Это и значит родиться свыше, от воды и Духа: мы умираем в воде, но Дух сотворяет в нас жизнь» 198 . Основополагающее сотериологическое исповедание христианства – «Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ) – созерцает очами веры человека Иисуса как помазанника Духом Божьим. Святой Дух почивает на Иисусе Христе и является знамением Его Богосыновства: в день Богоявления Дух видимым образом сходит на Иисуса Христа, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ). Свт. Кирилл Иерусалимский видит здесь образец, в соответствии с которым и выстроено основное чинопоследование таинства вступления в Церковь : между погружением в воду и помазанием миром не должно быть значительного временного интервала, ибо новопросвещенные должны соединиться со Христом во всей полноте и совершенстве, а это значит – принять Святого Духа непосредственно после крещения, по примеру и подражанию Спасителю. «Помазанными вы соделались, – пишет свт. Кирилл, – когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа... Вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святой.» 200 . Креститься во Христа – значит обрести в Нем усыновление Небесному Отцу и стать помазанником Духа, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Сам Спаситель учит о Святом Духе как о посреднике, соединяющем учеников Христовых с Сыном и Отцом: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.15:26;16:14–15 ). Евангельское учение Спасителя о действии Святого Духа легло в основание святоотеческого осмысления таинства Миропомазания, в котором новопросвещенному даруется «печать дара Духа Святаго» 201 . Так, св. Николай Кавасила пишет, что «миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу» 202 . В последней молитве чина оглашения священник обращается к Богу Отцу и просит об оглашенном: «Исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего» 203 . Святой Дух являет Сына и соединяет с Ним, а в Нем и через Него – с Отцом. Это еще одна причина, по которой в православной традиции всегда подчеркивалась неразрывная связь таинств Крещения и Миропомазания, совершаемых в литургической практике Православной Церкви как одно неделимое таинство. Миропомазание может быть совершено отдельно от Крещения лишь в случае восполнения последнего – или по причине совершения его мирянином, или при приеме из неправославных церковных сообществ. Сотериологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: “Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение”. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною; и был со зверями, и Ангелы служили Ему. А после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: “Исполнился срок, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие”. Мк 1:9-15 Таже: Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело; помози нам, Боже, Спасе наш, славы ради Имене Твоего, Господи, избави нас и очисти грехи наша, Имене ради Твоего. Затем: Скоро да встретит нас сострадание Твоё, Господи, ибо мы обнищали весьма. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости грехи наши ради имени Твоего. Пс 78:8Б, 9 Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Господи, помилуй, 40, и молитву сию: Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Ин.1:29 . Во утрий же виде Иоанн Иусуса грядуща к себе и глагола: се агнец Божий, вземляй грехи мира. Ин.1:30 . Сей есть, о нем же аз рех: по мне грядет муж, иже предо мною бысть, яко первее мене бе. Крещение, Господом воспринятое от Иоанна Крестителя, начертано у первых трех Евангелистов; Иоанн Богослов и не повторяет сказания о сем событии, но с одной стороны сказует о первом появлении на служение Господа, а с другой записывает свидетельство Иоанна Крестителя о личности Господа при Его появлении и о схождении на Него Духа Святого, когда Иоанн крестил Его. Здесь в стихе 29-м рисуется первое появление Господа народу. Господь восприял крещение от Иоанна, Дух Святой, сходящий на Крещаемого и Глас с небеси «Сей есть Сын Мой возлюбленный о немже благоволих» ( Мф. 3:16–17 ) в торжественном Богоявлении возвестили Иоанну, что это есть Тот, о котором он должен свидетельствовать и возвещать. После сего Господь во плоти отведен был Духом в пустыню и искушен быв, поразил диавола словом Своим. Тогда наступила минута появления Господа на проповедь. Эту минуту изображает Евангелие. В начале бе Слово, говорит Евангелист: Слово стало плотию: предвестником Его был Иоанн Креститель, он засвидетельствовал о Нем народу, что Он среди их и грядет; и се Он в смиренном образе человека появляется: все взоры обращены на Него, и Иоанн восклицает: «се агнец Божий вземляй грехи мира». Народ и книжники, стоявшие в безмолвном ожидании и посланные от Синедриона не могли не понять, что Грядущий, на Коего указывал Иоанн, был предсказан пророками. Они не могли не помнить, что пророк Исайя говорил о Мессии «Он был презираем и мы ни во что ставили Его»... «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»... «Он истязуем был, но страдал добровольно»... как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» 115 . В этом именно смысле с прямым указанием на пророчества и называет Иоанн грядущего Господа «агнцем иже вземляй грехи мира». И агнец пасхальный был прообразованием великой жертвы, приносимой за греха наши. Но указывая на человеческую личность, являющуюся народу, Иоанн опять повторяет те таинственные слова, которые мы читали в ст. 27 (и ст. 15) «предо мною бысть», «первее мене бе», то есть удаляет существование Сего (по образу) человека в таинственную глубь прошедшего, и ныне указывая на Него, свидетельствует, что он о Нем вещал, когда вещал о Великом, Коему он недостоин развязать ремень обуви Его. Далее Иоанн еще величественнее раскрывает откровение, от Бога им полученное, и священное видение, указавшее ему Агнца Божия, Крестящего Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

“Но дщерь фараона, то есть церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, через которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец” 15 . Но ветхий путь изведения Израиля Моисеем из Вифании египетской, “дома рабства”, в Землю Обетованную не только прообразовательно указывает на новый путь спасения через Крещение, а и реально завершается там, где начнется исход нового народа Божия от мира сего на небо — в Церковь, и Моисей, предызобразивший в младенческом возрасте Крещение Иисуса Христа, умирает здесь же, при водах Иордана, против Иерихона, где это Крещение и совершится, где Христос “открывает ковчежец” вечной жизни. Здесь умирает ветхий человек и “вражда наша на Бога и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодатию Призвавшего нас” 16 . Перед смертью Моисей благословил по гласу Божию Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Чис 27:18), вождем сынов Израилевых. Он так же, как и Моисей, прообразуя Иисуса Христа, входит с народом в Святую Землю. Исполняя то, что говорил ему Господь, Иисус Навин приказал взять двенадцать камней по числу колен израилевых со дна Иордана, где стояли священники с ковчегом завета, и положить их в Галгале. И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня. Они там и до сего дня (Нав 4:9). Для перенесения камней Иисус назначил двенадцать человек, по одному из колена. Каждый нес камень, положив на плечо. На месте, где прозвучит глас Иоанна Предтечи, было положено знамение в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа всей земли; когда он переходил через Иордан, тогда вода Иордана разделилась; таким образом, камни сии будут у вас для сынов Израилевых памятником на век (Нав 4:7); дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни (Нав 4:24). Но недолго помнили “повеления Господни” сыны Израилевы, опять пошли “вслед ваалам” и разрушили памятник.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Аминь. 19 января 2000 года Явление тайны Пресвятой Троицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Этими словами, уже привычными для нас, начинается каждая проповедь в храме Божием. В них содержится истина о тайне Пресвятой Троицы, истина, которая вплоть до пришествия в мир Господа Иисуса Христа была сокрыта от человечества. Впервые эта тайна приоткрылась (хотя все еще не полностью) во время Крещения Господня, которое мы вспоминаем сегодня. Этот праздник справедливо и премудро называют еще Святым Богоявлением, потому что во время Крещения Бог явил людям образ Своего бытия. Вот как говорит об этом евангелист Матфей: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (ст. 13–14). Иоанн Креститель чувствовал святость и чистоту Пришедшего к нему, хотя, может быть, до полученного во время Крещения откровения не до конца понимал, что перед ним стоит Сам Сын Божий. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (ст. 15). Что значит — «допускает»? Все те люди, которые считали себя грешными, преступившими Моисеев закон, приходили к Иоанну, чтобы креститься от него, то есть погружаться в воды Иордана. Через это они получали помощь свыше для того, чтобы начать праведную жизнь, вернуться к исполнению Моисеевых заповедей. Но Господь не нуждался в этом, он пришел креститься для того, чтобы освятить всех нас явлением славы Своего Божества. Действительно, почему мы освящаем в этот день воду? Потому, что не вода омыла Господа от грехов, а Он Сам, сошедши в воду, освятил ее Своим Божественным действием. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (ст. 16). «Сходил, как голубь» — из этого сравнения ясно, что Дух Святой не имеет никакого образа и вида, Он только уподобился голубю — самой кроткой и безобидной, чистой птице. Евангелист Лука говорит об этом событии более точно: «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» ( Лк.3:22 ). Действительно, голубь имеет тело, а у Духа нет ни тела, ни вида, ни образа. Конечно же, нет их ни у Отца, от Которого Дух исходит, ни у Сына, через Которого Дух посылается в мир, с Которым пребывает и с Которым, как и с Отцом, единосущен.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И вот, когда Иоанн уже открыл народу, кто есть Христос, вместе с другими людьми, спешившими к Иоанну, чтобы покаяться ему в своих грехах и креститься от него, приходит к нему и Сам Иисус Христос из Назарета, как обыкновенный смертный древодел. Какая кротость! Какое удивительное смирение! Сын Божий становится Сыном Человеческим, «зрак раба приим» ( Флп.2:7 ). Тот, Кто не имел за Собой ни единого греха, Сам спрашивает: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ); и все молчат, никто не может уличить Его в грехе, – этот Праведник, взявший на Себя грехи всего мира, приходит креститься от Иоанна, Владыка хочет креститься от раба, Творец от твари! Зачем же нужно было Спасителю мира креститься от Иоанна? Ведь безгрешному не было никакой нужды в покаянии. На этот вопрос Сам Иисус Христос дает ответ. Иоанн удерживает Христа и говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – Оставь теперь, – отвечает ему Христос, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:14–15 ). Какую же правду надлежало исполнить Христу? Правду ветхозаветного закона. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, – говорит Он Сам о Себе, – не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). Сын Божий приходит с неба на землю, чтобы принести Себя в жертву за грехи мира, а закон Моисеев требовал, чтобы и жертва, и приносящий жертву освящались водой. По тому же закону это освящение нужно было принять от постороннего лица. Вот почему в исполнении правды законной Христос и приходит к Иоанну, чтобы креститься от него. Однако Крещение Христа не было Крещением в покаяние, в котором Он не нуждается. Приняв Крещение от Иоанна, Он в то же время крестится Духом Святым в благоволение Отца Присносущего. Когда он после Крещения выходит из воды, то Иоанн видит Духа Божия, сходящего на Христа в виде голубя, и слышит голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Своим Крещением в водах Иордана Иисус Христос, исполнив правду законную, в то же время устанавливает Таинство Святого Крещения, в котором человек избавляется от первородного греха и Духом Святым возрождается к новой духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Кому Господь сказал: «Покайтесь»? Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… 22 января, 2012 Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… Мф., 8 зач., IV, 12-17. Неделя по Богоявлении Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее Евангелие нам говорит о странах, лежащих во тьме и сени смертной, в которых, однако, воссиял великий свет. Не относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру, но воспринята она была так разно. Для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле. Но для большинства людей — и, скажем честно: для большинства из нас! — эта весть, которая есть вечная жизнь для всей земли, для вселенной, стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением. Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков , страна наша была крещена, но не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша Русь родная, как земли Запада, в которых мы живем: весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, дивность Его личности, и вошли мы в этот поток таинственной жизни. И однако, так часто этот поток нас несет, словно мы — инородное тело, щепка; мы не делаемся тем, чем являются эти животворные воды потока вечной жизни.

http://pravmir.ru/komu-gospod-skazal-pok...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Святое Богоявление, Крещение Господне Всемирное, потрясающее, великое событие празднует ныне Святая Церковь. Крещение Господне — не просто воспоминание. Оно, как и все, что связано с Предвечным Богом, имеет непреходящее значение. Оно повторяется на протяжении всей истории человечества. Что же это за великое событие? Придя на Землю для спасения рода человеческого от вечной адской пропасти, в которую мы летели добровольно грехами своими, Иисус 30 лет прожил на земле в безвестности. Он не начинал проповедь: традиции не позволяли раньше этого возраста быть учителем и священником. Вседержитель, смирившись ради спасения каждого из нас, жил в Назарете как простой человек со своею матерью и мнимым отцом Иосифом. Спаситель, владея Вселенной, Сам добывал Себе хлеб тяжелым трудом плотника… Когда Ему исполнилось 30 лет, как говорит Слово Божие, Иоанну, сыну Захарии, в пустыне был голос, повелевший идти на Иордан крестить людей ( Лк.3:2 ). Крестителю было благословлено идти готовить людей к принятию Мессии — Христа. Предтече открылось, каким образом из тысяч приходящих можно узнать Самого Спасителя. Он идет к Иордану, «…проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Мк.1:4 ). Иоанн проповедовал о Христе, говоря, что «…идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:7-8 ). Громадные толпы людей, жаждущих Богообщения, устремились на Иордан к Иоанну Крестителю. В общей толпе приходит Сам Иисус. Будучи безгрешен, Спаситель не имел нужды в крещении и покаянии. Но приходит с другими, чтобы Своим примером показать нам необходимость следовать этим спасительным путем. Была еще одна чрезвычайно важная причина Крещения Господня. Она открылась чудом. Иисус вступил в воды Иорданские. Бесплотный Вседержитель своею плотью погружается в холодные воды реки, чтобы освятить эту стихию. Когда Христос выходил из воды, разверзлись небеса, и Дух Святый в виде голубя сошел и почил на нем. Громовой голос Бога-Отца потряс присутствующих: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Св. апостол Петр говорит, что крещение – «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет. 3:21 ). «Кто будет веровать и креститься, – говорит Сам Спаситель, – спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Значит, не сможет помочь и само крещение, если к благодати таинства не присоединится искренняя, проявляющаяся в делах любви ( Гал. 5:6 ) вера. Во время крещения на Иордане Господа нашего Иисуса Христа произошло таинственное откровение Святой Троицы, именуемое Богоявлением: Дух Божий сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса, и был глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мк. 1:10–11 ). Сочетаваясь со Христом в таинстве св. крещения, и каждый из нас был удостоен – разумеется, в меру нашей человеческой ограниченности – приобщения к тем благам, которые, будучи во всей полноте присущи Богочеловеку, открылись очам веры при Богоявлении, бывшем на Иордане. Принимающий таинство крещения получает благодатный дар Святого Духа, благодаря которому коренным образом изменяется самый строй духовной жизни человека, ибо человек получает мощную поддержку для борьбы с грехами и соблазнами. Подвижник V века блаженный Диадох говорит, что до принятия крещения благодать Божия находится вне нас и действует извне, диавол же обитает в нас и действует изнутри. Крещение же есть изгнание диавола и помещение благодати в сердце человека. В крещении верующий, дав обет верности Богу, Призвавшему нас «из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ), принимает Духа усыновления ( Рим. 8:15 ), становится сонаследником Христу ( Рим. 8:17 ), возлюбленным чадом, т. е. сыном или дочерью любви Божией по благодати ( Ин. 1:12 ). Велики и неизмеримы благодеяния Божии, дарованные нам в таинстве крещения. Они открывают путь ко спасению и, при наличии нашей доброй воли, неуклонно ведут нас по этому пути, пока не откроется нам »свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:11 ). Прославляя ныне Бога, «явльшагося плотию, вземлющего грех мира и подающаго нам велию милость», постараемся же жить так, чтобы никогда и никаким образом не уронить достоинство нашего христианского звания, и чтобы в нашем скромном поведении, в наших словах, делах и поступках, в жизни во всяком благочестии и чистоте всегда возвеличивалось преблагословенное Имя Святой и Живоначальной Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. Баня паки-бытия (λουτρν παλινγενεσας) – это спасительное таинство святого крещения. Словом баня выражается внешнее действие крещения – погружение в воду; паки-бытие и обновление Святого Духа означают благодатное возрождение и новую духовную жизнь, сообщаемую от Св. Духа. 6. Его же излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим. «Которого Он (Бог Отец) излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Как по вознесении Господа Иисуса на небо, Бог Отец, по ходатайству единородного Сына Своего, обильно излил Святого Духа на Апостолов, соответственно апостольскому их служению: так и ныне истинно верующим в Иисуса Христа Бог обильно сообщает Святого Духа посредством спасительных таинств, в коих подаются различные дары Св. Духа, необходимые каждому на пути к вечной жизни, как далее говорит Апостол. 7. Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечные. «Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы, по упованию, сделались наследниками вечной жизни». Обильно изливаются дары Св. Духа на тех, которые оправдываются благодатию Христа Спасителя, по вере в заслуги Его, для того, чтобы, пользуясь сими дарами, они делали добрые дела, и были наследниками вечной жизни, которой надеемся по обетованию и заслугам Господа Спасителя нашего, всех призывающего к сему наследию. Посему, в заключение предложенного учения, Св. Павел говорит: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (ст. 8). Братия! будем внимательны к апостольскому наставлению. Будем благоговейно помнить и размышлять о явлении на земле великой благодати Божией, спасительной для всех человеков. Будем благодарить и прославлять Бога Отца, пославшего в мир единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа. Будем благодарить и прославлять и Господа Спасителя нашего, пришедшего в мир для нашего спасения. И ожидая будущей жизни и второго славного пришествия Его, предопределенного Судии живых и мертвых, будем жить трезвенно, праведно и благочестиво. Ему, Спасителю нашему, единородному Сыну Божию, с превечным Отцем Его и Святым Духом, слава и благодарение и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Беседа 56 в неделю после Богоявления

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010