Firenze, 1903; Ter Haar F. Das Dekret des Papstes Innocenz " XI. über Probabilismus. Paderborn, 1904; Dubruel M. Innocent XI et l " extension de la Régale d " après la correspondance confidentielle du cardinal Pio avec Léopold Ier. P., 1907; idem. Les congrégations des affaires de France sous le pape Innocent XI//RHE. 1926. Vol. 22. P. 273-311; 1927. Vol. 23. P. 44-64, 502-522; Innocent XI// Montor A., de. The Lives and Times of the Popes. N. Y., 1911. Vol. 6. P. 121-150; Innocent XI//An. Pont. Cath. 1917. P. 91-100; O " Brien L. Innocent XI and the Revocation of the Edict of Nantes. Berkeley, 1930; Mihály S. Il papa Innocenzo XI e la liberazione di Buda dal Turco. R., 1937; Orcibal J. Louis XIV contre Innocent XI: Les appels au futur concile de 1688 et l " opinion française. P., 1949; Latreille A. Les nonces apostoliques en France et l " Église gallicane sous Innocent XI//Revue d " histoire de l " Église de France. P.; Turnhout, 1955. Vol. 41. P. 211-234; idem. Innocent XI, pape «janséniste», directeur de conscience de Louis XIV//Cahiers d " histoire. Lyon; Clermont; Grenoble, 1956. T. 1. P. 9-39; Miccinelli C. Il beato Innocenzo XI: Cenni biografici. Vat., 1956; Papàsogli G. Innocenzo XI (1611-1689): Sommo Pontefice dal 1676 al 1689. R., 1956; Neveu B. Jacques II, médiateur entre Louis XIV et Innocent XI//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1967. Vol. 79. N 2. P. 699-764; Sammer A. Der Türkenpapst: Innozenz XI. und die Wiener Türkenbelagerung von 1683. W., 1982; Maras R. J. Innocent XI, Pope of Christian Unity. Notre Dame (Ind.), 1984; Fiorani L. Innocent XI//Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 895-898; Sellin V. Der benutzte Vermittler: Innozenz XI. u. pfälzische Erbstreit//Papstgeschichte und Landesgeschichte: FS f. H. Jakobs z. 65. Geburtstag. Köln, 1995. S. 603-618. Хотя в понтификат И. политическая активность Папского престола в Вост. Европе была связана прежде всего с формированием антитур. коалиции европ. гос-в, значительное внимание папа уделял деятельности униат.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Для содержания немощных и увечных ветеранов, не располагавших достаточными средствами, в Париже был основан Дом инвалидов (1670). Источником пополнения наемной армии в военное время стала королевская милиция, формировавшаяся на основе воинской повинности. Военный инженер маршал С. Ле Претр де Вобан возвел на границах королевства защитный пояс крепостей; благодаря трудам Кольбера был создан сильный военный флот. Все это позволило Франции начиная с 60-х гг. XVII в. участвовать в боевых действиях (на первом этапе успешных) против мн. европ. гос-в: Республики Соединённых провинций (Голландии), Испании, Свящ. Римской империи герм. нации и Англии. Начиная эти войны, Л., как правило, ссылался на наследственные права королевского дома. Так, наследственное право 1-й жены Л. Марии Терезы, дочери испан. кор. Филиппа IV, на Испанские Нидерланды стало поводом для развязывания Деволюционной войны (1667-1668), в ходе к-рой Франция захватила неск. важных городов на территории провинций Фландрия и Геннегау (Эно). Голландская война (1672-1678) против Республики Соединённых провинций, на стороне к-рой выступили Испания, Свящ. Римская империя и герц-ство Лотарингия, завершилась Нимвегенским мирным договором. По его условиям Франция получила оставшуюся часть пров. Артуа, несколько городов в Испанских Нидерландах и пров. Франш-Конте, раньше входившую в состав Свящ. Римской империи. В 80-х гг. XVII в. Л. присоединил ряд приграничных территорий, ссылаясь на то, что они некогда находились в вассальной зависимости от земель, завоеванных французским королем. В 1681 г. франц. армия захватила имперский г. Страсбург. В итоге Эльзас оказался под полным контролем Франции. Результатом такой политики стало образование Аугсбургской лиги (1686), объединившей императора Свящ. Римской империи, королей Испании и Швеции, а также курфюрста Баварии. Позднее к антифранц. коалиции присоединился англ. кор. Вильгельм III Оранский (1689-1702). Неудачная для Л. Девятилетняя война (1688-1697) с коалицией завершилась Рисвикским миром, по к-рому Франция согласилась с результатами «Славной революции» (1688-1689) в Англии, признала права Вильгельма III на англ.

http://pravenc.ru/text/2561072.html

27 апр. 1689 г., не сумев передать свой труд через Генина, К. сам прибыл в Москву, поселившись в Немецкой слободе под именем Людвига Людовицина, приехавшего якобы для свидания с родственниками. В Немецкой слободе К. познакомился с кружком приверженцев идей Бёме и сблизился с одним из его руководителей, купцом К. Нордерманном. Вскоре, однако, взгляды К. были определены как крамольные пастором московской лютеранской ц. св. Петра И. Майнеке, к-рый обратился с жалобой к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (1674-1690). Посольский приказ арестовал К. и Нордерманна и предъявил им политическое обвинение в посягательстве на государеву честь и в совершении преступлений против христианской веры. Было решено подвергнуть их «крепкому допросу» ( Цветаев. 1883. С. 125). Несмотря на жестокие пытки, К. не признал своей вины и не отрекся от своего учения. Книги К. были отданы для прочтения и составления отзыва представителям иезуитов, жившим в Москве, а также лютеранским пасторам. И те и другие осудили книги как еретические. Переводчики Посольского приказа И. Тяжкогорский и Ю. М. Гивнер считали, что К. и Нордерманн «веру держат той ереси, имянуемой квакери», которые «подобны здешним расколщикам живут своеобычно» (Там же. С. 135). «Вор и богоотступник иноземец Квилинко Кулман» был приговорен к смертной казни и вместе с Нордерманном 4 окт. 1689 г. сожжен в срубе на Красной пл. Также в огонь были брошены привезенные К. в Москву его труды. Согласно частично сохранившемуся следственному делу К., основанием для такой казни, очевидно, стала ст. 1 гл. 1 Соборного Уложения 1649 г. (о хуле на Бога). Идеи К. и Бёме оставались популярными среди мистически настроенных людей в России в посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. Памятный камень о К. установил в кон. XVIII в. в парке усадьбы Савинское видный русский масон того времени И. В. Лопухин. В дореволюционной историографии К. характеризовали как «помешанного мистика», «одинокого фанатика», «отчаянного еретика» (Н. С. Тихонравов). Советские исследователи называли его «представителем народной утопии в духе еретического средневекового коммунизма» (А. И. Клибанов ). А. М. Панченко рассматривал жизнь и деятельность К. не только в рамках его теологического проекта, но и как отражение политической программы чешских братьев.

http://pravenc.ru/text/2462233.html

24 . Curieuse Anmerkungen über den Staat von Franckreich. In Leipzig, 1720. (Менгдена 164). 25 . Traité de pouvoir de Rois de la Grande Bretagne. A Amsterdam, 1714. (Остермана 33). 26 . Les interets de l’Angleterre mal-entendus dans la guerre présante. A Amsterdam, 1704. 27 . Interets des Princes d’Allemagne, écrits sous le nom d’Hippolitus à Lapide. Le second tom. A Freistade, 1712. (Остермана 26). 28 . Principe Prattico, authore Tomaso Roccabella. In Venetia, 1689. (8-ку, 939). 29 . Recueil de traités, d’alliance de, trève, de paix, de garantie etc., depuis la paix de Munster jusqu’en 1709, par le Sr. du Mont. Deux tomes en un volumne. A Amsterdam, 1710. 30 . Preliminaires des traités faits entre les Rois de France et tous les Princes de l’Europe depuis le régne de Charles VII. A Paris, 1692. 31 . Memoires de Mr. L. C. D. R. contenant ce qui s’est passé de plus particulier sous le ministère du cardinal de Richelieu, et du cardinal Mazarin. A la Haye, 1689. 32 . Mémoires et Negotiations secrettes, de Ferdinand Bonaventure comte d’Harrach, à la Cour de Madrit, depuis l’année 1695. par Mr. de la Torre. A la Haye, 1720. Deux volumes. 33 . Mémoires touchant Mr. de Thou. A Cologne, 1/10. (Остермана 58). 34 . Histoire des négotiations de Nimegue, par Disdier. A Paris, 1680. (Кн. Долгорукого 1719 г. – 8-ку, 1329). 35 . Neue Kriegs Cantzeley. Dresden, 1677. 36 . Institutio, viri privati, et publici, ex idiomate Hispanico, Institutio viri aulici ex idiom. Italico. Francofurti, 1647. (8-ку, 963. Ex libris Alex. Mankeviz). 37 . Lud. Petri Giovanni Germania princeps. Halae, 1702. 38 . Lud. Septalii de ratione status, libri septem. " Hamb., 1659. (8-ку, 964). 39 . Les négotiations de Jeannin. 1659. En deux volumes. (8-ку, 1368). 40 . Aufgefangene Brieffe, welche zwischen etlichen curieusen Personen der Staats und gelehrten Welt gewechselt worden. Wahrenberg, 1702. 41 . Traité du Juge competent des Ambassadeurs, tant pour le civil, que par le criminel; par Bynkershock. A la Haye, 1723. (Остермана 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

P., 1677; Histoire de France depuis le temps des Gaulois et le commencement de la monarchie jusqu " en 987. P., 1685. T. 1; 1689. T. 2; Dissertations physiques sur le discernement du corps et de l " âme, sur la parole, et sur le système de m. Descartes. P., 1689. T. 1; 1690. T. 2; Divers traitez de métaphysique, d " histoire et de politique. P., 1691; Les œuvres de feu monsieur de Cordemoy. P., 1704; Œuvres philosophiques avec une étude bio-bibliographique/Ed. P. Clair. P., 1968. Лит.: Prost J. Essai sur l " atomisme et l " occasionalisme dans la philosophie cartésienne. P., 1907; Balz A. G. A. Géraud de Cordemoy// Idem. Cartesian Studies. N. Y., 1951. P. 3-27; Boas G. Dominant Theme of Modern Philosophy: A History. N. Y., 1957. P. 90-158; Thuillier G. Une «utopie» au grand siècle: «De la réformation d " un etat» de Géraud de Cordemoy (1668)//La revue administrative. P., 1960. Vol. 13. N 75. P. 257-262; Deprun J. Cordemoy et la réforme de l " enseignement//Marseille: Revue. Marseille, 1972. N 88. Suppl.: Le XVIIe siècle et l " éducation: [Actes du I Colloque de Marseille, 1971]. P. 41-45; Battail J.-F. L " avocat philosophe Géraud de Cordemoy (1626-1684). La Haye, 1973; Nicolosi S. Il dualismo da Cartesio a Leibniz: Cartesio, Cordemoy, La Forge, Malebranche, Leibniz. Venezia, 1987; Brun J. Cordemoy//Dictionnaire du Grand Siècle. P., 1990. P. 407-408; Guerrini L. Occasinalismo e teoria della communicazione in Gerauld de Cordemoy//Annali del Dipartimento di Filosofia. Firenze, 1993. Vol. 9. P. 63-80; Scheib A. Zur Theorie individueller Substanzen bei Géraud de Cordemoy. Fr./M.; N. Y., 1997; Хомский Н. Картезианская лингвистика. М., 2005; Ablondi Fr. Gerauld de Cordemoy: Atomist, Occasionalist, Cartesian. Milwaukee, 2005; Nadler St. M. Cordemoy and Occasionalism//J. of the History of Philosophy. Berkeley, 2005. Vol. 43. N 1. P. 37-54; Кротов А. A. К истории картезианской традиции: Окказионализм Кордемуа//История философии: [Сб. ст.]. М., 2010. 15. С. 28-38; он же. Мальбранш и картезианство.

http://pravenc.ru/text/2057234.html

Stuttg., 2003; Машке Э. Немецкий орден. СПб., 2003. В. М. Володарский Во 2-й пол. XVII-XVIII в. Г. представляла собой союз многочисленных гос-в. Их слабость привела к появлению внутри Г. группировок, ориентированных на поддержку иностранных держав. В 1652 г. образовался Хильдесхаймский альянс, в к-рый вошли Ганновер, Гессен-Кассель и Швеция. По инициативе кард. Джулио Мазарини как противовес политике императоров был создан Рейнский союз (1658-1667), объединивший духовные курфюршества Майнц и Кёльн, светское курфюршество Пфальц и др. нем. княжества. Франция использовала его также с целью захвата владений западногерм. князей и присоединения их к своим прирейнским территориям. Открытая агрессия Франции на Рейне и в Нидерландах, а также захват Страсбурга привели к распаду Рейнского союза. Нем. архиепископы пытались укрепить позиции своих владений путем участия в локальных европ. войнах. Напр., архиепископ Кёльнский и епископ Мюнстерский предоставили Франции армии для войны с Голландией (1672-1678). Активное сопротивление политике иностранных правительств и местных князей оказывали вольные имперские города, выступавшие против попыток их подчинения. Однако потеря экономического могущества и политического влияния городов привела к переходу г. Бремена под власть Швеции (1654), подчинению г. Эрфурта архиепископу Майнцскому (1664), г. Мюнстера местному еп. Кристофу Бернхарду фон Галену (1661), а также к потере самостоятельности ряда имперских городов: Магдебурга (1666), Брауншвейга (1671), Хёкстера (1674). Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Еще в 1-й пол. XVII в. началось становление лютеран. «ортодоксии» и «схоластики», использовавших категории Аристотеля в богословских дискуссиях и трактатах. Самым известным из подобных трудов является соч. И. Герхарда , проф. в ун-те г. Йены, «Loci theologici». В этот период получили известность настоящие династии богословов и пасторов - Карпцов, Эдзардусов, Фабрициусов, Фейерлейнов, Лейзеров, Олеариев, Пареусов, Карлов, Озиандеров. Связанные между собой родственными узами, эти теологи создают некую особую богословскую среду. С нач. XVII в. появляются и др. теории, напр. учение Я. Бёме , довольно близкое к мистическому пантеизму, или учение розенкрейцеров , созданное И. Валентином Андреэ, написавшим протестант. утопию под названием «Christianopolis» (1619).

http://pravenc.ru/text/529064.html

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.] 453 Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596-1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597-1599); Матфей II, вторично (1599-1602); Неофит II (1602-1603); Рафаил II (1603-1607); Неофит II, вторично (1607-1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612-1621); Кирилл I, вторично (1621-1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623-1630- 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634-1635); Кирилл II, вторично (1635-1636); Неофит III (1636-1637); Кирилл I, в шестой раз (1637-1638); Кирилл II, в третий раз (1638-1639); Парфений I (1639-1644); Пар- фений II (1644-1645); Иоанникий II (1646-1648); Парфений II, вторично (1648- 1651); Иоанникий II, вторично (1651-1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652-1653); Иоанникий II, в третий раз (1653-1654); Паисий I, вторично (1654-1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655-1656); Парфений III (1656-1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657-1662); Дионисий Ш (1662-1665); Парфений IV, вторично (1665-1667); Клим (1667); Мефодий III (1668-1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671-1673); Герасим II (1673-1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675-1676); Дионисий IV, вторично (1676-1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679-1683); Дионисий IV, в третий раз (1683-1684); Парфений IV, в пятый раз (1684-1685); Иаков, вторично (1685-1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686-1687); Иаков, в третий раз (1687-1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688-1689); Каллиник II, вторично (1689-1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694- 1702); Гавриил III (1702-1707); Неофит V (1707); Киприан (1708-1709); Афанасий V (1709-1711); Кирилл IV (1711-1713); Киприан, вторично (1713-1714); Косьма III (1714-1716); Иеремия III (1716-1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726-1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733-1734); Неофит VI (1734-1740); Паисий II, вторично (1740-1743); Неофит VI, вторично (1743-1744); Паисий II, в третий раз (1744-1748); Кирилл V (1748-1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 - 1752); Кирилл V, вторично (1752-1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757-1761); Иоанникий III (1761-1763); Самуил I (1763-1768); Мелетий II (1768-1769); Феодосии II (1769-1773); Самуил I, вторично (1773-1774)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

ГИМ. Синодальное 993 (IV). Рукопись 2. Л. 121—130 и др. Опубл.: Савелов Л. М. Переписка патриарха Иоакима с воеводами, бывшими в Крымских походах 1687—1689  гг. Симферополь, 1906. 28 с. (оттиск из «Известии таврической Ученой Архивной Комиссии». 40). 475 Богданов А. П.: 1) Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве России периода регентства Софьи (1682— 1689  гг.)//Материалы XVII ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1979; 2) Неизвестное сочинение Сильвестра Медведева: похвальная рацея царевне Софье//Там же. Серия Филология; 3) Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л., 1984; 4) Диалектика конкретно–исторического содержания и литературной формы в русском панегирике XVII века//Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988 и др. 476 Богданов А. П.: 1) Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения)//Материалы XV ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1977; 2) Политическая гравюра в России периода регентства Софьи Алексеевны//Источниковедение отечественной истории, 1981 г. М., 1982. 477 Богданов А. П. «Истинное и верное сказание» о I Крымском походе — памятник публицистики Посольского приказа//Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 57— 84. Ср.: Богданов А. П. «Слово воинству»… С. 150—151. 478 О взглядах канцлера В. В. Голицына подробнее см.: Богданов А. П.: 1) Василий Васильевич Голицын//«Око всей Великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII веков. М., 1989; 2) Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. Гл. 2. Об отношении Голицына к Медведеву см.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Спб., 1884. Т. I. Стлб. 551,632 (ср. ст. 331,378.618,631,639—641,676:680,683), 520 (ср. стлб. 561,606,609,623). 552. 479

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г. Бедствия прихожан от татар: в 1686 г. Новая Водолага тревожена была татарами, проходившими по Мурафской дороге. По отписке из Славянска в Чугуев «197 (1689) г. июля 1 ч. пришел в Соленой полоненник Черкашенин, Водолаги города житель Матвей с Жадан и сказал: ходил он Матвей с товарищи, 12 возов, для покупки соли и не доходя до Соленаго и не доезжая леса Дроворуба, в верстах 5 от Соленого, напали воинские люди и таборец их разобрали, а взяли в том таборце 12 человек, а убежал он Матвей от них от р. Тора, от урочища Россошей, мая 28 под 29 число; а было воинских людей коней со сто». Полковник Константин Донец писал Чугуевскому воеводе: «Сент. 1 1691 г. писал ко мне с Новой Водолаги полку нашего наказной полковник Иван Сербин: изволением Божием вышел из полону водолажский житель Роман Семенов, который Роман был у полону в гор. Кафе два года». Далее писал, что этот пленник видел на дороге следы двух татарских партий. По другому известию, в сентябре 1689 г. целая орда нападала на Новую Водолагу, и, конечно, в это-то нападение взят был в плен Роман Семенов. Сильное разорение потерпела Водолага в сентябре 1693 г., когда Нураддин Султан входил в Харьковский полк с 15 000 татар и янычар. В это время «взяша Агаряне», сына жителя Новой Водолаги Сергия, но которого слезные молитвы матери пред Каплуновской иконой Божией Матери возвратили в Водолагу живым и здоровым. Белогородский воевода кн. Я. Ф. Долгорукой давал знать в Чугуев 8 мая 1697 г., что «неприятельские люди Татарове, человек с 200, перешед новопостроенную черту, приходили под Новую Водолагу и на работе напав поймали малое число». Бригадир Осипов в своем листу от 24 марта 1711 г. говорит «о неприятельском приходе хана с ордами и с изменниками Запорожцы на Украйну под Водолаги». Без сомнения, это то самое нападение, о котором говорит в просьбе своей о храме Старой Водолаги Иван Захаржевский; тогда Водолаги сильно пострадали от татар – и запорожцев. Летопись Хмельницкого замечает: «Того ж (1711) року, перед Прутовской войной, Хан Д евлет Керей з Ордою и з Запорожцами под Немеровым и в слободах были».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Свободомыслие доходило до того, что в московской Немецкой слободе наблюдалось несколько десятков последователей пантеистического мистицизма Якоба Бёме, сделавших даже русский перевод его сочинений, а лидер этой секты купец Кондрат Нордерман в 1669 г. открыто излагал свои мессианские идеи в письме царю Алексею Михайловичу. Государь, сам ранее любопытствовавший насчет возможностей астрологической прогностики и медицинской ятроматематики , оставил " видения " Нордермана без последствий, чем еще более распалил надежды сектантов. Удивительно ли, что Кульман был убежден " от Духа Святого " , что " свет возгорится с Востока, что именно там, на Востоке, будет образовано новое царство с новым народом " ?! В 1687 г, он напечатал в Амстердаме и отослал царевне Софье, Ивану и Петру Алексеевичам " Послание к Московским царям " в жанре воззвания. " Восстаньте, цари Московские! Восстаньте! " — призывал поэт-коммунист. И грядите в поход, да " все четыре ветра (конца вселенной) будут единым Царством Христовым! " 1 апреля 1689 г. сам Кульман явился на Псковской таможне, назвался голландским купцом и получил разрешение на проезд в московскую Немецкую слободу. Местное лютеранское духовенство, услышав его проповедь, немедля подало донос... патриарху Иоакиму. Слух патриарха не был, однако, оскорблен иноземцами: дело целиком взял на себя Посольский приказ во главе с князем В. В. Голицыным. В этом просвещенном учреждении Кульмана, Нордермана и Генина выслушали внимательно, временами ободряя пытками. Розыскные документы свидетельствуют, что Квирин Кульман вполне верно с точки зрения российской официальной идеологии истолковал слова Христа: " будет едино стадо и един пастырь " . Войны и нестроения современного мира, считал проповедник, предваряют " великое и главное дело, а именно: пременение вере, и будет вскоре едино стадо и един Христос " . Московские войска, ведомые самим Богом, победят турок и " таким подобием " обратят в христианство магометан, а за ними всех людей " из дальних восточных стран " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010