Для этого надо знать, что такое глас. Октоих (сиречь осмогласник) делится на 8 гласов (различных видов распевов, на которые поются стихиры и тропари), каждый глас сохраняется одну неделю, то есть содержимое октоиха повторяются примерно каждые два месяца. Но тонкость в том, что если на какой-то невоскресный день попадает полиелейный или бденный праздник, то служба идет только по минее, и октоих вообще не читается (а такие праздники могут случаться несколько раз в неделю). И даже если служат простую (вседневную) службу, но двум святым, то второй канон октоиха (в среду и пятницу – Богородице) не читают, но читают первый канон октоиха (в среду и пятницу – Честному Животворящему Кресту) и два канона минеи (двум святым). Таким образом, в разные годы один и тот же канон октоиха будет прочитан разное количество раз, может быть четыре раза, а может и один раз, поэтому придется набраться терпения, чтобы услышать чтение любимого канона на богослужении. Но, предположим, нам все равно, какой именно канон Богородице будут читать из октоиха, но надо узнать, какой именно. Самый простой способ узнать, какой сейчас глас – посмотреть в православном календаре на прошедшее воскресенье (иногда пишут и в расписании богослужений в церкви). Глас сменяется в воскресенье (точнее, в субботу вечером на бденной службе) и сохраняется следующие шесть дней. Пример. Собрались в церковь в пятницу на утреню, смотрим православный календарь: ноября 2012. Пятница. (10 ноября по старому стилю). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I)]. Совершается простая (вседневная) утреня, следовательно будут читать два канона октоиха (Кресту и Богородице) и один канон минеи (апостолам от 70-ти, которым празднуем). Чтобы узнать глас, смотрим прошедшее воскресенье: ноября 2012. Воскресенье. (5 ноября по старому стилю). Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й]. Следовательно, и в пятницу будут читать каноны октоиха седьмого гласа. Ну и надо учитывать, что почти повсеместно утреню читают сразу после вечерни в предыдущий вечер, так что, как бы глупо это ни казалось, на пятничную утреню надо приходить вечером в четверг! Если же Вы несколько месяцев терпеливо ждали, когда будут читать Ваш любимый канон Богородице, и даже сбежали с работы пораньше, чтобы успеть в церковь, но на богослужении Вы с ужасом обнаружили, что Ваш любимый канон Богородице не прочитали или урезали, теперь Вы всегда сможете послушать его полностью дома, лежа на мягком диване, используя эти аудиозаписи.

http://pravicon.com/audio.html

10/23 Апостолов от 70-ти: Ераста, Олимпа (Олимпана), Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304). Тропарь апостолам, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 2 Божественным светом ум озаривше,/витийская плетения мудре разористе,/и языки вся уловивше, апостоли славнии,/Владыце приведосте,/Троицу Божественную славити научающе. Ин кондак, глас 4 Явися днесь апостол честное торжество,/подающее всем прегрешений оставление,/совершающим их память. Величание Величаем вас,/святии апостоли Ерасте, Олимпе, Родионе, Сосипатре, Куарте и Тертие,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. Тропарь мученику Оресту врачу, глас 4 Удом усекновение терпел еси/и огненную лютую муку, мучениче,/подвигся, всеславне,/венцем яве увязеся нетленным, преблаженне,/Престолу же предстоиши Святыя Троицы,/юже помоли, да спасет ны,/мучениче Оресте,/верою поющим тя. Кондак, глас 2 Звезда светлая явился еси... (общий мученику). Величание Величаем тя,/старстотерпче святый Оресте,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святых апостол Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Мира исполнения, яко орли крилатии,/пресветло преходяще, священнопроповедницы,/уловленыя от злодея привлекосте к вере непорочней./Тем молитеся даровати душам нашим/мир и велию милость. Тертия и Сосипатра гласы священными почтим,/и Олимпа, и Родиона,/и с сими Ераста священнотаинника,/и Божественнаго Куарта,/славящия Христа Бога нашего/и молящия Его даровати душам нашим/мир и велию милость. Языки приведосте Христу Богу, блаженнии,/избавлены Кровию Благоволившаго на земли родитися/и Крест и смерть претерпевшаго волею, всемудрии./Егоже ныне молите/даровати душам нашим/мир и велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Всепетая Владычице,/надежде верных и утверждение,/прибежище и помощь,/Тя молим: от всякия беды рабы Твоя сохрани,/верою покланяющияся Рождеству Твоему./Егоже моли даровати душам нашим/мир и велию милость. Крестобогородичен: Своего Агнца Агница и непорочная Владычица/на Кресте яко видевши,/вида не имуща, ниже доброты,/увы Мне, рыдающи, глаголаше:/где доброта Твоя зайде, Сладчайший?/Где благолепие?/Где благодать блистающая образа Твоего,/Сыне Мой любезнейший? Тропарь, глас 3: Апостоли святии,/молите милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. НА УТРЕНИ Оба канона Октоиха и святых на 4, егоже краегранесие: Богоглаголивыя ученики пою спротяженно. Иосиф. Глас 1. Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися,/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая, противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. Божественнии суще ученицы воплощшагося за милосердие Бога нашего,/Того молите грехов даровати прощение/совершающим вашу память, блаженнии. Зерцала Божия световидная/вместительна Того подаяний явистеся, блаженнии,/всем верным благодательно дающе спасительныя зари, Боговидцы апостоли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 23 ноября 1 мин., 22.05.2012 Колесование великомученика Георгия (303). Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидского, и двух учеников его (341). Мученика Константина, князя Грузинского (842). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 53 зач., X, 25-37. ЦИТАТА ДНЯ Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий - слова. Поэтому нельзя непременно высказывать все, что мы имеем в уме, но важно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль. Иоанн Златоуст РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 23 ноября (аудио + текст): прмч. Нифонт (Выблов) сщмч. Прокопий (Титов) мц. Анна Остроглазова Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-23.html

Примите ее о Господе, как достойно святым, и помогите ей, в чем будет иметь нужду у вас, ибо была она помощница многим и мне самому. Привет Прискилле и Акиле, сотрудникам моим о Христе Иисусе: они голову свою полагали за душу мою – их и не я один благодарю, но и все церкви языческие. Привет и домашней их церкви. Привет Епенету, возлюбленному моему – он начаток Ахаии во Христа. Привет Мариами, много потрудившейся для нас; Андронику и Юнии, сродникам моим и узникам со мною – они славны в Апостолах и прежде меня уверовали во Христа. Привет Амплию, возлюбленному мне о Господе. Привет Урбану, сотруднику нашему во Христе, и Стахию, возлюбленному мне. Привет Апеллесу, испытанному во Христе. Привет сущим из дома Аристовулова. Привет Иродиону, сроднику моему. Привет сущим у Наркиса, которые о Господе; Трифен и Трифосе, труждающимся о Господе; Персиде возлюбленной, много потрудившейся о Господе. Привет Руфу, избранному о Господе, и матери его и моей. Привет Асинкриту, Флегониту, Ерму , Патрову, Ермию и сущей с ними братии. Привет Филологу и Юлии, Нирею и сестре его и Олимпану и сущим с ними всем святым. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Привет вам от всех церквей Христовых. Молю же вас, братия, блюдитесь от тех, что производят распри и раздоры вопреки учению, коему научились вы, и уклоняйтесь от них. Такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием прельщают сердца простодушных. Ваше же послушание всем известно, и радуюсь я о вас, но желаю, чтобы вы мудры были во всем во благо, и просты (чисты) для всякого зла. Бог же мира сокрушит сатану под ноги ваши вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Привет вам от Тимофея, сотрудника моего, и Лукия, Иасона и Сосипатра, сродников моих. Привет вам в Господе и от меня Тертия, писавшего сие послание. Привет вам от Гаия, странноприимца моего и для всей церкви. Привет вам от Ераста, городского казначея, и брата Кварта. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но тогда необходимо сказать, что, согласно чувственной интуиции, наиболее очевидными состояниями всего бытия являются земля, вода, воздух и огонь. Таковы требования непосредственной чувственно-материальной интуиции. Однако – и тут уж сколько ни разводи руками, все равно это так – материально-чувственные интуиции должны совпасть с музыкальными, то есть вода и воздух в пределах октавы " земля – огонь " должны совпасть с квартой и квинтой. Расстояние между землей и водой – кварта, между водой и воздухом – целый тон и между воздухом и огнем – опять кварта. Но если это допустить, тогда возникает еще целый ряд таких же курьезных выводов. Если от основного тона земли до воды – кварта, а от воды до воздуха – целый тон, то, значит, от воды до воздуха – уже квинта. Точно так же, если от воды до воздуха – тон, а от воздуха до огня – кварта, то, значит, от воды до огня – квинта. Здесь можно сколько угодно недоумевать и насмешничать, но это не дело историка. Для историка здесь важен априорный принцип гармонического генологизма, специфичный для древности; и важно также объяснить культурно-историческое происхождение этого генологизма. Курьезное толкование и насмешки – это не наше дело. 8. Геометрическая интерпретация Пифагорейская гармония, теоретико-числовая, звуковая и физическая, развивалась еще и дальше, переходя в гармонию геометрическую. И здесь тоже из геометрии бралось то, что казалось максимально очевидным и правильным. Во-первых, понимание единицы как точки было вполне естественным. Но тогда, если оставаться на пространственной позиции, двойка легко отождествлялась с линией, тройка – с плоскостью и четверка – с трехмерным телом. Но гораздо сложнее и занятнее была другая геометрическая интерпретация. Именно, поскольку основная интуиция базировалась на телесной вещи, а тело и вещь трехмерны, то, конечно, основным пифагорейским интересом была здесь только стереометрия. Но если гоняться за правильностью, то в области стереометрии – а тут уже и нам нечего возразить – фиксировалось не что иное, как правильные многогранники.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Если мы возьмем ряд 1, 1 1/2 (3/2), 2, то, очевидно, это есть арифметическая пропорция, но это же является и квинтой. Если мы возьмем ряд 1, 1/3 (4/3), 2, то это, очевидно, есть и гармоническая пропорция и кварта. Взявши же отношения 1:2:4:8 или 1:3:9:27, мы везде имеем здесь геометрическую пропорцию с указанным выше тональным значением. Таким образом, искомая пропорциональность разделения каждого тонального промежутка является достигнутой. Платон, однако, не останавливается на этих числах, но несколько их детализирует, что тоже требует комментария. Во-первых, мы читаем (36b), что Платон требует заполнить его кварты целыми тонами, и так как сделать это невозможно, то Платон констатирует тот простой факт, что каждая кварта состоит из двух тонов и еще некоторого остатка, который он так и называет лиммой, то есть " остатком " , и определяет этот последний как 256/243. В чем тут дело? Прежде всего необходимо учесть то, что каждый тон в количественном отношении=9/8 или, что то же, 8/9. Следовательно, если мы от некоторого условного места, обозначенного через 1, должны пройти расстояние в тон, мы должны 1 умножить на 8/9; а если мы захотим узнать, какое расстояние между концом первого и концом второго тона, то оно будет, очевидно, 8/9 ? 8/9=64/81. Каков же будет остаток от второго тона кварты до конца самой кварты? Для этого нужно, согласно тому же самому правилу, произвести умножение 64/81 ? 4/3=256/243. Таким образом, лимма вычислена у Платона совершенно правильно. Во-вторых, так как весь космический семичлен состоит из кварт и тонов, а каждая кварта состоит из двух тонов и лиммы, то мы получаем на протяжении всего семичлена вполне закономерное чередование целых тонов и лимм. Но, в-третьих, зачем понадобилось Платону делить все кварты на тоны и каждый раз наталкиваться еще на лимму? Это обычно тоже остается без комментария. Однако после всего того, что мы выше говорили о стремлении Платона к законченным завершениям и пластическим формам, становится ясным понимание тона как минимальной определенности, так сказать, нормы всего тонального деления. Для чего же тогда нужна лимма? Эту платоновскую лимму очень хорошо объяснил позднейший комментатор " Тимея " Прокл. Согласно этому философу-комментатору она является у Платона знаком крайнего расслабления монады и потемнения ее конструирующих космос функций. Это - результат истечений каждой сферы, образовавшихся в виде устоя от смешения стихий и несущих с собой беспорядок и затемнение, хотя вместе с тем и восполняющих всеобщую гармонию и строй (Procl. In Tim. II 231, 3-15).

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Простейшая мысль заключается в том, что Платон пользуется установленными до него числовыми отношениями октавы, квинты, кварты и тона и наблюдает присутствие в них пропорции. Так как октава равняется 2, квинта – 3 / 2 и кварта – 4 / 3 , и так как 2: 3 / 2 = 4 / 3 :1, то наличие пропорциональности в отношениях тонов между собою, с точки зрения Платона, очевидно: октава относится к квинте, как кварта к началу октавы. А что пропорция предполагает между квинтой и квартой наличие одного целого тона 8:9, это ясно из отношения 4 / 3 : 3 / 2 . Это рассуждение не вызывает у нас никакого сомнения, поскольку отвлеченно взятые здесь количественные отношения, как бы их не расценивать, составляют пропорцию. Дальше, однако, начинается трудно усвояемая античная спецификация этой мысли. Прежде всего, эти пропорциональные отношения Платон понимает также пространственно. И Платон и вся античность – мы с этим сталкиваемся на каждом шагу – вообще все на свете понимают телесно (правда, телесность может быть разной). Оказывается, тон, кварта, квинта и октава суть телесная характеристика космоса. Разные части пространства, оказывается, относятся между собою как тоны, как кварты, как квинты и как октавы (а дальше мы узнаем, что и как полутоны). Как понимать такую пространственно–звуковую концепцию? Почему пространство в античной эстетике несет на себе функции музыкальных тонов? Мы вовсе не ставим цель защищать это давно отжившее и, если угодно, вполне курьезное учение. Однако следует обратить внимание на то простейшее обстоятельство, что высота тона зависит от степени натянутости издающей его струны. Слабо натянутая струна издает более низкие звуки, сильно натянутая – более высокие. Это известно всем. Но, может быть, не всем известно то, что античные философы очень часто представляли себе пространство именно в виде различным образом натянутой струны, т.е. с разной степенью напряженности, с разной степенью сгущенности и разреженности. В греческой философии существовал даже термин tonos (что значит " натянутость " ), которым философы, как, например, Гераклит или стоики, характеризовали все бытие в целом. Оно все, с начала до конца и сверху донизу, было в разной степени натянуто и напряжено, в разной степени сгущено и разрежено. Не вещи в пространстве были в разной степени напряжены, а само пространство было в разной степени напряжено и натянуто.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

То же самое мы получаем и для кварты: 2 : 4/3=4/3 : 8/9 Другими словами, октава тоже относится к кварте, как кварта к целому тону. Здесь возможно сомнение, которое легко развеять. Могут сказать, что при сопоставлении этих двух форм золотого деления квинта вполне уравнивается кварте. Это, однако, вовсе не так. В данном случае кварта и квинта вовсе не уравниваются количественно, а уравнивается лишь их отношение к соседнему крайнему тону октавы. Эта форма гласит только то, что кварта и квинта возникают в октаве не как попало, но только в определенном месте октавы; и это место каждый раз соотносится с крайними тонами октавы тоже вполне определенным способом. Другое сомнение возникает с первого взгляда потому, что последний член этих двух пропорций в первом случае является как 9/8, а в другом случае – как 8/9. Однако и здесь к приводимым числам нельзя относиться лишь количественно, но только в их отношении с обоими концами полной октавы. И если идти от одного конца, получается одно отношение, а если идти от другого конца, то получается, конечно, то же самое отношение, но только в обратном порядке, а именно, не 9/8, а 8/9, то есть в указанном смысле оба отношения совершенно тождественны. д)  Самое же главное, что нужно иметь в виду при рассмотрении указанных у нас выше двух пропорций с квартой и квинтой, – это то, что указанные пропорции исключительно только арифметические, а вовсе не музыкальные. Музыкальность мыслится здесь только весьма условно. Эти пропорции мы только для того и формулировали, чтобы использовать любимейшие пифагорейские интервалы кварты, квинты и октавы. Если же подойти к делу чисто музыкально, то с указанными выше двумя пропорциями придется либо предпринять некоторого рода допущения, либо просто расстаться. Все дело заключается здесь в том, что указанные две пропорции, вполне точно выражая отношение между целой величиной, ее большей и ее меньшей частью, противоречат другому основному требованию золотого деления, а именно, сумма большей и меньшей части целого совсем не равняется в них всему целому.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Упражнения в развитии дыхания и приучения к такту при пении данного звука на гласную, а учитель дополняет затем пением с паузами. Пропевши, напр., а на данной высоте в четыре удара, следующие четыре таких же удара учитель заставляет учеников молчать и, молча, высчитывать такт, а, затем на следующие четыре удара, удерживая в памяти данную высоту звука, без указания на нее со стороны учителя сразу начинать пение на ту же гласную. Таким способом изучается и самый такт с большею основательностью и точностью, и развивается у детей способность запоминания, удерживания в памяти, воображения и воспроизведения звука по желанию, что послужить прочным основанием для изучения певческая звукоряда с его интервалами. § 12. Пение звуков различной высоты в пределах пентахорда и значение подобных упражнений для последующих занятий На предыдущих упражнениях учитель приучал детей попадать в тон одной высоты, напр.: соль по камертону, выдерживать его известное время по долям такта, удерживать в памяти и вновь воспроизводить по желанию. На дальнейшей ступени изучения звуков он заставляет учеников попадать голосом в тоны разной высоты, напр., соль, а потом до по камертону, а также выдерживать их по такту, переходить затем с одного звука на другой, сначала за голосом самого учителя, а потом и самостоятельно, по известному определенному счету, сначала обе ноты подряд, а потом с паузами, в прямом и обратном направлении, т. е. как соль-до вверх (кварта) и соль-до вниз (квинта). После того как дети достаточно навыкнут делать эти переходы смело и уверенно на одну и ту же гласную сначала с голоса учителя, а после значительных упражнений и самостоятельно, с соблюдением счета такта, учитель подобным же образом приступает к пению по камертону звуков соль-ре вверх (квинта) и вниз (кварта). Эти переходы в квинту и кварту и наоборот естественно и постепенно подготавливает слух детей к пению октавы, напр., от до до до или от ре до ре по камертону. Упражнения производятся в самом разнообразном счете, в один, два, три, четыре и большее число ударов, попеременно, то подряд, то с паузами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasili_Metallo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010