Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия ), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область . В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск. В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия ), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии , преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия , также Орловская и Болховская епархия ) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия ). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск. В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство . В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство , прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия , состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской ). Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Arhiva Icoana fctoare de minuni a Maicii Domului Kurskaya-Korennaya „A Semnului” a fost adus la locul su de provenien, pustia Kurskaya-Korennaya 24 septembrie 2015 15:23 23 сентября 2015 года чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная была принесена в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. Святыню сопровождает делегация  Русской Православной Церкви Заграницей  во главе с викарием  Восточно-Американской епархии   епископом Манхэттенским Николаем . У врат древней обители святыню встречали  митрополит Курский и Рыльский Герман ,  епископ Железногорский и Льговский Вениамин , наместник Курской Коренной пустыни игумен Серафим (Котельников) с братией, духовенство  Курской митрополии , многочисленные паломники. Перед иконой, установленной на аналое в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, был совершен торжественный молебен. По окончании богослужения митрополит Герман обратился к верующим с архипастырским словом. Глава Курской митрополии сердечно поблагодарил делегацию РПЦЗ, доставившую чудотворный образ Пресвятой Богородицы — покровительницы и заступницы Курского края. Затем митрополит Герман показал членам делегации РПЦЗ скульптурное изображение блаженно почивших  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви  митрополита Лавра , держащих в руках Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Памятник «Воссоединение» был изготовлен и установлен на территории монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и будет освящен в дни пребывания чудотворного образа в Курской митрополии. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная будет находиться в обители до 25 сентября. В этот день после Божественной литургии состоится крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в Курск. До 2 октября святыня будет пребывать в Знаменском кафедральном соборе г. Курска. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, ставшая в ХХ веке главной святыней Русского Зарубежья, была явлена около г. Курска в 1295 году. В 1615 году на месте обретения иконы был основан монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года большую часть времени икона пребывала в Курске в соборе Знаменского монастыря. После революции, в конце октября 1919 года, когда войска генерала А.И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший ее путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. В 1920 году икона была вывезена за границу — в Сербию. С 1957 года чудотворный образ пребывает в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4230613...

Курская Коренная икона Божией Матери выставлена для поклонения в Мюнхене Мюнхен, 12 ноября 2007 г. В кафедральном соборе во имя Новомученников и исповедников Российских и святителя Николая (Германская епархия РПЗЦ) выставлена для поклонения верующих Курская Коренная икона Божией Матери, являющейся Одигидрией Русской Зарубежной Церкви и верных чад богохранимого русского народа, в рассеянии сущих, сообщает Седмицы. Ru. Эта святая икона регулярно совершает путешествия по всем епархиям русского рассеяния, посещая все уголки мира, где живут русские православные люди, принося им утешение и укрепление. Постоянный адрес пребывания Курской Коренной иконы – посвященный ей соборный храм при Архиерейском Синоде РПЦЗ в Нью-Йорке, на 93-й улице, где она находится с 1957 года. Чудотворная икона в 1919 году в сопровождении архиепископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких человек братии Курского Знаменского монастыря, желавших сохранить святыню, оставила пределы Земли Русской и оказалась в братской Сербии. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля посетила Россию и оставалась в Крыму до общей эвакуации Русской Армии генерала Врангеля в начале ноября 1920 года. В том же году святая икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с митрополитом Анастасием (Грибановским; +1965 г.) и Архиерейским Синодом РПЗЦ, выехала в Германию. Несколько лет она находилась в Мюнхене, и отсюда в 1950 году митрополит Анастасий перевез икону в США. С 1920 года Курская Коренная икона Божией Матери освящает и благословляет своим присутствием разные события в жизни РПЦЗ и те приходы, которые она посещает. 11 ноября сего года после Божественной литургии в Мюнхенском кафедральном соборе архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) сердечно приветствовал всех участников торжества с воскресным днем, когда Преблагословенная Дева Мария в Курской Коренной иконе посетила Мюнхен. В нынешнюю среду перед иконой будет прочитан акафист, а далее святая икона на несколько дней отправится в Великобританию и Ирландию. В конце ноября икона вновь прибудет в Мюнхен. 12 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24798.html

Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. почти вся территория К. о. была оккупирована герм. войсками. В ходе зимнего наступления Красной Армии в нач. 1943 г. значительная часть области (в т. ч. областной центр) была освобождена, в результате чего на линии фронта образовался знаменитый «Курский выступ» («Курская дуга»). В ходе подготовки к Курской битве жители области принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений. Летом 1943 г. за 32 дня была построена железнодорожная линия Сараевка - Ст. Оскол. В результате победы Красной Армии в Курской битве (5 июля - 23 авг. 1943 г.) К. о. была полностью освобождена к 2 сент. 1943 г. 13 июля 1944 г. Орловской обл. переданы Глазуновский, Малоархангельский, Троснянский и Дмитровский районы. 6 янв. 1954 г. 23 района К. о. вошли в состав новообразованной Белгородской обл. и 3 района - в состав Липецкой обл. С этого времени границы области не менялись. В послевоенный период на территории области началось интенсивное освоение ресурсов КМА, был построен ряд крупных промышленных предприятий, в т. ч. Михайловский горно-обогатительный комбинат и Курская атомная станция, основаны новые города Железногорск (1957 - поселок, с 1962 - город) и Курчатов (основан в 1968, в 1971 получил название и статус рабочего поселка, с 1983 - город). Религия Большинство верующих в К. о.- православные. На нач. 2014 г. в области зарегистрировано 335 религ. организаций: 285 православных (входят в Курскую митрополию РПЦ; см. также Курская и Рыльская епархия ), а также 11 общин старообрядцев (10 Древлеправославной поморской церкви и 1 федосеевцев), 15 общин баптистов , 6 общин адвентистов седьмого дня, 6 общин пятидесятников , по 2 общины иудеев (ортодоксальных) и Иеговы свидетелей , по 1 общине Истинно-православной Церкви (см. ст. Истинно православные христиане ), Украинской православной церкви Киевского патриархата , католиков, лютеран, Новоапостольской церкви , мусульман, буддистов, Сознания Кришны (Вайшнавы). Русская Православная Церковь

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Важнейшими событиями в духовной жизни курян стали посещение края в 1991 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II , принесение в епархию из США в сент. 2009 г. чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 15 марта 1990 г. вышел в свет 1-й вып. «Курских епархиальных ведомостей». 1 сент. того же года начались занятия в ДУ; на очное отд-ние поступили 24 чел. В кон. 1991 г. уч-ще было преобразовано в Курскую ДС с 3 отд-ниями: пастырским, регентским и иконописным. Нужда в семинарии на тот момент была огромная, т. к. епархии в 1992 г. не хватало 120 священников. В наст. время в Курской ДС большое внимание уделяется подготовке священников, способных вести диалог с молодежью: наряду с педагогикой и психологией изучается методика преподавания Закона Божия, введена педагогическая практика в правосл. гимназии, миссионерская практика в общеобразовательных школах города, а с 2008 г.- в дошкольных образовательных учреждениях. 29 апр. 1990 г. в Курске открылась общегородская воскресная школа, куда были приняты более 80 детей. В 1994 г. при епархии начала работу 1-я в Центральночернозёмном регионе правосл. гимназия им. прп. Феодосия Печерского, учредителем которой стала Курская ДС. На базе гимназии создан консультативный центр непрерывного правосл. образования и воспитания, имеется б-ка правосл. педагогической и методической лит-ры. Совместно со светскими организациями епархия проводит просветительские мероприятия. После празднования 1000-летия Крещения Руси в Курске и Белгороде прошли посвященные русской церковной истории круглые столы с участием деятелей науки и культуры и представителей Курско-Белгородской епархии. В 1992 г. в Государственном архиве в Курске состоялись научно-практические краеведческие чтения, посвященные 325-летию Курской кафедры. Курская епархия стала инициатором мн. полезных начинаний, среди них - ставшие традиционными рождественский и пасхальный концерты в Курском гос. драматическом театре, пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе св. жен-мироносиц и Дням славянской письменности и культуры. Ежегодно проводятся всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский. К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске. В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958 ), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959 ), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962 ), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971 ), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974 ), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984 ), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004 ). В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. С февраля 1993 года епархия носит название Курская. С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Курск Святыни Курской области [ править править код ] Подробно Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

В храме иконы Божией Матери " Знамение " (Курская Коренная) отметили престольный праздник июня 2017 В 9-ю пятницу по Пасхе, 16 июня, день памяти иконы Божией Матери " Знамение " (Курской Коренной) в храме , посвященном этому образу, отметили престольный праздник. Божественную литургию совершил настоятель протоиерей Александр Пашков в сослужении настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского иерея Илии Петрова. Несмотря на рабочий день, было много прихожан. За богослужением молились архитектор митрополии Дмитрий Борунов и председатель епархиального паломнического отдела Владимир Дервенев. По завершении богослужения состоялся крестный ход. Отец Александр поздравил верующих с престольным праздником, поблагодарил за участие в жизни прихода и напомнил, что первая Божественная литургия была совершена 17 июля 2016 года после малого освящения храма. " Храм был заложен в 2015 году; регулярные богослужения на начали, как только это стало возможно, даже когда храм стоял без крыши, под тентом, - рассказал отец Александр корреспонденту " Воды живой " . - Крест водрузили в конце августа прошлого года, в храме ведутся отделочные работы. Он востребован, приход формируется. Сам я из-под Курска, из священнической семьи, родители мои и сейчас живут в селе Тазово. Помню времена, когда от монастыря остался только источник. Сейчас монастырь восстановлен, каждый год приезжаю туда. Когда я выяснил, что в Санкт-Петербурге нет ни одного храма, посвященного этой иконе, обратился за благословением к правящему архиерею. Владыка благословил строить. Узнав об этом, мой отец заказал большую храмовую икону. Долго образ хранился дома у моих родителей. Доставили его в декабре, как раз в праздник этой иконы, что считаю промыслительным " . По преданию, Курская коренная икона Божией Матери была обретена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник обнаружил небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Когда он поднял ее, чтобы рассмотреть, из места, где она лежала, забил родник. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню, куда и поместили икону. В XVII веке на месте часовни был основан монастырь Коренная пустынь. Во время Гражданской войны икона была вывезена за границу и находится в Америке. ИА " Вода живая " , 16.06.17 Поделиться Упоминания в новостях 10 декабря 2023 9 июня 2023 9 декабря 2022 30 декабря 2021 10 декабря 2021 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  разделы   рассылка  распечатать Курская епархия РПЦ сделала заявление по поводу " Кода да Винчи " В связи с выходом на экраны кинофильма " Код да Винчи " Курская епархия Русской Православной Церкви выступила с заявлением следующего содрежания: " На заре третьего тысячелетия человечество столкнулось с фактами чудовищного по размаху и коварнейшего по замыслу и исполнению надругательства над Богом всех христиан. Самые гнусные и бесчеловечные произведения падшего кроманьонца глохнут и меркнут перед вкрадчивым шепотом диавола, сотрясающим мировое кино и общественное сознание. Архитекторы новых информационных пирамид и кукловоды блуждающих призраков взыскуют об утрате Вечного Смысла и зовут в новый мир – мир тайных знаний " евангелия " от Дэна Брауна, где царствует блестящая двусмысленность, ставшая знамением нашей эпохи. Свобода самовыражения – вот главное оружие на знаменах технологов от искусства, кричащих во всеуслышание о свободе творчества. Свободой творчества как напалмом накрывается всякая попытка ученых, министров, священнослужителей, общественных деятелей сказать человеческое слово о браун-лжи. Таков наш мир, в котором нынче антикультурная, антирелигиозная, антиисторическая банальная ЛОЖЬ бежит впереди планеты всей, громко крича о себе и не давая слово оппоненту. " Евангелие лжет, потому что Церковь сокрыла правду " – таков основной пропагандистский тезис книги и фильма " Код да Винчи " , он же – и цель. " Код да Винчи " – это не художественное произведение (министр культуры РФ Соколов), это кощунственное оскорбление всего святого, что есть в христианстве. Если молодежь после просмотра " Кода да Винчи " кодируется на категорическое неприятие базовых ценностей традиционной культуры, – то перед нами религиозно-культурный экстремизм, свободно-ложное прочтение христианства, которое от этого христианства не оставляет камня на камне. Отравляя сознание миллионов людей бациллой двусмысленности, экстремисты от культуры рекомендуют нам принять этот факт как свободу художественного самовыражения и не сопротивляться. Таков терроризм XXI века.

http://religare.ru/2_30174.html

В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

В Курске прошли IV научно-образовательные Знаменские чтения «Церковь и общество: история и современность» 28 марта 2008 г. 15:49 С 25 по 28 марта в Курске прошли IV научно-образовательные Знаменские чтения «Церковь и общество: история и современность». Инициаторами проведения чтений являются Курская епархия и администрация Курской области. В нынешнем году организаторами чтений выступили также все без исключения курские высшие учебные заведения, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки и Курская областная научная библиотека имени Н.Н. Асеева. Форум открылся 25 марта пленарным заседанием в актовом зале Курского государственного университета. С приветственными словами к собравшимся обратились архиепископ Курский и Рыльский Герман и ректор Курского государственного университета профессор В.В. Гвоздев. Также были зачитаны приветствия, поступившие в адрес чтений от администраций Курской области и города Курска. Приветствие от имени председателя Учебного комитета при Священном Синоде , ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения огласил В.В. Бурега. С докладами на пленарном заседании выступили доктор медицинских наук профессор академик РАЕН руководитель лаборатории функций и методов управления здравоохранением НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова И.А. Гундаров, доктор исторических наук, профессор, сопредседатель Союза писателей России С.В. Переверзенцев, настоятель храма Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, заведующий кафедрой гомилетики ПСТГУ протоиерей Артемий Владимиров и кандидат педагогических наук, кандидат богословия, доцент, декан факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета архимандрит Зиновий (Корзинкин). 26 марта в здании университета в рамках Знаменских чтений работала конференция « " Педагогическая антропология " К. Д. Ушинского и развитие российской психолого-педагогической науки». В различных курских ВУЗах в этот день также работали семинары и секции.

http://patriarchia.ru/db/text/386631.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010