Закрыть Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии 03.01.2012 568 Время на чтение 21 минут В публикуемом исследовании кандидата богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) предлагается анализ учения святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. Несколько лет назад Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня преставления святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Великий «всероссийский пастырь» всей своей жизнью, своим непрестанным, напряжённым литургическим служением свидетельствовал о необходимости обновления евхаристической жизни Церкви. Это истинное обновление, оживление через исправление всего строя человеческого бытия, через посвящение всех душевных и умственных сил Богу, а также частое причащение Святых Христовых Таин святой Пастырь оставил нам как своё важнейшее духовное завещание. Задачей данного исследования является анализ учения праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии по его дневниковым записям, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Правильное понимание смысла и значения важнейшего Таинства Церкви - Таинства Тела и Крови Христовых - является насущнейшей потребностью каждого христианина. Тема Евхаристии всегда будет современной в силу христоцентричности жизни верующего в Господа Иисуса Христа, а также в силу свидетельства Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). Особенным вниманием богословов в последнее время пользуется тот аспект учения о «Таинстве таинств», который касается реальности изменения природы литургических хлеба и вина. В связи с этим мы уделим в нашем исследовании этой проблеме особое внимание. Первая важная мысль о Святых Тайнах в богословском наследии праведного отца Иоанна, которую святой часто повторяет в своих дневниках, - это утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание исследовать величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага». Обращаясь к христианину от лица Господа, отец Иоанн писал: «...не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это - оскорбление Моей истинности, святости и благости... Я в Тайнах - и довольно для уверения твоего. Помни: Я - Бог Таин. Покажи Мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

С духовными чадами и прихожанами ЖМП 5 май 2015 /  5 июня 2015 г. 14:50 Святой праведный Иоанн Кронштадтский: всероссийский пастырь, чудотворец, пророк В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата было принято постановление о прославлении великого угодника Божия, всероссийского пастыря святого Иоанна Кронштадтского. В нынешнем году отмечается 25-летие этого прославления. Русская Зарубежная Церковь канонизировала святого Иоанна Кронштадтского 1 ноября 1964 года. В проповеди, посвященной Иоанну Кронштадтскому и опубликованной в 1911 году, епископ Алексий Таврический написал: «Сочинители революции задумали прежде всего убить в народе русском веру в Бога и авторитет Святой Церкви... Они не только хотят веру выкрасть у народа, но хотят искалечить и нравственность народную... Книжные магазины, лавочки, прилавки, киоски загружены порнографическими изданиями, соблазнительными романами, гравюрами, открытками... Газеты наполняются гнусными объявлениями, скандальными процессами, а иногда и прямой и открытой проповедью разврата... На помощь литературе и искусству в деле пропаганды публичного разврата стали выступать даже целые общества под разными названиями, вроде " вечеров красоты " , " лиги свободной любви " , и т.д. Гибнут дети и грудные младенцы, по чужой вине отравлены в начале весны своей жизни... Расторгаются браки, разрушается семейное счастье, гибнут силы, ум, энергия, здоровье, утрачиваются чистые радости жизни и все — через разврат...» Та Россия — перед катастрофой — во многом напоминает современное общество. На фоне тогдашних процессов, того отступления Господь послал России совершенно уникального пастыря — Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн ясно и отчетливо сознавал тяжелое положение Церкви и страны. Никто с такой прозорливостью не предвидел грядущих бед. По словам святого новомученика Иоанна Восторгова, кронштадтский пастырь «зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил в Церковь тысячи гибнувших чад...»

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_kron...

Святой Иоанн Кронштадтский. Мысли пред иконой мая 2015 Перед иконой святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского можно находиться часами - и молиться из глубины души простыми, детскими, лепечущими словами, и - читать церковные каноны и акафисты, и - когда устанешь от непривычно долгой молитвы - размышлять… " Кто я? - С одной стороны, грех, бездна греховная, весь противление Богу Всетворцу и Вседетелю, достойный всякого осуждения и муки, с другой - совершенная скудость всякою добродетелью и немощь для всякой добродетели. Так я глубоко пал, растлел, изнемог. Не могу я без Спасителя моего творить ничего, по слову Его и опытам моим бесчисленным. Он сотворил мне душу и тело, Он возрастил, Он образовал мои способности, Он и творит во мне все благое, если я делаю что благое, - а мое - только злое. Но, Творче мой и Избавителю мой! Ты сотворил меня, я Твое создание, Твой раб. Ты управляй мною. Ты и твори чрез меня волю Твою, даждь мне благодать волю мою совершенно покорить Твоей воле, ибо этого без Твоей благодати не могу сделать. Ты, Пастырь мой, паси меня. Ты, Спаситель мой, спаси меня. Ты, Свет мой, просвети меня. Ты, Сила моя, укрепи меня " .  В руке пастыря доброго - Чаша, та Чаша, в которой подает Себя Единый Пастырь и Пастыреначальник. Эта Чаша - из Предвечного Совета Троического, там она стоит на Престоле, оттуда шагают в мир тварный ангелы, оттуда грядет Он, Сын, " Хотящий быти воплощенным " . И держит эту Чашу в руках - простой иерей, не-монах, живший посреди большого столичного города, служащий в большом соборе… Но он - словно мученик и словно преподобный. Кто же он, пастырь Кронштадтский, христианин, появившийся на заре тяжкого двадцатого века, когда и монашество, и аскеза, и вера казались сначала экзотикой для " мистиков " или экзальтированных дам, а то и просто кликуш, а потом - вредным пережитком, требующим искоренения. Требующим искоренения кровью. Кровь мучеников - это ХХ век, в котором не жил святой Иоанн, но был он исполнен того Духа, что вдохновлял и мучеников, и монахов. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/k-25-letiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Жизнь в Церкви – жизнь в благодати. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский о Церкви и благодати Источник Скачать epub pdf Православная вера, исповедуемая в творениях отцов и учителей Церкви, едина у всех и всем им обща. Но вера есть жизнь, а жизнь не производит совершенно одинаковых штампов. Наличие индивидуального элемента сообщает творениям свежесть, жизненность, силу. В общей сумме святоотеческой письменности так создается многосторонность, богатство, полнота. Выявить индивидуальное, особенное, характерное в творениях отдельных церковных писателей составляет одну из существенных задач при изучении святоотеческой письменности. Но так как своеобразное здесь может представиться и уклоном от общего, не входящим в строгия рамки церковного учения, то поэтому важно бывает видеть соответствие у двух или нескольких церковных писателей в их характерном личном, устанавливать параллель и общность идей. Не из книжного любопытства, не из за теории и систематики подходит христианин к творениям и отдельным мыслям наших учителей веры, а чтобы воспринять от них наставления для самих себя, проверять собственные шаги, усвоить полезныя для себя и других указания. Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский – люди разных эпох, разных национальностей, их деятельность протекала в разных церковных условиях, различны они и по своим характерам и, наконец, по форме их писаний. Преп. Симеон заканчивает собой первое тысячелетие православной христианской мысли, о. Иоанн – второе тысячелетие. Преп. Симеон – монах и руководитель-пастырь монашества, о. Иоанн – приходский священник, служитель широких кругов церковного народа и «всероссийский пастырь». Нельзя указать никакой прямой зависимости в творениях о. Иоанна от творений преп. Симеона. Тем более достойно внимания совпадение их мыслей и наставлений в том именно, что на общем фоне христианской письменности представляется у каждого из них индивидуальным, характерным. Скажем несколько слов о стороне формальной их писании. Им обоим присуща горячность, живость слова, так отчетливо выражающая их убежденность и пастырскую ревность, хотя внешняя форма очень различна: у преп. Симеона, за малым исключением – «слова», т. е. цельныя поучения; у о. Иоанна – преимущественно краткия записи в виде дневника. Они оба много богословствуют, настолько, что по творениям каждого из них можно было бы составить курс догматического богословия, между тем как оба по существу в своих писаниях проповедники молитвы, духовной работы над собой, учители христианской жизни, а не догматисты. В этом отношении их творения – прекрасные показатели того, как неразрывно связаны между собою нравственное учение и догматы ; здесь наглядное свидетельство, что христианское богословие есть единое целое и что разделение его на догматику и этику приводит к обоюдной односторонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

игумен Иоанн (Самойлов) Предисловие Приближается 100-летний юбилей со дня блаженной кончины великого русского праведника Всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского . Еще в памяти торжества, посвященные прославлению в лике святых приснопамятного протоиерея Иоанна (Сергиева). Вспоминаю студенческие годы. Впервые к благодатной теме пастырства святого праведника я прикоснулся в 1985 году на третьем курсе семинарии. Преподаватель Практического руководства для пастырей предложил нам несколько тем семестрового сочинения. Среди них была тема: «Пастырство протоиерея Иоанна Сергиева». Избрав данную тему, я не особо рассчитывал на отличный бал, поскольку знал, что рассуждать о высоте пастырского служения отца Иоанна можно было с осторожностью. Со времен революции атеистическая безбожная власть подвергала гонениям сочинения святого праведника, считая его монархистом. Поэтому, десятилетиями они оставались недоступными для православных людей, многие из которых были живыми свидетелями чудодейственной молитвенной помощи всероссийского батюшки. Но прошло то время. Промыслом Божиим протоиерей Иоанн Сергиев в 1990 году Русской Православной Церковью был причислен к лику святых. Незадолго до этого, в Московской Духовной Академии на кафедре Пастырского богословия появились первые три темы, посвященные пастырству этого праведника. Среди них была и избранная мной тема: «Пастырь – совершитель богослужения по сочинениям святого праведного Иоанна Кронштадтского ». Могу сказать, что это был первый опыт осмысления пастырства святого праведного Иоанна Кронштадтского . Нелегко было найти творения отца Иоанна. Приходилось по крупицам собирать все, что было связано с его жизнью. Считаю великим счастьем, что благодаря изучению данной темы, мне удалось одному из первых прикоснуться к рукописным дневниковым записям о. Иоанна, которые Промыслом Божиим, сохранились для будущего потомства в нескольких государственных архивах. Благодаря молитвенной помощи святого праведника, работа была написана «на одном дыхании» и получила благожелательный отзыв. Рецензент рекомендовал ее для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А. Неофит Троицкая народная беседа. Книжка 64-я «Я не посылал пророков, а они шли и ложно прорицали, говорит!. Господь; а я не посылал книгонош или простых девушек говорить обо мне или от моего имени всякий вздор: они от себя болтают и собирать что либо от моего имени я не просил, Бог свидетель!» (Слова о. Иоанна Кронштадтского ). По селам и деревням русским разбрелись злые люди, которые, злоупотребляя именем известного всем молитвенника о. Иоанна Кронштадтского , обманывают и губят души доверчивых простецов. Они продают веночки, колечки, книжки и портреты и убеждают всех, что надо продавать свои имения и ехать к о. Иоанну; а теперь, после его смерти, к его могиле; скоро будет кончина мира, спасение от антихриста только в Кронштадте. Что бы православным людям сходить к своему приходскому батюшке, спросить у него, как духовного отца, правду ли проповедуют эти неведомые пришельцы, посоветоваться с ним, следует ли слушать новую проповедь , читать распространяемые книгоношами брошюры, ехать в Кронштадт? Забывают православные слово Господа Спасителя, что слушающие пастырей, Его слушают, забывают о своем сыновнем долге пред священником и доверяются прохожему человеку, который, одевшись в одежду овечью, на самом деле – волк лютый, стремящийся лишить жизни вечной чад Церкви Христовой. Отнеситесь повнимательнее к словам «иоаннитов», вдумайтесь в то, чему они учат, что проповедуется в продаваемых ими книжках. Не возмущают ли вас названия, которые приписываются отцу Иоанну Кронштадтскому иоаннитами? «Светоносный Ангел», «Божественный муж», «Батюшка – Сын Божий истинный». («Пусть люди судят, а дальше что будет» стр. 9). Эти злые люди именуют о. Иоанна Кронштадтского Сыном Божиим, Богом. Какое кощунство, какое безумие! Великий пастырь был отец Иоанн, скажет всякий православно-верующий, живущий в Боге человек; он молитвенник земли Русской, он – орудие Божьего милосердия, ибо по молитвам его получают исцеления больные; но кто из здравых умом назовет его Сыном Божиим, хотя бы и благоговейно почитал Кронштадтского батюшку?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ioannity...

Наши приходские батюшки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Читатель журнала “Альфа и Омега” уже привык к публикациям о подвижниках благочестия XX века, о тех, кто подвергался репрессиям, и тех, кого они миновали, о всех тех, кто в любых условиях донес до конца благое иго Христово. И христиане первых веков уже не кажутся теперь недосягаемой реальностью далекого исторического прошлого, ибо нынешние новомученики и исповедники вполне сравнялись в своем подвиге с жертвами гонений Нерона, Декия и Диоклетиана и даже превзошли их. В этом нет сомнений. Менее явной остается “негероичес­кая”, будничная сторона жизни Церкви, проявлявшая себя не в экстремальных условиях, а там, где надо было не умирать, а жить во Христе. Сопоставима ли приходская жизнь нашей Церкви с первохристианскими общинами? — Вопрос не праздный, поскольку секты разных толков во имя “возрождения” первохристианского идеала отбрасывают многовековый опыт православной духовности и церковной традиции, и мы должны отчетливо понимать, в чем состоит этот идеал и как он может быть реализован в сегодняшнем мире. На рубеже XIX и  ХХ веков святой праведный Иоанн Кронштадтский и святой праведный старец Московский Алексий Мечев доказали неугасимость и действенное присутствие на земле того огня Святого Духа, который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, — доказали это ниспосланным им даром богообщения в глубочайшей сердечной молитве и как следствие ее — даром прозорливости и чудотворений, даром всепоглощающей любви к Богу и жертвенной до самозабвения любви к ближнему. Вспомним дом трудолюбия и приходскую школу, открытые тем и другим пастырем: во имя любви Христовой они вкладывали свой труд в лечение язв общества. Внутренняя жизнь Церкви измеряется по другим параметрам, нежели ее внешняя сторона, ибо в центре ее стоят не те или иные события, не открытие или закрытие обителей и храмов, а плод веры и любви, который приносят Богу пастыри. Останется ли пастырь и впредь сосудом Божественной благодати, дарованной ему при рукоположении? Сколько сил и трудов полагает он, чтобы не растерять ее на своем скорбном пути? Пастырь неотделим от пасомых, иначе чей же он пастырь, и по воспоминаниям духовных чад мы судим о сокровенной духовной жизни священника, тем самым и о внутренней жизни Церкви.

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

Веры воскреситель Люди потянулись к нему [отцу Иоанну] как к живому свидетельству Небесных Сил, как к живому знаку того, что Небеса живы, божественны и благодатны. Народ, как апостол Фома, ищет вложить персты и осязает. В.В. Розанов А.В. Круглов. Всея России молитвенник Имя отца Иоанна известно всей России. Странствуя по земле Русской, я видел его портреты всюду – и в роскошных кабинетах, и в крестьянских лачугах. Еще не зная лично кронштадтского пастыря, я уже знал его по той молитве, печатной и устной, которая широкой волной расходилась по Руси... Всюду говорили о нем, везде его имя произносили с благоговением и любовью. И понятно было это благоговение, неудивительна и эта любовь, когда везде являлись живые свидетели отцовской любви и пастырской чудотворной молитвы, той помощи, ласки, которые не знали различия между людьми по их состоянию, положению: кронштадтский пастырь всюду нес свое любящее сердце, свою поддержку и богачам, нуждающимся в целении не менее, чем бедняки, и христианам, и иноверцам. Вера его никогда не была мертва, любовь всегда пламенна и деятельна. Этой верою и любовью и был силен почивший пастырь, в этом и была причина его обаяния, его духовной власти над целым народом. В избе крестьянина, где я остановился, я увидел портрет отца Иоанна. – Вы его знаете? – спросил я. – Лично – нет... Но ведь это наш молитвенник! Им наша земля крепка!.. А другой, бывший солдат, сказал: – Видел я его... видел... – И говорил с ним? – Нет... Где говорить! Тысячи... Да и видеть довольно!.. Глянул на меня и всю душу оживил... словно горе все снял... Истинно сказать тебе: никогда так не молился, как в ту пору, когда он служил... Видно, с ним-то и наша молитва сильней становится! Знаменательны эти слова простого русского человека о том, кто всю жизнь молился за братьев и был печальником и другом страдающих и обремененных. И отец Иоанн творил чудеса не только в смысле исцеления. Он творил чудеса над душами и сердцами людей, приходивших к нему. Помню слова писателя из народа Савихина, рассказывавшего об отце Иоанне другому писателю. Да, говорил он, трудно передать словами ту перемену, какая происходила в деревенских жителях, побывавших у отца Иоанна. Там, где прежде стоял гвалт, шум от ссор, он заменялся добрыми отношениями: женщины сходятся вместе, переживают свои впечатления, как бы дышат тем благодатным воздухом, какой там, около Батюшки. Помощь нужна – они отзывчивы... Ибо отец Иоанн всегда говорит: «Любите друг друга и помогайте друг другу... всякому, кто нуждается... без различия... у Бога все равны... и не нам судить, кто достоин, кто нуждается – помоги, не суди и не рассуждай!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть Всероссийский пастырь глазами его современников В рамках Пятого Иоанновского фестиваля состоится показ второго сезона проекта «Живые мемории», посвященного в том числе воспоминаниям об Иоанне Кронштадтском 11.06.2022 767 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами В среду, 15 июня, в Кронштадте в рамках Иоанновского фестиваля творчества молодежи состоится показ «Живых Меморий. 2 сезон» – продолжения просветительского киноальманаха, основанного на мемуарах о стране. Проект создан при поддержке Фонда президентских грантов. «Живые Мемории» – масштабный медиапроект, он объединяет в себе жанры моноспектакля, анимации и документального сериала. Видеоряд создан ведущими художниками анимации, музыка написана современными композиторами. Все эпизоды составляют единый альманах, который показывается в городах, связанных с героями мемуаров. Лицами и голосами 2 сезона стали Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Полина Агуреева, Виктория Исакова, Игорь Петренко, Антон Шагин, Владислав Ветров, Александр Клюквин, Александр Коршунов. Трейлер фильма. Показ состоится в Кронштадском Дворце Молодежи, 15:00 (ул. Советская, 35). Вход свободный. В фильме приводятся в том числе воспоминания об Иоанне Кронштадтском и его современниках. Более подробно о картине рассказала в телефонном интервью «Русской народной линии» автор и руководитель проекта  Ирина Феликсовна Разумовская: На Пятом Иоанновском фестивале в Кронштадте состоится премьерный показ второго сезона проекта «Живые мемории». Наш проект – это уникальный жанр, представляющий собой воспоминания о стране, которые начитывают очень известные артисты. В фильме 70% видеоряда – это авторская анимация. «Живые мемории» - это сборник из 10 серий. Каждая серия – это отрывок из книги воспоминаний. И у каждой серии свой режиссёр и художник анимации. Почему мы, собственно, привозим 15-го июня этот проект в Кронштадт? Каждую серию мы делаем в партнёрстве с тем или иным местом памяти – как правило, это мемориальный музей или университет. То есть, то место, которое связано с автором или героем одной из книг воспоминаний, которая вошла в наш киноальманах. И во втором сезоне есть серия воспоминаний про святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/11/vs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010