Феофан). " Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами, — поясняет апостол и увещевает колоссян: — Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и крутым обольщением, ко преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу " (2:1-8). Отсюда можно видеть, что лжеучение, угрожавшее чистоте веры колоссян, было философского характера. Оно было чисто человеческого происхождения и, видимо, пользовалось стихиями мира с суеверными целями, для таинственного общения с духовным миром, что действительно наблюдалось у древних мистических сект, как и ныне у спиритов и им подобных. " Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно " — то есть во Христе обитает вся полнота Божества телесно, то есть воплощенно и осязательно, а не только образно и в каком-нибудь переносном смысле, обитает, как душа в теле. " Но не думай, — поясняет блж. Феодорит, — что Он заключен в теле — объят, ограничен " , ибо " Он Божеством неописан " . " И вы имеете полноту в Нем " — вы уже исполнены в Нем, а поэтому не следует слушать никаких лжеучителей — в Нем вы имеете всю полноту и ни к кому другому не обращайтесь. Он — глава всех ангельских сил — " всякого начала и власти " . Так как лжеучители, видимо, учили какому-то незаконному мистическому поклонению Ангелам, то апостол и хочет предостеречь их от этого, уча, что Иисус есть Глава и Повелитель всех ангельских начал и властей (2:9-10). " В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным... бывши погребены с Ним в крещении " — эти слова, несомненно, против иудействующих, требовавших обрезания. Апостол говорит, что христиане обрезуются " обрезанием нерукотворенным " , которое состоит в " совлечении греховного тела плоти " и очищении от грехов в таинстве крещения. В этих стихах (2:11-14) заключается важная мысль о том, что ветхозаветное обрезание заменено в Новом Завете таинством крещения. Достойно примечания то, что апостол сравнивает крещение с погребением — отсюда ясно, что правильный способ совершения этого таинства — погружение, а не обливание, как принято на Западе.

http://sedmitza.ru/lib/text/430637/

Тех же, напротив, которые, познав Его, не прославляют, Он предает, по учению апостола Павла, нечестивым похотям сердец их ( Рим.1:24 ). Вообще Он действует вся во всех ( 1Кор.12:6 ). Он производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). §36. Учение Святых Апостолов об Ангелах и злых духах Учение Апостолов об Ангелах также отличается значительно большими, в сравнении с учением Иисуса Христа, подробностями. К раскрытию этого учения Апостолы побуждаемы были не только общим желанием выяснения истины, но и некоторыми неправильными на служение Ангелов взглядами. Так заявляет, по крайней мере, апостол Павел в послании к Колоссянам. Никто да не обольщает вас, пишет он, самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол.2:18–19 ). В чем состоял взгляд лжеучителей на служение Ангелов – трудно сказать. Несомненно одно, что Ангелы выставлялись в нем существами высшими в сравнении со Христом и что служение им предпочиталось служению Главе Церкви Христу Спасителю мира 533 . Ввиду такого взгляда, Апостолам предстояло указать не только на служение их вообще, но и на отношение их к Сыну Божию, Иисусу Христу. Указание на то находится уже в самом послании апостола Павла к Колоссянам. В нем заявляет он, что Ангелы суть творение Сына Божия. Им создано все, говорит он, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы, ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). Еще подробнее раскрывает апостол эту истину в послании к Евреям. В нем говорит он: Об Ангелах сказано: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими пламенеющий огонь ( Пс.103:4 ). А о Сыне: Престол Твой, Боже, в век века; жезл Царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

14). Вскоре, впрочем ап. Павел вызвал их к себе в Афины (ст. 16). Из Афин ап. Павел послал Тимофея в Солунь и чрез него отправил к христианам этого города первое свое послание к Солунянам ( 1Coлyh. III, 5–8 ). Затем св. Тимофей, вместе с ап. Павлом, проповедовал в Коринфе (2 Коринф. I, 19) и в отправленном отсюда (из Коринфа) втором послании к Солунянам имя св. Тимофея поставлено вместе с именем ап. Павла (I, 1). Вероятно, св. Тимофей оставался в Коринфе во все время путешествия ап. Павла в Иерусалиме и уже на обратном пути в Ефесе св. Тимофей прибыл к своему наставнику ( Дeяh. XIX, 1 ). Из Ефеса в 56 г. ап. Павел отправил Тимофея с Ерастом для сбора пособии палестинским христианам ( Дeяh. XIX, 21 ). Во время третьего (великого) путешествия ап. Павла, Тимофей сопровождал его с другими спутниками до Асии ( Деян. ХХ, 4 ); думают, что св. Тимофей продолжал путешествие с ап. Павлом до Милита, где апостол простился с Ефесскими пресвитерами ( Деян. ХХ, 16–17 ) и, может быть, Тимофей был оставлен в Ефесе, с целью приготовления его в епископа сему городу. Это путешествие ап. Павла закончилось его узами в Риме: из посланий, написанных св. Павлом в этом городе (к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, в 62–63 г.), видно, что Тимофей находился в Риме, и, вероятно, разделял его узы ( Ebp. XIII, 23 ). В приветствиях к этим посланиям стоит имя Тимофея с именем ап. Павла. Так, в послании к Филиппийцам Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым, находящимся в Филиппах (I, 1). Это послание, вероятно, было написано св. Тимофеем со слов ап. Павла. Приветствие в посланиях к Колоссянам начинается так: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (I, 1), а послание к Филимону: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному» (ст. 1). По освобождении из римских уз, ап. Павел посетил многие малоазийские церкви, был в Милете ( 2Tuм. IV, 20 ) и, полагают, что в это время он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В епископский сан св. Тимофей был поставлен сравнительно в молодых летах (30–35 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Андрей Алексеев сказал: – Мы боимся впасть в грех . В Евангелиях и посланиях резко осуждается предание. К Колоссянам Апостол пишет: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Я ответил: – Слово Божие научает нас различать чистое от нечистого ( Лев. 10, 10 ). Также надобно поступать по отношению к преданию. Смотрите, какое предание: если «человеческое», противное Евангелию, – не держитесь его; если божеское, апостольское, – храните его, как свои глаза, по слову псалмопевца: «вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс. 118:113 ). Вот и рассудите теперь, о каком предании говорит Апостол в Послании к Колоссянам. Он пишет христианам: «смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею, преданием человеческим...» Сам Апостол ясно показывает, что он говорит о предании человеческом, «по стихиям мира», а не о предании Божеском, – «по Христу». Предание человеческое, ошибочное, он осуждает, а предания апостольские велит строго держать ( 2Фес. 2, 15 , ср. 2Тим. 2, 2 ). Чего же вы-то мешаете в одно предания Божии и предание человеческое? Мы умоляем вас принять предание Апостольское, а не «вымыслы человеческие». Вы же бежите от нас, сами не зная, куда и почему... Андрей Алексеев, хитро прищурив глаза, спросил: – А вы предание получаете от самих Апостолов, или от своих епископов старцев? Я ответил: – От Апостолов лично нам нельзя получать предания. Апостолы умерли. Нам передают их учение преемники апостольские – епископы... – Все-таки ваши епископы – старцы? допрашивал меня Андрей Алексеев. Я сказал: – Да, большинство наших епископов, действительно, старцы... – Ну, так послушайте, воскликнул Андрей Алексеев, что про предание старцев читаем мы в Евангелии: «тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики твои преступают предание старцев?... Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» ( Мф.15:1–3 ); ср.: Мк.7:1–9 )) – Вот как Христос отозвался о старческом предании. Потому мы не желаем его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Послание к Лаодикийцам. 1 . Павел Апостол не от людей, ниже от человек, но чрез Иисуса Христа, братьям, которые находятся в Лаодикии. 2 . Милость вам и мир от Бога Отца нашего и от Господа нашего Иисуса Христа. 3 . Благодарение приношу Христу на всякой молитве моей за то, что вы тверды и постоянны в добрых делах, ожидая обетования в день суда. 4 . Да не смущают вас суесловия лжемудрых, хотящих отклонить вас от истины Евангелия, мною вам проповеданного. 5 . Да даст Бог ныне, чтобы те, кои от меня подвизались достигать совершенства истины Евангельской и добрыми делами обресть спасение в жизни вечной. 6 . Ныне всем явны мои оковы, которые тяготеют на мне за Христа, и которыми я радуюсь и утешаюсь. 7 . Ибо я знаю, что они мне в вечное спасение чрез молитвы ваши и споспешествованием Святого Духа. 8 . К жизни или к смерти, во Христе жить и умереть мне в радость. 9 . И сам Господь наш да явит в вас милосердие свое, да пребудете всегда в одинаковой любви и в единодушии. 10 . Сего ради возлюбленные, так как вы слышали о пришествии Господа, пребудьте в тех же чувствах и в страхе Божием и обрящете жизнь вечную. 11 . Ибо сам Бог творит в вас. 12 . Все делаемое вами делайте без греха. 13 . И достигайте совершенного, возлюбленные: радуйтесь в Господе нашем Иисусе Христе и берегитесь нечистого лихоимства. 14 . Приносите чистосердечные молитвы Богу и пребудьте тверды во Христе. 15 . Творите всё, что есть непорочно, истинно, целомудренно, праведно и милосердно. 16 . И всё то, что слышали и чему научились, храните в сердцах ваших и будет мир с вами. 17 . Приветствуйте всех братий целованием святым. 18 . Приветствуют вас все святые. 19 . Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со духом вашим. Аминь. 20 . Дайте прочесть сие Колоссянам и прочите сами писанное к Колоссянам. К Лаодикицам писано из Рима чрез Тихика и Онесима. Заметим, что тринадцатый стих этого послания, где сказано: «берегитесь нечистого лихоимства», имеет прямое соотношение с правами Лаодикицев, который, по свидетельству Цицерона, как мы уже говорили выше, были банкирами Азии, занимаясь преимущественно разменом и переводом монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Проблемно-обличительная часть Кол. содержится в 2, 8-23 и начинается с такого предостережения: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и от кого предостерегал он колоссян — в самом деле, вопрос, допускающий различные решения. И все они конструируются по «зеркальному» принципу: то, на чем особенно настаивает Павел, есть прямая противоположность соответствующим пунктам предполагаемого лжеучения. Например, если апостол настаивает на надмирности и исключительности Христа (см. Кол. 1, 16-17; также см. ниже), то значит, лжеучители утверждали, что Христос есть одно из посреднических звеньев, связующих трансцендентного Бога с тварным миром. Если же апостол подчеркивает универсализм спасения в Церкви для всех (см. Кол. 1, 20. 28; 3, 11), то, следовательно, лжеучители внушали чувство превосходства и исключительности только какой-то отдельной группы людей — естественно, адептов их учения. Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то синкретическое учение с элементами иудейства и зарождающегося гностицизма  — тех Сциллы и Харибды, между которыми старалась выстоять первохристианская Церковь. К сожалению, наши сведения о гностицизме I веке очень и очень скудны, особенно по сравнению с более подробными данными о развитых гностических системах II века, так что можно лишь примерно обрисовать его контуры, какими они были во времена написания Кол. Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые законы (Кол. 2, 16. 21) — характерные требования иудействующих (ср. Гал.). В то же время говорится о «стихиях мира» (Кол. 2, 8. 20; ср. Гал. 4, 3. 9), «служении Ангелов [ЕК: почитании ангелов]» (Кол. 2, 18) — гностических понятиях. Сам Павел берет на вооружение ряд гностических терминов, например, «тайна» (musth/rion) , «полнота» (plhrw=ma), «премудрость» (sofi/a), «знание» (gnw=sij): 25 ... исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его (Кол. 1, 25-26);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Церковь в данной местности или стране имеется в виду и в тех местах новозаветных книг, в которых это слово употребляется во множественном числе. Так, например, говорится, что апостол Павел рукоположил пресвитеров к каждой церкви, основанной во время первого путешествия (Деян 14:23). Римлянам шлет приветствия от всех церквей Христовых (см. Рим 16:16). В Галатии имеются многие церкви (Гал 1:2), также многие церкви есть в Македонии (2 Кор 8:1) и, конечно, в Иудее (1 Фес 2:14). Церковь для апостола Павла, так же как и для апостола Иоанна (Откр 2–3) является Церковью в Коринфе, Ефесе, Смирне. В каждой местности это не часть Церкви, но вся Церковь Христова, живущая полнотой благодати Духа Святого. Одновременно каждая Церковь не мыслится вне связи с другими Церквами. В 1 Kop l:2 читаем: Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас . Похоже в 2 Кор 1:1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся ( oЬsV — имеется в виду существование в онтологическом плане, а не просто находящейся) в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии. Связь между Церквами была разного рода. Это был, например, обмен посланиями. Колоссян Апостол просит, чтобы передали его послание к ним также Церкви Лаодикийской, а сами они должны прочитать то послание, которое было в Лаодикии (Кол 4:16). Проявлением связи был также сбор денег на помощь Церквам в Иудее (2 Кор 8–9). В межцерковных отношениях апостольских времен не замечается признаков возвышения одной местной Церкви над другой. Несомненно, Церковь Иерусалимская имела для Апостолов особое значение, но нигде в книгах Нового Завета мы не находим свидетельств ее преобладания над другими. То же самое наблюдается и по отношению к Церкви Антиохийской, которая благословила Варнаву и Савла на дело, к которому призвал ихБог (см. Деян 13:2). Быть может в прощании апостола Павла с пресвитерами Ефесскими (Деян 20:17–38) можно усматривать указание на особую роль Церкви в Ефесе. Но если даже это так, то это скорее роль, сходная с ролью Церкви Иерусалимской или же Антиохийской. Мышление в категориях Церкви “поместной” и “все­ленской” в смысле того, что “целое”, и того, что является “час­тью” этого целого, чуждо содержанию новозаветных книг. Местная Церковь в Ефесе так же, как каждая другая местная Церковь, является Церковью вселенской. Центром ее жизни, как апостол Павел принял от Самого Господа , является Евхаристия (см. 1 Kop 11:23–29). Совершение Евхаристии определяет место предстоятеля в Церкви и его роль по отношению к другим поместным Церквам.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

И Я приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников, возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения. Имя же ее не изгладится во веки веков, но что сделала она, из рода в род будет пересказываемо в память ее. И все, слыша о поступке ее, сами сделаются любителями добрых дел и причастниками богатых и вечных благих даров». О если бы и нам стать подражателями ее, и, исповедав нечистоту душ своих, очистить слезами и сподобиться человеколюбия святого Бога! Ему слава – Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Сказания о святом апостоле и евангелисте Луке Память его – 18 октября. I. Евсевия, епископа (+ 340 г.) Кесарийского 58 Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большею частью находился при Павле и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух богодухновенных книгах: во-первых, в Евангелии, которое начертал, говорит, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшие Словесе ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во-вторых, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец. Полагают, что о его-то Евангелии упоминает Павел, когда, будто о каком-то собственном, говорит: по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). II. Преп. Иеронима, пресвитера (+ 419 г.) стридонского 59 Лука, антиохийский врач, знакомый, как показывают его послания, с эллинскою образованностью, последователь апостола Павла, спутник его во всех путешествиях, написал Евангелие. О нем Павел говорит: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» ( 2Кор.8:18 ), и к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол.4:14 ), и к Тимофею: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ). Есть у него и другое прекрасное сочинение, подписанное: «Деяния апостольские», в котором он доводит историю апостолов до двухлетнего пребывания Павла в Риме, т. е. до четвёртого года царствования Нерона, из чего и узнаем, что сочинение это написано в том же городе. Полагают, что Павел всякий раз, когда говорит в своих посланиях «по благовествованию моему» ( Рим.14:24 ; 2Тим.2:8 ), разумеет здесь книгу Луки, и что Лука научился Евангелию не только от апостола Павла, который не обращался с Господом во плоти, но и от прочих апостолов. Об этом сам он ясно говорит в начале своей книги: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителям Слова» ( Лк.1:2 ). Итак, Евангелие свое он написал по слуху, а Деяния апостольские изложил как самовидец. Останки его находятся в Константинополе, куда мощи его вместе с останками апостола Андрея перенесены были на двадцатом году царствования Констанция. III. Святого Иоанна Дамаскина (+ 754) 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или новомесячие, или субботу. Это есть тень, а тело – во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, не держась Главы, от Которой все тело растет возрастом Божиим. В самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела – только вид мудрости (16–23). В двух первых главах Апостол преподал все существенное о вере, в чем необходимо было вразумить и научить Колоссян. В следующих двух главах он преподает им разные нравственные наставления, как бы естественно вытекающие из вероучения. Так он говорит: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, гнев, ярость, злоречие (3:1–8). Не лгите друг другу, совлекшеся ветхого человека с деяниями его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшего его, идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (9–11). Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Над всеми же сими стяжите любовь. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию (12–16). Жены, повинуйтесь мужьям своим. Мужья, любите своих жен. Дети, будьте послушны родителям. Отцы, не раздражайте детей. Рабы, повинуйтесь господам (17–22). Господа, будьте равномерны к рабам. Со внешними обходитесь благоразумно. Слово ваше да будет благодатно. В молитве терпите. О нас молитесь (4:1–6). В заключение Апостол говорит, что недосказанное скажет Тихик. Потом посылает приветствие от лиц бывших с ним, причем говорит, что это приветствие – его собственноручное. И наконец увещевает помнить его узы и преподает всем благодатное благословение (7–18). Подлинность послания и его церковное употребление Необыкновенная высота послания и краткость изложения глубочайших мыслей о Боге и Христе приводят некоторых в недоумение о подлинности послания. Но недоумевающие забывают, что Апостол умел быть всем вся ( 1Кор. 9:22 ): умел преподать начатки учения, или, как он говорит, питать млеком ( 1Кор. 3:2 ), умел предложить и твердую пищу, когда она составляла насущную потребность. И так как в Колоссах завелись такие лжеучители, прельщавшие возвышенными лжеучениями, то и Апостол изложил самое высокое обобщение веры в Бога и Христа Спасителя, как главы Церкви и всяческой полноты разумения и полноты самой жизни всех существ мира. Но Иоанн Богослов говорил о Христе: вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:3 ), И св. Ап. Павел весьма часто раскрывал столь возвышенное учение в разных своих посланиях. Например, о власти Иисуса Христа над миром духов раскрывается в послании к Римлянам (8:38–39), в 1 Коринф. (15:24–28). В послании к Римлянам (9:4–5) Он называется «Сущий над всеми». «Им все и мы Тем», говорится в 1 послании к Коринфянам (8:4–6). В послании к Галатам говорится: «когда пришла полнота, времени, Бог послал Сына Своего» (4:4) 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС 2 мин., 01.01.2008 Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов. Статью обозревателя " Фомы " Алексея Соколова " ПО ОБЕ СТОРОНЫ ФРОНТА " согласился прокомментировать для нас архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член Общественной палаты РФ: Последние события на Кавказе имеют достаточно много измерений. Это и личная трагедия множества людей, потерявших своих близких, лишившихся крова и средств к существованию. И одновременно эти события стали одним из важнейших факторов, влияющих на глобальную политику. Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов. Есть у этих событий и церковное измерение. Во всяком случае, они заставляют нас вновь задуматься о некоторых проблемах. В том числе, — о соотношении этнической и религиозной идентичности. Вспомним слова Апостола из послания к колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:8-11). И это святая правда. Но беда в том, что в жизни мы очень часто забываем о заповедях Христовых. Проявляем пристрастия, сами делим окружающих на своих и чужих, а затем относимся к чужим, как врагам. Это, мягко говоря, мало приятно в быту и политике, где ксенофобия может приводить к кровопролитию. И когда подобное возникает в жизни Церкви, уврачевать такие разделения бывает крайне сложно. Для окончательного преодоления греко-болгарской церковной распри XIX века потребовалось без малого столетие.

http://foma.ru/kavkazskij-vopros.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010