318 Жане Пьер (1859–1947) – французский психолог и психопатолог. Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер (с 1890), профессор психологии в Коллеж де Франс (1902–1936). Продолжая работы французского врача Ж.М. Шарко, развил психологическую концепцию неврозов, в основе которых, согласно Жане, лежат нарушения синтетических функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психическими функциями. 319 Бине Альфред (1857–1911) – французский психолог, занимался с 1880 г. опытной и патологической психологией, один из основоположников учения о тестах. 322 Рише Поль Мари (1849–?) – французский врач-невролог. В 1882–1895 гг. возглавлял лабораторию клинических болезней нервной системы в Париже. Ученик и последователь Шарко, он написал ряд работ по анатомии и физиологии, а также об истерии и гипнотизме. 323 Рибо Теодюль Арман (1839–1916) – французский психолог-эмпирик, философ, профессор сравнительной и экспериментальной психологии. В 1885 г. основал в Париже Общество физиологической психологии. 324 Гефдинг Гаральд (1843–1931) – датский психолог и философ, профессор Копенгагенского университета. 326 Первая Пасха – вскоре после Крещения, когда Господь изгнал торжников из храма (см.: Ин.2:13–25 ). Вторая Пасха, когда Господь исцелил 38-летнего расслабленного (см.: Ин.5:1 ). Третью Пасху Господь не идет праздновать в Иерусалим, а пребывает в Галилее и празднует ее чудесным насыщением пятью хлебами и проповедью о хлебе небесном в синагоге капернаумской. 328 Поводов удалиться было, вероятно, несколько. Во-первых, Сам Христос говорит апостолам (см.: Мк.6:31 ), что им необходимо отдохнуть от утомления и постоянного наплыва народа. Во-вторых, Иисус Сам чувствовал потребность в уединении, как это и говорит – см.: Мф.14:13 и Лк.9:10 . После убиения Иоанна, после слухов о том, что Ирод считает Его за воскресшего Иоанна, очевидно, наступила критическая минута в жизни Господа. Со смертью Иоанна обрывается Его связь с ветхозаветной сферой. Глаза всех ищущих правды теперь устремлены на Него. Он должен выступить вполне и самостоятельно. Он должен выставить свою особую миссию рельефно и определенно теперь, со смертью Пророка. В решительные минуты Господь всегда прибегал к уединенной молитве; а так как и апостолам нужно было отдохнуть, то Он и воспользовался этим, чтобы запастись духовными силами в пустынном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

«…От тех дедов и прадедов, которые жили и умерли на Кавказе».  — Машина мама, Элико Семеновна, была по матери армянка, а по отцу грузинка. Тувим Юлиан (1894–1953) — польский поэт. Смирнова Вера Васильевна (1898–1969) — литературовед, критик, прозаик. Халтурин Иван Игнатьевич (1902–1969) — прозаик, очеркист, многие годы был на редакторской работе в издательствах Детгиз, «Молодая гвардия», в журналах «Мурзилка», «Пионер». Ходасевич Владислав Фелицианович (1886–1939) — русский поэт, критик. Дега Эдгар (1834–1917) — французский художник. Моне Клод (1840–1926) — французский художник. Ильина Елена Яковлевна (1901–1964) — детская писательница, сестра С. Я. Маршака. Одоевский Владимир Федорович (1803–1869) — русский писатель, журналист, ученый. Для детей создал книжку «Сказки и повести дедушки Иринея». Писсарро Камиль (1830–1903) — французский художник. Радищев Леонид Николаевич (1904–1973) — советский писатель, автор многих книг для детей о жизни В. И. Ленина. Черный Саша (1880–1932) — русский поэт-сатирик, для детей создал цикл стихов «Детский остров» (1921). Сезанн Поль (1839–1906) — французский художник. Введенский Александр Иванович (1904–1941) — поэт, прозаик, переводчик, пересказал для детей сказки братьев Гримм. «Гильгамеш» — «Эпос о Гильгамеше» (III тысячелетие до нашей эры) — произведение древневосточной литературы. «Махабхарата» (II тысячелетие до нашей эры) — эпос народов Индии. «Король Матиуш Первый» — книга польского писателя Януша Корчака (1878–1942). Врач и педагог, Корчак посвятил свою жизнь воспитанию сирот в детских домах. Героически погиб вместе со своими воспитанниками во время фашистской оккупации Польши. Из старых записных книжек В записных книжках отражаются не только люди, годы, но и личность самого писателя, его нравственный опыт, он точен и откровенен в оценках происходящего, искренен в рассказе о себе. Так же, как и в больших жанрах, Л. Пантелеев с предельной требовательностью относится к слову, его выразительности. Поэтому записные книжки, безусловно, жанр искусства, поскольку искусство — это опыт одного, в котором многие должны найти и понять себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

[Франц. Migne] Жак Поль (25.10.1800, Сен-Флур, деп. Канталь - 24.10.1875, Париж), франц. католич. священник, публицист, издатель. Происходил из семьи мелких торговцев. В 1817 г. поступил в католич. ДС в Орлеане, после ее окончания служил цензором и преподавателем в католич. коллеже в Шатодёне (1820-1824). В 1823 г. был рукоположен во диакона, в 1824 г.- во пресвитера, назначен настоятелем (франц. abbé) неск. сельских приходов в деп. Луаре (на территории Орлеанского еп-ства). В 1825 г. его перевели на пост настоятеля прихода в г. Пюизо в том же департаменте. М. показал себя энергичным католич. пастырем, проповедником, много времени он уделял благотворительности, школьному образованию. Июльская революция 1830 г. и свержение династии Бурбонов вызвали во Франции рост антиклерикальных настроений. В 1831 г., во время религ. процессии в честь праздника Тела Господня (2 июня), либерально настроенные местные жители обвинили М. в непочтительном отношении к новому 3-цветному национальному флагу (введен после революции вместо белого знамени Бурбонов). В ответ М. в пространной брошюре «Священник о свободе» (De la liberté, par un prêtre) изложил свои взгляды на соотношение церковного и светского права и отношения Церкви и гос-ва в целом, однако Орлеанский еп. Ж. Брюмо де Борегар (1823-1839) запретил печатать его сочинение. Это убедило М. в важности пропаганды католич. идей в печати. Осенью 1833 г. он получил от епископа разрешение оставить свой приход и переехал в Париж, где начал издавать газ. «Мир: Религиозный, политический, философский, научный и литературный» (L " Univers: Religieux, politique, philosophique, scientifique et littéraire). В окт. 1835 г. М. Ж. П. Пико, издатель католич. газ. «Друг религии» (L " Ami de la religion) и основной конкурент М., обвинил его в плагиате - незаконной перепечатке материалов других изданий. В дек. того же года М. был приговорен к штрафу за подкуп почтового служащего. Под влиянием этих скандалов в нач. 1836 г. М. продал компаньону свою долю в газете и к 1838 г. основал на вырученные средства в парижском пригороде Пти-Монруж (с 1860 в черте Парижа) изд-во «Католические мастерские» (Ateliers catholiques). Главной целью М. стала публикация серии книг (было заявлено общее количество - 2 тыс. томов, из к-рых удалось опубликовать более 800) под названием «Универсальная библиотека духовенства» (Bibliothèque universelle du clergé).

http://pravenc.ru/text/2563304.html

В 70-х гг. XVI в. игум. Григорий выкупил владения К. м. за 127 тыс. аспр (притом, что за все владения Кипрской Православной Церкви (КПЦ) было выплачено османским властям 700 тыс. аспр - Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). Игум. Григорий, возвратив в собственность мон-ря прежние владения, начал активно приобретать новые. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. В 1609 г. игумен К. м. Леонтий подписал вместе с еп. Солийским и Киринийским Иеремией воззвание к испан. кор. Филиппу III об освобождении Кипра от турок. Деятельный Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) до своего избрания на кафедру был игуменом К. м. В 1638 г. он восстановил древний Иереев монастырь (Агия-Мони) и сделал его подворьем К. м. В 1672 г., во время поездки архиеп. Никифора в К-поль, были утверждены привилегии К. м. и его ставропигиальный статус, полученный от имп. Алексея I. К. м. подчинялся непосредственно К-польскому патриарху, а не Кипрскому архиепископу. Сигиллий 1672 г. был подписан К-польским патриархом Дионисием IV, Антиохийским патриархом Неофитом и Иерусалимским патриархом Досифеем II. Впосл. ставропигиальный статус К. м. неоднократно подтверждался. По сведениям путешественника П. Рико, в 1678/79 г. в К. м. проживало 200 иноков. В 1683 г. голландец Корнелиус де Брёйн сообщает о 400 насельниках К. м. и о том, что нек-рых монахов посылали с поручениями в Россию и в др. страны (Exceptra Cypria: Materials for a History of Cyprus/Transl. C. D. Cobham. Camb.; N. Y., 1908. P. 235, 242). В 1699 г. К. м. посетил Александрийский патриарх Герасим II, к-рый пожелал увидеть лик Киккской иконы Божией Матери. Он дерзнул поднять пелену над иконой и был поражен божественной силой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресв. Богородицы, патриарх получил исцеление, что и было засвидетельствовано в его грамоте ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 107-112).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ V [Харитонидис; греч. ιονσιος Χαριτωνδης] (22.03.1820, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция - 12.08.1891, Стамбул), патриарх К-польский (23 янв. 1887 - 12 авг. 1891). В 1839 г. окончил школу в Адрианополе, до 1847 г. работал учителем в Саранда-Эклисие (совр. Кыркларели, Турция) и затем до 1850 г.- в Дидимотихоне. В 1851 г. рукоположен во диакона, в 1855 г. стал вел. архидиаконом, в 1856 г.- вел. протосинкеллом К-польской Церкви, рукоположен во пресвитера. 26 июля 1858 г. избран митрополитом Крита, но из-за начавшегося на острове восстания был вынужден вернуться в К-поль. 16 нояб. 1868 г. переведен на кафедру Дидимотихона. После отречения К-польского патриарха Григория VI с июня по сент. 1871 г. Д.- Местоблюститель Патриаршего престола. 1 мая 1873 г. был переведен на Адрианопольскую кафедру, где активно сотрудничал с тур. властями и при их помощи противодействовал развитию Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 6 февр. 1879 г. подвергся нападению со стороны болгар в Адрианополе, был спасен вмешательством рус. офицеров, в частности К. П. Вильчиковского. 14 нояб. 1880 г. Д. переведен на кафедру Никеи (совр. Изник, Сев.-Зап. Турция), 22 янв. 1886 г. снова назначен в Адрианополь. Избрание Д. на Патриарший престол в янв. 1887 г. сопровождалось народными выступлениями и беспорядками, т. к. значительная часть христ. общины Стамбула хотела возвращения на Патриарший престол Иоакима III. На заключительном этапе выборов Д., пользовавшийся поддержкой греч. националистической партии и премьер-министра Греции Х. Трикуписа, получил большинство голосов. При помощи Д. греч. националисты надеялись нейтрализовать рус. влияние на ход церковных дел на Балканах и улучшить отношения К-польского Патриархата с Высокой Портой. Избрание Д. было оценено как крупное поражение рус. дипломатии. Интронизация Д. состоялась 26 янв. Период Патриаршества Д. связан со 2-м этапом борьбы К-польской Церкви за прономии (правовые привилегии Церкви, в разное время дарованные ей и подтверждавшиеся тур.

http://pravenc.ru/text/178431.html

Самен Альбер Виктор (1859—1900) — французский поэт-символист. Жамм Франсис (1868—1938) — французский поэт-католик, один из видных представителей позднего символизма; жил в городе Ортез, скончался в Аспаррене. В «Христианских георгиках» (1912) воспевал естественные чувства людей, жизнь в единении с природой, стремился к простоте художественного выражения. Оказал большое влияние на поэтическое творчество Мориака. 40 Лаказ Андре — друг юности Мориака; по окончании духовной семинарии принял сан католического священника; приобщил Мориака к идеям модернизма (см. коммент. к с. 142). Его образ ярко освещен в романе «Подросток былых времен» (1969) и ряде других произведений Мориака. 41 Брюнсвик Леон (1869—1944) — французский философ, осуществивший в 1897 г. критическое издание сочинений Паскаля.   БОРДО, ИЛИ ОТРОЧЕСТВО   Впервые опубликовано в 1926 г. издательством «Эмиль Поль» в серии «Облик Франции». На русском языке печатается впервые.   42 Гиень — старое название провинции на юго-западе Франции, по правому берегу среднего и нижнего течения р. Гаронны. Аквитания — историческое название провинции, на территории которой был расположен Бордо. 44 Как в новелле Эдгара По... — речь идет о новелле Эдгара Аллана По (1809—1849) «Колодец и маятник» (1842). 45 ...этих бордоских англосаксов... — в XII—XV вв. территория Бордо находилась под властью англичан; была воссоединена с Францией в 1453 г. 46 ...первым в свое время признавший короля... — в марте 1814 г. в Бордо, после вступления в него английских войск, было провозглашено восстановление династии Бурбонов, свергнутой в ходе буржуазной революции конца XVIII в. 51 ...пастухи вернулись к своим агнцам, а где же волхвы? — Мориак использует образ евангельской притчи: Евангелие от Иоанна, I, 29; от Матфея, II, 1—12; от Луки, II, 7—20. 52 Кибела — языческая богиня, почитавшаяся как Великая мать богов, источник жизни, богиня плодородия. Герен Жорж Морис де (1810—1839) — французский поэт-романтик; родился в Кела (близ Альби), был членом христианского социалистического кружка философа Ф. Р. де Ламенне в Ла-Шене; автор прозаических поэм «Кентавр» (изд. посм. 1840) и «Вакханка» (изд. посм. 1861). Колебался между поклонением христианству и пантеистическим восприятием природы, символом которого считал образ Кибелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Осенью 975 г. на обратном пути в К-поль И. Ц. заболел и вскоре после возвращения умер; возможно, был отравлен по приказу одного из своих противников, Василия Нофа. Был похоронен в храме Христа Халкита. После смерти И. Ц., гражданской войны (976-989) и политической нестабильности византийцы надолго отказались от завоеваний на Востоке, удерживая лишь Киликию и Сев. Сирию с Антиохией. С 976 г. на Балканах начался мятеж болг. знати под предводительством братьев Комитопулов, к-рый привел к возрождению Болгарского царства и длительному противостоянию Византии и Болгарии в кон. X - нач. XI в. Ист.: Leo Diac. Hist.; Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 413; Zonara. Epit. hist. 1869. Vol. 2. P. 494-497, 501, 518-538; Кучук-Иоаннесов Х. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III//ВВ. 1903. Т. 10. С. 93-101; Yahya-ibn-Sa " ï d d " Antioche. Histoire/Ed. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1957. P. 827-833. (PO; T. 18. Fasc. 5); Idem. Turnhout, 1988. P. 350-351, 353-358, 368-369. (PO; T. 23. Fasc. 3); Scyl. Hist.; Armenia and the Crusades: 10th to 12th Cent.: The Chronicle of Matthew of Edessa/Ed. E. Dostourian. Lanham, 1993. P. 20-34; ПВЛ. 1999. C. 33-35. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902; Анастасиевич Д. Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских//SK. 1929. T. 3. C. 1-4; D ö lger F. Die Chronologie des grossen Feldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen//BZ. 1932. Bd. 32. S. 275-292; idem. Wer war Theophano?//Hist. Jb. 1942/1949. Bd. 62/69. S. 646-658; Gr é goire H. La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes//Byz. 1937. Vol. 12. P. 267-276; Ostrogorsky G. Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Brux., 1956. P. 11-19; idem. Geschichte. S. 243-247; Mango C. A. The Brazen House: A Study of the Vestibule of the Imperial Palace. Kopenhagen, 1959. P. 149-169; RegImp, N 725-754; Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries: A.

http://pravenc.ru/text/Иоанн I ...

С восшествием на Папский престол Григория XVI (1831) архиеп. Максиму удалось вернуться из Рима на Восток вместе с группой иезуитов. После неудачной попытки стать викарием престарелого патриарха Игнатия V он занялся устройством семинарии в Айн-Тразе, стремясь привлечь к преподаванию прибывших вместе с ним иезуитов, но из-за плохих условий проживания они переехали в сел. Бикфайя близ Бейрута. После смерти патриарха Игнатия V (1833) Максим Мазлум был по общему согласию епископов избран его преемником, однако Папский престол утвердил его избрание лишь в 1835 г. Человек огромной энергии, получивший блестящее европ. образование, патриарх Максим отличался честолюбивыми стремлениями и приверженностью к галликанским воззрениям. Это часто мешало налаживанию его отношений с Папским престолом, к-рый тем не менее ценил его как активного борца с Православием. В апр. 1834 г. мелькитский патриарх торжественно вступил в Дамаск (впервые со времен Кирилла VI Танаса) и учредил там свою резиденцию. Он постоянно объезжал епархии, строил храмы, проводил Соборы. В 1836 г. Максим Мазлум отправился по делам М. к. Ц. в Египет, где провел 4 года, там он учредил униат. епархию. Не будучи в состоянии вернуться в Сирию из-за начала 2-й турецко-егип. войны (1839-1841), патриарх посетил Рим, Марсель, Париж, К-поль (1843). Опираясь на прецедент 1830 г., когда Высокая Порта согласилась на создание армяно-католич. миллета , патриарх Максим добился аналогичного статуса для мелькитов. Первым шагом стала передача ему гражданской власти над униатами, проживавшими на территории Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов (берат от 31 окт. 1837). В связи с этим в 1838 г. Римский папа Григорий XVI даровал Максиму личный титул патриарха Антиохийского, Александрийского, Иерусалимского и всего Востока (преемники Максима III должны были каждый раз обращаться в Рим с просьбой разрешить им также упоминать в своем титуле Александрию и Иерусалим). 7 янв. 1848 г. М. к. Ц. была признана полностью свободной в решении гражданских вопросов, в т.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

В 1572 г. все земли, кроме находящихся в пределах населенных пунктов, были объявлены общественными. Владения, к-рые ранее принадлежали КПЦ, были переданы в ведение особого чиновника. За их возвращение правосл. архиереи единовременно выплатили огромную сумму - 700 тыс. аспр, а мон-ри в свою очередь выкупили свои земли у архиереев ( Θεοχαρδης Ι. Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. Λευκωσα, 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). По решению Мехмед-паши К-польский патриарх рукоположил во архиепископа Кипрского неизвестного по имени серб. монаха (единоплеменника и, возможно, родственника вел. везира). Тот в сопровождении янычар прибыл на Кипр, однако из-за незнания греч. языка и корыстолюбия его отношения с местным населением не сложились. Он занимал кафедру очень непродолжительное время: с окт. по нояб. или дек. 1571 г. По рассказу кипрского доминиканца Анджело Калепио, с жалобой на архиепископа-серба в К-поль отправился некий кипрский игумен, к-рый стал добиваться своего поставления во архиепископа Кипрского ( Cobham. 1908. P. 161). Ряд исследователей доверяют этим сведениям ( Μιτσδης. 1990. Σ. 25). Распоряжение наместника Кипра Мехмед-паши относительно владений Киккского мон-ря. 1572 г. (Архив Киккского мон-ря) Распоряжение наместника Кипра Мехмед-паши относительно владений Киккского мон-ря. 1572 г. (Архив Киккского мон-ря) В 1572 г. в К-поле был созван Собор, в к-ром приняли участие К-польский патриарх Иеремия II Транос, Александрийский патриарх Сильвестр, Иерусалимский патриарх Герман I, представитель Антиохийского патриарха Иоакима IV митр. Лаодикийский и 53 архиерея, которые простили киприотам вынужденное подчинение папе Римскому и приняли кипр. духовенство в каноническое общение. Кипрским архиепископом был избран постриженик Киккского мон-ря Тимофей , происходивший из огречившегося франц. рода д " Акр. Ок. 1550 г. он покинул Кипр и занимал должность протосинкелла Великой ц. В К-поле архиеп. Тимофей рукоположил епископов Пафосского и Солийского и вернулся на Кипр, где был с радостью встречен правосл.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР [серб. Петар] (Йованович Павле; 18.02.1800, г. Илок близ г. Вуковар (ныне в Хорватии) - 24.09. 1864, г. Сремски-Карловци (ныне в Сербии)), еп. Горно-Карловацкий, бывш. митр. Сербский. Род. в семье виноградаря Лазаря и Иулианы. Начальную школу окончил в родном городе, затем учился в гимназии в г. Осиек и в г. Сремски-Карловци. В г. Сегед (ныне в Венгрии) изучал философию. Окончил семинарию в Сремски-Карловци и в 1819 г. стал там же преподавать. После смерти супруги в 1830 г. переехал в Белград, работал секретарем Высшего народного суда, с нояб. 1832 г.- секретарем канцелярии серб. кн. Милоша Обреновича (1830-1839, 1858-1860; см. в ст. Обреновичи ). После смерти митр. Сербского Мелетия (Павловича) в 1833 г. князь решил поставить митрополитом Павле Йовановича, т. к. тот разделял его взгляды относительно деятельности Православной Церкви в княжестве Сербия. Поначалу Павле отказывался, уверяя, что намерен жениться. Но впосл. согласился и поехал в г. Чачак к еп. Ужицкому Никифору (Максимовичу-Вукосавлевичу), который в окт. 1833 г. постриг его в монашество с именем Петр. За 15 дней П. прошел все церковные чины вплоть до архимандрита. В сер. нояб. 1833 г. его направили в К-поль, где он был избран и 5 дек. патриархом К-польским Констанцием I (1830-1834) при участии 4 митрополитов хиротонисан во епископа. В свидетельстве о его хиротонии утверждалось, что по рангу Белградская кафедра соответствует статусу митрополии Эфесской. 23 дек. П. прибыл в г. Пожаревац, где пребывала княжеская семья, и на Рождество Христово отслужил 1-ю архиерейскую литургию, затем отбыл в г. Крагуевац, где в тот период располагалась кафедра Сербского митрополита. Главной задачей П. стало утверждение канонического порядка в Белградской (Сербской) митрополии , который должен был соблюдать и кн. Милош. После издания в 1835 г. Конституции княжества Сербия П. начал разработку закона, к-рый был принят 21 мая 1836 г. под названием «Начертание о духовных властях в Сербии»; по закону, наивысшая власть в Сербской митрополии принадлежала Синоду, митрополит Сербский был его председателем, а епархиальные архиереи - членами, учреждалась консистория митрополии. Согласно уставу «Устроение духовных властей княжества Сербского», принятому 28 авг. 1847 г., в Сербской митрополии были введены епархиальные консистории, Апеллатория и Архиерейский Собор.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010