По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно – 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900 . В одной Тверской области было расстреляно только в 1937 году более двухсот священников. Осень и зиму 1937 года сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под " следственными " бумагами, а в выписках из актов о проведении в исполнение смертного приговора секретарь Тройки всегда ставил 1 час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени. И получалось, что все приговоренные в Тверской области были расстреляны в одно и то же время. К весне 1938 года власти сочли, что Русская Православная Церковь физически уничтожена и отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за Церковью и проведению в жизнь репрессивных распоряжений. 16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета ССР постановил ликвидировать комиссию Президиума ЦИК ССР по вопросам культов. Из 25 тысяч церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов и 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики. Таким образом, во всей России в 1939 году храмов стало меньше, чем в одной Ивановской области в 1935 году. Можно с уверенностью сказать, что гонения, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. В 1938 году советская власть завершила двадцатилетний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до положения необратимости. Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения. Причем власти и дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался и неизвестно, до чего бы дошел, если бы не Великая Отечественная война.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

3 обложки; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Петсери: Путь жизни, 1938. Ч. I. 135 с.; Ч. 2. 125 с. Читателям и друзьям «Вестника»//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 2 обложки. Протокол 12 Заседания Правления Валаамского монастыря состоявшегося «15» августа 1938 г. (Книга Протоколов Заседаний Правления Валаамского монастыря//Архив Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Финляндия). Отметим, что десятью днями ранее правление отклонило «просьбу Кн. Жевахова о принятии его в обитель на особых условиях», посчитав, что выдвинутые для переселения в монастырь бывшим товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, автором получивших известность в среде русской эмиграции мемуаров и попечителем русского подворья в г. Бари князем Николаем Давидовичем Жеваховым «упомянутые условия для обители неприемлемы» (Протокол 12 Заседания Правления… «4» августа 1938 г.//Там же). К этому времени кн. Н. Д. Жевахов уже бывал в монастыре и печатался в газете «Утренняя Заря». Хроника//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1938. 4. С. 22. Sorbets J. Aux portes de l’U.R.S.S. Valamo, l’archipel aux moines//L’Illustration. 1938. 10 septembre. P. 573–575. Жизнь Движения//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 32. Приложение к «Спутнику» на Валаам. Вид и описание св. обители/изд. А. А. Анникова. СПб.: Типография и Хромолитография А. Траншеля, Стремянная, 12. СПб., 1886. 14 с. Текст отпечатан на обороте подробного изображения всех сооружений центральной усадьбы монастыря. Хроника//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 29. Письмо прот. С. Четверикова Л. А. Зандеру от 7 января 1940 г. (Публикуется в приложении). Четвериков С., прот. Бог в Русской душе//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1928. 15 (17/30 сентября). С. 25. Письмо монаха Иувиана (Красноперова) Евпраксии Степановне от 3 марта 1941 г. (Машинопись. Подпись — автограф. Частное собрание). Четвериков С., прот. Валаамский патерик. (Рукопись. 29 л. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6174394

священника Димитрия (Кедроливанского; 1890 — 17 февраля 1938), священника Николая (Виноградова; 1873 — 17 ноября 1931), священника Михаила Попова; 1872 — 26 февраля 1938), протодиакона Василия (Соколова; 1879 — 2 апреля 1938), псаломщика Димитрия (Казамацкого; 1871 — 17 февраля 1938), псаломщика Феодора (Пальшкова; 1871 — 17 февраля 1938), псаломщика Владимира (Ушкова; 1885 — 21 марта 1942); от Псковской епархии: священника Афанасия (Кислова; 1880 — 23 августа 1937), священника Николая (Дворицкого; 1878 — 19 ноября 1937); от Чебоксарской епархии: священника Емилиана (Киреева; 1903 — 26 декабря 1941). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о визите в Русскую Православную Церковь делегации Японской Автономной Православной Церкви во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Токийским, митрополитом всея Японии Даниилом. СПРАВКА: С 3 по 11 сентября 2003 года в Москве находилась делегация Японской Автономной Православной Церкви, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Даниилом, Архиепископом Токийским, Митрополитом всей Японии. Она прибыла для участия в торжествах, посвященных 700-летию преставления святого благоверного князя Даниила Московского. 6 сентября Первоиерарх Японской Православной Церкви сослужил Святейшему Патриарху Алексию за богослужением в Успенском соборе Кремля. В тот же день японская церковная делегация во главе с Высокопреосвященнейшим Даниилом присутствовала на Патриаршем приеме в Тронном зале Синодальной резиденции в Даниловом монастыре по случаю завершения юбилейных торжеств в честь 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского. В состоявшейся затем беседе Святейший Патриарх Алексий отметил выдающийся вклад Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви в развитие и укрепление Православия в Японии. Его Святейшество вручил Митрополиту Даниилу орден святого благоверного князя Даниила (I степени), а также Памятный знак юбилейных торжеств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429523/

Т. 2, с. 644). 1628 Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. – Киев, 1917, с. 653. Маркион из всех Евангелий признавал только Евангелие от Луки, и то вырезал из него рассказы о Благовещении, Рождестве и Воскресении (по его идее у Христа не могло быть тела, а потому места, подчеркивавшие человеческую природу Спасителя, им отвергались). 1629 Толстой Л. Н. Краткое изложение Евангелия.//Евангелие Толстого. Избранные религиозно-философские произведения Л. Н. Толстого. – М., «Новости», 1992, с. 11. 1630 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 264. 1631 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 264. 1632 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. – Рига, 1992, т. 1, с. 191. Наверно, надо напомнить этот текст, дезавуируемый Клизовским: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна; рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писаниям. И восшедшаго на небеса, и седящаго одесную Отца и паки грядущаго судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца». 1633 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 42. 1634 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 162. 1635 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 510. 1636 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 72. 1637 Честертон Г. К. Небесная стрела.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. – М., 1994, с. 40. 1638 Использовать гностический материал для изучения апостольского предания и веры древней Церкви все равно, что по хлыстам XVIII века судить о вере и жизни преп. Паисия Величковского. 1639 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 344. 1640 Зато защитник Оригена Евсевий, написавший приложение к «Апологии Оригена» Памфила, цитирует частные письма Оригена, из которых, в частности, следует, что некоторые труды Оригена были опубликованы без его ведома и без его правки (Письмо Фабию), а в другие сочинения еще при жизни Оригена еретиками были вставлены такие мысли, которые сам Ориген не разделял (Письмо друзьям в Александрию) (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

224 см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. – М., 1994, сс. 163-164. 225 см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4, с. 167. 226 Кулаковский Ю. История Византии Т. 1, с. 188. 227 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 262. 228 см., например, – Карташев А. 1500-летняя годовщина IV вселенского собора.//Православная мысль. Париж, 1953. 229 Аблеев С. Неведомое учение Христа или Некоторые мысли о церковном христианстве.//Мир огненный. 1995, (7), с. 63. 230 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 33. 231 Если эта тема кого-то заинтересует, я мог бы посоветовать обратиться к исследованию М. К. Трофимовой «Историко-философские вопросы гностицизма» (М., 1979). В нем автор, в частности, показывает, что апокрифическая «Книга Фомы» не была принято Церковью как раз из-за своего имморализма: в «логиях», собранных «Фомой», очень много говорилось о познании Бога и о любви к Нему – но не было ни слова о любви к ближнему… 232 см. Хосроев А. Л. Александрийское христианство. – М., 1991, с. 42. 233 Блаватская Е. П. Письма. с. 218. 234 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 33. 235 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 281. 236 Дардыкина Н. Тень во плоти. Повесть о том, как индианка Мэри очаровала наше правительство.//Московский комсомолец. 30.4.1994. 237 свящ. Сергий Мансуров. Очерки по истории Церкви.//Богословские труды. М., 1971, сс. 61, 65-66. 238 «По словам ответственного секретаря комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Владимира Наумова, за годы советской власти на территории бывшего СССР подверглись репрессиям примерно полмиллиона служителей церкви. При этом, по его данным, более 200 тысяч из них были физически уничтожены» ( Готовится указ о реабилитации служителей церкви.//Сегодня. 30 января 1996). 239 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 283. 240 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 283. 241 Рерих Е. И. Сны и видения.//Рерих Е. И. У порога нового мира. – М., 1993, с. 48. 242 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2. – М., 1994, с. 646. Это открытие Блаватской цитирует и Е. Рерих (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 443).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Онуфрий (Гагалюк Антон Максимович) (1889–1938), архиепископ, священномученик. Родился в семье лесничего. Окончил Петроградскую духовную академию (1915). Иеромонах (1913), служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово Финляндской железной дороги. С июля 1915 года – преподаватель Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. Настоятель Успенского храма в городе Бориславле. В 1922 году возведен в сан архимандрита и переведен в Кривой Рог настоятелем Никольского храма. В январе 1923 года хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Через шесть дней после хиротонии был арестован, содержался в тюрьмах Елисаветграда и Одессы. В мае 1923 года освобожден и выслан в Кривой Рог. В октябре 1923 года арестован, отправлен в Харьковскую тюрьму. В январе 1924 года освобожден под подписку о невыезде из Харькова. В декабре 1926 года вновь арестован и выслан на Север, в село Кудымкар. В октябре 1928 года арестован и заключен в тюрьму Тобольска, откуда по этапу отправлен в ссылку в Сургут, а затем в село Уват. В конце 1929 года переехал на жительство в город Старый Оскол. Епископ Сарооскольский (1929–1933). В марте 1933 года арестован, три месяца находился в тюрьме города Воронежа. С августа 1933 года – епископ Белгородский, управляющий Курской епархией. С ноября 1933 года – епископ Курский. С января 1934 года – архиепископ Курский и Обоянский. В июле 1935 года арестован и в декабре 1935 года приговорен к лишению свободы сроком на десять лет. Отбывал наказание в Дальлаге. Арестован в лагере в феврале 1938 года и отправлен в тюрьму в Благовещенск Хабаровского края. В марте 1938 года тройкой при УНКВД по Хабаровскому краю приговорен к смертной казни. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. Павел (Борисовский Павел Петрович) (1867–1938), митрополит. Родился в семье дьякона. Окончил Московскую духовную академию (1892). Протоиерей, ректор Пензенской духовной семинарии (1908–1911). Ректор Владимирской духовной семинарии (1911–1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за понесенные труды по возложенному на него послушанию Святейшего Патриарха Алексия II. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протоиерея Александра (Левицкого; 1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия (Тютюнова; 1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна (Никольского; 1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия (Удиловича; 1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана (Корницкого; 1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина (Соколова; 1875 — 25 марта 1938), священника Алексия (Красновского; 1886 — 11 августа 1938), священника Павла (Никольского; 1896 — 22 января 1943), священника Петра (Успенского; 1876 — 12 марта 1938), священника Алексия (Троицкого; 1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха  Андроника  (Сурикова;   1885  —  22   сентября   1938),   протодиакона Николая (Тохтуева; 1903 — 17 мая 1943), диакона Павла (Широкогорова; 1878 — 6 марта 1938), Ольги (Кошелевой; 1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931).

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

диакона Павла Любимова (1870 – март 1931), священника Василия Горбачева (1885 – 26 февраля 1938), священника Павла Филицина (1894 – 17 января 1941), диакона Сергия Астахова (1877 – 31 декабря 1942), монаха Алексия (Гаврина; 1883 – 10 декабря 1937), Николая Копнинского (1876 – 15 марта 1938), Иоанна Емельянова (1876 – 10 декабря 1937), Бориса Успенского (1895 – 15 декабря 1942); от Орловской епархии: архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова; 1880 – 8 декабря 1937); от Самарской епархии: священника Константина Сухова (1867 – 1918); от Тульской епархии: епископа Тульского Онисима (Пылаева; 1876 – 27 февраля 1937), епископа Белевского Никиты (Прибыткова; 1859 – 3 января 1938), протоиерея Петра Павлушкова (1865 –23 ноября 1937); от Чебоксарский епархии: епископа Алатырского Германа (Кокеля; 1883 – 2 ноября 1937); от Ярославской епархии: иеромонаха Иосифа (Баранова; 1861 – 21 августа 1918), иеромонаха Никандра (Прусака; 1865 – 30 июня 1918), протоиерея Николая Виноградова (1870 – 1 декабря 1948), протоиерея Димитрия Смирнова (1870 – 26 июня 1940), протоиерея Флегонта Понгильского (1871 – 23 апреля 1938), протоиерея Михаила Борисова (1876 (66) – 4 июня 1942), священника Павла Успенского (1874 – 30 января 1938), священника Николая Брянцева (1867 – 8 июля 1918), священника Феодора Богоявленского (1881 – 10 февраля 1933). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о поправках к Уставу ОВЦС МП, внесенных в соответствии с требованиями Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором в 2000 году, и представлении его (Устава ОВЦС) для государственной регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/lib/text/429487/

У Крылова - русский. Он творил чудеса. Он словно бы брал пальму или лавр, пересаживал на родную себе почву, и они вдруг становились елкой или березой... У Крылова в баснях всё настолько русское, что о происхождении сюжета не нужно и вспоминать. Сравнивали исследователи одну и ту же басню: у Лафонтена одно, у Крылова совсем другое, хотя сюжет один. Басни Крылова - кладезь народной мудрости. В советское время писали, что Крылов «способствовал самопознанию нации», что «он создал свой вариант историко-философского истолкования России, русской нации в целом» (См.: Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л.: Наука, 1975, С. 220, 223). Нельзя не согласиться. Но это истолкование с легкой руки Белинского стали понимать не по-крыловски... Гоголь сказал, что басни Крылова есть «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». Да и Белинский о том же: Крылов, говорит он, выразил в своих баснях «целую сторону русского национального духа». Что такое басня? Вот сжатое определение в академическом издании: «Басня. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки " (Словарь русского языка. АН СССР . Ин-т русского языка. 2-е изд. М., 1981. Т.1. С. 64). Так и всегда определялся жанр басни, он не может быть иным. Крыловская басня поучала и поучает. Многие мысли (выводы из рассказанного) обратились в пословицы. Кто их не знает? «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест» и т.п. Народ чувствовал, что поучения Крылова духовны, что он хорошему учит. Архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца всегда лежала на виду книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приема множества людей, делал небольшой перерыв: наскоро обедал. При этом просил прочитать себе одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним». Так, - вспоминает отец Агапит, - он велел одной посетительнице, монахине из Шамордина, прочесть вслух «басню под заглавием " Ручей " «. Лобанов пишет: «Иван Андреевич по какой-то особенной причине преимущественно любил свою басню " Ручей " . Правда, изобретение ее обличает глубокого мудреца, а исполнение, плавность стиха, чистота языка - великого художника, и кажется, она создана более сердцем, нежели умом». Это басня о ложном смирении. Ложное смирение ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»... Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот конец басни: «Как много ручейков текут так смирно, гладко//И так журчат для сердца сладко//Лишь только оттого, что мало в них воды!».

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/20/...

М„ 1986. С. 440–441. 280 Там же, с. 438. 281 II. A. Вяземский. Эстетика и литературная критика, с. 356. 282 П. А. Плетнев повествует о событиях 1806 г. в жизни Крылова: «Он особенно сблизился с Дмитриевым. Желая войти с ним в такие сношения, которые бы касались предмета, для них обоих равно занимательного, Крылов (…) перевел из Лафонтева две басни (…). Дмитриев, прочитав их, нашел перевод Крылова очень счастливым и достойным прелестного подлинника. Тогда он начал уговаривать будущего соперника своего не покидать этого рода поэзии, который, по его мнению, более других удался ему и может со временем составить его славу.» (Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова, гл. XVI; см./7. А. Плетнев. Статьи. Стихотворения. Письма. М., 1988. С. 110). По рекомендации Дмитриева состоялась и первая публикация крыловских басен в «Московском Зрителе» за тот же 1806 г., как это было специально оговорено в заметке от издателя. 283 Характерно ходячее выражение «дедушка Крылов», ассоциирующееся со знаменитым памятником работы II. К. Клодта в петербургском Летнем саду (открыт 12 мая 1855 г.). Восходит это выражение к юбилейным стихам, написанным к юбилею Крылова пе кем иным, как его всегдашним антагоннстом Вяземским. — Особенно многозначительный симптом как дефинитивной победы Крылова, так мифологизации его образа, — то обстоятельство, что русская критика левой ориентации, начиная уже с ее «отца» В. Г. Белинского, предпочитала великодушно не замечать тех антилнберальных выпадов Крылова, которые так бесили того же Вяземского (см. выше ирнм. 1). Это казус, единственный в своем роде: в других случаях «властители умов» русской интеллигенции XIX в. были именно в таких вопросах куда более чувствительными. Единичные исключения (ср. полемику в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1868 г., иронически разбираемую в кн.: В. Коровин. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М„ 1996. С. 370–371) подтверждают общее правило. 284 «…Один мой приятель — благороднейшее лицо — паписал одну басню Крылова, под названием»Таракан», — могу я прочесть ее? — Вы хотите прочесть какую–то басню Крылова? — Нет, не басню Крылова хочу я прочесть, а мою басню…» (Ф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010