В марте 1918 года в Совнаркоме побывала очередная соборная депутация, которую там заверили, что впредь все остальные декреты советского правительства, касающиеся церковных вопросов, непременно будут разрабатываться с участием представителей религиозных организаций. Ввиду крайней напряженности во взаимоотношениях между религиозными организациями и местными органами власти, Совнаркомом в апреле 1918 года была образована при Народном комиссариате юстиции (Наркомюсте) Межведомственная комиссия для выработки специальных инструкций для практического проведения в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства. Однако уже в начале мая эта комиссия была распущена и вместо нее образован постоянно действующий VIII отдел Наркомюста, которому и поручалось руководить делом отделения Церкви от государства. Показательно, что отдел этот был назван «ликвидационным», что само по себе уже выдавало истинные намерения большевистской власти по отношению к религиозным организациям, и в частности к Русской Православной Церкви, как самой крупной и представительной в России. Именно этот отдел в 1918–1924 годы фактически и осуществлял церковную политику советского государства, направленную на разрушение и уничтожение Русской Православной Церкви. Руководителем VIII отдела был назначен П.А. Красиков 633 – человек крайних антирелигиозных взглядов, который и задал деятельности отдела жесткий и непримиримый курс 634 . В своей работе отдел должен был опираться на специальную комиссию, состоящую из представителей заинтересованных ведомств и религиозных организаций, имеющую характер консультативного органа. В этот период интересы Православной Церкви перед советским правительством по защите имущественных и иных прав начинает представлять сформированная в мае 1918 года соборная делегация, известная впоследствии как делегация Высшего церковного управления (делегация ВЦУ). Членами ее были: А.Д. Самарин (председатель), юрист Н.Д. Кузнецов , протоиерей К.М. Аггеев, доктор церковной истории С.Г. Рункевич . Кроме того, в делегацию входили представители от общего собрания приходских общин Москвы: М.И. Карякин, А. С. Мечев и С.В. Ковалев. Делегация ставила своей первостепенной задачей добиваться отмены тех статей декрета, которые поражали имущественные права Церкви, а также вести строгий учет всего отнятого от церковных управлений имущества. В первую очередь делегация решила «безотлагательно войти с заявлением о возвращении того имущества, которое отнято хотя и со ссылкой на Декрет, но без всякого к тому основания в Декрете вопреки смыслу Декрета» 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Председатель пастырского кружка при благоч[инном] 4-го окр[уга] Подольского уезда            священник Сергий Никитский ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 164. Л. 7–11 с об. Подлинники, заверенная копия. Рукопись, машинопись; Там же. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 84–84 об., 85, 86, 87. Копия. V.7. Письмо заведующего VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикова в Управление делами СНК РСФСР о призыве духовенства в тыловое ополчение 31 августа 1918 г. В Управление делами Совета народных комиссаров августа 31 дня По поводу заявления Н.Д. Кузнецова , присланного Вами за 8960 об освобождении духовенства от несения обязанностей по призыву в тыловое ополчение 1158 , VIII отдел считает нужным сообщить следующее: принципиальные возражения Кузнецова не выдерживают критики, ибо ссылка на 83-е Апостольское правило, несомненно, относится к участию в военных действиях с оружием в руках, тогда как духовенство, как и прочие эксплуататорские классы, призываются лишь в тыловую службу, не связанную с пролитием крови. Ссылка на то, что духовенство занято требами и что [из-за] призыва его в тыловое ополчение прекратится отправление служб и треб, неубедительна, потому что: 1) расстройство обычных занятий благодаря мобилизации происходит решительно всюду, не исключая и самых важных советских учреждений, и создание здесь привилегий для служителей культов ничем не может быть оправдано; 2) призываются не все годы и возрасты (в частности, едва ли в России найдется пара епископов ниже 40 лет), а что касается священников и диаконов, то само духовенство неоднократно в печати жаловалось на безработицу вследствие закрытия домовых церквей, а также упразднения военного и придворного духовенства. Безработное духовенство, следовательно, с успехом может заменить призванных по мобилизации; 3) изъятие из общего положение о призыве в каждом отдельном случае в силу Декрета от 23 января 1918 г. § 6 допускается, кроме того, под условием замены одной гражданской обязанности другою по решению Народного суда. По всем вышеуказанным соображением как заявления Кузнецова, так и протест Собора противоречат революционным законам и являются для контрреволюции средством контрагитации против Советской власти, по существу же являются совершенно неосновательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если после обучения духовенство поступит в тыловое ополчение, то многие приходы в России фактически останутся без пастырей, богослужение в них прекратится и народ лишается возможности удовлетворять свои самые необходимые религиозные нужды. В селах некому будет совершать литургию, крещение, венчание, погребение и отпевание. Легко вообразить себе, какое впечатление произведет все это в наше смутное время на многочисленное население и какие волнения может оно вызвать. Такие последствия едва ли в интересах самой же советской власти. Да и какими военнослужащими могут быть духовные лица епископского, пресвитерского и диаконского сана, если они должны рассматривать свою деятельность как нарушающую принятые ими на себя обязанности, чувствовать смущение в совести, находиться под опасением быть исключенными по церковным правилам из священного сана? Все такие лица могут быть освобождены от призыва на основании даже приложения 2 к Декрету Совнаркома 20 июля 1918 г. (ст. 2) как люди, исполняющие необходимое для народа и незаменимое всякими другими людьми церковно-обшественное служение или, как выражено во 2-й ст. приложения, занимающиеся общественно-полезною работою. Поэтому я прошу Совет народных комиссаров отменить призыв на военную службу в тыловое ополчение людей, носящих сан епископа, священника и диакона, и разъяснить объем понятия духовного лица. В России разумеют под ним также псаломщиков и других клириков, не носящих священного сана. Если же необходимого призыв на военную службу должен ограничиться именно этими духовными лицами, т. е. псаломщиками, послушниками монастырей и т. п. Н. Кузнецов Москва, 20 августа 19IS г. Прилагаю: 1) постановление Собора 1155 , 2) копию с приказа, 3) заявление на мое имя свящ[еника] Никитского 1156 .                              Н. Кузнецов [Приложение 1. Приказ 2 по 4-му районному военному комиссариату Подольского уезда Московской губ. 15 августа 1918г.] 1. На основании Декрета народных комиссаров от 8 апреля 1918 г. за 1157 гражданам от 18 до 40 лет включительно, не проходившим в войсках курс военного обучения, в воскресение 18 августа н. с. 1918 г. явиться к 12 часам дня по новому времени всем без исключения в указанные на обороте сборные пункты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда я вел разговоры о семинарии, то в Совете народных комиссаров мне заметили: «пока не освободится семинария, члены Собора могут пожить по московским монастырям». А теперь членов Собора собираются выселить и из монастырей. А это значит уже прямо сделать невозможным продолжение работ Всероссийского Собора, и представители православного народа должны будут отказаться от исполнения ими своих обязанностей, возложенных на них народом. Москва, 8 августа 1918 г                               Н. Кузнецов ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 2–2 об. Подлинник. III.59. Письмо МП отдела НКЮ РСФСР в Московский Совет и его исполком по вопросу о национализации церковного имущества в городе и его окрестностях 17 августа 1918 г. В Московский совдеп В Исполнительный комитет VIII отдел Народного комиссариата юстиции просит не отказать сообщить, национализированы ли в г. Москва и ее окрестностях дома и имущества, принадлежащие бывшему православному вероисповеданию, и все ли эти имущества уже перешли в ведение совдепа, если не все, то какие препятствия Московский совдеп встречает к осуществлению Декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 г. В частности, отделу важно знать, национализированы ли помещения Московской духовной консистории (Мясницкая ул.), Епархиальный дом (Лихов пер.), дом Синодальной типографии и сама типография (Никольская ул.) и Московское синодальное училище церковного пения (Б. Никитская ул., дом быв. училища) и изъяты ли метрические книги за все года как из Московской духовной консистории, так и из других учреждений, кои ведали по старым законам регистрацию актов состояния 879 . Заведующий отделом подп[исал]                        Красиков ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Л. 696. Л. 73. Копия. III.60. Письмо VIII отдела НКЮ РСФСР в Народный комиссариат финансов РСФСР о передаче местным Советам и соответствующим отделам при исполкомах капиталов, депонированных на имя церквей и религиозных обществ 17 августа 1918 г. В Общую канцелярию народного комиссара по финансовым делам Отделение 1-ое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

328 Съезд германской социал-демократии проходил в г. Эрфурте в 1891 г. На нем была принята Эрфуртская программа партии, на разработку которой оказал влияние Ф. Энгельс. В ней были изложены конечные цели борьбы социал-демократической партии и ее социалистические принципы. 331 Речь идет о закрытии Петроградской синодальной типографии 1 (14) января 1918 г. (см. подробнее док. 111.4). 332 Постановление разрабатывалось Комиссией по проекту Соборного постановления о декрете народных комиссаров об отделении Церкви от государства. На заседании Комиссии от 25 января (7 февраля) 1918 г. под председательством протоиерея А.П. Рождественского, при участии протоиереев П.Н. Лахостского и П.А. Миртова, князя Е.Н. Трубецкого , С.Н. Булгакова, СП. Руднева, А.А. Салова, С.Г. Рункевича и Н.Д. Кузнецова редактировался текст проекта Соборного постановления. Он был представлен князем Е.Н. Трубецким (предварительно текст обсуждался на объединенном заседании Отдела церковного имущества и хозяйства и Отдела правового положения Церкви в государстве). «Задачей комиссии было редактировать означенное постановление согласно принятым на помянутом выше соединенном заседании отделов замечаниям по содержанию и изложению сего постановления в проекте кн[язя] Е.Н. Трубецкого и обосновать это постановление в потребных случаях ссылками на известные церковные каноны » (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 1–1 об.). Постановление было принято на 69-м заседании Священного Собора 25 января (7 февраля) 1918 г. 333 27 января (9 февраля) 1918 г. на заседании Комиссии по составлению воззвания к православному народу по поводу декрета народных комиссаров об отделении Церкви от государства (протокол 3) под председательством П.Н. Лахостского, при участии протоиерея П.А. Миртова, князя Е.Н. Трубецкого , П.И. Астрова, С.Н. Булгакова, СП. Руднева, А.А. Салова был обсужден представленный протоиереем Лахостским проект воззвания, который с незначительными редакционными поправками был единогласно принят и одобрен для внесения на Собор, где и был принят на 71-м пленарном заседании (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 10). На 56-м заседании Соборного Совета от 27 января (9 февраля) было постановлено напечатать «Соборное постановление и послание Собора по поводу декрета Совета народных комиссаров о Церкви» «в количестве ста тысяч экземпляров» (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 551. Л. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беспорядки и волнения, имевшие место в духовных школах во время революции 1905-1907 гг., привели к тому, что в 1908 г. была проведена ревизия А. д., по результатам к-рой был составлен и 2 мая 1910 г. принят новый устав (дополненный в 1911), к-рый устранил предоставленную А. д. в 1906 г. частичную автономию. Устав предусматривал расширение преподавательского состава, введение практических занятий для студентов, увеличение числа кафедр - открывались кафедры истории Византийской и слав. Церквей. Особое внимание уделялось религ. и нравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение богослужений стало обязательным для студентов и преподавателей, отмечалась важность соблюдения постов. Для повышения авторитета администрации А. д. устав предусматривал епископский сан для ректора и сан архимандрита для инспектора; предпочтение отдавалось преподавателям в священном сане. Устав усилил власть епархиальных архиереев над высшей духовной школой. В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске 5-й правосл. А. д., проект был одобрен, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. комиссия из представителей А. д. выработала проект нового устава А. д. и представила его на рассмотрение Поместного Собора РПЦ (1917-1918) , к-рый одобрил его. Устав предусматривал восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, допущение в А. д. женщин в качестве вольнослушательниц, введение более узкой специализации. С установлением советской власти изменились условия деятельности А. д. Декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 авг. того же года разрешалось преподавание религ. вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в МДА прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Правосл. Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона (Беллавина) и возглавлявшаяся ректором прот. Н. Боголюбским , просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов , Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225 чел. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до кон. 1920 г. Последний ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) в окт. 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.

http://pravenc.ru/text/63752.html

В марте 1918 г. в знак протеста против ратификации Брестского мирного договора с Германией левые эсеры вышли из состава СНК, расторгнув соглашение о сотрудничестве: правительство вновь стало однопартийно-большевистским. В то же время они продолжали оставаться во ВЦИ К и в местных районных советах вплоть до конца 1918 г., продолжая влиять на реализацию Декрета о земле, в том числе в «церковной» его части. Разрыв партнерства знаменовал собой момент превращения советской политической системы в однопартийную. Ядром СНК являлась Коллегия народных комиссаров. На ее заседаниях присутствовали наркомы или их заместители, председатель ВЦИК, управляющий делами СНК, специалисты, которых приглашали выступать по тем или иным вопросам повестки дня. Во главе Управления делами СНК стоял В.Д. Бонч-Бруевич. Именно он (по должности и как известный в среде большевиков «специалист в области религии») совместно с другими народными комиссарами М.Т. Елизаровым и Д.И. Курским 27 марта 1918 г. встречался с избранной Священным Собором делегацией по переговорам с СНК. В нее входили Н.Д. Кузнецов , А.Д. Самарин, Н.И. Малыгин, А.И. Июдин, а также уполномоченные от Совета объединенных приходов Москвы. Инициатива переговоров исходила от Собора. На них речь шла о проблемах, возникших в ходе реализации Декрета по отделению церкви от государства. При этом делегация отстаивала собственный, альтернативный большевистскому подход к решению возникших задач. Первые шаги Собора по установлению прямых контактов с властями датировались 5 марта, когда тому же Н.Д. Кузнецову было поручено организовать депутацию для предъявления СНК протеста против реквизиции церковного имущества 38 , а 14 марта вышло постановление Соборного Совета о создании совместной депутации Собора и Совета объединенных приходов Москвы по данным вопросам 39 . На 102-м заседании Собора от 25 марта было решено расширить полномочия делегации, поручив ей поднять перед большевиками весь комплекс проблем, возникших в ходе проводимой ими политики «по отделению», не ограничивая их вопросами реквизиции собственности Церкви. Именно с этими полномочиями делегация и вышла на переговоры 27 марта, о которых говорилось выше 40 . Свидетельством далеко идущей решимости части членов Собора (священник Ст. Нежинцев, протоиерей В. Введенский, А. Надеждин и др.) наладить контакты с большевиками явилось обсуждавшееся Собором в марте 1918 г. предложение о направлении делегации на IV съезд Советов 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея. В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

http://pravenc.ru/text/182103.html

Народный комиссариат по просвещению, поставленный отсутствием школьных зданий в критическое положение и вынужденный отложить занятия в учебных заведениях до 1 октября, имея надежду в этот короткий промежуток времени освободить школьные помещения и подыскать подходящие, убедительно и настоятельно просит Президиум здание быв. духовной семинарии по национализации передать в ведение Ведомства просвещения, ибо только этой передачей хоть отчасти будет ослаблено и смягчено столь тяжелое положение 1313 . Заместитель народного комиссара по просвещению 1314 Управляющий делами Заведующий междуведомственным отделом Заведующий общей канцелярией ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 46. Копия. VII. 17.10. Письмо заведующего VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикова в Управление делами СНК РСФСР по поводу протеста члена Священного Собора Н.Д. Кузнецова 18 октября 1918 г. В Управление делами Совета народных комиссаров VIII отдел Народного комиссариата юстиции, не усматривая никакого противоречия в деятельности земельно-жилищного отдела Декрету от 23 января 1918 г., коим все здания бывшего духовного ведомства объявлены народным достоянием и полагая, что местный совдеп вправе по своему усмотрению распорядиться национализированными зданиями со всей обстановкой, предлагает считать ходатайство Кузнецова как совершенно неосновательное и предоставить духовенству ходатайствовать в обычном порядке об уступке им тех или иных зданий. Заведующий отделом                              П. Красиков Помета: Сообщено Кузнецову. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 156. Л. 16. Подлинник. VII. 18. Прошение Союза приходских советов Пермской епархии народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому о прекращении изъятия имущества духовных учебных заведений 26 мая 1918 г. Члену Совета народных комиссаров, комиссару по народному образованию Союз приходских советов Пермской епархии обращается с просьбой: не откажите сделать распоряжение о полной неприкосновенности от реквизиции зданий и имущества духовно-учебных заведений по Пермской епархии ввиду скорого начатия учебных занятий; занятые же различными учреждениями здания и имущество означенных учебных заведений просим немедленно возвратить как не подлежащие конфискации и реквизиции, так как все это является народным достоянием всей Пермской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1113 Вместе с заявлением в СНК от 19 сентября 1918 г. Н. Д. Кузнецов направил копию ордера земельно-жилищного отдела Московского Совета от 2 сентября 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Подотдел по учету и распределению жилых помещений постановил: «Предоставить в порядке реквизиции для нужд научно-технического отдела ВСНХ второй и третий этажи дома дух[овной] конс[истории] 1 по Мясницкой ул., переведя канцелярию дух[овной] конс[истории] в 1-й этаж в архив. Жильцам 3 этажа для освобождения занимаемых помещений представляется 15-дневный срок со дня предъявления настоящего ордера. Для выселяемого общежития Московского] гор[ного] округа подотделом предлагается Горному округу занять какие-либо меблированные комнаты на условии заключения арендного договора в подотделе советских зданий земельно-жилищного отдела " » (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 156. Л. 14.). 1116 См.: СУ. 1918. 40. Ст. 514. Подробнее см.: Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Архивы и революция. М., 2007. 1117 В ответ на запрос Гороховецкой Чрезвычайной комиссии заведующий VIII отделом НК.Ю П. А. Красиков 10 октября 1918 г. отвечал: «Всероссийской Чрезвычайной комиссией передана VIII отделу Народного комиссариата юстиции телеграмма о принятии мер к задержанию распоряжения духовенства относительно выемки метрических книг. VIII отдел просит срочно сообщить, какое распоряжение комиссия имеет в виду, где и кем оно издано, имеется ли в распоряжении чрезкома подлинник этого распоряжения или его заверенная копия, нет ли, наконец, возможности иметь (его) путем производства обыска и выемки у церковников. VI11 отдел в случае нахождения означенного документа просит переслать ему немедленно или сам подлинник, или его заверенную копию. В случае обнаружения попыток сокрытия метрических книг привлекать немедленно через Чрезвычайную комиссию к суду. Местный совдеп должен принять меры к отобранию метрических книг» (ГА РФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 701. Л. 205). 1118 В начале в 1832 г. в Москве было открыто Женское воспитательное отделение при Горихвостовском доме призрения бедных из духовного сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010