизма во всех его проявлениях?.. Трогательное единение…». А я практически такими же вопросами задавался ещё в материале 2019 года Ой-вей, или К чему ведёт Хабад?» , правда, по соотношению Берла Лазара и Шмуэля Каминецкого – главного раввина города Днепра и Днепропетровской области, главы правления Украины по версии Объединенной еврейской общины, активного сторонника киевской хунты, тоже, разумеется, хабадника и «посланника» любавичского ребе». Ну а Берл Лазар – главный «посланник» в России. Куратором Шмуэля Каминецкого является олигарх Коломойский. Беня связан с Романом Абрамовичем. А Берл Лазар и Абрамович никак не связаны? Интересная «цепочка» получается. Федерация еврейских общин России (ФЕОР, или в просторечии хасиды) образовалась относительно недавно, когда в результате борьбы между еврейскими олигархами Березовским и Гусинским по линии первого из них были завезены в Россию представители хасидизма, в том числе Берл Лазар. К «завозу» Берла Лазара от олигархии имел самое прямое отношение не только Березовский, но и Абрамович. Как давно писали в СМИ, Берл Лазар «в 1992 году познакомился с израильским торговцем бриллиантами Леви Леваевым, который представил раввина Лазара российским предпринимателям Б.А.Березовскому и Р.А. Абрамовичу…». Ну а сегодня Берл Лазар благословляет отряды ЦАХАЛ.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/be...

Ист.: В. Константин Философ и Живот Стефана деспота српског//ГСУД. 1875. 42. С. 257-259, 260-262; Записи. 1. 152, 157, 162, 163, 171, 172, 174, 175; 3. 4945-4947; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927 (по указ.); Службе, канони, акатисти. Београд, 1970. 2. С. 129-199; 3. С. 397-401; Р. Прилог српском дипломатару: и писма цара Уроша и кн. Воислава Дубровнику//NKJUФ. 1973. Бр. 3/4. С. 226-234; он же. Закон у старим српским исправама: Правни прописи, преводи, уводни текстови и Београд, 2006. С. 94-97. (Извори српског права; 13); Слово о св. кн. Лазару Ahдohuja Рафаила//Зб. ucmopuje Београд, 1976. Бр. 10. С. 147-149; он же. Hajcmapuju српски записи о косовском бojy. Горни Милановац, 1985; он же. Синаксарно жumuje кн. Лазара//Источник. Београд, 2002. 10. Бр. 37/38. С. 160-165; Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 60-66; Jeфuмuja, мон. радови/Приред.: Крушевац, 1983; Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенечки: Изследване и текст. София, 1986. С. 320-324, 326-327, 372-373, 375-376, 482-483, 485-486; Жumuje св. кн. Лазара/Приред.: Београд, 1989; Шnaдujep И. Служба св. кн. Лазару//Свети кн. Лазар: Споменица о шecmoj косовског бoja, 1389-1989. Београд, 1989. С. 193-221; А. кн. Лазара. Београд, 2003. Лит.: Иларион (Руварац), архим. О кн. Лазару. Нови Сад, 1887; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-264; С. Избор патр. Данила III и kahohuзaцuja кн. Лазара//ГСНД. 1940. 21. С. 33-88; М. А. кн. Лазара. Мелбурн, 1957; Хан В. Прилог ukohorpaфuje кн. Лазара//Рад мyзeja. Нови Сад, 1958. 7. С 63-74; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 116-126; Б. Раваница: место и улога у cakpaлhoj архитектури Београд, 1966. С. 10-38, 84-89, 122-125; Српски списи о кн. Лазару и косовском бojy. Крушевац, 1968; он же. Белешке о делима у Београд, 1970.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Бернар-Лазар (Лазар Мариус Бернар) родился в Ниме в 1865 году. Он был на 8 лет старше Пеги. Известен был прежде всего как журналист и литературный критик. Придерживаясь анархистских взглядов, он, подобно Л. Н. Толстому и П. А. Кропоткину, отвергал насилие. Ужасные проявления антисемитизма как в собственной стране, так и за границей заставили его глубоко проанализировать это явление в статье «Антисемитизм и его причины», опубликованной в 1894 году. Это был человек тонкий, чувствительный, очень добрый, но никогда не шедший на компромиссы. Пеги называл его «старшим братом» и часто советовался с ним, испытывая к нему полное доверие. Бернар-Лазар много сделал для Тетрадей, в частности для их финансового положения, находя меценатов и привлекая к подписке многих друзей-евреев. С самого начала он был полностью на стороне Тетрадей и не сомневался в том, что ничто не помешает Пеги выполнить свою первейшую задачу — ГОВОРИТЬ ПРАВДУ. Пеги был необычайно привязан к этому человеку, первым откликнувшимся на несправедливое осуждение Дрейфуса, и восхищался бескомпромиссной честностью и справедливостью Бернара-Лазара, который неизменно вставал на сторону неправедно обиженных и угнетенных, будь то военные или гражданские, евреи или католики. Бернар-Лазар воплощал для Пеги первоначальный дрейфусизм, еще незапятнанный политикой. Сразу после смерти Бернара-Лазара, последовавшей 1 сентября 1903 года, Пеги «стал работать над портретом своего старшего друга, но первый набросок остался незаконченным. Впоследствии множество раз в разных контекстах Пеги возвращался к фигуре Бернара-Лазара и к тому, чем Тетради ему обязаны. В одной из них, рассказывающей о событиях в Кишиневе, есть посвящение: «В память о Бернаре-Лазаре».  В 1907 году Пеги писал: «Мы были тем творением, в которое он вложил всю свою дружбу, всю свою веру, свой дар пророчества… Он наделил нас великой силой не питать иллюзий…».  Только в 1910 году в «Нашей юности» Пеги осуществил, наконец, свое давнее намерение: создал великий духовный памятник умершему другу. При этом, выделяя черты характера Бернара-Лазара, которыми он особенно восхищался, давая им порой неожиданные определения. Пеги опять вольно или невольно отвечал на вопросы, обращенные к нему самому: «…пророк, для которого весь аппарат власти, государственные интересы, любая земная власть… ровно ничего не значили по сравнению с протестом чистой совести»,  «только человеческая совесть… абсолют».  И, наконец, «…этот атеист, из чьих уст струится Божье слово»,  человек, несущий бремя вечной ответственности. Про кого это? Про Бернара-Лазара или самого Пеги?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Именно к Берлу Лазару пришли на прием В. Жириновский, и Д. Рогозин, когда им понадобилось для улучшения собственного имиджа заявить об отсутствии антисемитизма в их программах. Надо заметить, что встреча Берла Лазара с двумя довольно-таки одиозными персонажами российской политической сцены вызвала ряд критических замечаний со стороны еврейских и израильских организаций. В интервью корреспонденту " Религии и СМИ " глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин подчеркнул, что подобные встречи служат целям ознакомления руководства ФЕОР с реальными взглядами политических деятелей и их возможной коррекции. " Однако подобные встречи вовсе не означают признания со стороны ФЕОР легитимности подобных взглядов " , – отметил Горин. Количество официальных церемоний, в которых участвуют представители ФЕОР, настолько выросло, что в 2005 наряду с Берлом Лазаром " городу и миру " была представлена вторая публичная фигура – председатель правления Федерации еврейских общин Александр Борода, заменяющий Лазара на некоторых мероприятиях. Федерация почувствовала себя достаточно сильной для того, чтобы, пусть и в мягкой форме, дать отпор антисемитским высказываниям не только со стороны политических маргиналов (результатом одного из таких заявлений стало извинение Жириновского), но и со стороны некоторых исламских лидеров, обвинивших Берла Лазара в исламофобии. В начале декабря разгорелся скандал вокруг книги исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева о современном российском исламе. Глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил, что ФЕОР " не будет терпеть антиизраильские и антииудейские высказывания мусульманских деятелей России и будет требовать от руководства Межрелигиозного совета и от мусульманской общины осудить подобные действия " . При этом в борьбу с антисемитизмом вовлекается и РПЦ. По крайней мере, на встрече Берла Лазара и главы ОВЦС МП митрополита Кирилла, состоявшейся 21 марта 2005, была достигнута подобная договоренность.

http://religare.ru/2_25792.html

Адвокат Лазара Асташенков О.В.(из адвокатского бюро " Падва и партнеры " ) в соответствующей жалобе требует отменить постановление Басманной прокуратуры от 24.06.2005, не нашедшее состава преступления в Обращении 5000. К жалобе адвокатом Лазара приложена " научная консультация " на 33 страницах с доказательством " антисемитизма " в Обращении 5000 и в брошюре " Жить без страха иудейска! " Консультация выполнена в виде платного заказа двумя филологами: Кукушкиной О.В. (профессор русского языка филологического факультета МГУ) и Смирновым А.А. (сотрудник " Автономной некоммерческой организации Институт повышения квалификации Российского Федерального центра судебной экспертизы " ). В показаниях в прокуратуре Назаров отверг ничем не обоснованные доводы и требование раввина Лазара и заявил, что считает его самого одним из главных виновников усиления так называемого " антисемитизма " , и особенно безнаказанное поведение его соплеменников на основе кодекса " Шулхан арух " . Данное требование г-на Лазара возбудить уголовное дело - типичный пример поведения еврейских деятелей в той проблеме, которая стала причиной подачи Обращения 5000 (от 20.03.2005) в Генпрокуратуру в связи с усилившимся применением к русским патриотам ст. 282 УК РФ о " возбуждении национальной розни " по отношению к евреям. Цель нового еврейского " гевалта " все та же: " отвлечь внимание общества от указанной первопричины конфликта, замаскировать ее, подменив смысл поставленной нами серьезнейшей духовной и идеологической проблемы неким примитивным биологическим " антисемитизмом " , запретить откровенное обсуждение этой первопричины и принятие мер, соответствующих закону " . Назаров напомнил следователю о постановлении Черемушкинской межрайонной прокуратуры, которая нашла его книги строго православными в освещении еврейского вопроса, этот подход основан на словах Христа в Евангелии: " Ваш отец диавол " (Ин. 8: 44). Назаров также обратил внимание на выступление генпрокурора РФ В.В.Устинова 30 января 2006 г. на открытии XIV Рождественских чтений (см. ниже): генпрокурор высказал мнение, что не ужесточение карательных мер, а введение православного воспитания может предотвратить преступность и националистический экстремизм.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И главное, они не подозревали, что такими мы были с самого начала. Что такими мы были всегда, с первых дней. Они и понятия не имели о той долгой, изначальной, безупречной верности, верности на всю жизнь. И главное, в особенности они и понятия не имели о том, каким бывает человек, подобный БернаруЛазару. Подумать только, в этом досье, в этой статье, которую обязательно надо прочитать, в этом не только восхитительном, но и незабываемом памятнике Бернар–Лазар из последних своих сил сопротивлялся извращению дрейфусизма, перерождению его в политику, в комбистскую демагогию. Пусть те, кто поддался, кто уступил, хоть на йоту, худшей из всех демагогии — демагогии комбистской, пусть они и пишут апологии, или же пусть кто–нибудь сделает это за них. Но умоляю, не делайте этого за тех, кто был непоколебим, за тех, кто не уступил и строчки. Когда перечитываешь ту восхитительную работу Бернара–Лазара, вздрагиваешь, краснеешь лишь от мысли, что кому–то опрометчиво могло прийти в голову отнести такого человека, как делают посторонние, общественность, невежды, к разряду помилованных, тех, кто нуждается в апологии. По меньшей мере два дела Дрейфуса происходило, развивалось на материале одной и той же истории. Дело Бернара–Лазара, наше, было безгрешным и не нуждается в защите. Да и в другом смысле было именно два дела Дрейфуса, одно исходило от Бернара–Лазара, а другое исходило от полковника Пикара.  С делом полковника Пикара все было благополучно. А дело Бернара–Лазара никак не могли закончить. Подумать только, именно в этой статье, ставшей буквально его мистическим завещанием, он выступил не только против комбизма — злоупотребления, демагогии системы. Он с не меньшей силой выступил против вальдекизма, бывшего, так сказать, обычаем и нормой. Он не только коснулся злоупотребления, но дошел до причины его распространения. Он дошел, добрался до сути, до самого корня. Разумеется, одним только движением души, жалобой, естественным требованием, как всякий глубоко мыслящий человек. Он усмотрел следствие в причине, злоупотребление — в обычае.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

поиск:   разделы   рассылка Заявление главного раввина России Берл Лазара в связи с убийством священника Даниила Сысоева Злодейское убийство московского священника Даниила Сысоева потрясло не только его единоверцев: уверен, что все верующие люди в России глубоко шокированы этим преступлением. Еврейская община России скорбит сегодня вместе с православными христианами. У нас нет сомнений: это убийство совершили враги Б-га и человека – даже если они прикрываются религиозными лозунгами. Ведь истинно верующие люди никогда не поднимут руку на того, кто несет веру в Б-га единого. Те, кто убил Даниила Сысоева и тяжело ранил его помощника, возможно, надеялись таким образом запугать религиозных лидеров и общество в целом. Но этой цели они никогда не достигнут. Мы и дальше будем распространять религиозную духовность в обществе, еще активнее призывать людей следовать Закону, который нам заповедал Б-г, любить ближнего, помогать ему, служить Родине и стремиться к миру. К сожалению, я должен констатировать, что правохранительные органы до сих пор не смогли обеспечить надежную безопасность служителям Б-га. Ведь убийство священника в Москве – далеко не первое в списке преступлений, совершенных против религиозных деятелей: только за последние годы таких покушений было более десятка, жертвами становились и православные, и мусульмане, и иудеи. У тех, кто стреляет в служителя Б-га, нет ничего святого – а значит, в них не осталось ничего человеческого. Сегодня мы требуем от государства принятия максимально жестких мер: я надеюсь, что расследование этого зверского убийства будет взято на особый контроль, виновные будут арестованы и понесут заслуженное наказание. Государство должно сделать все, чтобы убийство Даниила Сысоева стало последним, и больше никто не осмеливался пролить кровь священнослужителя. Главный раввин России Берл Лазар Источник: Пресс-служба главного раввина Берл Лазара Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_70421.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010