Панихиду по почившем митрополите Филарете нареченный Патриарх совершил в сослужении Высокопреосвященнейшего митрополита Петроградского Вениамина, архиепископа Никона, бывшего Вологодского, епископа Астраханского Митрофана, отца наместника и прочих архимандритов Лавры. К 2 часам дня ректором Московской Духовной академии протоиереем А. И. Орловым Владыка был приглашен в Академический актовый зал, где были произнесены в память пятидесятилетия кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета отцом ректором и профессорами Духовной Академии четыре речи. Вечером 18 ноября нареченный Патриарх стоял всенощную в Троицком соборе, выходил на литию, а 19-го служил Литургию в Академическом храме 2 . В 2 часа дня нареченный Патриарх был приглашен на чтение в память митрополита Филарета в Александро-Мариинский дом призрения, который был основан митрополитом Филаретом. Здесь Владыка был торжественно встречен начальницею и детьми приюта с пением тропарей Преподобному Сергию и святому праведному Филарету. В зале для чтения профессор Духовной академии Д. И. Введенский произнес речь, посвященную памяти митрополита Филарета. При отъезде из дома призрения нареченный Патриарх благословил детей и просил их помолиться за него при вступлении на предстоящий ему великий подвиг управления Русской Церковью в тяжелую годину испытаний. В тот же день в 4 часа пополудни нареченный Патриарх совершил соборне с митрополитом Вениамином и епископом Митрофаном и со всею братиею Лавры торжественный молебен Преподобному Сергию с акафистом и в 6 часов вечера молитвенно сопровождаемый всею братиею Лавры при торжественном звоне всех лаврских колоколов выехал в Москву. Архимандрит Кронид (Любимов) ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 465. Л. 4–5. Подлинник. Машинопись с собственноручной правкой Святейшего Патриарха Тихона и неизвестного лица. Подпись – автограф архимандрита Кронида. Опубликовано: Богословский сб. Вып. 6. М.: ПСТБИ, 2000. Публикация О. Ефремовой Грамота митрополита Московского Тихона, нареченного Патриархом всея России, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим. 1, 15)». Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Поучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник Лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, – рассказывает преподобномученик Кронид, – я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».

http://pravoslavie.ru/2133.html

За относительно краткий срок своего архиерейского служения Преосвященный епископ Кронид немало сделал для укрепления Православия в Днепропетровской епархии и на Украине. Он принадлежал к тем исключительным людям, в которых гармонично соединились широкие познания, огромное трудолюбие, рассудительность, мудрость и монашеская молитвенная настроенность. Владыка являл собой тот образ духовника, к которому обращались как к источнику спасения и кладезю мудрости. Протоиерей Николай Несправа, которого рукополагал владыка Кронид, вспоминает: Протоиерей Николай Несправа вспоминал: «Владыка всегда оставался монахом, человеком, погруженным в свой внутренний мир. Его авторитет был непререкаемым». «Он был удивительным проповедником, искренним, душевным. Люди жаждали его проповедей. Для меня, бывшего семинариста, он являл собой поразительный опыт духовничества. Епископ Кронид — редкое, потрясающее явление даже в нашей Православной Церкви, где так много ярких личностей. Он казался олицетворением голоса Церкви, голоса правды. Был далек от многих официальных мероприятий, что у некоторых вызывало раздражение. Но он всегда оставался монахом, человеком, погруженным в свой внутренний мир. Его авторитет был непререкаемым. Он четко стоял за веру. И видно было, что он и до смерти будет стоять за веру». Архимандрит Вонифатий (Потапов), епископ Кронид (Мищенко), архимандрит Никодим (Деев) Своей доступностью владыка Кронид напоминал верующих первых времен христианства. Его двери всегда были нараспашку. Любой человек мог обратиться к архипастырю со своей бедой. Те, кому выпала возможность общаться с владыкой, считают это милостью Божией. Секретарь Днепропетровской епархии отец Валентин Цешковский, чьим духовником владыка был еще во времена жизни в Лавре, очень обрадовался, узнав о назначении отца Кронида на епископскую кафедру. «Молитва была для него в прямом смысле как дыхание. Он с человеком разговаривал и одновременно за него молился. Иисусовой молитвой молился постоянно. С четками не расставался. Очень службу любил. В повседневной жизни довольствовался самым простым. Строго соблюдал монашеские обеты. Он был воплощением святости», — делился воспоминаниями о любимом духовнике отец Валентин.

http://pravoslavie.ru/148107.html

Схимонахиня Рафаила, единственная из красностокских монахинь, поступила в Спасо-Влахернский монастырь Дмитровского уезда, удаленный от Троице-Сергиевой лавры всего на 40 километров. Вероятнее всего, выбор обители принадлежал архимандриту Варфоломею. В то время во Влахернском монастыре жила старица схимонахиня Серафима (Кочеткова), известная высокой духовной жизнью и почитавшаяся как местным и московским духовенством, так и архиереями. Ее молитва в значительной степени определяла духовную атмосферу монастыря. Ее опыт и повседневное руководство были необходимы молодой схимнице. Десятилетнее общение со старицей Серафимой оказало заметное влияние на формирование духовного устроения матери Рафаилы, а также оценку ею событий церковной жизни и выбор своей церковной позиции. После «упразднения» Спасо-Влахернского монастыря и последовавшей через несколько лет ликвидации сельскохозяйственной монашеской артели насельницы обители разошлись, кто куда мог. Большинство монахинь были местными, они имели возможность вернуться домой. Но матушке Рафаиле ехать было некуда. На оставшиеся 10 лет жизни ее схимой стал многоболезненный подвиг странничества. Оказавшись в гуще мирской богоборческой жизни, она осталась чуждой миру бездомной скиталицей, жила, ничего от него не имея: ни крова, ни возможности согреться, отдохнуть, а подчас и никакой пищи. Ежедневно, от деревни до деревни, она проходила километр за километром, в любую погоду, по лесам и полям, замерзая и промокая, где-то засыпала и утром вновь продолжала путь. Это не было бесцельное скитальчество. Принимая Богом данный крест, схимонахиня не утратила твердости духа и находила в этом состоянии возможность служения Христу. В Сергиевом Посаде, после того, как Троице-Сергива лавра была закрыта, а монахи изгнаны, по благословению наместника архимандрита Кронида (Любимова) была тайно восстановлена монашеская община. Бывшие насельники обители, находившиеся на свободе и вернувшиеся из «мест отбывания наказания», тайно продолжали жить по монастырскому уставу. Они надеялись сохранить лавру во время существования советской власти, стремились в противодействие богоборчеству способствовать укреплению веры и благочестия в народе, почитанию русских святых, угодников Божиих. Монашеская братия лавры приняла на себя подвиг свидетельства об истинности веры, борьбы за души русских людей, отторгаемые от Церкви.

http://pravoslavie.ru/33866.html

( < < back) < >< back) > Митрополит Зиновий (Мажуга; 1896–1985) — монах Глинской пустыни, всю жизнь оставался верным последователем ее духовных традиций. Аскет и духоносный старец. Ученик схиархимандрита Серафима (Амелина). Арестован в 1930 г., в заключении находился вместе с о. Серафимом (Романцовым). С 1942 г. служил в Тбилиси. Этого русского подвижника столь уважали иерархи Грузии, что он был рукоположен во епископа Грузинской Православной Церкви. Окормлял русские приходы в Грузии и Армении. Его сподвижником в тбилисский период был о. Андроник (Лукаш). Старец-архиерей имел дар прозорливости, и вопрошавшим открывал волю Божию. Владыка принял схиму с именем Серафим. Скончался на 89-м году жизни и погребен в храме св. Александра Невского в Тбилиси. Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М., 1997. ( < < back) Игумен Никон Гжатский (Воробьев; 1894–1963) — известный подвижник и старец. Учился в Петербургском невропатологическом институте на врача-психиатра, а затем в Московской Духовной Академии. Принял монашество в 1931 г. Арестован в 1933 г. и сослан в сибирские лагеря. В 40-х годах служил в г. Козельске. Последние годы жизни провел в г. Гжатске, где снискал большую любовь как пастырь и духовник, окормляя многочисленных духовных чад. Письма о. Никона, неоднократно издававшиеся в последние годы, представляют собой немалую духовную ценность. ( < < back) Монахиня Сергия (Татьяна Ивановна Клименко) — автор книги «Минувшее развертывает свиток…» М., 1998 г. ( < < back) < >< back) > Протоиерей Тихон Пелих (1895–1983) — сын кузнеца, осиротевший с детства. В 20-е годы, учась в институте в Москве, был прихожанином Марфо-Мариинской обители, после закрытия которой духовник поручил ему хранить антиминсы ее храмов. С 1930 г. преподавал в Загорске и также получил на хранение антиминсы Троице-Сергиевой Лавры от ее наместника — священномученика Кронида (Любимова; 1858–1937). В 1947 г. был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил в храмах Московской епархии. Состоял в многолетней дружбе и переписке с епископом-исповедником Вениамином (Миловым).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

За недолгие годы преподавания отец Вениамин написал еще несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе, по учению преподобного Макария Великого », – впервые публикуется в настоящем издании, «Опыт приспособления «Догматики» митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы». Ему принадлежат подборка лекций по пастырскому богословию за 1947–1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного», составленные по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Лавры 26 . В июне 1949 года отца Вениамина попросили зайти по какому-то пустяковому делу в лаврское отделение милиции. Назад он уже не вернулся: оказался в Казахстане на положении ссыльного. Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелихам. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на протяжении пяти лет жизни. А ведь у отца Вениамина было уже за плечами двенадцать лет лагерей и ссылок. Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились хоть сколько-нибудь терпимыми, отец Вениамин продолжал свои интеллектуальные занятия – то были и богословские изыскания, и филологические. Здесь, в Казахстане, он пишет труд «Над Библией » (впервые публикуется в настоящем издании) и параллельно создает казахско-русский словарь на двадцать тысяч слов. В письмах постоянно просил присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась обширная библиотека, перевезти которую на новое место поселения не представлялось возможным. Пять лет прошли в муках, попытках выяснить причину ссылки и каким-то образом изменить «меру пресечения». В октябре 1954 года патриарх Алексий неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они вместе со Святейшим прилетели в Москву, где отцу Вениамину была предоставлена должность настоятеля храма во имя святого пророка Илии в Серпухове. А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали патриарх Московский Алексий 1, Католикос-патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сычев Николай Михайлович ( 1871 - после 1940 ), ктитор . В базе данных ПСТБИ значится как - Сычев Никодим Михайлович Родился 19 ноября 1871 года в городе Сергиев Посад Дмитровского уезда Московской губернии. Сын купца 2-й гильдии, городского головы г. Сергиева Посада. Окончил 5 классов народного училища. До 1917 г. заведывал свечной торговлей на епархиальном заводе. Ко времени первого ареста имел домашнюю мастерскую по изготовлению цветного шнура. Был старостой церкви Петра и Павла в Сергиевом Посаде . В 1930 году арестовывался дважды и был в заключении 18 и 9 дней за " укрытие церковных ценностей " . 21 ноября 1937 года был арестован и заключон в Таганскую тюрьму. На момент ареста был пенсионером. Окормлялся у старца Ипполита (Яковлева) . Проходил по делу бывшего наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида (Любимова) в качестве одной из трех ключевых фигур. В доме Н.М. Сычева располагался нелегальный домашний монастырь, в котором проживало бесплатно и отчасти на его иждивении шестеро монахов и монахинь, в том числе, лаврский монах, игумен, бывший библиотекарь лавры, лаврский духовник, стоявший у мощей ( " гробный " монах), юродивый, старец Ипполит (Яковлев) , чтимый как прозорливец и святой. Старец Ипполит жил у Сычева более 10 лет с момента закрытия Лавры; в эти годы он юродствовал - ходил босой зимой и летом, в одном подряснике, без белья, спал на полу. К нему приходило и приезжало много людей, приносивших пожертвования, которые посылались ссыльным монахам. На допросах Никодим Михайлович держался мужественно, перечислить знакомых отказался. Допрошенный " с пристрастием " , в конце концов, виновным себя признал, а также признал, что у него живет на иждивении старец Ипполит, а также игумен Никодим (Монин) , иеромонах Симон, монахини: Анна (Самойлова) , Олимпиада (Носкова) , Пелагея (Авдеева) . Никодим Михайлович говорил: " Как верующий человек, последователь истинно-православной церкви, видя тяжелое положение служителей культа. лишенных возможности кормиться, всегда оказывал им помощь, пустил к себе на жительство монаха Никодима (Монина), за квартиру совершенно не беру " .

http://drevo-info.ru/articles/3093.html

В последние годы жизни он, уже почитаемый старец, мало разговаривал, юродствовал Для своих духовных чад в тяжелые 1920-е годы отец Ипполит оставил письменное назидание всего в четырех словах: «Берегитесь, наблюдайте, терпите и молитесь». В последние годы жизни он, уже почитаемый старец, мало разговаривал, юродствовал. В любое время года ходил по улице в одном подряснике, босой, из-за чего у него опухали и болели ноги. Спал на полу или в гробу. Первый раз игумена Ипполита пытались арестовать в 1928-м году — по делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области». Тогда старцу было около 73 лет. Пришедшим его арестовывать он ответил: «Дайте мне одеться, я пойду оденусь. А то что же, я — босой и раздевши, я замерзну. Подождите здесь, а я пойду оденусь». Он вышел, прошел черным ходом, и его не смогли найти. Последние 10 лет старец тайно жил в доме Николая Михайловича Сычева на ул. Правая Штатная, 5. В этом доме располагался «домашний монастырь» — здесь молились изгнанные монахи из числа бывших насельников лавры. В ноябре 1937 года, когда органами НКВД было возбуждено дело против наместника лавры архимандрита Кронида, кроме него самого, по этому делу проходили Н. М. Сычев, многие братия и жильцы его дома. В обвинении говорилось: «Идейными руководителями этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего Царского дома Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович. Эта контрреволюционная монархическая группировка монахов и духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой лавры как нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду; сохранялся старый, особо монастырский порядок церковной службы, по подобию прежней службы в Троице-Сергиевой лавре в церкви Петра и Павла, а после ее закрытия — в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального монастыря на домах, как, например, в доме крупного загорского домовладельца и торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в маленьких комнатках — подобиях келлий — с прозорливцем”, старцем Ипполитом [Яковлевым — бывший духовник лавры] и игуменом Никодимом...».

http://pravoslavie.ru/149552.html

В качестве литературы церковно-исторического направления использовался значительный ряд трудов, в числе которых находятся работы таких авторов, как Денисов Л.И. (справочник по православным монастырям Российской империи Смолич И.К. (история РПЦ история монашества Зырянов П.Н. (о русских монастырях и монашестве Регельсон Л. (история РПЦ 1917–45 гг. Шкаровский М.В. (история РПЦ в XX в. и некоторые другие. Анализировались и брались за основу письма, проповеди , обращения и размышления свщмч Иоанна Восторгова , прпмч Кронида (Любимова), свт Тихона (Беллавина), ныне здравствующего Св Патриарха Кирилла. В настоящей работе устанавливается ряд нестроений церковной жизни в исследуемый период в целом и ее миссионерской составляющей, в частности. С одной стороны свидетельства того, что церковная среда в конце XIX – начале XX вв. и позднее была подвержена общим духовным болезням, можно найти в современных исследованиях целого ряда авторов. С другой стороны, весьма часто авторская позиция выражается предвзято, с уклонением в идеологизированное толкование ряда фактов истории РПЦ, с позиций воинствющих, но не примиряющих общество в христианском смиренномудрии. В частности, автор Бабкин М.А., в своей книге «Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.)» утверждает, что раскол в среде рядового духовенства начался задолго до революционной катастрофы: одна его часть внутренне отгораживалась от революции, а другая вовлекалась в оппозиционные настроения. По существу, в этой спорной книге делается попытка доказать, что многие священники Русской Православной Церкви, и даже ее епископат, были охвачены тем же мятежным духом, что и представители как образованных, так и необразованных слоев общества. Следует полагать, что за некоторым небольшим исключением, приведенная точка зрения не является верной. Общему значению и оценке миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в исследуемый в настоящей работе период, посвящен ряд изданий, однако, концентрированно и кратко вопросы изложены всего в двух работах с. 438–462; 137], где изучению вопросов православной миссии отведены несколько разделов (параграфов).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина, Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). 67 См. о нем: Каледа Л. Воспоминания об отце, священнике Владимире Амбарцумове//Альфа и Омега. 2000. 2(24). – Ред. 68 См. о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). – Ред. 71 О канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, в лике местночтимых святых Оптиной пустыни, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 3(21) за 1999 г. – Ред. 72 О канонизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред. 75 О канонизации митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 77 О канонизации архимандрита Сергия (Шеина) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 78 О канонизации протоиерея Иоанна Кочурова см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 79 О канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 80 О канонизации Великой княгини Елисаветы см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 81 О канонизации инокини Варвары см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 82 О канонизации святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010