Тайна преподобного Кукши Одесский чудотворец благословлен для общецерковного почитания Петр Маслюженко Источник: Столетие.Ru Во время визита в 2010 г. в Одессу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский мужской монастырь, где произнес такие слова: «В сей обители в последние годы своего земного бытия проходил церковное послушание преподобный старец Кукша, одесский чудотворец, причисленный к лику святых. Я вспоминаю, как всякий раз, посещая сие святое место, мы ходили на монастырское кладбище и молились у скромной могилы отца Кукши. Уже тогда все понимали, что этот человек прожил особую жизнь, что он свят пред Богом. И замечательно, что настало время, когда мы можем обращаться к нему как к угоднику Божию, прося его заступления и молитв и о сей обители, и о граде Одессе, и о всей Церкви нашей». Старец Кукша Новый, Кукша Одесский, в имени коего теперь навсегда закрепилось название большого черноморского русского города, совсем недавно, 2–3 февраля с. г., решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в плеяде 33-х местночтимых русских подвижников разных времен, был благословлен для общецерковного почитания. Это один из тех самых «сердечных старцев», которые, с одной стороны, сердечны по природе своей, по самоотречению ради других, а с другой, наши сердца, тянущиеся навстречу им, продолжают согреваться светом этих подвижников даже много лет спустя после их кончины. Преподобный Кукша (в миру Косьма Величко) родился 12 января (25 н. ст.) 1875 г. в селе с характерным «херсонским» названием — Арбузинка, Херсонского уезда Николаевской губернии, в семье Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына — Федор и Иоанн, и дочь Мария. Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь, поскольку на Руси был благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Косьма с малых лет любил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал св. Евангелие. Всю жизнь хранил он икону Казанской Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которым, напутствуя в дорогу, матушка его благословила. Эта икона была положена святому во гроб после кончины...

http://pravoslavie.ru/92963.html

В начале 1925 г. становится иеросхимонахом, а в марте того же года его арестовывают и осуждают на 3 года концлагерей. Отца Феодосия определили на поселение в Северный край. Однажды к нему приехала его духовная дочь, увидев ее, батюшка обрадовался, как ребенок. «Он был совсем заброшен, маленький, худенький», - вспоминает она. О. Феодосии пробыл в ссылке шесть лет, когда же срок кончился, он уехал в Минводы, где принял на себя подвиг юродства. Скончался 8 августа 1948 г. Похоронен в г. Минеральные Воды. Прославлен как местночтимый преподобный Ставропольской епархии.   Кукша (Величко Косма), схиархимандрит " , родился в 1874 г. в Херсонской губернии, в благочестивой крестьянской семье. В 20 лет, посетив Святую Гору Афон, решил всю свою жизнь посвятить служению Богу и в 1895(?) г. становится послушником Свято-Пантелеимонова монастыря. В течение полутора лет он несет послушание в Иерусалиме у Гроба Господня. В 1912 г. в результате смуты был вынужден выехать из Пантелеимонова монастыря в Россию, в Киево-Печерскую Лавру, где пребывал сначала монахом, затем иеромонахом, после чего становится игуменом. Во время Первой мировой войны (1914—1916) вместе с другими монахами был направлен на послушание «братом милосердия» в санитарный поезд. После возвращения в Киево-Печерскую Лавру тяжело заболевает; думая, что безнадежно, решили немедленно постричь умирающего в схиму. При постриге нарекли имя в честь священномученика Кукши, а вскоре после пострига о. Кукша абсолютно выздоровел. В 1930-х гг. Лавру закрыли и монахи были из нее изгнаны. Схиигумен Кукша устроился служить в храме на «Соломенке», едва ли не единственном действующем в те времена в Киеве. Арестован в 1938 г., осужден на 5 лет ИТЛ и 5 лет ссылки. Таким образом, в возрасте 64 лет о. Кукша оказался в сибирской тайге на лесоповале (с 1938 по 1943 г.). В 1943 г. его срок заключения окончился, и его ссылают в Пермскую область на поселение. По окончании ссылки в 1948 г. он возвращается в Киев. Вновь он служит в Киево-Печерской Лавре (1948-1953).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=245...

  Молитвою, терпением и состраданием, добрым словом к духовным советом старец отвращал от безбожия и греха и обращал к Богу, вразумляя закоснелых в неверии, укрепляя маловерных, ободряя малодушных и ропщущих, смягчая ожесточенных, умиротворяя и утешая отчаявшихся, пробуждая спящих в греховном сне, дремлющих в забвении и нерадении.   Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: “Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные”. Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание.   Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом. Еще, было, у дверей стоят, а он уже каждого по имени называет, хотя видит их в первый раз в жизни. Господь ему открывал.   Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним. В 1951 году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. Пресвятая Богородица, Которую всю жизнь так любил преподобный, принимает избранника Своего здесь, где Она чудесно явилась в древности.   В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша должен был исповедовать людей. Свои обязанности он исполнял с отеческой заботой о всех приходящих, тонко и любовно обличая их пороки, прозорливо предостерегая от духовных падений и предстоящих бед.   Все, кто приезжал в Почаевскую лавру, старались обязательно попасть на исповедь к о. Кукше. Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келии, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=127...

Ворошиловград (ныне Луганск). На ул. Пушкина. 1946-1949 г.      Въ 1945 году, когда онъ получилъ свободу, на вопросъ совтскаго офицера: чмъ планируетъ заниматься въ дальнйшемъ? – отвтилъ, что хочетъ провести оставшуюся жизнь въ Господу. Изъ офицеръ сдлалъ видъ, что не услышалъ отвта, понимая, чмъ это можетъ грозить только что освободившемуся узнику, и написалъ въ анкет, что онъ хочетъ быть рабочимъ. Поэтому сразу поступить въ и монастырь ему не удалось. 11 лтъ онъ работалъ на хлбозавод въ Луганск. Въ 1956 году, въ 41 годъ отъ съ началомъ новой волны атеистическаго на Алехинъ поступаетъ въ Одесскую духовную гд, къ слову, учился вмст съ будущимъ Предстоятелемъ УПЦ митрополитомъ (Сабоданомъ) и ныншнемъ митрополитомъ Одесскимъ и Измаильскимъ Агаангеломъ. Одновременно Игуменъ аонскаго монастыря поступилъ въ послушники въ монастырь, гд 17 января 1957 года принялъ постригъ съ именемъ въ честь преподобномученика (изъ собора преподобныхъ Отцевъ, въ Сина и Раиф память которыхъ празднуется 14/23 января). Въ томъ же году 25 января онъ былъ рукоположенъ въ а въ слдующемъ 1958 году 27 января – въ Въ монастыр на него было возложено многопопечительное и отвтственное келаря. Въ это время въ Успенскомъ монастыр проживалъ преподобный Кукша (Величко) Въ это время въ Успенскомъ монастыр проживалъ насельникъ Свято-Пантелеимонова монастыря на Аон преподобный Кукша (Величко, † 1964) , котораго и опредлило монастырское начальство быть духовнымъ наставникомъ будущаго аонскаго Игумена. Въ полтора мсяца жизни преподобный Кукша проситъ именно отца причащать его Святыхъ Христовыхъ Таинъ, что онъ и длалъ ежедневно до самой смерти старца. Однажды преподобный, какъ бы шутя, сказалъ ему: «Чмъ отблагодарить тебя, чадо?.. Будешь Игуменомъ на Аон». Спустя 15 лтъ преподобнаго сбылось въ точности: архимандритъ былъ избранъ аонскаго Пантелеимонова монастыря своимъ Игуменомъ. Въ духовной связи отца съ преподобнымъ Кукшой нельзя не усмотрть Промысла сокровенными путями устрояющего воли. Это иметъ исключительное въ жизни отца Напутствуя умирающаго старца и получивъ послднее его онъ благодать духовной преемственности не только отъ самого преподобнаго Кукши, но и отъ тхъ аонскихъ отцовъ, которые его воспитали.

http://pravoslavie.ru/86989.html

  Как-то батюшка тяжело заболел. Его положили в больницу, он был близок к смерти. Но Господь явно хранил угодника Своего и воздвиг от одра смертного. “Не умру, но жив буду и повем дела Господня” (Пс. 117, 17), — преисполнялось благодарением сердце исповедника Христова.   Батюшка вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,— и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.   Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученника Георгия Победоносца о. Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе. Как к светильнику, в ночи зажженному, стекались к нему люди.   Так в труде, в терпении, в деннонощной молитве старец подвизался до своего освобождения. В 1947 году окончилось время ссылки. Завершился восьмилетний исповеднический подвиг. За все это время ничто не отлучило старца от “любве Божия” (Рим. 8, 39), и он, как доблестный воин Христов, увенчанный исповедническим венцом, вышел победителем в сей страшной брани.   В 1947 году о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией. Нес он послушание свечника в Ближних Пещерах.   На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, эапечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений н гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество. Безбожие, маловерие, нужда, горе, греховное пленение приводили к преподобному людей в те минуты, когда испытания достигали наибольшей остроты и становились невыносимыми, когда иссякала надежда. И старец оказывался тем несокрушимым камнем истинной веры, непоколебимого упования на Бога, о который бессильно разбивались пенящиеся волны многовидного зла. Через старца, испытанного в горниле всевозможных искушений, люди начинали трудный, узкий, но истинный путь спасения. Ведает только Господь, скольким он помогал и скольких обнимал всепрощающей и всепокрывающей любовью, которая так привлекала людей, стремящихся к нему со всех концов страны. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так и к отцу Кукше в страждущей земле нашей шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати, изливавшихся через молитвы, духовные советы и наставления святого подвижника.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=127...

  Схимонахиня А. вспоминает: “В 1961 году я хотела поступить в женский монастырь, но в то время войти в число насельниц обители было очень тяжело, препятствовали власти. Я устроилась на работу в трапезную Одесской Духовной семинарии. Жила на квартире. Очень хотела быть духовным чадом о. Кукши. Узнала, где живет батюшка. Подошла к двери келии и стала стучать. Долго дверь не открывалась, я уже думала, что не примет меня старец. Но потом, открыв дверь, я увидела батюшку, стоявшего перед иконами. Старец, ранее не знавший меня, сказал: “Иди, мое чадо духовное, иди”. Он принял меня в свои духовные чада, дал советы, наставления, благословил в праздничные дни причащаться. Однажды в праздник св. апостола Иоанна Богослова, отстояв раннюю литургию, я не причастилась святых Тайн, так как не готовилась. После службы увидела батюшку, благословляющего народ. Я тоже подхожу под благословение, но он не благословил и сурово сказал: “Ты что сегодня не причащалась? Что, за ручку надо водить?”. Этим он обличил меня за непослушание и показал свою прозорливость, ведь он не видел, кто подходил к святой Чаше. Я попросила прощения, и старец благословил вычитать правило ко причащению и причаститься за поздней литургией”.   “Я по какому-то делу зашла к нему, — продолжает матушка А., — а он говорит, что напротив Свято-Никольского храма сидит человек полный, в шляпе, такой голодный, голодный, и чтобы я ему передала пищи. Я вышла с едой, и действительно, напротив Свято-Никольской церкви сидит тучный мужчина в шляпе. Я подошла и сказала, что батюшка Кукша передал ему еду. Он удивился этому, заплакал и сказал, что он действительно три дня уже ничего не ел и так обессилел, что не может подняться со скамейки. Оказывается, у этого человека на вокзале украли вещи и деньги. Стыдно было ему просить, и он находился в сильном унынии. Долго удивлялся он прозорливости старца.   Помню старец говорит мне: “Спаси Господи, что ты меня развязала”. Я долго не могла понять этих слов. И только намного позже поняла их смысл. Когда батюшку положили во гроб, я завязала ему голову бинтом, чтобы уста были сомкнуты, но погребали настолько спешно, что только перед выходом из храма я вспомнила, что нужно снять повязку. Обратилась к наместнику монастыря, он благословил, и я развязала. Вот так сбылись слова преподобного.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=127...

Памятником времен пребывания в монастыре прп. Кукши является братский корпус 1957 г. С 1991 г. в обители проведены новые строительные работы, возведены Благовещенский храм с нижним приделом Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (1991-1998), часовня прп. Кукши Одесского (1996), 3 братских корпуса (1992-1996), трапезный корпус с церковью (1999-2002). Под монастырской горой есть карстовая пещера, где, по преданию, жили иноки, основавшие Крещатицкую обитель (в 2002 г. от источника к пещере проведена новая лестница). Описание [ править править код ] Обитель находится на живописном склоне высокого правого берега р. Днестр. Ее старая усадьба стоит на террасах невдалеке от плато и окружена лесом, а новая – на краю самого плато. По словам австрийского историка Виккенгаузера, название местности «Крещатик» произошло от деревянного креста, стоявшего когда-то при целебном источнике на месте будущей обители и заметном всем проплывавшим по Днестру. Сегодня в Крещатицкой обители есть следующие здания и постройки: Святые [ править править код ] В 1957-1960 гг. в обители жил знаменитый старец прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Сравнивая Крещатик с Афоном, где он начинал свой монашеский путь, о. Кукша говорил: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!» В Крещатик к старцу приезжали его духовные чада, и жертвуемые ими средства он отдавал на благоустройство монастыря. Как-то раз о. Кукша благословил одной из духовных чад поискать удобное место для постройки большого братского корпуса. Найдя такое место на плато и сказав о нем старцу, она услышала в ответ, что в будущем там построят корпус, и это пророчество осуществилось спустя 30 лет. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Праздники: Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) Рождество св. прор. Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля) Память св. ап. Иоанна Богослова 8 (21) мая, 26 сентября (9 октября) Память прп. Кукши Одесского 16 (29) сентября, 11 (24) декабря Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

После включения Буковины в состав Австро-Венгрии (1774) монастырь был обращен в приход. Местный источник по-прежнему оставался центром паломничества: ок. 1882 г. здесь, после слушания акафиста св. ап. Иоанну Богослову и погружения в воду, исцелился мальчик Александр Тотоескул, который впоследствии стал священником и подарил храму книгу с акафистом св. ап. Иоанну Богослову (о. Александр оставил на ней дарственную надпись с рассказом о своем исцелении). В 1915 г. строения обители сильно пострадали от ударов снарядов (шла 1-я мировая война). После включения Буковины в состав Румынии (1918) православные жители края ходатайствовали о возрождении монастыря, и оно осуществилось в 1933 г. Некоторые иноки монастыря были в дальнейшем видными иерархами Украинской Православной Церкви. В их числе – митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) (†2003), митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) (†2011). В 1957-1960 гг. в обители жил знаменитый старец прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Сравнивая Крещатик с Афоном, где он начинал свой монашеский путь, о. Кукша говорил: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!» В Крещатик к старцу приезжали его духовные чада, и жертвуемые ими средства он отдавал на благоустройство монастыря. Как-то раз о. Кукша благословил одной из духовных чад поискать удобное место для постройки большого братского корпуса. Найдя такое место на плато и сказав о нем старцу, она услышала в ответ, что в будущем там построят корпус, и это пророчество осуществилось спустя 30 лет. В 1960 г. богоборческие власти перевели иноков в Почаевскую Лавру (о. Кукшу – в Одессу) и поселили в Крещатике инокинь закрытого в Черновцах Введенского монастыря, а в 1962 г. выдворили и их. После этого монастырь использовался как база отдыха, на источнике установили водозаборник для завода минеральной воды, открытого недалеко от обители. В 1989 г. монастырь возвращен Церкви. Ежегодно на престольный праздник в монастырь совершается крестный ход из Черновцов (возрожденная в сер. 1990-х гг. традиция восходит, предположительно, к 20-30-м гг. ХХ в.). Поздние сооружения. Карстовая пещера [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Духовничество в южных обителях В Почаеве люди стремились к старцу как и прежде - сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Отец Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к отцу Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!» В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определило ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной седмице переводят в Крещатицкий Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии . Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии, в обитель потянулись богомольцы, их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. Сам преподобный, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо, часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!» Преподобный Кукша (Величко) В 1960 году был закрыт Черновицкий женский монастырь, его монахини переведены в Крещатицкий, а монахи из Крещатицкого - в Почаевскую лавру. При этом отца Кукшу перевели в Одесский Успенский мужской монастырь . В Успенской обители отцу Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии . Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил патриарх Московский и Всея Руси Алексий I , который приезжал в Одесский монастырь каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне прежние времена.

http://drevo-info.ru/articles/13299.html

  Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Характерно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: “За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь”.   Косьма всем сердцем стремился к монашеской жизни. Словно за благословением Божиим на последующий жизненный путь, Косьма отправляется в 1895 году с паломниками в Святую Землю.   Прожив в Иерусалиме полгода, осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на обратном пути посещает гору Афон. Здесь встрепенулась его душа, здесь он особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Царица Небесная призывала его в Свой земной удел — святой Афон на служение Богу.   Перед отъездом паломники направились к настоятелю русского Свято-Пантелеимонова монастыря за благословением в путь. Подошедши к настоятелю, Косьма сказал: “Отче, я очень хочу здесь остаться, но прежде мне надо поехать домой и получить благословение родителей”. “Ну, хорошо, поезжай, через год приедешь”, — напутствовал его настоятель и одарил (по обычаю, как и всех) иконочкой святого великомученика Пантелеймона — небесного покровителя русского монастыря на Афоне. Эту иконочку о. Кукша вставил в киот и хранил всю жизнь до самой своей кончины.   По возвращении в Россию Косьма посетил киевского старца Иону, известного всем своей прозорливостью и чудотворениями. Старец принимал людей во дворе Ионовской обители, всем раздавая благословение. Приближался в очереди со всеми и Косьма, с замиранием сердца думая: “А вдруг старец не благословит меня на Афон?”. Неожиданно отец Иона сам подошел к Косьме, коснулся его головы крестом и сказал: “Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!”.   Харитина с величайшей радостью и благодарением Богу восприняла известие о решении сына. После долгих слезных молитв Косьмы, многих уговоров супруги и родных отпустил сына на Афон и отец: “Пусть едет, Бог его благословит!” Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=127...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010