22 авг. 1993 г. Архиерейский Собор УПЦ МП причислил Л. к лику святых в чине преподобного. Мощи преподобного были перенесены в Троицкий собор. В 2005 г. во имя Л. был освящен храм в с. Новополье Криворожского р-на Днепропетровской обл. Украины. 3 фев. 2016 г. решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви был канонизирован для общецерковного почитания. Арх.: ГДА СБУ, г. Чернигов. Ф. П-11588. Т. 2. Д. 256383; Д. 37140. Лит.: Вкратце жизнь и труды старца схиархим. Лаврентия Черниговской Троицкой жен. обители//Надежда: Христ. чт. Франкфурт-на-Майне, 1988. 14. С. 185-308; Флеров П. А., сост. Прп. Лаврентий Черниговский: Восп. духовных чад/Св.-Троице-Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. [Дивеево, 1996]; Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание. М., 1994; Прп. Лаврентий Черниговский: «Собеседниче Ангелов и скорбных прибежище». М., 1998; Прп. Лаврентий Черниговский: Житие, поучения, пророчества и акафист. К., 2001; Шумило В. В. Схиархимандрит Лаврентий и его время: Очерк церк. истории Черниговщины (1868-1950 гг.). Чернигов, 2001. Э. П. Р. Иконография Основой для иконных изображений Л. послужили немногие фотографии святого (гл. обр. кон. 40-х гг. XX в.), на к-рых он представлен в преклонном возрасте. Образ старца в иконописи сформировался под влиянием людей, лично общавшихся с ним. Так, нек-рые иконы Л. написаны духовными чадами святого. По сохранившимся воспоминаниям, «внешность батюшки была благообразная, источающая благодать, почивающую на нем. Волосы рано поседели и были белы как снег, глаза голубые. Роста он был среднего» (Прп. Лаврентий Черниговский. 2001. С. 35). В иконографии Л. отражены особенности его монашеского служения. Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2009 г. Иконописец К. Мартыненко (ц. Всех святых земли Черниговской храма-комплекса Черниговских святых, Чернигов) Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2009 г. Иконописец К. Мартыненко (ц. Всех святых земли Черниговской храма-комплекса Черниговских святых, Чернигов) В наст. время можно выделить иконы неск. изводов. В 1993 г. к прославлению Л. черниговским художником-иконописцем прот. Анатолием Товстогоном была создана 1-я икона святого. Художник в живописной манере изобразил Л. фронтально по пояс, но не в привычных для его фотографий клобуке и мантии, а в облачении схимника (с куколем на голове), поскольку по кончине старца открылся его тайный постриг в великий ангельский образ. Необычным является сложение рук Л. Оно близко к традиц. иконографии преподобных, но при этом отражает послушание регента, к-рое нес святой: правая рука поднята на уровне плеча, раскрытая ладонь слегка развернута к себе - жест регентующего, в левой руке - свиток. Черты облика в дальнейшем будут повторяться: седой, со слегка вьющимися длинными волосами и с окладистой ниже средней длины бородой, разделенной на конце надвое.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

После 1918 г. земли Г. м. были конфискованы, хозяйство разорено, в 1924 г. мон-рь закрыт. В 1923-1941 гг. на его территории размещалась детская колония. В 1927 г. под стенами Успенской ц. был похоронен сын проф. М. О. Макаренко Орест, участвовавший в исследованиях Густыни. В 1942/43 г. в Г. м. поселились насельницы Ладинского Покровского мон-ря во главе с игум. Евстолией. Богослужения совершались в Воскресенской ц., сестры жили в 2-этажном Варваринском корпусе. 12 июля 1959 г. женская община была закрыта, впоследствии в корпусах разместился психоневрологический диспансер. В 1993 г. Г. м. был открыт как жен., 17 дек. в обители отслужена первая литургия. Отреставрированы Троицкий собор (освящен 16 июня 1997 митр. Черниговским Антонием (Вакариком) ), Воскресенская (1993), Никольская (1999) и Петропавловская церкви (2004), колокольня (1999), настоятельский корпус с домовой ц. вмц. Варвары (2002), ограда. Среди почитаемых святынь - ковчег с мощами свт. Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Лаврентия Черниговского, прп. Кукши Одесского, вмц. Варвары и др., новый список Густынской иконы Божией Матери (2000). Имеется гостиница, заведено хозяйство (пасека, пекарня, транспортный цех). К 2006 г. в Г. м.- ок. 40 насельниц, настоятельница - игум. Вера (Таран). Ист.: Документи Б. Хмельницького: 1648-1657. К., 1961. С. 54-57, 144-145, 271-272, 423-426, 474; Шевчук В. Лimonuc Густинського мон-ря//Пам " ять cmoлimь. 1996. 3. С. 16, 24, 25, 29, 35-36, 101-105, 109-112; Летописец о первом зачатии и создании св. обители мон-ря Густинского, Св. Живоначальныя Троицы, храма общежительного, в лето бытия мира 7108//ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 182-186. Лит.: Маценко В. А. Прилукщина: Ист. и стат. описание территории Прилукского у. Полтавской губ. Ромны, 1888. С. 28, 32, 62-63; Нектарий, архим. Св.-Троицкий Густынский мон-рь: Ист.-стат. очерк. Лубны, 1892; Лaзapebckiй А. Onucahie Старой Maлopocciu. К., 1902. Т. 3: Полк Npuлykckiй. С. 249; Жур П. Дума про вогонь. К., 1985. С. 66-69; Кониський О. Тарас Шebчehko-Гpyшibcьkuй. К., 1991. С. 171; Макаренко Д. Е. Микола Омелянович Макаренко. К., 1992. С. 46-47; Ciчuhcьkuй В. Чyжuhцi про Украïну. К., 1992. С. 82; Шкоропад Д. О., Савон О. А. Прилуччина: Icm.-reorp. дobiдhuk. Прилуки, 1997. С. 104, 143, 144; Панченко В. Cbimлo Гycmuhi//Украïна Incognima. К., 2004. С. 365.

http://pravenc.ru/text/168430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXV Том XXV «ИОАННА-АЛЕКСАНДРА СБОРНИК» [болг. Иван-Александров сборник; Синодальный, Лаврентьевский], болг. рукопись (1347/48) ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОАННИКИЙ прмч. Зографский (пам. греч. и болг. 22 сент., 10 окт.) - см. в ст. Зографские преподобномученики ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник 78-100 ИОАННИКИЙ (Горский Иван Семенович; 1810 (по др. сведениям, 1811) – 1877), архиеп. Херсонский и Одесский 100-104 104-105

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; нач. XIX в., посад Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (совр. г. Клинцы Брянской обл.) - 11.11.1868, старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава в Добрудже (совр. с. Слава-Русэ, Румыния)), «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский муж. мон-рь в Стародубье , где принял постриг с именем А., в 1832 г. избран настоятелем. В настоятельство А. в Лаврентьевском мон-ре жили Павел (Великодворский) , Аркадий (Дорофеев ; впосл. архиеп. Славский), Онуфрий (Парусов ; впосл. еп. Браиловский), старообрядческий писатель И. Г. Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1839 г. А. переселился в старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава. А. участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с др. старообрядцами встречал митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , еще не присоединившегося к старообрядчеству, в г. Сулина (совр. Румыния) в апр. 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), А. стал сторонником присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству. На соборе в Славском мон-ре в окт. 1846 г., где обсуждалась форма чиноприема митр. Амвросия (см. Присоединение к Православию ), А. высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства Миропомазания, однако собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и Миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. А. был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е прав. святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своем недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора А. согласился с избранием во епископа. Однако митр. Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии А. ответил отказом, решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры А. уже на соборе в Белой Кринице, участники к-рого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположен инок Аркадий (Дорофеев), к-рого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. А. из Белой Криницы возвратился в Славский мон-рь. В последующие годы А., обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, активно помогал архиеп. Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией.

http://pravenc.ru/text/76048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Вакарик), митр. Черниговский (Вакарик Онуфрий Иванович; 26.06.1926, с. Ставчаны Кицманского р-на Черновицкой обл. - 15.07.2003, Чернигов), митр. Черниговский и Нежинский УПЦ. Из крестьянской семьи, в 1940 г. окончил 7 классов средней румын. школы и в 1942 г. поступил в Крещатицкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь Черновицкой епархии, где 2 февр. 1947 г. игум. Михаилом (Мензаком) был пострижен в монашество, а 27 мая 1950 г. еп. Черновицким Андреем (Сухенко) рукоположен во иеромонаха. В 1956 г. А. поступил в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1964 г. со степенью канд. богословия за соч. «Секта иеговистов: ее история и вероучение», и продолжил учебу в аспирантуре при МДА. С 5 нояб. 1964 г. А. служил в храме Покрова Пресв. Богородицы в Москве. 12 февр. 1965 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского, 7 окт. 1967 г. назначен епископом Симферопольским и Крымским, 31 мая 1973 г.- епископом Черниговским и Нежинским, временно управляющим Сумской епархией. С 6 сент. 1974 г. архиепископ, с 25 февр. 1992 г. митрополит. В 1973 г., когда А. был назначен на Черниговскую кафедру, в Чернигове действовал 1 приход, в период гонений на Церковь в 60-х гг. XX в. (см. Хрущёв Н. С. ) в епархии были закрыты сотни храмов и неск. мон-рей, в т. ч. Густынский во имя Св. Троицы мон-рь , в соборе к-рого под спудом покоились мощи свт. Феодосия Черниговского ( 1696). 4 авг. 1984 г. трудами А. и его паствы мощи святителя были обретены. В июле 1993 г. состоялось прославление, а в авг. того же года обретение мощей прп. Лаврентия Черниговского ( 1950). Стараниями А. открыты Черниговское ДУ, 8 мон-рей, более 300 приходов и 40 воскресных школ. Служение А. отмечено наградами РПЦ, УПЦ, др. Поместных Церквей. В 1992 г. к празднованию 1000-летия Черниговской епархии издана книга проповедей А. Арх.: Арх. ЦНЦ. Соч.: Поучение в день Вознесения Господня//ЖМП. 1967. 6. С. 24-26; Слово на Вход Господень в Иерусалим//Там же. 1973. 3. С. 41-42; «Возмогайте о Господе»//Там же. 1974. 3. С. 34-36; Слово на Рождество Христово//Там же. 1975. 1. С. 33; Об искушении//Там же. 1977. 2. С. 34-35; Слово в Неделю Всех святых//Там же. 1978. 6. С. 35-37; В день памяти Трех святителей//Там же. 1980. 1. С. 34; О покаянии//Там же. 1980. 10. С. 30; «Победная песнь»//Там же. 1986. 4. С. 44; Проповеди и послания. Чернигов, 1992. Лит.: Наречение и хиротония архим. Антония (Вакарика) во еп. Смоленского и Дорогобужского//ЖМП. 1965. 4. С. 7. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник. Краткий рассказ о Л. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 26), составленной прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Акиндина . Согласно патериковому рассказу, Л., не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешел в киевский во имя вмч. Димитрия Солунского мужской монастырь . Здесь он стал затворником и за свое добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, к-рое с трудом могли нести 10 чел., он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, Л. повелел вести его в Печерский мон-рь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в мон-рь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресв. Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех» (Древнерус. патерики. 1999. С. 39). В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов. Л. иногда отождествляют с погребенным в Ближних пещерах еп. Туровским свт. Лаврентием , который упоминается в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. в качестве одного из участников пострижения и поставления на игуменство в Киево-Печерский мон-рь свящ. Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Однако Туровский архиерей, по всей видимости, является др. лицом, поскольку есть основания считать, что Л. жил во 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывает, во-первых, отсутствие данных, к-рые свидетельствовали бы о самостоятельном существовании Димитриевского мон-ря после 1128 г., когда, согласно сообщению Лаврентьевской летописи, он был присоединен к Киево-Печерской обители (Там же. Т. 1. Стб. 299). Во-вторых, повествование о Л. в патерике тесно связано с предшествующим рассказом о Никите Затворнике (см. Никита , свт. Новгородский, † 31 янв. 1108), который без благословения игум. прп. Никона (1078-1088) удалился в затвор, где был прельщен бесом, и только молитва 13 печерских иноков помогла спасти молодого затворника; среди них Поликарп называет буд. еп. Черниговского свт. Феоктиста , к-рый был рукоположен 12 янв. 1113 г., а скончался 6 авг. 1123 г. Общая логика повествования позволяет сделать вывод, что «отцы», спасшие Никиту и запретившие Л. подвиг затворничества,- одни и те же люди, а значит, по мнению Поликарпа, оба подвижника были современниками.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874, с. Беловоды Сумского у. Харьковской губ.- 18.12.1941, Ярославль), прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых), иером. Из семьи крестьянина. Окончил в 1889 г. земскую школу; 6 лет был послушником Петропавловского мон-ря Черниговской губ. В 1895 г. призван на военную службу в гос. ополчение на 1 месяц, после чего был переведен в Белогостицкий мон-рь Ярославской епархии, где принял постриг с наречением имени Геннадий и был рукоположен во иерея. После закрытия в 1928 г. мон-ря служил священником в Ростовском р-не. С 1938 г. настоятель церкви с. Петровского Ростовского р-на Ярославской обл. В 1929 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности; освобожден за недоказанностью обвинения. Вновь арестован 19 февр. 1941 г. по обвинению в участии в антисоветской группе, дискредитации существующего строя, клевете на Конституцию СССР, руководителей партии и правительства. Виновным себя не признал. 9 мая 1941 г. приговорен Ярославским обл. судом к 8 годам лишения свободы. Скончался в тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-4553. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3. С. 126-127. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОСИФ (Баранов Иван; 1861-1918), прмч. (пам. 8 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/162069.html

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории мон-ря, останки сожжены. В 1-й пол. марта 1943 г. при отступлении нем. войска взорвали Троицкий собор, Введенскую ц., 2-й этаж трапезной палаты, колокольню. В 50-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Г. Б. м. состоялось первое богослужение. 31 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода мон-рь был возобновлен, настоятелем назначен игум. (с 1997 архим.) Антоний (Мезенцев). В мае 1993 г. Г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 4 дек. 1997 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил восстановленную трапезную палату и Введенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения. В 1999-2001 гг. храм и палаты были расписаны, в бывш. приделе свт. Митрофана устроена ризница. Отреставрирована Тихоновская ц., просфорня, восстановлены дом настоятеля (1993), ограда с 4 башнями (1993), дом, в к-ром жил Барановский, построены деревянная часовня на монастырском кладбище, кирпичный келейный и казначейский корпуса. В 2000 г. был расчищен от руин юж. придел взорванного Троицкого собора, в 2005 г. началось его восстановление. Обретенные под руинами собора в июле 2001 г. мощи прп. Герасима находятся в деревянной раке во Введенской ц., у юж. стены. Одновременно были обретены мощи прп. Аркадия Дорогобужского . Среди др. святынь Г. Б. м.- 2 ковчега с частицами мощей ап. Луки , святителей Никифора I К-польского, Николая Чудотворца, Игнатия , еп. Ростовского, Питирима , еп. Тамбовского, Феофана Затворника , сщмч. Ермолая , вмч. Меркурия Кесарийского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , Иоанна Воина , преподобных Ефрема Сирина , Сергия Радонежского , Оптинских старцев, сохранившийся образ прп. Герасима Болдинского и свт. Николая Чудотворца, к-рые держат Казанскую икону Божией Матери (2-я пол. XIX в.), иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона , Димитрия Солунского , прп. Нила Столобенского , Лаврентия Черниговского , святых Космы и Дамиана . На территории мон-ря находятся захоронения князей А. Н., И. Н., Н. В., Н. Н. и Е. А. Долгоруковых, участников войны 1812 г. семьи Вистицких. Г. Б. м. имеет подворья в г. Сафонове с Владимирским храмом и Дорогобуже с Казанским храмом.

http://pravenc.ru/text/164627.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010