Многочисленные поясные изображения Оранты с образом Младенца Христа на груди раскрывают тему Боговоплощения, поэтому иконографический тип Знамение иногда именуют Воплощение. Икона считается заступницей от врагов, вследствие прославления чудотворной Новгородской иконы в 1170 году при осаде Новгорода Владимиро-Суздальским войском. Этому событию посвящена икона Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами). По преданию, в этой битве икона Знамение покровительствовала новгородцам, она ослепила вражеских воинов и заставила их отступить. Сюжет иконы изображен в трех ярусах: в верхнем - перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине в Детинец; в среднем - яростное нападение врагов на новгородцев и икону, установленную на городской стене; в нижнем - из ворот новгородского Кремля вместе с войском выступают четыре святых воина, посланных Богоматерью: князья Борис и Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Икона Богоматери Знамение Курская-Коренная была обретена в 1295 году жителем города Рыльска в лесу при корне дерева, что определило ее прозвание Коренная. Прославлена многими чудесами, в 1597 году по приказу царя Феодора Иоанновича была привезена в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатою ризою, предварительно обложив ее рамой, где изображен Бог Саваоф, окруженный пророками с развернутыми свитками. По правую руку Бога Отца - царь Давид во главе пророческого ряда, по левую руку - царь Соломон. Сонм пророков обращен не к Матери Божией и Предвечному Младенцу Еммануилу, как обычно бывает в пророческом чине иконостаса, но к Богу Саваофу, а Бог Отец двумя руками с одинаковым сложением перстов благословляет и Божию Матерь с воздетыми в молении руками, и Еммануила, и пророков, склоненных к нему. Икона была возвращена на место обретения. По велению царя разоренный татарами Курск был восстановлен, в его соборный храм была перенесена икона Богоматери Знамение Курская-Коренная, а в Коренной пустыни оставлен список с нее. Одигитрия, Умиление, Оранта - основные типы в иконографии Богородицы, ибо в их основе - богословское осмысление образа Богоматери. Все иконографические варианты, которые не имеют четких черт упомянутых выше типов, можно условно объединить в тип Акафистный, по принципу иллюстрирования определенного эпитета, которым Богородица величается в Акафисте.

http://pravicon.com/text-15

Архив Пн Состоялось принесение чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Японию 13 ноября 2013 г. 16:48 С 7 по 13 ноября 2013 года в Японии пребывала чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», сообщает официальный сайт РПЦЗ . Святыня была принесена делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом . 8 ноября чудотворная святыня была доставлена в Благовещенский кафедральный собор г. Киото, 10 ноября — в Воскресенский кафедральный собор г. Токио («Николай-до»). Божественную литургию в Воскресенском соборе возглавил Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил в сослужении архиепископа Сан-Францисского Кирилла, настоятеля Александро-Невского подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерея Николая Кацюбана и членов делегации РПЦЗ. Богослужение совершалось на японском и церковнославянском языках. По окончании Литургии архиепископ Кирилл по благословению Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона вручил митрополиту Даниилу Синодальный орден Курско-Коренной иконы Божией Матери I степени. Затем архиепископ Кирилл и члены делегации РПЦЗ совершили молебен на кладбище в Янаки, где погребен святой равноапостольный Николай Японский. Вечером 13 ноября делегация Русской Православной Церкви Заграницей прибыла из Токио в Приморскую митрополию , передает пресс-служба Владивостокской епархии . Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери будет пребывать в Покровском кафедральном соборе Владивостока и в храмах других кафедральных городов Приморской митрополии до 25 ноября. В Международном аэропорту Владивостока святыню встречали митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин , епископ Уссурийский Иннокентий , а также представители краевых властей, общественность и журналисты. В составе делегации РПЦЗ в Приморье прибыли благочинный РПЦЗ в Новой Зеландии протоиерей Владимир Бойков, секретарь Первоиерарха РПЦЗ протоиерей Серафим Ган, хранитель Курской-Коренной иконы священник Николай Ольховский и клирик Петропавловского собора г. Сиднея (Австралия) протодиакон Александр Котляров. Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3365466.ht...

Курская-Коренная. Икона, которая постоянно в движении Американский епископ и хранитель святыни – о чудесах и свободе веры, которую обрели русские за рубежом 21 марта, 2019 Американский епископ и хранитель святыни – о чудесах и свободе веры, которую обрели русские за рубежом Епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) – хранитель Курской-Коренной иконы Божией Матери – Одигитрии Русского зарубежья, одной из главных святынь православного мира. В интервью «Правмиру» он рассказал об особенностях своего послушания, о важности Курской иконы для русских за рубежом и о чудесных историях, связанных со святыней. 21 марта – день празднования этого образа. Курско-Коренная икона была явлена в сентябре 1295 года недалеко от сожженного татаро-монгольскими полчищами Курска. Название Коренной она получила потому, что по преданию местный охотник увидел в лесу небольшой образ, лежавший ликом вниз на корне дерева. Когда этот человек поднял икону, на месте ее обретения забил родник. Всемирное странствие Курской иконы началось 1 марта 1920 года, когда митрополит Курский Феофан, спасая святыню от большевиков, вывез ее в Сербию. Однако через несколько месяцев генерал Петр Врангель упросил владыку вернуть икону в Крым, где войска Белой армии вели бои с красными. Образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией в октябре 1920 года. С тех пор икона находилась в Сербии, Германии, Швейцарии, а в 1951 году была перевезена в США. Как мы можем чего-то бояться – Вы стали хранителем Курско-Коренной иконы восемь лет назад. Помните свои первые ощущения, когда вам было поручено находиться при святыне? – Мне сообщили об этом в алтаре нашего кафедрального Знаменского собора в Нью-Йорке. Это было в декабре 2010 года. Вначале я немного смутился и полностью не осознал всю серьезность этого, но потом почувствовал любовь и поддержку наших епископов и принял это замечательное послушание. В сане диакона. Фото: ru.wadiocese.org Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что я не один несу его. Другие епископы, духовенство, верующие – все мы являемся хранителями Курской иконы. Я могу помогать в организации графика, ездить с иконой в разные епархии или приходы, но в этом процессе участвуют все. Это большая радость, но одновременно – и страх Божий, потому что мы находимся в присутствии Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Сопровождали икону следующие иноки: архим. Варнава, настоятель Коренной Пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил, Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила оставаться в Курске. Перед отбытием иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50-ти человек. Ровно в 9 часов вечера, 31-го октября 1919 года, чудотворная икона покинула Знаменский монастырь. Из-за рано наступившей суровой зимы пришлось везти икону в санях. До первой остановки в селе Медведка ее держал на руках иеромонах Гермоген, впоследствии – архимандрит. В уездном городе Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи Святителя Иоасафа. Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18-го ноября, в отдельном вагоне, икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20-го ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Три недели пробыла икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье и почти ежедневно посещая дома усердствующих. Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1-го марта 1920-го года, на пароходе “Святой Николай,” Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники. 2-го апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины. Умер он в сане митрополита Загребского во время 2-й мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

По отшествии варваров, Малюта объявил о сем чудесном избавлении своим товарищам, которые исполнившись ревностью, решились во чтобы то ни стало, перенести чудотворную Икону в свой отечественный город. Согласясь между собою, они взяли Икону в челн и повезли рекой Тускарь, а из Тускари к Рыльску; но когда уже были в виду Рыльска, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение, так что плывущие в челне люди отчаялись в своей жизни, а три человека уже начали и утопать; тогда оставшиеся в челне заливаемом водой, познав вину и раскаявшись в своём дерзновении дали обет: если спасутся от потопления, не въезжая в Рыльск, доставить чудотворную Икону тем же путём на место её явления в пустыню. Мгновенно волнение утихло и те, которые уже были в воде спаслись от потопления; и тогда, не въезжая в Рыльск, они отвезли Икону обратно на прежнее место в пустынную часовню. После сего стечение народа к чудотворной Иконе продолжалось по прежнему и как некогда Боголюб, так в последствии времени и с той же благочестивой целью и усердием приходил нередко в пустыню из Рыльска один благочестивый иерей по имени Георгий, совершая пред чудотворной Иконой молебное пение для богомольцев. Так протекло 360 лет, наконец слава о чудесах сей Иконы коснулась слуха благочестивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича и он обратил милостивое внимание на судьбу города, о котором столько лет напоминала чудотворная Икона, самим своим именем, слывя издревле в народе под именем иконы Божией Матери Курская, По повелению cero Государя в 1597 году, город Курск был возобновлен на том самом месте, где он находился до Батыева разорения; а чудотворная Икона Божией Матери Курская взята по Его Царскому повелению из пустыни в Москву, ради поклонения, и перенесена туда с великой честью. По принесении же оной чудотворной Иконы в Царствующий Град Москву, благочестивый Царь встретил её сам с Патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском, за городом, на месте, называемом Котлы; отсюда Св. Икона была с подобающей честью внесена в Царские чертоги, п по совершении пред ней молебного пения, Царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу разных Пророков с хартиями в руках; притом украсил её сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а супруга его благоверная Царица Ирина Феодоровна, имевшая о всём том украшении ревностное прилежание, привесила к оной Иконе пелену красного атласа, украшенную золотом, серебром, жемчугом и разными камнями, на которой вышита золотыми буквами следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их Дщери Великия Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105» (1597) – 4 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

За богослужением молились настоятельница женского монастыря Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители. Поклониться великой святыне прибыли многочисленные верующие из разных городов и сел страны. По окончании Литургии состоялся крестный ход с чудотворным образом, перед началом крестного хода митрополит Александр огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Обращение Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона зачитал архиепископ Берлинско-Германский Марк. Посол России М.Н. Бочарников зачитал приветствие министра культуры РФ А.А. Авдеева  участникам торжеств. Затем рядом с Успенским собором митрополит Александр освятил закладной камень в основание административного и духовно-культурного центра Казахстанской митрополии во имя свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с храмом в честь Астанайской иконы Божией Матери. На протяжении всего дня в Успенском соборе перед чудотворной Курской-Коренной иконой совершались молебны с акафистами. Поклониться великой святыне смогли тысячи верующих. В пределах Казахстана Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» будет пребывать до 23 сентября из Астаны святыня будет перенесена во Введенский кафедральный собор Караганды и затем в Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты. 24 сентября чудотворный образ будет доставлен в Россию, в Курскую Коренную пустынь. С 25 сентября по 2 октября святыня будет находиться в Знаменском монастыре Курска. Сайт Митрополичьего округа в Казахстане /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/1626923.ht...

Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из самых древних икон, история которой исполнена множества благодатных знамений и чудес. Время обретения иконы относится к XIII веку, когда Курская земля, подобно большинству русских городов во время татарского нашествия, была разорена и находилась в запустении, а сам город Курск превратился в дикое, пустынное место, заросшее лесом. Один из жителей уцелевшего от погрома города Рыльска пришел однажды поохотиться на берег реки Тускари, недалеко от Курска. Высматривая добычу, он заметил лежавшую на земле при корне дерева икону Божией Матери. Как только охотник поднял ее с земли, тотчас на этом месте забил чистый и многоводный источник. Это было 8/21 сентября 1295 года. Нашедший святыню охотник построил для нее часовню, в которую стали ходить жители Рыльска для поклонения иконе Пресвятой Богородицы. Со временем Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск, но был единственным, кто уклонился от торжественной встречи иконы, за что он в тот же день был поражен слепотой. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святой иконой, получил исцеление. Умиленный чудом, Шемяка построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ. Было установлено ежегодное празднование в день явления святой иконы, получившей название «Знамение» Курская-Коренная, — 8/21 сентября (впоследствии к этому дню прибавились также 8/21 марта, 27 ноября/10 декабря и пятница 9-й седмицы по Пасхе). По прошествии некоторого времени святыня чудесным образом исчезла из этого храма и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее оттуда, но икона вновь непостижимым образом перемещалась обратно, пока, наконец, ее не оставили в построенной для нее часовне на берегу Тускари, поняв, что Божия Матерь благоволит к месту явления Своей иконы. На протяжении столетий история чудотворной иконы Богоматери «Знамение» Курской-Коренной изобиловала чудесными знамениями и исцелениями. Как известно, во время крестного хода с этой иконой, приложившись ко святыне, получил исцеление от тяжкой болезни отрок Прохор Машнин (будущий великий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

К концу XVI века Курский край мало-помалу начал оживать. Была учреждена Курская крепость и вместе с ее возведением растут и посад, и слободы. Возводятся церкви, как внутри крепости, так и на посаде. Вполне естественно, что икона была вновь возвращена в Курск и была установлена в Знаменском монастыре. Христианская вера в крае продолжала жить. Кстати, с иконы были сделаны и распространены несколько списков, что также благотворно влияло на возрождение христианства. Особую роль сыграла икона в период смуты начала XVII века. Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой (1604 год). Когда он занял престол в Москве, а икону установили в Успенском соборе, то патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной и, прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол входит не настоящий царевич Дмитрий. После успокоения смуты икона вновь была передана в Курск ( 1615 г .) И вновь чудотворная оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды осаждали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной. И поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду. Когда окрепла позиция Русского государства в начале XVII века икона и сама упрочила свое почитание. Начинаются крестные ходы с нею, которые проходили два раза в год. В девятую по Пасхе пятницу совершается торжественный вынос ее из Курска в Коренную пустынь, а 12 и 13 сентября совершается торжественный принос ее обратно в Курск. 8 сентября — это день обретения св. иконы, праздник всех православных. В 1649 г ., по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. В 18 веке отстроилась в камне и Коренная пустынь. С 1618 года эпизодически, а с 1726 по 1765 год систематически из Знаменского монастыря в Коренную пустынь на одну неделю переносилась икона Знамение.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

В 1951-м Курская-Коренная икона прибыла в Нью-Йорк. Здесь, в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей, она пребывает и поныне, и посещает, к утешению верующих, православные приходы Америки и всего мира. Во время молитвы перед Курской-Коренной отошел ко Господу 2 июля 1966 года в Свято-Николаевском приходе Сиэтла дивный угодник Божий – святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 1981-м года в Знаменском соборе в присутствии Курской-Коренной иконы было совершено Русской Православной Церковью Заграницей прославление Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских. ...Отец Фома позвонил за несколько минут, и мы вышли на улицу встречать Царицу Небесную. Меня через три дня после операции покачивало, но мама крепко держала под руку. Курская-Коренная икона, в небесно-голубых ризах, шла навстречу. Сквозь слёзы мне казалось, что наш огромный красно-кирпичный дом на берегу реки Чарльз – бывшая хлопчатобумажная мэдвеевская фабрика, памятник промышленной архитектуры конца XIX века, переделанная в квартиры с деревянными балками, – должен немедленно как-то преобразиться, а лучше и вовсе раствориться в воздухе вместе со всеми нами и нашими глупыми заботами и проблемами. Но икона была уже в нашей квартире, и мы на совершенно одеревеневших от волнения ногах клали поклоны и прикладывались, а отец Фома служил молебен. В огромные окна заглядывало солнце, и мне казалось, что даже воздух стал прозрачным. Мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья – Можно, я ещё раз приложусь, батюшка? – Можно, я ещё постою одну минуту рядом с Ней? Можно? Потом мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья. «Много позднее я поняла, что настоящее счастье невидимо, – писала Евгения Дмитриевна Руденко. – Это не деньги, наряды и дорогая еда, а что-то такое в тебе, когда ты ходишь как по воздуху, и тебе хочется обнять весь мир». ...В Москве до революции так посещала дома горожан чудотворная Иверская икона Божией Матери .

http://pravoslavie.ru/138178.html

Напутственный молебен будет отслужен в Нью-Йорке перед отправлением Курской Коренной иконы Божией Матери в Россию Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Иларион совершит в пятницу напутственный молебен в честь начала посещения России главной святыней русского зарубежья - Курской Коренной иконы Божией Матери " Знамение " , сообщает РИА Новости . Курская Коренная икона была обретена более 700 лет назад - в 1295 году охотники из города Рыльска близ Курска нашли ее в лесу у корня дерева, что и дало имя святыне. В 1920 году икона была вывезена в Белград, а в 1951-м оказалась в Нью-Йорке, в синодальном храме Русской Зарубежной Церкви. Икона почитается как чудотворная и считается уникальным достоянием русской культуры. 12 сентября она впервые за почти 90 лет вернется в Россию, где пробудет до 2 октября. " Напутственный молебен будет отслужен в пятницу в 12 часов дня (20.00 мск). А затем делегация священников и дьяконов, которая будет сопровождать икону, отправится автобусом в аэропорт, чтобы вылететь в Россию рейсом " Аэрофлота " . Ожидается, что икона Курской Коренной Божией матери прибудет в Москву около 14 часов " , - рассказал митрополит Иларион, который возглавит делегацию РПЦЗ. " Впервые после 89 лет нахождения за границей Курская Коренная икона посетит Россию. Все это стало возможным с падением коммунизма и прекращения гонений на вероисповедание в России, а также с воссоединением двух частей Русской православной церкви - Церкви в России с Зарубежной церковью 17 мая 2007 года при Патриархе Алексии Втором и митрополите Лавре " , - отметил владыка Иларион. По его словам, покойный ныне митрополит Лавр по просьбе архиепископа Германа Курского и верующих Курской епархии и с одобрения Архиерейского синода РПЦЗ пообещал, что главная святыня Русской зарубежной церкви будет привезена в Россию, когда будет завершено восстановление разрушенного в советское время храма в Курской Коренной пустыни. " Это то самое место, где и была обретена сама икона, а на месте ее нахождения появился источник, который до сих пор бьет и дает воду. Новый собор Рождества Пресвятой Богородицы уже построен и появление там чудотворной иконы как раз будет приурочено к освящению храма святейшим Патриархом Кириллом " , - подчеркнул митрополит Иларион.

http://pravoslavie.ru/31846.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010