Но я, на случай важнейших скорбей и действительных страданий, хочу сказать Вам в добавок к тому, что было писано, но по недостатку времени, еще не все нужное было написано. Нынешние временные страдания, говорит Апостол Павел, ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в вас ( Рим.8:18 ). А чтобы не остаться в туманном понятии о сей славе, тотчас надобно вспомнить слова сего же Апостола в послании к Колоссянам: « Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос – жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе» ( Кол. 3:3 −4). Потом надобно прочитать в послании к Филиппийцам его же учение о состоянии прославления, в каком будут вечно истинные ученики Христовы по воскресении: «Наше жительство на небесах, говорит он, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его ; силою, которою Он действует, и покоряет Себе все» ( Флп.3:20 −21). Но Сам Спаситель говорит, что праведники воссияют как солнце, в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). И вы помните, может быть, что Преп. Макарий Египетский пишет о сей славе сынов Божиих, которая в них сокровенно пребывает и в сей еще жизни, а торжественно откроется в вечности. Имея такия обетования Божии, станем укрепляться помышлением об них в терпении. С терпением будем пробегать предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ). Прочитайте и далее эту главу. Здесь Вы многие изречения найдете такие, которые могут ободрить и внушить Вам, приличное ученице Христовой, мужество. Но я все еще не сказал всего, что хочу сказать. Если Вы любите Иисуса Христа, то поймите Апостола Павла, который говорит: «Я радуюсь и в страданиях». Страдания его были участие в Христовых страданиях ( 1Пет.4:12 ). Страдания его были Христовы страдания (2 Kop.1:5), и по мере того, как они умножались в нем, умножались Христом небесные и Божественные утешения. Их и Вам, и себе желая, предаю Вас Богу в благодатному слову Его ( Деян.20:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

По преданию человеческому. Видишь от чего обольщение? От того, что привходят человеческие мнения. Христианская же вера - не человеческое учение, поэтому и не получит такого наименования. По стихиям мира. Наконец, начинает обличать в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, от которых дни, казалось бы, получают то или другое свойство. И не сказал: наблюдение дней, но: всего настоящего мира, чтобы показать ничтожество его. Ибо если целый мир ничто, то тем более стихии. А не по Христу. Если бы и возможно было, говорит он, служить пополам и Христу, и стихиям, то и тогда не должно повиноваться последним; а теперь они и вовсе удаляют вас от Христа. А наблюдения дней были не только эллинские, но и иудейские: первые происходили от философии, а вторые от закона. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. То есть то, что есть Бог - Слово, в Нем обитает. Но чтобы, услышав слово обитает, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки ибо вселялся в тех Бог, по слову: вселюсь в них и буду ходить в них (Кор.6:16), - он присовокупил: телесно, то есть что Он - не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живет, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя ее от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти. И вы имеете полноту в Нем. Вот как сказал! Вы нисколько не ниже Его, так как и вы исполнены Божественности, но только в Нем, то есть чрез воспринятую Христом плоть (δια του προσλ " μματος). Ибо, когда природа наша соединилась с Богом, и мы в Нем приобщились божественной природы. И повсюду Павел желает нас приблизить ко Христу. Например, когда говорит: воскресил с Ним и посадил на небесах в Иисусе Христе (Еф.2:6), и: если терпим, с Ним и царствовать будем (2Тим.2:12), - и когда называет нас сонаследниками (Рим.8:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

Равным образом, если ап. Павел свою проповедь о кресте называет безумием ( 1Кор.1:21–23 ), то это означает не то, чтобы проповедь апостольская на самом деле лишена была человеческого смысла или заключала в себе совершенное противоречие с разумом или мудростью человеческой, а то, что она таковой должна была только казаться и действительно казалась для ложных мудрецов века сего, – в существе же дела она была проповедью о Христе – Божией силе и премудрости ( 1Кор.1:24 ), и следовательно, не лишенной истинной мудрости. Ибо каким образом она могла не иметь такой мудрости, когда, по слову апостола, безумное Божие мудрее человеков ( 1Кор.1:25 )? Потому-то апостол, вслед за тем как выразился о своей проповеди, что она заключается не в убедительных словах человеческой мудрости, называет ее уже прямо мудростью, хотя вовсе не похожей на извращенную мудрость человеческую. «Премудрость же, – говорит он, – глаголем в совершенных (проповедуем между совершенными), премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих, но глаголем премудрость Божию» ( 1Кор.2:6,7 ). В Послании к Колоссянам, предостерегая их от того, чтобы кто не увлек их философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ), в то же время он пишет им следующее: «мы... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его (Божией) во всякой премудрости и разумении духовном..., возрастая в познании Бога» ( Кол.1:9,10 ). Таким образом, ап. Павел только делает строгое отличие и разграничение между истинной христианской мудростью и мудростью стихийной, не по Христу, но вовсе не думает уничижать первую ради злоупотреблений, делаемых последней. Напротив, строго осуждая последнюю, он через это еще более возвышает первую; и тогда как всячески предостерегает верующих от ложной мудрости, и словом и примером своим он убеждает их возрастать и преуспевать в истинной мудрости, т. е. в познании Бога, конечно, при соблюдении в сем случае должных отношений разума к вере через надлежащее ей повиновение ( Рим.1:5, 14:25 ; 2Кор.10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Так божественный Апостол и собрание святых нарёк «церковию первородных» (Евр. 12:23) не потому, что все они по естеству первые разрешили болезни рождения матерей, но потому, что, так как первородным по закону определяется большая некая честь, Апостол сим названием выразил их досточтимость. А что Единородный не брат твари, но Творец, сие дают видеть и последующие слова. Кол.1:16.   Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. «Яко Тем создана быша всяческая» . Что же именно? «Яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая» . Поелику же и на небе иное видимо, например солнце, луна и звезды, то Апостол яснее показывает, что называет он небесным, и видимым, и невидимым. Потом, так как видимое для всех известно и от божественного Моисея все мы дознали, что творец сего есть Бог, Апостол, оставляя сие, перечисляет невидимое. «Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» . Под именем «престолов» , думаю, Апостол разумеет Херувимов, потому что на них поставленным Божий престол видел пророк Иезекииль (Иез. 10:1). «А господствиями, началами» и «властями» называет тех, которым вверено попечение о народах. Ибо Михаил начальствовал над иудеями, и блаженный Даниил именует князя персидского и князя эллинского. И словами «всяческая Тем создашася» Апостол означает первоначальное творение; словом же о «Нем» указывает на Его действенность по вочеловечении. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5:17), и еще: «возглавити всяческая о Христе» (Еф. 1:10); и у Пророка: «будет небо ново и земля нова» (Ис. 65:17); и: «древняя мымоидоша, се, быша вся нова» (2 Кор. 5:17; Ис. 43:18—19). А мы уповаем, что совершится сия перемена; ибо и «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:21). А что здесь имя «перворожден» имеет значение первенства, сие дают нам видеть последующие слова. Кол.1:17.   И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

Таким образом, ни одно из разобранных мест не относится к православной иерархии. Что же касается остальных двух ссылок, т. е. 1–2 ст., 17 гл. «Откровения» и 8–9, ст. 137 псалма, то в первой из них говорится о Римской империи, захватившей в свои пределы (сн. ст. 18 и 15 той же главы) многие народы. Слово блудодеяние – на языке священных книг часто означает идолопоклонство, напр. Иезек. 31, 30. Во второй ссылке говорится, как это ясно видно из содержания указанного псалма, о Вавилоне, столице Вавилонского царства. Отвергая иерархию, сектанты говорят, что члены их общества все равны; что у них один только священник – Христос, что всякий из них имеет право учить и совершать богослужение. В подтверждение такого взгляда на Церковь они приводят 26 ст. 14 гл., 1 посл., к корин. 19 ст., 5 гл. послан. к ефесеям и 16 ст., 3 гл. из послан. к колоссянам. В приведенных ссылках у апостола нет ни одного выражения, из которого можно было бы видеть, что иерархия не нужна. В 14 главе послания к коринфянам апостол Павел научает коринфских христиан тому, как они должны пользоваться чрезвычайными дарованиями, т. е. даром пророчества и – языков, которые, в древней христианской Церкви, ниспосылались Господом не только апостолам, но и некоторым из верующих ( Деян.11:28–29; 10:44–46 ). Апостол внушает коринфянам, чтобы они пользовались этими дарами к назиданию, т. е. чтобы имели в виду общую пользу. В 5 главе послания к ефесеям апостол Павел, передавая ефесским христианам разные наставления, предостерегает их от излишнего употребления вина и советует им назидать себя духовными песнопениями 582 . Апостол Павел, преподав ефесеям увещания ( Еф.3:1–15 ) к святой жизни, советует им (ст. 16) назидать друг друга псалмами и песнопениями. Ни в одной из этих ссылок не говорится о равноправности всех членов христианских общин. Если согласиться с сектантским объяснением разобранных мест Св. Писания, то как же можно объяснить следующие места Св. Писания? «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители»? ( 1Кор.12:29–30 ) спрашивает Св. апостол Павел. «Никто, отвечает он в другом месте, сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос – не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 , Евр.5:4–5 ). «Повинуйтесь наставникам вашим, говорит тот же апостол, и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас, и почитать преимущественно с любовию за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). Из этих изречений апостола Павла ясно видно, что в первенствующей Церкви, с которой любят сравнивать себя сектанты, были и пастыри и пасомые, были руководители и руководимые, были старшие и младшие. И те и другие составляли из себя одну Церковь и имели одну главу – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

15:11), признавая, что одна и та же проповедь всех тех, которые видели Бога по воскресении из мертвых.    1. А что Лука был неразлучным (спутником) Павла и сотрудником его в благовествовании, он сам это объявляет не хвалясь, но будучи побуждаем самою истиною. Ибо, он говорить, когда Варнава и Иоанн, называемый Марк, отделились от Павла и отплыли в Кипр, то «мы пришли в Троаду» (Деян. 16:8 и дал.); и когда Павел увидел во сне человека из Македонии, который говорил: «приди в Македонию и помоги нам», — тотчас — говорит — «решились мы отправиться в Македонию, разумея, что призывал нас Господь благовествовать им. Итак отплывши из Троады, мы направили плавание в Самофракию». И потом он тщательно показывает все остальное путешествие свое до Филипп, и как они говорили первую речь: «севши — говорит — мы разговаривали с собравшимися женщинами» (Деян. 16:13), и кто уверовали и сколь многие. И опять говорит: «а мы после дней опресночных отплыли из Филипп и прибыли в Троаду, где и пробыли семь дней» (Деян. 20:5, 6). И все остальные подробности (своего путешествия) с Павлом он рассказывает по порядку, со всею тщательностью указывая места, города и число дней, пока не пришли они в Иерусалим, и что там случилось с Павлом, как связанный он был отправлен в Рим, имя сотника, его принявшего, и названия кораблей, и как потерпели кораблекрушение и на каком острове спаслись, как они были приняты человеколюбиво, а Павел помог начальнику этого острова, как отсюда они отплыли в Путеолы и потом прибыли в Рим и сколько времени пробыли в Риме (Деян. 21; 27; 28). Присутствуя при всем этом, Лука тщательно описал это так, что не может быть обличен во лжи или превозношении, потому что все эти (подробности) доказывают, что он и старше всех, ныне учащих иначе, и знал истину. Что он был не только спутник, но и сотрудник Апостолов, особенно же Павла, это и сам Павел объявил в посланиях говоря: «Димас оставил меня и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию, один Лука со мною» (2 Тим. 4:10, 11), и тем показывает, что он всегда был вместе с ним и не разлучался. И еще в послании к колоссянам он говорит: «приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14). Если же Лука, который всегда проповедовал вместе с Павлом, от него был назван «возлюбленным», с ним благовествовал и им уполномочен передать нам Евангелие, — не научен от него ничему другому, как явствует из его слов, то как эти люди, которые никогда не были вместе с Павлом, хвалятся, будто они научены сокровенным и неизреченным таинствам?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1:20-22). Сказано также в другом месте: Муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, Он Сам есть Спаситель тела (Еф. 5:23). Как же может спастись душа Церкви, если душа Спасителя отсутствовала? или какое действие, как полагают, последует в теле, которое не предшествовало ему в главе? Ибо, как говорит Он верным Своим: если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8:36), так и о Себе говорит: потому что стал, как человек без помощника, свободный среди мертвых (Пс. 86:5). Который потом освободил главу в Себе и Он также передал ее в теле, потому что, войдя в дом сильного и связав сильного (Мтф. 12:29), Он избавил тело от рабства, которое Он первоначально взял на Себя как раб. и нет ничего другого, что будет царствовать в теле, кроме того, что предшествовало небесам в Главе. Павел, верно и уверенно с верой в этом вопросе, ликует и говорит: «Наше же жилище на небесах» (Фил. 3:20). Поэтому там он е ищет спасения своей души, где он заверяет душу человеческую, что она будет царствовать во Христе: по этой причине он и увещевает колоссян такой проповедью, говоря: если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос восседает одесную Бога.  11. Еще одно утверждение Петра . Не следует в какой-то степени опускать и то, что Петр хвалит во Христе как великое чудо проповеди: потому что Он не сделал никакого греха и не было лукавства в устах Его. Ибо так он говорит: Христос умер за нас (за вас), оставив вам пример, чтобы вы шли по Его стопам. Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Ибо если Сын Божий не имел человеческой души в восприятии плоти, а блаженный Петр, как полагают, сказал это о Его Божестве, то какая великая похвала Христу за то, что Его Божество могло быть невосприимчивым к разрушительному действию греха, так как Богу надлежит не только не грешить, но и спасать от греха: Он поэтому один может дать снисхождение, потому что один может не признать вину; поэтому Он один Врач раненых, потому что Божественная природа никогда не получает раны в Себе? Но если это относится к плоти Христовой, то как может быть сохранена праведность наших душ, которым не был дан пример, упомянутый апостолами, через принятие Христа? Но чтобы показать, что блаженный Петр предполагал и в душе, и во плоти Христову праведности, которой он повелевает нам подражать, он добавил: Тот, Кто, будучи проклят, не проклинал в ответ ; что собственно относится к терпению души; посему и в другом месте говорит: не злом за зло воздавая, или ругательством за проклятие, но, напротив, благословение, ибо вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение наследия (1 Пет.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

3. Гнозис был известен уже в апостольские времена. Св. Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Также мы читаем и у св. Иоанна: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1). Опасность распространения гностицизма усиливается, когда в Церкви начинают преобладать обращенные из язычества. Многие из них не могут сразу постичь коренное отличие христианства от восточно-эллинистических «мистериальных» религий, воспринять всю новизну Евангелия. В Коринфе уже во время апостола Павла появилась «духовная аристократия», гордящаяся обладанием более глубокой мудростью и более глубоким мистическим опытом, чем их братья по вере и даже чем сам апостол. Они считали себя совершенными и относились к своим собратьям-христианам как к низшим существам, неспособным подняться на сверхъестественные высоты. Там также были дуалисты, считавшие тело ничем (а то и корнем зла), а дух - всем. Такая вера приводила к соответствующим нравственным последствиям. Некоторые коринфяне сделали вывод, что физические поступки не играют никакой роли в духовном мире: вдохновляясь учением апостола Павла о свободе от закона и принимая таинства как магические гарантии автоматического блаженства, они впали в обыкновенную плотскую распущенность. Другая группа ударилась в противоположную крайность: супруги стали воздерживаться от физической близости, а обрученные пары отказывались заключать брак. В полном соответствии со своими дуалистическими теориями они отвергли учение о телесном воскресении как слишком примитивное и предпочли платоническую доктрину о бессмертии души. Во всяком случае, говорили они, тех, кто уже достиг совершенства, телесное воскресение уже ничем не может обогатить. Они не видели ничего плохого во вкушении идоложертвенного мяса, так как они не верили в существование идолов. В Колоссах, в Малой Азии, апостол Павел столкнулся с еще более опасной ересью - синкретической амальгамой христианства с теософическими элементами, заимствованными отчасти из мистериальных культов, а отчасти из иудейских сект. Многие колосские христиане поклонялись посредническим ангельским силам, которых они отождествляли с небесными телами. Они считали, что эти силы небесные обладают властью над человеческой судьбой и даже Евангелие не может помешать им вершить свою волю. Колоссяне соблюдали свои особые церемонии и отмечали праздники, заимствованные из иудейского календаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/434670/

4. Это говорит и Христос: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя», то есть, если ты смотришь бесстыдно, «вырви его», то есть, худую мысль ( Мф. 5:29 ). Мне кажется, что слова: блуд, нечистота, страсть, похоть – означают одно и то же, именно блуд, что всеми этими названиями он отвращает нас от (скверного) дела. Это, действительно, страсть; и как тело страдает, безразлично – от лихорадки ли, или от раны, так и это. И не сказал: обуздывайте, но: «умертвите», чтобы они и не могли восстать. «И отложите». Мы отлагаем мертвое; если, напр., на теле есть мозоли, мы срезываем их, как тело мертвое. Если ты обрежешь живое тело, тебе больно; если же мертвое, боли вовсе не чувствуешь. То же должно сказать и о страстях: они делают бессмертную душу нечистой, страстной. Мы не раз говорили, почему любостяжание называется идолослужением. Над родом человеческим более всего владычествуют: любостяжание, невоздержание и похоть злая. «За которые гнев Божий грядет на сынов противления» ( Кол. 3:6 ). Называет сынами противления, чтобы лишить их прощения и показать, что, по причине непослушания, они принадлежат к числу таковых. «В которых, – говорит, – и вы некогда обращались» и покорились: показывает, что они еще находятся в числе таковых. Говоря так, он и хвалит их: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» ( Кол. 3:8 ). Не к ним, но к другим обращает речь, чтобы не поразить их. Хулением он называет ругательства, также как яростью называет нечестие. А в другом месте, с целью пристыдить, говорит: «потому что мы члены друг другу» ( Еф. 4:25 ). Он представляет их как бы творцами людей, отвергающими одного и принимающими другого. Там сказал: «члены»; здесь перечисляет все: сердце – ярость, уста – хуление, глаза – блуд, любостяжание, руки и ноги – ложь, самую мысль и ветхий ум. У него один царский образ – образ Христа. Показывая, что члены, велики ли они или малы, имеют один царский образ, он, мне кажется, имеет в виду преимущественно (христиан) из язычников. Как земля делается золотом, лишившись прежнего вида своего – вида песка, как шерсть, какая бы она ни была, принимает другую форму, потеряв прежнюю, так и верующий. «Снисходя, – говорит, – друг другу», – показал, в чем справедливость: прими ты его, и он тебя (примет), что и в послании к галатам говорит: «Носите бремена друг друга» ( Гал. 6:2 ). «И будьте, – говорит, – дружелюбны». Этого он везде требует больше всего, так как это – верх добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010