Несмотря на кратковременность пребывания митрополита Кирилла в Казани, в фондах Национального архива Республики Татарстан (НАРТ) удалось обнаружить важнейшие документы для осмысления взглядов этого святителя на некоторые сложные вопросы церковно-административного характера. В частности, было выявлено завещательное распоряжение, составленное митрополитом Кириллом 8 (21) июня 1922 года для административно-исполнительной канцелярии при Управляющем Казанской епархией. При этом в работе были использованы дела из ф. Р –1172 (894) «Казанский епархиальный совет». Неоценимыми по важности для настоящего исследования материалами явились дела из ведомственных архивов: Центрального архива ФСБ РФ, Архивного управления ФСБ РФ Московской области, Архива КГБ Республики Татарстан, Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области. В этих делах содержатся важные документы личного характера (письма) и официально-делопроизводственного (протоколы допросов, анкеты и прошения арестованных, переписка судебных органов, обвинительные заключения, приговоры, справки о приведении приговора в исполнение и проч.). Недоступность материалов из этих архивных фондов в прежние годы не позволяла серьезно ставить вопрос об изучении послеоктябрьского периода жизни митрополита Кирилла, известного до этого только по мемуарной литературе. Архивно-следственные дела, по которым проходил митрополит Кирилл, были тщательно изучены. Анализ документов, хранящихся в этих делах, позволил выстроить хронологию событий жизни митрополита Кирилла в период с 1926-го по 1937 год и устранить многочисленные исторические лакуны, имевшиеся прежде в церковно-исторической науке. В частности, благодаря исследованию материалов ведомственных архивов, значительно прояснен вопрос о «тайных выборах патриарха» в 1926 году, прослежена хронология событий тех лет, изучен гжатский период жизни митрополита Кирилла и обстоятельства его ареста в 1934 году. Наконец, по документам следственного дела из Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области составлено описание последнего (яны-курганского) периода жизни владыки Кирилла и прояснены обстоятельства его мученической смерти. Таким образом, настоящим исследованием вводятся в научный оборот многие прежде не публиковавшиеся документы, часть которых приводится в Приложениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые ключевые вопросы ОРКСЭ, от правильного решения которых во многом зависит будущее духовно-нравственного воспитания в российской школе: реализация Концепции расширения курса, полноценная интеграция ОРКСЭ в образовательную программу школы, обеспечение свободы выбора, полноценная подготовка педагогов и учебников. В этой связи замечу, что многие директора школ, не будучи противниками преподавания религиозной культуры, неправомерно вынуждают родителей отказываться от выбора религиозных культур по причине отсутствия подготовленных кадров учителей. Отсутствие возможности выбора — дискредитация решений государственной власти, свидетельство некомпетентности и неэффективности нашей работы в сфере образования. Подчеркну, не только государства, но церковных структур, поскольку сейчас это область совместной компетенции государства и конфессий. Есть, конечно, и позитивные примеры: в Курганской области ( Курганская и Шадринская епархия ) реализуется проект переподготовки учителей по 540-часовой программе «Духовно-нравственное образование. Основы православной культуры» на факультете профессиональной переподготовки Института развития образования и социальных технологий Курганской области. В Томске ( Томская митрополия ) настоятели или представители приходов вошли в управляющие советы школ, работают с родительскими комитетами и администрациями. Представители епархии принимают участие в проведении родительских собраний, разъясняют родителям цели, задачи и содержание модулей ОРКСЭ. Ко времени родительских собраний ежегодно выпускается специальный номер епархиальной газеты, посвященный ОПК, который раздается родителям бесплатно. В Москве разработан, согласован с конфессиями, принят и размещен на сайте Департамента образования «Регламент выбора модулей ОРКСЭ». С февраля текущего года родители вновь должны будут определиться, какой предмет будет изучать их ребенок. Можно воспользоваться этим опытом и в других регионах. Совместные с государством курсы профильной подготовки педагогов по определенной религиозной культуре развиваются во многих регионах и епархиях. Ориентир для профильной подготовки учителей по курсу ОРКСЭ — государственная программа педагогического бакалавриата для учителей ОРКСЭ предусматривает 4 профиля специализации: культура одной из конфессий, светская этика и религиоведение.

http://patriarchia.ru/db/text/3544646.ht...

Антоний (Фиалко) 27.07.1992 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 1993 г. еп. Хмельницкий и Шепетовский. Антоний (Флоренсов) с 11.02.1898 на покое ( б. еп. Вологодский); † 20.02.1918 . Антоний (Храповицкий) с 16.08.1917 архиеп. Харьковский и Ахтырский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 30.05.1918 митр. Киевский и Галицкий; с 1919 г. в эмиграции; глава РПЦЗ; 22.06.1934 Синодом РПЦЗ запрещен в священнослужении; † 10.08.1936. Антоний (Черемисов) 22.04.1989 хирот. во еп. Виленского и Литовского; с 26.01.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 20.07.1990 еп. Красноярский и Енисейский. Антонин (Грановский) с 5.01.1917 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 14.01.1927 без покаяния. Аполлинарий (Кошевой) 22.10.1917 хирот. во еп. Рыльского, вик. Курской епархии; с 1918 г. еп. Белгородский, вик. Курской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 31.8.1921 управ. Североамериканской епархией; с 1927 г. еп. Североамериканский и Сан-Францисский; с 14.05.1929 в сане архиепископа; † 19.06.1933. Аполлос (Ржаницын) 19.12.1927 хирот. во еп. Тотемского, вик. Вологодской епархии; с 11.08.1931 еп. Архангельский; с 2.02.1937 еп. Моршанский; с 26.08.1937 еп. Тульский; дальнейшие сведения отсутствуют. Аристарх (Николаевский) 1.03.1920 хирот. во еп. Оренбургского; 1922–1923 в ссылке в Нарымском крае; с 12.01.1924 в сане архиепископа; с 1924 г. архиеп. Тамбовский; с авг. 1924 г. архиеп. Свердловский; с дек. 1924 г. архиеп. Пензенский; с 10.10.1925 г. архиеп. Курганский; с дек. 1925 г. архиеп. Челябинский; с 14.05.1926 г. архиеп. Оренбургский; с 1927 г. архиеп. Уфимский; с 1928 г. архиеп. Фрунзенский; с 1930 г. архиеп. Калужский; с нояб. 1930 г. на покое; с 29.08.1931 архиеп. Боровичский, вик. Новгородской епархии; с 9.08.1933 епархией не управ.; с нояб. 1933 г. архиеп. Сарапульский; с 14.12.1937 уволен за штат; дальнейшие сведения отсутствуют. Аристарх (Станкевич) 29.07.1990 хирот. во еп. Гомельского и Мозырского; с 1992 г. еп. Гомельский и Жлобинский. Аркадий (Афонин) 21.04.1991 хирот. во еп. Магаданского и Камчатского; с 22.02.1993 еп. Южно-Сахалинский и Курильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Урале появятся новые приходские общества трезвости 5 июля 2013 г. 17:27 3 июля 2013 года в рамках V Международной трезвенной школы-слета «Увильды-2013» в Челябинске состоялся семинар «Создание системы трезвенного просвещения в Уральском федеральном округе». Участники семинара обсудили стратегию распространения трезвенного движения на Урале. В семинаре приняли участие представители региональной власти, социальной сферы, духовенства из Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также гости из Удмуртии и с Украины. Участников семинара приветствовал митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан , который отметил реальные результаты подписанного соглашения между Челябинской епархией и правительством Челябинской области. «Партнерство Церкви, государства и общественности необходимо в деле сохранения семейных ценностей, в деле нравственного оздоровления нашего общества Мы просто обязаны работать вместе, потому что в одиночку будет трудно добиться реальных результатов», — сказал архиерей. «Каждая вторая семья, которая относится у нас к категории неблагополучных, имеет проблему с алкоголизмом либо с наркоманией, — отметила заместитель председателя правительства Челябинской области Ирина Гехт. — Количество детей-сирот большое по той же причине. Конечно, победить эту беду можно только всем миром». В свою очередь, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности Валерий Доронкин выделил в качестве важной цели развенчание мифов, связанных с употреблением алкоголя. «Мы хотели бы возродить у людей отношение к трезвому образу жизни как нравственной ценности. Самое главное заблуждение, которое сейчас существует, — это безвредность небольшого, но регулярного употребления алкоголя. У нас часто шутят — " рюмочка на здоровье " . Но это не шутки. Пора перестать смеяться на эту тему. Нашей молодежи нужно показать другой пример и помочь им выйти из подъездов, подвалов. Ведь многие из них не интересуются судьбой своего государства. Нужно приобщить молодых людей к деятельной жизни, в основе которой стояло бы отношение к трезвости как к собственному выбору, залогу успеха, смыслу жизни, чтобы для них это было насущно, как воздух. Нужны очень сильные шаги на уровне гражданского общества и власти, которое бы это отношение меняли», — сказал В. Доронкин.

http://patriarchia.ru/db/text/3082353.ht...

Более 550 тысяч рублей собрали приходы Курганской епархии на помощь пострадавшим от пожаров 16 мая 2023 г. 10:05 Более 550 тысяч рублей собрали священнослужители и миряне Курганской епархии на помощь зауральцам, пострадавшим от пожаров. Сбор денежных средств по благословению митрополита Курганского и Белозерского Даниила ведет служба «Милосердие» при епархиальном отделе социального служения. «13 мая на собранные средства были закуплены и переданы продукты в пункты временного размещения погорельцев в лагерях " Звездный " и " Островский " . Это 305 килограммов мяса и 36 килограммов масла на общую сумму около 100 тысяч рублей», — рассказала координатор службы «Милосердие» Евгения Гельцель. По запросу погорельцев были также закуплены и переданы в пункты временного размещения одежда больших размеров, нижнее белье, носки, одноразовые бритвенные станки, кремы для бритья и расчески. 17 мая представители службы «Милосердие» планируют организовать очередной выезд в поселок Смолино. По просьбам пострадавших семей будут привезены мусорные мешки, грабли, топоры, пледы, подушки, мочалки, губки, моющие средства, антисептики и лейкопластыри. Вещевая, продуктовая и денежная помощь принимается в центре гуманитарной помощи «Милосердие» при епархиальном отделе социального служения по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, д. 41А (на территории завода «Курганприбор). Погорельцы могут также обратиться за помощью в центр «Милосердие». Телефон горячей линии: +7 (922) 677-88-48. По сообщениям ТАСС, из-за природных пожаров в Курганской области погиб 21 человек, уничтожены огнем свыше 300 жилых домов и 3900 строений. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Вологодский и Череповецкий; с 27.07.1959 еп. Астраханский и Енотаевский; с 26.02.1960 в сане архиепископа; с 15.09.1960 архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский; † 28.02.1971. Гавриил (Стеблюченко) 23.07.1988 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 25.03.1991 на покое; с 21.04.1994 еп. Благовещенский и Тынденский. Гавриил (Чепур) с 22.11.1911 еп. Акерманский, вик. Кишиневской епархии; с 1918 г. еп. Челябинский и Троицкий; эмигрировал в Югославию. Гедеон (Докукин) 22.10.1967 хирот. во еп. Смоленского и Вяземского; с 2.02.1972 еп. Новосибирский и Барнаульский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; 9.09.1987 в сане митрополита; с 26.01.1990 митр. Ставропольский и Бакинский; с 26.02.1994 митр. Ставропольский и Владикавказский. Геннадий (Туберозов) с 20.03.1914 еп. Нарвский, вик. Петроградской епархии; с 1919 г. еп. Псковский и Порховский; † 1922. Георгий (Анисимов) 30.01.1922 хирот. во еп. Елабужского, вик. Вятской епархии; с 1925 г. еп. Малмышский; с 16.09.1927 еп. Курганский, вик. Тобольской епархии; с 2.01.1928 еп. Мелекесский, вик. Самарской епархии; с 1929 г. еп. Нолинский, вик. Вятской епархии; с 1934 г. еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; в 1937 г. был под арестом; в 1938 г. еп. Вологодский и Тотемский; с сент. 1940 г. на покое; † 17.02.1947. Георгий (Грязнов) 23.04.1989 хирот. во еп. Челябинского и Златоустовского; с 27.12.1996 еп. Людиновский, вик. Калужской епархии. Георгий (Делиев) 26.12.1926 хирот. во еп. Богуславского, вик. Киевской епархии; 1923–1928 врем. управ. Киевской епархией; 1926–1928 еп. Таращанский; с 1928 г. еп. Днепропетровский; с 1937 г. взят под арест и убит в тюрьме. Георгий (Садковский) 13.08.1933 хирот. во еп. Камышинского, вик. Саратовской епархии; с 24.08.1933 еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 16.10.1935 на покое; с янв. 1947 г. еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 10.07.1947 еп. Порховский, вик. Псковской епархии; с 27.02.1948 на покое; † 4.03.1948. Георгий (Ярошевский) с 6.07.1916 еп. Минский и Туровский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1919 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В.Р. Легойда также назвал важным принятый документ «О порядке избрания кандидатов для рукоположения в епископский сан», который является органичным этапом продолжения церковно-административной реформы. По словам представителя Церкви, упорядочению приходской жизни, развитию социальной активности призваны способствовать документы, посвященные границам приходов (документ Межсоборного присутствия ) и церковному волонтерству, которые были одобрены на завершившемся заседании. В соответствии с первым документом, епархиальным советам надлежит в течение года определить территориальные границы приходов в сельской местности, приписав каждый населенный пункт к определенному приходу. Он также добавил, что церковные волонтеры стали одним из символов развития социального служения Церкви, работая на церковных мероприятиях, посещая места стихийных бедствий и пострадавших в больницах. В.Р. Легойда отметил, что специальным документом, только что одобренным Священным Синодом, будет регулироваться противодействие Церкви алкогольной и наркотической угрозам. Председатель Синодального информационного отдела подчеркнул, что упомянутые угрозы во вступительном слове перед началом заседания Священного Синода были названы Святейшим Патриархом одними из «самых опасных для нашего народа».  Глава информационного отдела, кроме того, заявил о создании Священным Синодом рабочей группы для изучения правового положения епархий Среднеазиатского митрополичьего округа под председательством главы Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона . Также представитель Церкви сообщил о том, что Священный Синод удовлетворил прошение епископа Подольского Тихона об уходе с поста председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви по собственному желанию. Председателем Финансово-хозяйственного управления, с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , назначен архиепископ Егорьевский Марк . В заключение В.Р. Легойда отметил, что на заседании Священного Синода были приняты решения о выделении из состава Орловской епархии Ливенской епархии и об образовании Орловской митрополии, включающей в себя эти две епархии, а также о назначении председателем Синодальной богослужебной комиссии архиепископа Курганского и Шадринского Константина .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696065...

5 мая. ПРАВМИР. Созданы Алтайская, Бурятская, Курганская и Смоленская митрополии. На заседании Священного Синода РПЦ, состоявшимся сегодня в храме Христа Спасителя в Москве, были приняты решения о выделении из состава Барнаульской епархии трех епархий — Бийской, Рубцовской, Славгородской, из состава Улан-Уденской епархии — Северобайкальской епархии, из состава Курганской епархии — Шадринской епархии, из состава Смоленской епархии — Вяземской епархии. В этой связи было принято решение о создании Алтайской, Бурятской, Курганской и Смоленской митрополий. Такое решение принято на заседании Священного Синода РПЦ 5-го мая 2015 года ( Журналы ). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 мая, 2015 5 мая, 2015 5 мая, 2015 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-russkoy-tserkvi-poya...

Иаков (Маскаев) Иаков (Маскаев), архп. Барнаульский. Родился 13 октября 1878 года. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, возведён в сан иерея, до хиротонии во епископа священствовал. 19 марта 1’923 года хиротонисан обновленческими Преосв. Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) во епископа Орского. 31 июля 1924 года назначен епископом Оренбургским. По прибытии на кафедру, когда возникла возможность общения с Московской Патриархией, он обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение с Патриархом, причём в прошении указал, что он молитвенно как бы уже находится в общении с ним, а административно подчиняется обновленческому Синоду, как ставленник обновленческих епископов. Патриарх принял его в общение, но предложил ему «отмежеваться» от Евдокимовского Синода. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и, по получении от Святейшего грамоты, написал в обновленческий Синод заявление о том, что он отказывается быть в подчинении Синоду. Переход в «Тихоновщину» был расценён обновленцами как нарушение правил Синода и на него 13 января 1925 года было наложено обновленческое запрещение в священнослужении. С этого времени епископ Иаков становится православным епископом. С 2 янв. 1928 года – епископ Курганский, Тобольской епархии. С 1928 года – епископ Осташковский, Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года – епископ Балашовский, Саратовской епархии. С 4 апреля 1933 года епископ Барнаульский и временно управляющий Бийско-Алтайской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. С 1936 года епархией не управлял. 29 января 1937 года уволен на покой. Скончался в Барнауле в 1937 году. Литература «Оренбург. Епарх. Вед.» за 1902 год 26, стр. 11 165, стр. 6 стр. 4 и 7 104, стр. 9 дело 87 Кат-АМ Кат-ЯВ 115, стр. 56 Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр. 34 Regel’son 555 1936 Haft Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 25 июня 1928 года — епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5 сентября 1930 года — епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии. С 11 сентября 1931 года — епископ Крымский. Был любим своей паствой. Продолжал много проповедовать (в том числе говорил о голоде, который в то время был на Украине), много общался с верующими, регулярно служил в различных храмах епархии. Активно выступал против обновленчества, что вызвало угрозы со стороны последних: обновленческий митрополит Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует епископа Порфирия. Призывал православных молиться о «сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах». В 1933 году был арестован, два месяца провёл в тюрьме, затем освобождён. 9 октября 1936 года вновь арестован, обвинён в том, что благословлял священство молиться за осуждённых, в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций», в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. Четыре месяца находился в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал. 3 января 1937 года был приговорён к пяти годам административной высылки в Казахстан. Ссылку отбывал на станции Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области вместе с находившимся там с 1935 года ссыльным епископом Екатеринославским Макарием (Кармазиным). Иногда они тайно на дому совершали божественную литургию. 20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь»,. Виновными себя не признали. 1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни и расстреляны на следующий день.

http://pravmir.ru/v-kazaxstane-najdeno-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010