В 1648 г. Галактион, бывш. митр. Серрский и Нафпактский, привез в Москву грамоту, согласно к-рой игум. Парфений и братия И. П. м. просили у царя Алексея Михайловича милостыню и дарили частицу Честного Животворящего Креста Господня ( Ченцова В. Г. Неизвестный писец греческих грамот 40-х - 60-х гг. XVII в. (архимандрит Леонтий?) и загадочная судьба рукописи Акафиста (ГИМ. Син. гр. 429/Влад. 303)//Palaeoslavica. 2008. Vol. 16. N 2. P. 28). Об оказании И. П. м. помощи ходатайствовал свт. Афанасий III Пателларий , бывш. патриарх К-польский, т. к., по его словам, эта обитель «погибает до основания и хощет разоритися от турских воинских людей» (Там же. С. 29). Ок. 1650 г. 4 почетных горожанина Серр приняли решение об оказании материальной поддержки монастырю, что, однако, не спасло его от экономического упадка. В свите приехавшего в Москву в 1662 г. Газского митр. Паисия Лигарида находился архим. Леонтий с грамотой из И. П. м., в к-рой сообщалось, что, после того как около обители были убиты «неции нечестивыи», турки сначала хотели предать монахов смерти, но затем согласились на выплату компенсации и забрали все монастырское имущество (Там же. С. 45). B XVIII в. И. П. м. лишился большинства своих владений. В 1729 г. он был временно оставлен монахами. После возобновления обители насельники следовали особножительному уставу. В 1799 и 1800 гг. были покрыты свинцом купола кафоликона, сделаны пристройки к резиденции игумена. В 1819 г. в мон-ре проводились реставрационные работы на средства жителей Серр Хадзи-Константина и Хадзи-Сильвестра. В 1820 г. И. П. м. сильно пострадал от пожара. В 1824 г. игум. мон-ря Дамаскин (Копацианос), обвиненный турками в содействии Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), был сослан в К-поль и заточен в тюрьму, 2 монаха убиты и 3 арестованы. И. П. м. поддерживал тесные связи с руководителем восстания в Македонии Э. Папасом. В 1825 г. в монастыре открылась греческая школа. В 1851 г. в южной части монастыря на средства иеродиак. Феофила из Наусы было построено здание с балконом, в котором располагались 3 кельи и кухни. Последние годы жизни здесь провел архим. Гавриил (Кундиадис), написавший «Краткий исторический обзор монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр от основания до наших времен: 1270-1956». В 1854 г. в центре монастырского двора была сооружена водосвятная купель (фиал). В 1858-1868 гг. были восстановлены кельи в сев. части мон-ря, сгоревшие в 1820 г. В 1862-1863 гг. монахи И. П. м. провели сбор пожертвований в России.

http://pravenc.ru/text/577916.html

306 Шишков говорит в своих записках, что книга Госнера «с утверждения Его Императорского Величества сожжена». (Записки Шишкова. Чтен. в Общ. Ист. 1868, III, стр. 97). При сожжении её в Невской Лавре присутствовали губернатор Уваров и чиновники за обер-прокурорским столом в Св. Синоде, А. Павлов . Один экземпляр полуобожжённый, Павлов успел взять себе и сохранить. (Р. Арх. 1868 г., стр. 1368). 307 Суду преданы были переводчики и поправители: директор департамента народного просвещения Попов, (бывший профессор Казанского университета Яковкин, и чиновник Трескинский, цензоры Бируков и фон Поль, и содержатели типографий Н.И. Греч и Край. У последнего печатался немецкий оригинал, у Греча – перевод. 308 Подробности о процессе по делу Госнера в записках А.С. Шишкова (Чтен. 1868, кн. 3) и Н.И. Греча, участвовавшего в этом процессе ответственным лицом (Рус. Арх. 1868 г., стр. 1403). 309 Пожизненная пенсия по 3.600 р. в год, из капиталов Комиссии, сверх жалованья, назначена была Ястребцову за содействие к приведению в порядок бухгалтерии, Высочайшим указом ещё 8 Июля 1820 г. 310 Это была секта духоносцев, измышлённая есаулом Донского войска, Евлампием Котельниковым. Котельников с начала службы своей, с 1787 г., уже несколько раз подвергался крупным взысканиям за свой беспокойный характер и дерзкие поступки. В 1805 г. лишён был чинов; в 1815 г. чины были возвращены ему, но в 1817 г., за публичные, дерзкие порицания в церкви местных священников (Верхней Курмоярской станицы. В Чтен. Общ. ист. и древн. 1863 г., кн. 3 напечатано описание этой станицы, составленное Котельниковым), что они не по правилам отправляют богослужение и за распространение на Дону вредных толков о вере, предан суду и 4 года содержался в Новочеркасске; в 1824 г. фельдъегерем взят был в С.-Петербург, содержался 3 месяца и был отпущен; в конце 1825 г. вместе с дочерью, уряднической женой, Марией Кустовой, вторично взят в С.-Петербург, содержался на испытании у Фотия в Юрьевском монастыре, но через 6 месяцев посажен был в Шлиссельбургскую крепость, куда заключена была также и его дочь, и содержались там каждый в особом каземате, не зная один о другом; но через 6 месяцев заключения в крепости, в Марте 1826 г., Котельников отправлен был в Соловецкий монастырь на покаяние, дочь – в Кашинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Развернувшаяся в Армении в 20-х гг. XIV в. мощная кампания по распространению католицизма, к-рую начали осуществлять представители доминиканского ордена (особенно активной была деятельность Варфоломея Болонского), приобретала все большую силу, и вскоре мн. выходцы из Гладзорского ун-та (Ованнес Крнеци, Маргаре Оцопци, Ованнес Цуанци, Нерсес Тарсонаци, Григор Апракунисци, Константин и Ованнес Кагызманци, Симеон Хаченеци, Симеон Басенци) приняли католицизм и присоединились к Крнийской доминиканской конгрегации (дер. Крни в Ернджакской пров.); в нач. 30-х гг. XIV в., после долгих колебаний, в ее ряды вступил и О. Е. Ц. По одним сведениям, он был похоронен в мон-ре Ахпат , по другим - в мон-ре св. Знамения в Ерзнке. О. Е. Ц. часто ошибочно отождествляли с его старшим современником Ованнесом Ерзнкаци Плузом. Соч.: Толкование св. Евангелия от Матфея, написанное св. Нерсесом Шнорали до 17-го стиха 5-й главы и отсюда законченное блаженным Ованнесом Ерзнкаци, называемым и Цорцореци. К-поль, 1825 (на арм. яз.); Космографический трактат Иоанна Тцортцореци// Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной арм. лит-ре. М., 1897. С. 256-284; Толкование пророчества Даниила: Вардан Аревелци, Ованнес Цорцореци, Товма Мецопеци. Вагаршапат, 2007 (на арм. яз.); Толкование Евангелия от Матфея/Пер. на восточноарм. яз.: С. Стамболцян. Эчмиадзин, 2010. Лит.: Алишан Г. Мемуары армянской родины. Венеция, 1869. Т. 2. С. 479-480 (на арм. яз.); Кюрдян Г. Ериза и провинция Екехеац. Венеция, 1953. Т. 1 (на арм. яз.); Срапян А. Ованнесы Ерзнкаци - Плуз и Цорцореци//ВОН. 1957. 5. С. 117-124 (на арм. яз.); Абегян М. Философы и Ованнес Ерзнкаци, или Плуз// Он же. Труды. Ер., 1970. Т. 4. С. 342-356 (на арм. яз.); Погарян Н., еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерус., 1971. С. 360-361 (на арм. яз.); Хачикян Л. Армянское княжество Артаза и школа Цорцора//Вестн. Матенадарана. Ер., 1973. 11. С. 125-210 (на арм. яз.); Аревшатян С. С. К истории философских школ средневек. Армении, XIV в. Ер., 1980; Манукян Н. Н. Притчи и беседы «Книги проповедей» Варфоломея Марагаци (Болонского): АКД. Ер., 1991; Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 619 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578141.html

[Франц. Migne] Жак Поль (25.10.1800, Сен-Флур, деп. Канталь - 24.10.1875, Париж), франц. католич. священник, публицист, издатель. Происходил из семьи мелких торговцев. В 1817 г. поступил в католич. ДС в Орлеане, после ее окончания служил цензором и преподавателем в католич. коллеже в Шатодёне (1820-1824). В 1823 г. был рукоположен во диакона, в 1824 г.- во пресвитера, назначен настоятелем (франц. abbé) неск. сельских приходов в деп. Луаре (на территории Орлеанского еп-ства). В 1825 г. его перевели на пост настоятеля прихода в г. Пюизо в том же департаменте. М. показал себя энергичным католич. пастырем, проповедником, много времени он уделял благотворительности, школьному образованию. Июльская революция 1830 г. и свержение династии Бурбонов вызвали во Франции рост антиклерикальных настроений. В 1831 г., во время религ. процессии в честь праздника Тела Господня (2 июня), либерально настроенные местные жители обвинили М. в непочтительном отношении к новому 3-цветному национальному флагу (введен после революции вместо белого знамени Бурбонов). В ответ М. в пространной брошюре «Священник о свободе» (De la liberté, par un prêtre) изложил свои взгляды на соотношение церковного и светского права и отношения Церкви и гос-ва в целом, однако Орлеанский еп. Ж. Брюмо де Борегар (1823-1839) запретил печатать его сочинение. Это убедило М. в важности пропаганды католич. идей в печати. Осенью 1833 г. он получил от епископа разрешение оставить свой приход и переехал в Париж, где начал издавать газ. «Мир: Религиозный, политический, философский, научный и литературный» (L " Univers: Religieux, politique, philosophique, scientifique et littéraire). В окт. 1835 г. М. Ж. П. Пико, издатель католич. газ. «Друг религии» (L " Ami de la religion) и основной конкурент М., обвинил его в плагиате - незаконной перепечатке материалов других изданий. В дек. того же года М. был приговорен к штрафу за подкуп почтового служащего. Под влиянием этих скандалов в нач. 1836 г. М. продал компаньону свою долю в газете и к 1838 г. основал на вырученные средства в парижском пригороде Пти-Монруж (с 1860 в черте Парижа) изд-во «Католические мастерские» (Ateliers catholiques). Главной целью М. стала публикация серии книг (было заявлено общее количество - 2 тыс. томов, из к-рых удалось опубликовать более 800) под названием «Универсальная библиотека духовенства» (Bibliothèque universelle du clergé).

http://pravenc.ru/text/2563304.html

Николаевская церковь погоста Веретева в окладных патриаршего казенного приказа книгах 1628 года записана так: « церковь Николы чудотворца в Талшеской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровскаго девича монастыря, что в Суздале, дани двадцать деветь алтын пять денег»; а под 1653 годом в тех же книгах имеются следующие сведения о состоянии прихода: «161 г. у Николаевской церкви на погосте Веретеневе дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирницын, крестьянских 108 дв., бобыльских 21 дв., пашни церковныя паханыя середния земли 14 чети в поле, а в дву по тому ж, сена промеж поль и по речке по Вотемке 20 копен». «По новому дозору 164 г. положено на Николаевскую церковь дани 2 рубля 26 алтын 3 денги заезда гривна»; в этом размере, как показывают записи в указанных книгах, церковь платила дань до 1746 года 45 . Николаевская холодная и Ильинская теплая церкви, зданием деревянные, существовали в погосте до 1802 года; а в этом году за ветхостию были разобраны и, вместо них, усердием прихожан построена ныне существующая каменная двухэтажная церковь и освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменные же. В церкви три престола: в холодном верхнем этаже – в честь Смоленской иконы Божией Матери и придельный престол – во имя Св. Пророка Илии, в теплом низшем этаже престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1825 г. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви. Земли при церкви имеется 145 десятин 1,075 кв. саж., из коих усадебной 3 десятины, пахотной 38 десятин, сенокосной 34 десятины и под лесом и кустарником 70 десятин. Документы на землю имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: проценты с капитала в 2,445 руб., за требоисправления 948 руб., от земли 50 руб., от сборов хлебом 12 руб. и дров из церковного леса на 40 руб., а всего в год до 1,050 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Каллиник, патриарх Александрийский. Фотография. 50-е гг. XIX в. (1800, Скотина, совр. ном Пиерия, Греция - 12.07.1889, Митилини, о-в Лесбос), патриарх Александрийский (26 янв. 1858 - 25 мая 1861). В миру Константинос Кипариссис. Известен также как К. Олимпийский. С 8-летнего возраста проявлял склонность к монашеской жизни. В 10 лет стал жить и учиться в мон-ре Пресв. Богородицы Олимпиотиссы (в окрестностях г. Эласона, совр. ном Лариса, Греция). Затем обучался в школе в Царицани близ г. Эласона. Принял монашество в 1818 г., в 1820 г. был рукоположен во диакона, в 1825 - во иерея. В 1829-1830 гг. протосинкелл Серрской митрополии, в 1830-1840 гг.- Митилинской. В 1832 г., во время эпидемии чумы на Лесбосе, К. явился нмч. Феодор Новый (Византийский; † 1795) и указал место, где находятся его мощи. После обретения мощей новомученика эпидемия прекратилась. В 1840 г. получил от К-польского патриарха Германа IV титул Великого протосинкелла. 15 апр. 1842 г. был рукоположен во митрополита Митилинского. Много сделал для развития образования в этом городе, а также окормлял Дионисия Олимпийского мон-рь . В 1853 г. избран митрополитом Фессалоникийским. Оставался на этой кафедре вплоть до избрания патриархом Александрийским и благодаря ее значимости начал играть видную роль в церковной политике. В 1856 г. в Скотине К. построил школу и выделил средства на ее содержание. Избрание на Патриарший престол Александрии К. воспринял неохотно. На его согласие потребовалось неск. месяцев. По прибытии на кафедру сразу же установил добрые отношения с коптским патриархом Кириллом IV , однако впосл. постоянно высказывал желание уехать из Александрии в К-поль, ссылаясь на плохую переносимость местного климата. Однако, возможно, причиной такого желания были внутренние нестроения в Александрийской Церкви. Получал денежные пожертвования от правительства России на нужды духовенства Александрийской Церкви, а также на строительство больницы в Митилини и школ в Египте. К. также получил через российского генерального консула в Александрии А. Е. Лаговского от Святейшего Синода РПЦ сумму 48 520 р., а в 1860 г.- через еп. Никанора Фиваидского средства на строительство храма в Эль-Мансуре и часовни в Танте.

http://pravenc.ru/text/1320031.html

в 1703 году); происхождение этого узника до сих пор остается неразгаданным; он никогда не снимал черную маску и не произнес за время пребывания в тюрьме ни одного слова; сравнительно с другими узниками пользовался многими привилегиями; предполагают, что он был одним из претендентов на французский престол. Вылезарий — искаженное Велизарий (ок. 505–565) — полководец византийского императора Юстиниана I; Велизарий одержал многие блестящие победы, но под конец жизни оказался в опале и был разорен. 234 …что нынче в газетах стоит про отца Иоанна…— Имеется в виду Иоанн Кронштадтский (см. прим. к «Полунощникам», стр. 604). 235 Бортище — то же, что бортное угодье (или ухожье) — лес, где водятся дикие пчелы. 236 …«времен Лориса»…— Подразумеваются годы 1879–1881, когда граф М. Т. Лорис-Меликов (1825–1888) оказывал сильное влияние на политическую жизнь России; в 1879 году он послан был в качестве временного генерал-губернатора шести губерний в Харьков, где незадолго перед тем был убит губернатор, князь Кропоткин; в феврале 1880 года, после взрыва в Зимнем дворце, был назначен начальником «Верховной распорядительной комиссии» и фактически стал диктатором России; в 1880 году был назначен министром внутренних дел; после убийства народовольцами Александра II, в 1881 году, был уволен в отставку. 237 …вынимает из своего кармана волюм Zola или Bourgem…— …том Золя или Бурже. Э. Золя (1840–1902) — выдающийся французский писатель; П. Бурже (1852–1935) — французский романист и критик, известный своими психологическими романами из жизни великосветского общества; из переводов на русский язык в 90-е годы были наиболее известны: «Ученик» (1889), «Сердце женщины» (1890), «Очерки парижских нравов» (1891); и др. 238 …шептала ей Деруледово слово: «Nitchevo!» — Дерулед Поль (1846–1914) — французский поэт и политический деятель, крайний шовинист. Отрывком из стихотворения Деруледа «Nitchevo!» заканчивалась статья под этим же названием в русско-французском прибавлении к газете «Русская жизнь» от 2 октября 1893 гола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Керчь. Часовня-усыпальница И.А. Стемпковского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1833 и 1834. Год утраты:приблизительно 1960 Архитектор: А.А. Дигби (предположительно) Адрес: Россия, Республика Крым, г. Керчь, гора Митридат Координаты: 45.350202, 36.469211 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня-памятник была возведена согласно завещанию Ивана Александровича Стемпковского, градоначальника Керчи в 1828-1832 гг., и умершего на этом посту. Выдающийся археолог, один из первых исследователей Боспорского царства и первооткрыватель Пантикапея, желал быть похороненным рядом с делом своей жизни — раскопками Пантикапея на вершине горы Митридат. Одновременно с этим, возведение часовни на столь видном месте было признанием заслуг И.А. Стемпковского в развитии Керчи. На могиле Стемпковского на горе Митридат его лучший друг Поль Дюбрюкс произнес такую речь: Здесь покоятся останки заслуженного и доброго Стемпковского, человека благодетельного без бахвальства, ученого без тщеславия, служившего украшением человечества и положившего основание Керчи... Инициатором строительства часовни-усыпальницы стал князь З.С. Херхеулидзе, сменивший И.А. Стемпковского на посту градоначальника Керчи. В окружении ионийский колонн часовни находился саркофаг, воздвигнутый над могилой керченского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского. Полковник Иван Алексеевич Стемпковский (1788—1832 гг.) был признанным учёным, одним из основоположников классической южнорусской археологии. Он наметил ряд проблем, над которым до сих пор работают современные археологи. В 1828 году по предложению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора М.С. Воронцова занял должность градоначальника в Керчи, население которой тогда составляло менее пяти тысяч человек. С именем Ивана Алексеевича связано открытие всемирно известного кургана Куль-Оба (Холм пепла) и основание двух музеев древностей: в Одессе (1825 г.) и Керчи (1826 г.). Исполняя прямые обязанности градоначальника и заботясь об обустройстве Керчи, он всячески поддерживал раскопки, проводимые археологом Полем Дюбрюксом, а также собрал богатую коллекцию боспорских монет, переданную затем в Эрмитаж.

http://sobory.ru/article/?object=34896

Саваоф, одно из имен Бога в Библии, преимушественно в Ветхом Завете; Бог воинств. Савл, имя апостола Павла до его обращения в христианство. Сальери Антонио (1750–1825), итальянский композитор, дирижер и педагог; легенду об отравлении им Моцарта A. С. Пушкин положил в основу своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Самуил (библ.), последний из израильских судей, благодаря которому совершилось возрождение израильского народа; жизнь его описана в 1-й книге Царств. Сартр Жан Поль (1905–1980), французский философ и писатель, представитель экзистенциализма Сведенборг Эммануэль (1688–1772), шведский ученый и теософ-мистик. Сеземан Василий Емельянович (1884–1940), русский философ-трансценденталист. Сент-Илер Бартелеми, французский индолог. Серафим Саровский (1760–1833), православный святой, монах Саровской пустыни. Симеон Новый Богослов (949–1022), византийский религиозный писатель и философ-мистик. Симплищш (Симпликий) (VI в.), древнегреческий философ-неоплатоник, комментатор Аристотеля. Синесий (Синезий из Кирены) (370/375–413/414), греческий философ, ученик Ипатии, в 410 г., хотя он и не был крещен, избранный епископом Птолемаиды. Сковорода Григорий Саввич (1722–1794), украинский философ, поэт и педагог. Сократ (ок. 470–399 до н. э.), древнегреческий философ. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), русский религиозный философ, поэт и публицист. Соломон (библ.), царь Израильско-Иудейскоге государства (965 – ок. 928 до н. э.), автор Книги Притчей Соломоновых, Песни Песней, а также Екклесиаста, вошедших в состав Ветхого Завета. Солон (ок. 640 – ок. 560 до н. э.), афинский законодатель, архонт (с 594 до н. э.), один из «семи мудрецов». Спиноза Бенедикт (1632–1677), нидерландский философ. Степун Федор Августович (1884–1965). русский философ и писатель. Суарец (Суарес) Франсиско (1548–1617), испанский теолог и философ, представитель поздней схоластики. Тард Габриель (1843–1904), французский социолог. Тернавцев Валентин Александрович (1866–1940), писатель-богослов, деятель петербургского Религиозно-философского общества, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

25-й стих: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». – Отметьте эти стихи: с 25-го по 27-й. 29-й стих: «Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». – И вот заключается эта глава словами, о которых я вам говорил, 33-й стих: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир [внутренний мир ]. В будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил И действительно, происходят события, как будто Бога нет. Вот Жан-Поль Сартр, основатель экзистенциализма, так и сказал: всё в происходит так, как будто Бога нет. Вот это и смущает людей. А где же Его благой и совершенный Промысл? Смотрите, сколько людей погибает, не думая. Жизнь человеческая совершенно обесценилась, торжествует зло во всех его проявлениях. Где же этот благой и совершенный Промысл? Вот это испытание для каждого. Вот это испытание для каждого, для его веры. Но дерзайте, мужайтесь – Я победилъ Вот это очень важная 16-я глава. А когда исполнилось том, что Дух-то Святой восполнит всё? В день Пятидесятницы. У евреев Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был связан с дарованием Синайского Закона, Декалога – Десятословия. Они праздновали, как в пятидесятый день по исходе они пришли к горе Синай и удостоились откровения. Отсюда Пятидесятница – в память дарования Десяти Заповедей. А у нас Пятидесятница – день Святой Троицы, день Духа Святаго. В этот день в Сионской горнице все находившиеся удостоились излияния даров Святаго Духа: Он почил на каждом из них в виде огненных языков, и все начали говорить от Духа Святаго. И первая речь Апостола Петра – это поразительная речь. Вот он – до этого и после – два разных человека. Откроем книгу Деяний и найдём 2-ю главу. В книге Деяний, во 2-й главе, мы читаем следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010